Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СОКРАЩЕНИЕ И ПЕРЕНОС НАМАЗА



 

В жизни мусульманина могут возникнуть такие ситуации, когда ему не удаётся своевременно и как положено совершить Намаз. Такие си­туации могут возникать во время путешествия и в непредвиденных тя­жёлых условиях. Учитывая эти обстоятельства, Всевышний Аллах, хвала Ему, облегчил условия для совершения обязательных Намазов, а именно: позволил сокращать и переносить обязательные Намазы.

 

Сокращение Намаза (аль-касру)

Сокращение Намаза означает сокращение четырёхракатного На­маза (полуденного, предвечернего, ночного) в два раката вместо четы­рёх, после того, как мусульманин имел на то намерение. Право на со­кращение Намаза даётся путнику, которому предстоит проделать путь не менее 80 км. И это право сохраняется за ним с того момента, как он покинул свой населённый пункт, вплоть до возвращения домой.

Сокращение не распространяется на утренний и вечерний Намазы.

Сокращение Намаза — это милость от Аллаха, Его подарок Своим рабам. В предании говорится, что не было случая, чтобы Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, во время путешествия не со­кратил четырёхракатного Намаза. В хадисе сказано, что Пророк, да благословит его Аллах да и приветствует, говорил:

Это милостыня, которой вас одарил Аллах, примите же Его ми­лостыню.

Исходя из этого, предпочтительнее и весьма желательно пользо­ваться этим правом, ведь Аллах любит, когда применяют Его льготы так же, как любит, когда выполняют Его предписания, как передано в хадисе.

Не имеет значения, как человек отправился в путешествие — пеш­ком, верхом, на самолёте или на другом виде транспорта.

 

Перенос Намаза (аль-джам‘у)

Перенос Намаза — это совершение двух Намазов во время одного из них. Переносить Намаз разрешается путнику, о котором мы гово­рили выше, и лицам, у которых нет возможности своевременно совер­шать Намаз.

Переносить можно предвечерний Намаз на полуденный, хотя время того ещё не наступило, или наоборот, полуденный Намаз отсро­чить к предвечернему и совершить во время последнего, хотя время первого уже истекло, и для них это не будет нарушением. Также можно совместить во времени вечерний и ночной Намазы, перенося время исполнения одного к другому, в зависимости от обстоятельств.

Утренний Намаз переносу и отсрочке не подлежит, его надо со­вершать только в своё время. Нельзя также переносить полуденный и ночной Намазы на утро. Нельзя совмещать предвечерний и вечерний Намазы.

К категории людей, которым разрешён перенос Намаза, можно от­нести:

1. Студентов, если во время Намаза они находятся на занятиях, лекциях, экзаменах и у них нет возможности отлучиться.

2. Солдат, находящихся на службе, заключённых в лагерях и тюрьмах, если и те и другие находятся в тяжёлых условиях, не позво­ляющих своевременно совершить Намазы.

3. Другие экстремальные случаи, предусмотренные Шариатом.

 

ГРУППОВОЙ НАМАЗ

(Джама‘ат Намаз)

 

Джама‘ат Намаз — этo Намаз, в котором участвуют два и более человека. Чем больше людей в нём участвуют, тем больше воздаяния от Аллаха. Вознаграждение от участия в Джама‘ат. Намазе в 27 раз больше, чем отправление одиночного Намаза. (Если бы вознагражде­ние шло сразу вслед за Намазом и выражалось бы в материальных вещах или деньгах, то можно предположить, что абсолютное большин­ство людей стремилось бы к Джама‘ат Намазу).

Джама‘ат Намаз является коллективной обязанностью и его необ­ходимо совершать хотя бы частью населения того населённого пункта, где находятся мусульмане. Открытое совершение Джама‘ат Намаза служит одним из критериев того, что в данном регионе существует Ис­лам. Если на территории, подвластной исламскому правлению, суще­ствует селение (город, район), где не совершается Джама‘ат Намаз, то правитель этой страны должен объявить непримиримый бой этому му­сульманскому селению (городу, району).

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал, что если 3 и более человек соберутся вместе и не бу­дут соблюдать Джама‘ат, то ими завладеет сатана, и редко когда кому-либо разрешал отсутствовать на Джама‘ат Намазе. Даже когда Ибн Мактум жаловался Пророку, да благословит его Аллах и приветст­вует, что он слепой и дом его далеко от мечети, и что у него нет подхо­дящего поводыря и спрашивал, нельзя ли ему оставаться дома, Про­рок, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

«Если слышишь слова азана, то отзовись хотя бы ползком».

Джама‘ат Намаз имеет неоценимое значение для исламского oбщества, он даёт определенный импульс в укреплении имана, Ис­лама в целом, как гармонично целостной системы поклонения Аллаху Всевышнему. Этот Намаз несёт с собой много позитивных моментов для Ислама, а именно:

1. Указывает на единство всех мусульман независимо от их соци­ального происхождения, расовой или национальной принадлежности.

2. Способствует стиранию всех различий между мусульманами, так как их объединяет цель, ради которой они живут на этой Земле. В На­мазе они стоят пред Аллахом, и они для Него одинаковы, как зубья од­ной расчёски. Различие, которое имеет место между мусульманами, будет определяться только лишь уровнем их богобоязненности.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Истинно, Аллах не смотрит на вашу внешность и ваше богат­ство, а смотрит Он на ваши души и ваши деяния».

3. Джама‘ат Намаз воспитывает в мусульманине чувство организо­ванности и повиновения руководителям, соблюдающим законы Ис­лама.

4. Джама‘ат сближает мусульман, развивает и углубляет в них чув­ство солидарности, любви, братства, уважения друг к другу, стремле­ния к взаимопомощи.

Учитывая огромное значение коллективного совершения Намаза и других видов поклонения и то, что невозможно одолеть мусульман, пока у них есть сплочённый коллектив, ярые противники Ислама все­гда старались и стараются разрушить их единство и создать всевоз­можные препятствия для его выполнения.

 

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЖАМА‘АТ НАМАЗА

 

Впереди совершающих Намаз стоит имам — духовное лицо, воз­главляющее групповой Намаз. За ним в строгую шеренгу становятся ряды ма‘мумов (совершающих Намаз, следуя за имамом). Муаззин читает икамат, возвещая тем самым о начале обязательного Намаза, после чего имам приступает к Намазу, предварительно укрепив в душе намерение руководить Джама‘ат Намазом в качестве имама. Как только в его душу западает намерение, имам начинает Намаз, громко произнося « Аллаhу Акбар ».

Слова такбира служат сигналом для ма‘мумов, и они, в свою оче­редь, укрепив в душе намерение, совершить Намаз совместно, за има­мом приступают к Намазу. Далее имам продолжает последовательно выполнять все рукны Намаза, а ма- ‘мумы повторяют все движения за ним. При этом ма‘мум в своих действиях должен чуть-чуть отставать. В случае, если он намеренно опередит имама в каком-либо действии, Намаз нарушается, а если опередит невольно, то ему необходимо воз­вратиться, чтобы совершать рукны вслед за имамом. Во время от­правления утреннего, вечернего и ночного Намазов сура « аль-Фати­хат » и следующая за ней другая избранная сура читаются имамом громко, ма‘мум при этом слушает. Bcё остальное время в Намазе как имам, так и ма‘мумы произносят слова молитвы про себя.

Все такбиры (произнесение « Аллаhу Акбар »), как первый, так и те, которые произносятся при смене рукна, а также « сами‘а Ллаhу... » при переходе в и‘тидаль и «салам», завершающий Намаз, произносятся громко, чтобы было слышно всем совершающим Намаз, во всех пяти Намазах. А ма‘мумы произносят это про себя.

 

Если Джама‘ат Намаз совершается двумя лицами, ма‘мум стано­вится справа и чуть сзади имама (рис. 11). Женщина должна стоять за спиной имама-мужчины, кем бы она ни доводилась имаму (матерью, сестрой или женой). Когда в Джама‘ат Намазе участвуют три и более человек, то имам становится впереди, а ма‘мумы за спиной имама в строгую шеренгу (рис. 12).

Имам является как бы делегатом к Аллаху от данной группы моля­щихся. Поэтому имамом должен быть тот, кто наиболее благонравен, богобоязнен, пользуется уважением за свои познания в богословии и жизни, строго придерживается принципов Корана и Сунны.

Азан и икамат читает не имам, а другое лицо, которое называется муаззином.

Женщина, каким бы образованием и качествами она ни обладала, не может быть имамом для группы, в которой есть мужчина. Она может руководить только женской группой.

 

Опоздание на Джама‘ат Намаз (аль-масбук)

Если ма‘мум опоздал к началу совместного Намаза, он должен спо­койно стать в шеренгу молящихся, затем иметь намерение совершить Намаз за имамом, и, произнося « Аллаhу Акбар », включиться в совер­шение Намаза. После этого он принимает то положение, в котором на­ходится имам, и продолжает вместе с другими ма‘мумами и те рукны, которые он успел захватить. Если опоздавший успел включиться в групповой Намаз до дачи первого салама, то он считается достигшим участия в совместном Намазе. Если опоздавший успел вместе с има­мом совершить поясной поклон руку‘ того или иного раката, то данный ракат ма‘муму засчитывается, хотя он и не прочитал суру « аль-Фа­тиха ». Но если ма‘мум успел только к моменту выпрямления имама по­сле руку‘, то данный ракаат ма‘муму не засчитывается.

Опоздавший ма‘мум после того, как имам завершает Намаз, встаёт и восполняет недостающие для себя ракааты.

 

ПЯТНИЧНЫЙ НАМАЗ

(Джум‘а Намаз)

 

Джум‘а Намаз — это обязательный Намаз, совершаемый коллек­тивно в пятницу вместо полуденного Намаза в соборной мечети села или города его жителями.

О значении этого дня сказано в Коране:

«О вы, которые уверовали! когда вы услышите призыв к На­мазу в день собрания [пятницу], то устремитесь к поминанию имени Аллаха и оставьте торговлю. Это лучшее для вас, если вы знаете». (Собрание, 9).

 

Порядок совершения Джум‘а Намаза

Имам поднимается на трибуну перед совершающими Намаз и, про­износя салам, приветствует собравшихся в мечети мусульман. Затем муаззин читает азан. После окончания азана имам начинает хутбу (проповедь).

Хутба читается имамом стоя. По окончании первой части xyтбы имам на короткое время присаживается, делая паузу. Затем встаёт и читает вторую часть хутбы. Закончив её, имам спускается с трибуны и становится впереди совершающих Намаз. Муаззин читает икамат, имам начинает вслух совершать Джум‘а Намаз, состоящий из двух ра­катов. Мусульмане, в свою очередь, последовательно повторяют за имамом все действия, совершаемые в Намазе.

В этот день желательно больше обычного обращаться к Аллаху с мольбами, молитвами, просьбами, читать Коран, так как этот день, по словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является еженедельным праздником мусульман.

 

ПОХОРОННЫЙ НАМАЗ

(Джаназа Намаз)

 

Это обязательный Намаз, совершаемый над покойным мусульма­нином перед его погребением. В этом Намазе все просят у Аллаха прощения и милосердия к покойному мусульманину, чтобы Аллах ввёл его в Свой Рай и помиловал в День Суда.

Перед совершением Джаназа Намаза, как и любого другого На­маза, надо соблюдать все условия для Намаза, за исключением вре­мени.

Для совершения похоронного Намаза тело покойного должно быть подготовлено к погребению в соответствии с предписаниями Шариата. Совершают омовение тела, используют благовония, пеленают в белый саван. После этого и читается Джаназа Намаз. Его можно исполнять одному мусульманину и совместно в группе. Предпочтительней второй вариант.

 

Порядок исполнения Джаназа Намаза

Совершающий похоронный Намаз становится на чистое место, об­ратившись к Кибле, предварительно уложив перед собой поперёк на­правления Киблы тело покойного, обмытого, окутанного в саван, гото­вого преданию земле.

Порядок исполнения Джаназа Намаза следующий:

1. Имея намерение на Джаназа Намаз за душу покойного и подни­мая руки до уровня ушей, произносим такбир «Аллаhу Акбар». Затем руки складываем, как и в других Намазах, на нижней части груди выше пупка.

2. Читаем суру «аль-Фатиха».

3. Во второй раз поднимаем руки до уровня ушей, произнося так­бир.

4. Читаем вторую часть ташаhhуда (часть Б).

5. В третий раз поднимаем руки, произнося такбир.

6. Просим у Аллаха прощения и милосердия покойному.

7. В четвёртый раз поднимаем руки и произносим такбир и ещё раз просим у Аллаха прощения и милосердия покойному.

8. Даём салам.

На этом Намаз закончен.



ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

На этом мы заканчиваем изложение основных правил, которые не­обходимо соблюдать при выполнении Намаза. Конечно, наше описа­ние Намаза не может исчерпать всей его многогранности, не даёт от­ветов на все вопросы, которые могут возникнуть при соблюдении и изучении этого столпа Ислама.

Если бы в нашу задачу входило расширенное описание, учиты­вающее все его детали и оттенки, получилась бы достаточно объёми­стая книга.

Наша задача была несколько иной — осветить основные моменты, наиболее необходимые, соблюдение которых можно оценить как достаточное при совершении Намаза. Эта книга даёт ответы на самые необходимые вопросы.

Красота и точность ни в чём, а особенно в деле поклонения Ал­лаху, не имеют предела. Поэтому не надо останавливаться на достиг­нутом, надо проверять усвоенное, стремиться к расширению знаний, совершенствованию произношения, соблюдению точности в чтении.

Надо стараться общаться с богобоязненными и образованными людьми, стараться чаще посещать мечети. Из сказанного выше мы уже знаем, какое важное значение имеет в Исламе коллективное ис­полнение 2-го рукна Ислама.

Желаем всем крепкого имана (веры).

 

И в заключение воздадим хвалу Аллаху

 — Господу всех миров!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь