Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Легализация церкви при императоре Константине. Первый Вселенский собор. Борьба с арианством. Символ веры.



Христианство разрослось и стало влиять на жизнь города. Христиане занимают ведущие посты. Много мучеников укрепляют церковь духовно. Галлерий в 311 г. издает эдикт о веротерпимости. Окончательную свободу христианству приносит победа Константина и в Милане 313 году- эдикт о доминирующей роли христианства и свободе христиан.

325-Никейский собор и символ веры. Ариане-еще полит партия. Троица была не сформулирована. Одни Богословы говорили что Отец вечно порождает сына и потому сын так же божественен как и отец. Субординализма-Сын меньше,отец старше,появлялась дисфункция в троице. В 318г Арий из Александрии выступил против епскопа Александра Александрийского.-своего главы. Учение Ария подтверждалось некоторыми авторитетными книгами. Савелиане-Бог один-сначала отец,потом сын,а потом СвДух. Идея арианства в том,что Божество единично, уникально и неделимо. Они говорили что сын существует лишь по воле отца. Они учили что сын сотворенное существо. И сам он -начало творения.(Они учили-Было времени, когда его не было) Но библия учит, что Он-от вечности сущий. Распря утомила имп. Константина и началась организация вселенского собора. 300 епископов в Нике. 19 июня 325г. Председательствовал имп.Константин. Собрание открыл император подчеркнув важность церковного единства. Ариане выступили первыми. Епископ Евсевий сочувствовавший арианам.прочел другое исповедание веры и был составлен символ веры за подписью всех делегатов. В Нике же борьба с арианством только началась.

Халкидонский собор 451г.-ИХ единосущен отцу. Подтверждение Никеоцареградского символа веры.

 

Ереси и заблуждения в эпоху Средневековья.

Наиболее крупные еретические учения в Раннесредневековом христианстве.

Борьба с ересями, то есть по сути борьба за чистоту веры – это большая часть церковной жизни, долг Церкви перед истинно верующими, "поставить на путь истинный" выбравших не ту дорогу, одна из важнейших миссий Церкви.

Самыми первыми ересями, относящимися ещё ко II-III векам были ереси возникшие в иудаизме, среди традиционного еврейского населения. "Иудействующие" ереси были прежде всего связаны с попыткой совместить закон Моисеев и заповеди Нового Завета. "Партия христиан из иудеев фарисейского направления возбудила вопрос о необходимости для спасения соблюдения и Моисеева закона".

Это же движение в будущем распалось на две части: евионитов и назареев. "Назареи в сущности не отступали от общецерковного учения". Они лишь предусматривали соблюдение закона Моисея, вкупе с Христовым.

Евиониты же утверждали полное повиновение законам Моисея, а его отступников, в том числе апостола Павла, объявили врагами веры. "Евиониты не придавали христианству большого значения, считая его продолжением иудейства". Фактическим протестом против истинной веры было то, что "они совершали таинство Евхаристии только однажды в год, в воспоминание тайно вечери Спасителя, и употребляли в нём одну воду, как аскеты".

Гностицизм.

"Это учение, как высшее, духовное, составляло для людей, создавших его, истинное религиозное знание, истинное религиозное ведение. В основе его лежали начала греческой философии, иудейского богословия и восточных религий, особенно Зороастра". "Как обладающие единственно истинным знанием (гносисом), гностики в своих системах предлагают безусловное решение всех вопросов бытия и жизни".

Первым и наиболее известным представителем гностического учения был Симон Волхв. Он прославился тем, что хотел купить у апостолов силу Святого Духа через рукоположение. Современник Симона Керинф стал первым идеологом гностицизма. "По началам гностицизма он учил, что творение видимого мира совершено не Богом, а демиургом, низшим духовным существом. Вместе с евионитами он признавал Христа простым человеком".

"Исходным пунктом миросозерцания большей части гностиков был дуализм: основными началами бытия и жизни они признавали, с одной стороны Верховное Существо или Высочайшего Духа, с другой – материю". Через эманацию они создают других духовных вечных существ. Материя противопоставляется этим живым существам и представляется "как самостоятельное, независимое начало чувственной, материальной жизни и зла". Крупнейшими деятелями гностицизма являются Василид, Валентин, Тациан, Маркион и Карпократ

Манихейство.

"Оно представляет собой смесь христианского учения с началами религии Зороастра".

Один из магов, по имени Манес, обладавший большим авторитетом, нашёл сходство между христианством и зороастризмом. Манес был когда-то пресвитером в Агваце, но был отлучён от Церкви за персидский дуализм.

"От вечности существуют два царства: царство духа – добра и света и царство материи – зла и мрака. Первое состоит из пяти чистых стихий: огня, воздуха, света, воды и земли, второе из пяти нечистых: бури, тины, тумана, дыма и бессветного жара".

Христос в манихействе – это только первый Человек. Но Иисус не однороден, существует бесстрастный Иисус, бесстрастный Сын человеческий, и страждущий Иисус, страждущий Сын человеческий.

Материя в манихействе также противопоставляется Духу. Материя воспринимается как Зло. "Средство к освобождению от материи – это строгий аскетизм".

Антитринитарии.

Если манихейство и гностицизм являются в целом движениями одного рода, то антитринитарии – это ересь совсем другого порядка. "Оно составляет результат стремлений человеческого ума уяснить одним разумом, без пособия веры, Богооткровенное учение. Другими словами это была попытка рационально объяснить веру, что само по себе представляется невозможным. "Предметом её был главный христианский догмат о единстве и троичности Бога". Антитринитарии считали Бога единым существом, а Христа и Святой Дух – не лицами Божественными, "имеющими отдельное, личное бытие". Антитринитарии – это первые еретики непосредственно внутри христианства. Большинство их идеологов были членами церковной общины и зачастую имели пресвитерский сан.

Самым известным из антитринитариев был епископ Самосаты Павел, утверждавший, что "Иисус Христос в строгом смысле не есть Бог". За ересь его лишили епископского сана, что однако не отпугнуло его последователей, получивших название павлиан.

Ересь антитринитариев стала первой ересью официально осуждаемой на специально собранных по этому поводу соборов: Александрийского (261 г.) и Римского (262 г.).

Арианство.

Среди Раннесредневековых ересей арианство – наиболее крупное движение, реальное конкурирующее с ортодоксальной верой.

Основателем этой ереси был Александрийский священник Арий, который "начал в церковных собеседованиях проводить мысль, что Сын Божий не есть сын по существу, а только по благодати, есть творение, хоть высшее и существовавшее прежде других, но не одного существа с Богом".

За распространение еретического учения епископ Александр в 323 году отлучил Ария и его последователей от Церкви.

Впервые в истории Церкви раскол произошёл внутри неё. Несколько епископов, в том числе Евсевий Никомидийский, очень уважаемый епископ, Ария поддержали. Для переговоров с Арием был послан епископ Осия, но тот, убедившись, что Ария не разубедить, по свидетельству епископа Арсения "подал императору Константину мысль о созвании в 325 году Вселенского собора".

На соборе произошло изобличение арианства, особенно удачным было выступление святого Афанасия, говорившего: "Бог вочеловечился, чтобы человек обожился".

Однако те же самые епископы свидетельствовали, что "Арий остался в своих мнениях непреклонен". Деятельность Ария продолжилась, в 336 году он даже встретился с императором Константином, после чего император постановил вернуть Ария в лоно Церкви.

С этого момента арианство колебалось от ереси до практически признанной части христианской религии. Окончательным поражением арианства принято считать Второй Вселенский собор 381 года, но такая точка зрения не совсем верна. Изобличение арианства на втором Соборе было более крупномасштабным и ряды поддерживающих ариан представителей духовенства серьёзно уменьшилось, но тем не менее ещё довольно долго, фактически до конца V-го века арианство осталось серьёзной силой, с которой приходилось считаться и с которой необходимо было бороться.

Несторианство.

"За добродетельную жизнь Иисус был удостоен усыновления от Бога". Бог не может быть рождён (а ведь Иисус рождён Марией), он не может страдать и испытывать боль ( а Иисус был распят).

Поскольку в то время вокруг фигуры Иисуса велись многочисленные споры Церковь поначалу не выступала с осуждением нового учения. Но "когда архиепископ Константинопольский Несторий возымел мысль сделать своё учение общецерковным", Церковь этому воспротивилась и официально объявила несторианство ересью. И в дальнейшем ситуация с несторианством напоминала арианскую. Окончательное осуждение несторианства произошло в 431 году, на Третьем Вселенском соборе в Эфесе.   

Монофизиты.

Монофизитство очень тесно связано с несторианством, хотя сами корни учения у него несколько другие. Монофизиты признавали в Иисусе две сущности, но соглашались почитать только его божественную часть.

Церковное епископство вновь разбилось на две партии – за и против. Но и те и другие признавали, что пора установить ясность в вопросе относительно сущности Христа.

По обоюдному согласию через 20 лет после предыдущего собора был созван новый Вселенский собор в Халкидоне. На нём Христос был признан "неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно в двух естествах".

 

Мы рассмотрели ереси двух основных родов: ереси, построенные на корнях античной философии, зороастризма и иудаизма; и ереси внутрихристианские, связанные с разным толкованием церковных догматов. В качестве примера третьей и последней группы еретических учений, также частично связанных с догматами, но другого рода можно привести павликианство.

Ересь павликиан.

Главой павликиан был Константин, человек, чьего социального статуса мы не знаем, видимо очень образованный и знакомый с религиозными книгами. "В посланиях апостола Павла он встретился с учением о христианстве, как религии преимущественно духовной". Он осудил всевозможные христианские обряды и даже поставил под сомнение существование самой Церкви, как преграды между человеком и Богом. Константин попытался создать новую религиозную общину, которую он хотел сделать апостольской. Первая подобная община возникла в Армении. в городе Кивоссе. Но его община имела силу только при его жизни. В 684 году сам Константин был схвачен и казнён, а его последователи большей частью от ереси отказались, а некоторые с новым лидером Титом повторили судьбу монофизитов, сбежав далеко на Восток.

 Средневековые ереси, в свою очередь, включают ереси XI–XIII вв., а также XIV–XVI вв. К ересям XI–XIII вв. относятся павликиане, богомилы, катары, альбигойцы и др. К ересям XIV–XVI вв. – лолларды, табориты, апостольские братья, анабаптисты и проч. Все эти ереси были массовыми движениями плебейско-крестьянского или бюргерского характера, направленными против папства и феодализма. Ересь павликиан и богомилов, проникшая с Востока, была манихейского толка, она делила мир на две половины: чистую, духовную, Божью и греховную, материальную, сатанинскую. Ко второй части еретики относили и католическую церковь, в которой видели сосредоточение зла. Себя они называли катарами, т.е. чистыми. Во Франции катары были известны под именем альбигойцев (по названию города Альби – центра движения). У катаров было свое духовенство, которое, по их мысли, ведет начало от апостольской церкви, и свои обряды. Это была антицерковь с учением, представлявшим собой антикатолицизм. Во всех этих ересях материальный мир был миром зла, и не только официальная церковь, но и все государственные учреждения рассматривались ими как порождения злого духа. Поэтомукатары и альбигойцы отказывались признавать государственные установления, военную службу, принимать присягу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь