Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НАСТАВЛЕНИЕ (МОНАШЕСТВУЮЩЕМУ, КАК ПОСТУПАТЬ ПО ОБЕТАМ, ДАННЫМ ПРИ КРЕЩЕНИИ И ПОСТРИЖЕНИИ)



 

Входят в монастырь спасаться, а не терять спасение, трудиться, а не лежать. Внимай се­му, возлюбленный монах! Все имеешь готовое: пищу, одеяние, дом и прочее. Оброка и по­душной подати не платишь. Что же тебе более остается, как только заботиться о своем и ближнего спасении, и молиться Богу как о се­бе, так и обо всех? Дважды ты обещался Хрис­ту служить верой и правдой: при Крещении и пострижении. Где же твои ныне обеты, пока­жи? Само одеяние твое и твои обеты будут по­ставлены пред тобой на Страшном Суде Хри­стовом, если живешь и поступаешь иначе, чем обещался, ибо Богу лжешь, а не людям. Тяжко это и страшно, как сам видишь. Внимай этому, возлюбленный, и всегда вспоминай свои обе­ты, и по ним поступай и живи, чтобы не как лживый на Суде том осудишься. А чтобы по обетам своим тебе поступать и свято жить, че­го требуют твои обеты, внимай следующим пунктам, и по ним поступай и живи.

1) Бог есть на всяком месте, и всякое дело наше и помышление видит, и слово слышит, и в книге Своей записывает, и воздаст нам по делам нашим на общем Суде. Внимай этому и вездеприсутствующего Бога пред собой по­лагай, и Его верой, правдой и доброй совес­тью почитай, и крайне берегись перед очами Его худое делать, и говорить, и праздносло­вить, чтобы не прогневать Его и праведному суду Его не подпасть. Пред честным челове­ком и земной властью стыдишься и боишься что-либо худое и непристойное делать, тем более должно стыдиться и бояться это делать пред Богом, пред Которым весь мир как ни­что.

2) Настоятелю всякое послушание ока­зывай.

3) Если он свято живет, следуй ему, как своему отцу. Если же он живет иначе, тогда то, что он законно повелевает, делай, а по де­лам его не поступай, как Христос сказал (см. Мф.23:3). Только крайне берегись осудить и оклеветать его, но молись, чтобы Бог его ис­правил. Ибо это есть дело христианское.

4) Из монастыря выходить, а особенно хо­дить в села и города для монаха очень опасно и соблазнительно. Поэтому без крайней нуж­ды из монастыря не выходи и в светские дома не входи, иначе не тем уже возвратишься, ка­ким выйдешь. Люди падают не только телом, но и сердцем, и умом, и глазами. Лучше пасть ногами, нежели сердцем, умом и глазами. Внимай этому.

5) Знай только церковь и келью свою, а в другие кельи без крайней нужды не ходи, что­бы не впасть в грех празднословия, клеветы и осуждения. Нет ничего лучше, как своей ке­льи держаться. В келье не примешь, ни по­дашь соблазна, но она всему тебя научит, если со страхом Божиим будешь в ней жить. В уе­динении и в тишине, а не среди народа и мол­вы рождаются добрые и небесные мысли. По­мни, что ты монах. Итак, будь не только по одеянию, но и по сути и делу монахом, то есть уединенным. Ибо монах — греческое имя, и значит уединенный.

6) В церкви стой со вниманием и помни, что ты пред Богом стоишь и молишься Ему. Поэтому по сторонам не озирайся, но прямо к Богу устремляй свой ум и свое сердце, да ус­лышана будет твоя молитва. Внимай читае­мым молитвам и стихам.

7) Стоя в церкви на молитве, крайне бере­гись разговаривать о земных вещах, ибо это место, а особенно святой алтарь, — «место свя­тое» (см. Исх.3:5), святое же место должно свято почитать. Берегись же без крайней нуж­ды в этом месте говорить. Ходишь в место сие Богу молиться, а не разговаривать.

8) Не будь праздным, ибо праздность всему злу учит. Итак, всегда пребывай в добрых тру­дах, то есть или читай книги, или молись, или будь в богомыслии, или рукоделье какое делай. Ни к кому так удобно враг не приступает, как к живущему в праздности. Тут ему дом подме­тен и украшен (см Мф.12:44). Берегись же праздности, чтобы не впасть во всякое зло.

9) Молись Богу кратко, но часто и при­лежно. Молись не только о себе, но и обо всех христианах, ибо сие есть призвание монашес­кое. Монах без молитвы, как воин на брани без оружия, ибо враг всегда на монахов напа­дает. Не должно же и нам дремать, а нужно ему противиться и против него стоять бдени­ем и молитвой, по увещанию Христову: «Бодр­ствуйте и молитесь, чтобы не впасть в иску­шение» (Мф.26:41).

10) Очень опасно монаху с женами во­диться и знаться. Поэтому монаху не должно без нужды в свою келью допускать женщин, а особенно позволять им ночевать в своей ке­лье. Это очень опасно, да и соблазнительно. Берегись же, монах, чтобы все, что многим трудом собрал, в одну минуту не потерять и самого себя не погубить. Столпы и чудотвор­цы падают, как видим в истории, чего же ожи­дать тростям сокрушенным? Берегись же, возлюбленный, женщины, да не сожжешься. Ева всегда имеет свой нрав, всегда прельщает.

11) Вспоминай часто смерть, Страшный Суд Христов, геенну и царствие небесное. А особенно тогда к этим пунктам обращай мысль твою, когда похотью ко греху искушаешься, обращай и проси помощи у Господа. Ибо без Него наше старание бессильно. Память этих пунктов не допустит согрешить. «Память ге­енны, — говорит святой Иоанн Златоуст, — не допустит впасть в геенну».

12) Когда какой-либо злой помысл нахо­дит, то тотчас отгоняй его и на помощь при­зывай Господа, говоря: «Господи, помози мне!» Убивай младенца злого, чтобы он не возрос, и не укрепился, и не убил тебя самого. Старайся всегда быть победителем, а не по­бежденным. Будь добрым борцом и противь­ся врагу, а не будь у него в подданстве. Господь да поможет тебе.

13) О людях, а особенно о властях и высо­ких лицах берегись говорить, чтобы не впасть в грех осуждения и клеветы.

14) Чужие пороки и грехи испытывать бе­регись, ибо это ведет человека к осуждению и клевете. Смотри на самого себя, и познавай себя, то есть свои страсти и грехи, и очищай их покаянием и молитвой. Такое испытание полезно монаху, как и всякому христианину.

15) Брата своего, то есть другого монаха и всякого человека крайне берегись обидеть и укорить: ты-де такой и сякой человек, ты плут, мот и прочее. Ибо это тяжкий грех. Помни, что и сам ты грешник, такой же, как и он, а может быть, он и лучше тебя. К тому же не знаешь, что с ним и с тобой утро сделает, ибо бывает, что добрый развращается, а злой исправляет­ся. Каждый падает, если его Бог не укрепит: не можем стоять без помощи Божией.

16) Если кто тебя обидит, не держи на не­го гнева, но прости его тотчас и молись о нем Богу, дабы и Бог ему простил, и хотя сердце твое не хочет этого, ты его преклоняй к этому, и убеждай, и молись Господу, чтобы Он помо­гал тебе самого себя победить, а плотское му­дрование умертвить (см. Рим 8:7, 13). Трудно это, но требуется от христианина, а особенно от монаха. Надобно простить ближнему, если сам хочешь получить прощение от Бога. Про­сти, и тебе будет прощено, а если ты не про­стишь, то и тебе не будет прощено. Страшно это, но истинно, ибо святое Евангелие так учит: «если вы будете прощать людям согреше­ния их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ва­ших» (Мф.6:14-15).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь