Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выставка «Пасха в Петербурге»



Выставка «Пасха в Петербурге»

А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна

Апостол Павел (1 Кор. 15, 17)

 

Пасха или Воскресение Христово - самый древний из христианских праздников, главный праздник для православных. Церковь рассматривает его как величайшее событие в истории человечества. Воскресение Христово является основой христианской веры. Слово «пасха» означает «избавление», «пощада», «прохождение». Этот древний еврейский праздник был изменен Христом. Во время пасхальной трапезы с апостолами – Тайной вечери – он рассказал о своей грядущей смерти как искупительной жертве, преломил хлеб со словами «приимите, ядите: сие есть Тело Мое» и подал им чашу с вином сказав «пейте из нее все,ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов», тем самым он установил таинство евхаристии – причащения.

После Первого Вселенского Собора (325 год) все христианские церкви стали праздновать  Пасху в воскресенье. Для определения даты праздника приняли особую методику расчета – Пасхалию. Православная и католическая церкви используют разные пасхалии, поэтому празднуют Пасху в разные дни. «Пасхальными пределами», в рамках которых изменяется день празднования православной Пасхи, являются 22 марта – 25 апреля по юлианскому календарю («старому стилю»).

Внешнюю атрибутику  праздника  составляют красные и расписные яйца (символ жизни и крови Христа), куличи, творожные пасхи. Существует восходящий к литургическому приветствию обычай христосоваться (троекратно целовать друг друга) и приветствовать ближних в течение сорока дней словами «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!».

В Петербурге празднование православной Пасхи имело свои особенности, связанные со столичным статусом города и присутствием здесь императорского двора. Гравюры, фотографии, плакаты, афиши, коллекции пасхальных яиц и открыток, документы, книги иллюстрируют особенности подготовки к празднику в Петербурге в XIX-начале ХХ века, рассказывают об обязательных праздничных церемониях, традиционных подарках и поздравлениях.

Отдельный раздел экспозиции посвящен истории праздника Пасхи после 1917 года. Фотографии, поздравительные открытки свидетельствуют о том, что Пасху в Петербурге-Ленинграде праздновали на всем протяжении ХХ века, несмотря на активную антирелигиозную политику, которая проводилась с середины 1920-х годов. Завершают экспозицию материалы, посвященные празднованию Пасхи в 1990-2000 годы: фотографии и афиши пасхальных концертов, коллекция современных пасхальных подарков, выполненных художниками Императорского фарфорового завода.

На выставке представлены экспонаты из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного музея истории религии, Российской национальной библиотеки, коллекции Императорского фарфорового завода, Центрального архива кинофотофонодокументов, частных собраний.

 

 

СТЕНА СЛЕВА, НА ПЛАНШЕТ С «ЛИЦЕВОЙ СТОРОНЫ»

Святыни Иерусалима и русские паломники

Нет сомнения, что Иерусалим нынешний стоит на том же месте,

Где стоял древний, что главные окрестности его, упоминаемые в

Евангелии те же.

Все это очевидно, следовательно, и главная сцена

Евангельских событий перед нами.

Пасхальный календарь

Пасхе - Светлому Христову Воскресению, предшествует Великий пост - важнейший из многодневных постов. Последнюю перед постом неделю – Сырную, или Масленичную, завершает Прощеное Воскресенье.

Великий пост продолжается шесть недель, или 40 дней от Чистого понедельника до праздника Входа Господня в Иерусалим, поэтому называется также святой Четыредесятницей.

В предпоследнюю неделю Великого поста празднуют Лазареву субботу (Вербную субботу) - в память о воскрешении Христом Лазаря и грядущем спасении христиан. После Лазаревой субботы следует праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье), который напоминает о торжественном въезде Христа в Иерусалим, где Его приветствовали жители, бросая на дорогу пальмовые ветви. В Европе пальмовые ветви заменили вербами, – первыми вестниками весны, которые в этот день освящают в церкви.

Последняя неделя перед Пасхой -  Страстная неделя, т. е. неделя страданий Христа. Каждый день Страстной недели христиане вспоминают одно из евангельских событий: великий понедельник – евангельское повествование о бесплодной смоковнице, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов; великий вторник – обличение фарисеев и притчу о десяти девах; великая среда – предательство Иуды Искариота. Великий (Чистый) четверг – воспоминание о Тайной вечере - последней в земной жизни Иисуса Христа трапезы, на которой было установлено таинство Евхаристии (причащения), смысл которого – в вечном единении и общении Бога с человечеством. В Великий четверг обязательно причащались. Из церкви приносили зажженные свечи и лампады, и «четверговый огонь» сохраняли весь год.

Страстная пятница – день смерти и погребения Христа. В храмах в этот день читают Евангелия, посвященные последним часам его земной жизни. Днем священнослужители выносят из алтаря плащаницу – большую икону, на которой умерший Иисус Христос изображен во весь рост, лежащим в гробнице. Великая суббота – день покоя, сошествия Христа во ад, канун Воскресения Христова или Пасхи.

Празднование Пасхи продолжается сорок дней (в память сорокадневного пребывания на земле воскресшего Иисуса Христа) и завершается пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения Христова. Неделя после Пасхи называется Светлой. На Светлой неделе проводятся крестные ходы. В храмах на Светлой неделе царские врата остаются открытыми, как символ открытого гроба Спасителя по его Воскресении.

 

 

СТЕНА СЛЕВА, НА ПЛАНШЕТ С «Оборота»

Книги о Иерусалиме

Завидя издали святый град, благочестивые поклонники исполняются чувствами умилительного благоговения и падая ниц, поклоняются святому граду: некоторые от избытка чувств проливают слезы, другие молятся вслух, иные тихо – в глубине сердца, кто как умеет, каждый по состоянию души выражает радость свою, и кажется безошибочно сказать, что все проникнуты бывают тогда неизреченным благодарением к Господу, что сподобились узреть место спасения своего, заветную святыню христиан – священный град Иерусалим…

 Путеводитель во святый град Иерусалим ко гробу Господню. М, 1894

 

 

Часы быстро летели, и я сгорал нетерпением увидеть Святой город. Путь в иных местах был едва проходим для лошадей. Поднимаясь с горы на гору, я был в беспрестанном ожидании открыть Иерусалим, но горы все вставали передо мною, переменив прежнюю оттенку свою на красноватую. «Горы окрест его», — сказал Давид, говоря о Иерусалиме. Я начал приходить в уныние, что не увижу Святого города при свете дня; далеко опередил я своих спутников; в самое это время встретился мне прохожий араб — и, конечно, пораженный написанным на лице моем грустным нетерпением, поравнявшись со мною, закричал мне: «бедри! бедри!» (скоро! скоро!). Такое предвиденье поразило меня удивлением: я ему сказал все, что я знал по‑арабски нежного, за радостное известие. Я поднимался на высоту, — вдруг предстал Иерусалим! Я кинул повода лошади и бросился на землю с сладкими слезами. Я узнал и гору Элеонскую по ее священным маслинам; вздохи стесняли грудь мою..

Норов Авраам Сергеевич. Путешествие по Святой земле в 1835 году.

Каждому поклоннику выдается грамота от патриарха – так называемая «разрешительная грамота». Свидетельство о посещении святых мест утешительно бывает показать по возвращении на родину своим ближним, при рассказе о далеких странствованиях, вот почему и дорожат ими наши богомольцы…  

Старый Иерусалим и его окрестности. М.,1973

Стена справа

Великий пост в Петербурге

Журнал «Стрекоза». 1890

Великий пост означал для петербуржцев изменение образа жизни. Заканчивались маскарады, балы, приемы при императорском дворе, спектакли. В последний день масленицы император давал последний бал. В правление Николая I была введена своеобразная церемония: на балу ровно в двенадцать ночи трубач трубил отбой, музыканты прекращали играть, гости расходились.

Столичные Рестораны в пост работали как обычно, но все увеселительные программы в них прекращались до окончания поста. 

    В императорских театрах прекращались спектакли и значительная часть актеров лишалась заработка, так как православному христианину в пост лицедействовать было запрещено. В Петербург на заработки приезжали иностранные актеры, которым разрешалось выступать в драматических спектаклях. Однако, во время правления императора Александра III представления запретили вовсе по настоянию обер-прокурора Священного синода Константина Петровича Победоносцева.

Были разрешены концерты классической музыки. Во время поста большой популярностью пользовались домашние спектакли. Испанский дипломат Хуан Валера писал в 1857 году: «Мы ставим также (странная вещь, когда оперы и комедии запрещены) живые картины или, если хотите, пластические позы, как здесь это называют… Наконец, бывают религиозные концерты, на которых канторы и дети из хора, о которых я столько раз говорил вам, возносят благородные песнопения Всемогущему».

    Православные христиане соблюдали строгий пост: не употребляли в пищу мясо, молоко, рыбу и т. д. В учебных заведениях Петербурга пристально следили за нравственностью воспитанников: посещением ими церковных служб и соблюдением поста. Воспитанница Смольного института Анна Николаевна Энгельгардт вспоминала: «все отделения поочередно говели в течение семи недель… Во время говенья классы прекращались, институтки ходили три раза в день в церковь, а в остальное время читали, если хотели, великопостные книги, которые им раздавались на это время. Исповедовались больше обществом четырех, шести лиц, по обоюдному уговору». 

        

 

Правая стена

Игорь Северянин

По возвращении с пасхальной утрени все члены семьи христосовались (троекратно целовались) и садилbсь за праздничный стол.

Пасхальная трапеза обязательно состояла из обрядовой еды: яиц, кулича и пасхи. Яйца служили напоминанием о чуде Воскресения. По легенде Мария Магдалина пришла к римскому императору Тиберию с вестью о воскресения Христа и принесла ему в подарок яйцо. Он ответил, что поверит в это когда яйцо станет красным. Яйцо в тот же миг окрасилось в красный цвет.

 Для окраски пасхальных яиц хозяйки использовали луковую шелуху, цветные нитки, красящую бумагу. В начале ХХ века стали выпускать специальные краски, которые как гласила реклама «окрашивают скорлупу ровно, в самые живые, блестящие цвета, не маркие и запачканные ими руки легко отмываются в простой воде».

Кулич является подобием церковного артоса— большого хлеба с изображением креста с терновым венком (знака победы Христа над смертью) или образом Воскресенья. Куличи пекли круглые, высокие, украшали цветами. Хозяйки выпекали или покупали сразу несколько куличей, так как ими нужно было угостить семью, гостей, хотя бы один оставить в церкви для бедных. Для выпечки куличей использовали разнообразные формы, изготовленные из жести.

Пасха обязательно делалась в виде усеченной пирамиды, которая символизировала Гроб Господень. На ее боковых сторонах изображался крест и буквы «ХВ» - «Христос Воскресе». Творожная пасха — это символ пасхального веселья, райской жизни, вечности. Готовили ее из творога, смешанного с маслом, сахаром, изюмом. Для приготовления пасхи использовали специальные жестяные формы – пасечницы (песочницы) или ее изготавливали с помощью самодельной формы из четырех деревянных дощечек, связанных бечевкой. Пасху, как и кулич, украшали розой.

На столе обязательно было мясо: окорок, колбасы, жареные курицы и утки, свежая зелень, вино. За пасхальным столом хозяйка, как правило, проводила весь день, так как с раннего утра начинались пасхальные визиты. 

 

 

№ 2 Пасхальные визиты

 

- Эх! Исходил больше ста верст по одним лестницам,

Русская пословица

    На Пасху при Христосовании обязательно обменивались пасхальными яйцами. Кроме вареных яиц дарили яйца фарфоровые, деревянные, стеклянные, металлические, вырезанные из камня, воска, даже мыла. Петербургские газеты были заполнены рекламой шоколадных, деревянных яиц, даже яйц из цветов. Газета «Новое время» в 1890 году рекламировало «цветы, букеты и яйца из цветов. Особенно красивы изделия садоводов из роз, корзинки, венки, подушки, сердечки и пасхальные яйца».

    Императорский фарфоровый завод с первых лет своего существования выпускал фарфоровые яйца. Императорский двор ежегодно заказывал их для подарков приближенным. При дворе императрицы Екатерины II за один день дарили 200 фарфоровых яиц. Обряд христосования происходил обычно в Зимнем дворце. Подарки раскладывали по фарфоровым корзинам и вазам заранее, а во время христосования императрица дарила придворным пасхальное яйцо. Расписывали их в это время как правило «пейзажами, фигурами и арабесками». 

В первой половине XIX века двор заказывал уже около тысячи яиц. В 1826 году на Пасху, которая праздновалась в дни коронации императора Николая I, было изготовлено 1655 расписных яиц. К середине XIX века двор заказывал до 5 000 фарфоровых и 7 000 стеклянных яиц. Одаривал приближенных не только император, но и его супруга, дети, внуки. Император мог лично распорядится о декоре пасхального подарка. Так, в 1890 году Александр III распорядился ежегодно изготавливать не менее 50 яиц с живописными картинами, 5 000 обычных, включая «50 с моей монограммой и 50 с монограммой Императрицы».

На роспись яиц влияла мода и политика. Так, в 1830-1840-е годы начали выпускать яйца с видами Палестины, в последней четверти XIX столетия появились росписи «в русском стиле». Во время Первой Мировой войны стали выпускать яйца (красные, синие, белые) с монограммой царя, увенчанной короной. 

    Каждое яйцо на фарфоровом заводе украшали шелковой лентой. Ленту продевали через отверстие, так чтобы сверху получилась петля, а снизу бант. Существовала даже сезонная профессия «бантовщицы». Завод нанимал вдов и дочерей служащих Императорского фарфорового завода и они украшали бантами фарфоровые яйца.  

     

 

Рядом с фотографией катание яиц в семье верщагина

Пасхальная открытка

 

  Христос Воскресе! Поздравляем всех вас с светлым праздником, почтеннейшего Князя Петра Александровича, Вас, верного Друга нашего, любезнейшую княгиню, милых детей и всех наших общих ближних.

Выставка «Пасха в Петербурге»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь