Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Литературная карта Пензенской области.



Литературная карта Пензенской области.

Какие люди, души и умы!

Без них Россия – не Россия просто,

И мы сегодня были бы не мы.

В. Завьялов

 

Про такие города, как наш, принято говорить «глубинка». Действительно, в них нет величия Москвы, блистательности Петербурга; но именно эти провинциальные города являются душой и сердцем нашей огромной страны. Именно здесь рождаются большие таланты, которые прославляют свою малую родину. Наш Пензенский край с полным правом можно назвать литературным оазисом России. М.Ю. Лермонтов, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, И.И. Лажечников, А.И. Куприн, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков, Н. М. Загоскин, И. А. Крылов — звезды первой величины, освещающие литературный небосклон Пензы. Для некоторых из них Сурская земля была колыбелью, другие, волею случая оказавшись здесь, навсегда связали свою судьбу с судьбой нашего края.

Каких краев глаза не повидали!

Но всех дороже искони свои –

Присурский лес,

Замокшанские дали

И на Хопре шаманы-соловьи.

Стремясь к добру и делом, и мечтою,

От бурь людских не прятался во мгле.

И если я

Чего-нибудь да стою,

То всем обязан

Этой вот земле!

А. Сазонов.

· Белинский Виссарион Григорьевич

· Вяземский Петр Андреевич

· Давыдов Денис Васильевич

· Загоскин Николай Михайлович

· Злобина Дина Дмитриевна

· Крылов Иван Андреевич

· Куприн Александр Иванович

· Лажечников Иван Иванович

· Лермонтов Михаил Юрьевич

· Малышкин Александр Георгиевич

· Огарев Николай Платонович

· Радищев Александр Николаевич

· Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

 

*****************************************************************

 

Неистовый Виссарион.

 

Хочется вздохнуть воздухом родины, взглянуть на места, где провел детство…Странно, жестоко играет судьба мною! Сколько раз сердце просилось, душа рвалась туда, туда!

                                                                                                                             В. Г. Белинский

 

     Белинский Виссарион Григорьевич — известнейший литературный и театральный критик, историк и теоретик литературы и искусства, публицист — родился 11 июня 1811 года в Финляндии в крепости Свеаборг. Его отец был флотским врачом, а дед – священник отец Никифор, который по преданию являлся праведником-аскетом и подвижником в селе Белыни Нижнеломовского уезда Пензенской губернии.

     В 1816 году семья переехала в Пензенскую губернию в город Чембар, который сейчас носит название Белинский. В 1820 году Виссарион поступил в уездное училище, а в 1825 году начал учиться в губернской гимназии (ныне Пензенская классическая гимназия №1 им. В. Г. Белинского), в которой проучился всего три с половиной года, вместо положенных четырех. Предметы Белинскому давались по-разному. Хуже всего давалась ему математика, а по истории, географии и русской словесности он учился превосходно. В 1828 году Виссарион поступил в Московский университет и стал студентом словестного факультета.

   Летом 1830 г. Белинский работал над трагедией «Дмитрий Калинин», замысел которой связан с пензенскими реалиями. В Пензе юноша впервые увидел театр. спектакли в крепостном театре В. Г. Гладкова. Они потрясли мальчика и предопределили его увлеченность театром на всю жизнь. Детство и юность Белинского были тяжелые: болезненность и слабое здоровье, грубость родителей, постоянный недостаток средств, однако детские впечатления от увиденного и услышанного (во время приема больных отцом, поездок с ним по окрестным деревням, наблюдений природы, игр с ровесниками, чтения) глубоко запали в душу мальчика и нашли выход в многочисленных «лирических отступлениях» его зрелых статей. Пенза и Чембар явились источником многих наблюдений, отраженных прямо или косвенно в его сочинениях.

Необходимо заметить, что, кроме указанного периода, опыта жизни в российской провинции, среди простого народа у Белинского более не было, вся его дальнейшая деятельность проходила в довольно узком кругу московских и петербургских литераторов, отсюда важность впечатлений и наблюдений этого периода для формирования его мировоззрения и понимания им процессов общественного развития России и ее народа, русской истории и литературы. В этот период Белинский, по собственному выражению, «неустанно, денно и нощно» читает, в беседах с друзьями закладываются основы его индивидуального стиля, художественного вкуса. Благодаря упорному труду самообразования он глубоко изучил русскую изящную словесность, получил широкое представление об античной и западноевропейской литературе. Не случайно первое крупное произведение – цикл статей «Литературные мечтания» (1834) подписано «Чембар».

     Будучи студентом Белинский стал участником студенческого литературного общества, где прочитал свою антикрепостническую романтическую драму «Дмитрий Калинин», в результате чего в 1832 году он был исключен из университета. После этого критик некоторое время сильно бедствовал, затем началось его сотрудничество в журналами (с 1834) в Москве («Телескоп», «Московский наблюдатель») и Санкт-Петербурге (с 1839, «Отечественные записки», «Современник»).

    Белинским написано около 1100 статей и рецензий. Его оценки творчества М. В. Ломоносова, А. Д. Кантемира, Д. И. Фонвизина, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. В. Кольцова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского до сего времени не потеряли своего значения и стали хрестоматийными. Белинский положил начало не только теории литературы и театральной критики, но и истории русской литературы, определив периоды и направления ее развития; теории литературы как научной дисциплины, обосновав понятия родов и видов, жанров, специфики художественного творчества; эстетики, определив ее основные категории (прекрасное и безобразное, сатира и юмор, комическое и трагическое, типическое и индивидуальное), понятие народности искусства. Идеи Белинского о патриотизме и гуманизме русской литературы и искусства содействовали развитию духовной культуры общества. Он воспитал и образовал русскую читающую публику, многие поколения которой обязаны ему своим просвещением и культурным развитием. Велико и общественное значение Белинского: на его революционно-демократических идеях воспитывалось не одно поколение русских радикальных деятелей.

   Сегодня каждый уроженец Сурского края гордится свои выдающимся земляком. Пензенская педагогическая школа носит имя великого критика. В г. Белинский расположен единственный в России музей В. Г. Белинского. Он был открыт в конце 30-х годов XX века по инициативе Н. К. Крупской. В тот период единственная экспозиция располагалась в доме, принадлежавшем семье будущего критика. Позже к господскому особняку были присоединены здание бывшего уездного училища и дом местного купца Ф. И. Антюшина.

******************************************************************

Декабрист без декабря.

  Вяземский Петр Андреевич — известный поэт, критик, общественный деятель, первый председатель Русского исторического общества, друг А. С. Пушкина.

Вяземский принадлежал к знатному, богатому роду, берущему начало от Рюрика. Отец Петра, Андрей Иванович, был тайным советником, пензенским и нижегородским наместником. Петр Андреевич рано потерял родителей. После смерти отца большое влияние на будущего поэта стал иметь Карамзин, заменивший ему родителя. В то время он уже был очень известным в литературной среде и кумиром читателей. Вяземский очень быстро усвоил взгляды Карамзина не только на творчество, но и на историю.

     «Проба пера» у Петра началась рано, как и у многих людей, получивших отличное образование. Первые свои стихи он писал на французском языке. В основном они носили лишь подражательный характер. В то время русский язык еще не стал основополагающим литературным. Его создателем считается Пушкин. А с ним Петр Вяземский познакомился и подружился намного позже. В «Вестнике Европы», основанном в 1802 году Карамзиным, в 1807 г. появилась небольшая статья «О магии». Подписана она была просто В… Но у историков есть все основания полагать, что принадлежала она Петру. Это были его начальные творческие опыты. Хотя первое его печатное произведение принято считать вышедшим в 1808 г. Собственный стиль стихов у Петра Андреевича вырабатывался постепенно начиная с 1810 года. Он отличался от своих современников. В его первых произведениях преобладало уныние, элегия и дружеские послания. Петр старался стремиться к афористичности и точности мысли, пренебрегая гармонией и легкостью слога.

    Вяземский был членом тайного общества «Арзамас», именно там между ним и А. С. Пушкиным вспыхнуло соперничество, которое затем переросло в дружбу. Князь Петр Вяземский был знаком и близок со многими декабристами, он не захотел лично участвовать в их тайных обществах. Но перед арестом Пущина зашел к нему с предложением сохранить бумаги, какие друг сочтет нужным. Только через 32 года Вяземский вернул поэту портфель с запретными стихами многих авторов. Только за один поступок хранения таких документов Петр мог пойти на каторгу. Несмотря на то что не побоялся сохранить запретные бумаги, участвовать в восстании Вяземский не стал. Он считал, что кровавые методы переворота неприемлемы и можно найти более мирные варианты. Расправу над декабристами Петр переживал очень тяжело. Часть его произведений связана с этим периодом жизни. Но он остался верен своим убеждениям. В результате стал считаться опасным оппозиционером. В результате начиная с 1820 года за ним была установлена тайная слежка.

     В 1821-1828 гг. Вяземский был в опале у властей и жил в основном в Москве. В это время он увлекся журналистикой и основал журнал «Московский телеграф». Начал выступать с критикой, которая всегда была очень острой. Написал много рецензий на произведения других авторов. Несмотря на опалу, он развернул такую деятельность, что его имя стало входить в пятерку самых популярных писателей того времени. Вяземский Петр Андреевич, книги которого читались взахлеб, стал настолько знаменитым, что многие его цитаты превращались в пословицы, а стихи – в народные песни. Наиболее известные и популярные его книги: «Старая записная книжка»; «Дорожная дума»; «Из поэтического наследия»; «Любить. Молиться. Петь»; «В дороге и дома»; «Избранные стихотворения». Естественно, что правительству не нравилась его независимая позиция после восстания декабристов. И начиная с 1827 года Вяземского стали «травить». Петр обвинялся в разврате и плохом влиянии на молодежь. Голицыну было предписано предупредить Вяземского о прекращении его деятельности, иначе правительство собиралось «принять меры».

    К 1829 году материальное положение семьи Вяземских стало плачевным. Петр был «загнан в угол», отчаялся. Ради семьи он решил примириться с правительством и написал императору Николаю извинения. Монарх потребовал принести их в устной форме не только ему, но и своему царственному брату в Варшаве. В результате Петр Вяземский снова был принят на государственную службу. В последние годы жизни Петр смог добиться высоких должностей при императорском дворе. Имел свободный доступ к близкому окружению Александра II. Вяземский стал сенатором и членом Госсовета.

   С конца 1827 года и до осени 1829 года, с перерывами, Пётр Вяземский находился в селе Мещерском Сердобского уезда Саратовской губернии, ныне Сердобского района Пензенской области. В имении родителей жены Кологривовых. Здесь были написаны стихи: «Зимние карикатуры», «На новый 1828 год», «Простоволосая головка», «Саловка», сатира «Русский бог».

Какая прелесть в этих видах:

В великолепии картин,

В густых ветвистых пирамидах,

Венчающих главы вершин:

В живой стене, крутом утесе

И в молодом красивом лесе,

Который по ступеням скал,

С отважной легкостью взбежал.

                                  «Саловка»

**********************************************************************

Влюбленный генерал.

Пенза — моя вдохновительница. Холм, на коем лежит этот город, есть мой Парнас с давнего времени; здесь я опять принялся за поэзию»  Д. Давыдов

   Давыдов Денис Васильевич — самый знаменитый русский гусар, командир партизанского отряда, герой Отечественной войны 1812 года. Денис Давыдов родился в семье бригадира Василия Денисовича Давыдова, служившего под командованием Александра Суворова. Когда Денису было всего девять лет, полководец предсказал ему блестящую военную карьеру и оказался прав. В 1801 г. Давыдов поступил на службу в Кавалергардский полк, куда его сначала не хотели принимать из-за маленького роста. Позже из-за написанных поэтом сатирических стихов он был переведен из гвардии в гусарский полк. Жизнь гусар очень понравилась Давыдову: лихие пирушки, буйные шутки.

      Плохо было только то, что Денис Давыдов чуть было не пропустил первую войну с Наполеоном. Гвардия принимала участие в сражениях с французами, а его гусарский полк — нет. Денис во что бы то ни стало решил попасть на фронт. В ноябре 1806 года Давыдов ночью проник к фельдмаршалу М. Ф. Каменскому, назначенному в это время главнокомандующим русской армии и потребовал отправить его на фронт. Слава о таком отчаянном гусаре дошла до Марии Антоновны Нарышкиной, фаворитки государя. И она помогла ему в его желании воевать. В начале 1807 года он был назначен адъютантом к генералу П. И. Багратиону.

Во время Отечественной войны 1812 г. Давыдов был командиром летучего партизанского отряда, созданного по приказу Багратиона. Отряд состоял из 50 ахтырских гусар и 80 донских казаков, которых Давыдов отбирал лично. Его соратниками были однополчане, штабс-ротмистр Николай Григорьевич Бедряга, поручик Петр Иванович Макаров, поручик Дмитрий Алексеевич Бекетов. Именно благодаря последнему имя Денисова Давыдова оказалось навечно связанным с Пензой.

       В конце 1820-х годов герой Отечественной войны 1812 года перебрался жить в своё имение в селе Верхняя Маза Симбирской губернии. С этого времени начались его поездки в соседнюю Пензенскую губернию, в село Алферьевку Сердобского, где жила семья Бекетовых. В 1833 году на балу в Пензенском дворянском собрании Денис Давыдов познакомился с племянницей Дмитрия Бекетова — Евгенией Дмитриевной Золотарёвой. Она окончила Пензенский женский пансион, много читала, увлекалась музыкой, была мечтательной натурой. Эта молодая красивая девушка стала «последней музой поэта».

Вошла — как Психея, томна и стыдлива,

Как юная пери, стройна и красива…

И шёпот восторга бежит по устам,

И крестятся ведьмы, и тошно чертям!

       Давыдов был значительно старше Золотарёвой, был женат и имел шестерых детей, однако увлечение молодой пензенской дворянкой оказалось довольно сильным. В 1833—1836 годах Давыдов создал цикл лирических стихотворений, посвящённых Евгении Золотарёвой (иногда его называют «золотарёвский цикл»). К нему относятся произведения «NN», «Вальс», «25 октября», «Записка, посланная на бале», «И моя звёздочка», «На голос русской песни» («Я люблю тебя, без ума люблю…»), «О, кто, скажи ты мне, кто ты…», «После разлуки», «Речка», «Романс», «Что пользы мне в твоём совете…», «Я Вас люблю…», «В былые времена она меня любила…», «Унеслись невозвратимые…», «Выздоровление» и «Я помню — глубоко…» («Твои очи»). Многие стихи были написаны в Пензе. Некоторые из стихотворений цикла относятся к числу лучших произведений Давыдова. В «Золотарёвском цикле» стихотворений Давыдов объяснялся в любви своей молодой пензенской избраннице, восхищался её красотой, описывал свои душевные страдания и пр.

       Сохранилась обширная переписка Давыдова с Золотарёвой на французском языке — около 70 писем. В письмах он, как и в стихах, объяснялся ей в любви, просил о взаимности. Воспитанная в строгих правилах пензенская барышня, в свою очередь, предлагала ограничиться простой дружбой, которая её очень радовала. В письмах они вели также диалог о новинках литературы (в частности, об А. С. Пушкине ), о нотах, которые Давыдов ей присылал и пр. Роман закончился в 1835—1836 годах. Золотарёва вышла замуж «за нелюбимого и немолодого» соседского помещика. Уезжая из Пензы навсегда, Давыдов писал в ноябре 1836 года своему другу П.А. Вяземскому: «Итак, я оставил свои степи надолго… Однако не могу не обратить и мысли и взгляды мои туда, где провел я столько дней счастливых и где осталась вся моя поэзия».
    Имя поэта-героя увековечено в Пензе. В центре города расположен сквер, названный его именем, где в 1984 году был открыт памятник.

Небосвод глубок и сер.

Шепот клена и каштана.

Над рекой знакомый сквер,

Бюст поэта-партизана.

Славит Пензу он в стихах…

Зорко смотрит в сумрак ночи,

И горят отвагой очи,

 Песня прячется в устах.     

               А. Лебедев

*****************************************************************

Русский Вальтер Скотт.

«Это была первая попытка в русском романе заставить русских людей говорить и действовать по-русски… После него имя г. Загоскина сделалось известным всей России»

В. Г. Белинский о романе «Юрий Милославский, или русские в 1612 году»

 

Загоскин Николай Михайлович родился 14 июня 1789 года в С. Рамзай Мокшанского уезда Пензенской губернии. Несмотря на обилие книг в домашней библиотеке, Николай Загоскин получил довольно посредственное домашнее образование. Троюродный брат писателя Ф. Вигель вспоминал о том времени, когда привез четырнадцатилетнего Мишу Загоскина в Петербург для поступления на службу в канцелярию государственного казначея Голубцова:

«Ему было тогда лет четырнадцать, и уже по тогдашнему обычаю его готовили на службу, хотя учение его не только не было кончено, мне кажется, даже не было начато. Имя Миши, коим звали его, было ему весьма прилично; дюжий и неуклюжий, как медвежонок, имел он довольно суровое, но свежее и красивое личико».

      Через три года службы Загоскин стал сенатским регистратором. В дальнейшем ему довелось служить в горном департаменте, Государсвенном ассигнационном банке, департаменте горных и соляных дел. Помощи от родителей Николай Михайлович все это время не получал, жил на жалование вместе со своим дядькой-воспиателем Прохором Кондратьевичем.

       В разгар французского вторжения Загоскин записался в Петербуржское ополчение. В чине подпоручика он участвовал в Отечественной войне 1812 года, а по окончании военных действий в 1814 году вернулся в свое родовое имение Рамзай, откуда наезжал в Пензу. Он был одним из немногих пензенских обитателей того времени, видевший смысл своей жизни в литературном творчестве. На пензенской земле им было создано первое драматургическое произведение комедийного плана «Проказник», которое внесло, таким образом, очередную страницу в летопись литературной жизни Пензы. Свою пьесу Загоскин отправляет князю А. А. Шаховскому, который в то время служил членом репертуарной части казённого театра. Благодаря знакомству с Шаховским Николай Михайлович входит в театральные круги обеих столиц. Его пьесы «Урок холостым, или Наследники», «Деревенский философ» с большим успехом идут в московских театрах.

        Однако наибольшую популярность Загоскину приносят исторические романы. именно он становится родоначальником этого жанра в России. Роман в трех частях «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году» получил самые восторженные отклики. В. Г. Белинский назвал это произведение «первым хорошим русским романом». После триумфа «Юрия Милославского» Загоскин получил место управляющего конторою Императорских Московских театров. В 1833 году стал действительным членом Российской академии, а после присоединения её к академии наук — почётным академиком последней по отделению русского языка и словесности.

В 1837 году Загоскин был произведён в действительные статские советники с назначением на должность директора императорских московских театров. Через пять лет получил должность директора Московской оружейной палаты, которую и занимал до конца своей жизни. Приверженец всего традиционного, в журнальных статьях Загоскин ополчался против «наших скептиков, европейцев, либералов», противился внедрению в русский язык иностранных слов.

*****************************************************************

Сельчанка родом.

Грущу все чаще год от года.

Стихи, ну что за ремесло?

Зачем меня, сельчанку родом,

В литературу занесло?..

                                        Д. Злобина

  Злобина Дина Дмитриевна родилась в 1936 году в селе Чернозерье Мокшанского района Пензенской области в семье сельского учителя. Окончив среднюю школу, пыталась поступить в Пензенский педагогический институт им. В. Г. Белинского, но потерпела неудачу и уехала в город Калач-на-Дону, где открывалось техническое училище. После окончания училища (специальность — токарь по металлу) девушка была направлена на завод «Баррикады» в город Сталинград. Началась трудовая жизнь, трехсменная работа за станком.

  Стихи начала писать ещё в школьные годы, рождались они и в пору её рабочей юности, богатой новизной тем и впечатлений. В заводской многотиражке было напечатано немала её стихотворений, всевозможных заметок и зарисовок. С упоением занималась в литературном объединении, которым руководил поэт Ф. Г. Сухов.
    В 1957 году, набравшись храбрости, молодая поэтесса отправила небольшую стихотворную рукопись на конкурс в Москву, в Литературный институт имени Горького, и стала его студенткой.

      Уже во время учебы у неё вышла тоненькая книжица стихов «Черемуха у проходной» (Пензенское кн. изд-во, 1959 г.). А дипломной работой Дины Дмитриевны стала вторая книжка, вышедшая в издательстве «Молодая гвардия» в 1962 году — «Вёсны». Всего же в разных издательствах у Злобиной вышло тринадцать стихотворных книжек, из них одна для детей: «На тучках месяц ехал…».

      После окончания института Д. Д. Злобина много ездила по стране, в качестве корреспондента радиостанции «Юность» побывала на стройках Севера и Сибири, на Алтае, в степях Украины. Позже переехала в Пензу, в родном селе Чернозерье проводила целые месяцы. Жизнь Дины Злобиной закончилась трагично. Она тяжело болела и была под наблюдением врачей областной психиатрической больницы. 4 мая 2004 года её обнаружили в лесном массиве «Засека» на окраине Пензы.

      Свою душу, свое сердце, свою жизнь Дина Дмитриевна отдала поэзии. Поэтесса признавалась: «Бескровное», бестрепетное служение музе — это безнравственное занятие и даже вредное. И я сомневаюсь порой в нужности своего труда, в том, что в полной мере была честна с читателем.

Грущу все чаще год от года.
Стихи, ну что за ремесло?
Зачем меня, сельчанку родом,
В литературу занесло?..

        Но чтобы грусть не перешла в болезненное состояние души, я стараюсь «держаться за землю», ведь на ней еще можно выращивать цветы, разводить яблоневый сад, возиться с пчелами, как в старину это делал мой дед».

        На родине Дину Дмитриевну помнят и очень любят. В селе Чернозерье открыт музей и каждое лето в селе проходит фестиваль народного творчества, посвященный Дине Злобиной.

****************************************************************

Великий баснописец.

В нем были положены зародыши всех талантов, всех искусств. Природа сказала ему: выбирай любое, и он начал пользоваться ее богатыми дарами, сделался поэт, хороший музыкант, математик….

                                                                                                                  Ф. Ф. Вигель

    Крылов Иван Александрович — великий русский баснописец.

    С пензенским краем писателя связал князь Сергей Федорович Голицын, который, попав в опалу в 1797 году и вынужденный удалиться из Петербурга в свое имение Зубрилово, расположенное в Тамалинском уезде Пензенской губернии, прихватил с собой в качестве секретаря и учителя своих детей Крылова.

    Кроме сыновей князя Иван Андреевич преподавал русский язык и словесность еще и сыну будущего губернатора Пензы Филиппу Вигелю, а также дочери писателя П.И. Сумарокова Маше, которые в то время жили в имении.

Поэт пробыл в Зубрилове всего несколько месяцев, осенью того же 1797 года он переехал в село Казацкое близ Киева, где находилось другое имение Голициных. Но несколько пензенских месяцев остались в воспоминаниях Ивана Андреевича и его творчестве. Есть предположения, что именно в Зубрилове были написаны ода «Уединение», стихотворения «На случай грозы в деревне» и «К спящему дитяти», а также басня «Свинья под дубом».

******************************************************************

Пионер исторического романа

      Лажечников Иван Иванович родился 14 сентября 1790 года в Коломне в богатой купеческой семье. Его отца отличала тяга к просвещению, усиленная и направленная случаем, который свел молодого купца с крупнейшим деятелем русской культуры XVIII века, просветителем Н.И.Новиковым. Новикову, по рекомендации которого к мальчику пригласили истинно образованного француза-гувернера, будущий романист обязан был прекрасным воспитанием, полученным им в отчем доме. Рано пристрастившись к чтению, Лажечников знакомится сначала с русской, затем с французской и немецкой литературой, а вскоре и пробует собственные силы на поприще словесности. С 1807 года его сочинения появляются то в «Вестнике Европы» М.Т.Каченовского, то в «Русском вестнике» С.Н.Глинки, то в «Аглае» П.И.Шаликова.

      Увлеченный патриотическим порывом, юноша в 1812 году тайно бежал из родительского дома и вступил в русскую армию. В 1819 году Лажечников вышел в отставку, а через год начал службу по министерству народного просвещения. В 1820 году он получил место директора училищ Пензенской губернии, где занимался реорганизацией губернской гимназии и созданием уездных училищ. Это было его первое место службы по учебному ведомству. По делам службы Лажечников часто посещал Нижний Ломов, Чембар и другие города. В 1823 году, ревизуя Чембарское училище, отметил и запомнил юного В.Г. Белинского, за творчеством которого внимательно следил впоследствии.

   В 1823 году И.И. Лажечников был перемещен в Казань, где стал директором гимназии, а затем директором народных училищ губернии. Осенью 1827 года, уволившись со службы по Казанскому учебному округу, жил в Москве и Санкт-Петербурге, находился на государственной службе, занимался литературным творчеством. В воспоминаниях «Заметки для биографии Белинского» (1859) и «Как я знал М.Л. Магницкого» (1866) говорится о пребывании в Пензе и губернии.

    И.И.Лажечников в русской литературе явился одним из пионеров исторического романа. Его перу принадлежат «Последний Новак, или завоевание Лифляндии в царствование Петра Великого» (Москва, 1833), «Ледяной дом» (Москва, 1835), «Басурман» (Москва, 1838).

 

******************************************************************

Юный гений

О, Лермонтов, презрением могучим

К бездушным людям, к мелким их страстям,

Ты был подобен молниям и тучам,

Бегущим по нетронутым путям,

Где только гром гремит псалмом певучим.

                                                         К. Д. Бальмонт

     Лермонтов Михаил Юрьевич — великий русский поэт. Автор знаменитых стихотворений «Смерть поэта» (где впервые после декабрьской катастрофы прозвучал голос общественного протеста), «Бородино» (где впервые в русской литературе историческое событие увидено глазами простого солдата), романтической драмы «Маскарад» (о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России), первого в русской литературе социально-психологического и философского романа «Герой нашего времени», самой загадочной поэмы «Демон» — выдающегося явления не только русской, но и мировой поэзии, эпической «Песни… про купца Калашникова», автор нежных лирических стихотворений…

   13 лет — ровно половину своей земной жизни — М. Ю. Лермонтов провел в родовом поместье своей бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой. Тарханы с полным правом можно назвать краем лермонтовского детства.

«..и вижу я себя ребенком; кругом

Родные все места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей»

    Родился М.Ю. Лермонтов 3 октября 1814 года в Москве. В возрасте «полугоду» родители привезли его в Тарханы, имение бабушки Е.А. Арсеньевой. Когда Лермонтову было 2 года и 4 месяца, умерла его мать. С этого времени начинается распря между его бабушкой и отцом.

      Елизавета Алексеевна, женщина «деспотического, непреклонного характера, привыкшая повелевать», во что бы то ни стало, хотела оставить внука при себе. Юрий Петрович Лермонтов, будучи небогат, скрепя сердце вынужден был уступить теще. По свидетельству современника, «в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука». В Тарханах Лермонтов получил серьезное домашнее образование. Обучаться наукам Лермонтов начал лет с семи — восьми. Чтобы он охотнее учился и не скучал без сверстников, Е.А. Арсеньева пригласила в дом детей родственников и некоторых соседей. В разное время в Тарханах жили и учились: двоюродный брат Лермонтова Михаил Пожогин-Отрашкевич, троюродный брат Аким Шан-Гирей, дальние родственники два брата Юрьевы, дети чембарских помещиков братья Максютовы и Николай Давыдов.

     М.А. Пожогин-Отрашкевич рассказывал: «Лермонтов в ту пору был ребенком слабого здоровья, что, впрочем, не мешало ему быть бойким, резвым и шаловливым. Учился он < …> прилежно, имел особую способность и охоту к рисованию, но не любил сидеть за уроками музыки. В нем обнаруживался нрав добрый, чувствительный, с товарищами детства был общителен и услужлив, но вместе с этими качествами в нем особенно выказывалась настойчивость».

     Несмотря на то, что уроки музыки Лермонтову не нравились, музыку он любил, играл на скрипке, фортепиано и флейте, и Аким Шан-Гирей указывал, что он «занимался часто музыкой». Сам Лермонтов в шестнадцать лет писал: «Музыка моего сердца была совсем расстроена нынче. Ни одного звука не мог я извлечь из скрипки, из фортепиано, чтоб они не возмутили моего слуха».

     А.П. Шан-Гирей подчеркивал, что «вообще он был счастливо одарен способностями к искусствам, уже тогда рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашенного воску целые картины. В Тарханах Лермонтов создал свой кукольный театр, кукол для которого тоже лепил из восков, и сочинял для него пьески на сюжеты из произведений французского писателя Беркена.

    Занятия, развивающие художественные способности, чередовались с уроками по изучению основ наук и иностранных языков. Уже в Тарханах десятилетний Лермонтов прекрасно знал французский и немецкий. Немецкий язык Лермонтов знал благодаря своей бонне Христине Ремер. С раннего детства воображение Миши было наполнено романтическими образами западной словесности, завезенными в Тарханы бонной-немкой. “Когда я еще был мал, — вспоминал Лермонтов, — я любил смотреть на луну, на разновидные облака, которые в виде рыцарей с шлемами теснились вокруг нее: будто рыцари, сопровождающие Армиду в ее замок, полные ревности и беспокойства”. Детские впечатления отразились в драме “Испанцы”:

Взгляни на тихую луну! …
… подобная Армиде
Под дымкою сребристой мглы ночной,
Она идет в волшебный замок свой.
Вокруг нее и следом тучки
Теснятся, будто рыцари-вожди,
Горящие любовью…

    Свое обучение Михаил Юрьевич продолжил в Московском благородном пансионе. Именно к этому времени относится начало его творческой деятельности. Отправив внука в большую жизнь, Елизавета Алексеевна продолжала о нем заботиться. Она обеспечивала его материально, давая ему возможность вести образ жизни, подобающий блестящему гвардей­скому офицеру, была в курсе и его литератур­ных дел. Прочтя очередное сочинение внука, сообщала ему: «Стихи твои, мой друг, я читала, бесподобные, а всего лучше меня утешило, что тут нет нонешной модной неистовой любви, и невестка сказывала, что Афанасию очень понравились стихи твои и очень их хвалил… Да как ты не пишешь, какую ты пиесу сочинил, комедия или трагедия? Уведомь, а коли можно – перешли через почту. Все, что до тебя касается, я неравнодушна…».

     Вновь Михаил Юрьевич вернулся в Тарханы уже взрослым человеком, с опытом жизни и творчества. Это был его долгожданный первый офицерский отпуск, полученный «по домашним обстоятельствам» в конце декабря 1835 года. Елизавета Алексеевна томилась в ожидании внука с октября: «… сейчас вот жду его и ничего, кроме радости видеть его, не знаю», — сообщала она своей подруге. Тревожась о том, как бы рано наступившая весна не нарушила решения внука, Арсеньева отправила ему в Москву удобную для продолжительных поездок долгушу, перину и одеяло.

       Той зимой условия для творчества у поэта были исключительными — в доме все такое родное и знакомое с младенчества, уютный кабинет, книги и рядом бабушка, такая счастливая его приездом. Ему никто не мешал. Вот только душевного равновесия не было: Михаил Юрьевич тяжело переживал замужество Варвары Лопухиной. Заглушить душевную боль помогали книги. Поэт вновь перечитал столь любимого им Байрона, «Паломничество Чайльд Гарольда» натолкнуло его на глубокие раздумью над судьбой Европы, которые в итоге оформились в самостоятельное стихотворение «Умирающий гладиатор».

     В тот памятный приезд в Тарханы крестьяне показали молодому барину свою любимую забаву — кулачный бой. После потехи он тогда подарил участникам несколько участков леса и особенно одарил победителя, молодого да удалого парня. Картина увиденного в ту зиму припомнилась поэту позже, когда он начал работу над одним из лучших своих произведений — «Песнью про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

   В марте 1836 года Лермонтов уехал их родных Тархан, уехал никому не известным офицером, а через девять месяцев его гневные строки, направленные против убийц Пушкина, за два дня разошлись по Петербургу и принесли Михаилу Юрьевичу литературную славу и первую ссылку на Кавказ. Через три года последует вторая ссылка, из которой поэту не суждено будет вернуться. Между двумя выстрелами — у Черной речки и у горы Машук — пройдет всего четыре года, и за эти годы Лермонтов напишет лучшие свои стихи. Горестное известие с Кавказа настигло Елизавету Арсеньеву в Москве, с ней случился апокалиптический удар. Едва оправившись, Арсеньева немедленно вернулась в свое имение. Уже из Тархан она направила прошение на имя императора с просьбой перезахоронить в родном селе ее ненаглядного Мишеньку. Ее просьбу удовлетворили, и в апреле 1842 года тарханские мужики привезли гроб с прахом поэта в Тарханы. Последнее прощание с ним прошло в новопостроенной церкви Михаила Архангела. Михаила Юрьевича похоронили рядом с могилами матери и деда, сбылось его собственное пророчество, записанное им в неполные 18 лет

… я родину люблю

Поэт-гражданин


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-05; Просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.098 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь