Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Умения учащихся использовать средства перспективы и светотени



Учащиеся III класса заметно больше, чем второклассники, стремятся к более точному и полному воссозданию зрительного образа. Они лучше осознают конструкцию объектов (особенно яс­но расчлененных), лучше выделяют признаки формы, более точно

определяют пропорции частей и целого. В поиске новых путей до­стижения правдивости и убедительности рисунков учащиеся сами часто приходят к объемному изображению предметов. Наблюде­ния помогают многим третьеклассникам понять, что форма пред­мета в перспективе изменяется. Однако, как происходит это пре­образование, его закономерности и приемы воспроизведения де­тям еще неизвестны. Поэтому, рисуя предметы цилиндрической и призматической формы, они совмещают способ объемного и плос­костного изображения. Это объясняется тем, что дети при наблю­дении уже начинают выделять отдельные признаки преобразова­ния формы предметов в перспективе, но при этом еще не учиты­вают уровень зрения и единую точку зрения. Ошибки в изображе­нии округлых предметов обычно легко устраняются, если после наблюдения каждого нового положения круга учитель делает его зарисовку. Важно, чтобы дети на примере перспективы круга усвоили понятия «точка зрения» и «уровень зрения». Тогда у них будет меньше затруднений при изображении предметов призма­тической формы.

Некоторые учащиеся в своих работах пытаются передать объем тенью. При этом они часто используют не собственные наблюде­ния, а заимствуют увиденный способ передачи объемности. После знакомства с явлениями света и тени и способами их отображе­ния в рисунке учащиеся начинают использовать тень в изображе­нии предметов.

Неотчетливо понимая явление освещенности, учащиеся выде­ляют в нем наличие признаков (свет, собственная и падающая тень от предметов), но не соотносят их. В результате в рисунках получаются такого рода ошибки: падающие тени расположены в отрыве от изображаемого предмета, в произвольном направлении, без учета источника света. .

* * *

Среди задач третьего года обучения нужно выделить совер­шенствование у учащихся навыков рисования с натуры, по пред­ставлению и по воображению. Изображение с натуры при целе­направленном наблюдении под руководством учителя способству­ет образованию у учащихся более точных и полных представлений о форме предметов и ее изменении в соответствии с законом перс­пективы. Воспроизведение пЬ памяти обогащает их зрительный] опыт. В свою очередь, обогащенный зрительный опыт является| основой для развития воображения. I

Для совершенствования изображения с натуры детям важно овладеть также приемами изображения градаций света и тени с использованием таких художественных материалов, как карандаш, акварель. Это необходимо им для передачи объемности изобра­жаемого премета.

Одной из частных задач можно считать усвоение детьми эле­ментарных сведений о линейной перспективе на примере измене­ний формы круга.

116

щенности предметов (освещен­ность справа, слева, спереди, сзади); 3) научить детей ис­пользовать светотень для вы­явления объема формы.

Прежде всего на уроке про­водится работа над понятиями «свет» и «тень». В качестве наглядного материала для де­монстраций используется лам­па (как источник света) и лю­бой объект наблюдения (рис. 58). Поскольку учащие­ся III класса изучают приемы изображения округлых пред­метов, лучше всего взять для наблюдения кринку, кружку, яблоко.

Демонстрация освещения предметов позволяет учителю выполнить две первые постав­ленные задачи. Однако этого недостаточно для самостоятельного выполнения рисунка с натуры, где используется светотень. Учителю нужно показать способы вос­произведения светотени, позволяющей передать объем предмета и глубину пространства, в котором находится этот предмет. Он де­монстрирует на белой бумаге приемы наложения штрихов по фор­ме изображенного предмета: на горловине кринки они прямые, вертикально расположенные, а на широкой части (тулове) — кри­вые, подчеркивающие ее округлость (рис. 59). Рисунки исполняют­ся мягким карандашом, углем, однотонной акварелью.

Перед самостоятельной работой можно использовать дидакти­ческую игру: расставлять варианты силуэтных изображений ва­зы, яблока с учетом воображаемого освещения со стороны лампы.

Вариант работы 3. Работа над выявлением характерной формы предмета.

Характерная форма предмета проявляется в особом соотноше­нии частей и целого (в пропорциональных отношениях). Точное выявление пропорций позволяет передать сходство предмета ,и

Рис. 57.

Рис. 58.

 

 

Рис. 59.

натуры. С целью выявления конструкции объекта и соотнесения его частей обычно используется метод сравнения.

В соответствии с программой третьеклассники должны на­учиться рисовать предметы довольно сложной конструкции (утюг, машинки, детскую железную дорогу). Учитель выбирает для изображения объект характерной формы, готовит таблицу с пятью вариантами силуэтных рисунков, из которых один верный (рис.60, б), два изображения с ошибками, в них нарушены про­порции частей, но близки к правильному воспроизведению (рис. 60,а, б); в остальных (рис. г, д)—большие нарушения в конструкции и соотнесении частей (утеряны или изменены от­дельные признаки, например, в воспроизведении ручки утюга, или признаки заметно преувеличены, например в воспроизведении кор­пуса утюга). Учащимся предлагается определить, где на таблице верные изображения, где — с ошибками, и объяснить ошибки в изображении.

На уроке используются знакомые и новые слова, словосочета­ния, фразы: силуэт, форма, части (детали); рисуй предмет, как его видишь. Весь этот речевой материал выписан на табличках.

После фронтальной работы с таблицей, которая проводится в форме игры, учитель демонстрирует на доске последовательность изображения предмета (например, утюга, машинки, паровозика

119

а

в

илидр. —см. рис. 61). Вслед за демонстра­цией учащиеся рисуют объект с натуры.

Хорошо рисующим детям учитель пред­лагает избрать для изображения объекты посложнее, изобразить их в композиции с другими. Учащимся предлагается передать в рисунке объем средствами линейной перспективы и светотени.

Завершается урок анализом выполнен­ных работ, во время которого учитель стре­мится закрепить новый речевой материал.

Вариант работы 4. Выявление и воспроизведение характерных признаков движения формы.

В I и II классах учащиеся лепили че­ловечка в статической позе и в несложном движении, делали зарисовки этих объемных изображений. В III классе продолжается работа над совершенствованием изображе­ния человека. Третьеклассники к концу учебного года должны научиться рисовать человека в движении с учетом трехчастного деления его конечностей.

Целесообразно познакомить учащихся с произведениями художников (А. Венециа­нов. «На пашне», «Спящий пастушок»; И. Репин. «Бурлаки»; В. Суриков. «Взятие снежного городка»; В. Васнецов. «Богаты­ри»; П. Корин. «Александр Невский»; Т. Яб­лонская. «Сбор урожая»; А. Матисс. «Та­нец» или др.)- При демонстрации сначала нужно обратить внимание детей на то, что статическое изображение формы или дви­жение формы обусловлены задачами содер­жания изображаемого (например, сопоста­вить изображение в статических позах защитников Родины в картинах «Богатыри» В. Васнецова и «Александр Невский» П.Ко­рина, стоящих на страже русской тверди, на границе нашей земли русской,— с динамикой наступления в картинах М. Грекова «Та­чанка», «Трубачи ПервЬй Конной армии»). |

Сравнивая изображения человека, нужно помочь детям ув|идеть

120

Рис. 61.

 

Рис. 62.

Рис. 63.

способы передачи статики и движения в изображении, пользуясь при этом сравнительным анализом.

Учителю нужно также использовать детские рисунки, в которых удачно передан какой-либо сюжет; обратить внимание учащихся на то, как удалось замысленное содержание выразить в каждой композиции; какую роль при этом сыграли изображения людей в точно переданной той или иной позе, в движении.

Демонстрация художественных произведений, беседа по ходу демонстрации, включающая сравнительный анализ картин, дет­ских рисунков, преследует цели: показать связь формы и содержа­ния изображаемого; заинтересовать учащихся и обнадежить воз­можностью совершенствования их изобразительных способностей, довести до их понимания, что, используя разные способы изобра­жения, можно добиваться его выразительности.

После такой беседы можно приступать к практическому усвое­нию приемов изображения, их совершенствованию. Для этого це­лесообразно использовать изображение человека в виде подвиж­ной аппликации (рис. 62), с которой дети уже работали во II классе. В работе эффективно применение сразу двух таких оди-

121

наковых аппликаций: это позволяет использовать прием сравнения одновременно присутствующих изображений. Так одна апплика­ция изображает стоящего человека (статика, исходное положе­ние), на другой учитель демонстрирует появляющееся движение, т. е. преобразует пространственное положение частей конструкции.

Установленные положения фигуры в движении (человек идет, человек бежит) нужно сравнить. Привлекается внимание детей к изменению пространственного положения частей фигуры: «По­смотрите, как теперь расположено туловище (оно наклонилось); как расположены теперь голова, руки, ноги и т. д.».

В процессе сравнения учитель делает на доске схемы — на­броски различных положений фигуры (рис. 63). После этого уча­щимся предлагается зарисовать схемы сравниваемых силуэтов.

Завершается работа выполнением набросков с натуры (один из учащихся встает в позу движущегося лыжника или принимает позу гимнаста, выполняющего определенное упражнение). Уча­щиеся работают мягким карандашом или углем.

При анализе работ учитель выделяет те из них, в которых наилучшим образом передано движение человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь