Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жесты подозрение и скрытности



— Жест «рука прикрывает рот» перед или во время высказывания — человек хочет скрыть свою позицию по обсуждаемому вопросу;

— Взгляд в сторону означает недоверие;

— Ноги (или все тело), направлены к выходу, — свидетельство желания закончить встречу, беседу или происходящее. Если большинство слушателей в аудитории или на совещании принимают такую позу — это сигнал о необходимости завершить мероприятие;

— Потягивание или легкое потирание носа (обычно указательным пальцем) — знак сомнения.

Этот жест часто используют ораторы, когда они не уверены, как подойти к предмету разговора, или сомневаются в реакции слушателей.

Жесты доминантности – подчиненности

— Когда кто крепко пожимает вам руку и поворачивает ее так, что ладонь лежит поверх вашей, он пытается выразить физическое превосходство;

— Если же протягивают руку для приветствия ладонью вверх, то демонстрируют готовность принять подчиненную роль;

— Когда человек стоит рядом с сидящим, нависая над ней, это заставляет чувствовать себя незащищенным и рассматривается как преимущество;

— Рука партнера при разговоре небрежно засунута в карман пиджака, а большой палец находится снаружи — это выражает его уверенность в превосходстве над вами. Если же встречаются два человека, привыкших принимать такое положение, то они обычно воздерживаются от этого жеста в знак уважения друг к другу.

Вопрос. Паралингвистические особенности.

Паралингвистическими называются неязыковые (невербальные) средства, входящие в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию. В узком смысле паралингвистика  обозначает лишь фонационные средства коммуникации - тон речи, громкость, темп, паузы, заполнители пауз - так называемые вокализаторы типа " э-э", " мм-мм", а также такие качественные признаки голоса, как тембр, высота, диапазон, наконец, особенности произношения индивида, которые могут быть обусловлены диалектальной спецификой или индивидуальными особенностями - хриплостью голоса, пришептыванием, причмокиванием и т.п. (Не следует смешивать с интонацией, ударением и другими лингвистическими категориями). Широкое толкование паралингвистики включает и кинесические средства коммуникации. Совокупность таких средств коммуникации, как жесты, позы, телодвижения, обозначается термином кинесика (греч. " движение" ).

Ритм — важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Ярче всего ритм выражен в стихах, менее — в публичной и сценической речи, еще менее — в художественной прозе, а меньше всего — в разговорных диалогах.

Основная единица ритма — это ритмическая группа.

Простая ритмическая группа состоит из одного ударного слога и примыкающих к нему одного или нескольких безударных слогов. Сложная ритмическая группа включает несколько (два или более) ударных слогов, при этом разные ударные слоги несут ударение разной степени (например, главное и второстепенное). Слоги в ритмической группе объединяются средствами мелодики, а все ударные слова внутри одной сложной ритмической группы образуют тесное смысловое единство. В прозаической речи единицей ритма обычно является синтагма (она может совпадать с ритмической группой или включать несколько ритмических групп). В стихотворной речи единицами ритма могут быть: звук, слог, ритмическая группа, строка, строфа [Торсуева, 1990].

Сопоставляя ритм действий и ритм устной речи, он подчеркивал, что у них одна и та же основа — чередование движения и остановок.

Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.

Темп

Темп — это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться. Кроме того, темпом называют длительность произнесения речевых отрезков. В этом случае темп можно измерять средней длительностью речевых элементов — чаще всего средней длительностью слога. Темп может зависеть от длины речевой единицы.

Чем длиннее слово или синтагма, тем меньше длительность слога в этом слове (синтагме). Обычной разговорной речи соответствует темп 5—6 слогов в секунду.

В высказывании темп выполняет следующие функции. 1) Служит средством оформления интонационной цельности высказывания. К концу высказывания темп речи замедляется. 2) Является средством противопоставления важного — неважного в высказывании. Речевые отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важную в смысловом отношении информацию, произносятся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие второстепенную информацию (например, вводные слова и предложения, некоторые уточняющие и пояснительные обороты), произносятся в ускоренном темпе [Светозарова, 1990].

В целом темп речи характеризует:

1) индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки;

2) социальный статус говорящего (например, ускоренный темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры, низкого социального положения);

3) эмоциональное состояние говорящего (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.).

4) отношение говорящего к слушающему, намерение создать определенное впечатление (например, если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп его речи замедляется);

5) ситуацию общения (спешка, необходимость тянуть время и т.п.);

6) диалектные особенности речи говорящего;

7) степень владения языком, на котором человек говорит;

8) сложность предмета, о котором идет речь, для понимания говорящего.

Пауза

Необходимым компонентом интонации является пауза. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может быть действительной — в тех случаях, когда звучание речи действительно прекращается и на какое-то время наступает тишина. Но она может быть и психологической — в тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва в звучании, а в действительности этого перерыва нет (это несовпадение выявляется при аппаратных исследованиях интонации). Кроме того, в зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асемантические.

 

Семантические паузы связаны со смысловой стороной высказывания и выполняют следующие функции:

1) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части (синтагматические паузы; Л.В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмоциональное воздействие на слушающего (такие паузы называются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться как перед этим словом, так и после него (усилительные паузы).

Асемантические паузы не связаны со смысловой стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные и физиологические паузы. Они появляются в следующих случаях:

1) ритмические — отделяют друг от друга ритмические стихотворные единицы;

2) артикуляционные паузы — возникают при произнесении некоторых звукосочетаний;

3) ситуативные — способствуют замедлению речи в таких ситуациях, когда это необходимо говорящему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слушателям время записать произнесенный текст);

4) физиологические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушениями деятельности центральной нервной системы.

Станиславский считал паузы очень важным средством воздействия на слушателя — особенно синтагматические (которые он называл «логическими») и эмотивные (которые он называл «психологическими»).

Говоря о роли паузы в речи, Станиславский подчеркивал: «Пауза — важный элемент нашей речи и один из разных ее козырей» [Станиславский, 1938].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь