Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Католичество в первой половине XX века.



Папа Пий IX окончил свой понтификат изолировав себя и РКЦ от современности, но уже его приемник Лев XIII (1878-1903) стал предпринимать шаги к выходу из этой изоляции. Начался отход то прошлого и диалог с гражданским обществом. Идейной основой новой политики стал неотомизм. Благодаря философско-богословской системе Фомы Аквинского папа ещё раз показал миру, что власть папы имеет под собой теологические основания. Дабы закрепить это Лев XIII в энциклике от 4 авг. 1879 г. “Aeterni Patris” объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия Фомы Аквинского, которую доверили ордену доминиканцев. Целью томизма стало использование достижений науки для укрепления веры, сделав её более современной. При этом папе многие церковные и светские науки переживали расцвет. Была реорганизована Ватиканская библиотека и был облегчён доступ к ней.

В энциклике “Providentissimus Deus” в 1893 г. папа призвал католических учёных к усиленному изучению Библии и её апологии перед атеистами, а в 1902 г. появилась Библейская комиссия, ставшая позже подобием конгрегации “Индекса”.

При Льве XIII значительно активизировалось католическое миссионерство. Оно шло следом за колониальными войсками различных европейских держав и имело хорошие успехи опираясь на стальные штыки. Восстания против колонизаторов приносили ущерб и миссиям.

Ещё в начале понтификата Лев XIII принял под свой омофор армянских католиков и в дальнейшем стремился к тому, чтобы вернуть в лоно Католической Церкви греко-католиков и христиан восточного обряда. В энциклике 1896 г. “Satis cognitum” папа рассматривал вопрос о соединении с Православной Церковью.

В общем Льву XIII удалось вывести РКЦ из политической изоляции и повернуть её лицом к современному миру. Его начинания стали как бы программой действия последующих пап, и они осуществляли её по разному, демонстрируя то крайний консерватизм, то безудержный модернизм.

Первая половина XX столетия дала миру 4-х пап, три из них носили имя “Пий”: это Пий X, Пий XI, Пий XII. Бенедикт XV “вклинился” между первыми двумя.

Пий X (1903-1914) - был человеком очень набожным и лейтмотивом его понтификата была идея “всё обновить во Христе”. К заслугам этого папы можно отнести установления нового порядка избрания папы, действующего и поныне, кодификацию канонического права, создание светской католической организации “Католическое действие”, а также реформу Римской курии. В 1907 г. он поручил ордену бенедиктинцев пересмотреть Вульгату, а в 1909 г. создал академию по изучению Св. Писания.

В области внешней, папа поставил РКЦ в нелёгкое положение не обладая должным политическим опытом. Дипломатические связи Ватикана со многими странами были прерваны. Накануне I Мировой войны РКЦ снова попала в изоляцию из-за несговорчивости папы и его принципиальности в религиозных вопросах. Многие его не долюбливали называли“гонителем еретиков и реформаторов”. Тем не менее Пий XII канонизировал его в 1954 г.

Бенедикт XV (1914-1922). На его понтификат выпали мировая война, революция в России и религиозный кризис. Революция в России 1917 года, повлёкшая за собой глобальные перемены в мире, не принесла РКЦ больших неприятностей, т. к. политика предидущего папы-Льва XIII- подготовила католиков к терпимости любой формы государственного устройства, будь то буржуазия или демократия.

1 авг. 1917 г. папа направил мирную ноту гос-вам - участницам войны, в которой заявил о том, что не поддерживает в войне ни одну католическую державу и призвал всех к мирному диалогу. В войне он видел кару Божию за отход мира от христианства. После войны, для улучшения отношений с Францией-одной из участниц конфликта, папа в 1920 г. канонизировал Жанну Д’Арк, национальную героиню сожжённую по обвинению в ереси и колдовстве в 1431 г. Умелая папская дипломатия добилась того, что РКЦ опять приобрела международный авторитет. В н. 20-х годов число послов аккредитованых в Ватикане достигло 25 человек, в т. ч. посол синтоистской Японии.

Благодаря своему предшественнику, Бенедикту XV не пришлось много работать над внутренними вопросами. Главным его деянием в этой области можно назвать утверждение нового кодекса Канонического права в 1917 г. Папа учредил, также, Священную конгрегацию по восточным церквям и упразднил Конгрегацию Индекса, передав цензуру в ведение Священной канцелярии. Бенедикт XV энцикликой “Humani generis” регламентировал церковную проповедь и запретил полит. агитацию с амвона.

Пий XI (1922-1939) Сразу после избрания папа издал энциклику “Ubi arcano Dei” в которой изложил программу своего правления. Главная идея-“Мир Христа в Царстве Христа”. Папа и Церковь должны стать той моральной силой, которая приведёт мир ко Христу. Бенито Муссолини после публикования энциклики решил поддержать мирные инициативы Пия XI. В н. 1923 г. он ввёл обязательное преподавание Закона Божия в школах, распустил масонские ложи и обещал папе помогать и дальше, вплоть до того, что католичество станет гос. религией в Италии. Этим он завоевал доверие папы и соответственно получал от него политическую поддержку.

Осуществляя Царство Христа на земле папа разработал ряд христологических документов. Это и толкование праздника Христа-Царя, и энциклика о празднике Сердца Иисуса 1928 г. Год 1933 был объявлен юбилейным всвязи с 1900-летием распятия Спасителя. Каждые 2 года в Риме проводились Евхаристические конгрессы демонстрировавшие вселенское единство и папский централизм.

14 февр. 1929 г. Италия признала суверенитет города-гос-ва Ватикан. Было восстановлено церковное гос-во площадью 1, 5 кв. км. Сюда входят собор св. Петра, папские дворцы, музеи и парки. В папскую гвардию числом 100-110 человек принимаются мужчины - католики, законорожденные, граждане Швейцарии, холостые, здоровые, ростом минимум 174 см., от 24-30 лет. Ватикан имеет свою конституцию и гос. флаг с изображением папской тиары и ключей ап. Петра. Папа как глава гос-ва может присваивать титулы и давать награды.

Пий XI превзошёл всех предшественников в деле канонизации святых. При нём беатифицировано 500 и канонизировано 33 святых. Огромное внимание папа уделял развитию науки и поддержке средств массовой информации. В 1935 г. открыта папская астрономическая обсерватория, в 1936 г. он создал Папскую Академию наук, Ватиканская библиотека тоже была значительно пополнена.

В 1936 г. папа провёл неделю католической печати и в энциклике того же года подчеркнул роль кинематографа в деле пропаганды веры и воспитания молодёжи. Епископам рекомендовалось постоянно создавать фонды полезных фильмов в своих епархиях.

Когда 30 янв. 1933 г. Гитлер пришёл к власти в Германии, он предложил папе заключить конкордат и тот согласился, дабы обезопасить Католическую Церковь Германии и обеспечить права католиков. Между 1934-37 гг. Папа старался заставить Гитлера соблюдать многократно нарушавшийся договор, но безуспешно. Стали ликвидироваться католические школы, организации, печать. Пий XI выражал протесты, но Гитлер не обращал на них внимания. РКЦ в Германии была выброшена фашистами на задворки. Энцикликой 1937 г. “Divini redemptoris” папа осудил как фашизм, так и коммунизм. Относительно коммунизма папа писал, что “…семена коммунизма плохие, с ним нельзя сотрудничать ни в каких сферах, если мы хотим спасти христианскую культуру.... ”.

11 февр. 1939 г. папа хотел произнести антинацистскую речь, но 10 февраля он внезапно скончался. Думают, что он умер от укола сделанного его личным врачём Петаччи по поручению Муссолини (дочь Петаччи была любовницей дуче).

Пий XII (1939-1958). Этот папа понял угрозу фашистов и вёл себя с ними довольно противоречиво. В 1941 г. он заключил клнкордат с фашистским режимом Франко в Испании. Когда Франция и Англия обратились к нему с требованием осудить германскую агрессию, он уклонился объявив, что политика не дело церкви. Он был неитрален к итальянским фашистам и не делал никаких политических заявлений. Лишь после поражения немцев под Сталинградом в 1943 г. папа осудил нацизм открыто и сделал ставку на антифашистское движение Италии. Он смог облегчённо взохнуть лишь в 1944 г., после освобождения Италии союзниками.

Послевоенная политика Ватикана была направлена на интеграцию с кап. странами и антикоммунистическими движениями. Пий XII считал, что только “Католическое действие” есть серьёзный противник коммунизму. В к. 40-х годов, когда внешние проблемы стали затихать, папа занялся внутренними делами. Это был резкий поворот к консерватизму. Энциклика “Humani generis” осудила новую философию. Подверглись критике Жак Маритен-уклонившийся от строгого томизма, труды иезуитов Тейяра де Шардена и Анри де Любака, труды доминиканца Ива Конгара и др. В к. 1950 г. Пий XII провозгласил догмат о телесном вознесении Богородицы. В конце его понтификата многие стали понимать, что его линия опять заведёт РКЦ в изоляцию. Но следующий папа не допустил этого.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь