Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Каковы существенные отличительные признаки науки и религии как феноменов культуры?



Наука и религия как взаимодополнительные области общест­венного сознания служат, или призваны служить, человеческому благу в высоком духовном смысле этого слова, но заняты они решением разных вопросов. Их сравнению посвящено в последнее время достаточно много исследований.

 

1 Вейль Г. Симметрия. М., 1968. С. 9.

 2 Чайковский Ю.В. Познавательные модели, плюрализм и выживание. С. 33.

 

Выделим ряд наиболее существенных отличительных признаков науки и религии как фено­менов культуры (см. табл. 1).

                                                                                                                                                                                                                                      Таблица 1

Наука   Религия  
Ищет ответ на вопрос: как устроен мир?   Пытается ответить на вопрос: почему мир вообще существует?  
Теория пытается открыть общую иде­альную структуру мира в космическом мироздании.   Подвергает осмыслению прежде всего внутренний опыт человека в его пре­дельном выражении: опыт смерти, зла, страданий  
Изучает причинно-следственные свя­зи.   Рассматривает проблемы осмысления бытия.  
Доминируют рассудочные средства.   Изучает природу, в том числе и природу человека, с позиций эзотеризма и иррациональности.  
Основная ценность — информативное содержание науки.   Основная ценность — опыт пережи­ваний человека.  
Прогрессирует за счет постоянного са­мообновления.   Изменяет свои догматы скорее как исключение, а не правило.  
Универсальная.   Пронизана культурной традицией.  
Принципиально не завершена.   Претендует на абсолютную истину.  
Доступна немногим.   Доступна всем.  

 

 

С помощью религиозной символики полученный человечеством опыт встраивается в глубинные мировоззренческие пласты, формируя религиозное мировоззрение в его целостности и всеохватности. Как и наука, религия может быть понята как символичес­ кая модель мира, обещающая и по определенным принципам упорядочивающая весь опыт отношения человека к природе и космосу, к самому себе и человеческому сообществу.

Как остроумно заметил Н. Бор, " человечество сделало два величайших открытия, одно — что Бог есть, второе — что Бога нет". И, возможно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый из нас в своем самоопределении в мире, но важно найти ту дорогу, которая приведет нас к Храму.

Контрольные вопросы и вопросы для самопроверки

1. Какова специфика культурологического изучения религии и науки?

2. В чем заключена проблема отношений религии и науки в истории культуры?

3. Объясните причины того, что религия не исчезает с появ­лением и возрастанием научного знания.

4. Чем объяснить тот факт, что многие ученые, в том числе в области естественных наук, продолжают оставаться верующими людьми?

5. Почему и как связан феномен религии с экономическим устройством государства?

6. Назовите основные черты мышления первобытного человека.

7. Дайте характеристику синкретизма, тотемизма, других архаических религиозных верований.

8. Почему именно магия считается предшественницей науки?

9. Каковы этапы становления научной картины мира?

10. Охарактеризуйте познавательные модели, сформиро­вавшиеся в культуре: механистическую, статистическую, диатропическую.

11. В чем смысл и этапы " расколдовывания мира"?

12. Каким образом техногенная структура общества влияет на соотношение религиозных и научных представлений о мире?

13. Проведите сравнительный анализ ценностных систем религии и науки.

 Темы рефератов и творческих заданий

1. Проблема соотношения религии и науки в истории культуры.

2. Модели мира: религиозное и научное понимание.

3. Духовный мир человека в зеркале религии и науки.

4. Роль мифа в становлении религиозного и научного сознания.

5. Наука и религия как символические модели мира.

6. Специфика соотношения религии и науки в рамках христиан­ства, буддизма, ислама.

7. Наука как признание и профессия (по работе М. Вебера)

8. Религия и проблема научной рациональности в европейской культуре.


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь