Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Можно ли совершить очищение песком (таяммум) при наличии воды, если человек опасается упустить совершение джама’атом молитвы джаназа?



Ученые разошлись относительно этого вопроса, но такие имамы, как Раби’а, Ибрахим ан-Наха’и, Хасан аль-Басри, аль-Ляйс ибн Са’д, а также ханафиты считали, что в случае опасения упустить совершение молитвы джаназа дозволено взять таяммум, даже если имеется вода. Также это передается от Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, однако сообщения от них не являются достоверными, что разъяснил имам аль-Байхакъи. См. “ас-Сунан аль-кубра” 1/231, “аль-Ма’рифа” 1/194.

Правильным является мнение второй группы ученых, что при наличии воды не дозволено совершать таяммум ни в случае опасения выхода времени обязательной молитвы, ни для совершения праздничной молитвы (аль-‘Ид) или же молитвы джаназа. На такой поступок необходим довод из Корана и Сунны, а его нет! Шариат сделал таяммум исключением только при отсутствии воды, как говорит Всевышний Аллах: «А если вы не нашли воды, то совершите очищение чистой землей, оботрите ею ваши лица и руки» (аль-Маида 5: 6).

А также при опасении заболеть, усугубить болезнь или же умереть. ‘Амр ибн аль-‘Ас рассказывал: “Однажды во время похода Зат ас-Салясиль в холодную ночь у меня произошла поллюция. Я переживал, что если я искупаюсь, то погибну. Поэтому я совершил таяммум и сделал молитву со своими спутниками. Затем они рассказали об этом посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и он мне сказал: «О ‘Амр, ты совершил молитву со своими спутниками, будучи оскверненным?! » Тогда я рассказал ему о том, что произошло, и сказал: «Поистине, я слышал слова Аллаха: «И не убивайте самих себя. Поистине, Аллах к вам Милосерден! » (ан-Ниса 4: 29). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) засмеялся и ничего не сказал”. Абу Дауд 334. Хадис достоверный.

Имам Ибн аль-Мунзир[3] в своей известной книге, приведя мнения обоих сторон, сказал: “Я выбираю второе мнение (что не дозволено совершать таяммум при наличии воды для молитвы джаназа)! ”. См. “аль-Аусат” 2/72.

Это является самым правильным мнением по многим причинам, среди которых:

Во-первых, никаких указаний в шариате на дозволенность такого поступка нет.

Во-вторых, нет в этом нужды, так как молитва джаназа не упускается, поскольку человек может совершить ее и над могилой умершего после захоронения. Имам ан-Науауи говорил: “Молитва джаназа не упускается, ибо ее можно совершить над могилой в течение трех дней по единогласному мнению (иджма’), а по нашему мнению дозволено и после трех дней! ” См. «аль-Маджму’» 2/281.

О количествах такбиров, произносимых в молитве джаназа

Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в молитве джаназа четырех, пяти, шести, семи или девяти такбиров.

 

Четыре такбира

Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил людям о смерти Наджаши (правителя Эфиопии) в тот самый день, когда он умер. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к месту молитвы, построил людей рядами и четырежды произнес слова такбира”. аль-Бухари 1245, Муслим 951.

 

Пять такбиров

‘Абдур-Рахман ибн Абу Ляйля рассказывал: “Когда Зайд ибн Аркъам совершал с нами молитву джаназа, он произносил четыре такбира, но однажды он произнес пять такбиров, а когда его спросили об этом, он сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произносил и пять такбиров! »” Муслим 957.

 

Шесть такбиров

‘Абду Хайр рассказывал: “Когда ‘Али ибн Абу Талиб совершал молитву джаназа над участниками битвы при Бадре, он произносил шесть такбиров. Когда он совершал молитву над остальными сподвижниками посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то произносил пять такбиров. А когда делал молитву джаназа над прочими людьми, то произносил четыре такбира”. ад-Даракъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность иснада.

 

Семь такбиров

Муса ибн ‘Убайдуллах ибн Язид рассказывал: “Когда ‘Али совершал молитву джаназа над Абу Къатадой, он произнес семь такбиров, а Абу Къатада был участник битвы при Бадре! ” аль-Байхакъи 4/36, ат-Тахауи 1/496. Иснад достоверный.

Но имам аль-Байхакъи сделал причиной недостатка этого хадиса то, что Абу Къатада умер после ‘Али. Однако имам Ибн ат-Таркумани и хафиз Ибн Хаджар опровергли это, сказав, что правильным является то, что Абу Къатада умер во время правления ‘Али. См. “аль-Джаухар ан-накъий” 4/36, “ат-Тальхыс” 1665.

Шейх аль-Альбани сказал: “Эти сообщения (асар), хоть и в форме маукъуф (что передается от сподвижника), имеют положение марфу’ (передающемуся от пророка), поскольку известные сподвижники совершали столько такбиров перед другими сподвижниками и никто из них не выражал этому порицание! ” См. “Ахкамуль-джанаиз” 112.

 

Девять такбиров

Что касается девяти такбиров в молитве джаназа, то на это указывают два хадиса, один со слов ‘Абдуллах ибн аз-Зубайра, а другой со слов Ибн ‘Аббаса, в которых сообщается: “В день битвы при Ухуде, совершая молитву над Хамзой, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнес девять такбиров! ” ат-Тахауи в “Шарху ма’ни аль-асар” 1/503, ат-Табарани в “аль-Кабир” 3/108. Иснад обоих хадисов сильный, о чем говорили шейх аль-Альбани и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

 

Важное примечание

Многие имамы говорили, что такбиров в молитве джаназа только четыре, а некоторые даже заявляли, что относительно этого есть единогласное мнение (иджма’).

На самом деле это неверное заявление, поскольку оно противоречит упомянутым сообщениям. Сторонники этого несуществующего единогласного мнения опираются при этом также на хадис, в котором сообщается: «Последнее количество такбиров, которое делал пророк (мир ему и благословение Аллаха) в молитве джаназа – это четыре».

Во-первых, данный хадис является очень слабым, о котором имамы аль-Байхакъи, аль-Хазими и Ибн Хаджар сказали: “Этот хадис передается несколькими путями, но все они слабые! ” См. “аль-И’тибар” 95, “ат-Тальхыс” 5/167.

Во-вторых, от сподвижников сообщается противоположное этому, и если бы в действительности последним количеством такбиров, которое передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха) было бы четыре, то кто-либо из сподвижников обязательно бы об этом сообщил. Поэтому упомянутые достоверные хадисы и сообщения от сподвижников указывают на то, что совершение большего числа такбиров, чем четыре, было и после пророка (мир ему и благословение Аллаха), как говорил имам Ибн Хазм, что не соответствует этому вымышленному иджма’. См. “аль-Мухалля” 5/124-125.

Имам Ахмад говорил: “Кто заявил об иджма’, тот лжец! Откуда ему знать, быть может, люди разногласили в этом! ” См. “Масаиль ‘Абдуллах” 438, “И’лямуль-мууаккъи’ин” 1/24.

Истину говорил имам Ахмад, ведь не все, что именуется иджма’, является таковым.

Также следует упомянуть о том мнении, о котором говорил имам ат-Тахауи, что увеличивать можно было количество такбиров в молитве джаназа только над участниками битвы при Бадре. См. “Шарх аль-асар” 1/495.

На самом деле и такое понимание противоречит тому, что передается от сподвижников. Выше мы уже приводили сообщение от ‘Али, который, совершая молитву джаназа над участниками битвы при Бадре, произносил шесть такбиров, а когда делал джаназа над остальными сподвижниками, произносил пять такбиров. На основании этого, правильным является то мнение, что чем праведнее был умерший мусульманин, тем больше следует произносить такбиров, на что указывает сообщения от ‘Али, а также хадис, в котором сказано, что, совершая молитву над Хамзой, пророк (мир ему и благословение Аллаха) произнес девять такбиров. Имам аль-Байхакъи назвал в своем сборнике хадисов главу, в которой приводил сообщение о такбирах с большим количеством, чем четыре, следующим образом: «Глава о том, кто совершал больше такбиров, чем четыре, выделяя тем самым достойных людей». См. “ас-Сунан аль-Кубра” 4/36.

Но нет сомнения в том, что большинство хадисов указывает на четыре такбира в молитве джаназа, что является самым распространенным количеством. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 141.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь