Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биографический метод в России начала ХХ-го века. “Силуэты русских писателей” Юлия Айхенвальда.



Основоположником биографического метода был французский литературовед Шарль Опостен Сент-Бев (1804-1869 гг), который считал, что на произведении всегда сказывается авторская личность, в частности ее характер психика, происхождения, факты интимной жизни Известной трудом Сент-Бева является трехтомник \"Литературно-критические портреты\" (1836-1839 гг) Сент-Бев написал портреты всех известных французских писателей с точки зрения их биографии, связей с духовными течениями Последователи Сент-Бева - Г Брандес (Дания), Р где Гурмон (Франция), Ю Айхенвальд (Россия). Биографический метод, отмечает Г Сивоконь, дает возможность раскрыть социопсихологическое характер таланта. Биография писателя - это не только жизненный путь, но и все составляющие генезиса и реализации таланта.

Литературно-критические эссе Ю.И. Айхенвальда, собранные в книге "Силуэты русских писателей", стали заметным явлением русской литературы начала XX века. Автор книги - критик и философ, -впитавший в себя культуру XIX века, на рубеже веков остро почувствовал потребность обновления самого метода исследования литературы, изменения устоявшихся форм и приемов анализа литературного произведения. Первое имело результатом провозглашение "имманентного метода" в критике, в котором во главу угла ставилось интуитивное постижение и субъективное переживание литературного произведения. Второе породило новое жанрообразование - силуэт, входящии в сверохдисциплинарныи жанр эссе, но и внутри него сохраняющий свое неповторимое своеобразие. В центре внимания в силуэте - фигура автора не в его биографической, эмпирической ипостаси, а в литературном выражении.

40. Теория «архетипов» Карла Юнга. Понятие «архетипа» в современном литературоведении. Юнг рассматривает коллективное бессознательное как неотъемлемую частью психики, которое не связано с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением». «Если личное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, то элементы коллективного бессознательного ни когда не были в сознании и, следовательно, ни когда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности». Таким образом, коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов».

Индивидуальное бессознательное состоит из «эмоционально окрашенных комплексов», которые образуют «интимную душевную жизнь личности». Коллективное бессознательное состоит из «архетипов» или «архетипических мотивов». «Архетипические мотивы» - это формы и образы, которые являются источником мифологии, фольклора, религии, искусства. По мнению Юнга, любая существенная идея или воззрение опирается на «архетипическую проформу», «образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало». Юнг утверждает, что миф это в первую очередь психическое явление, «выражающее глубинную суть души». Древний человек переносил свои душевны переживания на процессы внешнего мира, т. к. его сознание не было отделено от бессознательного от природы.

Архетипы проявляют себя в виде символов: в образах, героях, мифах, фольклоре, традициях, обрядах и т.д. Но, объединяя в себе несколько символов, архетип не является ни одним из них до конца, т.к. заключает в себе не сам символ, а его качество. Так основным символом огня является зигзаг, но для передачи огненного и страстного образа Кармен, в костюме используются крупные воланы, которые при помощи цвета в движении предают динамику языков пламени. Чем явственней в символе отображается качество первобытного образа, тем более сильное эмоциональное воздействие он оказывает.

По мнению Юнга, судьба человека зависит от переживаемых им образов, т.к. «в каждой душе присутствуют формы, которые, не смотря на свою не осознанность, являются активно действующими установками, предустанавливающие человеческие мысли, чувства и действия». Существует опасность, что человек попадет под влияние архетипов. Это происходит, «когда архетипческие образы воздействуют помимо сознания», когда сознание не способно удерживать бессознательное. По этим причинам при создании предметов дизайна необходимо рассчитать силу воздействия архетипов и их уместность.

Архетип воздействует на подсознание и может вызывать одновременно диаметрально противоположные эмоции: восторг и ужас, благоговение и страх. Двойственность восприятия «есть атрибут всеобщего человеческого опыта». Оно сформировалось под влиянием «мистического восторга», охватывающего человека от осознания близкого присутствия божества.

Сложившееся в литературоведении понимание «архетипа» расходится с юнгианским и не предполагает обязательной связи с мифологическими значениями. Сложность анализа мифопоэтического подтекста мы видим именно в том, что бытийные универсалии (рождение и смерть, стихии природы и т.п.) и универсальные сюжетные схемы (смена природных циклов; путешествие героя и / или смена его социального статуса и т.п.), могут не иметь в литературном тексте собственно мифологической семантики. В таком случае проецирование мифологических смыслов на художественный мир произведения (образы героев, содержание конфликта и т.п.) ведет к «модернизации архаического мифа и архаизации литературы нового времени» (7;13). По мнению Е.М. Мелетинского, примеры «демифологизации» художественного сознания демонстрирует уже новелла эпохи Возрождения, где мифопоэтическая символика путешествия (река как маркер границы между мирами, противопоставление неба и земли, и т.п.) «решительно ослабевает или совершенно исчезает, и стихия приключений выступает как бы в чистом виде»

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь