Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мнение имамов мазхабов Малика, Шафии, Ахмада.



 

Мнения Имамов в отношении неверия, оставившего молитву

 

Распространилосб от трех Имамов – Малика, Аш-Шафи’и и Ахмада, что они якобы не считали неверным оставляющего молитву. Однако это противоречит действительности, как станет ясно из ниже приведенного.

 

 

Мнение Имама Малика

 

Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани – тот, кто собрал знание Имама Малика и его фатвы, вплоть до того, что его стали называть «Малик Младший». О нем говорят маликиты в своих книгах: “Если бы он не составил ничего, кроме одной великой книги – «Ан-Науариду уа аз-зиядат», в которой он собрал все фатвы и исследования Имама Малика, которых не найдешь ни в книге «аль-Мууатта`», ни в «аль-Мудаууана», то этой одной книги было бы предостаточно (для достоинства этого ученого)”.

Ибн Аби Зейд аль-Къайрауани упомянул в этой самой книге «Ан-Науариду уа аз-зиядат» вопрос неверия оставляющего молитву, сказав:

Передал Ибн Хабиб от Имама Малика: «Что касается оставившего молитву, если Имам приказал ему совершить ее, а он ответил, что молиться не будет, то его следует убить немедля до окончания времени молитвы. Он по причине оставления молитвы становится неверным, из-за чего бы он ее не оставил: отрицая (ее обязательность), из небрежности, из упущения или же из беспечности. Согласно словам Пророка: «Между рабом и неверием только оставление молитвы»...». Передал от Малика эти слова Матраф, а так же Ибн Маджишун, Ибн Абдуль-Хикм и Асбагъ” [См. «Ан-Науариду уа аз-зиядат», 537/14]

 

Не привел после этого автор никаких слов Имама Малика, которые бы противоречили бы этим его словам! В этой книге есть слова некоторых маликитов, истолковавших этот хадис, поставив условием отрицание и т.п. Действительно, маликитские ученые впоследствии приняли это мнение в большей своей массе, но все это не относится к самому Имаму, у которого предельно ясные слова в этом вопросе. Поэтому и Ибн Абдуль-Бар, – а его слово весомо в познании маликитского мазхаба, – приведя мнение о том, что суждение о неверии оставившего намаз не выносится, сказал, что это мнение приверженцев мазхаба Малика, и не отнес это мнение к самому Имаму, хотя он, колеблясь, склонялся именно к этому мнению. Так же этого мнения среди маликитов придерживался Ибн Абу Зейд, и если бы от самого Малика было хоть одно слово, подтверждающее их мнение, то они немедля привели и ссылались бы на него.

 

После этого появились множество маликитских книг, однако мы не нашли в них ни одного слова самого Имама, которое бы говорило об отсутствии такфира, противореча единогласию сподвижников! Наоборот, от него передается лишь обратное, как было упомянуто. Так же не привел Ат-Тахауи ничего от Имама Малика в этом вопросе, кроме как его слова о неверии, которые будут приведены ниже.

 

Сказал ат Тахави: "Из мазхаба Малика - что кто оставит преднамеренно молитву, без оправдания, пока не выйдет ее время - то он вероотступник, и убивается если не прочитает эту молитву. И это - слово аш Шафии". Иточник: "Мухтасар ихтиляф аль-уляма", 3/376. И также упомянул эту передачу от аш Шафии хафиз Ибн Касир в тафсире, 5/243.

 

 

Мнение Имама Аш-Шафи’и

 

Исмаиль-Музаний (264 г.х.) – один из величайших и ближайших учеников Имама Аш-Шафи’и, который омывал тело Имама после смерти. Не превзошел его никто из шафи’итов, вплоть до того, что Имам Аш-Шафи’и сказал про него: “Аль-Музаний – помощник моего мазхаба” [См. «Джами’уль усуль», 12/179].

 

Труд Исма’иля аль-Музаний под названием «Аль-Мухтасар», в котором он собрал в сокращенном виде книгу «аль-Умм», проверив на подлинность слова Имама Аш-Шафи’и – является основой всего шафи’итского мазхаба.

Сказал Ибн ‘Имад: “Эта книга – основа всех написанных книг в этом мазхабе, основываясь на которой и разъясняя которую, эти книги были написаны”

В этой книге аль-Музаний передает слова своего Шейха, которого он знал лучше, чем кто-либо другой: “Сказал Имам Аш-Шафи’и: «Тому, кто без оправдания оставил молитву до тех пор, пока не вышло ее время, следует сказать: никто не помолится эту молитву вместо тебя! И если ты не помолишься ее, то мы призовем тебя к покаянию, в случае если не покаешься – то убьем тебя как неверного. Таким образом, мы говорим: уверуй! А если не уверуешь – то убьем тебя!»” Аль-Музаний объясняет: “Прировнял Имам того, кто оставил молитву, к тому, кто оставил иман. И его положение (хукм) такое же, как положение оставившего иман, потому что для Имама они оба одинаковы!” [«Аль-Мухтасар», 53].

 

Абу Джа’фар ат-Тахауи – племянник аль-Музаний, изучил мазхаб Аш-Шафи’и от своего дяди, после этого перешел в ханафитский мазхаб. Однако он один из сильнейших знатоков шафи’итского мазхаба и разногласий между учеными. Он указал, что мазхаб Аш-Шафи’и – это такфир оставившему молитву, не упоминая ничего другого от Имама в этом вопросе.

 

Имам ат-Тахауи в своей книге «Ихтиляфуль ‘уляма» (Разногласия между учеными) сказал: «Передали знатоки, что мнение Имама Малика состоит в том, что оставивший молитву до тех пор, пока ее время выйдет, преднамеренно и без оправдания – такой человек вероотступник и его следует казнить, кроме как если помолится. Этого мнения также придерживался и Имам Аш-Шафи’и. Передал А’маш от Абу Суфьяна, от Джабира, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между рабом, и между неверием и многобожием – оставление молитвы» [См. «Ихтиляфуль ‘уляма», 4/393].

Я прочитал книгу «Аль-Умм» и книги Имама Аш-Шафи’и, и не нашел никакого текста о том, что оставивший молитву не является неверным, единственное, что сказано о нем в книге «Та’зим къадри ас-саля», что это был его мазхаб, а так же Абу Саура и Абу ‘Абида.

 

Слова имама аш-Шафиий, косательно оставившего намаз, так как многие ошибочно считают, что мазхаб имама на том что такому не выносится такфир, и так:

Раздел: Хукм, в отношении того кто оставил преднамеренно намаз .

Сказал имам аш Шафии: «Скажут тому кто оставил намаз без уважительной причины до тех пор пока не вышло его время: не сделает никто его за тебя, если ты сделаешь намаз, то хорошо, в противном случае, от тебя потребуют покаяния, и если ты покаешься (т.е., совершишь намаз), то хорошо, в противном случае мы убьем тебя - как кафира.. и мы скажем ему: если ты уверуешь!, то хорошо, в противном случае мы тебя убьем.» И сказано было: "потребуют покаяние от него 3 раза и если он сделает намаз, то хорошо, противном случае его убьют и это будет хорошо, инша Аллах". Сказал имам аль-Музани (передатчик этих слов непосредственно от Имама аш-Шафиий, о котором сам имам сказал: помощник моего мазхаба): «Поистине сказал он (аш Шафи1и) это касательно вероотступника, если он не покается, его убьют и не будут ждать пока он покается 3 раза, по причине слов пророка, солла Ллаху алайхи ва ссалам: "Тот кто оставил свою религию, то ударьте его по шее мечом". И поистине приравнял (аш Шафии) оставляющего без уважительной причины намаз, как оставивщего Веру, и хукм его такой же (т.е., хукм оставивщего намаз, такой же, как и того кто оставил Ислам) в аналогии к его словам, потому что он (оставивший намаз) подобен ему (оставившему Ислам) и не будут от него требовать покаяться три раза». (см. Аль-Умм 1/429).

 

Мнение Имама Ахмада

 

Великая книга аль-Хиляля «аль-Джами’», в которой были собраны все слова Имама Ахмада и его знание, была утеряна. Но по милости Аллаха сохранились несколько бесценных частей из нее, как например «Ас-сунна» и «Ахкаму аз-занадикъ», однако в основе это был огромный труд из тридцати больших томов.

Аль-Хиляль передал все его фатвы об оставившем молитву, в книге под названием «Ахлю миляль уа ридда уа аз-занадикъа уа тарик ас-саля уаль-фараид мин китабихи Аль-Джами’» (2/535)

 

Сохранил аль-Хиляль дословно все, что передавалось от Имама Ахада в этом вопросе, таким образом, что никто не сможет чего-либо добавить к этому. Таким образом, назвал главу в книге: «Тот, кто оставил молитву, стал неверным», и привел десять сообщений от Ахмада, передаваемые его сподвижниками: Абдуллах Ибн Ахмад, Аль-Йамани, Аль-Искафи, Ахмад Ибн Хасан, Ханбаль, Харб аль-Курмани, аль-Марузи, Абу Харис ас-Саигъ, аль-Маймуни, Абу Дауд ас-Сиджистани. И все они передали от Ахмада, что оставление молитвы неверие.

В сообщении от Аль-Йамани говорит Имам: “Такой не унаследует и не оставляет наследство” (формулировка, свидетельствующая о неверии).

В сообщении, приводимом сыном Имама Абдуллахом, Имам Ахмад ответил хадисом: «Между рабом и между неверием – оставление молитвы».

В передаче от Аль-Искафи Имам ответил: “Не толкую эти хадисы, кроме как тем, на что они явно указывают. А что касается тех, кто сделал условием отрицание, то мне об этом не известно. Сказал Умар: «Нет удела в исламе у того, кто оставил молитву»” и понял Имам со слов Умара, что нет удела в исламе у оставившего молитву, т.е. он неверный.

В сообщении от Ибн Хасана, Имам Ахмад сказал: “Нет между верой и неверием ничего кроме молитвы”.

В сообщение, передаваемом Ханбалем, Имам сказал: “Не слышал ни о чем, оставление чего являлось бы неверием, кроме молитвы”. То же самое передается и в версии Харба, в которой Имам вдобавок привел хадис в подтверждение.

 

Так же в сообщении от аль-Маймуни сказал Имам: “Не пришло ни о какой вещи того, что пришло о молитве”

В сообщении, передаваемом Абу Бакром аль-Марузи, говорится, что Имам Ахмад был спрошен о том, кто оставил молитву из беспечности и небрежности, на что он сказал: “Свят Аллах! Если он оставил ее по беспечности и небрежности, то что осталось?!” дошло до того, что Имам стал порицать аль-Марузи словами: “И ты еще спрашиваешь о нем?! В то время, когда сам Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Между рабом и неверием – оставление молитвы»!”

 

В передаче от Абу Хариса Имам Ахмад так же дал фатву о куфре того, кто оставил молитву, и привел в доказательство хадис. После чего спрашивающий переспросил: он был прилежный в молитве, после чего бросил ее и сказал: «Я не буду молиться», но не говорил, что молитва не обязательна, «не отвергал ее». Ответил Имам Ахмад: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто оставил молитву – тот стал неверным»”.

То же самое передал от него Абу Дауд, что оставивший молитву – неверный.

Все это достоверно привел Аль-Хиляль в книге «Ахлю миляль уа ридда уа аз-занадикъа уа тарик ас-саля уаль-фараид мин китабихи Аль-Джами’» (2/535)

 

После чего Аль-Хиляль привел в соответствующей главе десять сообщений от сына Имама Ахмада Салиха, Марузи, Ханбаля, аль-Кахаля, Ибн Хани, Аль-Каусадж, аль-Фадля Ибн Зеейда, Абу Хариса ас-Саигъа, Аль-Маймуни, а так же от сына Имама Ахмада Абдуллаха, что оставивший молитву убивается.

А так же назвал главу «Глава о том, кто оставил молитву до тех пор, пока вышло ее время» и привел в ней девять сообщений, десятое из которых с цепочкой передатчиков до Абдуллаха Ибн Мубарака, который сказал: “Если скажет: «Я помолюсь обязательную молитву завтра» – то он для меня более неверный, чем осел!” [См. «Ахлю миляль уа ридда», 2/546].

 

В этой главе, вместе с тем, он привел одно сообщение, которое противоречит десяткам приведенных и достоверных сообщений от Имама, поэтому остановимся на этом сообщении, т.к. некоторые ханбалиты в пятом веке стали концентрироваться на нем, оставляя десятки ясных сообщений, хотя в ней нет никакого довода, как станет ясно ниже.

 

Передал Хиляль со своей цепочкой передатчиков до Абу Талиба о том, что тот спросил Абу Абдуллаха (Имама Ахмада) о словах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Тот, кто оставил молитву – тот стал неверным”, - когда такой становится неверным? Имам Ахмад ответил: “Когда оставит ее. Некоторые говорят: если вышло время молитвы, которую он оставил, – то в этом случае становится неверным и попадает под слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Будут среди вас люди, затягивающие молитвы до тех пор, пока ее время не выйдет», а так же он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Затягивают ее, пока не выйдет время»”. Задающий вопрос спросил: если оставил утреннюю молитву намеренно, после чего наступила обеденная, а он все еще не помолился, после чего помолился предвечернюю не помолившись утреннюю – то стал ли он неверным? Ответил лучшими словами, пока не сказал: “Если оставил ее до тех пор, пока не вышло ее время, то он оставил ее”. – Спрашивающий переспросил: «И тем самым стал неверным?» На что Имам ответил: “Не впадает никто в неверие, но следует его призвать к покаянию, если не покается то казнить”.

 

Эта передача не является аргументом против десяти приведенных сообщений. Тем более что в ней самой есть противоречия, так как в начале ее он ясно ответил, что человек становится кафиром тогда, когда оставит молитву.

Это позволяет исследователям из числа ученых сказать, что многое установленное из слов Ахмада, да помилует его Аллах, нельзя относить к другой передаче, так как у каждого слова свои обстоятельства и свои причины.

Также из доказательств, свидетельствующих о том, что слова Имама Ахмада не противоречат друг другу – это следующая глава об оставившем пост. В ней он привел от Маймуни слова про оставившего пост: “ Cледует его призвать к покаянию, если не покается то казнить”. Текст точно похож на слова, приводимые в предыдущем сообщении об оставившем молитву. Однако сразу после этого он приводит следующее сообщение: «Имама спросили о том, является ли оставивший пост таким же, как и оставивший молитву. На что он ответил:“Молитва более крепкая! То, что пришло о молитве, не подобно чему-либо другому” (то есть только про оставившего молитву пришли хадисы о его неверии). После этого передал такое же сообщение от Абу Талиба, что Ахмад сказал: “Не подобен пост молитве и закату. Не пришло о нем ничего, и мы не считаем, что он подобен молитве и закату”.

Таким образом, если принять в расчет упомянутое сообщение о том, что оставивший молитву казнится, то если бы в нем подразумевалось отсутствие обвинения в неверии, то Имам бы не сказал, что оставивший молитву не подобен в положении оставившему пост, так как оставивший пост как раз казнится и не обвиняется в неверии. Но Имам сказал, что оставивший молитву не подобен оставившему пост (который казнится без обвинения в неверии) и это ясно свидетельствует о том, что оставивший молитву казнится как неверный. [Однако этим могут заниматься только уполномоченные правителем люди, после доведения довода и других необходимых условий.]

Это указывает на то, что Имамы различают между убийством оставившего молитву и его неверием. Самое малое, что пришло в их словах – то, что такого следует казнить и, как стало ясно, слова о казни не указывают на отсутствие обвинения в неверии.

Также, в той же книге в другой главе приводится фатва Имама Ахмада о женщине, муж которой не молится, где он сказал: “Нельзя ему оставаться с ней и им необходимо разойтись”.

 

(Многие говорят, что якобы у имама Ахмада 2 риваята в вопросе оставления молитвы, и что от него есть передача, будто бы не считал это неверием, и приводят слова имама Ахмада из послания Мусаддаду Ибн Мусархаду.

 

Так вот, приведем слова великого имама хадиса, имама ахли-Сунна, имама ханбалитов, Абдур-Рахмана Ибн Мухаммада Ибн Исхака Ибн Мандах (ум. 470 г.х.).

Говорит шейх уль Ислам касаясь одного из вопросов акыды: "И написал касательно этого вопроса Абу аль-Касим Абдур-Рахман Ибн Мандах книгу.., и ослабил то что передано касательно этого от Ахмада Ибн Ханбаля, в его послании Мусаддаду. И он дискредитировал это послание, и сказал: "Оно лживо вымышленно на Ахмада", и поговорил о его передатчика, аль-Барди Ахмаде Ибн Мухаммаде, и сказал: "Он неизвестный человек, неизвестен среди передающих от Ахмада!" Источник: "Маджму аль-фатауа", 5/132.

Имам Ахмад сказал: «Никто не совершает неверие грехом, помимо того кто намеренно оставит молитву. Если человек оставил молитву вплоть до тех пор пока не пришло время другой молитвы, его трижды призывают к покаянию». [«Тазиму кадру салат» №982].

Имама спросили о человеке который намеренно, без какой-либо причины, страха или болезни, оставил молитву, закят, пост, пятничную молитву, хадж. Имам ответил: «Что касается молитвы, если он оставит ее вплоть до наступления времени другой молитвы, то его трижды призывают к покаянию. (Он) покаятся или (будет убит)» [«Тазиму кадру салат» №986]

 

Диспту Ахмада и Шафи’и - Шейх аль-Албани сказал: «Это сообщение не достоверно, ибо ас-Субки, указал на это словами: «хукийа» – «передаётся», и это сообщение оборванное/мункъати’/». См. «Хукму тарику-с-саля».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 2321; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь