Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Строение человека: односоставное, двухсоставное, трехсоставное (тело, душа, дух). Образ и подобие Божие. Предназначение человека.



Человек - высочайшее из всех Божьих творений на земле. Поэтому изучение человека делает более полным наше понимание Божьей деятельности и в некотором смысле Самого Бога, ибо, изучая творение, мы познаем и Творца, Причем человек может дать нам больше знаний о Боге, чем любое другое Его создание. Ибо, как сказано в Библии, лишь человек был сотворен Богом по Его собственному образу и подобию (Быт. 1:26-27). Другими словами, изучение человека дает нам ключ к пониманию природы Бога. В той мере, в какой копия сходна с оригиналом, мы можем полнее понять Бога, изучая высочайшее из Его творений.

Учение о человеке в значительной степени способствует пониманию личности Христа, поскольку Библия говорит, что второе Лицо Троицы приняло человеческую природу. Этот факт означает, что для понимания природы Христа необходимо понять человеческую природу. Иисуса, то изучение человеческой природы Иисуса дает нам более полное понимание того, чем на самом деле предназначено было быть человеку. Если бы Бог не сотворил человека, не было бы, по-видимому, ни воплощения, ни Искупления, Некому бы было возрождаться и некого было бы оправдывать, а потому не было бы необходимости в возрождении и оправдании. И уж со всей очевидностью не было бы верующих, которые могли бы сформировать церковь. Наблюдается повышение интереса к человеческим проблемам. Учение о человеке имеет большое значение вследствие современного кризиса в понимании человеком самого себя.

Христианский взгляд на человека <…> заключается в том, что человек - Божье творение, созданное по образу Божьему. Это, во-первых, означает, что человек появился не вследствие случайных процессов эволюции, а в результате сознательных, целенаправленных Божьих дел.

Во-вторых, образ Божий внутренне присущ человеку. Человек может познать Бога и способен понять, чего хочет от него Творец. Он может любить Создателя, поклоняться и повиноваться Ему.

У человека есть и измерение в вечности. У него есть точка отсчета, начало бытия. Но он создан вечным Богом и имеет вечное будущее.

Происхождение человека.

Библия изображает происхождение человека таким образом, что премудрый, всемогущий и благой Бог создал род человеческий, чтобы тот любил Его и служил Ему и наслаждался общением с Ним.

1. Сотворение человека означает, что он не имеет независимого, самостоятельного существова-ния. Он появился в мире вследствие того, что Бог пожелал, чтобы он существовал, и Своим по-велением создал его. Человек получил жизнь от Бога и продолжает жить и наслаждаться жиз-нью благодаря божественному обеспечению. В его существовании нет никакой необходимости. Человек - зависимое от обстоятельств существо, а не неотъемлемая часть реальности. Он не мо-жет занять такое положение, при которой он был бы подлинно независимым от Бога. Человек - творение Бога, но не Его эманация. Человек - не часть Божества. Он подвержен огра-ничениям конечного существа. Он не знает всего и не все может делать. Хотя цель христиан-ской жизни состоит в духовном единении с Богом, человек всегда будет метафизически отделен от Бога.

2. Человек - часть творения. Он отличается от других сотворенных Богом существ, но не до та-кой степени, чтобы не иметь с ними связи. Как и другие существа, человек входит в общий строй, общий порядок творения. Но есть один элемент, который делает его уникальным, который отделяет его от остальных созданий. О всех этих созданиях сказано, что они сотворены "по роду их". Он же, с другой стороны, описывается как созданный по образу и подобию Божьему. Он поставлен над всем остальным в сотворенном мире, чтобы владычествовать над ним. Его нельзя во всех отношениях уподоблять остальным творениям.

3. Человек - не высший объект в мире. Человек имеет великую ценность, ибо, если не считать ангелов, он есть высочайшее из всех сотворенных существ. Однако такое положение даровано ему высочайшим из всех вообще существ - Богом. При всем уважении к человеческой природе, при всем особом признании, которым мы удостаиваем людей выдающихся, людей с большими заслугами и достижениями, нам всегда следует помнить, что они, их жизни, их способности, их сильные стороны - все это даровано Богом. Уровень уважения к людям нельзя доводить до уровня фактического поклонения им. Поклоняться следует одному лишь Богу;

4. Ограничения - по своей сути не зло. Ограниченность обычно вызывает недовольство. Высказывается даже мнение, что именно в ней заключается причина человеческой греховности.

5. Человек подвластен определенным ограничениям. Не Бог, а человек - сотворенное существо, и он подвержен ограничениям, присущим конечным существам. Бесконечен только Творец. Че-ловек не знает и не может знать всего. Но Библия говорит, что, создав человека со всеми ограничениями, присущими сотворенному существу, Бог посмотрел на творение и сказал, что оно "хорошо весьма" (Быт. 1:31). Род человеческий имел ограничения, но был признан хорошим. Как мы вскоре увидим, ограниченность может повести к греху, если мы не принимаем своих ограничений и не живем в соответствии с ними.

Строение человека.

Трихотомия

Распространенный в консервативных протестантских кругах взгляд получил название трихото-мистского. Человек состоит из трех элементов. Первый элемент - физическое тело. Физическая природа связывает человека с животными и растениями. В смысле родового понятия между че-ловеческим телом, животными и растениями нет никакой принципиальной разницы.

Вторая часть человека - душа. Это психологический элемент, основа разума, эмоций, общественных связей и тому подобного. Считается, что животные обладают рудиментарной душой. Наличие души отличает людей и животных от растений. Хотя человеческая душа более развита и обладает большими способностями по сравнению с душой животных, по сути они одинаковы. От животных человека отличает не более сложная и развитая душа, а третий элемент - дух. Этот религиозный элемент дает человеку возможность воспринимать духовные вопросы и отвечать на духовные стимулы. Это основа духовных качеств личности - индивидуальные черты заложены в душе.

Кроме того, это разделение на три части как будто бы явствует из 1 Кор. 2:14 - 3:4, где Павел делит людей на "плотских", "душевных", буквально "из души") и "духовных". Эти слова вроде бы относятся к разным функциям или ориентациям, даже к разным компонентам человека. В 1 Кор. 15:44 также проводится различие между душевным телом и духовным. Некоторые греческие философы учили, что тело - материальная сторона человека, душа - нема-териальная, а дух связывает их между собой.

Часто проводилась параллель между связью души и тела с тем, как соотносятся Бог и сотворен-ный Им мир. Бог общается с миром через третью (промежуточную) субстанцию, точно так же душа и тело связываются духом731. С одной стороны, душа мыслилась как нечто нематериаль-ное, а с другой - как связанная с телом. В привязке к телу она рассматривалась плотской и смертной, а к духу - бессмертной. Особенно популярной трихотомия была среди александрийских отцов в первые века истории церкви.

Дихотомия

Самым, пожалуй, распространенным взглядом в ходе всей истории христианской мысли было представление, что человек состоит из двух элементов - материального аспекта, тела, и немате-риального компонента, души или духа. Дихотомистского взгляда придерживались с самого раннего периода христианской мысли. А после Константинопольского собора в 381 году его популярность возросла до такой степени, что он стал практически общепринятым в церкви.

По современным дихотомическим представлениям, Ветхий Завет отражает целостный взгляд на человека. В Новом же Завете этот взгляд сменяется дуализмом: человек состоит из тела и души. Тело - физическая часть человека. Это смертная часть человека. После смерти она разрушается и возвращается в прах. С другой стороны, душа - нематериальная часть человека, которая пере-живает смерть. Именно эта бессмертная природа отделяет человека от всех прочих сотворенных существ.

Слово душа иногда используется как синоним личности человека или жизни: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" (Мф. 16:26).

Монизм.

Монизм отвергает мысль, что человек состоит из различных частей или отдельных элементов, и рассматривает его как неразрывное целое. В монистическом понимании, в Библии человек показан не как существо, состоящее из тела, души и духа, а просто как личность. По мнению сторонников монизма, быть человеком значит быть телом или иметь его. Мысль о том, что человек может существовать вне тела, не имеет никаких оснований. Следовательно, существование после смерти в бестелесном состоянии невозможно. Учение о бессмертии души совершенно несостоятельно. Таким образом, исключается возможность не только будущей жизни без телесного воскресения, но и каких-либо переходных состояний между смертью и воскресением. Библейские соображения

Монизм следует оценивать в свете всей содержащейся в Библии информации. При более внимательном рассмотрении становится ясно, что полностью монистический взгляд игнорирует или затемняет некоторые важные факты. В отношении некоторых вопросов, особенно эсхатологического характера, у чисто монистического взгляда возникают затруднения.

Есть места, как будто бы указывающие на переходное состояние, между смертью и воскресени-ем, состояние, в котором личность переживает осознанное существование. Одно из них - слова Иисуса разбойнику на кресте: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23:43). Другое - притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Существует мнение, что это не притча, а рассказ о реальном событии, поскольку это единственная притча, в которой действующее лицо названо по имени. В ней рассказывается о смерти двух людей: богача и нищего. Богач отправился в ад и там мучился в пламени, а нищий, Лазарь, был отнесен на лоно Авраамово. Оба находились в сознательном состоянии. Третье соображение, указывающее на переходное состояние, - слова Павла о выходе из тела и водворении у Господа (2 Кор. 5:8). Апостол опасается этого состояния наготы (2 Кор. 5:3-4) и выражает желание быть одетым (2 Кор. 5:4). Наконец, в Писании есть места, в которых от разграничения между телом и душой нельзя просто отмахнуться. Хорошо известный пример - слова Иисуса в Мф. 10:28: "и не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне".


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь