Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 2. ФРИЦ ПЕРЛЗ СОЗДАТЕЛЬ



ГЕШТАЛЪТА

 

По традиции, когда заходит речь о человеке, интересуются, како-


го он рода-племени.


если о научном подходе или направлении прак-


тики, то ищут предшАественников, учителей, источники и т. д.  Нам

лество представлять себе Гештальт живьтм, растущим деревом и в

Этом смысле обратиться к его корням (С. Гингер,  А. Гингер,  ?999). Представляется разумным затронуть философские системы, кото- рые в наибольшей  степени оказали влияние на формирование Геш- тальта; его родителей, соседей, друзей по психотерапевтическому цеху (отношения в нем настолько залутавные, что подчас отцовство можно установить только по суду); и, наконец, его личное родитель- ство. Мы имеем в виду, конечно, Фридриха Перлза, биография ко- торого неразрывно связана с историей становления его детища гештальт-тераттии (и геШтальт-подхода).

С нее и начнем. Обратимся к основным вехам жизни создателя Гештальта, чтобы глубже понять его истоки, почувствовать дух того времени, когда Гештальт  зарождался, распространялся, получил заслуженное признание. Попытаемся также осмыслить  влияние самой легендарной личности Перлза на формирование  базовых идей изучаемого нами направления.

Итак, Фридрих Соломон Перлз (или Фриц, как позже он себя называл и как к нему обращались друзья) родился  в ?893г. в Берли-

не, в мелкобуржуазной  еврейской семье. Он рос вместе с двумя сес- трами в атмосфере неприятвя, ненадежвости  и напряжения.  Его отец Натан  коммивояжер, торговавший винами, вел достаточно аван- тюрную жизнь, пользуясь своими частыми разгездами. Известно, что он называл сына .кучей дерьма* сын же его ненавидел, считал  ли- цемером,  напыщенно  проповедующим справедливость, но ведущим себя в очевидном расхождении  с Этими проповедями. После смерти отца Фриц даже не приехал на его похороны.

Мать Перлза, Амелвя, была верующей еврейкой,  обожавшей  те-

атр, что позже проявилось и в сыне. Между родителями постоянно происходили ссоры, а то и скандалы, закавчивавшиеся потасовка- ми. доставалось и Фрицу: порой мать 4воспвтывала*  его палкой для


 

 

выбивакия ковров.  Но Это не только не сломило ёго, но скорее взра- стило свободолюбие  и бувтарство,  развило  способность открыто за- являть  о себе и протестовать  против авторитетов,  мятежно  отстаи- вая право на .собственную правду.  Не здесь ли личностньте истоки будущего создания гетвтальт-терапии? Не здесь ли формируется лич- ностная 4опорая, которая позволит Перлзу восстать против казалось бы незьтблемых психотерапевгвческих традиций тех лет? Вызов пси- хоанализу бросит  человек,  который сам  практиковал  его  мвогие  годы...

Однако мы слишком  забежали  вперед.

Чувствуя  себя в семье паршивой овцой»,  Фриц пока борется с родительским  авторитетом  и диктатом  школы. Учиться не любит, и в ?З лет его выгоняют из школы. Чтобы не возникло  иллюзий  о том, что,  отцом  Гештальта является недоучка,  сразу  подчеркнем Перлз все-таки заканчивает школу, а затем учится  в университетах Фрейбурга и Берлина.  Его учебу прервет Первая мировая  война, во время которой он служит армейским  врачом, будет ранен и перене- сет отравление  газами.

После войны Перлз возвращается в Берлинский университет, за-

ка-кчиваетдиссертанию и специализируется в нейропсихяатрии. Сте- пень доктора  медицины он получает  в ?920 г. В том же году Перлз вступает  в Берлинское Богемское  общество, где начинают форми- роваться  философские идеи, которые будут развиты в основы геш-

тальт-терат-оти.

В ?926 г. Перлз начинает свой первый психоанализ с Карен  Хор- ни, а через несколько  месяцев  по ее совету переезжает  во Франк- фурт.  Здесь он работает  врачом-ассистентом у Курта  Гольдштейт4а, который, опираясь на работы  по гештальт-психологии,  занимался исследованием  нарушений восприятия при черепно-мозговых ране- ниях. Благодаря Этому сотрудничеству Перлз приходит к идее о том, что человеческий организм  важно  рассматривать прежде  всего как целое, а не конгломерат  отдельно функционирующих органов.  Хо- листический принцип  с его акцентами  на интра- и интерорганизми- ческой целостности  станет  позже  одним  из базовых в теории  Геш- тальта.

Работа  с К.  Гольдштейном оказалась  поворотной  и для  личной

жизни  Перлза. Ов  встречает Лору  Гiознер  свою будущую жену, а


 

тогда молоденькую студентку которая изучает гештальт-психолот-

-ню у Гольдютейна и вскоре становится психоаналитиком. Их свадь-


ба состоится через три года.


пока Перлз проходит свой второй пси-


хоанализ у Клары Халпель,Ано уже через год, в ?927-м,  он уедет в

Вену, начнет принимать первых пациентов, а его супервизором  бу- дет Эден дейч.

В следующем году Перлз устраивается в качестве психоаналити-

ка в Берлине и начинает свой третий анализ с ортодоксальным  пси- хоаналитиком  Эженом Харником. Подчеркнутая нейтральность, от- каз от рукопожатия при встрече с пациентами, произнесение Хар- ником не более фразы за один сеанс, конец которого обозначается шарканьем ботинка,  нет, Это, конечно, не для темпераментвого Пердза.

Среди ортодоксальных психоаналитиков тех лет было принято

запрещать своим ттациемтам принимать  какие-либо важные реше- ния во время прохождения курса лечения. Не является исключени- ем и Харвик. Он грозит прервать анализ при упоминании Фрида о намерении  жениться на Лоре. Пожалуй, Это играет на руку Перлзу. Он, по сути, использует подобный *шалтаж* и, по образному выра- жению С. Гингера, сменяет психоавалитическуто кушетку на супру- жеское ложе* (С. Гингер, А. Гингер,  с. 47). Позже Перлз усдышит, что Харник умер в психиатрической клинике.

?930 год ознаменовывается  началом четвертого анализа в жиз-

ни Перлза. На Этот раз для выбора аналитика он обращается за советом к К. Хорни, одной из немногих людей, которым  по-на- стоящему доверяет. По ее мнению, единственным аналитиком, ко- торый  ссможет справиться с Фрикем, является В. Райх. Так на- чалось спаломничество к кушетке Вильгельма Райха, (Ф.  Перлз

?995, с. 45). С ним Фриц  действительно чувствует понимание и большую свободу. Райх предшественник биоЭнергетики. Он практикует активно, не опасается тактильньгх контактов со свои- ми пациевтами,  помогая им осознать напряжения и мышечны зажимы.

Впоследствии ПерлЭ разовьет отдельные райхианские принци-

пы. Он признает справедливость идеи Райха о стелесном панцире* как одном из физических проявлений психологических защит.  ?< сязыку  тела*‘ все ныне практикующие гештальтисты прислушива


 

ются (а  точнее  приглядываются) с нижайшим  почтением.  Тело, изгнан ное на кушетку в ортодоксальном психоанализе, обретет в Гештальте свое полноправие,  а развитое далее Перлзом положение о единстве тела и психики  (физического и ментального) станет здесь одним из основных.

Приход к власти Гитлера в ?933 г. прерывает занятия  психоана- лизом у Райха. Методистами  Перлза в Это время были О‘гго Фени- хель и Карен  Хорни. Позже  Перлз  напишет, что от Райха он полу- чил бесстьщство, от Фенихеля  сомнение, а от Хорни  способность к участию  без  применения специальной  терминологии (Е  Рег?8,

?969а, р. 39).

Райх в спешке бежит  в Норвегию.  Перлз, занесенный в нацист- ский черный список,  в Голландию. Туда спустя  несколько  меся- цев приедет Лора с их маленькой  дочкой  Ренатой.  В Это время, как неоднократно случалось до и как много раз будет после, Перлз про- явит  открытость будущему и способность  идти на риск. Он узнает, что в йоханнесбург (Южная Африка) требуется обученный анали- тик. Эрнест джоунс, друг и биограф Фрейда. готов дать рекоменда- цию тому, кто согласится  поехать, сменив знакомую  Европу на дале- кую и малоизвестяую Африку. Сам Перлз лаконично опишет ситуа-


цию так:  Нас  было четверо:  трое хотело гарантий.

рискну. Остальные трое были схвачены  нацистами.


сказал,  что я

рискнул,  и я


все еще  жив (Е РегI,  ?969Ь, р. 46).  Само же приняЯтие  решения  с переезде он будет рассматривать как один из самых вЯажных момен-

тов* в своей жизни.

Итак, в ?934 г. по рекомендации джоунса семья  переезжает йоханнесбург, где через год Перлз основывает Южно-Африканскii институт  псмхоавализа.

Как же отличалась  жизнь  в йоханнесбурге от жизни  в Голлан- дии! Там, в Голландии,  ледяная квартира  с температурой воздухi ниже нуля; здесь  вскоре  роскошный особняк с теннисным кор

том, бассейном и большим катком для фигурното катания. Там  неi

разрешения на работу; здесь обширная  клиентура.  Там  прода- жа вывезенной мебели и библиотеки, чтобы иметь хоть какие-то сред-

ства к существованию; здесь пилотирование собственного  само лета  и фешенебельная жизнь  богатого  буржуа. -Здесь, в Южно Африке,  родился сын Ствв.


 

В 1936 г. Перлз  вновь едет в Европу  в Прагу на Международ- ный психоаналитический конгресс. В своем докладе  он утверждает, что инстинкт голода  не менее важен,  чем сексуальный; а агрессив- ность, проявляющаяся у младенца  с первыми зубами,  позитивна и способствует выживанию.  Немудрено, что подобные идеи были вос- приняты участниками конгресса  как крамольные.  Перлз договари- вается о встрече с Фрейдом. Она, о которой  он мечтал годами, дли- лась четыре минуты. Если с куаюрамм,  то их разговор может быть

сведен к двум фразам:


Перлз. деть вас!


приехал из Южной Африки, чтобы сделать доклад и уви-


Фрейд.ЯНу, и когда вы уезжаете?

[Iерлз шокирован, оскорблен и разочарован. Можно предполо- жить,  что Эта встреча  внесла  свою лепту  в ускорение ‘отхода  от психоанализа. Перлз  называет ее одной  из главных в своей жизни незаконченных  ситуаций, в которой  он не смог один на один ука- зать на ошибки  своему  Учителю с его 4свято-дьявольским гением (Ф. Перлз,  ?995, с. 52).  После конгресса  Фриц проводят несколько дней  в горах  Венгрии  с  Эрнестом  джоунсом. Хотя общего одобре- ния от своего покровителя он не дождался,  тем не менее некоторые его  замечания  о природе  тревоги  встречают  у джоунса Энтузиазм. Когда  же  во время  одной  из шахматных партий  джоувс  вскользь замечает:  *Как  человек может  быть таким  настойчивым?*, то Это воспринято Перлзом  как  вдохновляющий комплимент.

Израненное самоуважение, прорастаяие уверенности между по- люсами  никчемности и самонадеянности  вот некоторые личные итоги участия в Пражском конгрессе. На обратном пути морем в йо- ханнесбург  песня  пассажиров, которые чествуют Перлза отнюдь не за психотерапевтяческие достижения, а за успехи в роли  корабель-

ного спортивного iсаЭначея, растрогает ею  настолько,  что он горько разрыдается в своей каюте. Возможно, Перлз оiтлакивает утрату сво- ей профессиональной  принадлежности...

Вернувiвись  в Южную  Африку,  Перла начинает  писать первую книгу  .Эго, голод  и агрессия, которая  будет  опубликована в

?942 г.  Несколько глав  в Этой книге натгясаны Лорой.  Первое изда- ние книги  имеет подзаголовок *Ревизия теории  и метода Фрейдая. Обратим  внимание  пока еще ревизия  психоавализа, но не откры-


 

тый разрыв с ним. Тем не менее уже в Этой книге  вырисовьгвается центральная роль настоящего  момента,  значимость  телесного  ста- туса и непосредственного чувствования, целостный подход, ценность прямого контакта с другим, важность развития ответственности  кли- ента и др. (на русск. яз. см: Ф. Перлз, 2000). Все Эти зерна прорастут  в теоретические постулаты гештальт-терапии.

После Второй мировой  войны  ПерлЭ отваживается расстаться  с положением,  клиентурой,  семьей и отправиться в Неизвестное.  Он Эмигрирует в Соединенные Штаты в ?946г. в возрасте 53 лет. В  Нью- йорке Перлз снова, как в молодости, будет вести богемную жизнь  в среде *левых интеллектуалов, посещать Ычiп  ТЬеаIег, где ценят- ся спонтанность  и импровизация, непосредственность  чувственно- го выражения в прямом контакте с публикой.  Вместе с тем он много

работает, имея частную практику.

Через некоторое время в Нью-Йорк приезжает  Лора  (ставшая  в США Лаурой),  и по средам у них начинает собираться  4Группа се- мермх*‘. В нее кроме Фрица и Лауры входят Пол Гудман (писатель- полемист, который структурировал разрозненные рукописи Перлза и навел на них теоретический лоск),  Исадор Фом (философ-фено-

менолог, внесший  вклад  в создание  гештальтистской теории  5е?0,

Пол Вейс (познакомввший Перлза с дзеном)  и др.

?95? год считается  датой официального рождения  Гештальта. В Этом году Перлз оцубликовывает фундаментальный труд • Гешталь-

ттерапия в соавторстве с Полом  Гудманом (Паулем  ГудмЭном) и Ральфом Хефферли ном (Г. РегI5,  К.  НеiТегiiпе,  Р. Ооодцiап, ?95?). Однако книга, ставшая  впоследствии  библией гешта.аьтистов, напи-

сана сложно  и зачастую  даже  заумно.  Чтобы  продраться  через  со- держащиеся в ней  изощренные теоретические построения,  надо иметь очень много усердия.  Правда, утверждают, что сам Перла пол- ностью написал только  первую           более практическую                     часть кни- ги (некоторую  редакторскую  правку  к ней сделает  Р. Хефферлин), которая на русском языке выходила в разных переводах и под разны- ми названиями  уже несколько раз (Ф. Перлз, Р. Хефферлин, П. Гуд- мая, ?993; Ф. Перлз, П. Гудман, Р. Хефферлин, ?995; Ф. Перлз, 2002). Вторая теоретическая   часть книги  в основном  развита  Полом Гудманом. На русском языке она вышла совсем недавно, почему-то на суперобложке с фамилиями н Перлза,  и Гудмана (здесь  читаем


 

П. Гудмен), а далее, увы,  ее основной автор непонятным образом исчезает (Ф. Перлз, 200?). Так или иначе, книге выпадает мало ус- пеха, и свою известность она обретет лишь 20 лет  спустя, когда Исадор Фромм сделает к ней комментарии (С. Гингер,  А. Гингер,

?999; С. [интер, 2002).

Следующий, ?952 год  также важная  веха в истории Гештальта. Это год основания  первого института  тештальт-тераттии в Нью-йор-  ке, данный  институт, являясь старейцшм  в своей области, существу- ет до сих пор. С нашей точки зрения, он хранит некое родство  Геш- тальта с гтсихоаяалязом  в большей степени, чем другие гештадьткстс- кие инпитуты и центры. Нью-йоркский институт более академичен, интеллектуален, хотя, конечно, далеко не в такой степени, как соб-

ственно психоанализ. Однако здесь, возможно, прослеживается исто- рическая связь с тем, что создание указанного  института  пришлось только на начало размежевания с психоаяализом  и его традиции  ока- зались более заметны, вплоть до настоящего времени.

Через два года Перлз основывает новый институт в Кливленде

(штат Огайо).

Оба старейших института являются сейчас одними из самых из- вестных в преподавании Гештальта, пользуясь заслуженной славой. Но Это  сейчас,  а в 50-е годы  их популярность едва ли можно  на- звать хоть сколько-нибудь значительной: студентов мало, новый ме- тод с трудом завоевывает своих почитателей. для презентации и рас- пространения  Гештальта Перлз предпринимает поездки по всей Аме- рике. Они не приносят серьезного успеха, и в ?956 г. Перлз в отчаянии уезжает в Майами.

Он устал. Устал от сердечных болей, устал и отдалился от жены, устал  спроповедовать в пустыне*. Фриц снимает маленькую  квар- тиру, где живет один, принимая лишь нескольких клиентов.

Но жизнь снова улыбнулась Гiерлзу. Между  ним и Марти Фром, которая моложе его более чем на 30 лет, вспыхивает всепоглощаю- шая взаимная любовь. Они оказались очень нужны друг другу Фриц, переживаюший Экзистенциальный кризис, и близкая к само- убийству Марти, подавленная и разочаровавшаяся в замужестве, имеющая двоих детей, контакт с которыми утрачен. Перла пишет о том, что с Лорой они .жили  в сущности параллельно друг другу, с относительно немногочисленными взлетами ощущений  сильной


 

вражды и лiобви...*  (Ф. Перлз, ?995, с. 2??). С Лорой они в основном соперничающие спутники, имеющие  обшие  интересы.  При  Этом очень часто Лора права, но с ним, с Фрицем, она самоуверенна  и от- стаивает свою правоту, не смущаясь, с агрессивной  беззастенчивос- тью. С Марти  все по-другому. Она любит  и восхищается Фрицем

как терапевтом.  Ее благодарность:  Тьт  вернул  мне детей,  многого

стоит. Но она же станет и терапевтом для самою  Фрица, возвращая его к жизни  своей беспощадной честностью.  Никогда  не было по- том так, как тогда, когда каждый отдавал столько, сколько брал (там же, с. ?б?).

два  года страсти, два года счастья, пока Марти не откажется  от предложения  Перлза  выйти за него замуж  и ... не уйдет к другому. Она и потом будет продолжать  любить Перлза, но уже без страсти, просто с пониманием  и доверием.  Перлз же, тяжело  переживший  их

расставание,  не скоро сможет оставить в прошлом  свои дикие фан- тазии  мости, принять  их разрыв и остаться  навсегда  благодарньтм

Марти. ‘Спасибо, что ты была самой важной личностью  в моей жиз- ни,,  напишет он (там же, с. ?б2).

В своей  обгемной автобиографической книге  Внутри и вне мусорного ведра, наговоренной на магiтитофонную  ленту  слов- но на одном дыхании всего за три месяца,  Перлз  много  раз  назы- вает себя  цыганом. Вот и теперь,  после  расставания с  Марти,  он снова начинает бродячую жизнь,  переезжал из одного места в дру- гое, выступая с лекциями и демонстрационными терапевтически- ми сеансами в разных городах  Соединенных  Штатов.  Более  того, он отправляется на полтора года в кругосветное путешествие. Ос- танавливается на некоторое  время  в маленьком поселке  худож- ников-битников в Израиле,  восхищаясь их анархическим обра- зом жизни,  во многом близким ему самому. Здесь  он пишет аква- релью и маслом,  вновь берет  уроки  живописи, как когда-то  после переезда  в США.

Затем  он перебирается  в Японию. В Токио  Перлз  вместе с еще одним американским психологом  становятся первыми  учениками-

европейцами  мастера дзен Росши Ишигуру.  два  европейца, одному из которых семьдесят  (Это, конечно, Фриц), плюс восемь японских юношей составили  класс. Обещан мгновенный дзен, сатори за неде- лю. Не случилось...


 

 

Переезд в Киото. Здесь около двух месяцев Перлз проводит в зам- ке дактокио, по сути, монастьтре дзен. Вскоре студенты, претендую- шие стать  монахами-дзен, не без *поМощи) Фрица начинают инте- ресоваться гештальт-теракией. Он же, так и не обретя  сатори,  воз- вращается в США.

В ?964 г. Перлз  начинает работать  в Институте Исалена, в Биг

Суре  (штат  Калифорния). Он организовывает гепггальт-семвнары, на которые обычно приходят всего несколько участников.  Звездньгй


час Перлза  пробьет позже.


пока на него опять  навалилась  неверо-


ятная  усталость,  у него сновАа болит сердце, спина согнута, и он чув-

ствует себя абсолютно немощным.

вновь  жизнь  преподносит ему подарок, позволивший еще раз восстановить силу тела  и духа. Физиотерапент Ила Рольф занима- ется  с ним  остеопатией и делает  ему  курс  массажа  по  глубинной стрИуктурной интеграции (рольфинг). Перлз  обретает новую моло- дость.

Поистине поворотными в судьбе Перлза стали события ?968 года. Начинается движение американских студентов  с их требованиями различных  свобод, желанием благополучия и богатства не только  в кошельке  и голове, но также в сердце, стремлением быть, а не пметь, рвущихся обрести новый смысл жизни... Время Перлза наконец при- шло!

Журнал еЛайф помещает на первой странице его большой пор-

трет. Пол мудрой и ироничной физиономией немолодого  бородато- го американца примерно  такая  подпись:  сВот  Папа Римский  новой

Эпохи. То, что студенты  говорят  сейчас, ов  говорил  еще  20 лет  на- зад-‘.

В журнале  рассказывается о поисках  Перлзом  аутентичной жиз-

ни, представляются его идеи, столь созвучные молодежному  движе- нию, охватившему всю Америку и перекивувшемуся в Европу и даже в Японию. Перлз действительно представлен как мессня нового вре-

мени. Кто  в таком случае  .старый мессия?‘? Конечно  же З. Фрейд и

порожденвая им зпоха  психоанализа, с их погружением в мир чару- ющей, но запретной сексуальности, добропорядочной деятельности в белом  воротничке и мышления как едва ли не высшей человечес- кой ценности.  Молодежь  устала  от мыслей и ограничений,  она же- лала  Жить.  Чем же ее прельстил  Перлз, Этот пожилой  малоизвест


 

 

ный  психотерапевт?  думаем,  прежде всего жизнелюбием, внеш- ней раскованностью, презрением к общепризнанным  стандартам, доходящим до зпатажа,  и захватывающими  хзппенингами, полны- ми интуиции, страсти и действия,  в которые выливались его демон- страциокные сеансы.  Это был мудрец, учитель, шут и борец в одном


лице,


одним из его основных лозунгов  была борьба  с излишней


интеллектуализацией других психотерапевтических направлений,  в частности  психоанализа.  Именно Перлз  писал о том, что западный интеллИект становится  проституцией ума, подменяя  живую  непос- редственность  чувствования излишним,  а порой и схоластическим теоретизироваяием.  Он обгявляет разум  и логическое мышление слугами  защит и закрытости,  мешающими  человеку  вступать  в ре- альный, полноценный контакт  с окружающим миром... Идеи  Перл- за чрезвычайно органичны действительности конца ?960-х годов и... востребованы!  Так, поистине в одночасье, он становится  знаменит.

Теперь на семинары Перлза записываются сотни желающих. Его

хотят слушать, участники  спорят  за право 4поработать с Мазстро хотя  бы  несколько  минут.  Некоторые предпринимают  длительное путешествие, чтобы попасть в Исален.  Это  настоящее паломвкче- ство! Не случайно, что сейчас Исален окрестили  меккой гуманис- тической  психологию’.

Ошеломляющий успех! Свои уикзндовские семинары Перлз про- водит и с непрофессионалами, допуская на них всего (!) 70—80 чело- век, что много меньше, чем число  записаваiихся.  Сам он  называет

зти уикзнды сцирком?’. действительно, его показательные терапев- тические  сессии ?порой напоминают захватывающие мистерии или колдовские исцеления в духе  шаманизма. (Е. Т. Соколова,  200?, с. ?62). Отдельные из них, так же как и полностью некоторые семи-

нары,  записываются ва аудио  и видео.  Все зто способствует  росту извествости нового метода. В ?969 г. ва основе некоторых аудиоза- писей с их минимальным редактировавием и добавлением коммен- тариев  Перлза выйдет его книга сОе5Еа? ТЬегару УегЬаЕiвi.  .Геш- тальт-терапия дословно.  (см.:  Р. РегI5,  ?969Ь). В российском  изда- нии  ?999 года она  имеет  иное  название  ?Гештальт-семинары. (Ф.  Перлз,  ?998). При зтом,  к сожалению,  в русскоязычном тексте опущено с Введение. со знаменитой перлзовской  молитвой гешталь- тиста. Приведем ее ниже:


 

 

4Я делаю свое, а тЫ   свое.

Яв этом э’ире не для iвого, чтобЫ соответствовать твоим ожiлданиям, А тЫ   не для того, чтобЫ соответстлвовотль мою’.

ТЫ это  есть  тЫ, а я      это есть я,

если нам случится найти друг друга, это прекрасно.

Если нет, этому нельэя тюмочь (Е. РегI8, I969Ъ, р. 4 ) .

Этой молитвой одни восхищаются, другие с ней спорят. Мы  еще

обсудим ее в одной  из следуюших глав, высказан собственное отно-


шение.


сейчас вернемся к ее создателю в то время, когда Геш-


тальт прАиобрел известность и признание.

Многие крупные специалисты едут посмотреть на работу Перл-

за. Его идеи вдохновляют!  Вот только имена некоторых из тех, кто побывал на его семинарах: Эрик Бери и Грегори Бейтсон, джон Грин- дерИи Ричард БЭвдлер, Станислав Гроф и Александр ЛоуЭн ...Каза- лось бы, пришло время собирать камни.

Но Перлз есть Перлз. Его опять мавит новизна с ее неопределен-

ностью и таинством. Когда-то он перешел от индивидуального  Геш- тальта к Гештальту в группе, теперь он мечтает воплотить  Гештальт в повседневную жизнь (а может быть, еще точнее сделать его обра- зом жизни). В ?969 г. Перлз покупает старый рыбадкий мотель на Ванкувер-Айлевд (остров Ванкувер), что на озере Ковишен в Бри- танской Колумбии на западе Канады. Он основывает гештальт-киб- буи, общину, где можно будет ‘жить в Гештальте 24 часа в суткин’, и устраивается там вместе с несколькими учениками. Наконец-то Фриц счастлив: играет в шахматы, собирает марки, продолжал при Этом читать лекции и вести группы в США, отличаясь надежностью


в выполнении своих обязательств. коен.


впервые в жизни он спо-


Жизнь в славе, пронизавная ощущением счастья, оказалась очень

недолтой. После путешествия по ЕврИопе Перлз умирает в Чикаго от сердечного приступа на 77-м году жизни. Умирает на четвертый день в госпитале, куда его доставили практически прямо с трапа самоле- та. Около семисот человек, собравшихся ева Перлза  на конферен- дии, в стенах Чикагского университета, его так и не дождадись. В последний момент конференция была отменена. Последние слова Перлза удивительно ясно раскрывают его личность. Он, с множе- ством подведенных трубочек, внезапно пробует подняться с боль-


 

 

ничной  койки.  Когда  медсестра  восклтлхает:  сдоктор Перлз, ВЫ   не должны  вставать  с постели,, он вадает В гнев:  сЯ  запрещаю  вам


говорить мне, что я должен делать! (О. Маащеiiег, 2002).

умирает ?4 марта  ?970 года.


потом

А


даже логребальная церемония Фрица Перлза не прошла спо-пис- аяому?’.  Произнося  ?надгробное слово, Пол Гудман не обошелся без критики умершего,  провозгласив, что тот  спредал Гештальт,. Скрытая вражда между бывшими друзьями Перлза с Восточного по- бережья и более поздними  из Калифорнии обрела в зтой связи еще больший  рамах.  Калифорнийские соратвики Перлза назвали речь Гудмана сгнусным  сведением счетов? и через некоторое время орга- низовали  вторую, сисправленную погребальную церемонло, кото- рой руководил  Абрахам Левицкий.

Таким он был, беспокойный и легендарный Фриц Перлз, арожив- ший жизнь,  полную  взлетов и падений, разочарований и надежд. В

течение всей своей жизни  он никогда  не угодничал,  остро реагиро- вал на псевдоподлинность, участвовал  в авархяческих движениях, был склонен  к мятежу, зачастую  бравировал и выставлял себя  на показ, при Этом являясь натурой легко раяимой и ищущей свой путь. Его поиски были не наврасны.

Мы признательны тебе, харизматический ?отед? Гелзтальта. Мы

имеем возможность творчески  развивать  созданное  тобой  направ- ление, которое вобрало традиции  и перешагнуло  за их границы.


 

 








































ЛИТЕРАТУРА

 

 

Гингер С., Гингер А.  Гештальт-терапия контакта. СП6.: Специальная литература, ?999. С. 287.

Гингер  С.  Гештальт: искусство контакта. Новый  оптимистическиii подход к человеческим отношениям. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 320,

ГIерлэ Ф. Опыты психологии самопознания (праiсгикум по Гешталь- ттерапии). М.: 4Гиль-Эстель,  ?993. С. 240.

Перл э Ф. Внутри и вне помойкого ведра. СП6.: Петербург      ХХI век

?995. С. 448.

Перлэ Ф. Гештальт-семинары. М.: Институт гуманитарных исследо ваквй, ?998. С. 326.

Перлэ Ф. С. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000. С. 358.

Перлэ Ф. Теория гештальт-терагтии. М.:  Институт общегумакiггар ных исследований,  200?. С. 384.

Перлэ Ф. Практика Гекптальт-тералии. М.: Институт общегуманитар

ных исследований,  2002. С. 480.

Соколова  Е. Т. Общая  психотерапия. М.: Тривола, 200?. С. 304.

Маi‘иеiiет В. 6е?а? ТЬегару: [.iУiп8 СгеаЕiчеiу Тоаау.  Рагi$, 2002.

Ретii Р., Не//етЁiпе  I?., Соодтаая Р. СеаI? Тiiегару. ?е Уогiс3нiiаг

Рге$5, ?95?.

РетI5 Г. 5. ?i аiпi Оц Ье ОагЬа8е Ран. Т4еч Уогiс Вап?алi Воо?,  ?969а

РетI 5 Р. 5. Ое.а? ТЬегару  УегЬаiтв. еч Уогiс ?{еаi Реорiе Рге, ?969Ь


 


РАЗдЕЛ 11

 

ТЕОРЕТИкО-МЕТОдОЛОГИЧЕСкИЕ

КОРНИ  ГЕШТАЛЬТА

 

 

Предисловие ко второму разделу

 

Гештальт- подход как направление психотерапии и психологичес- кого консультирования базируется на трех основных идеях:

?. Гештальт  феноменологический подход; единственной пелью гештальт-терапии является расширение осознавания, и вся методо- логия направлена  именно на Это.

2. Гещгальг базируется  целиком на Экзисгенццальном диалоге, на процессе контакта 1 разделения в     Тьт отношениях.

З. Кониептуальной  основой гештальт-терапии является понятие

Гештальта, основанное  на холизме  и теории поля (УопеГ, ?99З).

Второй раздел данной книги посвящен источникам, послужив- шим созданию гештальт-подхода в его современном  виде. Соответ- ственно, идеи, изложенные выше, послужили основой для  вьгбора наиболее значимых для авторов <корней  Гештальта.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь