Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Быт стран Северного Возрождения. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В повседневной жизни европейского Севера господствовали общинность, коллективизм, ориентированность на интересы и мнение группы. Государственная, церковная, семейная и групповая (общины, цеха, гильдии, «своего круга») дисциплина определяли поведение людей. Традиции и конформизм предостерегали от необычных ситуаций, одежды или поступков, выходящих за пределы общепринятых: люди боялись оказаться вне своей группы. Опора на заповеди Господа, авторитеты, ссылки на «старые добрые времена» и «отцов-дедов», соблюдение законов, обычаев, традиций были условиями «нормального» поведения. В подчиненном положении оказывались женщины и дети, крестьяне, подмастерья, клирики, наемные работники, солдаты и т.д. За неукоснительным соблюдением заповедей, религиозных обрядов и правил бытового поведения следили приходские священники, авторитет которых и роль в жизни прихожан была намного выше, чем роль католического священника. В быту также преобладали традиционные формы. Ели дважды в день, каждому полагалось иметь собственные нож и ложку. Рацион скандинавов был скуден, но при этом они много пили — свежее и кислое молоко, мед, вино и особенно пиво, Обычным делом в праздничные дни, на семейных торжествах было повальное пьянство — с той лишь разницей, что обыватели пили домашнее пиво, а знать —заморские вина. Богатые люди питались более обильно и разнообразно: употребляли много мяса, фрукты, пряности и сласти. С середины XVI в. в Дании имелись книги о рациональном питании и сборники кулинарных рецептов, чаще всего привозные. Ренессанс внес свои поправки в костюм. У бондов наряду с традиционными портами, рубахой из домотканого полотна и плащом из грубого сукна натуральных цветов появились кафтан и суконная шляпа. На портретах того времени черные одежды состоятельных людей увешаны массивными золотыми цепями, маленькие, скромные чепчики дам усеяны жемчугами. Реформатор Псдер Палладиус сетовал на то, что «нынче молодые люди в будни используют больше украшений, чем их отец в свадебной одежде» (1556). К XVII в. роскошь парадных одеяний стала ослепительной. Одеяния украшались вышивкой, техника художественного шитья из золотых, серебряных и шелковых нитей была очень высока. Живопись отразила также характерные для той поры галантные увеселения, охоту и рыцарские упражнения, сцены, где элегантные дамы и господа беседуют, слушают музыку и музицируют сами. Гуманисты много писали о семейных отношениях и домоводстве. Семейные отношения строились патриархально, родственные связи почитались. Любовь ценилась много ниже супружества. Вне супружества оставались, правда, довольно значительные слои населения: солдаты, батраки, подмастерья и люмпены, до Реформации — священнослужители. Но для мирянина брак был необходим по соображениям не только хозяйственным, но и общественного престижа. Отсутствие родни выталкивало человека запределы групповой защиты. Поэтому вдовы и вдовцы быстро вступали в новые браки — как обычно, по расчету. В моду вошли семейные портреты,, где стоящие строго по статусу и возрасту родственники молчаливо свидетельствовали о крепости семейных уз. Ужесточалось отношение к женщине. Женщины получали строгое воспитание: с детства занимались домоводством, не смели бродить по городу, по пристани. Проституция преследовалась строго, хотя немалое число замужних женщин по бедности подрабатывало этим древнейшим ремеслом. В ренессансную эпоху было немало общественно активных и весьма самостоятельных женщин в разных слоях населения. Все большее число женщин из обеспеченных семей стремилось учиться и самостоятельно устраивать свою судьбу. Дети были очень зависимыми. Детство в принципе не выделялось как особый период в жизни человека, требующий своего отношения, одежды, пищи и т.д.; обучение подавляющего числа детей происходило в процессе семейных занятий — производственных и бытовых. Другому мастерству отдавали учить на сторону. Главным было, чтобы дети репродуцировали статус, модель поведения и связи родителей, подготовились к супружеству, самостоятельному ведению хозяйства или проживанию в доме хозяина. В школе главным предметом являлась религия, главным средством воспитания — розги. С их помощью учили подчиняться хозяину и авторитетам. Состоятельные люди приглашали для своих детей домашнего учителя-священника или университетского профессора. Юноши дворянского и бюргерско-патрицианского круга знали иностранные языки, художественную литературу и историю, писали стихи на латыни. Обучение они продолжали в университетах Упсалы и Копенгагена (основаны в 1477 и 1478 гг. соответственно), затем — в зарубежных университетах, много путешествовали по Европе, а порой — и по Ближнему Востоку. Университеты Виттенберга и Лувена были особенно популярными. Просвещение втягивало в свою орбиту многих, вынуждая подчиняться моде: давать образование детям, ставить в домах и садах скульптуры, собирать произведения живописи и книги, заказывать ренессансные постройки, покровительствовать ученым. И хотя общество в целом жило традиционной жизнью, которую элитарная культура лишь затрагивала своими краями, все же книжная образованность и путешествия порождали взаимодействие культур внутри страны и зарубежные заимствования. Последним способствовало традиционное наличие в странах Севера множества иностранцев, приток которых в XVI—XVII вв. еще более усилился[9]. В обществе скандинавов царили церковная мораль и официальное благочестие. В основе религиозных представлений лежала Библия. Протестантская церковь и государство насаждали верность лютеранской ортодоксии. Многие католические обряды, почитание икон и т.п. еще долго сохранялись в приходах, особенно сельских. В праздники и будни у крестьян служили то протестантскую, то католическую мессу. Недовольство условиями жизни обращало людей к старым идеалам, католичество становилось подчас знаменем борьбы против абсолютизма так же, как некогда язычество — знаменем борьбы против феодализации. В народе сохранялась масса языческих верований, ритуалов и предрассудков. Люди были до предела суеверны, верили в колдовство и магию, по всякую нечисть. Народ по-прежнемунаселял лес лешими, воду —водяными и русалками, избы —домовыми. И после Реформации скандинавы все еще не изжили язычество и фактически исповедовали дуализм верховных сил — добра и зла, находящихся между собой в постоянной борьбе. В процессах против ведьм, характерных для XVI в., на Севере, как и по всему Западу, сказался характерный для средневековья дуализм — представление о противостоянии Господа и Сатаны. В соответствии с ветхозаветными традициями женщина, как слабая духом, объявлялась особо подверженной влиянию дьявола, его орудием, направленным против рода человеческого. И один из парадоксов эпохи заключался как раз в том, что всеобщее усиление культа Богоматери-Девы сопровождалось усилением нажима на обычных женщин, всяческим подчеркиванием их «нечистоты», склонности к разврату и прочим грехам. Люди реально верили в троллей, а также ведьм и ведьмачей, в напускаемую ими порчу. Признаками «ведьмачества» служили знаки на теле типа темных родинок, эпилептические припадки или психическое заболевание (бесноватость), а нередко и искусство врачевания.
Таким образом, быт стран Северного Возрождения отличает консерватизм, влияние Средневековья. Сохраняется большое число языческих верований. Особый интерес проявляется к индивидуальной неповторимости человека. Заключение
Эпоха Возрождения поставила в центр мира человека. Он понял, что только от его усилий зависит его жизнь. На это мировоззрения повлияли учения гуманистов, которые стремились воплотить в жизнь свои идеи. Результатом этого послужило создание studia humanitatis. Они открывали школы, кружки, читали лекции. Под влиянием этого существенно изменился быт народа. Появляется стремление к роскоши. Люди хотят сделать свою жизнь уютней, красивей, удобней. Существенно меняется обстановка в доме, одежда людей. Общество эпохи Ренессанса преодолело былую замкнутость. Об этом свидетельствуют архитектура жилища, мебель, одежда и т.д. Люди перестали бояться бога, и это привело к падению моральных устоев. Особенно ярко это проявляется в Италии: азартные игры, преступления, кровная месть, супружеские измены и т.д. В странах Северного Возрождения это проявляется не так ярко. Здесь наблюдается влияние христианской идеологии, все более сдержанно, супружеские измены не являются нормой. Итак, общими чертами для Итальянского и Северного Возрождения являлись: - человек – центр мира - появление studia humanitatis - стремление украсить свою жизнь - в рационе появляются новые продукты - расширяется количество мебели в доме
Отличительные черты: - В Северном Возрождении в отличие от Итальянского проявляется большее влияние средневековых традиций - На Северное Возрождение большое влияние оказывала Италия - В Итальянском Возрождении проявляется большая распущенность
Исследователи многократно отмечали, что добро и зло переплетались в эпоху Возрождения самым причудливым образом. Люди вышли из Средневековья, высокий идеал гуманизма озарил их духовную жизнь. Гармония в социальном устройстве не была достигнута и безудержные страсти владели отдельными личностями, побуждая их действовать, не останавливаясь ни перед чем и не задумываясь о последствиях[10]. Список литературы 1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2007 2. Баткин Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности /Баткин Л.М.; Ред. С.С.Аверинцев-М.: Наука, 1989.-272с. 3. Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.— М.: Наука, 1993.-532с. 4. Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С.Брилианта. - Смоленск: Русич, 2002.-448с. 5. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. 2-е изд., испр. и доп./Под ред. А.Н. Немилова и А.С. Кантор - Гуковской. - Л.: Издательство Ленинградского университета.1990.-624 с. 6. История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001.-479с. 7. Лосев А.Ф. Эстетика возрождения.— М, 1997.-304с. 8. Любимова Л. Искусство Западной Европы. — М., 1976.-319с. [1] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. — М.: ООО Кирилл и Мефодий, 2007 [2]Брагина Л.М. Становление ренессансной культуры в Италии и её общеевропейское значение. История Европы. От Средневековья к новому времени.— М.: Наука, 1993, - с.461 [3]Лосев А.Ф. Эстетика возрождения.— М, 1997, - с.380 [4] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.436-437 [5] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.120 [6] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.180 [7] Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С. Брилианта.— Смоленск: Русич, 2002.-с.363 [8] Букгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения/Пер. с нем. С. Брилианта.— Смоленск: Русич, 2002.-с.371 [9] История культуры стран Западной Европы / Л.М. Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Вагодарский и др.; Под ред. Л.М. Брагиной. — М.: Высш.шк., 2001. — с.432-433 [10] Любимова Л. Искусство Западной Европы. — М., 1976.— С.128 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы