Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Факторы, способствующие созданию счастливой семьи
Ученые выделяют группу позитивных факторов, наличие которых повышает вероятность успешных отношений в браке. К ним относят: − совпадение базовых ценностей, идеалов, мировоззрения (в том числе в отношении веры); − сходные черты характера (кроме доминирования и соперничества); − согласованность ролевых ожиданий (в отношении главенства − теплые, доверительные, заботливые отношения до брака; − оптимальная длительность предбрачных отношений; − наличие братьев и сестер у супругов; − согласие родителей на брак и их положительная оценка намеченного союза. Задумывались ли вы над тем, почему верующие люди обязательно берут благословение у родителей и духовного наставника на предстоящий брак? Что такое благословение? Благословение – это духовная основа брака. Духовник и родители так же, как жених и невеста, заинтересованы в счастливом браке. Они хорошо знают свое чадо и видят все «острые углы» его характера. Такой взгляд со стороны может дать объективную оценку: подходит или не подходит для брака тот или иной человек. Известно, что браки, совершенные после благословения, распадаются реже. Важно понять мотивы, побуждающие человека вступить в брак. Мотив – это то, что движет человеком, то, что задает определенную целенаправленность поступкам, в частности, в отношении будущего брака. Все мотивы можно разделить на две большие группы: осознаваемые и неосознаваемые (или осознаваемые частично). Среди мотивов вступления в брак обычно выделяют: − любовь; − духовную близость; − общность взглядов, интересов и увлечений, которая воспринимается как родство душ; − материальный расчет, выгоду (когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие); − уязвленное самолюбие, месть (когда вступление в брак с другим человеком совершается «назло обидчику»); − страх перед одиночеством; − жалость; − обоюдное актерство (когда молодые люди играют романтические роли); − желание освободиться от контроля жесткой, властной матери; − другие мотивы. Значительные проблемы между супругами возникают в ситуации, когда заявляется одно, например, говорят о любви, а реальным мотивом, побудившим вступить в брак, является другое – актерство, жалость, месть, страх перед одиночеством и прочее. К неосознаваемым (или частично осознаваемым) мотивам вступления в брак относят желание самоутвердиться, романтическую настроенность и стремление компенсировать чувство неполноценности. Среди тех, кто вступил в брак по любви и общности взглядов, обнаруживается максимальное число удовлетворенных браком. При этом важно единство этих двух мотивов. Разочарование в браке оказалось более выраженным у тех супругов, которые были ориентированы исключительно на свои чувства и не были настроены на созидание духовной общности в семье. О значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно писал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов: «Смотри, что дает людям союз любви, «мудрый брак». Благодаря браку... мы получаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви». Ученые говорят о наличии или отсутствии у человека психологической готовности к браку. Иногда ее называют способностью к браку. Она предполагает, что у человека сформирована: − способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать добро; − способность сочувствовать, сопереживать, сострадать ближнему, то есть понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение со своей второй половиной; − способность к сотрудничеству, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, разумного распределения семейного бюджета; − высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм. Одной из основных характеристик, определяющих психологическую готовность человека к браку, является умение взять на себя ответственность за свой выбор и готовность отвечать за последствия своего решения. До вступления в брак нужно постараться как можно лучше узнать особенности характера вашего избранника или избранницы. В этом вам могут помочь следующие советы. Жизненные советы – Посмотрите на то, как человек общается. Причем не только с вами, но и со своими друзьями, с лицами противоположного пола. Что чаще всего при этом проявляется у вашего – Обратите серьезное внимание на то, какой стиль взаимоотношений сложился в данной семье, каким образом ваша избранница или избранник общается со своими родителями (в будущем следует ожидать попытку перенесения этого опыта в вашу семейную жизнь). – Постарайтесь до заключения брака понять, насколько вы готовы разделить судьбу с этим человеком. В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Имеется в виду, что – Постарайтесь учесть, что в семейной жизни очень важно, имеет ли ваша «вторая половина» навык ведения домашнего хозяйства: умеет ли она готовить, привыкла ли она содержать дом в чистоте и др. Если она собирается всему этому обучиться после регистрации с вами брака, то вам придется запастись огромным терпением. А сами что вы умеете делать по дому? – Учтите, что если у вас имеются сомнения в правильности принятого решения о заключении брака, то следует посоветоваться с человеком, которому доверяешь и у которого есть опыт семейной жизни. При вступлении в брак необходимы неторопливость, основательные размышления о правильности выбора, получение согласия родителей на вступление в брак, а у верующих – благословение священника.
Вопросы и задания 1. Чем добрачный период в жизни человека отличается от предбрачного? 2. Что важного происходит во взаимоотношениях будущих супругов на предбрачном этапе развития семьи? Каковы три важнейшие функции предбрачного периода? 3. В чем заключается психологическая готовность к браку? 4. Какова оптимальная продолжительность предбрачного знакомства? 5. Что такое «скороспелый брак»? Чем он обычно заканчивается? 6. Перечислите позитивные факторы, повышающие вероятность успешных отношений в браке. 7. Перечислите факторы риска, повышающие вероятность развода. Какие еще факторы следует учесть при вступлении в брак?
Тема 3.4. Союз двух родов История рода должна давать нравственные уроки, Павел Флоренский, священик, русский религиозный философ и ученый
Каждый человек независимо от того, осознает он это или нет, является своеобразным звеном в непрерывной живой цепи рода, протянутой из прошлого в будущее. Если мы появились на свет, значит было звено в нашем роду и до нас – наши родители. Если бы могла бы оборваться, и тогда не было бы нас. Человек бессилен изменить свое прошлое, он не может выбирать себе родственников, которые жили до него. В то же время каждый в силах выбрать свое будущее, чтобы не уронить честь рода. С давних времен на Руси сложилась традиция составлять историю своего рода, которую принято называть родословной или генеалогическим древом. Родословная – это перечень поколений одного рода, определяющий происхождение и степень кровнородственных отношений. Все сословия России повсеместно берегли этот обычай хранения памяти о своем роде. Аристократы, крестьяне, ремесленники, промысловики, казаки – все они в большинстве своем бережно относились к своим родословным. Неграмотные передавали память о предках устно. Владевшие грамотой записывали их в семейных летописях и на оборотной стороне фамильных икон. Бережно собирали семейные родословные архивы, в которые входили письма, дневники, документы, а позже – и альбомы с семейными фотографиями. Семейные родословные архивы давали ощущение эмоциональной связи с конкретными лицами рода, способствовали пробуждению чувства родственного единства. На Руси отношение к выбору второй половины (а с нею и к новым родственникам) всегда было очень требовательным. Люди хорошо понимали, что от того, кем являются новые родственники, зависит, каким будет новая семья и род, происходящий от нее. Это трепетное, бережное отношение к роду, как ценности, нашло отражение даже в самом русском языке. Согласно мнению доктора филологических наук, профессора Всеволода Юрьевича Троицкого, в словах русского языка «запечатлена мудрость поколений, философия бытия»: «Возьмем коренное слово – род. С приставкой «на», означающей высшую степень качества и стремление ввысь, оно значит: народ, тех, кто народился и составляет единство по языку, истории, духу и мировосприятию коренных начал. Родимый – дорогой, близкий сердцу. Родина – дорогая, родная и близкая сердцу страна. Но стоит нам взять приставочки, означающие отвержение содержания корня, – «вы», «от» – получаются с тем же корнем бранные слова – отродье, выродок. Это же философия! »[21]
Пословицы и поговорки Блудник весь род портит. Блудный сын – ранняя могила отцу.
Раньше никогда не торопились с заключением брака. К новым родственникам долго присматривались. Невесту и жениха выбирали очень осмотрительно. На уровне рода особенно трепетно относились к целомудрию невесты. Если оказывалось, что невеста не сохранила девственность до брака, то это расценивалось как обман рода жениха и позор рода невесты. В этом случае в русских деревнях вымазывали дегтем ворота дома, в котором воспитывалась невеста. Такое строгое отношение к девушке было вызвано тем, что именно она в семейной жизни должна была стать хранительницей домашнего очага. Но если девушка не смогла сохранить свое целомудрие до брака, то как же она сможет быть хранительницей любви в своем новом доме? Ведь в семейной жизни могут возникнуть новые соблазны. Например, может понравиться еще кто-то, кроме мужа, и что тогда?.. И еще, внутри нее, или, как говорили раньше, в ее утробе, должны быть зачаты дети – плод любви нового брака. Они будут очень хорошо чувствовать состояние души своей матери, развиваясь под ее сердцем. Тело матери станет для них тем миром, в котором они будут развиваться и расти до рождения. И надо, чтобы этот мир был чистым. Пословицы и поговорки Всякая невеста для своего жениха родится. Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь. Сватались к девушке тридцать с одним, а быть ей за одним.
Сватовство и помолвка Свадьбе всегда предшествовал период сватовства и помолвки (обручения). Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И.Даля, « сватать – улаживать свадьбу, редлагать жениха или просить себе в жены, предлагать самого себя». Слово «сватать» близко к старинному слову «сватажиться» – с кем-то «спознаться, сойтись, сдружиться товарищески». То есть сватовство это момент заключения дружественного союза и между женихом и невестой, и между двумя родами, к которым они принадлежат. Слово «сватать» также родственно слову «свадьба», которая как раз и последует за сватовством. Главной целью сватовства являлось знакомство будущих родственников друг с другом. От впечатления, полученного при этом знакомстве, зависело, состоится ли в дальнейшем свадьба или нет. Хотя этап сватовства не столь длителен по времени, он оказывает очень большое влияние на становление отношений в молодой семье. В традиции сватовства спрессован многовековой опыт предшествующих поколений по созданию счастливой семьи. За внешней, не всегда понятной современному человеку обрядностью скрыта культура выстраивания правильных семейных отношений, причем на разных уровнях: между женихом и невестой, между молодыми и их родителями, между родителями жениха и родителями невесты и т. д. В современной психологии есть понятие «психологическая готовность к браку», о чем уже говорилось выше. Это понятие, введенное в обиход современной наукой, на протяжении многих веков подразумевалось в русских народных традициях сватовства. В ходе сватовства, которое проводилось нередко в игровой, шутливой форме, проверялось, насколько предполагаемые жених и невеста подходят друг другу и насколько они готовы к выполнению обязательств семейной жизни. Помолвка – это предварительный договор молодых людей о будущей брачной жизни, результатом которого является обмен кольцами ( обручение ) и официальное объявление себя женихом и невестой. Продолжительность этого периода была различной, чаще всего помолвка длилась около года. Насколько серьезно раньше люди относились к сватовству, можно видеть на примере жизни А.С. Пушкина. Кроме того, у нас есть возможность познакомиться с уникальным документом пушкинской биографии и одновременно той эпохи – брачным обыском А.С. Пушкина.
Пословицы и поговорки Каков корень, таков и плод. Каковы березки, таковы и отростки. Кто от кого, тот и в того.
Правильный выбор будущих родственников, который совершается во время сватовства, во многом определяет физическое и нравственное здоровье целого рода, происходящего от заключаемого брака. Русский мыслитель А.И. Ильин писал: «Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал. Это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы. Брак по самому существу своему возникает из выбора и решения, а ребенку не приходится выбирать и решать: отец и мать как бы образуют ту предустановленную для него судьбу, которая выпадает ему на его жизненную долю, и эту судьбу он не может ни отклонить, ни изменить – ему остается только принять ее и нести всю жизнь. То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве, и притом самим этим детством».[22] Мудрые мысли Дети малого возраста, когда и разговаривать еще не могут, начинают, словно компьютер, фиксировать все, что видят и слышат в доме. И если видят отца и мать дерущимися, ссорящимися, оскорбляющими друг друга, ведущими плохие разговоры, то они, будто на дискету, записывают все это в себе. А когда взрослеют, то, сами того не желая, наследуют от родителей все страстные состояния и начинают говорить и поступать, как им диктуют страсти. Старец Паисий Святогорец
Семья, в которой вырос ребенок, называется родительской семьей. С одной стороны, акцентируется внимание на том, что это семья его родителей, а не созданная им самим семья. С другой стороны, подчеркивается некая первопричина – «родословная» тех проблем, которые возникают в супружеской жизни человека, выросшего в данной конкретной семье. Так, например, установлено, что если ребенок вырос в неполной родительской семье, то это обстоятельство может рассматриваться как фактор риска при создании им собственной семьи (то есть фактора, повышающего вероятность развода). Если ребенок вырос в полной, но дисгармоничной семье, например конфликтной, где эмоциональная разрядка супругов происходила на уровне постоянных ссор и примирений, то резко повышается вероятность, что именно эту модель поведения он будет пытаться «привить» в созданной им семье, несмотря на то что сам пострадал от нее в детстве. Психологи говорят об усвоенной модели полоролевого поведения (усвоенной прежде всего внутри родительской семьи). Православные психологи в контексте этого говорят о « духовном наследовании страстей », таких как гордость, раздражительность, неуступчивость, нетерпимость, самолюбие, злопамятность и др. Следует помнить, что нет жесткой закономерности того, что в новой семье обязательно механически будет воспроизводиться модель взаимоотношений родителей. Речь идет лишь о высокой доли вероятности перенесения опыта жизни в родительской семье в новую ью, привычке вести себя определенным образом при опре-: енных обстоятельствах. Многое зависит от собственной позиции человека, от его желания измениться я от приложенных им усилий, направленных на построение гармоничных взаимоотношений в собственной семье. В этом стремлении к лучшему огромное значение имеет реакция того человека, с которым был заключей брак, того, кто призван стать второй половиной. Будет ли этот человек проявлять «единодушие и единомыслие» или же станет высмеивать и жестко критиковать своего супруга или супругу – вот от чего зависит гармония семейных отношений. Бережное отношение друг к другу в браке, умение учитывать иную точку зрения, делать правильные выводы из полученного жизненного опыта представителей разных родов тоже входит в понятие культура семьи.
Вопросы и задания 1. Почему на Руси отношение к выбору второй половины всегда было очень требовательным? 2. Что такое помолвка? 3. Что входит в понятие «культура семьи»? |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-03; Просмотров: 1648; Нарушение авторского права страницы