Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Переход от взаимодействий физических – к ментальным



 

В обществе предпринимательства ведущими являются энергии ментальные – процессы мышления, между тем как в прошлом основными были именно физические энергии. Суть смены «культуры работы» на Культуру Досуга состоит как раз в изменении ведущих энергий. Приобрести Искусство Коммуникации означает – перестать применять к ней законы физического мира и начать использовать законы мира ментального, как более действенные и мощные. 

Физический мир – это мир постоянно сталкивающихся между собой твердых предметов; коммуникация в обществе также представляла аналогичный процесс: споры, дискуссии, отстаивание своей точки зрения. Законы же ментального мира другие: они не являются логическим продолжением того, что мы делали раньше – они просто другие. Если раньше человек хватал булыжник и бил им по голове мамонта, то вряд ли удастся проделать тот же фокус и таким же точно способом с электричеством или радиоволной; хотя бы уже потому, что их затруднительно уже схватить. И именно согласно этим новым законам, которые сегодня все более правят миром, мы и учимся действовать. И именно отсюда и столь сумасшедшая результативность того, что мы делаем.

Можно сказать, что в социуме коммуникация подобна воздуху: устаревшая модель неграмотная коммуникация сравнима с ядовитыми испарениями, которыми дышит человек и, в итоге, «без видимых причин» становится нежизнеспособен, слаб; грамотная коммуникация – это чистый горный воздух, каждый глоток которого возвращает силы и наполняет человека жизнью.

Данный момент особенно актуален, если понимать, что развитие Искусства Коммуникации связано и с внутренним саморазвитием: можно сказать, что внутренние и внешние изменения идут рука об руку. Это значит, что высокий уровень коммуникации усиливает внутренний мир, индивидуальность человека; неграмотная коммуникация, практически всегда сопровождающаяся конфликтами, переживаниями, стрессами, в итоге разрушает саму личность. Не случайно психологи утверждают, что причиной подавляющего числа психологических проблем и физиологических заболеваний человека, также имеющих соматическое происхождение, является общество; отмечу точнее – дезадаптированность в существующих условиях общества и дисгармония с ним.

Можно отдельно отметить, что сегодня именно социальные взаимодействия наполняют человека энергией, дают ему жизненную силу; но не сами взаимодействия, как факт, а их качество. Жизненная энергия циркулирует только посредством социума, поэтому жизнеспособность человека сегодня также зависит от коммуникации.

Для ясности понимания отмечу, что циркуляция энергии воспринимается человеком, как эмоциональный подъем, улучшение настроения, чувство уверенности и радости; отсутствие энергии всегда связано с безэмоциональностью и тоскливым, тревожным настроением. Понятие энергии нередко для человека является достаточно туманным, поэтому, для простоты понимания, мы говорим «эмоции» как отражение энергетических процессов.

Если рассмотреть саму суть того, зачем нужна коммуникация на данном этапе развития общества, так это для наполнения человека жизненными силами и поддержания в нем жизни, ни больше и не меньше. Отдельно можно сказать, что ранее, на предыдущих этапах, циркулирующая в обществе энергия была более «грубой формы» физической, и большая часть жизненных сил поступала человеку от взаимодействий с материей, а не социумом: от физических взаимодействий с материальным миром. Если рассмотреть с этой позиции то, почему не сумевшие адаптироваться к изменениям «среды обитания» – обществу люди остаются на «обочине жизни», то все встает на свои места: они словно выпадают из единого процесса энергообмена и лишаются необходимой для полноценной жизни жизненной энергии.

Таким образом, осознавая роль и функцию коммуникации в сегодняшней жизни человека с позиции циркуляции энергии, можно понять, что принципы и правила коммуникации не подчиняются законам мира физического: аналогично тому, как электричество течет по материальным проводам – латунным, медным накаливает нить лампочки или вертит двигатель стиральной машины, – но само подчиняется собственным, нематериальным, законам.

Следует понимать, что Умение Коммуникации – это искусство перенаправлять социальную энергию, всегда находиться на ее пике. Именно с этим связан момент, что большинство «лечебных» методик и приемов в области человеческих взаимодействий не подходят для практики: существует колоссальная разница между теми, кто умеет управлять кораблем, и теми, кто умеет чинить его корпус; последние, кстати, могли вообще никогда не выходить в море – их самих еще нужно учить плавать.

Но если отвлечься от «теоретических основ», то на практике коммуникация является искусством, игрой, но никак не наукой, как этот термин принято понимать в условиях «культуры работы».

1.4. Эта увлекательная игра – Коммуникация…

 

1.4.1. Основные правила Игры

 

Итак, уже в тот момент, когда вы увидели человека и еще ничего не сказали коммуникация началась. Коммуникация начинается тогда, когда происходит взаимная эмоциональная реакция. Как только это произошло, даже просто за счет мгновенного взгляда, то вы уже невербально транслируете свое настроение, ожидания, отношение к собеседнику, он же, в свою очередь, транслирует свое состояние вам. В момент контакта ваши состояния словно переплетаются, начиная создавать совместный «рисунок эмоций», может быть, еще даже не начавшегося разговора.

В самой своей сути, Искусство Коммуникации – это искусство совместного создания единой «картины» общения, представляющее собой игровой процесс, который требует не только сознательных знаний или высокоразвитого внутреннего мира, но и – знания основ этой игры. Если вы не знаете правил и не владеете основами любой игры, то вы не сможете и играть – вам даже будет сложно понять то, что происходит на игровой площадке: без знания основ игры просто нереально адекватно воспринимать действия партнера и принимать решения.

Цель коммуникативной игры – в умении управлять инициативой процесса общения: умении увлекать и вести за собой собеседника. В этом случае интерес между людьми не только не угасает со временем, но и возрастает – такая коммуникация всегда наполнена энергией: коммуникация и циркуляция энергии – вещи неразделимые. Если вы способны это делать гармонично и максимально пропускать энергию, то к вам всегда будут тянуться люди, общение всегда будет легким. Поэтому первым признаком, что ваше Умение Коммуникации устарело, является состояние безэмоциональности, накопившейся усталости, тревожности, тоски.

Основой коммуникации является ее эмоциональный фон – те состояния, которые присутствуют при общении: можно сказать, что именно эмоциональный фон определяет, есть или нет между людьми взаимопонимание – установлен ли между ними контакт, присутствует ли доверие, взаимная симпатия. Цели, результаты разговора, решаемые задачи находятся в поле этого эмоционального фона: если взаимопонимание присутствует, то будет и результат. Можно сказать, что взаимопонимание – как прямое следствие гармоничного эмоционального фона общения – это то необходимое условие, которое, в результате, и определяет успех или неуспех разговора.

Эмоциональный фон разговора – это соединение настроений каждого участника общения. Каждый человек как бы «носит картину» своего излюбленного настроения с собой: у одного – это солнце; у другого – военный марш; у третьего – дождливый день. Когда люди встречаются, то их настроения словно переплетаются. С этой позиции искусство общения можно рассматривать, как умение создать вокруг себя собственную эмоциональную атмосферу, гармонично вписывая в нее эмоции и настроения собеседников. Иными словами, коммуникативный профессионализм состоит в умении увлечь собеседника «рисованием» именно вашей «картины настроения»; но именно увлечь, а – не принудить или «подавить». Например, создать настроение солнечного дня, когда проходит военный парад – достаточно радостная картина; если этот же «парад» проходит в дождливый день – то картина тревожная и тоскливая…

Умение увлекать собеседника можно назвать искусством управления инициативой, что и является основным моментом коммуникативной игры: от того, насколько профессиональны в этом искусстве обе стороны и зависит наполненность, живость и увлекательность коммуникации там, где идет игра за владение инициативой, всегда присутствует жизнь. Именно процесс игры за инициативу и определяет, прежде всего, эмоциональный фон общения. Там же, где общение непрофессиональное и грубое, неинтересное, эмоции истощаются, истощается и энергия – из процесса взаимодействия людей уходит жизнь и, как следствие, взаимопонимание, интерес друг к другу.

Таким образом, коммуникация – это процесс совместного творчества. Но право воплощать замысел принадлежит одному человеку тому, кто в результате «игры общения» будет владеть инициативой: именно его цели и задачи будут реализованы в процессе общения.

При этом следует понимать, что сама по себе инициатива – это право принимать решение и вести за собой кого-либо: игра выиграна тогда, когда человек отдал вам право принимать решения. Это тот момент, когда он принял ваше право управлять ходом общения: когда создана позиция лидера коммуникации.

Позиция – ключевое понятие коммуникации, и ее формирование является важной частью коммуникативной игры, о чем поговорим чуть позже.

Отдельно отмечу, что управлять решением не значит подавлять собеседника; как раз наоборот – увлекать его своим замыслом, то есть делать свой «замысел» захватывающим. Большинство же людей, к сожалению, именно этот момент и не могут понять: ваш собеседник должен с радостью, самозабвенно включаться в те «проекты» общения, которые вы ему предлагаете – это должен быть его выбор, а не ваше принуждение.

Умение управлять инициативой можно назвать настоящим искусством, в котором необходима и гибкость, и развитость мышления, и умение рассчитывать свои ходы, и чувствование собеседника, и способность грамотно управлять процессом общения. И как в любом искусстве, в коммуникации не может быть придуман жесткий алгоритм последовательных действий, слов, движений, применяя которые механически и слепо, можно сразу «победить всех». Это сделать невозможно точно также, как нельзя стать олимпийским чемпионом, механически научившись отбивать теннисный мячик: ваш собеседник живой человек, который также ведет свою игру.

Именно по этой причине Искусство Коммуникации в принципе не доступно людям с раздутой значимостью: значимость всегда отражает накипевшую в человеке обиду за непонимание его окружающими и, по сути, перешедшую уже в форму патологии – на уровень отношения к окружающему миру, ненависть к нему и желание ему только отомстить. Единственно возможное поле для подобной коммуникации – это ролевая профессиональная коммуникация по правилам «культуры работы», когда все изначально предписано инструкциями и положениями. И таким людям, к сожалению, остается в жизни из всего многообразия человеческих взаимоотношений только ролевая коммуникация в границах собственных полномочий: «я клиент, поэтому вы обязаны», «я твой начальник». Люди, умеющие вести разговор только с позиции руководителя, официального лица, высоты собственного авторитета то есть продолжающие жить и думать в правилах уходящего этапа развития общества не способны наполнять общение эмоциями, уметь делать его захватывающим. И именно поэтому они сами себя лишают возможности быть наконец-то понятыми и оцененными, как личность с богатым внутренним миром, поэтому больше всего в жизни страдают от одиночества, а, по сути день за днем теряют жизненную энергию, угасают. Можно сказать, что значимость – это приговор всегда быть не понятым, который сам себе вынес человек.

Если же рассмотреть даже такой аспект человеческих взаимоотношений, как переговоры, заключение крупной сделки, то и это умение, прежде всего, создать определенный эмоциональный фон, отношение к себе: как способность вызвать к себе уважение. Ведь человек, в первую очередь, смотрит на лицо того, кто с ним говорит, и только потом на те бумаги, которые ему предлагают.

Там, где люди обладают достаточной компетентностью в искусстве общения, их коммуникация интересная, оживленная, максимально наполненная энергией: она похожа на захватывающую игру, в процессе которой решаются фактические задачи – как делового, так и личного характера. Там же, где люди проявляют крайнюю форму безграмотности в коммуникации, напрямую сразу идут на результат, не установив с человеком взаимопонимания, либо проявляют грубость, бестактность, пытаются задавить или проманипулировать собеседником, общение примитивное, скучное, и, как правило, кратковременное, лишенное энергетического наполнения. Человек, предпочитающий подобную форму коммуникации, просто неинтересен окружающим, как личность: к нему относятся либо как к «денежному мешку», либо как к узкому специалисту, замкнутому или «упертому» субъекту. И если первая форма общения развивает собеседников, наполняет их энергией, их отношения постоянно совершенствуются, то во втором случае люди сами себя разрушают, лишают энергии.

1.4.2. Основные этапы коммуникативной игры.

 

Следует знать, что понимание сути коммуникации позволяет выработать определенное отношение к ней: если поразмыслить о значении коммуникации в социуме, то постепенно удается разобраться, с чем мы в действительности имеем дело, когда пытаемся освоить Искусство Коммуникативной Игры. Возможно, удастся даже осознать – какие грандиозные процессы и колоссальные силы скрыты под таким, казалось бы знакомым и простым, понятием, как человеческое общение. Понимание того, с чем мы имеем дело, необходимо для создания уважительного, почти трепетного, отношения к Искусству Коммуникации: именно отношение открывает для человека колоссальные возможности постоянного самосовершенствования, пределов которому нет.

Сегодня мы начинаем изучать «азбуку» коммуникации; иначе, без знания основ правил общения, все разговоры так и останутся – не более чем разговорами. Поэтому переходим непосредственно к рассмотрению основ коммуникации и только потом – к приемам.

Данный процесс можно сравнить с изучением письменной грамотности: сначала человек узнает о том, какое значение вообще имеет возможность обмениваться письменными записями в обществе, что позволяет ему, до этого ни разу не видевшему письменных текстов, понять, какое важное значение имеет умение писать и читать; следующим этапом становится «открытие», что мало просто «чиркать», что попало, что не каждая «закорючка» и клякса является письмом в умении писать и читать важно следовать правилам, что позволяет как самому человеку понять, что пишут окружающие, так и им четко понимать, о чем пишет или повествует им человек. Последнее становится простым, но особенно важным, пониманием: ведь существование определенных правил, общих для всего социума, позволяет людям, в нашем примере – с помощью грамотных письменных текстов – общаться, а значит – и понимать друг друга. Но и это далеко еще не все: ведь знание человека о грамотности так и останется на уровне общих представлений, пока он не узнает, в каком именно порядке происходит написание текста сначала думать, что хочешь написать, затем придумывать фразу, после чего взять лист бумаги, ручку, удобно расположиться и написать первое слово в таком-то месте бумаги, и это становится знанием алгоритма написания текста, после которого, для того, чтобы легко и непринужденно писать письма, уже необходимо досконально изучить алфавит, научиться писать каждую букву и разбираться в правилах грамматики.

Аналогичные порядок «написания» существует и в процессе изучения и освоения Искусства Коммуникации – представляемый, как основные этапы коммуникации: необходимо знать, что именно и в какой последовательности надо делать – то есть понять саму механику процесса коммуникации на уровне действий; знать что, за чем и в каком порядке необходимо делать. Это можно назвать инструкцией или последовательностью шагов: любая игра, процесс, даже простое действие имеет подобную последовательность; и именно от понимания и знания этих шагов зависит успех – это и есть основные практические шаги-правила грамотной коммуникации. И только потом можно приступать к рассмотрению приемов и правил их применения в общении – «алфавита», «букв» и «грамматики» коммуникации.

Нетрудно представить, что произойдет с человеком, понятия не имеющем ни о какой последовательности того или иного процесса: допустим – о последовательности приема пищи и использования столовых приборов. Это, может быть не так страшно, когда он находится в полном одиночестве, но то, что будет происходить с ним, например, на званом обеде, иначе, как казусом, сложно назвать: терпимо даже то, что он будет вилкой есть суп, а ложкой – ветчину; но если он не знает последовательности процесса приема пищи в принципе, то он не только перепутает блюда и порядок их приема, но и легко может начать есть из чужой тарелки, просто сесть на стол…

Таким образом, именно последовательность действий создает гармонию или дисгармонию; и именно знание последовательности шагов определяет, может или нет человек вести игру – способен ли он грамотно выстраивать процесс коммуникации или нет. И в этом случае приемы и навыки, применяемые вовремя и по назначению, действительно становятся мощным прикладным инструментом, своевременно и целенаправленно используемым.

Итак, любой процесс – и коммуникацию в том числе – условно можно разделить на четыре этапа:

ü Подготовка предстоящего процесса.

ü Начало или вступление в процесс.

ü Основной процесс реализации стоящей задачи.

ü Завершение процесса.

Если рассмотреть коммуникацию или общение, то этапы не изменятся:

I. Подготовка общения с человеком.

II. Вступление в коммуникацию.

III. Сам процесс общения на интересующую тему с достижением желаемого результата

IV. Завершение разговора.

Следует еще раз напомнить, что коммуникация – это игра за инициативу, в которой самым важным аспектом являются эмоции игры; фактический результат будет полностью устраивать только тогда, когда коммуникация соответствует вашему эмоциональному ожиданию от нее. То есть можно сказать, что коммуникация – это двойной процесс: с формальной, внешней стороны, мы что-то обсуждаем с человеком, что-то хотим получить или выяснить; скрытая, внутренняя часть коммуникации – это обмен эмоциями.

Отметим, что если вы не способны перехватить инициативу, и эмоциональный фон разговора вас не устраивает такую коммуникацию по возможности лучше прекратить. Данный принцип применим как в отношении ничего не значащего для вас разговора, так и – целевой коммуникации: только если в первом случае, «эффектом» втягивания вас в нежелательные для вас эмоции будет, в лучшем случае, зря потраченные время и нервы, то во втором – например, в случае необходимости заключения в процессе разговора важной сделки и получения конкретного результата – последствия могут стать куда более плачевными.

Дело в том, что, как будет понятно из последующего объяснения принципов работы шаблонов, первое действие создает модель последующих взаимоотношений: иными словами то, что произошло сейчас, будет повторяться и варьироваться в процессе всего последующего взаимодействия с человеком. И если, например, в момент заключения договора возникли конфликтные моменты вам пришлось «давить» или «тащить» человека то именно так в дальнейшем вы с ним и будете общаться в процессе реализации договора; именно так он и будет относиться к вашему совместному делу. Аналогично происходит и в личных взаимоотношениях.

Поэтому, если вы понимаете, что не владеете инициативой или эмоции вас явно не устраивают, стоит подумать о том, прервать коммуникацию или продолжить: зная, что вся эта ситуация дальше будет только усиливаться, стоит взвесить все «за» и «против». Недаром существует фраза, что «незаключенная сделка – это выигранная сделка»: потому что вы смогли вовремя проанализировать ситуацию, взвесить все «за» и «против», в итоге избавили себя от будущей нервотрепки и возможных фактических проблем. Ведь любой результат можно получить множеством способов, и на конкретном человеке или результате в данных условиях «свет клином не сошелся». К сожалению, многократно приходилось встречать людей, которым, после подобного, нечеловеческими усилиями «дожатого» результата, оставалось только горько сокрушаться о последствиях своей «победы» над кем-то: «Если бы мы знали, что все так обернется!». А ведь, в действительности, знали, но только в тот момент, когда добивались своего «во что бы то ни стало» («заклинило», как принято сегодня говорить, на результате разговора), просто не думали о последствиях получения этого результата. Это следует помнить.

Но вернемся к последовательности коммуникации: можно сказать, что это – шаги по грамотному завоеванию инициативы. Упустив какой-то один шаг, реализация следующего становится невозможна, а значит – становится невозможным и удержание инициативы, и интересное, эмоционально наполненное общение, в конечном итоге – и результат. Аналогично компьютерной игре: только выиграв на предыдущем этапе, вы переходите в следующий тур – только пройдя первый уровень, вы переходите на второй и так далее. Соответственно: не смогли пройти уровень – возвращаетесь на его начало; и так до тех пор, пока не найдете способ его пройти. Точно так же и в коммуникации.

Поэтому, еще раз отмечу, что максимальную тщательность и аккуратность надо проявлять при прохождении каждого этапа: нет более или менее важных – они равнозначны. И не стоит делать распространенную ошибку: проиграв первые два уровня, прилагать все силы и волю, пытаясь выиграть третий. Этапы – это последовательность, а не боксерские раунды. Поэтому, если вы поняли, что делаете что-то не то что вы не можете пройти какой-то этап лучше вернуться к началу и начать коммуникацию заново: попытки сломать ситуацию приносят вред, в первую очередь, вам самим уже хотя бы, как уже сказано, своими последствиями в будущих отношениях.

Если на этом моменте все понятно, движемся дальше. Современный человек привык более рассчитывать на логику, слова – то есть на то, что именно ему необходимо сказать, чтобы убедить оппонента, привлечь его к своей точке зрения. Отдадим должное: то, что вы говорите, безусловно, имеет важное значение. Но только после того, как вас начали слушать! Как раз этого-то понять большинство людей и не могут, считая, что если они просто говорят, то это достаточное условие того, что их внимательно слушают. Вовсе не обязательно!

Чаще всего, наблюдается как раз противоположный эффект: если вы просто говорите, опираясь на красоту и логическую взаимосвязанность своих речевых моделей, доводов и т.д., собеседник в этот момент как раз вас и не слышит; точнее слышит не совсем то, что вы говорите. Получается такая своеобразная и, увы, повседневная игра в «испорченный телефон».

Дело в том, что обычно в голове у человека крутится множество мыслей: когда он просто кого-то слушает, то не столько слышит собеседника, сколько соизмеряет его слова с тем, о чем сам думает в данный момент. То есть вместо того, чтобы стремиться понять то, что вы хотите ему сказать, он – анализирует то, о чем вы говорите. И если что-то рассказывая человеку, вы не хотите, чтобы он параллельно разговору с вами думал о том, какого цвета диван ему купить после ремонта или что он устал и ему все надоело (и в этом случае ваша тема будет только мешать ему заниматься собственными мыслями – и может вызвать с вашей точки зрения ничем не обоснованное раздражение), то необходимо настроить его на общение с вами, сделать то, что вы говорите, действительно ему интересным: проще говоря, необходимо уметь убрать из головы собеседника «посторонние шумы», отвлекающие его внимание от вашей темы.

Иными словами, безусловно важно то, что вы говорите, и правильно и грамотно говорить тоже надо уметь, но только необходимо, чтобы вас слушали, а не делали вид, что слушают. Поэтому, для того, чтобы донести вербальный смысл того, что вы хотите сказать, человеку получить его внимание и понимание необходимо уметь действовать невербально. Поэтому именно основами невербальной коммуникации мы и занимаемся в первую очередь.

А как же слова? – спросите вы. А слова только после того, как вы научились создавать невербальный фундамент общения; если, конечно, вы хотите общаться, а не разговаривать со стеной или «испорченным телефоном».

Только после того и, не раньше, как человек научится действовать невербально, мы начинаем работать со словами, смыслами, идеями. До этого момента просто бессмысленно говорить о речевых моделях, работе с точкой зрения человека, искусстве убеждения – это просто напрасная трата сил: зачем вам учиться говорить, если вы не научились привлекать собеседника – если вас элементарно не слышат. Поэтому, чтобы не сотрясать в пустую воздух красивыми фразами и умными словами понапрасну, начнем с самых азов: с невербальной коммуникации.

Итак, определено, что коммуникация состоит из четырех этапов уровней. Рассмотрим отдельно каждый из них: из чего он состоит и какие основные понятия в себя включает.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь