Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Биолог. Конц-я игры. Теории «избытка сил Шиллера и Спенсера» и «наслаждения Вундта»



Биолог. Конц-я игры. Теории «избытка сил Шиллера и Спенсера» и «наслаждения Вундта»

ИГРА — один из видов активности человека и животных. И. появляется на определенной ступени эволюции животного мира как форма жизнедеятельности молодых животных. Детская И. — исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И. (по определению А. Н. Леонтъева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которои развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

 - 19 в – они связывали происх-е игры (и.) с происх-ем иск-ва, и. как иск-во вызвано избытком жизненных сил.

«теория избытка сил» идея закл-ся в том, что высшие животные и чел-к, благодаря лучшей приспособлен к жизни, имеют избыток энергии, находящий выход в игре. И.- инстинктивный вид деят-ти, тренировка органов, приносящее удавольствие.

Шиллер: и. – эстетическая деят-ть, избыток сил свободных от внешних потребностей, является условием возникн-я эстетического наслаждения, кот. доставл-ся игрой.

Спенсер: видел проблему избытка сил в более широком эволюционно-биологическом контексте: чем выше животное наход-ся на эволюц-й лестнице, тем больше у него свободной энергии, кот расходится не на нужды организма, а на воображаемую деят-ть, к кот относятся игра и иск-во.

«теория наслаждения Вундта» «Игра – есть дитя труда» считал, что и. имеет свой прототип в одной из форм общественно-полезного труда, но если к труду побуждает необходимость к существованию чел-ка, то и. вызывает удовольствие от самого процесса действия. И. устраняет полезный результат, делает целью сам процесс.

Теор происхожд и сущности и. Гросса «теор упражнений», «теор функционального удовольствия» Бюллера

Теор упражнений (предупреждений) – первая психол-я теор игры в к 19 в. Идея заключ в том, что и. – инстинкт, обеспечивающ упражнению механизмов, приспособлен к среде.

Гросс: толковал и. с биологической точки зрения, игра обусловлена присущим ребенку биолог-ми влечениями, имеет значения для совершенствования видов высших животных, и чел-ка. Врожден инстинкты необходимые для подержания жизни должны совершенствов и упраж-ся, такое упражнен происход в игре молодых животны, чем выше животное по своей организации, тем продолжительнее детство с его играми. Смысл и. заключается в усовешенствован инстинктов, в придании им гибкости, приспособляемости, кот не хватает врожден формам поведения. Сущность и. – упражнение инстинктов с целью придания им большей приспособляемости к условиям функционирования. Отдельные инстинкты нуждаются в отработке, в упражнении, что и происходит в форме игры. Все игры – борьба за существования, он не отличал игры людей от игр животных, а период детства предназначен для таких упражнений, для игр. Игра – непреднамерен самовоспитание. Игры животных и игры детей рассматрив не как послеподражательные, а как доподражательн действия ----не впечатление окруж жизни побуждают к той или иной игре, а сила побуждающего инстинкта.

Бюллер: и.- деят-ть, совершающ ради фукционал. удовольствия ( «теор функционального удовольствия». И. – особая форма удовлетворения глубин интенсивных влечений, присущих чел-ку, кот не могут найти себе выход в реальных условиях жизни ребенка.

Зоопсихол теор и. Бонтендайка и психоанал-ая теор и. Фрейда

Бонтендайка: выступал с резкой критикой теории Гросса: 1-е возражение: инстинктивные формы поведения, так и нервные механизмы, лежащие в их основе, созревают независимо от упражнений; психомоторная деят-ть не нуждается в их проигрывании и в отработке упраж-ий; 2-е возр-ие: резкое отличие игры от упражнений. Игра обусловлена детством: существо играет, потому что обладает особой динамикой нервных процессов и особых отношений к действительности. Основным источником и. явл-ся не отдельные пробуждающ инстинкты, а более общие врожденные влечения. Фрейд: и. как проявление вскрытых желаний подсознательной сферы, он видел в и. выражен. глубин. инстинктов и удавольств. В основе и. лежит одна и та же тенденция к навящему повторению травмирующ воздействий. Ребенок с самого рождения подвергается травмам (рожден, отнятие от груди, не верность ребенка любимой матери (ревность к отцу), всевозможные травмы, наказания). Все травмы, кот взрослые наносят, препятствуют детской сексуальности. Детство сложный и опасный период, чреватый всевозможным отклонениям в поведен ребенка. Проявления в и. не окружающ явлен, а глубинными переживан, сексуальн влечениями. В и. ребен проигрывает травмирующие события, от них избавляется, самолечение в и.

Теор и. Адлера (теор компенсац), Холла (теор рекапитуляции), Когнитивн теор и. Пиаже

Адлер: ребен-неполноцен существо, болезненоощущ свою неполноценность. И. служит средством компенсации. «Мальчик, кот жестко самовластно обходится с девочкой, он как будто бессознательно компенсирует» (близка к теор Фрейда) Холл: (к 19- н 20вв) и. – инстинктивная деят-ть, повторяющие по мере взрослен ребенка основные виды деят-ти его далеких предков. В и. реб-к проходит стадии развития предшеств поколений, проявляются и изживаются инстинкты не нужн современ чел-ку, реб должен пережить их, чтобы от них избавиться и подняться на высшую ступень, в и. неизбежно и считается нормальным проявлении грубости, жестокости, насилия, т.к. реб наход-ся на стадии дикости, его интересы не связаны с современностью. Реб необходимо предоставить простор, свободу.

Пиаже: его теор строится на идеи Фрейда: теор приобладан влияние и. на развитие детского интелекта. Считал и. важным фактором умственного развития. В связи с развит интеллекта, и. проходит 3 стадии: 1- и.-упражнение (1-2 г), 2 – символическая (воображ) и. 2-4 г, 3 - и. с правилами после 4 л. Каждая из этих стадий позвол ребенку приобрести способн необходим для поведен в реальной жизни.

Значение и. в биолог концепц., роль взрослого в развитии игр детей

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Игра - это самостоятельная, творческая, свободная деятельность ребенка.

Выход свободной игры, упражнения, психотерапевтическая функция и., функция разрешения конфликтов, наслаждение и удовольствие от и., непреднамеренное самовоспитание.

Функции игры как феномена человеческой культуры: ф коррекции и развлекательная

Ф коррекции – функц внесений позитивных изменений в структуру личностного показателя индивида. Игра выступает в качестве коррекции познавател, эмоцион-волев, деятельностной, личностной сферы. Выступает средством коррекции психич процес, мыслител, двигательн деят-ти.

Развлекательная (гедонистическая) доставление удовольствия, радости, положительн эмоций. Средства воодушевлен, пробужден интереса к чему-либо, связана с созданием комфорта, к благоприятной обстановке. Дж. Локк «Дети должны жить счастливо».

Этапы, уровни и стадии развития ролевой игры в дошкольном возрасте (Д.Б.Эльконин)

1 эт ознакомител игры (от 2-3 мес до 8 мес и длится 1, 5 года) монипуляц действ, кот реб соверш со взросл, обслед св-ва кач-ва предметов

2 эт отобразительная игра (после 1, 6 г до конца 2 лет) действ реб направлен на выявлен специфич св-в предмета и на достиж опред эфекта либо результ

3 эт сюжетно-отобразит игра (кон 2-го и весь 3 год жизни) дети активно отображ впечатл, получен в повседневн жизни. На этом заканчив период раннего детства.

Задачи руков-ми сри:

В мл дв: развит и обогащен игров действ с игрушками, развит и обогащен сюжетов игр, формир-е умения играть рядом, а затем вместе. Глав приемом явл-ся участие воспит-ля в играх дет (берет роль, объединяет дет, а роль служит для детей подражания).

В средн дв: обогащение содержан и., формир умений организов играть небольш группами (договар-ся), форм умен подержив в игре дружелюбные отношен. Воспит-ль приедержив косвен методы.

В старш дв: развит у детей самостоят-ти и самоорган-ии(догов-ся о теме игры, сами распедел роли).

 

24. Формирование взаимоотношений детей в игре. Уровни установления взаимоотнош. в игре на протяжении дошкол. детства (А.П. Усова)

В с-р играх складваются благоприятные условия для формир детского кол-ва. У Усовой были выявлены этапы становл-ния взаимоотнош между детьми (6): 1. уров. Неорганиз поведение, кот ведет к разрушен игр др детей. У мл дошк не сформиров умения, не представл последствий (у гиперактивн, в старш дв у агрессивн дет, это сигнал для коррекц работы с психол, с родит). 2. Одиночных игр. Ребенок не вступает в игр взаимодейств с др детьми, но и не мешает им играть, предпосылка к переходу к коллект игр. 3. игр «рядом»: 2-ое, 3-ое детей могут играть за одним столом, но у каждого своя игровая цель, реализует свой игровой замысел. Ценность: у реб складвает понимание как нужно относ к игре друг-го (не мешать, обмен игр-ми). На этом уров созд усл для естественного объед играющих. 4. кратковременного общения, взаимодействия. Ребен на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и организует свои действия с действиями других детей (вносит предлож, готов прислуш к словам партнеров и подчиниться их требованию). Нов этап – появл общего замысла, стремл детей подобр игрушки. Замысел не устойчив, в ходе игры дети могут забыть о замысле, кто-то может выйти из игры. Такое поведение свидет об отсутст зависимости общей деят-ти. 5. Длительного общения и взаимод на основе интереса к содерж игры. Реб обл нач формами ответст отнош к своей роли в общей игре. Дети самостоятельны, могут придумать и организов эту игру. 6. Постоянного длител-го взаимод на основе общих интересов, избирательных симпатий. Способны уступать друг другу, уступчивы в распределении ролей, не возникает конфликтов, возвращ постоянно к одной игре).

 

биолог. Конц-я игры. Теории «избытка сил Шиллера и Спенсера» и «наслаждения Вундта»

ИГРА — один из видов активности человека и животных. И. появляется на определенной ступени эволюции животного мира как форма жизнедеятельности молодых животных. Детская И. — исторически развивающийся вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме. И. (по определению А. Н. Леонтъева) является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника, т. е. такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которои развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития.

 - 19 в – они связывали происх-е игры (и.) с происх-ем иск-ва, и. как иск-во вызвано избытком жизненных сил.

«теория избытка сил» идея закл-ся в том, что высшие животные и чел-к, благодаря лучшей приспособлен к жизни, имеют избыток энергии, находящий выход в игре. И.- инстинктивный вид деят-ти, тренировка органов, приносящее удавольствие.

Шиллер: и. – эстетическая деят-ть, избыток сил свободных от внешних потребностей, является условием возникн-я эстетического наслаждения, кот. доставл-ся игрой.

Спенсер: видел проблему избытка сил в более широком эволюционно-биологическом контексте: чем выше животное наход-ся на эволюц-й лестнице, тем больше у него свободной энергии, кот расходится не на нужды организма, а на воображаемую деят-ть, к кот относятся игра и иск-во.

«теория наслаждения Вундта» «Игра – есть дитя труда» считал, что и. имеет свой прототип в одной из форм общественно-полезного труда, но если к труду побуждает необходимость к существованию чел-ка, то и. вызывает удовольствие от самого процесса действия. И. устраняет полезный результат, делает целью сам процесс.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 2825; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь