Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Стилевая принадлежность рэп-текста



В данном разделе мы рассмотрим проблему стилевой принадлежности рэп-текста. Чтобы это определить, необходимо описать ключевые особенности различных стилей современного русского языка и проанализировать, какие из данных характеристик свойственны рэп-тексту.

Прежде всего обратимся к толкованию понятия «стиль». Данный термин имеет множество значений. Рассмотрим основные из них.

· Стиль – комплекс языковых средств общенародного языка, характерный для художественного (или иного) произведения или в целом для творчества писателя (или пишущего);

· стиль – «использование языка в соответствии с нормативно-стилистическими правилами или без соблюдения последних» [Кожина, 2008, с.85];

· « функциональный стиль – это своеобразный характер речи той или иной социальной её разновидности, соответствующей определённой сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией» [Кожина, 2008, с.91].

В данной работе мы будем рассматривать рэп-текст с точки зрения принадлежности данного явления функциональному стилю. Данный подход обусловлен тем, что объектом настоящей работы является не отдельное произведение или творчество определённого автора, а рэп как особая сфера функционирования языковых средств.

Исследователи выделяют в русском языке 5 функциональных стилей: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный [Кожина, 2008]. Обратимся к характеристике каждого из них.

Рассмотрим черты научного стиля. Его основной функцией является информативная. Целью науки является определение закономерностей, что обусловливает отвлечённо-обобщённый характер мышления. Это определяет отвлечённость и обобщённость научной речи, которой также свойственна логическая доказательность. Научному стилю свойственен кодифицированный характер речи. «Весьма типичными для научной речи являются смысловая точность (и ясность), объективность изложения, его некатегоричность» [Кожина, 2008, с.291]. Книжно-письменные языковые средства являются основными в данном стиле.

Перейдём к характеристикам следующего стиля – официально-делового. Ему свойственны функции волеизъявления и информирования. Для реализации основных функций официально-делового стиля текстам должны быть присущи следующие черты: неличный характер повествования и «точность, не допускающая инотолкования» [Кожина, 2008, с.320]. Необходимо отметить, что данному типу речи свойственна стилевая окраска долженствования. В связи с тем, что в правовых отношениях общение происходит согласно определённым стандартам, для официально-делового стиля характерно использование речевых шаблонов и штампов.

Обратимся к рассмотрению черт публицистического стиля. Основной функцией данного стиля является информационная, также ему присущи воздействующая и эстетическая функции. В текстах данного типа речи стилеобразующим принципом служит чередование экспрессии и стандарта. Иными словами, точность и документальность повествования должны сочетаться с эмоциональным авторским откликом на описываемое событие. В отличие от научной и официально-деловой речи, текстам данного стиля свойственна индивидуализация текста, то есть в них за счёт определённого использования лингвистических средств проявляется авторское начало.

Рассмотрим характеристики разговорно-обиходного стиля. Его основными функциями являются коммуникативная и информативная. Непосредственное участие собеседников является одной из ключевых характеристик данного типа речи. Для разговорно-обиходного стиля характерна также ситуативность, которая заключается в том, что построение текста данного стиля зависит от ситуации, в которой он произносится. В связи с данной характеристикой разговорные тексты являются спонтанными и неподготовленными. Этому стилю свойственен непринуждённый, иногда фамильярный характер речи.

Обратимся к особенностям, которые присущи художественному стилю.

Художественный стиль выполняет эстетическую функцию, которая заключается в том, чтобы произвести на читателя эстетический эффект всей системой художественного произведения.

Ключевым свойством художественной речи является осуществление в тексте «художественно-образной конкретизации» [Кожина, 2008, с.397]: слово в контексте художественного произведения не просто называет понятие, а становится средством создания художественного образа. Под термином «художественный образ» здесь и далее мы будем понимать «категорию эстетики, характеризующую особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности» [ЛЭС]. Осуществление художественно-образной конкретизации реализуется посредством особого отбора и особой организации языковых средств. Иными словами, «в литературном произведении происходит образная, эстетическая трансформация языковых средств общенародного языка» [Лаптева, 2003, с.203].

Как правило, для художественного стиля речи характерны эмоциональность и экспрессивность: автор текста может выражать своё субъективное отношение к предмету описания с помощью использования стилистически окрашенной лексики, эпитетов и т.д.

Данный стиль использует языковые средства других стилей. «Однако это не «смешение стилей». Поскольку каждое средство в художественном произведении мотивировано содержанием и стилистически, все вместе они объединяются общей, присущей им эстетической функцией» [Кожина, 2008, с.394].

Художественный текст существует в большинстве случаев в письменной форме, и для данного стиля речи характерна монологическая форма речи.

Данному стилю свойственна максимальная степень индивидуализации речи, то есть в произведении проявляется индивидуальный авторский стиль за счёт использования определённых лингвистических средств и создания специфических художественных образов.

К рассмотренным выше характеристикам художественного стиля необходимо добавить черты данного типа текста, которые выделил Л. Г. Бабенко [Бабенко, 2005]. Как отмечает исследователь, для данного стиля характерна социологичность, которая заключается в том, что художественный текст связан с историческим временем, эпохой и устройством общества. Эти условия так или иначе проявляются в произведении. Данная характеристика обусловливает обращение авторов к темам, значимым в определённую эпоху.

Следующей чертой художественного стиля, которую выделяет Л. Г. Бабенко, является диалогичность. Данная черта заключается в том, что художественное произведение, по мнению М. М. Бахтина, является ответом на другие произведения. Он пишет: «Текст живет, только соприкасаясь с другим текстом. Только в точке этого контакта текстов вспыхивает свет, освещающий и назад, и вперед, приобщающий данный текст к диалогу» [Бахтин, 1986, с.384]. Диалогичность реализуется посредством использования аллюзий, реминисценций, отсылок к художественным текстам, созданным ранее. Предлагаемый Л.Г. Бабенко термин «диалогичность» равен более распространённому и более однозначному термину «интертекстуальность». Именно последний мы и будем использовать в дальнейшей работе.

Художественному тексту также свойственна интерпретируемость – способность текста иметь несколько различных толкований. Иными словами, у произведения может быть множество значений в отличие от научных текстов и текстов официально-делового стиля, которые характеризуются однозначностью. Данное свойство связано с активной деятельностью читателя: он познает творческий замысел автора.

На основе приведённых выше характеристик функциональных стилей постараемся определить, черты каких стилей проявляются в рэп-тексте, чтобы выявить, к какому стилю относится данный тип текста.

Для рэп-текста нехарактерны черты научного и официально-делового стилей. Это объясняется тем, что, во-первых, данный тип текста не функционирует в областях права и науки, типичных для названных выше стилей. Во-вторых, авторы рэп-текстов не используют стандартные языковые средства официально-делового и научного стилей (речевые клише, штампы и т.д.). Рэп также вряд ли можно отнести к публицистическому стилю, так как в треках не реализуется стилеобразующая черта данного типа речи – чередование экспрессии и стандарта. Необходимо отметить, что у рэп-текста есть общая схема построения трека (наличие припевов, куплетов и дополнительных элементов – аутро, предприпев и т.д.). Однако данное композиционное решение не соотносится со схемами жанров публицистического стиля. В рэп-тексте также не употребляются характерные для публицистического стиля языковые средства (клише, газетизмы, особые фразеологизмы и т.д.), свидетельствующие о наличии стандарта. Рассматриваемый тип текста также нельзя определить как разговорно-обиходный стиль, так как рэп не выполняет типичные для данного стиля функций – коммуникативную и информативную. Остаётся предполагать, что рэп-текст относится к художественному стилю. Для проверки этого предположения рассмотрим основные черты анализируемого типа текста и сопоставим его с характеристиками художественного стиля.

Проанализируем фрагмент трека «Марабу» рэпера ATL, чтобы выявить, какие функции выполняет рэп-текст.

2.1  Станем заглавными героями в этой «Книге джунглей».

Оставим тысячу закладок, хитрый взгляд прищурив.

Ведь это колодец жизни,

И ты весь утопись здесь.

В данном фрагменте автор использует метафору колодец жизни для обозначения книги. Подобная метафора позволяет передать идею положительного влияния чтения на человека. Как представляется, с помощью данной метафоры на читателя производится эстетический эффект. Таким образом, мы можем предположить, что в рэп-тексте реализуется эстетическая функция. Эстетичность рэп-текста создаётся прежде всего за счёт использования различных средств выразительности (метафор, эпитетов, сравнений, каламбуров и т.д.), подробный анализ которых будет представлен в §1 второй главы.

Рассмотрим следующую черту рэп-текста, а именно его тематическое своеобразие. Наше обращение к специфике тематики как особой характеристике текста обусловлено тем, что тематическое своеобразие рассматривается рядом исследователей ([Лаптева, 2003], [Бабенко, 2005]) в качестве одной из черт художественного стиля. Таким образом, сопоставление характеристик художественного текста и рэп-текста предполагает и анализ типичных для последнего тем. Рассмотрим пример.

2.2  Ну когда же это всё закончится?

Никогда это не закончится.

Не вытягивает терапия одиночества,

Когда ты безымянный выкидыш общества.

Ну когда же это всё закончится?

Никогда это не закончится.

При дворе нас, таких, великое множество ,

Детоксикация, ваше высочество (ATL, «Обратно»).

В данном примере автор обращается к теме наркомании. Проанализируем средства, с помощью которых она описывается. Метафора выкидыш общества эксплицирует мысль о том, что социум отвергает людей, которые страдают наркотической зависимостью. Прилагательное безымянный характеризует героя, страдающего от данного недуга, как безликую личность. Метафора королевского двора (при дворе нас, таких, великое множество) передаёт идею огромной силы наркотической зависимости, которая управляет большим количеством людей. Таким образом, с помощью рассмотренных метафор в тексте развивается тема наркомании, актуальная в современном обществе.

2.3  Наблюдаю за Россией, бесконечное бессилие.

Толпы молят о пощаде, но целуют идолов.

Идолы в ответ лишь представляют собой иродов (FACE, «Из окна»).

В данном отрывке представлено отношение лирического героя к общественной и политической обстановке в современной России, что выражено в описании двух ключевых образов – народа и власти. Оба образа оцениваются лирическим героем отрицательно. Для характеристики народа употреблена лексема толпа, имеющая значение ‘перен. безликая масса людей в её противопоставлении выдающимся личностям’ [СОШ]. В примере употреблено противопоставление толпы и идолов, выраженное синтаксической конструкцией: Толпы молят о пощаде, но целуют идолов. Общество (толпа) характеризуется как что-то бездумное, слепо поклоняющееся представителям власти (идолы). Образ власти оценивается лирическим героем отрицательно, о чём свидетельствует употребление слова ирод – ‘прост., бран. мучитель, изверг’ [ТСУ]. Необходимо отметить, что в данном треке также описываются такие общественно значимые проблемы, как коррупция (Где-то взятку взял очередной полковник-сыщик) и бедность (Если в кроссах только одна дырка, тогда носим). Таким образом, можно сделать вывод, что в треках рэп-исполнителей поднимаются общественно значимые темы. Следовательно, для данного типа текста характерна социологичность. Необходимо обратить внимание на то, что с помощью проанализированных выше средств выразительности (метафор) социальные темы получают в треках художественное осмысление, как и в художественном тексте.

Обратимся к рассмотрению формы речи рэп-текста. Он представлен почти исключительно в форме монолога, то есть текст трека воспроизводится одним человеком. Однако в рэпе существует жанр, в котором преобладает диалог. Этим жанром является рэп-баттл – состязание двух рэп-исполнителей посредством рифмованных куплетов. Необходимо отметить, что, как правило, участники баттла заранее подготавливают монологи, поэтому данный жанр только имеет форму диалога, но не является реальным диалогом, которому свойственен спонтанный характер и предполагающим обмен неподготовленными репликами. 

Обратимся к анализу языковых средств, используемых в рэп-тексте. В нём встречаются элементы, относящиеся к различным пластам языка (просторечная, жаргонная, разговорная, обсценная лексика).

Проанализируем цитату из трека «Священный рэйв» рэпера ATL.

2.4  И ты у нас будешь грызть гранит да лобызать вселенной лоны.

Если башка твоя отличная призма – отличный признак,

Значит, я буду облучать её искренне отныне и присно,

Так что заткнись и слушай (ATL, «Священный рэйв»).

В этом треке употреблены слова, относимые к просторечию (башка, заткнись). Лексема заткнись (помета «пренебр.» [СОШ]) и жаргонизм башка выражают негативное отношение лирического героя к воображаемому адресату. Так с помощью лексем, находящихся за пределами литературного языка, конструируется отрицательно оцениваемый образ адресата монолога лирического героя. Следовательно, языковые средства, используемые в рэп-тексте, выполняют эмоционально-экспрессивную функцию, то есть обеспечивают оценочность, характерную для рэп-текста.   

В рэп-тексте одним из наиболее частотных языковых средств, находящихся за пределами литературного языка, является обсценная лексика. В подкасте «Почему рэперы матерятся» названы следующие причины употребления обсценной лексики рэперами. Во-первых, содержание рэп-текстов (темы наркомании, алкоголизма и т.д.) обусловливает использование подобных языковых средств: описание табуированных тем требует соответствующих единиц. Во-вторых, ненормативная лексика становится маркером честности и искренности рэпера. «Они [рэперы – М.П.] говорят: «Мы действительно это пережили и сейчас расскажем вам без прикрас на нашем уличном языке, как это было» [Почему рэперы матерятся: https: //arzamas.academy]. В-третьих, обсценная лексика усиливает эмоциональный накал фразы или текста. В-четвёртых, указанные языковые средства выполняют функцию оскорбления. В связи с тем, что рэп являлся средством выяснения отношений между молодёжными группировками или непосредственно между двумя противниками, авторам были необходимы языковые средства, с помощью которых можно было эксплицировать своё негативное отношение к противнику. Следовательно, мы можем сказать, что использование обсценной лексики обусловлено множеством различных факторов: содержанием треков, их ориентацией на достоверность и искренность, реализацией функции оскорбления, усилением эмоционально-экспрессивного накала треков. Необходимо также отметить, что данная лексика реализует одно из свойств рэпа – агрессивность.

Использование в рэп-тексте слов, выходящих за пределы литературного языка, объясняется целями автора (выразить отношение к описываемому объекту или ситуации) и содержанием треков (описание табуированных в обществе тем). Таким образом, описываемому типу текста свойственно наличие средств, относящихся к различным стилистическим пластам русского языка. Однако необходимо отметить, что данные средства прошли эстетическую и образную трансформацию. Иными словами, они выполняют нетипичные для них функции: конструирование образа и формирование эстетического эффекта.

Обратимся к анализу следующих цитат с точки зрения наличия в них образной конкретизации.

2.5     Серость, глупость, страх, и среди них я выгляжу чужим.

Люди-манекены , эти люди – муляжи

В головах у них пена (FACE, «Из окна»).

2.6. Эстрада напоминает клубок змей

(Oxxxymiron, «Песенка Гремлина»).

В примере 2.5 метафоры манекены и муляжи характеризуют образ людей как нечто однотипное. А с помощью метафоры в головах пена передаётся отрицательная оценка интеллектуальных способностей описываемых субъектов. В примере 2.6 абстрактное понятие ‘лицемерие’ воплощается в тексте посредством метафорического образа клубка змей. Мы можем сделать вывод, что в рэп-тексте осуществляется образная конкретизация – перевод слова-понятия в слово-образ через систему конкретизирующих языковых средств, которые активизируют воображение читателя. Так, абстрактные понятия приобретают конкретно-образное выражение благодаря использованию метафор.

Рэп-тексту свойственна эмоциональность и экспрессивность, что эксплицируется с помощью лексем, выражающих отрицательную оценку (слепой мальчонка играет нами (Хаски, «Аллилуйя»)), обсценной лексики, стилистически окрашенной лексики (…ополаскивая рыхлое нутро / Какой-то дрянью (Хаски, «Черным-черно»)), метафор, сравнений и т.д. Анализ средств выразительности, обеспечивающих данную стилевую черту, приведён в §1 Главы 2.

Для рэп-текста характерна выраженность индивидуального стиля речи, которая также проявляется в публицистическом и художественном стилях (см. выше). В треках данная черта реализуется посредством частотного использования определённых художественных средств выразительности, мотивов, приёмов и т.д. Например, в треках исполнителя Хаски часто встречается метафора выстрела или повелительные формы глагола со значением ‘убить посредством пистолета’: Я не хочу быть красивым, не хочу быть богатым. / Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица (Хаски, «Пуля-дура»); Стреляй, мой фюрер (Хаски, «Фюрер»); Жми, жми на кнопку, ну же, делай: / Бэнг Бэнг. Как венец, как итог (Хаски, «Бэнг бэнг»). Для треков Oxxxymiron’а характерен мотив странничества: И всё – надоело среди туземцев быть пасынком? (Oxxxymiron и Би-2, «Пора возвращаться домой»); Ведь я вечный жид. / Я скитаюсь, мне не суждено прилечь в тиши (Oxxxymiron, «Вечный жид»).

Обратимся к анализу следующих цитат, чтобы выявить, свойственна ли рэп-тексту интертекстуальность или нет.

2.7. И законы тут нужно блюсти

За мыслепреступлением смерть (ATL, «Архитектор»).

2.8. Если ослаб, значит, ты можешь стать сильней.

Звучит как глупость, если не понимать идеи.

Безумие для эллина, но скандал для иудеев (25/17 «Отец»)

В примере 2.7 использована аллюзия на роман Джорджа Оруэлла «1984», которая выражается посредством употребления лексемы мыслепреступление. В примере 2.8 содержится отсылка к библейскому тексту, а именно к «Первому посланию святого Апостола Павла к Коринфянам»: «А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Эллинов безумие» (1Кф 1: 23). Проанализировав данные цитаты, мы можем предположить, что рэп-тексту свойственна интертекстуальность. Подробный анализ данного свойства будет представлен в §1 второй главы.

Мы проанализировали ключевые черты рэп-текста с точки зрения принадлежности данного явления определённому стилю. Данные характеристики можно обобщённо представить в следующей таблице.

Форма речи Монологическая
Функция Эстетическая
Языковые средства Языковые единицы, относящиеся к различным пластам русского языка
Стилевые черты Образность языка
Другие факторы Экспрессивность и эмоциональность, выраженность индивидуального стиля речи, социологичность, интертекстуальность

Таким образом, мы рассмотрели основные характеристики представленных в современном русском языке функциональных стилей и проанализировали, какие из них свойственны рэп-тексту. В данном типе текста в основном проявляются черты художественного стиля. Треки так же, как и художественные произведения, выполняют эстетическую функцию. Для рэп-текста характерно превращение слова-понятия в слово-образ, который конструируется с помощью средств выразительности (метафора, эпитет, лексический повтор и т.д.). Треки рэп-исполнителей посвящены общественно значимым темам, которые, как и в художественном тексте, получают художественное осмысление. В этом проявляется социологичность рэп-текста. Анализируемые треки представлены в форме монолога. В них встречаются характерные для определённого исполнителя языковые средства, с помощью которых выражается индивидуализация стиля. В рэп-текстах используются языковые единицы, относящиеся к различным пластам русского языка. Они выполняют в треках особые функции (конструирование образа, выражение оценки и т.д.). За счёт использования определённых средств выразительности (стилистически окрашенная лексика, метафора и т.д.) в рэп-тексте проявляются такие черты, как экспрессивность и эмоциональность. Встречающиеся в рэп-тексте отсылки к художественным текстам обусловливают его интертекстуальность. Таким образом, можно сделать вывод, что рэп-текст относится к художественному стилю.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь