Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ 176. ОБ УМИРОТВОРЕНИИ ПРИОБРЕТЕННОЙ ОБЛАСТИ



Глава 5

 

Деятельность завоевателя бывает двоякой: направленной в сторону дикой, лесистой местности и направленной в сторону одних только заселенных мест.

Приобретения у него могут быть троякого рода: новые земли, вновь добытые (от врага) и унаследованные.2

Сделав новое приобретение, следует покрыть недостатки врага своими собственными достоинствами, а достоинства врага — проявлением положительных качеств вдвойне.3

Завоеватель должен действовать на благо и пользу подданных, поступая согласно своему закону, оказывая поддержку в мероприятиях, 4 освобождая от податей, 5 совершая даяния и оказывая почести. В соответствии с тем, как было уговорено, следует оказывать поддержку тем, которые были его сторонниками (когда земля еще принадлежала врагу). И еще более он должен помогать тому, кто проявил усердие (на пользу ему). Ведь тот, кто обманывает (обещав помощь и не сдержавши обещание), пользуется недоверием как своих, так и чужих, равно как и тот, чей образ действий противен подданным. Вследствие этого следует стараться быть близким (к своим подданным) в отношении нравов, одежды, языка и поведения. При народных и религиозных собраниях, празднествах и увеселениях следует вести себя так, чтобы показать свою преданность (местным божествам) и т. д.

Среди начальствующих лиц местностей, селений, родов и объединений агенты6 должны постоянно указывать на беззакония врага и (в противовес им) на великодушие и любовь своего повелителя к своим подданным и на то, как он чествует свой народ. Государь должен править и пользоваться землями, извлекая доходы, освобождая от налогов и принимая охранительные меры. Он должен способствовать тому, чтобы всем божествам и священным местам оказывались должные почести и чтобы люди, отличающиеся знаниями, даром слова, благочестием и храбростью, получали дарения в виде земли и денег, а также чтобы они освобождались от налогов. Далее, он должен освободить всех узников и оказать помощь несчастным, беззащитным и больным.

По прошествии каждых четырех месяцев он должен запретить всякое убиение в течение полумесяца, после дней полнолуния — на четверо суток и в дни созвездий — на одни сутки. Он должен запретить убой молодых самок 7 и кастрирование. Если он полагает, что известный образ действия приносит вред казне и войску или является совершенно беззаконным, то его он должен устранить и учредить законный образ действия.

Он должен действовать так, чтобы воровские лица и варвары8 постоянно меняли местопребывание и были разобщены. Таким же образом следует действовать и в отношении начальствующих лиц укреплений, областей и войск.9 Тех сановников, дворцовых жрецов и проч., которым была оказана милость врагом, следует поселить на границе вражеских владений в разных местах. Тех, которые способны принести вред или которые стремятся к тому, чтобы погубить государя, следует устранять.10 На место устраненных следует назначать людей из собственной страны или таких, которые подвергались притеснениям со стороны врага.

Если же окажется родственник врага, способный захватить землю, которую он желает возвратить себе вновь, или же потомок знатного рода, живущий в лесистой местности на границе и способный причинять беспокойство, то ему следует дать землю, лишенную какихлибо положительных качеств. Можно также дать ему и хорошую землю, но с тем, чтобы четвертую часть всех доходов с нее (получающий) отдавал в пользу казны и войска (давшего землю). Таким образом (получивший землю), оказывая помощь (своему повелителю), должен будет вызвать возмущение городских и сельских жителей. При помощи возмущенных и следует его уничтожить. Такого, который пользуется ненавистью своих подданных, следует удалить или же поселить его в местности, представляющей опасность.

Что касается земли, которою (государь) владел ранее (и приобрел вновь), то следует покрыть (устранить) те недостатки в государственных факторах, вследствие которых пришлось уступить землю. Те же положительные достижения, которым (государь) обязан своему возвращению в данную землю, следует всячески развивать.

В земле, доставшейся от предков, следует устранить ошибки предков и выявлять в полной мере свои положительные качества.

Образ действий, являющийся законным, который до сих пор не применялся (данным государем), но применялся другими, следует принять. Такой же, который является беззаконным, не следует применять, а если он применялся другими, то его надлежит устранить.

 

Так в Артхашастре Каутилъи гласит пятая глава «Об умиротворении приобретенной области» в тринадцатом отделе «О средствах к овладению укреплением». От начала сто сорок пятая глава.

Этим окончен в Артхашастре Каутилъи тринадцатый отдел «О средствах к овладению укреплением».

 

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ОТДЕЛ

ПРИМЕНЕНИЕ ТАЙНЫХ СРЕДСТВ

РАЗДЕЛ 177. СРЕДСТВА ДЛЯ УНИЧТОЖЕНИЯ ВРАГА

Глава 1

 

Для того чтобы охранять порядок среди четырех каст следует действовать против творящих беззаконие согласно тайным учениям.2

Существует целый ряд ядов, как калакута3 и др. Их следует вводить в тело врага или в предметы его потребления, пользуясь для этого услугами женщин и мужчин, знакомых с этим делом, варварского происхождения, 4 имеющих вид горбатых, карликов, уродов, глухих, немых, слабоумных или слепых. Место (применения яда), одежда (отравителя), образ действий его и вместилище (яда) не должны возбуждать подозрения.5

Среди скопления предметов, служащих для увеселения (враждебного) владетелен, среди принадлежащих ему ценных предметов и вещей, которыми он пользуется, тайные агенты должны подсовывать оружие. Шпионы же, действующие по ночам, и такие, которые по роду своих занятий имеют дело с огнем, 6 должны производить поджоги. (Известны): порошок, приготовленный из (кожи) пестрой лягушки, из мочи и испражнений, 7 куропатки, 8 из пяти предметов, принадлежащих растению куштха, 9 из стоножки, яд скорпиона, 10 от известной породы червей, 11 из растений с сотней корней, 12 порошок из чеснока, из ящерицы, живущей в дровах, 13 порошок из домашней ящерицы, ужа, червя криканака, 14 «вонючего червя» 15 и яда, убивающего коров 16 — все это, смешанное с соком бхаллатака и авалгука, 17 убивает в одно мгновение, равно как и дым от всех этих предметов.

Если сжигать любое из указанных насекомых вместе с черной змеей и растением приянгу, 18 то эта смесь способствует иссыханию тела или, как говорят, убивает на месте.

Корни растения дхамаргава 'i9 и ятудхана, 20 смешанные с порошком из цветов бхаллатака, рассчитаны на то, чтобы причинить смерть через полмесяца после приема.21

Корень растения вьягхатака, 22 смешанный с порошком из цветов бхаллатака и соединенный с препаратом из указанных насекомых, рассчитан на то, чтобы вызвать смерть через месяц.

Для умерщвления людей требуется только Vie часть (этой смеси), 23 вдвойне — для ослов и лошадей и в четверном размере — для слонов и верблюдов.

(Далее, можно получить) дым от стовидной грязи, 24 от яда скорпиона, от средства для отравления лошадей, 25 от катутумби 26 и от рыб. Если он (дым) смешивается с (дымом от) растений мадана, 27 кодрава, 28 от стеблей растения, дающего касторовое масло, 29 или палаша, то, двигаясь по ветру или против ветра, он умерщвляет все на своем пути.

Порошок из «вонючего насекомого», 30 рыбы, из горького огурца, 31 стовидной грязи, из дров и светляка32 или же порошок из «вонючего насекомого», растения кшудра, 33 ладана, цветка кешара, 34 видари, 35 смешанный с порошком, приготовленным из толченых козлиных рогов и копыт, дает ослепляющий дым.

Листья растения путикаранджа, 36 золотистая краска харитала, красный мышьяк, 37 ягода гунджа33 и стебли красного хлопкового растения, а также тесто, приготовленное из растения аспхота, 39 вместе с наваром из козьего навоза дает ослепляющий дым.

Змеиная кожа, испражнения коров и собак, а также голова ужа гоже дают ослепляющий дым. Моча и испражнение голубей, лягушек, хищников, слонов, людей и свиней, железный купорос, 40 растение хингу, 41 отруби, кусочки стеблей и зерна ячменя, семена хлопкового растения, 42 гарного жасмина43 и кошатаки, 44 корни растения гомутрика и бханда, 45 далее, в толченом виде, нимба, шигхру, пханирджака, акшиба и пилука, 46 кожа змей и самок карпов, равно как и порошок из ногтей и бивней слонов дают дым, который в соединении с дымом, полученным от сжигания стеблей мадана и кодрава, и со стеблями от растения, дающего касторовое масло, и растения палаша умерщвляет во всяком отдельном случае, где он распространяется.

Корень от растения кали, 47 куштха, 48 камыша (тростника) и растения шатавари49 или порошок от змей, павлиных хвостов, 50 куропатки и пяти предметов от растения куштха дает дым, который, будучи применен как указано ранее, 51 или в соединении с мокрыми или с сухими стеблями вообще, ослепляет всякое живое существо и может быть употреблен в бою, при нападении и приступе, причем (употребляющий его) должен принять предохранительные меры, натирая глаза лекарственной мазью.

Помет от галок, голубей, цапель и журавлей, образуя тесто вместе с растением акши, арка, пилука и молоком растения спухикпшра 52 дает ослепляющую мазь и отравляет воду. Препарат из ячменя, корней растения шала, 53 плодов мадана, листьев мускатного ореха и человеческой мочи, смешанный с корнями растений плакша и видари, 54 и в соединении с наваром из растений мука, 55 удумбара, м мадана и кодрава, или же с наваром из растения, дающего касторовое масло, и палаша дает опьяняющее вещество.

Препарат из растения нгринги, 57 дерева гаутама, 58 кантакара, 59 «павлиньей нош», 60 препарат из ягод гунджа, 61 растения лангали, 62 ядовитого корня 63 и растения ингуди, 64 препарат из олеандра, акши, пилука, арка и «яда, убивающего антилоп», 65 смешанные с наваром из мадана и кодрава или с наваром из растения, дающего касторовое масло, и палаша 66 дают опьяняющее вещество. Все они вместе отравляют кормовые травы, деревья, годные на топливо, и воду.

Дым, (получающийся при сожжении) специально приготовленных сухожилий, хамелеона, домашней ящерицы и ужа, ослепляет и делает безумным.

Препарат из хамелеона и домашней ящерицы вызывает проказу.

Этот же препарат, в соединении с внутренностями пестрой лягушки и медом, вызывает чрезмерное болезненное течение мочи.67 Он же, в соединении с человеческой кровью, вызывает чахотку. Яд, уничтожающий силу лекарств, 68 порошок из мадана и кодрава, препарат из муравьев, 69 препарат из летучей мыши, 70 анджаликара.(особый вид лекарства), павлиньих хвостов, лягушки, растений акши и пилука вызывает холеру.

Препарат из пяти предметов растения куштха, яда, приготовленного из мочи и испражнений, цветов «царского дерева» 71 и меда, вызывает лихорадку.

Препарат из языковых узелков стервятников72 и ихневмонов, образуя тесто вместе с молоком ослиц, делает глухонемым спустя месяц или полмесяца после приема. Для людей требуется Vie часть и т. д. как было указано ранее.

Лекарственные растения следует толочь и приготовлять из них навар. Препараты же из живых существ следует делать в виде порошков. Иначе можно из всех делать навары; таким образом они будут более действительными. Вот, что касается наибольшего совершенства в препаратах.

Если человек ранен стрелой, приготовленной из злаков шалмали73 и видари, смешанных с корнем перца, 74 и пропитанной кровью крысы чучундари, то он способен искусать десяток людей. Искусанные таким образом, в свою очередь, способны искусать 10 других. В соединении с цветами бхаллатака, 75 ятудхана, апамарга76 и бана, 77 навар из кардамона, акши, гуггулу78 и халахала, 79 соединенный, кроме того, с кровью козлов или людей, вызывает бешенство, так что принявший (этот препарат) кусает других.

Половинная доза такого препарата, вместе с ячменной мукой и жмыхами, разведенная в воде, может отравить водоем длиною в сто луков. Стаи рыб, отравленных или только затронутых этим препаратом, отравляются, равно как и тот, кто пьет такую воду или касается ее.

Если ящерицу закопать на три месяца вместе с красными и белыми горчичными семенами в землю, притом в сосуд, имеющий форму верблюда, 80 а затем извлечь ее при помощи человека, осужденного на смерть, то она способна умерщвлять все, на что она посмотрит. То же относится и к черной змее.

Если молния зажжет древесный уголь, который не пылает, и если его разжечь при помощи дров, также зажженных молнией, то огонь от этого, будучи применяем в жертвоприношениях в честь Рудры 81 во время созвездий Криттика и Бхарани 82 и употребленный против врага, является неотразимым.

Если добыть огонь из кузницы, то следует приносить жертву особым образом, сжигая мед. Огонь из виноторговли следует питать вином. Огонь, добытый от сплавления металлов, следует применять для жертвоприношений, сжигая препарат бхарта 83 и топленое масло.

Огню, принадлежащему благочестивой супруге, следует приносить жертву венком, а огню развратной женщины — зернами кунжута. В огонь, который горит около родильниц, следует бросать простоквашу, в огонь, принадлежащий брахману, постоянно поддерживающему священные огня, — зерна риса.

Огню чандалы следует приносить жертву мясом, огню, сжигающему трупы, — человеческим мясом. Всем этим видам огней вместе следует приносить жертву козлиным жиром, человеческим мясом и лепешками.

Жертвовать следует, произнося заклинания в честь огня и употребляя дрова от «царского дерева». Такой огонь явится неотразимым и ослепит врагов.

Слава тебе, Адити, 84 слава тебе, Анумати, 85 слава тебе, Сарасвати, 86 слава тебе, божество Солнца. Слава Огню, слава Соме, 87 слава Земле, слава Воздуху.

 

Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Средства для уничтожения врага» в четырнадцатом отделе «Применение тайных средств». От начала сто сорок шестая глава.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь