Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слово 21: Об угрозах Божиих



 

Видим угрозы, написанные в Святом Пи­сании, через которые Бог временной и вечной казнью грозит нераскаянным грешникам. Ибо как царь, пекущийся о добром состоянии своего государства, издает полезный указ и в указе объявляет, что должны и чего не долж­ны делать его поданные, а в указе и казнь за­конопреступникам полагает, сказано: то и то будет преступившим указ, — так и Царь Не­бесный Господь Бог издал Свой святой и пра­ведный закон всем людям, чтобы они по пра­вилу этого закона жили и себя исправляли, и что Он запрещает, от того уклонялись, а что повелевает, то бы творили. А преступникам закона временную и вечную казнь объявил: «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). «Боязливых же и не­верных, и скверных и убийц, и любодеев и чаро­деев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). «Если не обратитесь, Он оружие Свое изощрит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смер­ти, стрелы Свои сделал для сожигаемых» (Пс.7:13-14). «Низведет Он на грешников сети: огонь и сера, и дух бурный — их доля из чаши» (Пс.10:6). «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не на­следуют» (1Кор 6:9-10). Эти и другие угрозы Божии страшны нам, но они великое человеколюбие Божие нам показывают. Потому что ничто так не обра­щает грешника к покаянию, как угрозы каз­ней. Через обещание благ зовет нас Бог к Се­бе и вечному спасению, а через угрозу казни побуждает, понуждает и убеждает. Потому Он грозит грешникам, что не хочет их погубить. Потому и являет гнев Свой, чтобы мы стра­хом этого гнева себя исправляли и избегали бы вечной казни. Ибо если страх пред земным царем от многого зла нас отвращает, то тем более страх пред Небесным Царем силен от­вратить нас от всякого зла и подвигнуть к по­каянию, если часто будем рассуждать о пра­ведном гневе Его против греха и о страшных Его угрозах. Воистину страхом казни, как веревкой, бу­дет связан и удержан человек, и не будет по­движен ни на какое зло. Воистину не захочет грешить, когда перед умными глазами уви­дит уготованный ему за грех огонь вечный. Воистину память о казни не допустит до каз­ни, а рассуждение о геенне не допустит вой­ти в геенну. Воистину много мы должны Бо­гу нашему, возлюбленные христиане, и за это человеколюбие Его к нам, что Он объявил нам о геенне и прочих казнях. Ибо нас более подвигает к покаянию угроза казни, чем обе­щание добра, как выше сказано. Но откройте слух душ ваших и внимайте тому, что хочу вам предложить. Опасно, весьма опасно презирать Божии угрозы, и не каяться, и себя не исправлять. Точно знайте и не сомне­вайтесь, что на самом деле узнает на себе нака­зание Божие тот, кто презирает Его угрозы. Нет ничего опаснее, как презирать то, чем гро­зит Бог. Впадет тот в геенну, кто не думает о ге­енне. Не избежит вечной смерти тот, кто пре­зирает эту смерть. Узнает на себе гнев Божий тот, кто не боится гнева Божиего и не кается. «Бог наш есть огнь поядающий. Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр.10:31)! «Бог поругаем не бывает» (Гал.6:7). Что человек сеет, то и пожнет. Подлинно, Бог Милостив и Человеколюбив, но и Праведен, ибо всем воздаст по делам их. Грешники, вложим в память и затвердим слово сие: опасно презирать Божии угрозы! Грозил Бог прародителям нашим в раю: «смер­тью умрете в тот час, когда вкусите от запо­веданного древа» (Быт 2:17). Презрели это прародители, и смертью умерли. Презрели угрозы Божии жившие во время Ноя нечестивцы — и от всемирного по­топа погибли. Презрели содомляне — и огнем сожжены. Презирают и ныне грешники, и по­гибают. Потоплены в наводнении нечестивые, которые не верили проповеди праведного Ноя о покаянии. Чего ожидать и нынешним нече­стивым, ругателям и презирающим Закон Бо­жий? Погрузятся и они в страшнейший потоп вечной погибели. Пожег содомлян огонь с не­бес за мерзкую нечистоту. Чего чаять и ныне блудникам, прелюбодеям и другим оскверни­телям, кроме гееннского огня, в котором они будут гореть и не сгорать вовеки? Поражены многие израильтяне в пустыне за свои безза­кония и не дошли до земли обетованной. То же будет и с беззаконничающими христиана­ми, не будут допущены и они в царствие Божие. Ибо «вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15). И это есть то, что говорит Господь: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк 13:5). Грешники! Внимайте этому слову и покай­тесь! Страшна временная погибель, но намно­го страшнее вечная. Итак, убоимся погибели, и покаемся, и избежим ее! Убоялись ниневитяне погибели, которая должна была последо­вать им, покаялись, и не впали в погибель, но получили милость от Человеколюбивого Бога. Обратимся и мы всем сердцем к Богу нашему, и покаемся, и перестанем нашими грехами Его раздражать, да и милость от Него полу­чим. Аминь.

 

Слово 22: О гордости

 

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5:5)

Премерзкий грех — гордость, но мало кто это познает, потому что он скрыт глубоко в сердце. Начало гордости есть незнание самого себя. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, если бы человек познал самого себя, познал бы свою бедность, нище­ту и окаянство, — никогда бы не гордился! Но тем более окаянен человек, что не видит и не познает своей бедности и окаянства. Гордость познается по делам, как дерево — по плодам. Но посмотрим, каковы плоды горького семени гордости. 1) Гордый человек всячески ищет чести, славы и похвалы. Он всегда хочет показаться нечто, и другим указывать, повелевать и на­чальствовать, а если кто препятствует его же­ланию, на того сильно гневается и злобится. 2) Лишившись чести и начальства, роп­щет, негодует и хулит. Чем я согрешил? В чем я виноват? Этого ли достойны мои труды и за­слуги? А часто бывает, что человек сам себе и умерщвляет. 3) Начинает дела выше своих сил, которых не может сделать. О, человек! Зачем касаешь­ся бремени, которого не можешь понести? 4) В чужие дела самовольно вмешивается. Он везде и всякому хочет указывать, хотя и сам не знает, что делает. Так его ослепляет гордость. 5) Без стыда себя хвалит и возвышает: «Я-де то и то сделал, такие-то и такие заслуги об­ществу оказал». О человек! Исчисляешь свои заслуги, но почему о своих погрешностях не говоришь? Если стыдно их объявлять, то стыдись и хвалить себя. 6) Других людей презирает и уничижает: «Он-де подлый человек, он негодный», и про­чее. Человек! Он такой же человек, как и ты, ибо все мы люди. Он грешник, но думаю, что и ты от этого имени не отречешься. Он в том согрешил или грешит, а ты в другом, а может быть, и в том же. «Потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). 7) Власти и своим родителям не покоряет­ся и не повинуется, ибо у гордых выя жесто­кая и непреклонная. Они всегда хотят волю хотения своего постановить и утвердить. 8) Добро, какое имеет, себе самому, своему старанию, трудам и разуму приписывает, а не Богу. О человек! Что можешь своего иметь ты, который нагим вышел из чрева матери своей? Что можешь иметь, если Бог, источник всяко­го добра, не подаст тебе? Что наше старание и труд может без помощи Того, Который один все может, и без Которого каждый — ничто, как тень без тела? 9) Обличения и увещания крайне не лю­бит. Мнит, что он исправный, хотя и весь за­маран. 10) При уничижениях, презрении, в бедах и напастях не терпит, негодует, ропщет, а час­то и хулит. 11) В словах и поступках показывает не­кую надменность и пышность, и прочее.

Это плоды гордости, ненавистные Богу и людям. Горьки эти плоды, горько же и семя, от ко­торого они рождаются. «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк 16:15). Поэтому и написано: «Всякий возносящийся смирится» (Лк 14:11). Добродетель, противоположная гордости, — смирение. Насколько гнусна и мерзка гор­дость, настолько благоприятно и любимо Бо­гом и людьми смирение. Ни на что великий и высокий Бог так любезно не взирает, как на смиренное и умиленное сердце. Потому и Пресвятая Богородица говорит о Себе: «при­зрел Он на смирение Рабы Своей» (Лк 1:48). Ког­да гордость отступает от человека, в него все­ляется смирение, и чем более уменьшается гордость, тем более возрастает смирение, ибо одно другому, как противоположное, место ус­тупает. Тьма отходит, и наступает свет. Тьма — это гордость, а смирение — свет. Если рассудим о себе самих и познаем на­ше бедствие и окаянство, то будем иметь до­статочную причину для смирения. Рождаемся нагими и с плачем; живем в бедах, напастях и грехах; умираем со страхом, боязнью и возды­ханием; погребаемся в земле и в землю обра­щаемся. Тут не видно, где богатый, где ни­щий, где благородный и где безродный, где господин и где раб, где мудрый и где неразум­ный лежит. Все там сравнялись, так как все в землю обратились. Итак, почему земля и гной возносится? Возлюбленные христиане! Познаем нашу бедность и окаянство, «и смиримся под крепкую руку Божию, да вознесет нас в свое время» (1 Петр 5:6). Познаем, возлюбленные, что мы христиане — от Христа, кроткого и смирен­ного сердцем. Стыдно и весьма неприлично гордиться христианам, если Христос, Вели­кий и Высокий Бог, смирил Себя. Стыдно гор­диться рабам, когда Господь их смирен. Нет ничего столь неприличного и непристойного для христиан, как гордость, и ничто так не по­казывает христианина, как смирение. От сми­рения познается человек, что он истинный ученик кроткого и смиренного сердцем Иису­са. Итак, если хотим показать свидетельство, что мы истинные христиане, то научимся от Христа быть смиренными, как Он Сам уве­щевает нас: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Напишем и углубим в нашей памяти апо­стольское слово: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Аминь.

 

Слово 23: О злобе

 

Злоба есть закоснелый и застарелый гнев. Гнев, если вскоре не укротится, обращается в злобу. Поэтому апостол нас увещевает и на­учает в самом начале и сразу отлагать гнев: «солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давай­те места диаволу» (Еф.4:26-27). А отсюда ви­дим, что тот дает место дьяволу, кто гнев и злобу на ближнего своего держит. Над тако­вым дьявол, как дух злобы, уже возобладал, и водит его как своего пленника. Злоба рождается или от зависти, как Каин на Авеля, брата своего, имел злобу, благопо­лучию его завидуя, злобился на него и убил его (см. Быт 4:8), или от нанесенной человеку обиды. Так люди гневаются и злобятся на обидевших их, и хотят им злом за зло воздать, и так отомстить за свою обиду. Премерзкий и смеха достойный грех — злоба. Прочие грехи или некую корысть, или сладость согрешающему доставляют. Вор кра­дет, чтобы душу свою насытить. Блудник блудодействует, чтобы плоти своей угодить. А злобный без всего этого злобится. Он грешит и мучается, беззаконничает и снедается, мстит и отмщение терпит. Так злобному сама его злоба и есть наказание и биение. Если бы возможно было посмотреть в сердце злобного человека, то не что иное явилось бы там, как адское мучение. Поэтому бывает, что злобные люди темнеют и иссыхают, ибо злоба, как яд, снедает их плоть. О лютая страсть! Лютая и пагубная и для злобствующих, и для тех, на которых она вос­стает и вооружается. Если в начале не бывает пресечена, то великие беды делает, так же, как усилившийся огонь многие дома поедает. «Такая вещь злоба, что если человек ее в са­мом начале не пресечет, то она безмерно ум­ножается, как огонь, нашедший сухие мате­риалы», — говорит святой Иоанн Златоуст. Злоба по-разному совершается. 1) Через отнятие здоровья. Так делают те люди, которые, злобясь на своего ближнего, дают ему яд, и так здоровье его повреждают, от чего человек почти непрестанно мучается, и умирает. Это есть действие злобы и пагуб­ный ее плод. 2) Через отнятие жизни, как Каин убил своего брата Авеля. 3) Через злословие и клевету. Злобный че­ловек, желая отомстить своему ближнему и не имея чем ему навредить, вымышляет в нем порок и так проносит о нем ложный злой слух, или из малого делает великое, то есть су­чок называет бревном. Поэтому бывает, что многие люди ложную клевету и поношения терпят. Всему причиной злоба. 4) Злобный, совершив злобу, часто этим хвалится: вот мол я ему дал; пусть он меня знает. Таким людям подходит слово Псалмо­певца: «Что хвалишься злобой, сильный» (Пс.51:3)? Это гнусный и мерзкий запах злобы — радоваться и хвалиться о повреждении и по­гибели других. О, лютое и пагубное действие злобы! Должно было человеку, как согрешив­шему против Бога и ближнего своего, сожа­леть и каяться, но злобный этим хвалится и превозносится. Грешит, и хвалится грехом, беззаконничает, и беззаконием превозносит­ся. Это действует в нем мерзкая и пагубная злоба. Человек! Хвалишься и радуешься ныне о беззаконном твоем деле, но если не испра­вишься, будешь тогда воздыхать, плакать и рыдать, когда все твои, как и прочих беззаконников, беззаконные дела будут представ­лены пред тобой, и всему миру будут явлены. Тогда ты увидишь свою погибель. 5) В некоторых людях так сильно дейст­вует и умножается злоба, что они не боятся говорить: «Я мол сам погибну, а его достану!» О, бедная тварь! Разве не знаешь ты, что такое погибель? Приложи свою руку к огню и отча­сти вкусишь горести ее. Этого терпеть не мо­жешь — стерпишь ли горесть гееннского огня, в который человек весь будет погружен и потоплен, и будет гореть и не сгорать вовеки! Но когда осмотришься, сам узнаешь, что та­кие слова дьявол, дух злобы, производит и произносит в тебе. Видите, возлюбленные христиане, какое лютое и тяжкое зло — злоба. Злы и горьки плоды злобы; зла и горька сама злоба, которая такие плоды рождает. Горе миру от злобы! Она всем и всячески вредит, как выше сказано, от нее никому и нигде невозможно укрыться. Когда не может иначе человеку повредить, то через свой язык пускает яд на человека. Сколько ни есть в мире бед, напастей и зол, причина им всем — злоба. Итак, горе миру от злобы! Но большее горе самим злобствую­щим! Они вредят телам других, и своей душе; тело других умерщвляют, а у себя души, вре­менную жизнь у других отнимают, а у себя вечную; временно других губят, а себя навеч­но. К такому тяжкому злу злоба приводит. Злобствующим, если они не хотят навечно погибнуть, должно исправиться и свое злоб­ное сердце переменить. Этому способствует следующее: 1) Страшно злобиться христианам, которым не только своих друзей, но и врагов повелено любить Господом Иисусом Христом. Страшно творить зло христианам, которым повелено и ненавидящим благотворить (см. Мф 5:44). Страшно христианам мстить, пото­му что им повелено и согрешения людям ос­тавлять (см. Мф 6:14). Мститель впадет в руки Мстителя — Бога. «Страшно же впасть в руки Бога Живаго» (Евр.10:31)! Да внимает этому злобствующая душа и яд злобы своей да умерщвляет покаянием и сокрушением серд­ца. Иначе со своими грехами явится на Страшном Суде Христовом, и по делам своим примет (см. Мф.16:27). 2) Часто бывает, что злобные, желая по­вредить другим, прежде вредят самим себе: тот яд, который другим готовят, сами съеда­ют; тем мечом, который против других обна­жают, себя умерщвляют, и меч их входит в сердца их (см. Пс 36:15); и в тот ров, который другим выкапывают, сами впадают. Это есть то, о чем поет Псалмопевец: «Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал. Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его сойдет» (Пс.7:16-17). И Гос­подь говорит: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф.7:2). Возлюбленные христиане! Послушаем мы увещание апостольское: «солнце да не зайдет во гневе вашем», и гнев в самом начале усмирим и укротим, и, пока мал этот беззаконный мла­денец, убьем его, чтобы не вырос и не овладел нами. Отложив всякую злобу и всякое ковар­ство, и лицемерие, и зависть, и всякое злосло­вие, как новорожденные младенцы, возлю­бим чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение (1 Петр 2:1-2). «Возлюбленные! Не будем подражать злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога». (3 Ин 1:11). Аминь.

 

Слово 24: О любви

 

Беседовали мы о злобе, теперь побеседуем о любви. Любовь — добродетель, противопо­ложная злобе. Насколько горька злоба, на­столько сладка любовь. Насколько вредна и пагубна злоба, настолько полезна любовь; и сколь злы и горьки плоды злобы, столь добры и сладки плоды любви. Злоба и для злобству­ющих, и для других горька; любовь и для лю­бящих, и для любимых сладка. Злоба снедает и связывает сердце; любовь развязывает и расширяет сердце. Злоба умерщвляет; любовь оживляет. Мертв тот, кто в злобе живет, и жив тот, кто в любви пребывает. Злоба печалит; любовь утешает, приносит радость и веселит. Злоба жестока и свирепа; любовь мягка и кротка. Злоба горда и превозносчива, а любовь смиренна. Злоба немилосердна; любовь милосердна. Злоба нетерпелива; любовь долготерпе­лива. Злоба творит зло; любовь зла не творит, но творит добро. Злоба всем ненавистна и гнусна; любовь для всех благоприятна и любима. Злобу все осуждают; любовь все хвалят и превозносят. Живущий в злобе беден и окаянен; живу­щий в любви блажен и благословен. Живу­щим в злобе и Бог, и люди гнушаются; о пре­бывающем в любви Бог и люди радуются. Злоба — это семя дьявольское; любовь — семя Божественное. Итак, окаянно и пребедно состояние злобных людей, хотя бы они как боги в мире почитались; преблаженно и утешительно со­стояние сердец, исполненных любовью, даже если они как земля и гной попираются. Те внешне красивы, но внутри гнусны; эти внешне некрасивы, но внутри сладки. Те внешне блистают, но внутри темнеют и чернеют; эти внешне не смотрятся как нечто ценное, но внутри все имеют. Те внешне здоровы, но внутри гнилы; эти внешне неказисты, не умеют красиво и глад­ко говорить, но внутри здоровы, красивы и приятны. Те подобны яблокам красивым снаружи, но внутри горьким и червивым; эти подобны яблокам, внешне непригожим, но внутри сладким и вкусным. Итак, те — злое древо, а эти — доброе. Ибо «дерево по плодам познается» (Мф.12:33): како­вы плоды, таково и дерево. Но посмотрим на плоды любви, да позна­ем, как дерево по плодам, так любовь от ее дел. Ибо любовь по делам, а не по словам по­знается. Возлюбленные христиане! Если бы мы имели истинную любовь, то она отняла бы от нас всякое неблагополучие и ввела бы всякое благополучие: были бы наши города, села, де­ревни и дома местом рая, исполненным радо­сти и сладости. Ибо любви без этого не быва­ет. Если бы в людях была любовь, не боялись бы мы разбоев, убийств, насилия, ограблений, ибо «любовь не делает ближнему зла» (Рим 13:10). Если бы была любовь, не было бы хищения, воровства, и прочего зла, потому что «любовь не делает ближнему зла». Если бы была любовь, не касались бы люди ложа своего ближнего, по­тому что «любовь не делает ближнему зла». Если бы любовь была, не терпели бы люди клеветы, укоров, поношения, поругания, бесчестия, и прочего зла, ибо «любовь не делает ближнему зла». Если бы любовь была, не обманывали бы нас люди, не прельщали и не лгали бы нам: «любовь не делает ближнему зла». Если бы любовь была, не нужны были бы нам суды, ибо не было бы того, что и за что судить и осуждать, поскольку не было бы зло­деев и законопреступников. Суды установле­ны из-за преступлений закона. Истинно лю­бящий от суда свободен, как и от греха. Если бы любовь была, не нужны были бы нам сторожа, замки и кладовые для хранения наших имений, ибо не опасались бы мы воров и хищников. Если бы любовь была, не сидели бы люди в темницах за долги, оброки и недоимки, лю­бовь бы того не допустила, ибо «любовь мило­сердствует» (1Кор 13:4). Если бы любовь была, не ходили бы люди полунагими и в рубищах, потому что любовь бы их одела, ибо «любовь милосердствует». Если бы любовь была, не скитались бы люди бездомные, потому что любовь бы этого не допустила, но дала бы им место упокоения, ибо «любовь милосердствует». Если бы любовь была, не было бы нищих и убогих, потому что любовь богатых допол­нила бы их недостатки. Если бы любовь была, не жаловались бы власти на подвластных и подвластные на вла­сти, потому что власти созидали бы общество, а подвластные были бы им послушны. По этой же причине не жаловались бы пастыри на людей и люди на пастырей, господа на ра­бов и крестьян и рабы и крестьяне на господ, родители на детей и дети на родителей, и про­чее. Если бы любовь была в нас, то была бы она нам вместо крепкой стены против турок и прочих наших неприятелей и всех видимых и невидимых врагов наших. Ибо где любовь, там Сам Бог, Помощник и Заступник любви. О любовь, любезная и сладкая любовь! Без любви все худо и неблагополучно, а с любо­вью все хорошо и благополучно. Ныне христиане любят жить в богатых домах, сидеть за богатой трапезою, одеваться в богатую одежду, ездить в богатых каретах и на конях, хотя и видят недостатки и бедность ближних своих. А отсюда видно, что они только самих себя любят, а не Бога и своих ближних. Поэтому в людях бывает всякое не­благополучие, бедствие и окаянство. Ибо причина всего зла — самолюбие. Поэтому Человеколюбивый Бог, имея попечение о на­шем благополучии, дал нам следующую запо­ведь: «возлюби ближнего твоего, как самого се­бя» (Мф.22:39). Некогда у христиан было «одно сердце и од­на душа» (Деян.4:32). Ныне видим противопо­ложное тому: ныне у христиан сердце против сердца и душа против души. Ныне уста всех исполнены любовью или, лучше сказать, лес­тью, но очень редко у кого на сердце есть лю­бовь, потому что «по причине умножения безза­кония, во многих охладела любовь» (Мф.24:12). Христиане, горе нам без любви! Где нет любви, там нет веры, ибо вера без любви не бывает, а где нет веры, там нет Христа и спа­сения. Христиане! Мы исповедуем Бога, Ко­торый есть Любовь (1Ин 4:8). «Возлюбим же друг друга, да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа» ( Евхаристический канон). Аминь.

 

Слово 25: О любви к Богу

 

«Кто имеет заповеди Мои и со­блюдает их, тот любит Меня» (Ин 14:21)

Возлюбленные христиане! Все христиане говорят: «Как Бога не любить!» Или: «Кого же нам и любить, как не Бога?» Истинное это слово: как Бога не любить и кого же нам и любить, как не Бога? Бог есть высочайшее, несозданное, безначальное, бесконечное, ес­тественное и неизменное Добро. Как солнце всегда сияет, как огонь всегда согревает, так Бог естественно Благ и всегда благотворит, так что «никто не благ, как только один Бог» (Мф.19:17). Бог и тогда нам благотворит, когда нас наказывает, ибо Он наказывает нас для того, чтобы нас исправить; бьет нас, чтобы нас по­миловать; опечаливает нас, чтобы истинно нас утешить. «Господь, кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Итак, как же такое Добро — Бога — не любить? Бог — Создатель наш, Он создал нас из ничего. Не было нас, и вот «живем, движемся и существуем» (Деян.17:28). Руки Его всемогу­щие нас сотворили и создали. Создал Он нас, о человеки, не так, как прочую тварь, бесчув­ственную и бессловесную, а создал особым Своим Божественным Советом: «сотворим че­ловека» (Быт.1:26). О прочих созданиях сказа­но: «Сказал — и было, повелел — и создались» (Пс.32:9). А о человеке иначе. Что же? «Со­творим, — сказал, — человека». О святейший, о любезнейший совет! Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святой Дух о человеке сказал: «сотворим человека». Какого человека? «По образу, — сказал, — Нашему и по подобию». О дивная благость Божия к человеку! О высочайшая честь человеческая! Человек по образу Божию и по подобию Богом сотво­рен. Какая тварь такой чести от Бога сподоби­лась? Не видим того. Человек того сподобился, и образом Божиим от Бога почтен. О любезнейшее и прекраснейшее Божие создание — человек! Образ Божий, как царскую печать, в себе имеет. Славен царь, сла­вен и портрет его. Всякой чести достоин Бог, Царь Небесный, достоин чести и образ Его, человек. Такую благость, о христиане, излил на нас Бог в создании нашем. Итак, как же нам Его не любить? Пали мы и погибли, чего оплакать доста­точно не можем. «Человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся со скотами несмысленными и уподобился им» (Пс.48:13). Но Человеколюби­вый Бог и тогда нас не оставил: чудный образ спасения изобрел нам. Послал к нам Едино­родного Сына Своего спасти нас и к Себе привести. «Ибо так возлюбил Бог мир, что от­дал Сына Своего Единородного, дабы всякий ве­рующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы су­дить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3:16-17). Как же Бога, так любящего нас, нам не любить? Бог есть Человеколюбец, как все Его называем, должно же и человеку быть боголюбцем. Ибо за любовь ничем иным нельзя воздать, как только любовью и благо­дарностью. Бог наш Промыслитель, Он о нас промы­шляет и печется. Он подает нам пищу, одежду и дом. Его солнце, луна и звезды нас освеща­ют. Его огнем мы согреваемся и варим себе пищу. Его водой омываемся и прохлаждаемся. Его скот нам служит; Его воздух нас оживля­ет и сохраняет нашу жизнь. Словом, в Его благах и любви содержимся, и без них и ми­нуты прожить не можем. Как же так возлю­бившего нас, такого Благодетеля — Бога — нам не любить? Человека-благодетеля любим, тем более Бога-Благодетеля должны любить. Ибо все создания, и сам человек — это Божие богатство: «Господня земля, и исполнение ее» (Пс23:1). Бог — Отец наш. К Нему мы молимся и говорим: «Отче наш, Иже еси на небесех», — и прочее. Как же нам Бога Отца не любить? До­брые дети непременно отца любят. Если же и мы хотим быть искренними чадами Божиими, и Его нелицемерно называть Отцом, то должно нам Его как Отца и любить. Итак, правильно все говорят: как Бога не любить? Как всякая добродетель, так и любовь должна быть на сердце. Когда в сердце нет ее, то и на самом деле нет. Бог не к устам нашим говорит: люби, смиряйся, милосердствуй, мо­лись, проси, призывай Меня, и прочее, а к сердцу нашему. Итак, должно иметь любовь, смирение, милосердие, молитву и прочее в сердце. И если это в сердце будет, то непре­менно, как отрыжка от желудка, снаружи ока­жется. Ибо огонь сокровенный показывает себя теплотой, а благовонный бальзам — хорошим запахом. Так святой Давид любовь, которую имел к Богу, показывал в своих пресладких песнях к Богу: «Возлюблю Тебя, Госпо­ди, крепость моя! Господь — утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него, Защитник мой, и рог спасения моего, и Заступник мой» (Пс.17:2-3). Любовь, хотя и кроется в сердце, однако скрыться не может, и снаружи знаки свои показывает. Но посмотрим, какие знаки любви к Богу, чтобы вместо любви не иметь ложное мечта­ние о любви. Ибо ни в чем так человек не об­манывается, как в любви. Знаки любви следу­ющие. 1) Сам Господь указывает, говоря: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот лю­бит Меня» (Ин 14:21). Ибо истинно любящий Бога остерегается всего того, что Богу против­но, а все то, что Ему угодно, старается испол­нять, поэтому и заповеди Его святые соблю­дает. А отсюда следует, что не имеют любви Божией те христиане, которые о заповедях Его нерадят. К ним относятся злобные и как-нибудь другим причиняющие вред, блудники, прелюбодеи и все осквернители; воры, хищ­ники, грабители и все каким-нибудь образом неправедно чужое добро себе присваиваю­щие; клеветники и ругатели; хитрецы и лука­вые, прельщающие других, обманщики и ли­цемеры; чародеи и их к себе призывающие, и все законопреступники. Все они, как закона Божия, так и Самого Бога не любят. Они себя и свои прихоти любят, а не Бога и Его святой закон. 2) Явный знак любви к Богу есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и раду­емся. Так и Божия любовь без радости быть не может. И сколько раз чувствует человек в сердце своем сладость любви Божией, столь­ко раз радуется о Боге. Ибо любовь, как пресладкая добродетель, без радости ощущаться не может. Как мед услаждает нашу гортань, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как Благ Господь» (Пс.33:9). Такая радость о Боге изображается во многих местах Святого Пи­сания, а особенно в святых псалмах. Эта ра­дость — духовная, небесная, она — предвку­шение сладости вечной жизни. 3) Истинно любящий Бога мир и все, что есть в мире, презирает, и к единому прелюбезному своему Богу стремится. Честь, славу, бо­гатство и все мира сего утехи, которых сыно­вья века сего ищут, за ничто вменяет. Ему ну­жен один Бог, несозданное и прелюбезное благо. Он в Нем одном находит совершенную честь, славу, богатство и утешение. Для него один Бог — драгоценный бисер, и потому все прочее — нечто малое. Таковой ничего ни на небе, ни на земле, кроме Бога, не желает. Та­кая любовь изображается в словах псаломнических: «Что мне на небе ? И без Тебя чего же­лать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя Бо­же вовек» (Пс.72:25-26). Таковой пищу, питие, одеяние и прочее только ради нужды, а не ради сладострастия употребляет. А отсюда следует, что тот не лю­бит Бога, кто любит мир, по свидетельству апостола: «кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин 2:15). Таковы те, которые хотят в гордости и пышности мира сего жить, в бога­тых домах жить, в богатых каретах ездить, бо­гатой одеждой одеваться, всеми прославлять­ся и почитаться, и прочее. Таковые «похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» (1 Ин 2:16), то есть все, что противно Богу, любят, а не Бога. 4) Истинно любящий Бога в незабвенной памяти держит Бога, Его любовь к нам и Его благодеяния. Это видим и в любви человечес­кой. Ибо кого любим, о том часто и вспоми­наем. Так тот, кто Бога любит, часто о Нем вспоминает, размышляет, и Тем утешается, и к Нему восхищается: «ибо где сокровище его, там будет и сердце» его (Мф.6:21). Для него не­оценимое и прелюбезное сокровище — Бог, поэтому и сердце его всегда при Нем неотлуч­но. Поэтому часто и имя Его святое с любо­вью поминает. Ибо сердце, любовью Божией исполненное, проявляет и внешние знаки любви. А отсюда видим, что не любят Бога те, которые Его забывают, ибо забвение — явный знак нелюбви к Богу. Любящий любимого за­быть не может. 5) Любящий с любимым неразлучно быть желает. Многие христиане желают быть со Христом Господом прославленным, но с Ним в бесчестии и поношении быть и крест нести не хотят. Молятся Ему, чтобы в царствии Его быть, но в мире с Ним страдать не хотят, и тем показывают, что сердце их неправое и что Христа истинно не любят, и, если сказать правду, больше себя любят, нежели Христа. Поэтому говорит Господь: «кто не берет крес­та своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф.10:38). Истинный друг в несчастье познается. Тот наш истинный друг и тот ис­тинно любит нас, который в несчастье нас не оставляет. Так истинно любит Христа тот, ко­торый и здесь, в мире сем, со Христом пребы­вает, к Нему сердцем прилепляется, и страда­ние или крест с Ним безропотно претерпева­ет, и с Ним в будущем веке неразлучно быть желает. Таковой сердечно говорит ко Христу: «мне соединяться с Богом — благо» (Пс.72:28). 6) Знак любви к Богу — любовь к ближне­му. Кто Бога истинно любит, тот любит и ближнего. Кто любящего любит, тот любит и любимого им. Источник любви к ближнему есть любовь к Богу, но познается любовь Бо-жия по любви к ближнему. А отсюда следует, что тот, кто ближнего не любит, не любит и Бога, как учит апостол: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Мы имеем от Него такую заповедь, чтобы лю­бящий Бога любил и брата своего» (1 Ин 4:20-21). Таковы знаки любви к Богу, кроющиеся в сердце человеческом. Возлюбленные христиане! Покаемся и от­вратимся от суеты мира, и очистим сердца на­ши покаянием и сокрушением, да вселится в нас любовь Божия. «Бог есть Любовь, и пребы­вающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин 4:16). Аминь.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь