Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА I . ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭПИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАЛЫХ ЖАНРОВ В КУРСЕ 5 -9 КЛАССОВ



СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Особенности изучения эпических произведений малых жанров в курсе 5 -9 классов

1.1 Специфика эпоса как литературного рода

1.2 Изучение художественного произведения с учетом своеобразие его рода и жанра

1.3 Анализ школьных программ

1.4 Анализ учебника по литературе для 5 класса(Т.Ф. Курдюмова, 2004)

Глава 2. Общая характеристика творческого пути писателя

Глава 3.Система уроков по изучению рассказов В.П. Астафьева в 5-9 классах.

Заключение

Список литературы


Введение

Перед современной школой стоит ответственная задача - формирование духовно развитой личности, способной легко адаптироваться к изменяющемуся социокультурному пространству. В ряду учебных дисциплин по значимости воспитательной роли литература занимает приоритетное место.

Нравственные, бытийные, социальные проблемы, затрагивающиеся в ней, предполагают более глубокое и личное восприятии её учеником.

Литература способна отображать всю многогранность жизни человека и общества. И в этом плане ведущая роль принадлежит прозе. Именно проза раскрывает, с одной стороны, все глубины и все многообразие человеческой психологии, а с другой — все богатство и сложность связей человека с миром, с обществом, с историей.

Такой богатейший нравственный потенциал содержит в себе проза В.П. Астафьева, которая оказалась востребованной в наши дни. Знакомство с его личностью и творчеством может способствовать формированию духовных качеств школьников, их общекультурного уровня.

Обращение к методическим рекомендациям (Г.И. Беленький, В.Г. Маранцман, Н.К. Силкин, Н.А. Бодрова, В.Н. Иванова, Г.М. Игнатова, О.А. Лапшина, Н.М. Лаури, Т.А. Пахомова, Н.Н. Полянских и другие) показало, что интерес к личности и творчеству В.П. Астафьева в школе велик.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется поисками наиболее оптимальных путей повышения читательской культуры школьника в процессе обучения на уроках литературы. Расширение литературного образования, углубление читательской культуры учеников, развитие их творческих способностей и эстетического вкуса, укрепление гражданских и нравственных позиций, определены как важнейшие проблемы школьного урока литературы.

Потребность в развивающем характере обучения актуальна в решении проблем по подготовке грамотного читателя, способного общаться с художественными произведениями разных литературных родов и жанров.

Воспитание читательской культуры рассматривается ведущими методистами (М.А.Рыбникова, В.В.Голубков, Т.В.Чирковская, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и другие).

Предмет исследования - методика изучения произведений В.П. Астафьева в 5 – 9 классах, способствующая литературному развитию учащихся.

Объект исследования - процесс изучения эпических произведений малой формы на уроках литературы в 5 - 9 классах.

Цель нашей работы: исследовать и внедрить в практику методические способы изучения эпических произведений малой формы в 5 – 9 классах на примере рассказов В.П.Астафьева " Васюткино озеро" в 5 классе, " Конь с розовой гривой" в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе.

Цель работы определила следующие задачи исследования:

- познакомиться с методической литературой;

- разработать методику изучения произведений В.П. Астафьева в 5 - 9 классах;

- экспериментально проверить эффективность предложенной методики в процессе реализации на практике, разработанной нами системы уроков по изучению произведений В.П. Астафьева в 5 - 9 классах.

Методологической основой исследования являются положения разных литературоведческих школ о личности и творчестве писателя (Ш.О. Сент — Бёв, И. Тэн, А.Н. Веселовский, А.А. Потебня, Д.Н. Овсянико-Куликовский, В.Ф. Переверзев), исследования по теории художественного восприятия (Л.Г. Жабицкая, О.И. Никифорова, Т.Д. Полозова, П.М. Якобсон), работы о принципах исследования творчества писателя (М.М. Бахтин, Д.Д. Благой, А.И. Белецкий, М.Б. Храпченко, Н.Н. Кушаев, Л.И. Сараскина, Л.Е. Стрельцова), труды по методике преподавания литературы (Ц.П. Балталон, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, В.Я. Стоюнин, М.А. Рыбникова, В.В. Голубков, Я.А. Роткович, Г.И. Беленький, О.Ю.Богданова, И.С. Збарский, И.Е. Каплан, М.Г. Качурин, Е.Н. Колокольцев, Е.В. Квятковский, С.А. Леонов, В.Г. Маранцман, Н.Я. Мещерякова, Н.Д. Молдавская и др.).

Гипотеза исследования заключается в следующем: эффективное освоение художественного мира писателя в контексте общественной жизни и культуры России возможно, если:

- будут выделяться нравственные «концентры» при знакомстве с творчеством В.П. Астафьева, актуальные для осознания учащимися на разных этапах литературного образования: «человек и природа», «любовь к малой родине», «семья в жизни человека», «человек на войне»;

- будет продумываться отбор произведений для изучения и внеклассного чтения с учётом возрастных особенностей школьников, их читательских интересов;

- будут разрабатываться активные формы, пути и средства обучения, повышающие образовательный уровень учащихся и способствующие нравственному воспитанию школьников;

- если, начиная с 5 класса организуется постижение теоретико-литературных понятий, связанных с проблемой автора (образ автора, рассказчик, повествователь, способы выражения авторской позиции).

Научная новизна;

1. Теоретически обоснована и разработана методика системного изучения жизни и творчества В.П. Астафьева в 5 —9 классах, учитывающая возрастные и психологические особенности школьников;

2. Разработаны и апробированы приёмы постижения теоретико-литературных понятий, связанных с проблемой автора (выделение авторских ремарок, нахождение прямой и косвенной оценки автора, понимание роли портрета, речевой характеристики героев и пейзажа как способов выражения авторского отношения, различение понятий «автор», «повествователь», «рассказчик»);

3. Определены и экспериментально проверены активные формы работы, способствующие эффективному восприятию произведений В.П. Астафьева и нравственному воспитанию школьников (ролевая игра, творческая мастерская, семинар, элементы диспута).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- предложена теоретически обоснованная методика изучения творчества В.П. Астафьева в 5 - 9 классах, учитывающая художественное своеобразие произведений писателя и особенности читательского восприятия на разных этапах литературного образования;

- разработаны формы и приёмы учебной деятельности, усиливающие интерес к творчеству и личности писателя, способствующие развитию читательских умений школьников и их творческого потенциала.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

экспериментально проверена и внедрена в практику методика изучения произведений В.П. Астафьева в 5 – 9 классах, разработаны уроки по изучению рассказов В.П. Астафьева " Васюткино озеро" в 5 классе, " Конь с розовой гривой" в 6 классе, «Фотография, на которой меня нет» в 8 классе.

Апробация работы, результаты исследования докладывались на методическом объединении и практическом занятии по методике литературы.

Структура работы традиционна: введение, основная часть, заключение и список литературы.


Ход урока

Урок начинаю со знакомства с личностью писателя и историей создания рассказа.

I. Слово о писателе

«...Родился я неподалеку от Красноярска, в ночь на второе мая 1924г., в селе Овсянка, жители которого носят убийственное прозвище — гробовозы... Сказка про гробовозов была первым художественным произведением, узнанным мной в жизни...» [59, 5].

Далеко не каждый писатель отважится так начать рассказ о себе. «...Любил я и люблю родных моих гробовозов (я уж по старинке буду называть земляков своих — привычней как-то, хотя и корябает ухо) — гулеванов, зубоскалов, посказителей и драчунов, которые и в работе вели себя, как в драке, все с налету делали, рывком, махом, и еще пели очень здорово, пели и плакали... Но на войне мои земляки не были в хвосте. Очень многие погибли, немногие вернулись инвалидами с фронта...» [59, 6].

«...Памятны мне летние деревенские вечера, когда село, разморенное жарою, почти до полночи все что-то гоношится, не засыпает, звякая коровьими боталами, стукая веслами и шестами, ширкая торопливыми пилами на берегу реки — сплавной лес в дрова превращают земляки! Пахнет дымокурами, оседающей пылью, куриным пером, несет запахом вареной картошки, под чугунами дотлевают угли во времянках, средь двора на жаркую пору устроенных. Матери с прутьями в руках ищут по селу ребятишек, пропавших еще утром со двора, и чаще всего находят их на берегу, и гонят, как блудных телят, домой, стегая и ругаясь.

Ну а как забыть осенние дни...» [15, 10].

Виктор Астафьев всю жизнь пишет о себе. Ему досталась непосильная судьба - как всему русскому народу. Он вырос сиротой, его гнали из конца в конец страны в толпе раскулаченных, он прошел войну рядовым и вернулся еле живой, его первый ребенок умер от голода... Как вынести это? Как не озвереть, не проклясть? Нет, Астафьев пишет: «За что судьба даровала мне счастье жизни? Достоин ли я его, этого счастья? Все ли делал для счастья других? Не разменял ли так тяжко доставшуюся мне жизнь на пятаки? Всегда ли был честен перед собой? Не рвал ли хлеб изо рта близких? Не оттирал ли с дороги локтями слабых? »

Вот с такой душой и рождены все его многочисленные книги: повесть о голодном, несправедливом детстве «Кража», книга о войне, названная неожиданно «Пастух и пастушка», покаянная исповедь «Последний поклон» и другие, другие...

Впечатления детства положены в основу многих его рассказов.

С одним из таких рассказов «Васюткино озеро» мы сегодня и познакомимся. Виктор Петрович писал: Судьба рассказа «Васюткино озеро» любопытна».

В городе Игарке преподавал когда–то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю; свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот обо всем этом и написал. Сочинение мое было напечатано в рукописном школьном журнале «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти.

Так вот и получилось «Васюткино озеро» - первый мой рассказ для детей» [31, 58].

II. Работа с текстом

На следующем этапе урока мы читаем рассказ вслух, сопровождая чтение необходимыми комментариями. Выразительное чтение учителя, предваряющее разбор произведения, является, по точному выражению М.А.Рыбниковой, «ключом» к освоению его содержания.

Беседа по тексту

Рассказ прочитан, давайте поговорим о том, что же пришлось пережить мальчику, заблудившемуся в лесу. Мы уже говорим о том, что это произошло с самим писателем, и это событие он описал в сочинение. Тогда он дал ему название «Жив». Какое из этих названий вам нравится больше? А как объяснить выбор каждого из этих вариантов заголовка.

- Сколько дней длилась робинзонада Васютки? Опишите как можно подробнее один из этих дней, чтобы в вашем пересказе вновь повторились события из жизни мальчишки, который не сдался в самой трудной обстановке.

- Почему, как вам кажется, Васютка немного робел перед отцом? Это был страх или уважение перед большим, сильным и умелым человеком? Обоснуйте свой ответ.

- Какой старинный порядок при отправке в лес (и тайгу) обычно соблюдал каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его и зачитайте.

- Найдите и зачитайте в тексте с какого события началась робинзонада Васютки?

- Охарактеризуйте чувства и поведение мальчика после того, как он понял, что заблудился. Выпишите из текста наиболее характерные слова, передающие состояние Васютки.

- Ребята, а как бы вы стали себя вести в этой ситуации?

- Опишите первую ночь в лесу, второй день, вторую ночь... На какой день перед Васюткой оказалось озеро?

- Что же помогло Васютке не пропасть в тайге?

- Прочитайте, как мальчик добился своего спасения. В чем была его заслуга в эти последние, самые мучительные часы.

- Как встретили пропавшего дед, мать, отец? Прочитайте эти эпизоды.

Мы видим, что вся семья переживала за Васютку, все силы были брошены на его поиски. Автор показал нам настоящую, крепкую, любящую семью, где царит любовь и понимание, где старшие дают уроки жизни младшему, учат его быть сильным, способных выжить в самых трудных ситуациях остаться человеком.

- найдите описание раболовецкого похода на озеро, которое назвали Васюткиным.

Когда это случилось?

Васютке пришлось пережить много трудностей, встретившихся ему на пути странствий. (Вместе с героем переживали и мы). Но это только начало жизненных трудностей, а сколько их будет впереди.

Но мы с уверенностью можем сказать, что наш герой, закаленный тайгой, хорошо знавший природу сурового края не затеряется среди огромной, необъятной нашей страны, как не затерялось то маленькое озеро, которое носит его имя.

Ведь герой рассказа – это известный во всем мире писатель – В.П.Астафьев.

Словарная работа

Этот рассказ дает хорошую возможность для словарной работы.

Следует обратить внимание на слова и выражения, характерные для стиля

В. Астафьева: таинственный шорох в глубине потемневшего леса; упал с валежин; отрешенно подумал; хлипких не любит; пучок сухого мха-бородача; монотонно зудя; пылающие головни; дурило. Следует пояснить значение некоторых слов и попросить использовать их в своем пересказе.

Можно выполнить с учащимися следующие задания:

-Внимательно вчитываясь в текст, определите значение выделенных слов, употребленных писателем.

Рассолодели от безделья

Нету < …> фарту

Осенняя путина

Привыкли парнишкой помыкать

Посадить на мушку <...> птиц

-Выпишите из текста диалектные слова.

Писатель постоянно подчеркивает, что выраженная в форме диалектизмов речь, колоритна, близка разговорной, усиливает эмоциональное восприятие. Пятиклассники легко ориентируются в тексте, не смущаясь диалектизмов, некоторые устойчивые обороты надолго западают в детскую память (например: «лихорадка болотная», «привязалась как банный лист», «чуть с ума не лишился»).

IV. Итоговая беседа

В конце урока заключительное слово учителя.

— Понравился ли рассказ «Васюткино озеро»?

— Происходили ли с вами подобные истории в лесу?

VI. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания мы предложили ребятам написать рассказ о ситуации, схожей с той, что случилось с Васюткой. Постараться описать свои мысли, чувства, поступки, а если не бывали в такой ситуации, то есть возможность пофантазировать.

-Можно предложить нарисовать иллюстрации к наиболее запомнившимся и понравившимся эпизодам и оформить в классе выставку выполненных работ.

Второй урок посвящен анализу прозаического текста.

Тема второго урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро ». Человек и природа в рассказе

Цели урока: обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного словесного рисования и комментированного чтения.

План урока:

1. Работа с текстом (7 мин).

2. Работа в группах (15 мин).

3. Комментированное чтение эпизода (8 мин).

4. Сочинение-миниатюра (10 мин).

Словарная работа : пейзаж.

Ход урока

I. Работа с текстом

Урок начинаю с беседы.

Беседа. Обсуждение содержания рассказа на втором уроке выявит осознанное восприятие ребятами произведения.

— Какое место занимал Васютка в бригаде? Чем занимался?

— Как относился Васютка к взрослым? Почему не стал спорить с матерью перед походом в тайгу?

— Как автор подчеркивает, что Васютка перенимал привычки взрослых?

— Какой детский поступок совершил солидный Васютка? Как его можно объяснить?

— Что помогло Васютке провести первую ночь?

— Где провел мальчик вторую ночь? Почему ему было очень тяжело?

— Чем отличалась третья ночь?

— Что, по-вашему, помогло Васютке выйти на берег Енисея?

— Почему озеро назвали именем мальчика?

— Чему можно поучиться у Васютки?

II. Работа в группах

1. Встречи Васютки с миром живой природы (птицы, рыбы). Как и

почему относился Васютка к окружающей его фауне? Ученики сделают наблюдения, что Васютка убивал дичь как любой охотник, чтобы прокормиться, заботился о том, чтобы накормить других, но в то же время он воспринимал животных как равных, сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Это говорит о том, что мальчик хорошо знает жизнь животных, наблюдает за ней, при этом подражает взрослым, копирует их привычки.

2. Поведение Васютки в лесу.

Основным в наблюдениях ребят будет то, что послужит ответом на вопрос: что же припомнил Васютка из того, «чему его учили, что знал из рассказов рыбаков и охотников». Они расскажут, как пригодились ему навыки, полученные в общении со взрослыми. Ребята отметят, что смекалка, сноровка и вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.

3.Мысли и чувства Васютки, которые помогли ему сделать правильные выводы и выбраться к реке.

Ребята отметят, что мальчик постоянно размышляет, у него очень пытливый ум, это оказывается решающим в его путешествии.

Слово учителя

Пейзаж — картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора. В реалистической литературе значение пейзажа таково: он изображает реальную обстановку, в которой разворачиваются действие, им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий. Для работы возьмем пейзаж «Тайга... Тайга» (с. 129).

1. Учащиеся читают текст про себя.

2. Беседа:

— Почему тайга показалась мальчику «молчаливой, равнодушной»?

— Почему она напомнила Васютке море?

— Как автор усиливает мрачность пейзажа?

— Какие слова автор использует при описании тайги?

— Как и почему почувствовал себя мальчик в этот момент?

— Какое впечатление производит этот пейзаж?

— Какую, по-вашему, цель ставил автор при создании этого пейзажа?

— Почему все же природа не подвела мальчика, дала ему пищу,

тепло, помогла выйти к людям?

IV. Сочинение-миниатюра

Как и по чему человек должен относиться к природе?

Домашнее задание

Дописать сочинение-миниатюру дома.

Но на этом наше общение с В.П.Астафьевым не прекращается. Мы встречаемся с ним вновь в шестом классе. Программа шестого класса предлагает для чтения и изучения рассказ «Конь с розовой гривой». Это одно из самых замечательных произведений писателя, созданных для детей.

Рассказ «Конь с розовой гривой открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер, передает искреннюю и доверчивую интонацию автора».

Произведение В.Астафьева «Конь с розовой гривой» (как и большинство из того, что создано писателем) во многом автобиографично. Это воспоминание о собственном детстве, точнее случае, происшедшем в детские годы. Анализируя особенности прозы писателя, критик Ю.Ломиц отмечает в ней главное: «… Имея ярко индивидуальную окраску, автобиографическую мотивировку, проза Астафьева в вершинных ее проявлениях воспринимается не как личное творчество, а как стихийное самовыражение народного создания, опыта многих поколений. Это утверждение исследователя целиком можно отнести и к рассказу «Конь с розовой гривой» [37, 15].

В центре внимания писателя семья героя (вернее, то, что осталось от нее: мать утонула, отец – неизвестно где) и многодетная семья Левонтьевых.

Живые и сочные описания бытовых подробностей дают возможность представить жизнь народа в первые годы Советской власти в одном из отдаленных сибирских сел. Вместе с этим писатель ставит в рассказе важные нравственные проблемы, заставляя читателя задуматься о дружбе и долге, честности и правдивости, об истинной доброте и человечности.

Поэтому рассказ Астафьева приобщает юных читателей к тем лучшим духовным ценностям, которые были выработаны всей многовековой историей народа.

На изучение рассказа «Конь с розовой гривой» мы выделяем три часа.

Первый урок – урок внеклассного чтения, урок – портрет.

Тема первого урока: «Виктор Петрович Астафьев. Слово о писателе».

В качестве эпиграфа к уроку беру его высказывание: «За что судьба даровала мне счастье жизни. Все ли делал для счастья других? Всегда ли был честен перед собой? » [4, 25]

Урок начинается с прочтения отрывка из знакомого ребятам произведения.

- Назовите автора и заглавие рассказа.

«Занятый хлопотами, Васютка не так остро чувствовал одиночество. Но стоило лечь и задуматься, как тревога начала одолевать с новой силой. Заполярная тайга не страшна зверьем. Медведь здесь редкий житель. Волков нет. Змей тоже. Бывает, встречаются рыси и блудливые песцы. Но осенью корма для них полно в лесу, и едва ли они могли позариться на Васюткины запасы. И все-таки было жутко. Он зарядил одноствольную переломку, взвел курок и положил ружье рядом. Спать! » (В.П.Астафьев. Васюткино озеро)

Совестью народа называют этого писателя, хотя сам он достаточно ироничен и самокритичен, чтобы согласиться с этим определением. Тем не менее, правда, что он никогда не кривит душой, правда, что он мудр и очень зорок.

Послушаем, что говорит о себе этот человек.

«…… Не одного меня, всех нас, начавших жить в год смерти Ленина… Обступают вопросы и тревоги: как это я умудрился столько прожить? По какому праву?

Чем я лучше тех молодых парней, которых сам закапывал на обочинах военных дорог?

…Некий налет сентиментальности просочился и в мой характер и оказался непобедимым. По причине этой странности, вовсе вроде бы уж и нетипичной для «мужественных» и «суровых» сибиряков; я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, караульный бык, нависший над рекою супротив родного села, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами, весенние утро с хрустким ледком на вчера лишь сделанных снеговых ручейках, первое земляное лакомство – луковки саранок и кандыка на протаминах, подснежники, редкостными самородками засветившиеся на припеках, у которых желтое око закрывалось на ночь мохнатыми кремовыми лепестками. Название этим подснежникам я узнаю, потом и порадуюсь его точности и красоте – сон – трава!

… Ну а как забыть осенние дни, когда село наше – и дома, и дворы, и улицы – и маленькое уютное кладбище забрасывало золотом листвы, снесенной ветром с гор, и полночными корзинами, старые и малые тащили из сосняков боровые рыжики, рубиновую бруснику, пламенную рябину?! Ночью по реке медленно, украдчиво двигались Шатучие огни лучильщиков – рыбаков, на убранных огородах делалось прозористо, свободно, а из распадков с каждым утром все ближе к домам катились искристые платы, из белых иньев сотканные.

… Я рыбачил на вечерней и утренней зорьке удочкой и жермицей. Рыбы было так много, что за вечер я набрасывал почти полный мешок окунями, сорогой и щуками. На берегу я высыпал рыбу из мешка под большой пень, на желтоватую мерзлоту, и рыба сохранялась до прихода отца. Он оставлял мне хлеб, соли, иногда и сахарку под пнем, а рыбу уносил и продавал по дешевке на пароходы.

… Иногда я плакал от умиления, охватившего меня, неосознанно сожалея, что нет моей мамы, и не видит она всего этого мира живого и не может радоваться вместе со мною.

Не было в моей жизни потом таких сладостных, таких чистых слез, от которых истаивала душа, и хотелось любить все и быть добрым ко всем и ко всему…»[4, 30].

В семь лет лишился матери, жил с бабушкой. Закончил школу ФЗБ на станции Енисей и работал близ Красноярска составителем поездов.

Он был солдатом Великой Отечественной.

Писать начал с 1951года. Создал немало книг. Среди них такие, которые нельзя не любить, - «Царь - рыба», «Последний поклон», «Конь с розовой гривой». Верю, что в будущем они станут и вашими любимыми книгами.

Давайте прочитаем несколько его маленьких рассказов из книги «затеси» (заранее подготовленные ребята читают миниатюры «Хвостик», «Дед и внучка», художественно пересказывают миниатюру «Больше жизни»).

- Какая из миниатюр тронула вас больше всего? Почему?

- Как, по мнению автора, нельзя жить на земле?

Далее учащиеся самостоятельно работают с учебником.

1)Прочитать статью в нем о В.Астафьеве, ответить на вопросы, записанные на доске:

- Каким чувством проникнуты воспоминания писателя?

- Почему автор вспоминает о детстве как об «удивительно светлой и счастливой поре»?

В конце урока размышляем вслух над словами писателя, вынесенными в эпиграф.

Дома ученики должны прочитать рассказ «Конь с розовой гривой» и подумать над его идеей, поразмышлять над тем, наказала ли бабушка внука – героя рассказа?

Ход урока

I. Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа.

Прочитаем статью об Астафьеве в учебнике-хрестоматии.

IV. Беседа по вопросам

По прочитанному тексту докажите примерами, что писатель рассказывает о Сибири. (Важно сделать акцент на язык писателя).

- А почему рассказ так назван?

- От чьего лица ведется повествование?

- В какой семье растет герой?

- Почему «пряник конем» такая желанная мечта?

- Какой эпитет находит писатель, чтобы выразить восхищение героя этим конем – пряником? (Разговор идет о трудном времени детства).

- Какие эпизоды рассказа нарисованы с улыбкой взрослого человека, вспоминающего детство?

- А кто из взрослых вызывает такую же улыбку?

Далее следует подробнее остановиться на сценах, рисующих семью дяди Левонтия.

(Речь пойдет о том, какой непутевой была жизнь Левонтия, о том, что, автор помнит о неподдельной доброте главы семейства, о его сострадании чужой беде, о тепле его души).

- Вспомните, как относилась бабушка к Левонтию и его жене.

- Как описана семья Левонтьевых?

- В каком доме жили Левонтьевы?

- Почему же Витя все – таки ходил к ним?

Комментарий учителя:

Отметим иронический тон этого описания: «ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый» - на самом деле это означает крайнюю бедность; печка, о которой обычно пишут уважительно, как о центре деревенского дома, «раскорячилась посреди избы» - слово явно неуважительное.

- Почему Левонтьевы так плохо жили?

- Что за человек был Левонтий?

- Что привлекало героя в семье Левонтьевых?

- Почему бабушка запрещала внуку ходить к Левонтьевым?

- Какую роль в композиции рассказа играет описание семьи?

Домашнее задание

1. Пересказать один из эпизодов рассказа (по выбору).

2. Составить по тексту рассказа небольшой словарь местных «сибирских», диалектных слов.

 

Ход урока

I. Слово учителя

Основная тема многих рассказов Астафьева - тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Случай, описанный в рассказе, как раз из таких.

II. Беседа по вопросам

- Что является завязкой рассказа?

- Исполнилась ли мечта мальчика - получить «пряник конем»?

- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий, автор пишет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой»? Попробуем ответить на эти вопросы вслед за автором.

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

Комментарий учителя: Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: «Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска». В этой семье знают цену труду.

- Как ведут себя по дороге соседские ребята?

IV. Выводы урока

- Какова развязка истории?

Развязка растянута, все никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой, мучительно тянется осознание вины. Герой слышит, как бабушка рассказывает о своем и его позоре дедушке: «Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы помереть скорее». Мальчик чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала об обмане, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники. Наконец, напряжение достигает кульминации: дедушка пожалел мальчика, и накопившиеся слезы «хлынули безудержно». Дедушка помог внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощенья...»

V. Описание рисунка

- Какой эпизод запечатлен на иллюстрации к рассказу?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В разработке нашей системы уроков по изучению рассказов В.П.Астафьева в 5 – 9 классах мы опирались на программу по литературе, разработанную под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, авторами которой являются Т.Ф. Курдюмова, В.П. Полухина, В.Я. Коровина, И.С. Збарский, Е.С. Романичева. Целью литературного образования они рассматривали становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребностей личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей. В этой программе, как указывают её авторы в пояснительной записке, последовательно осуществляется принцип вариативности, «который дает учителю право выбора авторов и произведений а также путей изучения конкретной темы». Так в этой программе, в средних классах авторами предлагается три круга чтения художественных произведений: для чтения и изучения, для самостоятельного чтения и обсуждения в классе и для внеклассного чтения. Они акцентируют внимание на активном включении ученика в творчество на всех этапах литературного образования. И неразрывно связывают его с последовательным усилением самостоятельности творчества от класса к классу. [45, 9.]

Создавая данную систему уроков, мы стремились к повышению читательской культуры учеников, к реализации путей развития творческих способностей и эстетического вкуса, к укреплению гражданских и нравственных позиций учащихся. Для установления эффективности предложенной системы занятий в плане развития творческих способностей мы включили в нашу работу проведение формирующего эксперимента.

В малокомплектной сельской школе проблема падения интереса к учебе усугубляется психической перегрузкой учащихся вследствие малого количества их в классе, бедностью сферы их общения, ограниченностью средств эмоционального воздействия на психику, недостаточной развитостью внутриколлективных отношений. Как показывает многолетняя практика работы в сельской школе, что традиционные формы построения урока не вызывают у учащихся особого интереса к обсуждаемой теме: их ответы нередко дублируют содержание излагаемых в учебниках вопросов, не просматривается при этом четкая позиция участников семинара, наблюдается боязнь учащихся выйти за рамки текста, проявить самостоятельность суждений. Эти недостатки безотлагательно потребовали перестройки содержания и организационных форм проведения уроков

Изучив методические способы изучения эпических произведений малой формы в 5, 6, 8 классах, мы пришли к выводу, что формирование читательских качеств и читательских умений в среднем звене целесообразно формировать на знакомом литературном материале, каким для них является эпос.

Эти небольшие по объему произведения легко читаются и легко запоминаются учащимися.

Учащимся этого возраста еще трудно осознать авторскую позицию и в этом им должен помочь учитель. Он должен связать и сюжет, и образы, и приемы изображения с проблемами, которые волнуют писателя, выбрав для этого оптимальный методический вариант.

Решая проблему большей эффективности урока как средства достижения учебно-воспитательных целей, на материале изучаемых рассказов В.П.Астафьева, мы ввели в него такие формы работы, как беседа по тексту «вслед за автором», выразительное чтение наиболее понравившихся эпизодов, передающих внутренние состояние героя, словесное рисование портретов, пейзажей, иллюстрации к отдельным эпизодам, инсценирование любимых страниц, письмо от имени героя, звукозапись (музыка на литературные произведения).

Заканчивая рассмотрение содержательных и организационных аспектов таких уроков, нужно сказать несколько слов о нагрузке учащихся. Готовясь к уроку, школьники пишут доклад, реферат, рецензию. Домашние задания носят творческий характер, продолжая и углубляя тему урока, а такие задания творческого характера не только обогащают речь учащихся, но обеспечивают нравственное и эмоциональное их развитие, постоянный духовный рост и объективную эмоционально - гражданскую оценку происходящего вокруг нас.

Органическим продолжением изучения творчества В.П.Астафьева на уроках мы используем внеклассную деятельность.

Обращение к внеклассному чтению на вступительных занятиях - это и иллюстрации к рассказу о писателе, и обмен впечатлениями о прочитанном, и выставка новых книг, и литературная композиция, составленная из произведений писателя, мемуарной литературы и отзывов критики.

Практика внеклассного чтения помогает создать систему уроков несколько свободных от программных требований. Это позволяет нам уделить большее внимание именно развитию личности школьника, литературному воспитанию, и в частности, развитию творческих способностей учащихся.

В заключение мы хотим сказать, что научить человека эстетически воспринимать действительность, ценить произведения искусства, привить каждому учащемуся любовь к чтению художественной литературы - эти задачи могут успешно решаться и в условиях малокомплектной школы.


Список литературы

 

1. Авчинникова Ж. Проза В Астафьева. Литература // приложение к газете Первое сентября, 1997, № 31.

2. Айзерман Л. Не зубрить многое, а понимать многое: о стандартах, учебниках и знании литературы.// Учительская газета, 1997, №11.

3. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983.

4. Астафьев В. Сопричастный всему живому// Лауреаты России: Автобиографии российских писателей. – М, 1980.

5. Астафьев В.П. Последний поклон. М.: Дет.лит., 1983.

6. Астафьев В. Стержневой корень // Слово. – 1991 №11.

7. Астафьев В.П. Пролётный гусь. Рассказы. Затеси. Воспоминания. Иркутск, 2001.

8. Астафьев В.П. Улыбка волчицы: Повесть, роман, рассказы.- М.: Кн. Палата. 1990.-381с.

9. Астафьев В.П. Перевал//Урал. – 1959. - №5. – с. 43-104.

10. Астафьев В. П. Сибиряк. – Пермь: Книжное издательство, 1959. – с. 26.

11. Астафьев Виктор: " Мне повезло в жизни с учителями" / В. Астафьев // Посев. - 2003. - № 1. - С. 38 - 43.

12. Астафьев В. Кража//Сибирские огни. – 1966. - №8. – с. 3-83; №9. – с. 21-85.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.149 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь