Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Урок 1. Как запустить JavaScript
Написать и запустить JavaScript можно двумя способами: первый заключается в том, что мы пишем код прямо на HTML странице внутри тега < script>: <! DOCTYPE html> < html> < head> < meta charset=" utf-8" > < title> Это заголовок тайтл< /title> < script> var name = 'Дима'; alert('Привет, ' + name); < /script> < /head> < body> Это основное содержимое страницы. < /body> < /html> Тег < script> можно располагать в любом месте страницы - как в < head>, так и в < body>. Второй вариант заключается в том, что JavaScript код хранится в отдельном файле (наподобие CSS) и подключается тоже с помощью тега < script> с атрибутом src, в котором указывается путь к файлу со скриптом: <! DOCTYPE html> < html> < head> < meta charset=" utf-8" > < title> Это заголовок тайтл< /title> < script src=" путь к файлу со скриптом" > < /script> < /head> < body> Это основное содержимое страницы. < /body> < /html> В дальнейшем я не буду расписывать то, как подключается JavaScript, а буду просто писать HTML код в одном блоке, а JavaScript код - в другом. Поиск ошибок в коде Посмотрите следующее видео, в котором показано, как работать с отладчиком, который показывает ошибки JavaScript, и консолью: https: //youtu.be/KP7Aroyrwco
Урок 2. Основы работы с JavaScript В этом уроке мы разберем работу с данными на языке JavaScript. Данные - это объекты, которыми может оперировать JavaScript, к примеру, имя пользователя - это строка, а его возраст - это число. Данные могут быть разных типов. Строки и числа Самыми простыми типами данных в JavaScript являются строки и числа. Числа обозначают сами себя: 1, 12, 145, а вот строки требуется брать в кавычки (одинарные или двойные - без разницы):
'строка', " строка"; //это примеры строк Переменные Одним из самых главных и распространенных объектов в программировании является переменная. Переменная - это такой объект, который может хранить внутри себя различные данные, например, строки или числа. Имя переменной должно состоять из английских букв: больших или маленьких, а также цифр и знака_подчеркивания. В JavaScript при объявлении переменной обязательно должно быть написано ключевое слово var:
var a; //тут мы объявили переменную var a, a1, isVar, is_var; //тут мы объявили группу переменных Операция присваивания Очень важным элементом программирования является операция присваивания. Пример присваивания: var a = 4; //мы присвоили переменной a значение 4 Комментарии В коде JavaScript, так же, как и в HTML и CSS, можно оставлять комментарии. Они могут быть многострочными и однострочными:
var a = 4; //это пример однострочного комментария. /* Это пример многострочного комментария. */
var a = 4;
Комментарии игнорируются браузером при выполнении кода, в них можно оставлять какие-либо пометки или временно закрывать код от исполнения, чтобы потом его при необходимости вернуть (откомментировать). Функция alert В JavaScript существует специальная функция alert, которая позволяет вывести какой-либо текст в окно браузера в виде диалогового окошка. Следующий код выводит на экран заданный текст:
alert('Привет, мир! '); //выведет на экран фразу 'Привет, мир! '
А в следующим коде переменной text присваивается фраза, а затем содержимое этой переменной выводится на экран:
var text = 'Привет, мир! '; alert(text); //выведет на экран фразу 'Привет, мир! ' Математические операции В JavaScript между числами можно совершать различные математические операции: alert(2 + 3); //выведет 5 alert(5 - 1); //выведет 4 alert(2 * 3); //выведет 6 alert(6 / 2); //выведет 3 Получение определенного символа строки В JavaScript можно получить доступ к определенному символу строки по его номеру таким образом: a[n] – n-ный символ строки (учтите, что нумерация идет с нуля):
var a, b; //объявим наши переменные a = 'abcde'; //в переменной а будет хранится значение 'abcde' b = a[0]; //в переменной b будет 'a' b = a[1]; //в переменной b будет 'b' b = a[4]; //в переменной b будет 'e' Сложности с операцией присваивания Очень часто новички не понимают, что присваивание отличается от обычного равенства. Посмотрите следующий пример:
var a = 1; a = a + 2;
С точки зрения математики запись a = a + 2 абсурдна, но не с точки зрения программирования. В данном случае переменная a имела значение 1, а затем мы переменной a присвоили новое значение - старое значение переменной a плюс 2. Операции инкремента и декремента Операция a++ или ++a – увеличивает переменную a на единицу. Эта операция называется инкремент. Операция a-- или --a – уменьшает переменную a на единицу. Эта операция называется декремент. Примеры:
var a = 1; a ++; //увеличит a на 1, что соответствует коду a = a + 1; alert(a); //выведет 2
var a = 1; a --; //уменьшит a на 1, что соответствует коду a = a - 1; alert(a); //выведет 0
Давайте посмотрим, в каких случаях проявляется разница между ++a и a++. Пусть у нас есть код alert(++a) и код alert(a++). В первом случае переменная сначала увеличится на единицу, а потом выведется, а во втором случае - сначала выведется, а потом увеличится. Операции +=, -=, *=, /= Мы уже рассматривали код, который демонстрирует сложности с операцией присваивания:
var a = 2; a = a + 3;
В данном случае мы присваиваем переменной a ее текущее значение, увеличенное на 2. Однако JavaScript позволяет записать этот код еще короче с помощью оператора +=:
var a = 1; a += 3; //этот код полностью эквивалентен коду a = a + 3;
Кроме того, существуют операторы -=, *=, /=, которые эквивалентны следующему коду:
var a = 2; a -= 3; //этот код полностью эквивалентен коду a = a - 3;
var a = 2; a *= 3; //этот код полностью эквивалентен коду a = a * 3;
var a = 2; a /= 3; //этот код полностью эквивалентен коду a = a / 3; Специальные значения В JavaScript, как и в других языках программирования, существуют ключевые слова для некоторых специальных значений. Вот они: undefined, null, true, false, NaN, Infinity, -Infinity. Значения undefined и null Значение undefined обозначает неопределенность. К примеру, если мы попробуем обратиться к переменной, которой мы еще не задали значение - то ее значение и будет undefined.
var a; alert(a); //выведет undefined
Значение null обозначает 'ничего'. К примеру, мы можем присвоить переменной значение null в знак того, что там ничего не лежит. Это значение очень похоже на undefined, отличие в том, что undefined - это не определенное значение, а null - определенное - ничего. Значения true и false Значения true и false обозначают истину и ложь соответственно. Они используются для таких вещей, которые предполагают два варианта ответа - да или нет. К примеру, на вопрос 'вам уже есть 18 лет? ' в можете ответить да, то есть true, или нет, то есть false. Значение NaN Значение NaN (Not-A-Number) обозначает не число. Оно может получится, к примеру, в таком случае - когда вы умножаете строку с буквами на число:
alert('abc' * 3); //выведет NaN Значения Infinity и -Infinity Значения Infinity и -Infinity обозначают соответственно бесконечность и минус бесконечность. Они получаются если какое-то число поделить на ноль - в этом случает JavaScript не выдает ошибку, как в других языках программирования, а возвращает эти значения. Если мы делим на ноль положительное число, то получаем Infinity, а если отрицательное - то -Infinity. Функция prompt Кроме функции alert, которая выдает диалоговое окошко, существует функция prompt, которая не только выдает окошко с текстом, но и позволяет получить от пользователя какой-либо текст. Этот текст можно записать в переменную и затем выполнить над ним какие-либо операции. В следующем примере мы спросим имя пользователя, запишем его в переменную name и с помощью функции alert выведем на экран:
var name = prompt('Ваше имя? '); alert('Ваше имя: ' + name);
Функция confirm Если вам нужно просто спросить у пользователя 'Да' или 'Нет', не давая ему возможность ввести иной текст - используйте функцию confirm. Эта функция вызывает окошко с вопросом, на который нужно ответить пользователю, и двумя кнопками для ответа: с кнопкой 'ОК' и с кнопкой 'Отмена'. Если пользователь нажмет 'ОК' - то функция вернет true, а если 'Отмена' - то вернет false. В следующем примере функция confirm выведет диалоговое окно с вопросом 'Вам уже есть 18 лет? '. Если вы нажмете 'Ок', то в переменную ok запишется true и выведется на экран функцией alert, а если нажмете 'Отмена' - то false:
var ok = confirm('Вам уже есть 18 лет? '); alert(ok);
Типизация переменных Что будет, если попробовать перемножить, к примеру, число и строку, вот так: 3 * '3'? В результате вы получите число 9. Это значит, что JavaScript автоматически осуществляет преобразование типов при необходимости, вам не нужно за это переживать. Однако, есть нюанс: если мы попытаемся сложить строку и число, то JavaScript сложит их как строки, а не как числа, вот так: '3' + 3 получится строка '33', а не число 6. В случае, например, с умножением JavaScript понимал, что нельзя перемножить строки, поэтому строки переводил в числа и перемножал их. А случай со сложением можно трактовать двояко: складывать как строки или как числа (плюс-то используется как для сложения строк, так и чисел). Бороться с этим можно следующем способом: нужно сделать недопустимую для строк операцию, например, так: +'3' + 3 - поставим плюс перед строкой и она преобразуется к числу. Второй вариант такой: можно сказать яваскрипту, что мы хотим явно преобразовать строку к числу. Это делается с помощью функции Number, вот так: Number('3') + 3. В результате получится 6, а не '33'. К числам могут преобразовываться не только строки, но и любые другие типы данных, например true тоже можно преобразовать к числу таким образом: Number(true). Можно преобразовывать и к другим типам с помощью функций Boolean, String и других подобных.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы