Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раджнишизм, ИСККОН и трансцендентная медитация



Задача данной книги — дать обзор наиболее значительных культов, существующих сегодня в США. Занимаясь апологетикой (а это период в добрых 30 лет), я встречался с сотнями мелких культов, сменявших друг друга, и имел возможность наблюдать основные тенденции их развития. Очень часто в обществе существует мода на какое-либо религиозное верование. Наиболее ярким в системе культов Америки стало странное увлечение всем восточным. Корни этой " моды" уходят во время, когда на рубеже веков в Чикаго прибыл первый индуистский гуру, однако взрыв интереса к восточному пришелся в американском обществе лишь на 60-е и 70-е годы. Влияние Востока наводнило Запад, рассматриваем мы 60-е годы или 80-е.

Последние пятнадцать лет ознаменовались необычайно быстрым ростом религий " нового времени", берущих начало от классической индуистской философии. В сегодняшней Америке буквально сотни больших и маленьких сект, воззрения и обряды которых ориентированы на Восток. В коротком обзоре мы собираемся проследить индуистские корни этих верований и дать характеристику трем наиболее известным из них — раджнишизму, Международному обществу сознания Кришны (кришнаитам) и трансцендентной медитации (ТМ). Вначале мы коснемся истории и особенностей индуизма и дадим общую характеристику раджнишизму, кришнаитам и ТМ.

 

Индуизм

Сейчас индуизм уже не тот, каким он был пять тысячелетий назад. Он испытал на себе влияние всех событий религиозной истории Индии за эти тысячелетия. Индуизм — это синтез различных религиозных идей и влияний, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Сам термин " индуизм" неиндийского происхождения. Он от персидского названия реки Инд. Йоги Рамачарака отмечает:

Разные индуистские секты, возникавшие вначале как проявления разных религий, на деле считали себя лишь разными сектами и ответвлениями Единой Вечной Индийской Религии, причем каждая секта считала лучшим выразителем и истолкователем этой религии себя.1

Священные книги

 

Писания индуизма формировались в течение веков, начало им было положено записью устного предания примерно во второй половине второго тысячелетия до Р. X. Эти писания дошли до нас под названием Веды (" мудрость" или " знание" ). Заключительная часть Вед называется Упанишады и является синтезом их учения. В основных чертах воззрения Упанишад сводятся к пантеизму, кармическому воздаянию и переселению душ. Вероятно, самая известная часть Вед — индуистский эпос Бхагавад-гита, рассказывающий о правителе-воине по имени Арджуна и его духовном учителе Кришне, который на самом деле был воплощением индуистского бога Вишну. Гита была записана и впоследствии переработана где-то между 200 г. до Р. X. и 200 г. по Р. X.

Чтобы показать разноликость и противоречивость индуизма, достаточно сравнить бога Гиты и бога ранней ведической литературы. Бог, описанный в Гите, — это Бог очеловеченный и часто даже напоминающий монотеистического (признается только один Бог, который есть личность и не часть творения). В то же время в ранних Ведах бог представлен определенно пантеистическим (все сущее прекрасно и в некотором смысле божественно) и, пожалуй, даже монистическим (все сущее едино, даже если божественного не существует). Монотеистические идеи Гиты были подхвачены основателем ИСККОНа - Международного общества сознания Кришны, в результате чего кришнаиты проповедуют скорее монотеистический, нежели пантеистический подход к Богу.

Современный индуизм

 

Все индуистские секты, которых насчитывается сотни, делятся на три основных течения: (1) абстрактные монисты, подчеркивающие философское единство вселенной в ущерб религиозным и теистическим факторам, (2) вишнуиты, прибегающие к различным видам поклонения богу Вишну как высшему божеству в его разных проявлениях, (3) шиваиты, почитающие бога Шиву как высшее проявление божества. ТМ со своим акцентом на философию относится к монистам, кришнаиты считают, что Кришна, главный бог, имел и второе имя (Вишну), а потому примыкают к вишнуитам. Раджнишизм отличается от предыдущих учений своим агностическим и прагматичным подходом к индуизму. Для него нет никаких запретов в истолковании индуизма, лишь бы выводы не противоречили его установкам, особенно в вопросах морали.

Эксперт в мировых религиях профессор Нинан Смарт так говорит о различиях современных индуистских систем:

Меня могут спросить: какова же сущность индуизма? Трудный вопрос. Есть индуисты ортодоксальные, отрицающие существование Бога. Есть другие, которые, не отрицая Бога, отводят Ему второстепенную роль производной или иллюзорной формы Абсолюта. Что же общего в индуизме среди такого разнообразия богословских взглядов? Безусловно, учение о перевоплощении человека и вечности души. Образ мира, в котором бессмертный дух внутри человека пребывает вечно через цепь перевоплощений, доминировал в индийском сознании почти три тысячи лет. Кроме того, сложная социальная структура на полуострове в течение долгого времени способствовала формированию подобной религии.

 

Верования индуизма

Бог. Не существует единого индуистского представления о Боге. В индуизме распространены следующие концепции божества: монизм (все сущее из одного вещества), пантеизм (все сущее божественно), панентеизм (Бог в Своем творении подобен душе в теле), анимизм (Бог или боги живут в неживых предметах — в скалах, в деревьях, в животных и т.п.), политеизм (богов много), генотеизм (есть только один из многих существующих богов, и мы ему поклоняемся) и монотеизм (есть только один Бог).

Карма и самсара. Одной из основополагающих идей индуистской философии является мысль, что душа вечна и ответственна за свои действия во времени. Понятие кармы связано с ответственностью за содеянный грех, который следует искупить (посредством разных индуистских систем), чтобы избежать колеса самсары — перевоплощения души в другое человеческое тело, переселения ее в тело животного, растения или даже неживого предмета.

Спасение. К " спасению" в индуизме ведут три главных пути: карма марга (метод), путь независимых действий, бхакти марга, путь преданных, и джнана марга, путь познания или мистического прозрения. Джнана марга приводит к самореализации человека путем интуитивного осознания или мистического прозрения. Бхакти марга приводит к самореализации через ритуальные жертвы и дисциплину.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь