Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Не покойнаго пути жизни искать надобно, а подчиняться воле Божией



   В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле Всеблагаго Промысла Божия, указующаго нам чрез обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойнаго пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: со святыми упокой. Земный же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другаго, оскорбления, смущения, возстание (страстей, борьба с ними, одоление или изнеможение, или безнадежие и подобное сим. Не вотще сказал пророк Давид: несть мира в костех моих от лица грех моих. И праведный Иов взывал: не искушение ли есть человеку житие сие. А мы все путаемся на том: нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такия-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее; а забываемо, что неудобства сии часто исходят извнутрь нас, как и злыя помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы, и неустройства. Но да упразднит все сие Пришедый грешныя спасти, аще восхощем покаяться, смириться и покориться.

 

ДОЛЖНО ПОМНИТЬ О СМЕРТИ

Смерть всему конец. К этому концу надобно сводить все счеты наши и расчеты. В таком случае, то есть если будем помнить во всяком затруднительном положении о конце этого отчета, то можем избавиться от излишних забот и чрезмерных скорбей, вернее, огорчений душевных. Ежели не будем забывать, что «многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Небесное» (Деян. 14: 22) и что «все... хотящии благочестно жити... гоними будут» (2 Тим. 3: 12), то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческие от покорных исконному врагу человечества, паче же человеческого спасения; также, почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не вотще праведный и многострадальный Иов говорит: «не искушение ли есть житие сие человеку». Да подражаем сему праведнику в вере и терпении, благословляя имя Господне, и памятуя слова апостола: «любящым Бога вся поспешествуют во благое»; и паки: «егоже бо любит Господь, наказует, и прочее; и: понеже страждем... со Христом» (то есть подобно Ему терпим неправедные обвинения и оскорбления), то с Ним и воцаримся (Рим. 8: 17, 28; Евр. 12: 6). Еже буди всем нам получити милостью и человеколюбием Божиим.

Я часто повторяю слова опытных, что надобно пользоваться настоящим; и кто настоящим пользуется хорошо, того и последствия бывают отрадны, если не оскудеет вера. Сотворим, елико можем, помощью Божиею, дондеже время имамы; а будущее предоставим Всеблагому Промыслу Всесильного Бога, Его же судьбы нам недоведомы. Вся Ему возможна; точию да будем покорны всесвятой и всеблагой Его воле.

Переписка с мирскими лицами - преп. Амвросий Оптинский

 

 

С Наташей мы не виделись лет 30. Ее родители умерли рано. Она переехала в Россию, благополучно осела в одном из небольших городов, вышла замуж, родила двух сыновей, сделала карьеру. И вот, наконец-то встретились. Она приехала в Тбилиси надышаться Родиной. Потому ходит пешком по городу, садясь на транспорт лишь по необходимости. Завтра улетает обратно. А у меня есть возможность задать пару вопросов.

Во всей ее обычной биографии есть один примечательный факт. Она, бывший очень идейный комсорг, сейчас живет церковной жизнью и регулярно объезжает российские монастыри. А меня медом не корми – люблю выяснять всякое такое чудесно-промыслительное.

– Наташ, как ты докатилась до такой жизни?

– Случай у меня был один. Необычный. До сих пор не могу найти ему логическое объяснение.

С мужем Денисом мы жили всегда очень дружно, без разборок и скандалов. Оба работали и буквально с нуля построили дом и дачу.

Неожиданно у Дениса начались непонятные боли. Пошел по врачам. Долго обследовали, и выяснилось, что у него неизлечимая болезнь, которая с возрастом будет только прогрессировать.

Мой трезвенник Денис запил. Да так, что на него не действовали ни мои уговоры и просьбы, ни слезы его матери. Еще к тому же он стал заядлым игроманом. Всю свою зарплату он, по настроению, либо пропивал, либо проигрывал начисто.

Я боролась, как могла. Старший сын Федя меня умолял:

– Мамочка, папа хороший, не разводись с ним. Я не хочу другого папу. Не ругай его.

«В общем, дома у меня был какой-то многосерийный кошмар. И я решила поставить на этом точку»

Зашла я как-то в церковь. Заходила я туда раза два-три в год, по настроению. Как сейчас помню, шла служба. Я забилась куда-то в угол и проплакала часа два. Стояла у чудотворной Феодоровской иконы Богородицы и просила ответа: почему я не могу оставить человека, который пьет мою кровь?

Никакого облегчения не почувствовала и вышла как в тумане. Так же, ничего толком не видя, прошла через сидячий строй нищих. Вдруг монашка в конце строя сунула мне в руку какую-то записку. Я ее автоматически опустила в карман пальто и пошла домой. Потом завозилась с делами и на второй день чуть не выкинула ее в мусор. Развернула и пробежала глазами. Четким каллиграфическим почерком там было написано примерно следующее:

«Пришли две женщины к старцу. Одна рассказывает свою жизнь: «Я, батюшка, живу хорошо». Другая ее перебила: «Зачем ты обманываешь? Твой муж пьяница, всё из дома выносит и еще тебя бьет. Вот я правда хорошо живу. Выгнала своего такого же и живу в тишине и покое». А первая говорит: «Мне такого Бог дал и я живу как могу. Значит, это хорошо»».

Я прочла и ахнула. Это же моя история. Не успела спросить и на выходе получаю просто письмо с четким ответом. Только с той разницей, что Денис на меня руки не поднимает, а в остальном схоже. И я знаю совершенно точно, что мне его Бог дал. Не выходит с ним развестись. Лучше потерплю.

Стала я чаще в ту церковь ходить и вникать, что там и как. Постепенно втянулась. Денис тихо-тихо отошел от своих пьянок. Со здоровьем у него так себе, но мы его все поддерживаем и утешаем. Мы вместе с ним стали по монастырям ездить. Сейчас всё относительно нормально.

– Вот и вся история, – заключила Наташа. – Иногда думаю, как бы у меня сложилась жизнь, если б не то письмо. До сих пор перечитываю и плачу. И монашку я ту искала, но так и не нашла…

 

 

Когда мы просим у Бога смирения, то должны принимать унижения

- Геронда, что мне поможет в стяжании деятельного смирения?

- Как стяжать смирение? Тебе слово, а ты десять? Не терпишь ни малейшего упрёка? Знаешь что, дорогая, когда тебе даётся возможность смиряться, смиряйся.

Твоё лекарство состоит в том, чтобы вести себя просто, смиренно, как земля: принимать и дождь, и град, и мусор, и плевки, если хочешь освободиться от своих страстей. Унижения от других помогают человеку быстро освободиться от своего ветхого "я", если он их принимает.

- Мне, геронда, нужно много смирения.

- Пойди, купи. Есть много людей, которые продают смирение, даже отдают просто так, только бы ты этого желала...

- Кто они, геронда?

- Это люди, которые, не имея доброго духовного расположения, поступают с нами грубо и своим поведением нас унижают. Смирение нельзя купить у бакалейщика, как продукты. Когда мы просим: "Боже, дай мне смирения" - это не значит, что Бог возьмёт совок и начнёт каждому отсыпать: "Килограмм смирения тебе, полкило - тебе". Бог попустит, чтобы появился грубый человек и поступил бы с нами сурово, или Бог отнимет от другого Свою благодать и этот человек станет нас оскорблять. Это будет для нас испытанием, и если хотим стяжать смирение, то будем трудиться. Но мы не думаем о том, что это Бог попустил, чтобы наш брат сделался злым ради нашей пользы, и гневаемся на брата. И, хотя просим у Бога смирения, не пользуемся благоприятными возможностями, которые Он нам предоставляет для смирения, но возмущаемся и негодуем. По-хорошему, мы должны быть признательны тому человеку, который нас смиряет, потому что он самый наш большой благодетель. Кто в молитве просит у Бога смирения, но не принимает человека которого ему посылает Бог для смирения, тот не знает, чего просит. Когда я жил в монастыре Стомион, то в Конице жил один священник, который очень меня любил, ещё с того времени, когда я был мирянином. Как-то в воскресенье я пошёл в Коницу на литургию. В церкви было много народа. Я, как обычно, пошёл в алтарь и, когда входил, сказал про себя: "Боже мой, возьми всех этих людей в рай, а мне, если хочешь, дай там хоть один маленький уголок". Когда подошло время причастия, священник, который обычно причащал меня в алтаре, поворачивается в мою сторону и громко говорит: "Выйди из алтаря, будешь причащаться вместе со всеми последним, потому что ты недостоин". Я вышел из алтаря, не говоря ни слова. Встал на клирос и стал читать молитвы ко святому причащению. Подходя последним к причастию, я говорил про себя: "Бог просветил священника, и он открыл мне, кто я на самом деле. Господи Иисусе Христе, помилуй меня, скотину". Едва я причастился, почувствовал внутри великую сладость. Когда Божественная литургия закончилась, священник подошёл ко мне в сокрушении: "Прости меня, - говорит. - Не знаю, как это случилось! Ведь я никогда не ставил впереди тебя ни своих детей, ни матушку, ни себя самого. И как это со мной произошло?" Он кланялся мне до земли, просил прощения, пытался мне целовать руки. "Отец, - ответил я, - не переживай. Ты не виноват, виноват я. Бог тебя использовал, чтобы испытать меня". Священник не мог понять, что я ему говорю, и, мне кажется, я его так и не убедил. Причиной же происшедшего была моя молитва

И вы, когда видите, что какая-нибудь сестра выходит из себя и грубо с вами разговаривает, знайте, что, в большинстве случаев, причиной тому ваша молитва. Так как вы просите у Бога смирения, любви и т. д., то Бог отнимает ненадолго Свою благодать от сестры, и та унижает вас и расстраивает. Таким образом, вам предоставляется возможность сдать экзамен на смирение, на любовь. Если смиритесь, получите пользу. Что касается сестры, то она получит двойную благодать: во-первых, за то, что Бог отнял у неё благодать, чтобы испытать вас, и, во-вторых, потому что она смиряется, видя своё прегрешение, и просит прощения у Бога. Так что, и вы возделываете смирение, и она становится лучше.

 

 

Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон, более твердый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает внити в царствие Божие. А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верой в Бога и надеждой на Его милосердие. Другими путями сейчас не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один единственный путь: терпение скорбей.

Игумен Никон (Воробьев). Как жить сегодня

 

- Геронда, почему же евреи, читая Ветхий Завет, не веруют во Христа?
   – Что же ты не пойдешь и не скажешь им этого? Евреи искони имели фанатизм. Понимать-то они понимают, но их ослепляет эгоизм Будь они чуть более внимательны, никто из них не остался бы иудеем.
   – А как они истолковывали прочитанное?
   – Как они его истолковывали и как толкуют? Духовные смыслы они превращают в вещественные. [Пойди], например, посмотри, как они истолковали слова пророка Исаии «процветет пустыня Иорданова» (Ис. 35:1). Для того, чтобы показать, что пустыня «процвела», они повернули какую-то реку, сделали террасы, сады, насадили бананов, лимонов, апельсинов, все озеленили, так что теперь говорят: «Процвела пустыня!» И все они изъясняют подобным образом. Между тем эти слова пророка относятся к возрождению мира через Святое Крещение – «баню пакибытия».
   – Сейчас они ждут земного царя?
   – Да, антихриста. Раввины знают, что Мессия пришел и Его распяли. Я узнал от одного человека, что, когда еврей лежит при смерти, к нему идет раввин и говорит на ухо: «Мессия пришел». Видишь, их обличает совесть, они чувству ют свою вину, но не смиряются.
   – А какая польза от того, что эти слова говорятся умирающему?
   – Никакой. Они говорят это просто потому, что их искушает совесть. Думают, раз эти слова сказаны, то все в порядке.
   – А другие этих слов не слышат?
   – Нет, это на ухо говорится. И еврейская молодежь восстала против раввинов. «Мессия, – говорят они, – пришел, какого мессию ищете вы?» В Америке одна группа молодежи, изучающая Священное Писание с точки зрения истории, издает журнал, в котором написано: «Мессия пришел. Тому, кто не верит в то, что пришел Мессия, мы бесплатно вышлем настоящий журнал, чтобы он уверовал. Если же он уверует, то пусть подпишется на журнал, чтобы мы посылали его другим и они тоже становились верующими».
   – Они евреи?
   – Да, евреи.
   – И стали христианами?
   – Э, сейчас хотя бы то, что они уверовали, уже что-то значит.
   – А могут ли раввины быть тайными христианами?
   – Раввин и тайный христианин? Останется ли человек в раввинах, став христианином? Тогда что же, он будет учить евреев тому, что Мессия еще не приходил, а, когда они будут умирать, станет говорить им о том, что Он пришел?

Преподобный Паисий Святогорец
Слова. Том II
Духовное пробуждение
Часть Третья О Духовной Отваге
Глава первая. О знамениях времен

 

 

 

 

«Святые Таины не являются личным достоянием священника. Он только служитель, а распорядитель Святых Даров – Сам Господь.

В «Отечнике» приводится история, как к некоторому отшельнику приходил пресвитер из ближайшей церкви и преподавал ему Святые Таины. Кто-то, навестив пустынника, поведал ему о грехах пресвитера, и, когда пресвитер пришел в очередной раз, отшельник даже не отворил ему дверь. Пресвитер ушел, а старец услышал голос от Бога: «Восхитили себе люди суд Мой». После этого отшельнику было дано видение. Он увидел золотой колодец с необыкновенно хорошей водой. Этим колодцем владел какой-то прокаженный, который черпал воду и наливал ее в золотой сосуд. Отшельник вдруг почувствовал нестерпимую жажду, но, гнушаясь прокаженным, не хотел брать у него воду. И опять был ему голос: «Почему ты не пьешь этой воды? Что за дело до того, кто черпает ее? Он только черпает и наливает в сосуд». Отшельник, придя в себя, понял смысл видения и раскаялся в своем поступке. Затем он призвал пресвитера и просил его преподавать Святое Причащение по-прежнему. Так и нам перед Причащением должно думать не о том, насколько благочестив совершающий Таинство священник, а о том, достойны ли мы сами быть причастниками Святых Даров».

Священник Валерий Духанин

Мирские пожелания

   Тех, кто не обуздывает своего сердца, стремящегося к таким вещественным пожеланиям, без которых можно обойтись (о плотских похотях не идет даже и речи), тех, кто не соберет свой ум в сердце, чтобы вместе с душой отдать их Богу, ждет сугубое несчастье.
   – Геронда, желать чего-то это всегда плохо?
   – Нет, само по себе сердечное пожелание не является злым. Но вещи, пусть даже и не греховные, пленяя частичку моего сердца, уменьшают мою любовь ко Христу. И такое негреховное хотение тоже становится злым, потому что через него враг мешает моей любви ко Христу. Если я желаю получить что-то полезное, например, книгу, и это полезное пленяет частичку моего сердца, то такое пожелание недобро. Почему книга должна пленять часть моего сердца? Что лучше – хотеть книгу или вожделевать Христа? Любое пожелание человека – каким бы хорошим оно ни казалось, – [всё-таки] ниже, чем желать Христа или Пресвятую Богородицу. Разве может Бог не отдать мне всего Себя, если я отдам Ему свое сердце? Бог ищет сердца человека. «Да́ждь Ми, сы́не, твое́ се́рдце» (Притч. 23:26). И если человек отдаст Ему свое сердце, то после Бог дает ему то, что любит его сердце, лишь бы это было ему не во вред. Сердце не растрачивает себя зря только тогда, когда оно отдается Христу. И только во Христе человек в этой жизни обретает отдачу божественной любви, а в жизни иной, вечной – божественное радование.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь