Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Комическое и трагическое у Чехова



Ранняя литературная деятельность Чехова нача­лась на страницах популярных юмористических журналов 80-х годов. Первый печатный рассказ Чехова «Письмо донского помещика Степана Владимировича к ученому соседу д-ру Фридриху» по­явился в № 10 журнала «Стрекоза» за 1880 год. В нем осмеи­ваются невежество и дикость донских помещиков-степняков. Тема­тика большинства ранних рассказов Чехова — мелочи обывательского существования. Характерны для этого периода рассказы «Перед свадьбой», «Петров день», «В вагоне» (1881), «Женщина без предрассудков» (1883), «Не в духе» (1884).

Главное в первых рассказах Чехова — комизм. Смешить чита­теля — такую задачу ставили все писатели-юмористы. Чехов раз­рабатывает разные жанры: тут и жанр шутливой сценки («За . двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»), анекдоты (они вошли в сборник «И то и се»), рассказ-шутка («Жизнь в во­просах и восклицаниях», «Темпераменты»), фельетон («В Москве», «Осколки московской жизни»), комическая реклама («Перепутан­ные объявления», «Рекламные объявления»), рассказ-стилизация («Цветы запоздалые», «Драма на охоте»), вопросы и ответы («Во­просы и ответы», «Руководство для желающих жениться», «Что необходимо для того, чтобы нравиться женщинам»), подписи к рисункам. Чехов создает такие образцы юмористики, как «Жалобная книга», «С женой поссорился», «Хирургия», «Налим», «Экзамен на чин». ).В рассказах Чехова всегда можно найти что-то новое: повышенную моральную требовательность к герою, скрытую пародию на прежнюю ситуацию и т.п.Описания места действия-беглые, лаконичные, внешность и костюм персонажа тоже эскизны. Все дела определяются сущностью человека. Внимание на создание ситуации, в к-ой проявляются истинные человеческие качества героя. Конец рассказа тоже лаконичен, действие обрывается довольно неожиданно. Но ситуация и поведение в ней героя заключает в себе предмет для долгих моральных размышлений и выводов. «Толстый и тонкий»(1883)-высмеивается добровольное холопство. Толстый намекает тонкому, что он искренне рад встрече с приятелем по гимназии, и тонкий ведет себя с ним как равный. Но как только узнает, что бывший приятель преуспел по службе, имеет две звезды, стал бледнеть и заискивать. В «Смерти чиновника»(1883) Червяков случайно чихнул в театре на лысину статского генерала, завязалась канитель с извинениями, которая кончилась смертью чиновника. Чехов решительно выступал против модного в 80е годы преклонения перед «мужиком»,деревенским укладом жизни. Ответ на идеализацию мужика-«Злоумышленник»(1885).Денису Григорьеву невозможно втолковать, почему нельзя отвинчивать гайки на железнодорожных путях. У мужика своя логика, кроме неотложных хозяйственных потребностей ничего другого не может взять в толк. Показана пропасть между официальным законодательством и правосознанием народа, следователь и мужик-два мира, оторванные один от другого. С брезгливостью воспроизводит и квасных патриотов. Герои рассказов «Патриот своего отечества»(1883) и на «Чужбине»(1885)готовы попирать все иностранное и хвалить все русское. Два брата, славянофил и западник, комически сведены в рассказе «Свистуны».

 

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ

Трагедия Анны Карениной

Толстой говорил, что в Анне Карениной он любил мысль семейную . главная сюжетная линия – история женщины, разрушившей одну семью и не сумевшей создать другую. Но параллельно с судьбой анны в романе развивается другая линия- Костя Левин: история духовных исканий незаурядной личности. Роман открывается известной фразой, ставшей афоризмом: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». В самом начале романа семья представлена как общность, без которой человек не может существовать. Каждая семья предстает в романе как особый мир – Щербацких, Левиных, Облонских, Карениных. Любовь хоть и является предпосылкой семьи, саму ее не создает. Семья , по Толстому, - это самый естественный из путей к пониманию сущности жизни, смысла бытия. Толстой полагал, что такой взгляд на семью особенно важен для современных женщин, сбитых с толку эмансипаторскими идеями. Отчего любовь может обернуться трагедией? Смысл трагедии выражает эпиграф: «Мне отмщение , и Аз воздам». Либеральный критик Громека заявил, что художник показал несостоятельность безусловной свободы в области любви . А К противостоит петербургскому и московскому свету как поистине живой человек. Она противоположна своему мужу. Любовь Анны и Вронского была различной. Оказавшись вместе, они внутренне начинают расходиться – и это неизбежное расхождение означает крах ее любви. Свет губит Анну через Вронского. Ермилов так трактовал эпиграф: «Речь идет не столько об отмщении Анне, сколько об отмщении за Анну. Отмщение всему веку, в котором нелюдское правит людьми и ведет к гибели прекрасное человеческое существо». Однако нельзя столь однозначно его интерпретировать. Вина не снимается и с Анны. Сам писатель так определял идею книги – общая идея романа выражает мысль о непреложности высшего нравственного закона, преступление против которого неминуемо вдет к гибели, но судьей этого преступления не может быть человек. Толстой разводит понятия – естественная потребность и нравственная норма.

Драматургия Толстого

Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему художественному качеству.

“Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую страницу в истории русской и мировой драматургии. Один из создателей эпоса нового времени, Толстой и в драматургии нашел оригинальные, в высшей степени плодотворные пути творчества. Между его художественной прозой и драматургией есть свои внутренние соприкосновения. Если в “Смерти Ивана Ильича” и “Крейцеровой сонате” драматизм положений, переживаний имеет в своей основе “подобие жизни”, то во “Власти тьмы”, “Плодах просвещения” отражена драма народа, драма его повседневного бытия.

Народная тема в русской драматургии разрабатывалась и до Толстого. В драме А. С. Пушкина “Борис Годунов” показана роль народа в исторических событиях.

“Бориса Годунова” и “Власть тьмы” отделяют друг от друга шестьдесят лет. Внимание Толстого привлекают иные явления и стороны народной жизни. Он показывает деревню в тот период ее существования, когда старое тесно сплеталось с “новым”, когда все сильнее и сильнее ощущалось воздействие буржуазных отношений. Писатель изображает повседневное течение жизни, ее “обычный” уклад, но в этой обыденности он вскрывает истинный драматизм, который входит неотъемлемым элементом в ее содержание. Существенной особенностью обрисовки действующих лиц во “Власти тьмы” является ярко выраженный нравственный критерий. Конфликты, характеры героев развиваются в пьесе в силу своей жизненной логики, внутренней необходимости, и вместе с тем стремления, поступки людей показаны здесь в свете высоких этических требований, которым писатель всегда придавал огромное значение. Нравственное начало и драматизм во “Власти тьмы” образуют единое целое.

Стремление любыми средствами добиться материального благосостояния, жажда богатства, легкой жизни, ведущие к преступлениям, вступают во “Власти тьмы” в острое противоречие с горячим желанием жить по справедливости; жестокость и подлость сталкиваются с нравственным чувством. Здесь и выявляются истоки драматического конфликта пьесы, в которой страстно осуждается не только само зло, но условия, породившие его, осуждаются обычные нормы жизни, являющиеся отражением основных принципов собственнического общества.

В совсем иной манере, иной тональности написана драма “Живой труп”. Замысел произведения на тему, очень близкую этой пьесе, относится к середине девяностых годов. В своем дневнике 9 февраля 1884 года Толстой записал: “Ясно пришла в голову мысль повести, в которой выставить бы двух человек: одного — распутного, запутавшегося, павшего до презрения только от доброты, другого — внешне чистого, почтенного, уважаемого от холодности, не любви”. Конкретизация этой мысли привела художника к замыслу драмы, возникшему в 1887 году. Над созданием “Живого трупа” Толстой работал вначале с огромным увлечением, а затем появились сомнения в ценности и нужности этого произведения.

Отличительными чертами пьесы являются воплощение сложных психологических коллизий и одновременно с тем тонкость, мягкость портретного рисунка, внешняя сдержанность драматического повествования и внутренняя напряженность чувств. “Живой труп” написан Толстым вскоре после завершения работы над “Воскресением”. На первый взгляд, кажется не очень понятным переход от гневного обличения, разящей сатиры “Воскресения” к акварельным краскам “Живого трупа”. Однако использование различных средств, путей художественного претворения замысла в жизнь как раз и свидетельствовало о широте восприятия писателем действительности, богатстве его творческих замыслов.

В то время как в “Воскресении” среда, с которой постоянно соприкасается основной герой, представлена людьми, стоящими у власти, хранителями порядка, в “Живом трупе” главное действующее лицо сталкивается с аристократической “добропорядочностью”. В драме нет остро очерченных отрицательных фигур, подобных героям социально-сатирического романа. Те, с кем порывает Протасов, не отличаются какими-либо особыми пороками: это средние, обыкновенные люди определенного общественного круга, обладающие, с общепринятой точки зрения, многими достоинствами. Но замысел художника и заключается в том, чтобы показать не только крайние проявления тех принципов, на которых основана жизнь господствующих классов, но и несостоятельность аристократической респектабельности.

В “Живом трупе” Толстой развивает действие, не проводя вначале резких внутренних разграничений между героями. Но одновременно с тем он рисует в качестве исходной ситуации конфликт, стремясь изнутри прояснить характеры героев. Духовный облик действующих лиц раскрывается постепенно, в противоречии с тем, какими герои кажутся при первом знакомстве с ними, вопреки тому, как оценивают их окружающие, что они думают сами о себе.

И вместе с тем характеристика “респектабельных” героев несет в себе явные обличительные начала. Однако в процессе развития действия хорошее и дурное как бы меняются своими местами; то, что признавалось многими значительным, добропорядочным, выступает как мелкое и ничтожное, и наоборот, то, что оценивалось как ничтожное и низменное, предстает в своем душевном обаянии и силе.

Существенной особенностью “Живого трупа” является неразрывная связь социального, психологического и нравственного аспектов. Освещение коллизий жизни, психология героев в “Живом трупе”, как и в других произведениях Толстого, включает в себя нравственный конфликт, который не обособляется от внутреннего развития драмы, но ясно проступает в обрисовке ее действующих лиц.

Пожалуй, никто из русских и западноевропейских драматургов не выдвигал с такой глубокой художественной мотивацией, как автор “Власти тьмы” и “Живого трупа”, те высокие этические требования к человеку, которые, по мнению писателя, должны составлять важнейшее начало духовной жизни.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь