Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные тенденции в развитии этнологии. Теоретические концепции в этнологии: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа.



Билет №2.

Основные тенденции в развитии этнологии. Теоретические концепции в этнологии: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа.

 

Эволюционизм.

1) Человеческий род един. Люди обладают равными умственными способностями. Единство культуры во всех частях света.

2) В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс.

3) Развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур.

4) Общество развивается по законам эволюции живой природы.

5) Культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.

Англия.

Э. Тейлор: «Исследования в области древней истории человечества» 1865:

! Идея о прогрессивном поступательном развитии человечества от первобытного состояния до современной цивилизации.

                «Первобытная культура» 1871

Г. Спенсер: «Основы социологии» 1876-1896:

! Эволюция – это особый тип последовательных изменений культурных феноменов.

Джон Леббок

Джеймс Фрезер.

Германия.

Адольф Бастиан:

! Идея о развитии человеческой истории от несовершенного к совершенному.

! Психология – краеугольный камень;

! Единство мировоззрения людей;

! Единство человеческой психики обеспечивает единство человеческой природы;

! Психологизм и биологизация всех явлений;

США.

Льюис Генри Морган: «Первобытное общество» 1871; «Древнее общество 1877»:

! Переход от материнского рода к отцовскому в связи с накоплением собственности, и передачей её по наследству;

! Родовая организация – универсальная основа древних обществ;

Классифицировал развитие общества: ДИКОСТЬð ВАРВАРСТВОð ЦИВИЛЛИЗАЦИЯ.

Слабые стороны:

rВершина развития – европейская цивилизация. Все народы должны прийти к европейским ценностям;

Излишняя биологизация общественных явлений. Преувеличенная роль психологического фактора;

rПроведение аналогии между народами, стоящими на разных ступенях развития.

Диффузионизм.

1) Культура – это живой организм, развивающийся в определённых географических условиях;

2) У каждой культуры есть центр зарождения и распространения;

3) Каждый элемент культуры возникает единожды и распространяется по всему миру (у человечества и культуры нет закономерностей развития);

4) Распространение культурных явлений через контакты между народами (торговля, переселение, войны).

5) По карте распространения культурного предмета можно проследить место его появления;

6) Факторы развития культуры:

           А. Заимствования.

           Б. Смешение её элементов (Предметов быта, культа, обычаев, мифов)

Германия.

Фридрих Ратцель (1844-1904): «Антропогеография» 1882-1891:

! Различия между культурами (вызванные природными условиями) постепенно сглаживаются пространственным перемещением культурных предметов через культурные контакты народов;

! Фактор распространения этнографических предметов важнее, чем роль языка и расовых признаков.

Лео Фробениус (1873-1938): «Происхождение африканских культур» 1898:

! Теория культурных кругов: 6 кругов заимствования этнографических предметов.

! Культуры – живые организмы ð человека в развитии культуры минимальна ð человек лишь переносчик культуры, а не её творец;

! Изменение культуры – следствие распространения целого комплекса культурных явлений.

Слабые стороны:

r Попытка подменить основанное на принципах историзма понимание культуры механическими принципами посредством её перемещения;

rОтрицание наличия всемирно исторических законов;

rИдея единичности, неповторимости явлений.

Социологическая школа.

Появилась почти одновременно с диффузионизмом;

Диффузионисты предмет – культура, Эволюционисты предмет – человек

ð Предмет социологической школы – само общество

1) Комплекс коллективных представлений каждого общества обеспечивает его устойчивость.

2) Функция культуры в объединении общества.

3) Переход от одной стадии развития к другой происходит не плавно, а рывками.

4) Мораль каждого общества изменчива и динамична

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939): «Первобытное мышление» 1930:

! Человек – существо биосоциальное, в нём два начала: индивидуальное (основа - организм) и социальное (формируется обществом);

! Общество – независимая от индивидов структура;

! Общество – совокупность коллективных представлений (общих идей, религии, правильной морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев).

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917):

Человеческие общества – закрытые, статичные системы, их исследование должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов (внешние По-отношению к индивиду действия, мышления и чувствования, также обладающие принудительной силой и навязанные обществом).

Слабые стороны:

rНесмотря на то, что главным объектом исследования считалось общество,

rсистема нравственных связей и проблемы этнопсихологии,

rкаждое общество при этом рассматривалось изолированно.

 

 

Билет №3.

Теоретические концепции в этнологии:

Функционализм,

Американская школа исторической этнологии,

Этнопсихологическое направление,

Структурализм,

Культурный релятивизм,

Неоэволюционизм.

 

Функционализм.

1) Человеческое общество – часть объективного мира:

þ Оно развивается как организм;

þ В нём каждый элемент выполняет свою функцию.

2) Культура служит основным потребностям человека.

3) Ключевая роль культуры: в наличии обычаев, ритуалов, моральных норм как регуляторов поведения людей.

Англия.

Бронислав Малиновский (1884-1942): «Научная теория культуры»:

! Задача этнологии в изучении функций культурных явлений и их взаимосвязей;

! Важно раскрыть механизмы действия и воспроизводства социальных структур и культуры;

! Культура – это единое гармонически функционирующее целое, каждая часть которого выполняет определённую функцию, важную для целого.

Альфред Радклиф-Браун (1881-1955):

Создатель социальной антропологии, задача которой:

! Поиск общих законов социального и культурного развития;

Жизнь общества – это динамическая система взаимосвязанных элементов.

Особенность направления:

JПрикладной характер исследований;

JДостоверность и обилие этнографического материала;

JОценка социальной антропологии как прикладной науки (решающей реальные задачи в британских колониях);

JПризыв изучать культуру каждого общества как единое явление, где все элементы связаны между собой выполнением определённых функций.

 

Американская школа исторической этнологии (школа БОАСА).

1) Задачи этнологии состоят в изучении каждого народа: его языка, культуры, антропологического типа.

2) У каждого народа есть свои моральные нормы и социальные идеалы.

3) Развитие человечества и культуры происходит по общим законам, которые познаются с большим трудом.

4)В пределах конкретных ареалов присутствую формы взаимовлияния и следы диффузии отдельных культурных элементов.

5) Культура – совокупность моделей поведения, которые человек улавливает в процессе взросления и принятия им своей культурной роли.

Франц Боас (1858-1942) и Альфред Кребер (1876-1960):

! Последовательная критика эволюционизма и диффузионизма;

! Культурные ценности разных народов несопоставимы;

! Отрицательное отношение к обобщениям, к возможности выведения исторических закономерностей, к идее общности человеческой культуры.

Американская этнопсихологическая школа.

1) Для той или иной культуры характерны определенные психологические особенности;

7.

2) Национальный характер отражает психологические особенности нации;

 

3).Национальный характер как способ распределения и регулирования ценностей и поведенческих моделей внутри той или иной культуры.

 

Абрам Кардинер (1891-1981);

Рут Бенедикт (1887-1948);

Маргарет Мид (1901-1978):

 

 

! Личность формируется сразу после рождения ð большое значение – способы ухода за ребёнком, принятые в обществе. Впечатления, полученные в детстве, формируют психику человека;

! Народ обладает средней психикой ð базовая личность;

! Каждый народ имеет специфическую базовую структуру характера;

! Каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутренних элементов:

Типы культурных конфигураций:

А) Апполонейный – подчинение индивидов традициям группы;

Б) Дионисийский – ориентирован на индивидуализм;

В) Параноидальный – конфликты и подозрительность;

Структурализм.

 

1) Любая социальная система состоит из структур и «действий».

2) Функция каждого вида действий состоит в решении тех или иных социально значимых задач и в поддержании структурной преемственности.

3) Главная задача – показ постоянно повторяющихся структурных взаимосвязей в обществе и культуре.

4) Отношения людей образуют определённую иерархию в форме социальной семьи.

5) Предмет этнологии – изучение социальных ситуаций и видов отношений между людьми.

6) Явления нашего мира – модификации единой исходной модели могут быть систематизированы.

Англия.

Эдуард Эванс-Причард (1902-1972):

! описание конкретных фактов должно подчиняться определенной социологической теории;

! все элементы социальной и культурной систем, созданных человеком, составляют единое целое;

! культура имеет свою структуру, что позволяет объяснить связь всех культурных явлений;

! любые отношения людей – это своеобразные структуры, образующие сложную иерархию в форме социальной системы.  

 

Франция.

Клод Леви-Стросс (1908-2009): «Структурная антропология» 1958-1973;

«Тотемизм сегодня», 1962

«Печальные тропики», 1975:

 

! Представление о некой вечной, внеисторической структуре, которая является плодом непознанного, существующего вечно человеческого сознания;

 

Все явления мира представляют собой модификации некой исходной модели и могут быть систематизированы и классифицированы;

 

! Человеческий разум един на всех стадиях исторического развития; в сознании превалирует разумное, а не эмоциональное и подсознательное начало;

 

! Через структурный анализ мифов можно расшифровать коды, лежащие в основе различных форм мышления;

 

! Структура общества вечна и неизменна, что отражает извечные свойства человеческого сознания.

 

Культурный релятивизм (США)

Мелвилл Херсковец:

! Признание равноправия различных культур, независимо от уровня их развития, сложности и самобытности. Отрицание этноцентризма.

! У каждой культуры – собственная система ценностей и норм.

! Индивидуализация – ядро культурного релятивизма.

! Признание равноправия культурных ценностей, созданных и создаваемых разными народами.

 

Неоэвэлюционизм.

1)В конце 1940 х гг. возрождение интереса к идеям эволюционизма.

2)Представители стремились преодолеть прямолинейность классического эволюционизма.

3) Вместо однолинейного развития культуры, неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции, таких как теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др.

4)История человечества – сумма многолинейно развивающихся систем, а многолинейность есть результат приспособления человека к различным экологическим средам.

5)1950-60 гг. неоэволюционизм – доминирующее направление в этнологии.

6)Неоэволюционисты рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях.

Лесли Уайт и Джон Стюарт:

! Эволюция – это единый процесс развития трёх основных форм действительности.

! Каждая форма образуется из сочетания различных элементов культуры.

! Культура – независимая система, функции которой делать жизнь безопасной и пригодной для человека.

Этап развития общества характеризует основной вид энергии, которую это общество использует. Европейцы – атомная, конголезцы – энергия природного топлива. ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО У ОБЩЕСТВ НА ОДНОЙ СТУПЕНИ.


 

Билет №4.

Билет №5.

Теория Широкогорова.

Этнология (с точки зрения С.М. Широкогорова) – наука, стоящая в центре изучения человека, охватывающая все его существование в том виде, в каком оно проявляется в реальной жизни, где нет искусственного разделения между физическими условиями существования этноса и комплексом его культурных элементов, хотя это и разные виды биологической адаптации.

 

           Этнос – группа людей, говорящих на одном языке, объединенных верой в общее происхождение и обладающих определенным культурным комплексом, отличным от других групп населения.

Как живой организм, этнос проходит периоды роста, рассвета и упадка.



Билет №6.

Билет №7.

Билет №8.

Этнос и культура. Этнические функции культуры. Этнический стереотип и этнический образ.

 

           Культура – это внебиологически выработанный и передаваемый способ человеческой деятельности.

 

Выделяют несколько функциональных типов культуры:

[Инструментальный – создание и преобразование окружающей среды;

[Инкультурация (создание самого человека);

[Нормативная функция (мораль);

[Сигникативная (знаковая – у каждого предмета культуры есть своё обозначение и название);

[Познавательная;

[Коммуникативная.

 

Все типы содержат этническую компоненту – генетическое ядро этноса.

 

ë Любые этнические картины мира имеют этническую константу.

ë Члены этноса воспринимают только ту информацию, которая соответствует их этнической константе.

ë При разрушении этнической константы – кризис самосознания.

ë Национальная принадлежность легко фиксируется, но плохо описывается и анализируется.

ë Существуют признаки, формирующие материальную и духовную культуру этноса (еда, игры, религия и др.)

ë Количество таких признаков уменьшается из-за глобализации.

ë На культуру этноса влияет климат, флора и фауна.

 

           Этнический стереотип – это упрощённый, схематизированный, эмоционально окрашенный, устойчивый образ этноса (этнической группы), распространённый на его членов:

þ Автостереотип;

þ Гетеростереотип.

Билет №2.

Основные тенденции в развитии этнологии. Теоретические концепции в этнологии: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа.

 

Эволюционизм.

1) Человеческий род един. Люди обладают равными умственными способностями. Единство культуры во всех частях света.

2) В человеческом обществе имеет место непрерывный прогресс.

3) Развитие культуры многоступенчато и едино для всех культур.

4) Общество развивается по законам эволюции живой природы.

5) Культурные различия народов обусловлены их ступенью развития.

Англия.

Э. Тейлор: «Исследования в области древней истории человечества» 1865:

! Идея о прогрессивном поступательном развитии человечества от первобытного состояния до современной цивилизации.

                «Первобытная культура» 1871

Г. Спенсер: «Основы социологии» 1876-1896:

! Эволюция – это особый тип последовательных изменений культурных феноменов.

Джон Леббок

Джеймс Фрезер.

Германия.

Адольф Бастиан:

! Идея о развитии человеческой истории от несовершенного к совершенному.

! Психология – краеугольный камень;

! Единство мировоззрения людей;

! Единство человеческой психики обеспечивает единство человеческой природы;

! Психологизм и биологизация всех явлений;

США.

Льюис Генри Морган: «Первобытное общество» 1871; «Древнее общество 1877»:

! Переход от материнского рода к отцовскому в связи с накоплением собственности, и передачей её по наследству;

! Родовая организация – универсальная основа древних обществ;

Классифицировал развитие общества: ДИКОСТЬð ВАРВАРСТВОð ЦИВИЛЛИЗАЦИЯ.

Слабые стороны:

rВершина развития – европейская цивилизация. Все народы должны прийти к европейским ценностям;

Излишняя биологизация общественных явлений. Преувеличенная роль психологического фактора;

rПроведение аналогии между народами, стоящими на разных ступенях развития.

Диффузионизм.

1) Культура – это живой организм, развивающийся в определённых географических условиях;

2) У каждой культуры есть центр зарождения и распространения;

3) Каждый элемент культуры возникает единожды и распространяется по всему миру (у человечества и культуры нет закономерностей развития);

4) Распространение культурных явлений через контакты между народами (торговля, переселение, войны).

5) По карте распространения культурного предмета можно проследить место его появления;

6) Факторы развития культуры:

           А. Заимствования.

           Б. Смешение её элементов (Предметов быта, культа, обычаев, мифов)

Германия.

Фридрих Ратцель (1844-1904): «Антропогеография» 1882-1891:

! Различия между культурами (вызванные природными условиями) постепенно сглаживаются пространственным перемещением культурных предметов через культурные контакты народов;

! Фактор распространения этнографических предметов важнее, чем роль языка и расовых признаков.

Лео Фробениус (1873-1938): «Происхождение африканских культур» 1898:

! Теория культурных кругов: 6 кругов заимствования этнографических предметов.

! Культуры – живые организмы ð человека в развитии культуры минимальна ð человек лишь переносчик культуры, а не её творец;

! Изменение культуры – следствие распространения целого комплекса культурных явлений.

Слабые стороны:

r Попытка подменить основанное на принципах историзма понимание культуры механическими принципами посредством её перемещения;

rОтрицание наличия всемирно исторических законов;

rИдея единичности, неповторимости явлений.

Социологическая школа.

Появилась почти одновременно с диффузионизмом;

Диффузионисты предмет – культура, Эволюционисты предмет – человек

ð Предмет социологической школы – само общество

1) Комплекс коллективных представлений каждого общества обеспечивает его устойчивость.

2) Функция культуры в объединении общества.

3) Переход от одной стадии развития к другой происходит не плавно, а рывками.

4) Мораль каждого общества изменчива и динамична

Люсьен Леви-Брюль (1857-1939): «Первобытное мышление» 1930:

! Человек – существо биосоциальное, в нём два начала: индивидуальное (основа - организм) и социальное (формируется обществом);

! Общество – независимая от индивидов структура;

! Общество – совокупность коллективных представлений (общих идей, религии, правильной морали, интеллектуальных операций, социальных норм и обычаев).

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917):

Человеческие общества – закрытые, статичные системы, их исследование должно осуществляться с помощью метода изучения социальных фактов (внешние По-отношению к индивиду действия, мышления и чувствования, также обладающие принудительной силой и навязанные обществом).

Слабые стороны:

rНесмотря на то, что главным объектом исследования считалось общество,

rсистема нравственных связей и проблемы этнопсихологии,

rкаждое общество при этом рассматривалось изолированно.

 

 

Билет №3.

Теоретические концепции в этнологии:

Функционализм,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь