Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КАК ВЫГЛЯДИТ ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ?



КАК ВЫГЛЯДИТ ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ?

ОТВЕТ:

Ученый, открой золотой самородок
В мистической сети земли и небес!
Дух — воздух материи всякого рода
И Бог в частых звездах для знанья воскрес!

М. Нострадамус. Центурия III.

Интернет является универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки текста (графики, звука, видео) в форме электронной почты, фактически соответствующей возможностям обычных почтовых пересылок, форумов, досок объявлений, в том числе, снабженных поисковыми системами, и общения в режиме реального времени (например, чаты, ICQ). Особенностью общения в режиме реального времени является возможность одновременно поддерживать связь сразу с несколькими собеседниками, общедоступность этого контакта, возможность выбора аудитории и тем для дискуссии.

Важным элементом общения-online является анонимность и возможность выступать в роли, невозможной при обычном общении в реальной среде. Опыт показывает, что большинство чатов и форумов имеют довольно постоянную аудиторию, являясь своего рода online-клубами по интересам. При этом совершенно теряется фактор расстояния, общение не требует личного знакомства, и, как правило, не предполагает его возникновения вне сети, что снимает целый ряд психологических барьеров, позволяет высказываться в соответствии со своими взглядами, дает неограниченную возможность самовыражения в диалоге.

Online-коммуникация обладает известным деперсонифицирующим потенциалом, дает возможность присутствовать при диалоге других, не вмешиваясь в него и оставаясь незамеченным, оставляя возможность вмешательства за пользователем. Коммуникация в режиме реального времени дает возможность индивидууму менять роли, входя в аудиторию под разными именами и создавая различные виртуальные образы, что позволяет отрабатывать коммуникационные навыки и коммуникационные стратегии. Обратной стороной этого процесса является именно фактор деперсонификации, вернее — подмены собственных аутоидентифицирующих факторов сконструированными виртуальными. Этот процесс мы обозначили ниже как метаперсонификация.

ЧТО ЗНАЧИТ ВЫРАЖЕНИЕ: “ИНТЕРНЕТ КАК МЕТАПЕРСОНИФИЦИРУЮЩАЯ СРЕДА”?

ОТВЕТ:

Здоровая личность активно строит свое окружение, характеризуется определенным единством личности и в состоянии адекватно воспринимать мир и саму себя.

Э. Эриксон. " Идентичность: юность и кризис".

Интернет, как никакое другое информационное пространство, предоставляет возможность пользователю оставаться (в известной степени) анонимным. Однако, как и в любой системе, проблема идентификации пользователя должна быть решена. Поэтому пользователю предоставлено полное право выбирать себе имя (имена) по собственному усмотрению и создавать, в ходе работы, свой неповторимый виртуальный образ, соответствующий имени. Этот образ будет восприниматься другими пользователями как исходная данность, в то время как они прекрасно осведомлены о возможном несоответствии сконструированного виртуального образа реальному лицу, создавшему его. Так, например, никто не может воспрепятствовать представиться незримому собеседнику, находящемуся (возможно) на другом конце планеты, другим именем, возрастом, полом, представить иные профессиональные и социальные детали, совокупность которых сформирует совершенно далекий от действительности виртуальный образ. Образ, как это свойственно образам литературных героев, начинает жить и развиваться, преломляясь через сознание воспринимающих его лиц. Существенное отличие данного образа от литературного или театрального, создаваемого актером на сцене — его принципиально неограниченная протяженность во времени, динамичность, незавершенность.

Достоинством и манящей привлекательностью данного процесса является ничем не ограниченная возможность творческого самовыражения, самоконструирования, не требующая притом существенных затрат каких-либо ресурсов. Легкость полного перевоплощения чарующе мила. Возможность отождествлять себя (временно или постоянно, в контакте со всей Интернет-аудиторией либо с ее определенной частью) с определенным образом дает возможность безграничного самовыражения и реализации своих самых сокровенных фантазий.

С другой стороны, возможно параллельное существование нескольких виртуальных образов, порой абсолютно несхожих, соответствующих одному реальному пользователю, и по разному раскрывающих грани его " Я". Фактически их число ограничено только осями аутоидентификации субъекта, по каждой из которых он вправе выбирать любую из точек континуума идентифицирующих параметров.

КАК ПРОИСХОДИТ РЕАЛИЗАЦИЯ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ?

ОТВЕТ:

" Натусик, ты такая клевая девчонка, только скажи честно,
ты на самом-то деле девушка? "

" А что, не видно что ли? "

" Не видно..."

Разговор в чате

Реализация патологической идентификации является по существу механизмом, чрезвычайно схожим с достижением идеального " Я", отличием которого служат патологические для индивидуума идентифицирующие черты, присущие создаваемому образу.

Самой распространенной формой является патологическая идентификация с противоположным полом. Невысокая частота встречаемости в популяции таких расстройств, как транссексуализм, находится в резком контрасте со значительным числом случаев патологической аутоидентификации по признаку пола в сети. Возможно, такое наблюдение не является точным по существу, поскольку в оценке достоверности получаемой информации приходится опираться лишь на информацию, предоставленную самим опрашиваемым пользователем.

СПОСОБСТВУЕТ ЛИ ИНТЕРНЕТ РАЗВИТИЮ ПАТОЛОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА?

ОТВЕТ:

Но можно его ответ истолковать в желаемую сторону. Поскольку человеческих слов он произносить не в силах.

- А маханье хвостом и двиганье ушами?

- Вот их-то и можно истолковать!

Л. Соловьев. " Повесть о Ходже Насреддине".

Интернет предоставляет пользователю широкие возможности для самореализации, важнейшей из которых является возможность творчества в сети и презентации своих творческих достижений в сети. Многие люди, занимающиеся творчеством, в том числе и профессиональные писатели, художники, музыканты создают свои ресурсы, где знакомят со своим творчеством многомиллионную аудиторию Интернет-пользователей.

Есть и особая группа лиц, чье творческое самовыражение целиком ограничено рамками сети: писатели, не издавшие ни одной книги, и (в том числе — по принципиальным соображениям) пишущие только для сетевой аудитории, художники, создающие дизайн web-страниц, композиторы, пишущие соундтреки для игр и т.д. Их творчество не имеет, как правило, психопатологических черт.

Особую группу творчества, представленного в сети, составляет творчество, несущее на себе оттенок психопатологии. Демократия, присутствующая в сети, дает этим авторам свободу, которой они лишены в обычных условиях. Отсутствие (либо значительное ослабление) материальных преград, моральной цензуры и художественной критики, политических и конъюнктурных влияний, способных воспрепятствовать реализации патологического творчества в реальном мире, способствует его процветанию в сети.

Для патологического творчества, присутствующего в сети, становится возможной беспрепятственная реализация патологических идей, не возможная в реальном мире. Создателей этих произведений встречает большая аудитория, в которой многие идеи находят в той или иной степени столь необходимый авторам отклик. В силу имеющихся психопатологических предиспозитов это качество Интернет обусловливает быстрое и стойкое формирование Интернет-аддикции.

Хакерский анекдот

Хакерский анекдот

Интернет-преступность, имея те же основные признаки, что и преступность в целом, обладает рядом особенностей, которые позволяют отнести ее проявления к особому типу " преступлений высоких технологий". Большая часть преступлений данного разряда формально могут оцениваться как мошенничество, незаконные финансовые операции, обман потребителя и т.д.

Для реализации преступной деятельности в Интернет требуется виртуозное владение Интернет-технологиями, поскольку осуществлению подобных акций противостоят сложные системы защиты электронной информации. В большинстве случаев для подростков эта деятельность недоступна.

К категории Интернет-преступлений можно с определенной натяжкой отнести распространение порнографии, рекламу запрещенных услуг (например, проституции), распространение сведений об изготовлении наркотиков, оружия и т.д. В данном случае Интернет проявляет свою роль более в качестве универсального средства коммуникации, нежели арены и инструмента собственно противоправной деятельности.

Расследование Интернет-преступлений крайне затруднено. В большинстве случаев они остаются нераскрытыми. С другой стороны, преступнику бывает весьма нелегко воспользоваться результатами своей деятельности.

ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

И когда планета умерла... наука помогла нам выжить.

- Но от вас ничего не осталось!

- Наш разум, глупец, наш разум!

Что стоит тело без разума?

Р. Брэдбери. " Уснувший в Армагедонне".

К сожалению, в настоящее время вопросы профилактики Интернет-зависимости практически не разработаны. В ряде зарубежных работ (Stein D. S., 1997, Plusquellec M., 2000) авторы предлагают использовать для профилактики интернет-аддикции online-психотерапию.

Вероятно, что поиск методов коррекции интернет-зависимости будет продолжаться, параллельно вызывая многочисленные споры в силу неопределенности самого понятия Интернет-аддикции.

СЕТЕВЫЕ ИЗДАНИЯ

КАК ВОЗНИКЛА СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА?

ОТВЕТ: Сетевая литература возникала прежде всего как литература любительская — из недр сетевого общения в ньюз-группах. Значительное развитие она получила тогда, когда начал появляться некоторый устойчивый состав сетевых пользователей, имеющих постоянный доступ к Internet: это были люди в основном из-за рубежа или связанные так или иначе с администрированием Сети. Именно они могли себе позволить часами сидеть и читать в Internet, а также размещать некоторые свои работы для широкого доступа в Сети.

Сетевая литература долго оставалась любительской, однако со временем туда приходили профессионалы из несетевой жизни. Так зародилось определенное движение к появлению критики и возникновению конкурсов сетевой литературы.

Одновременно с этим начала конституировать себя сетевая культура вообще: так появился " Журнал.Ру" < www.zhurnal.ru> — вестник сетевой культуры. Его редактором был Евгений Горный, который нынче ведет рубрики " Сетевая жизнь" и " Net-культура" в " Русском журнале" < www.russ.ru/journal>. В " Журнале.Ру" размещен также и проект " Теория сетературы" < www.zhurnal.ru/slova/teoriya>

ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА ИЛИ, КАК ЕЕ НАЗЫВАЮТ, СЕТЕРАТУРА?

ОТВЕТ:

Доводилось слышать об отсутствии принципиального отличия сетевой словесности: дескать любительство все это и никаких преимуществ. По моему скромному мнению, — это литература, которая обладает рядом отличительных черт и характеристик. Попытаемся кратко описать эти характеристики и черты.

Первая характеристика сетературы — виртуальность. Виртуальность распространяется не только на содержание или смысл текста, виртуальная структура которого может состоять из частей, разбросанных по всему миру. Эта виртуальност/ь означает также и возможность выбора не только имени (анонимность существует и в обычной литературе), но и выбора личной биографии автора, возможность идентификации себя с этой биографией (причем биография всегда рядом, по ссылке).

Вторая характеристика — интерактивность. Это означает наличие не просто обратной связи, но такой обратной связи, которая влияет на само содержание, по поводу которого она возникает. Отсюда проистекает исключительная зависимость содержания сетевых произведений от обратной связи и возможность коллективного творчества. Заметьте, речь идет о влиянии обратной связи не на судьбы этих произведений или их оценку (как это мы можем видеть в несетевом мире), а именно на их содержание. Это означает также и несобытийность сетевых текстов, насыщенность интеллектуальными проблемами, а не происшествиями внесетевой жизни. Интерес к гостевым книгам, " гестбукам" — страничкам отзывов о тех или иных произведениях — бывает порой больше, нежели к сами обсуждаемым произведениям. Именно поэтому Internet ставит нас перед началом самого значительного преобразования со времен появления средств массовой информации: превращение средств массовой информации в средства массовой коммуникации. Это означает слияние паблик рилейшнз с одной стороны и информирования с другой стороны в одну сферу интерактивной коммуникации — паблик интеншнз, где интенция потребности (потребительский выбор) непосредственно совпадает с интенцией производства (производственный выбор).

Третья характеристика — динамичность. Это означает возможность получить оперативную реакцию, ответить на нее, скорректировать уже вышедшее произведение, написать другое. Скорость обмена возрастает в несколько раз по некоторым подсчетам. Что берется за единицу измерения? За единицу измерения берется условная схема прочтение-реакция, характерная для бумажных публикаций и бумажных писем и сравнимая схема электронные прочтение-реакция. В случае электронной публикации и электронной реакции можно несколько раз обменяться письмами в течение одного дня с автором произведения (если он конечно не только настроен на ответ, но и находится в Сети он-лайн постоянно).

Четвертая характеристика — гипертекст. Это, так сказать, постмодернизм в действии. Наилучшим описанием приемов и технологий гипертекстового романа является проект Романа Лейбова " POMAH" < www.cs.ut.ee/~roman_l/hyperfiction>. Однако гипертекст важен еще и в отношении новых возможностей — усиленной возможности иллюстрации (иллюстрация может быть движущейся), плюс возможность интегрирования в текст звуков и навигации передвижения по тексту. Кроме того, в гипертекст вписывается еще одна важная характеристика — мультимедийность литературы. Мультимедийность — гипертекст в самом широком его понимании, где в текст вписаны: и изображение, и звук, и динамика движения, то есть самые различные информационные среды. Сам текст при этом не только понимается, но и является почти реальностью — виртуальной реальностью, на чем настаивал неоднократно структурализм вкупе с постмодернизмом.

Пятая характеристика — архивность. Это означает, возможность сохранения информации на серверах, доступной продолжительное время и при этом ретроспективно в режиме оперативного поиска. Кроме того, нужно отметить возрастание информативности сетевой информации за счет отсылок означающего на означаемое, контекста на текст и возможность ретроспективного изучения любого вопроса. Сегодня Internet едва ли не единственное столь масштабное средство получения информации как о странах б.СССР, так и о мире в целом.

Шестая характеристика — автоматическая обработка текста. Это означает не только возможность передачи и сохранения нужного текста, но и его первичное структурирование и компьютерное оперирование с этими структурами. Следует отметить при этом появляющиеся возможности — оперативность работы, быстроту доставки, ретроспективность поиска и возможность сужения поиска в выбранном массиве.

Седьмая характеристика — иной принцип коммерциализации (рекламы, промоушн). На начальном этапе представлялось, что именно баннерная реклама позволит делать основные деньги. Однако баннер как подвид сетевого спама нынче оставляет мало надежд. Магистральным путе сетевого бизнеса все-таки является электронная коммерция. В Сети отсуствует тираж, но имеет значение аудитория. Автор " Вечернего интернета" предложил рассматривать сетевые издания как архивы или библиотеки и применять к ним соответствующее законодательство. Мысль здравая, и заслуживает обсуждения.

Сетевая субкультура является вполне оформившейся, о чем свидетельствуют такие сервера как " Перекресток", разнообразные " чаты" и гуэстбуки популярных изданий. Паутинность этой субкультуры, наличие удаленного знакомства между давними участниками сетевых дискуссий — вот первый отличительный признак этой культуры. Выплескивание сетевой субкультуры в оффлайновые СМИ: телевидение, радио, газеты, журналы — то что уже видно, и процесс этот нарастает. Богато представлена здесь и альтернативная или конткультура. Журнал альтернативного настоящего " Иначе" < sampo.karelia.ru/~madr> — русская альтернативная или контркультура.

Особенного разговора заслуживают сетевые баталии — страсти по животрепещущим вопросам. В данном контексте хочу прделожить вам тематические обсуждения " сетевая литература" в двух местах — < www.zhurnal.ru/slova/d.slova.htm> — страсти вокруг сетературы и — страсти вокруг конкурса сетературы.

 

НАМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ОСОБЕННО ВАЖНЫМ НЕ РАЗРЕШИТЬ, НО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС В САМОЙ ШИРОКОЙ ФОРМУЛИРОВКЕ: ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ИНТЕРНЕТ КАЧЕСТВЕННО ИНОЙ ФОРМОЙ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНДИВИДУУМА С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, И ЕСЛИ ДА, КАКИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ВАРИАНТЫ СПОСОБНА ОНА ПРИНИМАТЬ, И ЕСТЬ ЛИ СПОСОБЫ ПРЕДОТВРАТИТЬ УКАЗАННУЮ ПАТОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАНСФОРМАЦИЮ?

ОТВЕТ:

Ниже мы отдельно остановимся на факторах, предрасполагающих, на наш взгляд, к Интернет-аддикции и попытаемся проанализировать некоторые варианты ее реализации.

Факторы, предрасполагающие к Интернет-аддикции

Настоящие выделенные нами факторы являются неотъемлемой особенностью функционирования Интернет как информационного поля, охватывающего практически всю планету. Они неотделимы от самой идеи, положенной в основу создания сети. Многие из этих факторов не являются сами по себе предпосылками к Интернет-аддикции, но, действуя в совокупности друг с другом и — главное — с личностью пользователя, они способны провоцировать формирование Интернет-зависимости.

Немногочисленные исследования в области Интернет-зависимости носят пока пилотный характер, скорее намечают цели и задачи, стоящие перед исследователями, столкнувшимися с новой проблемой. В одном исследователи единодушны:

Интернет-зависимость является проблемой
почти исключительно лиц молодого возраста

(Brener V., 1997, Griffiths M., 1997, Shaffer H. J. Et al., 2000).

КАК ВЫГЛЯДИТ ИНТЕРНЕТ КАК СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ?

ОТВЕТ:

Ученый, открой золотой самородок
В мистической сети земли и небес!
Дух — воздух материи всякого рода
И Бог в частых звездах для знанья воскрес!


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь