Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные социальные процессы



Вот ключевые классификации социальных процессов.

В контексте социальной мобильности выделяют:

  • Маргинализация - процесс утери личностью социальных связей со своим окружением. Маргинал — человек, который порвал со своим старым социальным окружением, и пока ещё не вписался в новое..., а может и не впишется. Так, например, человек, приехавший из провинции учиться в вузе — для всё будет новым и он пока ещё не усвоил всех тонкостей жизни в новом социальном окружении — городе. Конечно, есть и конченные маргиналы — бродяги по жизни. Они уже переходят в страту люмпенов.
  • Люмпенизация — процесс массового перехода людей в страту «социального дна», когда они становятся социальными аутсайдерами, то есть не желают жить по принятым в обществе социальным нормам. Бродяги, бомжи и другие такие люди являются люмпенами.

Естественно, если в общество много маргиналов и люмпенов — это негативный, кризисный фактор.В этом случае развивается такой негативный социальный процесс как аномии (Эмиль Дюркгейм) я, при котором разлагаются социальные нормы. Существуют пять основных стадий аномии:

  • Конформизм имеет место, когда члены общества принимают социальные нормы и культурные цели и достигают их легальными способами.
  • Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются социально установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Например, у человека есть цель — деньги. Нормальный человек — пойдет заработает. А при инновации — приобретет их незаконными способами — например сворует, или смошенничает.
  • Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают социальные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Например, ревностные бюрократы каждый день ходят на работу, но ритуально, символически выполняют свои обязанности, или делают вид, что выполняют.
  • Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и социальные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен. Например, алкоголики, наркоманы, бродяги и-опустившиеся люди становятся изгоями в собственном обществе; “они живут в обществе, но не принадлежат к нему”. То есть обычные люмпены 🙂

Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Ну, думаю, про бунтарей понятно. «Отнять и разделить» — их лозунг! : )))

Этносоциальные процессы. Часть из них описаны

ЧТО ТАКОЕ ЭТНОС: ВСЕ ОБ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЯХ

Вновь Вас приветствую, уважаемые друзья! На основании опыта ведения разных курсов подготовки к ЕГЭ по обществознанию, осознал, что одна из труднейших тем — о том, что такое этнос? Кстати, тема эта входит в кодификатор тем КИМ ЕГЭ.

Если не представлять себе, что понимается под этим термином, то смело можно сказать, что «Социальную сферу» ученик не знает и не сможет адекватно решать тесты, экзамены сдавать. Потому что в любой отрасли знаний все темы между собой взаимосвязаны. Только последовательно изучая раздел за разделом в голове образуется ясная картина и целостное представление, так необходимое на любом экзамене. Однако, рассмотрим этнические общности понятие, виды и многое другое.

Определение этноса

Сам термин произошел от греческого Έ θ ν ο ς, что понималось и как народ, и как племя и как толпа, группа, класс людей. В Древности этим словом пользовались для обозначения роя, стаи. Но уже в раннее средневековье Сегодня в науке нет единого понимания смысла этого понятия. Наверное это и вносит сумятицу в головы сначала школьных учителей, затем репетиторов, а потом и будущих выпускников. Однако сразу расставим точки на i.

Этнос — это, во-первых, социальное объединение людей. Если Вы выпускник, то должны четко понимать, что общность — самое крупное социальное объединение, после групп, организаций и институтов. Конечно, говорят и об этнических группах.

Во-вторых, этнос — это межпоколенное социальное объединение, объединенное единством языка, культуры и территории проживания. Это самое точное и емкое определение.

Им может быть и племя, и народ, и нация. Согласно Ю.В. Бромлею (известному советскому историку и этнологу), выделяется этникосы и этно-социальные организмы. Этникосы — это обычные этносы (народы, племена) имеющие общий язык, культуру, историю, территорию проживания. А этно-социальные организмы объединены политической властью и как правило существуют в форме государств.

Другие отечественные ученые, такие как А.С. Арутюнов, определяли его на основе общего обмена информации. Дескать люди, живущие на одном месте плотнее обмениваются разного рода информацией — вот и возникает этнос.

Есть и позиция Л.Н. Гумилева, согласно которой этническая общность - результат колонизации той или иной территории. Дескать, люди творчески, по-своему преобразуют природу, отсюда и получается единство территории, общий уклад жизни, и, понятно, общий язык.

Из всего этого вы должны уразуметь только одно: этнос — общее понятие, включающее такие понятия как «племя», «народ», «нация» и другие, связанные с этими понятиями социальные общности. Разумеется, ни в коем случае нельзя путать эти объединения с классовыми общностями (например, «рабочие», «менеджеры», «врачи» и пр.), территориальными (например, «пермяки», «москвичи» и пр.), конфессиональными и прочими.

Если все это для Вас темный лес, рекомендую вам свой видеокурс « Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов ».

Признаки этносов

Самоназвание, этноним. Любое такое объединение людей обычно называло себя особым образом. Причем важно понимать, что самоназвание явно отличается от того наименования, как их называют со стороны. Например, немцы себя изначально называли дотчи (Deutsch), французы их называли — алеманы (les alemanes), а русские — немцами, потому что по-русски не говорят, как немые. Кстати, в России немцами называли всех: и французов, и голландцев.

Антитеза «мы — они». Любое социальное объединение, которое окружено другими такими же, будут противопоставлять своих членов другим участникам социальных групп. В этом смысле эти объединения похожи на социальные группы, если вы понимаете, о чем я. Например, мы россияне «свои», а французы («лягушатники»), англичане («овсянники») и прочие — другие, чужие, не такие как мы. Именно эта антитеза является основанием для мифотворчества со стороны разных политических сил.

Самосознание — это коллективная форма отражения действительности, с присущими особенностями. Например, общие убеждения, установки, стереотипы — характерные черты того или иного такого объединения. Кстати, самосознание характерно и для социальных групп.

Общность исторического происхождения. Исторический процесс — объективный процесс. В ходе него отдельные социальные общности развиваются. Стадо трансформируется в род, род — в племя, племя — в народность, народность — в народ, народ — в нацию.

Единство языка. Причем того языка, на котором представители данного объединения думают. Ведь иначе - хорошо было бы: выучил английский — и англичанин ты; выучил японский — японец!

Единство территории и культуры. С этими признаками, думаю, все понятно. Если нет — задавайте в комментариях вопросы! Кстати, рекомендую пост о народной культуре.

Типы этносов

Как мы ранее сказали, этносы формируются исторически. В начале были стада полуобезьян-полулюдей. Затем длительное время существовал род — где все общинники родственники. Затем несколько родов объединились в племя.

Племя — первый тип этнических общностей. Власть в племени не политическая, потому как в и интерес только один и всего племени выжить. Да и вождь там избирается по законам биологии.

Народность — представляет собой союз племен, который как бы растворился. Теперь каждый человек считает себя не частью своего племени, а частью народности. Например не поляне, а Русская земля.

Нация — это высшая стадия развития этносоциальных организмов. Главное отличие ее от народности в том, что она обладает литературным языком. В России нормы русского литературного языка складываются в Золотой век русской литературы после Отечественной войны 1812 года.

Также существуют этнические группы — например диаспоры. Например русская диаспора в США, или китайская, или какая бы то ни было другая.

 

ПРИМЕРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: СТИВ ДЖОБС, БИЛЛ ГЕЙТС, А. ЭЙНШТЕЙН

Охайогозаимас, или просто доброе утро, дорогие друзья! Ну, для кого не утро, для кого просто конничива — то есть здравствуйте! На линии Андрей Пучков ибо пока других авторов нет.

Сегодня мы с вами немного углубимся в тему девиантного поведения. Данная тема само собой входит в кодификатор тем по обществознанию (тема 3.11). Там она фигурирует как отклоняющееся поведение. В конце этого поста Вас также будет ждать тест, который добавлю чуть позже.

Про само девиантное/отклоняющееся поведение мы очень подробно говорили в видеоуроке «Социализация и личность» в видеокурсе «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов». Поэтому в этом посте я просто приведу довольно интересные примеры девиантного поведения. Данные примеры девиантного поведения понадобятся Вам, например, для качественного выполнения тестовых заданий 32, 33 и 34.

Как Вы знаете (ну или должны знать), девиация бывает позитивной и негативной. Про негативную девиацию понятно: когда девиантное поведение приносит вред социуму в целом и личностям в частности. А вот с позитивной девиацией стоит разобраться. Позитивная девиация это такое поведение, которое приносит обществу благо, но тем не менее всё равно отклоняется от общепринятых норм.

Первый пример позитивного девиантного поведения

Григорий Перельман — российский гениальный математик, первый доказавший теорему Пуанкаре, над доказательством которой ученые бились без малого сто лет! Перельмана номинировали на три крайне престижные премии: премия Европейского математического общества (1996 год), Филдовская премия, премия тысячелетия математического института Клэя. От всех этих премий Григорий Перельман отказался, что является несомненным примером позитивной девиации. Почему это поведение является позитивным девиантным поведением?

Потому что в научном сообществе является нарушением научной этики, когда ученый отказывается от всеобщего признания своей деятельности научным сообществом. Между тем нарушение такой этики не несет вред обществу, и даже несет благо. Почему? Потому что Перельман был не согласен с этими решениями. Ведь вклад других математиков, по его мнению, ничуть не меньше, чем его. Да и вообще, я думаю, ученый таким образом, выступил против коммерциализации науки.

Научные открытия бесценны, и здесь нет каких-то выдающихся заслуг. Но это, конечно, мой домысел.

Второй пример позитивного девиантного поведения (вероятно, является вымыслом)

Второй пример более жесткий. Потому что сначала человека признали преступником и приговорили к казни, а через 50 лет после практически насильственной смерти Массачусетский университет признал, что вклад этого психиатра просто колоссальный. И осудили его несправедливо.

Речь идет о психиатре Джеймсе Роджерсе, который при лечении пациентов с крайне развитой формой паранойи использовал авторский метод лечения, который и был осужден судом и признан издевательством над больными. Суть метода заключалась доведении пациента до крайней формы истерии, при которой сам невроз проходил.

Ну вот например, приходит пациент к Роджерсу и уверяет его, например, что считает себя жирафом. И Роджерс говорит: «В этом нет ничего странного — есть такие люди-жирафы». А если человек упорствовал и не верил, что его паранойя является нормой, Роджерс заказывал статью своему знакомому биологу, что, дескать, напиши псевдонаучную статью про людей-жирафов. Затем эта статья распечатывалась и давалась пациенту почитать.

Результат был ошеломительным: пациент успокаивался и обретал спокойную нормальную жизнь.

Вот за такой метод лечения Роджерс был приговорен судом к казни на электрическом стуле. Но ночью перед казнью покончил с собой. Справедливым ли был такой приговор? Можно много говорить. Но по-моему лучше всех сказал сам Джеймс Роджерс в своём письме:

“Вы слишком привыкли к мысли, что все воспринимают мир одинаково. Но это не так.Если вы соберетесь вместе и попытаете пересказать друг-другу самые простые и очевидные для вас понятия, то поймете, что все вы живете в совершенно разных мирах. И лишь ваш комфорт определяет ваше психическое спокойствие. В таком случае человек, считающий, чтоон жираф и живущий в мире с этим знанием так же нормален, как человек, считающий что трава зеленого цвета, а небо синего. Кто-то из вас верит в НЛО, кто-то в Бога, кто-тов утренний завтрак и чашку кофе.

Живя в гармонии со своей верой – вы совершенно здоровы, но стоит вам начать защищать свою точку зрения – как вера в Бога заставит вас убивать, вера в НЛО – бояться похищения, вера в чашку кофе по утру – станет центром вашего мироздания и разрушит вашу жизнь. Физик начнет приводить вам аргументы того, что небо не синего цвета, а биолог докажет, что трава не зеленая. В конце концов вы останетесь один на один с пустым, холодными совершенно не известным вам миром, которым наш мир скорее всего и является. Так чтоне важно какими призраками вы населяете ваш мир. Пока вы в них верите – они существуют, пока вы с ними не сражаетесь – они не опасны”.

Возможно, данная история является вымыслом. Однако прочитайте истории действительно гениальных людей средневековья, древности или нового времени: многие из тех кто предлагали альтернативный подход к мировоззрению, или науке осуждались, казнились и сжигались. Или влачили жалкое существование в бедности.

Третий пример позитивного девиантного поведения

Третий пример - это все гениальные люди, которые двигали вперед общественный и технический прогресс. Так, в 1969 году компьютеры были с вашу комнату, в которой вы сейчас, возможно, находитесь. А сегодня компьютеры стали не просто персональными, но даже мобильными! Этому в частности способствовали два человека: Стив Джобс и Бил Гейтс. Эти два человека сломали существующие стереотипы и сделали компьютеры персональными.

Альберт Эйнштейн — разрушил существующие представления о физической реальности и открыл Закон относительности. То есть все гении в науке — девианты.

Думаю понятно, что негативная девиация — это такой пример отклоняющегося поведения, которая приносят обществу вред. Например, мошенники, грабители, бунтари и прочие люди, которых мы разбирали в выше означенном видеокурсе по обществу.

 

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ТЕМА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Бодрое время суток, дорогие друзья! Сегодня мы с вами разберем довольно непростую тему: межнациональные отношения и национальная политика России. Данная тема входит в кодификатор тем КИМ ЕГЭ. Тема не простая, поэтому если после ознакомления с ней у Вас возникнут вопросы: смело пишите их в комментариях — обязательно отвечу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь