Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ



ЗАДАНИЕ : 1) Определить, почему «Стихи о Прекрасной Даме» А. Блока и «Темные аллеи» И. Бунина являются циклами; 2) К какому типу портрета (описание, сравнение, впечатление) принадлежат портрет Пугачева в «Капитанской дочке» А. Пушкина, портрет Собакевича в «Мертвых душах» Н. Гоголя, портрет Свидригайлова в «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского? 3) Привести самостоятельные примеры художественных деталей (см. пункт 4 плана) из произведений и примеры авторского и неавторского слова.

План

1. Значение термина «литературное произведение». Произведение и циклизация.

2. Состав литературного произведения. Единство художественной формы и содержания (возможность соответствия и несоответствия, противоречия).

3. Персонаж и писатель (герой и автор). Формы поведения литературного персонажа.

4. Художественная деталь (портрет, пейзаж, мир вещей, психологизм, жизнеподобие и фантастика, время и пространство и т.д.).

5. Сюжет и композиция. Сюжет и конфликт. Содержательность композиции.

6. Художественная речь и ее специфика. Неавторское слово.

 

Литература

 

1. Виноградов И.И. Проблема содержания и формы художественного произведения. М., 1958.

2. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности//Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

3. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. (гл. Формы времени и хронотопа в романе).

4. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2007.

5. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учеб. пособие/Под ред. Л.В. Чернец. М., 1999.

6. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы теории и анализа. Красноярск, 1988.

7. Добин Е.С. Искусство детали. Л., 1975.

8. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. М., 1988.

9. Левидов А.М. Автор-образ-читатель. 2-е изд. Л., 1983.

10. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

11. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения//Вопр. лит. 1968. № 8.

12. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. (С. 282-288.)

13. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М., 1994.

14. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М., 1989.

15. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М., 1995.

16. Современный словарь-справочник по литературе. М., 1999.

17. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. (С. 176-206.)

18. Унадзе Д.Н. Формы поведения//Унадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1996.

19. Чудаков А.П. О способах создания художественного предмета в русской классической литературной традиции//Классика и современность/Под ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева. М., 1991.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД

План

1. Реализм в его типологическом и конкретно-историческом истолковании (мифологический, возрожденческий, просветительский).

2. Принцип типологии русского реализма и основанные на этих принципах системы (М.Б. Храпченко, У.Ф. Фохта, Г.Н. Поспелова, И.Ф. Волкова и др.).

3. Важнейшие этапы развития реализма:

а) античный, возрожденческий и просветительский реализм, общая характеристика и представители;

б) периодизация развития русского реализма XIX века и сложившиеся его формы: психологическая, романтическая и др.;

г) основные особенности метода критического реализма («социально-критического» и «психологически-утверждающего»), его связь с романтизмом;

д) формирование и развитие реализма ХХ века (социалистический, мифологический, универсальный и др.).

4. Социальные основы западноевропейского критического реализма.

5. Своеобразие русского реализма в сопоставлении с западноевропейским.

 

Литература

1. Волков И.Ф. Теория литературы. М., 1995 (гл. «Реализм»).

2. Днепров В.Д. Проблемы реализма. М., 1960.

3. Избавление от миражей: Соцреализм сегодня. М., 1990.

4. Николаев П.А. Реализм как творческий метод. М., 1975.

5. Петров С.М. Критический реализм. М., 1974; Основные вопросы теории реализма. М., 1975.

6. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М., 1978.

7. Проблемы типологии русского реализма. М., 1969.

8. Развитие реализма в русской литературе: Сб. статей: В 3 т. М., 1972-1974.

9. С разных точек зрения: Социалистический реализм сегодня: Сб. М., 1990.

10. Типология русского реализма второй половины XIX века/Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М., 1979.

11. Федотов О.И. Основы теории литературы: В 2 т. М., 2003. Т. 2. С. 198-211.

12. Фридлиндер Г.М. Поэтика русского реализма. Л., 1971.

13. Фохт У.Р. Пути русского реализма. М., 1963 (гл. «Основные этапы развития реализма в русской литературе»).

14. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972 (гл. 6).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

РОМАНТИЗМ И МОДЕРНИЗМ

План

1. Социальные и литературно-художественные предпосылки возникновения романтизма как литературного направления в Европе и России. Основные этапы развития.

2. В.Г. Белинский и другие критики о романтизме.

3. Принципы художественного отражения действительности и выражения авторского отношения к ней в романтическом методе: а) романтическое двоемирие (соотношение реальности и идеала, пути и формы романтического пересоздания действительности с позиций идеала); б) своеобразная роль субъективности как качества романтического мышления, сущность романтического историзма; в) романтический герой и его типология.

4. Исторические судьбы романтизма в русской и западноевропейской литературе и его основные формы.

5. Общие эстетические принципы модернизма, его отношение к романтизму.

6. Направления и течения русского и западного модернизма, разнообразие литературных форм.

7. «Размывание» категории авторства в постмодернистской литературе. Теория «текста без берегов».

8. Русский и западный тип постмодернизма.

Литература

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (любое изд.).

2. Вислов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

3. Гуляев Н.А. Литературные направления и методы в русской и зарубежной литературе XVII-XIX веков. М., 1983.

4. Европейский романтизм. М., 1973.

5. История романтизма в русской литературе: В 2 вып. М., 1976.

6. Лукьянова Е.Г., Лукьянов С.А., Мещерякова М.И., Темиз Я.В. Зарубежная литература в таблицах и схемах. Х., 1999.

7. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975 (гл. 1-4).

8. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976 (гл. 1, 2, 4).

9. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

9. Русский романтизм / Отв. ред. К.Н. Григорьян. Л., 1978.

10. Русский романтизм / Под ред. Н.А. Гуляева. М., 1974.

11. Руднева Е.Г. Романтика в русском критическом реализме: Вопросы теории. М., 1988.

12. Барт Р. S/Z. М., 1994.

13. Берг М. О литературной борьбе//Октябрь. 1993. № 2.

14. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

15. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура//Новый мир. 1992. № 2.

16. Наливайко Д.С. Искусство, направления, течения, стили. К., 1985.

17. Нефагина Г.Л. Русская проза втор. пол. 80-х – н. 90-х гг. ХХ в. Минск, 1998.

18. Полевой В.М. Искусство ХХ века. 1901-1945. М., 1991.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь