Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСЦЕЛЕНИЕ НА СОБОР ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ



«Уж до чего он Оптинских старцев любил, что без слез говорить о них не мог», - вспоминает о сыне мать о. Василия. Задолго до канонизации он написал втайне от всех службу Оптинским старцам, предвидя это велие торжество: «Старцы Божий из гробов чинно исходят и от сынов сво­их хвалу принимают». И на торжестве перенесе­ния мощей преподобных Оптинских старцев 23 октября 1998 года все так и было. Преподоб­ный Амвросий Оптинский явился воочию одной паломнице и спросил ее: «Ты почему на крест­ный ход не идешь?» - «Батюшка Амвросий,- сказала она, - да ведь туда милиция без пропусков не пускает!» - «Пойдем со мной. Я тебя проведу». Недоверчивая паломница не пошла за ним, но следила, увидев, как он прошел мимо милиции (а из-за многолюдства пускали, действительно, по пропускам), и все удивлялась, почему его никто не видит? А к паломнице тут же подошел схиигумен и, повторив слово в слово сказанное препо­добным Амвросием, провел ее на крестный ход.

24 октября 1998 года на Собор Оптинских стар­цев на могиле новомученика Василия Оптинского произошло исцеление, знаменующее его участие в торжестве Оптинских святых и утверждающее нас в мысли: это на земле все раздельно, а в Царстве Небесном - единение в любви.

Рассказывает инокиня Георгия, в ту пору гео­лог Людмила Васильевна Толстикова: «24 октяб­ря 1998 года на Собор Оптинских старцев я при­шла после литургии на могилы новомучеников. Тут подходит паломник, как-то странно и нелов­ко прижимает к себе листки бумаги и просит меня набрать ему в эту бумагу земельки с могил но­вомучеников. «Разве вы сами не можете?» - удивилась я. Но взглянула на его руки, и мне стало стыдно: кисти рук были бледно-восковые, как у мертвеца и, он не мог владеть ими. Наби­раю ему земельки и говорю: «Да вы хоть руки приложите к могилкам».

Наклонился он над могилкой о. Василия, водит руками по земле. Вдруг засмеялся и показывает мне розовые живые пальцы: «Смотрите, - говорит, - руки живые, а врачи хотели мне их отнять». У меня даже слезы из глаз брызнули: «Напишите, - говорю, - о вашем исцелении». А он все шевелит пальцами, смотрит на них, улыбаясь, и говорит: «Лучше вы с моих слов напишите. Вот мой адрес: 249 431, Калужская область, Кировский район, п/о Мало-Песочное, Акимов Алексей Николаевич».

Чтобы официально засвидетельствовать свое исцеление паломник Алексей Акимов после возвращения из Оптиной сходил к врачу и прислал в монастырь письмо со вложенной в него меди­цинской справкой:

Справка. Выдана Акимову Алексею Никола­евичу, 1962 г. р., д. Мало-Песочное, в том, что 27/X - 1987 г. он перенес: перелом н/з левого плеча, открытый перелом обеих костей левого предплечья в н/з, перелом фаланги 1 п., рваная рана левого плеча, размозженая рана 1 п. левой кисти. Травматологический неврит локтевого, лучевого нервов с нарушением функции левой руки.

На рентгенограмме 27/X - 1987 г.: Оскаль-чатый перелом н/з левого плеча. Осколъчатый перелом обеих костей предплечья н/з слева. От­рыв шиловидного отростка локтевой кисти. Пе­релом фаланги 1 пальца.

20/XI -1998 г. при осмотре: Функция левой кисти восстановлена.

Врач Шилова Алла Григорьевна (Печать по­ликлиники).

Из письма Алексея Николаевича Акимова: «Коротко о себе. По профессии я тракторист, семьи нет, а потому я более свободен чем семей­ные и люблю посещать святые места. Как назы­вается моя болезнь, не знаю: плохое кровообра­щение в кистях рук. Выражалось это в плохой переносимости холодной погоды и общем плохом самочувствии. Были обескровлены третий и чет­вертый пальцы обеих рук и выглядели белее бу­маги. Началось это омертвение в апреле, а в сен­тябре болезнь обострилась. В поликлинике Ки­ровского района мне выдали больничный лист, и врач Алла Григорьевна Шилова велела держать руки в тепле. Мне было не совсем удобно наде­вать перчатки при 15 градусах тепла, но врач настаивала, предупредив, что иначе может на­чаться гангрена.

Алла Григорьевна направила меня на обследо­вание в Калужскую областную больницу. Там мне сделали рентгенограмму, установив при об-

следовании, что кровообращение в кистях обеих рук крайне низкое. Даже в помещении больницы руки замерзали.

Сразу после больницы я приехал в Оптину на праздник преподобного Амвросия, и руки замер­зали даже в храме. В Оптиной пустыни я бывал и раньше, но на могилы новомучеников не ходил.

24 октября 1998 года я стал размышлять, что угодники Божий новомученики иеромонах Василий, инок Трофим, инок Ферапонт - святые. И решил набрать земли с их могилок. У могилок была Людмила Васильевна, и я попросил ее на­брать мне земли с могил, т. к. самому мне это было сделать трудно. Увидев мои побелевшие пальцы, Людмила Васильевна предложила помо­литься об исцелении новомученику Василию Оп-тинскому. Я стал молиться и положил руку на могилу о. Василия. Минут через пять кисть руки потеплела, а через десять минут пальцы порозо­вели и кровообращение восстановилось.

В тот же день я работал в монастыре на послушании - возил на тачке дрова. О своем исцелении я рассказал тогда послушнику Вадиму (ныне иеродиакону Тимофею - ред.,) и показал имевшееся у меня с собой заключение врачей из Калужской больницы о моем заболевании.

Спасибо за все угодникам Божиим! Спасибо за все Господу!

20 ноября 1998 г».

«С ЧЕГО ЭТО ПОПУ ЧЕСТЬ ОТДАЮТ?»

«Он был монахом из старой Оптиной»,- ска­зал об о. Василии иеромонах Даниил. А в старину оптинских монахов отличали прежде всего по одеж­де - грубые, тупоносые «оптинские» сапоги и деше­вая мухояровая ряса. Ряса у о. Василия была выношенная и в заплатах, а его единственной обувью были кирзовые солдатские сапоги. Когда о. Василий слу­жил на подворье в Москве, его не раз пытались переобуть в легкие ботинки, но из этого ничего не вышло. Между тем стояло такое жаркое лето, что на солнцепеке плавился асфальт.

Из воспоминаний монахини Ксении (Абашкиной): «Когда о. Василий пришел в монастырь, то они с о. Ф. решили подвизаться, как древние, имея одну одежду и одни казенные сапоги. Потом у о. Ф. заболели ноги, и он сменил обувь, А о. Васи­лий в великом терпении так и дошел в своих сапогах до райских врат.

Помню, в Москве мы поехали с ним освящать квартиру моих родителей. Жара была умопом­рачительная - градусов 30, а о. Василий был в шерстяной рясе, в кирзовых сапогах и нес боль­шую сумку. Я спешила, а он меня попросил идти медленней, сказав, что после службы ноги болят. Как раз перед этим он ездил отпевать старуш­ку, так разложившуюся на жаре за четверо су­ток, что все избегали подходить к гробу. И вот идем мы с батюшкой по жаре, а навстречу четы­ре милиционера. Вдруг они разом, как по команде, отдали батюшке честь. Отец Василий удивился: «С чего это попу честь отдают?» А поразмыслив сказал: «Они люди служивые. Кому, как не им, понять попов? Простому человеку не прикажешь стоять на жаре рядом с четырехдневным разла­гающимся трупом».

Еще по дороге нам встретился мой знакомый, ставший после избиения «дурачком». А раньше он был кинооператором, имел жену, любовниц и много пил. «Блажен, получивший воздаяние на зем­ле», - сказал о нем тихо о. Василий, и всю дорогу молча молился по четкам.

В квартире родителей обнаружилось, что моя мама без креста. И пока она искала свой крест, о. Василий рассказывал ей, что раньше рабу за­ковывали на шею кольцо с именем его хозяина. «И вот однажды мы умрем, - говорил он, - и придем на Суд к нашему Владыке. А Господь спро­сит: чьи вы рабы? И тех, у кого есть на себе его знак, призовет к себе, а на других и не взглянет».

Молебен по освящению квартиры о. Василий служил так вдохновенно и мощно, что от его пения, казалось, сотрясались все пять этажей на­шей «хрущобы». Он щедро окропил квартиру свя­той водой, и остановившись перед чуланом в ко­ридоре сказал, что бесы особенно любят прятать­ся по темным углам. Мы открыли чулан, а о. Василий влез туда, тщательно покропив все углы. Потом вышел на лестничную площадку, сказав: «И тут их много». И окропил всю лест­ницу в подъезде под нами и выше нас.

После освящения квартиры дух в доме изме­нился. Если моя мама до этого нехотя согласи­лась позвать «попа», то теперь она стала хо­дить в церковь, причащаться, а однажды открыла мне семейную тайну: оказывается, ее папа, а мой дедушка был священником, и в годы гонений его убили лишь за то, что он «поп». А еще дедушка-священник говорил, что мы из рода Говоровых, то есть из рода святителя Феофана Затворника. Ничего этого я не знала, и лишь в 26 лет крести­лась в Оптиной вместе с моими детьми.

В Оптиной пустыни я сперва по послушанию убиралась в храме и поневоле обратила внима­ние, что о. Василий подолгу молится пред моща­ми преподобного Амвросия и у могил Оптинских старцев. Даже если мимо идет по делу, обяза­тельно остановится и помолится.

Когда о. Василий служил иеродиаконом, он был радостный, веселый и будто летал по амво­ну. А после пострига в мантию он сильно изме­нился, не поднимал глаз и смотрел уже в землю. Вид был у батюшки строгий, а на деле он был добрый. Помню, Великим постом мы с детьми впали в уныние. «Батюшка, - говорю, - так шоколаду хочется и уже уныние от этих каш». И о. Василий благословил на вкушение шоколада, сказав, что лучше вкушать шоколад с самоукорением, чем поститься с ропотом и унынием.

По образованию я художник, и в Оптиной меня благословили заниматься иконописью. От прежних времен у меня остались косметические карандаши, но я сомневалась, можно ли их исполь­зовать для эскизов к иконам. Один батюшка ска­зал, что можно, а о. Василий - нельзя, пояснив, что икону немыслимо писать без благоговения, даже, казалось бы, в мелочах.

Однажды я с возмущением рассказала о. Ва­силию, что некоторые местные жители плохо относятся к монахам и говорят то-то и то-то. «Ах, окаянные, - сказал он весело. – Не ведают, что творят!» Он сказал это словами молитвы Господней с креста, но сказал так мягко, чтобы не дать мне повода осудить.

«Отец Василий, - спрашиваю, - почему к Господу, святым и владыкам мы обращаемся на «ты»: «Святейший Владыко, благослови», а к ба­тюшкам на «вы»?» - «Они сильные и не повре­дятся от нашей близости, - ответил о. Васи­лий, - а мы, попы, немощные, и из уважения к нашей немощи к нам надо обращаться на «вы»».

* * *

Где-то в Сибири есть безвестная могила шести­десяти восьми иереев, которых, рассказывают, рас­стреливали так. Ставили на край могилы и задавали

один вопрос: «Ну, что, поп, веруешь во Христа?» - «Верую»,- отвечал тот и падал в могилу расстре­лянный. А потом на его место становился следую­щий, чтобы ответить: «Верую».

Иеромонах Василий почитал для себя за честь быть причисленным к этому сословию русских «по­пов», оболганных, оклеветанных, но способных при­нять смерть за веру свою. Он был одним из тех, кого иные пренебрежительно называют «батюш­ками-требниками», но с охотой служил требы - крестил, отпевал и ездил причащать болящих и в темницах томящихся.

Рассказывает паломник-трудник Сергей Сотниченко: «Как-то в Оптиной узнали, что в од­ной деревне живет парализованная православ­ная подвижница. Иногда к ней заходили соседи, приносили еду, но большей частью она лежала одна - порой в нетопленной избе, и чем она пита­лась, никто не знал. Рассказывали, что она всегда в радости, славит Христа и просит одного - при­частить ее. Отец Василий тут же вызвался по­ехать к ней и взял меня с собой.

Вошли мы в избу и увидели живые мощи. А подвижница воссияла при виде о. Василия и запела: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ..!» Отец Василий исповедал, при­частил ее и был в потрясении от этой встречи: «Какая вера! Куда нам до нее?»

Отец Василий первым начал ездить в тюрь­му г. Сухиничи. Однажды он крестил в тюрьме с иеродиаконом Илиодором сразу сорок человек, а я им помогал. В бане приготовили кадки, чтобы крестить полным погружением. Стоят все го­ленькие, а один человек испуганно спрашивает: «Батюшка, разве можно нас крестить? Мы же преступники». А о. Василий смотрит на них, улыбаясь, и говорит: «Вы - дети. И все мы дети нашего Небесного Отца». И тут все заулыбались, обрадовались, став и вправду похожими на детей. Смотрю на них - огромные амбалы в татуировках, а перед батюшкой чувствуют себя малыми детьми, спрашивая с робостью: «Батюшка, а можно?»

Рассказывает иеродиакон Илиодор: «Снача­ла некоторые батюшки не решались ездить в тюрьму, а о. Василий вызвался первым. Приез­жали мы в тюрьму сразу после обеда, а уезжали в два часа ночи или же ночевали в тюрьме. Вся тюрьма уже спит, а у о. Василия - очередь на исповедь, и разговаривал он с каждым подолгу.

Запомнился случай. Храма в тюрьме тогда не было - его построили сами заключенные после убийства о. Василия. А в ту пору крестить при­ходилось в бане. И вот пришло креститься 39 человек, а сороковой, как нас предупредили, при­шел позабавиться: богохульник был страшный и, на их языке, «авторитет». Перед крещением о. Василий сказал проповедь. Этот человек очень внимательно слушал ее, а потом спросил: «Ба­тюшка, а мне можно креститься?» И стал по­спешно раздеваться.

После крещения он подошел к о. Василию: «Батюшка, я хочу покаяться в моих грехах. Мож­но мне исповедаться?» Исповедовал его о. Васи­лий два часа, а на прощание он попросил батюш­ку дать ему почитать что-нибудь о Боге. По-моему, о. Василий дал ему книгу «Отец Арсений», но точно не помню.

В следующий приезд он снова исповедовался и попросил о. Василия дать ему молитвослов и научить молиться. А потом он подал прошение тюремному начальству, чтобы его перевели в оди­ночную камеру. И вот сидел он в одиночке и все время молился. И вдруг в тюрьму пришло постановление, что дело этого человека пересмотрено, срок сокращен, и он подлежит освобождению. Заключенные тогда стали говорить, что, видно, родные заплатили кому надо и ловкого адвоката нашли. Но этот человек отвечал им: «Я даже прошения о пересмотре дела не подавал. Это Бог меня помиловал и освободил».

 

* * *

Известно, что во время поездки в г. Ерцево Архангельской области о. Василий вел беседы с заключенными в местной тюрьме. А паломница из Ерцево Елена рассказывала: «Все наше Ерцево - бывшая зона и на косточках заключенных стоит. В советское время церкви у нас не было, и целые поколения уходили из жизни некрещенными и не­отпетыми. Было общее потрясение, когда к нам приехали иеромонахи из Оптиной. Люди семьями шли креститься и отпевать давно умерших родных». Креститься приходило по 80-100 человек, и иеромо­нахи сутками, почти без сна крестили и отпевали.

Из письма ерцевской прихожанки Тамары Федоровны Цветковой: «Крестил меня иеромонах Филарет, а перед крещением исповедовал и наставлял в вере иеромонах Василий. Какая же духовная сила была у о. Василия! После крещения все ушли из церкви, а я с места сдвинуться не могу, и вся моя жизнь с того дня переменилась. Я перестала есть мясо, строго соблюдаю посты. Ежедневно читаю правило, Евангелие, кафизмы и акафист на каждый день. Очень люблю читать жития святых. Помогаю в церкви.

Священника у нас нет, но когда оптинские иеромонахи уехали, мы все равно продолжали ходить ежедневно в нашу любимую церковь и чи­тать там, что можно читать мирянам. Первую

неделю Великого поста прочли Покаянный канон Андрея Критского и ежедневно читаем Псалтирь. Но как же мы молим Господа, чтобы послал нам, грешным, священника!

Убийство о. Василия было для меня таким горем, что я тяжело заболела, а потом исцели­лась его епитрахилью. Я ведь знала об убийстве заранее - о. Василий явился мне наяву. Все это я подробно записала в тетрадку, но рассказы­вать о том не могу, пока не покажу этой записи старцу, - я ведь человек не духовный, и в таких вещах не разбираюсь».

По просьбе Тамары Федоровны мы передали ее записи старцу. А ерцевские прихожане рас­сказывали, перед убийством о. Василия Тамара Федоровна заболела и все плакала, скорбя о нем. Уезжая из Ерцево, о. Василий забыл здесь свою епитрахиль. И когда с молитвой новомученику Васи­лию Оптинскому епитрахиль возложили на бо­лящую рабу Божию Тамару, произошло исцеление.

Позже в Ерцево привезли кассеты с записью проповеди и служб о. Василия. «И вот соберутся наши православные,- рассказывала ерцевская паломница Елена,- положат на аналой, как свя­тыню, его епитрахиль и плачут, слушая на коленях записи его голоса». Кратким было служение о. Ва­силия в Ерцево, но, видно, долгая память у любви.

Из ерцевских впечатлений: Чтобы дать от­дых переутомленным иеромонахам, прихожанин Владимир повез о. Василия и о. Филарета на ры­балку. Отец Филарет сказал, что не умеет ловить рыбу. А о. Василий блаженствуя уплыл на плоту в озеро, взялся за удочку и уснул. Плот унесло да­леко по течению, но усталого батюшку не реша­лись будить. Когда же Владимир сварил уху из наловленной им рыбы, о. Василий сказал: «Как один мужик двух генералов прокормил».

В тех или иных выражениях, он всегда отзы­вался о себе как о человеке немощном. Когда же кто-то просил батюшку помолиться о нем, он отве­чал: «Ну, какой из меня молитвенник? А вот помя­нуть, помяну».

 

* * *

Рассказывает игумен Павел: «После рукопо­ложения в иеромонаха я служил 40 литургий с о. Василием на московском подворье и жил в од­ной келье с ним. Исповеди шли до 11 часов вечера и дольше. И когда к полуночи мы уже без сил возвращались в келью, очень хотелось отдохнуть. Присядем на минутку, а о. Василий уже подни­мается, спрашивая: «Ну, что - на правило?» Спрашивал он это мельком, ничего не навязывая, и тут же уходил молиться. После правила он часов до двух ночи читал молитвы, готовясь к службе, а в четыре утра снова вставал на мо­литву. Как же тщательно он готовился к службе, и как благоговейно служил!

Однажды была моя череда крестить, но я смутился вот от чего: приехала с кинокамерой высокопоставленная чета из мэрии, и женщина не хотела погружаться в воду с головой и портить специально сделанную для съемки краси­вую прическу. Я не знал, как тут поступить, и о. Василий вызвался меня заменить. Перед креще­нием он сказал проповедь и сказал ее так, что женщина была растрогана и уже не думала ни о какой прическе. Кстати, я заметил, что о.Василий перед крещением говорил каждый раз новую проповедь. У него не было дежурной заготовки на все случаи жизни. Он говорил, как хотела сказать его душа в этот час и этим конкретным людям».

Звонарь Андрей Суслов вспоминает: «Многие из нас обращались к о. Василию с дежурной жало­бой, что вот сухость в душе и молитва не идет.

«А ты встань ночью, - отвечал он, - урви от сна хоть часок и помолись Господу от души, а не по­тому, что так положено. И вся сухость, увидишь, пройдет». Сам о. Василий любил эти ночные мо­литвы, и, видно, дал ему Господь за то живую душу и живое слово о Боге».

 

* * *

Расскажем, наконец, об одной из самых труд­ных треб, когда священнику приходится напутство­вать умирающих.

Благочинный Оптиной пустыни игумен Пафнутий вспоминает: «Однажды в два часа ночи позвонили из больницы и попросили прислать свя­щенника к умирающему. Я знал, что о. Василий перегружен уже до переутомления, но послать было некого, и я постучал к нему в келью. Вот что меня поразило тогда - о. Василий будто ждал вызова, был уже одет и мгновенно уехал в боль­ницу со Святыми Дарами».

Умирал Лев Павлович Золкин - замечатель­ный мастер, вышивавший редкой красоты иконы, митры, схимы и изготовлявший клобуки для оптинской братии. Это он сшил клобук для пострига о. Василию, в нем батюшку и погребли. Когда о. Василий приехал в больницу, Лев Павлович был уже без сознания, и причастить его не удалось. Но всю ночь до последней минуты рядом с ним был и молился иеромонах Василий.

Рассказывает вдова Любовь Золкина: «У му­жа была неизлечимая болезнь крови, и он умер совсем молодым. До последнего дня он работал для Церкви, а заплатят копейки или совсем не заплатят - за все слава Богу. Цену за работу он никогда не запрашивал: «Люба, - говорил, - наша Церковь сейчас бедная и только восстает из руин». Но я-то знала, что работы мужа за большие деньги перекупают иностранцы, а сама порой занимала на хлеб. Он умирал, и я понимала, что останусь после его смерти без средств к существованию с малыми детьми на руках. «Ле­ва, - говорю, - я ведь тоже шью. Научи меня шить для Церкви». Он помолчал, помолился и ответил: «Для Бога плохо работать нельзя, а хорошо ты не сможешь».

Он был для меня идеалом православного чело­века, и я будто умерла вместе с ним. Окаменела и даже не плакала. Особенно я казнила себя за то, что бросила мужа умирать в одиночестве, уехав в ту ночь из больницы проведать детей. «Да что ты, Люба, - говорили мне в Оптиной, - с ним же о. Василий всю ночь был. Подойди к нему». Но подойти мешало вражье искушение - к сожалению, я поверила тогда наветам, будто о. Василий связан с «зарубежниками», а это было неправдой. Но в свое время мы с мужем так обожглись с этими «зарубежниками», продавав­шими за доллары его работы за границу, а он их жертвовал нашим храмам во славу Христа, что я даже близко не желала иметь дело с такими людьми.

Только через полгода я подошла к о. Василию: «Батюшка, - говорю, - я вдова Льва Павловича». А он смотрит на меня глазами, полными слез, и говорит: «Бедная вы моя!» И тут у меня впервые разжался спазм в груди. А о. Василий рас­сказывал, как в ту ночь приехал в больницу. Там было накурено и дух тяжелый. Но когда он зажег свечи и покадил ладаном, то почувствовал возле Левы свет и благодать.

С этого дня я стала ходить к о. Василию. Жить после смерти мужа было не на что. Дру­зья предложили мне сдавать квартиру в Москве, но претил этот «бизнес». Сказала об этом о. Василию, а он говорит: «Крест нищеты - тяжелый крест. Вы сможете его понести?» Сла­ва Богу, по молитвам о. Василия все устроилось, и мы не знали нужды. А потом подросли дети, и я пошла работать в церковь.

Куда труднее было выбраться из состоя­ния омертвения. Горе душило порой с такой силой, что нечем было дышать. И я шла тогда из своей деревни десять километров пешком в Оптину, чтобы повидаться с о. Василием. Мол­ча посмотрим друг другу в глаза, о. Василий помолится и так же молча благословит меня в обратный путь. Слов при этом почему-то не требовалось. Но я чувствовала, как он снимает с меня мое горе. Вот и ходила по десять кило­метров пешком, понимая тогда и теперь, что без о. Василия мне было бы не выстоять».

 

КАКОЙ ПРЕКРАСНЫЙ И МИЛОСТИВЫЙ У НАС ГОСПОДЬ!

Краткой была жизнь иеромонаха Василия. Кратки и обрывочны воспоминания о нем, и рассказы о начале монашеского пути перемежаются здесь с рассказами о посмертных чудотворениях.

Из письма иеромонаха Даниила: «Мне по­счастливилось прожить около пяти лет рядом с о. Василием. Помню, зимой 1988 – 89 года мы жили вместе в хибарке старца Амвросия. И хотя я был послушником, потом иноком, а он простым паломником, для меня было явным его духовное превосходство. Я не могу назвать себя его дру­гом, хотя он по-дружески относился ко мне. Но странно было видеть себя, такого земного и осуетившегося, рядом с ним. Это был красивый чело­век во всех отношениях, и я лишь любовался им.

Он по-монашески любил уединение, и я видел, как тяжело ему даются частые поездки то в Москву, то в Шамордино, но он никогда не роптал.

Духовно он был выше нас всех. Но эта ду­ховность была особенная - очень искренняя и по-детски светлая, без тени ханжества или лжи. Он не был избалован прижизненной похвалой, что, к сожалению, многим вредит. Он был монахом из старой Оптиной».

Иеродиакон Елеазар пишет в воспоминаниях: «Помню, как Великим постом 1989 года нас с о. Василием облачали в первые монашеские одеж­ды - подрясники. Еще запомнилось, как он был письмоводителем в монастырской канцелярии: собранным, немногословным и довольно деловым. Когда о. Василия поставили уставщиком, то с этим послушанием он справлялся безукоризненно: он прекрасно и по-моему наизусть знал службу, действуя четко и собранно - потом его быстро рукоположили во диакона и следом во иеромонаха.

Отец Василий был сугубо монашеского уст­роения и рано вышел из всех компаний с чаепи­тиями. Но в ту пору я принимал это за «над­менность» и осуждал его. Прости меня, о. Васи­лий! И лишь годы спустя вспоминается, как это «надменное» лицо озарялось удивительно дет­ской улыбкой.

Духовный рост о. Василия был поразитель­ным. Уже с первых служб у Престола он многие молитвы знал наизусть, а служил удивительно благоговейно. Лишних слов и движений у него на службе не было, и Агничную просфору он разре­зал всегда четким, уверенным движением. Много раз, когда мы вместе служили в скиту, я замечал, что после службы он около часа оставался в ал­таре и весь уходил в переживание прошедшей литургии. А еще он часто служил молебны пре­подобному Амвросию, сосредоточенно молился и негромко пел. Он был лучшим канонархом Оптиной пустыни.

Не припомню случая, чтобы о. Василий пре­пирался или отказывался от послушания, а тогда многие отказывались ездить в Шамордино или в Москву. Из других его качеств - простота и готовность помочь. Несколько раз в искушении я обращался к о. Василию, а он всегда старался уте­шить и давал разумные советы из святых Отцов.

На службе он весь уходил в молитву и молча «тянул» четки, никогда не вникая в разговоры, которыми, случается, «болеет» братия. К иконам подходил так: сначала постоит в сторонке, помо­лится, а затем быстро подойдет к иконе, полагая на себя крестное знамение довольно осмысленным движением и задержав на мгновение сложенные пальцы у лба. Запомнился характерный взгляд о. Василия - всегда внутрь себя.

Все мы очень любили проповеди о. Василия, а последняя его проповедь поразила меня. Он был охвачен огнем такой великой любви к Богу, что, возможно, помимо воли выкрикнул: «Какой прекрас­ный и милостивый у нас Господь!» Помню тишину в храме и чувство, что это больше чем слова.

После погребения братии раздавали личные вещи о. Василия, и мне достался его требник, маленький, еще царского времени. Я раскрыл его, и первое, что увидел, было «Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу» и место: «Вечная твоя память, достоблаженне и приснопамятне брате наш». И я вписал туда имя – Василие».

Рассказывает шамординская монахиня Исаакия: «В те годы я пела на молебнах в Оптиной и помню первый молебен иеромонаха Василия. Перепутав расписание, я опоздала почти на час. Все давно разошлись, решив, что молебна не будет. И лишь один о. Василий смиренно ждал меня в храме. Свой первый молебен он провел так безу­коризненно, будто давно уже служил. А моего чу­довищного опоздания он как бы не заметил. Он вообще не замечал чужих промахов. Очень сми­ренный был батюшка».

Рассказывает игумен Тихон: «Когда я был диаконом, то один раз проспал и опоздал на служ­бу. Между тем диакон должен прийти раньше иеромонахов, зажечь лампадки в алтаре и приго­товить все к службе. Вхожу в алтарь, а о. Васи­лий лампадки зажигает. «Батюшка, - говорю, - простите, проспал. Давайте я зажгу». - «Про­шу вас, - отвечает он, - не лишайте меня этой радости. У монаха три радости - лампадку зажечь...» Что он говорил дальше, не помню. Но запомнилось, как он трогательно ободрил меня, когда я переживал из-за своей вины.

Помню еще, как кто-то был недоволен, что всю братию посылают на сельхозработы, а о. Василия - нет. «Я чувствую, что он рожден для крупного послушания, - сказал тогда отец наместник, - а для какого, не пойму».

Рассказывает игумен Михаил (Семенов): «Па­ломником я работал в Оптиной на послушании и жил в одной келье с паломником Г. Великим по­стом Г. тяжело заболел, а о. Василий носил ему обед из братской трапезной и каждый день испо­ведовал его. Я в таких случаях старался выйти из кельи, но о. Василий деликатно возражал: «Нет-нет, лучше мы уйдем, чтобы не мешать вам». У Г. было тяжелое нервное расстройство, связаннов с беснованием, но по молитвам о. Василия про­изошло исцеление. И я завидовал Г. «белой зави­стью» - какой же у него хороший духовный отец!»

Вспоминает Тамара Мушкетова: «Жил тогда в Оптиной паломник Митя и рассказывал случай. На последней пассии Великого поста 1993 года все стояли со свечами, а Мите свечки не досталось. И вот стоит он за спиной о. Василия и думает: «Видно, я хуже всех, раз мне свечки не досталось». Постоит и опять в унынии думает: «Все люди как люди. Один я без свечи». Тут о. Василий обо­рачивается к нему и говорит: «Ну хватит, хва­тит. Возьми мою». И отдал ему свою свечу».

Инокиня Ольга пишет: «Я готовилась прича­щаться и спросила о. Василия на литургии: «Батю­шка, вы будете сегодня исповедовать?» - «Нет». - «А что же мне делать?» - «Смиряться». Но не прошло и пяти минут, как он вышел из алтаря и взял меня на исповедь.

Говорил батюшка просто. Однажды расска­зала ему, что поленилась прочесть вечернее пра­вило и было мне за то вражье нападение. А он: «Ну, теперь поняла?»

И все-таки главного об о. Василии не расска­жешь в словах. Помню, он вышел из храма и неспешно шел по молодой зеленой траве, перебирая четки и весь уйдя в молитву. Я хотела подойти к нему и взять благословение. И вдруг меня ос­тановил будто страх Божий - было чувство, что он живет уже в ином мире и идет по земле, не касаясь ее».

Рассказывает Алевтина Попова, инженер из Киева: «Я мало что знала о вере, когда нача­ла ездить в Оптиину на исповедь к о. Василию. Но что я понимала тогда? Просто мне очень нравилось, что у меня высокообразованный духовник, который разбирается в современных вопросах и говорит современным языком.

А после смерти о. Василия был случай. Сижу на лавочке возле его могилки и читаю сидя «Отче наш»: Вдруг слышу голос о. Василия: «Встань!» Я не обратила на это внимания и продолжала молиться сидя. Но вот что удивительно - ни­когда после этого я не могла уже читать мо­литву «Отче наш» сидя. Какая-то сила подни­мала меня, и я вставала».

Из воспоминаний шамординской инокини Сусанны: «После убийства на Пасху некоторые особо выделяли о. Василия, поскольку он иеромо­нах, а о. Трофим и о. Ферапонт простые иноки. Я сказала об этом своему духовному отцу, а он ответил: «Нет, это тричисленные мученики, и все трое пострадали за Христа». В ту же ночь о. Василий явился мне во сне одетым, как простой инок - без мантии и иерейского креста, будто желая показать, что он ничем не отличается от убиенных с ним братьев. Разумеется, снам нельзя доверять, но ведь и в жизни о. Василий был на­столько простым и смиренным, что о его духовных дарованиях мало кто знал».

«Иди ко мне!»

В Оптину пустынь к о. Василию ездила боля­щая паломница Инна, ходившая на костылях. Од­нажды ноги совсем отказали, и Инну принесли в храм на руках. Сидит она в храме, а подойти на исповедь к о. Василию не может. Вдруг о. Василий оборачивается и говорит: «Иди ко мне!» И Инна встает и идет. После смерти о. Василия Инна ушла в монастырь и приезжала на могилку о. Ва­силия уже в апостольнике.

 

«Раз обличил, то сними»

Молодая девушка, окормлявшаяся у о. Василия, одевалась по-монашески, а под черным платком носила золотые серьги. Однажды во сне о. Василий обличил ее за это.

- Батюшка, - спрашивала она его потом, - что же мне делать, если вы во сне обличили меня?

- Раз обличил, то сними, - ответил о. Василий, не уточняя, что снять - серьги или черный платок.

А вскоре эта девушка сняла с себя все «мона­шеское» и по благословению батюшки вышла за­муж. Теперь она счастливая многодетная мать.

 

«Отец Василий нам все наперед предсказал»

На беседе в воскресной школе г. Сосенского о. Василий сказал: «Мы надеемся на земное и не хотим уповать на Господа, пока нам хорошо. А завтра остановится завод, перестанут платить зарплату, а в квартирах отключат отопление. На что тогда уповать?».

После смерти о. Василия завод, кормивший город, почти остановился, зарплату перестали выда­вать, а из-за нехватки топлива в квартирах был такой холод, что люди, как в гражданскую войну, стали мастерить «буржуйки». Вот тогда и заговорили в городе: «Отец Василий нам все наперед предска­зал». В это безденежное время в Сосенском открыли храм, освятив его в честь преподобного Серафима Саровского. И сплотились православные, утверж­дая, что лишь упование на Бога не посрамляет.

 

«До смерти»

- Отец Василий, да что ж у меня все скорби и скорби? И долго ли их терпеть? - спросила монахиня Никона.

<!--[if !supportLists]-->- <!--[endif]-->До смерти.

 

«Если б вы знали, как нас любит Господь!»

Уезжая из Оптиной пустыни москвичка Ма­рия Руденко пожаловалась о. Василию:

- Какая в Оптиной благодать! А надо ехать домой, тратить жизнь, по сути, на мелочи.

- Наше дело заниматься прахом, - ответил о. Василий. И вдруг сказал, просияв, - если б вы знали, как нас любит Господь!

 

«Главное - сокрушать идолов в себе...»

Однажды на беседе в тюрьме г. Сухиничи зак­люченные задали о. Василию вопрос: «Кто хуже - «коммуняки» или «демоняки», и когда этого идола Ленина из мавзолея уберут?». Отец Василий ответил: «Главное - сокрушить идолов в себе, а внешние сами падут».

 

«Решето»

- Батюшка, я курю и буду курить.

- Ну что мне тебя за это сигаретой убить? Но ведь скорби от курения будут, и курякам стяжать благодать Божию - все равно что решетом воду таскать.

 

«Радость в Господе»

- Батюшка, я часто плачу, особенно на мо­литве, и на душе у меня безрадостно.

- Начнешь исполнять заповеди и переста­нешь плакать. И вдруг откроется, какая же радость в Господе!

«Это превыше всего»

- Отец Василий, что делать? Все идут в храм, а я в аптеку: то дети болеют, то свекровь.

- Главное - исполнить заповедь любви. Это превыше всего.

 

* * *

Рассказывает бухгалтер Оптинского подво­рья в Москве Людмила: «В ту пору у нас на подворье была крохотная трапезная в вагончике, где обедали вместе монахи и женщины. Отец Василий по-монашески избегал садиться за стол вместе с женщинами и приходил в трапезную после всех, когда там не было женщин, но и обеда порой уже не было - один хлеб оставался, а ему и хлеба хватало.

Однажды я пришла в трапезную после всех. Обедаю, а тут входит о. Василий. «Батюшка, - говорю, - мне уйти?» - «Ну зачем же?» Это было на Преображение, и в трапезную принесли боль­шое блюдо с фруктами. Но к нашему приходу осталось лишь два персика - один красивый боль­шой, и маленький, порченый. Я потянулась к ма­ленькому персику, а о. Василий положил передо мной большой. «Батюшка, я не возьму. Это вам». А он: «Благословляю съесть за послушание».

На подворье мы видели батюшку только в храме. Остальное время он сидел у себя в келье, как в затворе, и кроме храма никуда не ходил. Он был МОНАХ, и это чувствовалось».

Игумен Феофилакт, настоятель Оптинского подворья в Москве, вспоминает: «Отец Василий исповедовался ежедневно. Каждая его испо­ведь была творческой, а помыслы он пожигал уже на уровне прилогов».

Из воспоминаний гаамординской инокини Сусанны: «Был Успенский пост 1991 года, когда о. Василий служил в Шамордино. Я тогда толь­ко что поступила в монастырь, работала на послушании в трапезной и беспокоилась, что ба­тюшка не пришел обедать. Шел дождь, и часа в три я увидела в окно, как о. Василий идет под дождем спокойным шагом, прикрывая мантией

красную дароносицу на груди, - он ходил в Камен­ку причащать больного. В трапезной батюшка от обеда отказался и попросил кислых ягод. Съел он немного ягод, а на ужин не пришел. На следу­ющий день он опять съел лишь горстку ягод и не ужинал. Лишь на третий день он поел с ягодами немного ржаного хлеба. Помню, я сильно удиви­лась такому воздержанию. Постом и так пища скудная, а он и этого не ест.

У меня тогда была большая ревность по Боге. Как все новоначалъные я хотела поскорее исправиться и достичь чего-то высшего. И вдруг в проповеди перед общей исповедью о. Василий ска­зал, что нельзя обольщаться и надеяться, будто однажды мы исправимся и станем праведными: «Нужно помнить всегда, что мы неисправимы, и смиряться с тем, что мы хуже всех». Я вся горела желанием исправиться, а тут - «неисправимы». И я не соглашалась с этой мыслью о. Василия, пока не поняла: он говорил о смирении как основе всего. И не дай нам Бог почувствовать себя праведниками - это фарисейство.

После смерти о. Василия я много раз перечи­тывала его проповедь, опубликованную в газете «Лампада». И не могла понять в ней одно место: «Смотреть и видеть Господа, который идет впе­реди нас с вами и попирает Своими пречистыми стопами все те скорби, которые враг уготовал нам. Эти скорби уже попраны Христом, они уже Им побеждены». Я никак не могла понять, как это - наши скорби уже попраны и побеждены Господом? Спросить было не у кого. И вдруг вижу во сне живого о. Василия, спрашиваю его о непонятном в проповеди, а он объясняет. Оказа­лось все просто. Ведь Господь своею смертью победил грех, даровал нам победу над ним и на­учил, как противостоять ему».

Из воспоминаний монахини Олимпиады, игу­меньи Орловского Свято-Введенского монастыря: «Паломницей я два года работала на послушании в Оптиной. Потом меня благословили на мона­шество, и встал вопрос о выборе монастыря. «Возвращайся в Орел, к себе на родину», - ска­зал мой духовный отец схиигумен Илий. Другой же батюшка сказал: «Что ты будешь делать в Орле, если у вас нет монастырей? Монах без монастыря, как рыба без воды. Просись лучше в крепкий монастырь под опытную игуменью». Я и сама так хотела и стала умолять батюшку Илия благословить меня в какой-нибудь монас­тырь с опытной игуменьей. Батюшка колебался, но уступив моим мольбам, сказал: «Ну хорошо, помолись и выбирай».

Помню, пришла я тогда в тяжких раздумь­ях на могилку о. Василия и долго молилась, взывая к новомученику: какой же мой путь? И вдруг слышу голос о. Василия, повторяющий с силой: «Орел! Орел!» Я опешила - так яв­ственно это звучало. Иду скорей к батюшке Илию и говорю: «Батюшка, что со мной сейчас на могилке о. Василия было! Одно только сло­во слышу: «Орел!» Батюшка обрадовался: «А я тебе что говорю? Вот твой путь - Орел».

Так я уехала в Орел. И если до революции в Орловской губернии было множество монасты­рей, то теперь восстановить наш единственный в те времена монастырь стоило таких скорбей, что не раз слезами умылись. Это ведь лишь на бумаге считается, что гонения на православие кончились, а на деле мы чувствуем их. Инозем­ным проповедникам в нашем городе сразу дают за мзду помещения и транспорт. А православ­ным чаще дают понять, что мы бесправны на нашей земле. Вот один только случай.

Достали мы для ремонта цемент на цемент­ном заводе, а вывезти его не на чем. Полный город машин, а нам ни за деньги, ни без денег машину не дают. Сколько я кабинетов обошла, а везде отказ с улыбкой, да еще такого наговорят! Вернулась я в монастырь уже без сил и прилегла на минутку. Вдруг вижу в тонком сне - о. Василий сидит за рулем трактора и очень решительно, как танк, направляет его в ворота цементного завода. А я сижу с ним в кабине и прячусь за его спину: пусть, думаю, батюшка Василий сам все свершит, а то я так устала просить.

Сон был кратким, но до того утешительным, что я проснулась с явственным чувством - сей­час привезем цемент. Выхожу за ворота, под­нимаю руку, и первый же грузовик тормозит, а шофер с доброжелательной готовностью едет за цементом. Так мы восстанавливали наш мо­настырь, не имея ни сил, ни средств, но возложив все упование на Господа и наших скоропомошников новомучеников Оптинских».

Из воспоминаний инокини Н-го монастыря: «Хочу рассказать о моем исцелении по молитвам Оптинских новомучеников от болезни телесной и, что важнее, духовной. Дело было так. Наша иконописная мастерская находилась в доме, где еще жили миряне. Слышимость была отличная, работать под звуки телевизора я не могла и приноровилась залеплять уши парафином. Через два месяца уши стали побаливать, в голове сто­ял постоянный шум. А когда на годовщину убие­ния Оптинских братьев мы с сестрами приехали к их могилкам, то у меня началась такая нестер­пимая «стреляющая» боль в ушах, что батюшка благословил меня ехать утром в больницу.

На могилках новомучеников в тот день стояли иконки Спасителя, было много цветов и иных даров.

И вдруг к моей радости мне благословили иконку Спасителя с могилы о, Трофима, три цветка с моги­лы о. Василия, платочек с могилы о. Ферапонта и шерстяные носки с могилы иеросхимонаха Иоанна.

Вернулась я в гостиницу усталая, думая, что мгновенно усну. Но боль в ушах сверлила с такой силой, что не было мочи терпеть. В три часа ночи, совсем измученная, я вспомнила, что у меня с собой святыньки с могил новомучеников. Взмолилась я им и преподобному Амвросию Оптинскому, и вдруг у видела, что на столике рядом со мной стоит пузырек со святым маслом от мощей преподобного Амвро­сия. Отломила я кончики цветов с могилки о. Васи­лия и, окунув их в святое масло, вложила в каждое ухо. Платочек с могилки о. Ферапонта положила на ухо, болевшеее особенно сильно, а сверху при­крыла уши носочками с могилки иеросхимонаха Иоанна. Надела апостольник и удивилась - боль мгновенно прошла, и я блаженно уснула.

Ехать в больницу нужды уже не было. Но наутро шоферу надо было заехать в больницу, и за послушание батюшке я решила показаться врачу. И тут мне промыли уши, извлекли отту­да немало парафина, а врач сказала, что я лишь чудом не потеряла слух.

После этого на меня напал страх перед пара­финовыми затычками. И когда нас послали за покупками для иконописной мастерской, я, не спросясъ, купила магнитофон, решив, что буду рабо­тать в наушниках, слушая православные песно­пения. О своей самочинной покупке я сообщила батюшке не на исповеди, а в обычном разговоре. Он сказал, что это воровство и надо покаяться на первой же исповеди. И тут началось худшее из худшего - упорство в грехе: я помнила лишь страшную боль в ушах и не хотела каяться. Наступило состояние такого духовного нечув­ствия, что я уже не считала грех за грех.

Пришло время причащаться. Накануне вече­ром я написала исповедь, хладнокровно решив, что не буду каяться в этом грехе, находя ему множе­ство оправданий. А ночью вижу во сне, будто я снова в Оптиной, а о. Василий с батюшками в тревоге обсуждают, как же исправить меня. Ре­шили, что будут по очереди исповедовать меня в надежде пробудить во мне покаяние. Поисповедовалась я у первого батюшки, но утаила свой грех. Потом меня взял на исповедь о. Василий. Я опять теплохладно перечисляю грехи и не желаю каяться в воровстве. А о. Василий говорит мне сокрушенно: «Я даже не знаю, чем вам помочь». Сказал он это с такой скорбью, что мне стало стыдно до слез. Раскаяние уже обжигало душу, но тут меня окликнул мой духовный отец и ве­лел идти с ним по делам в скит. Помню, долго мы ходили по делам, а у меня одна мысль и страх - лишь бы успеть покаяться! Лишь бы о. Василий не ушел! Возвращаюсь, наконец, в монастырь и вижу - все батюшки давно разошлись и только о. Василий стоит у аналоя и ждет меня на испо­ведь. А у меня такая радость - успела! Спешу к о. Василию... и просыпаюсь от звона будильника, и бегу в храм, чтобы исповедать свой грех».

Рассказывает монахиня Нектария (Шохина): «Летом 1993 года я приехала в Оптину пустынь и узнала, что трое моих отцов-наставников так тяжело заболели, что не выходят из келий. По­мню, полола я сорняки и вдруг бросила дергать траву и взмолилась: «Господи, лучше бы я заболела, чем они!» - «Ты хоть понимаешь, о чем про­сишь?» - сказала инокиня Евфросиния, работав­шая рядом со мной. А я лишь жарче молюсь: «Гос­поди, исцели батюшек и даруй их болезни мне!»

И дано мне было по вере моей. К вечеру я слегла - сердце останавливалось, в легких булькало и хрипело, я вся разбухла и отекла, как при водянке. По образованию я медицинский работ­ник и понимала, что умираю. Тут инокиня Евфросиния зашла меня навестить, а я протягиваю ей через силу «Канон на исход души» и прошу: «Читай». Она испугалась, но увидев мое состоя­ние стала читать.

Утром мои разбухшие ноги вставили в чу­жую огромную обувь и кое-как под руки привели к могилкам новомучеников. С помощью сестер я положила земной поклон и стала молиться: «Гос­поди, молитвами новомучеников иеромонаха Ва­силия, инока Ферапонта, инока Трофима исцели меня!» Три дня меня готовили к смерти, прича­щая ежедневно. И три дня через силу, с помощью людей я добиралась до могилок новомучеников и молилась им об исцелении.

Через три дня выздоровела не только я, но и трое моих отцов-наставников. А я в благодар­ность за исцеление написала акафист Оптинским новомученикам».

Геолог Людмила Васильевна Толстикова, ныне инокиня Георгия, пишет: «Дивен Бог во святых своих! Для меня трое Оптинских новомучеников - святые. И хочу рассказать о двух случаях мило­сти Божией, явленной мне, грешной, через иеромо­наха Василия.

Был у меня в юности тяжкий грех, со сты­дом вспоминаю его и теперь. Но будучи новоначальной, я фактически скрыла этот грех на испо­веди, назвав его незначительным, уклончивым сло­вом, а это был смертный грех. Шли годы. Я уже пела на клиросе, когда по тяжести в душе догада­лась, как давит на меня этот давний неиспове­данный грех. Но на исповеди я от стыда не мог­ла ничего выговорить или вдруг «забывала» его.

И вот наступила Крещенская ночь 1993 года. Я написала письменную исповедь, решив во что бы то ни стало покаяться сегодня же. А на все­нощной узнаю, что мой батюшка сегодня исповедовать не будет. Гляжу, а к другим батюш­кам такие толпы причастников, что уже ясно - на исповедь мне не попасть.

Храм был переполнен. Народ теснил меня сза­ди прямо к аналою о. Василия. Но я была в таком удрученном состоянии, что, повесив голову, двига­лась в толпе, не замечая вокруг ничего. И вдруг о. Василий обернулся в мою сторону и, «выдернув» кивком из толпы, вне очереди взял на исповедь. А я слова не могу вымолвить и лишь молча протя­гиваю батюшке запись исповеди. Записка была свернута вдвое, и что в ней написано, о. Василий не знал. Смотрит он на записку в моей руке и говорит изумленно: «И это мне?» - «Вам, батюш­ка». А он снова восклицает: «И это мне?» - «Вам. Прочтите». А он нараспев: «И это мне-е?» Я тогда не знала, что батюшка прозорлив, но точно зна­ла - ему открыто мое состояние: он знает, что в записке, даже не читая ее. А я лишь опускаюсь на колени и плачу так сильно, что слезы заливают лицо. И я не понимаю одного - как я теперь взгляну в глаза батюшке, если ему открыта вся моя скверна? И вдруг слышу, как о. Василий БЛАГОДАРИТ меня за исповедь. Поднимаю гла­за и вижу сияющее радостью лицо батюшки.

Расскажу о другом случае. Когда по благо­словению старца я переехала из большого горо­да в Козелъск, родные сперва корили меня. Но все было промыслителъно. В Козелъск я приехала уже больная, с опухолью. Лечиться не люблю, то тут, по настоянию родных, прошла обследование в Мое-кве на УЗИ, и врач, установив размеры опухоли, назначил мне курс лечения. Год я добросовестно

лечилась, но повторное обследование показало - толку от лечения нет. И я бросила лечиться, возложив все упование на Господа.

Теперь я понимаю, что это дерзость и в моей надежде на чудо была тонкая струнка тщесла­вия. Но тогда я много ездила по монастырям и купалась в святых источниках. Духовная польза была огромной, но моя опухоль как была, так и осталась со мною, давая о себе знать весьма чув­ствительной болью.

В Страстную Пятницу 93-го года я верну­лась из паломничества на свое послушание в Оптиной, а на Пасху было убийство. Помню, я дол­го шла лесом по следам убийцы, стремясь настиг­нуть его. Страха за свою жизнь уже не было. Так потрясало это чудовищное злодеяние!

По профессии я геолог и, проработав всю жизнь в мужском коллективе, привыкла «держать­ся», не давая волю слезам. На погребении я не плакала, но невыплаканное горе уже душило меня. Однажды на могилках новомучеников никого не было, и тут, обняв крест на могилке о. Василия, я впервые дала волю слезам. Я ничего не просила, только плакала, горюя о братьях. И вдруг почув­ствовала такую боль на месте опухоли, что даже присела. Кое-как с передышками добралась до храма, боль была сильной и, мне казалось, целеб­ной - из меня будто кто-то извлекал опухоль. Так продолжалось минут пятнадцать, и вдруг я почувствовала, что исцелилась. Во избежание ис­кушений я старалась даже не думать об этом и просто радовалась состоянию легкости и здоровья.

Но, видно, Господу было угодно засвидетель­ствовать мое исцеление, ибо вскоре я попала на обследование на УЗИ и как раз к тому врачу, который нашел у меня опухоль. Доктор был в недоумении: где же опухоль? «Тут, доктор, тут», - говорю ему, показывая на болевшее преж­де место. «Тут только ямка от опухоли», - от­вечает он. Не поверив, он назначил мне повтор­ное обследование через полгода, еще раз подтвер­дившее - исцеление было полным.

Сперва я скрывала свое исцеление. Но ведь не ради меня, грешной, было явлено чудо, а ради про­славления Оптинских новомучеников. Вот поче­му я решила засвидетельствовать письменно чудо исцеления, приложив, если потребуется, медицин­ские документы».

Рассказ сотрудника Сретенского монасты­ря раба Божия Павла: «Однажды с игуменом Ипатием мы долго стояли у могилы о. Василия. Отец Ипатии рассказывал мне о нем и совето­вал молиться о. Василию, когда будет нужда в скорой помощи. Прошло немало времени, пока я вспомнил об этом. А вспомнилось так.

Возвращались мы из Печор и наш новенький «ЗИЛ» вдруг сломался. Оказалось, порвался при­водной ремень и при попытке связать его бук­вально рассыпался в руках. И тут начались наши мытарства. Вблизи никаких населенных пунк­тов. Останавливаем машины с просьбой помочь, но откуда у легковушки «зиловский ремень»? И вот что интересно - много разных машин прошло мимо нас, а «ЗИЛа» ни одного.

Просим водителей позвонить в авторемонт, но они так вяло обещают, что видно - вряд ли будут звонить. Так прошел не один час. Стано­вилось темно, да еще дождь пошел. Ситуация была до того безвыходной, что я в сердцах пнул по коле­су и из меня вырвалось: «Ну, о. Василий, помогай, раз о. Ипатии велел молиться тебе!» Прости меня, Господи, что так грешно «помолился». И вдруг гла­зам своим не верю - прямо к нам с пригорка катит «зилок». А водитель тормозит, улыбаясь:

«Что - загораем? Помощь нужна?» Я лишь молча показываю обрывки ремня. Шофер смеется: «По­лезай в кузов!» Залезаю и вижу - в пустом кузо­ве стоит ящик, полный новеньких «зиловских» ремней. Что со мной было и так понятно. А шофер нам про запас ремней еще дал. В общем ехали мы потом и всю дорогу благодарили Господа и нашего скорого помощника о. Василия».

Рассказывает рясофорная послушница Любовь: «На Страстной неделе мне нужно было срочно уехать из Киева в свой монастырь. День­ги у меня были только на плацкартный билет, но дешевых билетов в продаже не было. Стою на вокзале в растерянности, а моя спутница говорит: «Но ты же так почитаешь о. Василия. Проси его!» Только я стала молиться новомуче­нику Василию, как ко мне подходит женщина и просит: «Купите у меня купейный билет по цене плацкартного, а то поезд отходит - не успеваю сдать». И я тут же уехала из Киева в купе».

Из рассказов Галины Лавровым Безносовой, директора православной гимназии г. Козельска: «Ехала я на работу, а автобус сломался. Вижу, что опаздываю на занятия и взмолилась о помощи новомученику Василию. Возле меня остановилась машина и довезла до крыльца школы. Но таких случаев множество. Ведь когда мы открывали нашу православную гимназию, то каждый шаг или даже шажочек начинался с того, что идешь к мощам прп. Амвросия и к могиле о. Василия и поклоны с молитвой им кладешь».

Православная гимназия начиналась так - в городской школе устроили вечер памяти новомученика Василия. Большинство учащихся были еще неверующими, и Галина Лавровна переживала: а придут ли дети? Вот и полагала она земные по­клоны с молитвой: «Отец Василий, соберите отроков!» Сто двадцать отроков пришли тогда на ве­чер. А впечатление от встречи с отцами Оптиной пустыни было таким сильным, что все просили продолжения встреч. Так начался цикл православ­ных вечеров. Верующих детей становилось все больше, и стала неотложной нужда в гимназии.

Дети очень любят свою гимназию. Один ма­ленький мальчик из дальней деревни ходил сюда пешком по два часа в один конец. Галина Лавровна и родители уговаривали его перейти в школу рядом с домом, но мальчик отвечал: «Я очень хочу изучать Закон Божий». Пятый год работает право­славная гимназия. И пятый год вершится чудо: нет денег на зарплату учителям, и снова Галина Лав­ровна кладет земные поклоны с молитвой: «Отец Василий, помогите!» Нет дров и средств на завтра­ки учащимся, и опять спешит к могилам новомуче-ников директор гимназии. «Духовник нашей гим­назии протоиерей Павел,- рассказывает она,- даже сказал регентуя: «А у нашей Галины Лавров-ны один глас: «Отец Василий, помогите!» Но ведь мы действительно живем чудом. Сколько раз уже казалось - нет ни копейки, и гимназии не выжить. И все-таки мы живем, радуемся и растим наших детей в вере молитвами новомучеников иеромонаха Василия, инока Ферапонта, инока Трофима».

Раскроем же последние страницы дневника иеромонаха Василия, написанные уже, кажется, вне времени - без дат.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.144 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь