Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материал для проповеди о браке, подготовленный Брайан Крейг



 

Обретение благодати в семье

Материал для проповеди о семейном воспитании, подготовленный Мэри Вонг

 

Нестареющие ответы на старые вопросы

Материал для проповеди о семейных отношениях, подготовленный Карен и Роном Флауэрз

Жив сын твой!

Рассказ для детей, составленный Карен Флауэрз

 

Конец большой вражды

Рассказ для детей, составленный Карен Флауэрз

 

Семейные узы

Рассказ для детей, составленный Карен Флауэрз

 

Интимная близость в браке: узы любви, соединяющие супругов

Материал для семинара о брачных отношениях, подготовленный Карен и Роном Флауэрз совместно с Альбертой Мазат

 

Ученики учеников

Материал для семинара о семейном воспитании, подготовленный Карен и Роном Флауэрз

 

Созидательная молитва

Материал для проповеди о семейных отношениях, подготовленный Берни и Карен Холфорд

 

Материалы для семейного служения:

Значение семьи в Новом Завете

Материал для руководителей, подготовленный Вилли Оливер

Библейское обоснование семейного служения

Материал для руководителей, подготовленный Карен и Роном Флауэрз

 

Брак как форма завета

Материал для руководителей, подготовленный Брайан Крейг

 

Статьи из других источников:

Карен и Рон Флауэрз. «Христианская семья как школа веры»

Глория Карби. «Семейное богослужение»

Джон и Милли Янгберг. «В духе и силе Илии»

Донна Хабенихт. «Передадим веру следующему поколению»

 

 

Сделай свой брак эффективным!

Брайан Крейг

 

Тема

Божья благодать способна возродить и придать силу супружеским отношениям

 

Тексты для исследования

1 Петр. 1; 2; 3: 1—9.

 

Вступление

Все дети о чем-нибудь мечтают… И, я уверен, что каждый ребенок, слышавший о Диснейленде, мечтает когда-нибудь там побывать. Дети часто мечтают выиграть в лотерею бесплатную поездку для всей семьи в Диснейленд, и тогда, наконец, сбудется мечта их жизни. Припоминаю, как несколько лет назад, когда мы жили на юге Калифорнии, мои дети не хотели ехать в Диснейленд. Дело в том, что всякий раз, когда нас навещали друзья или родственники из Австралии, им непременно хотелось попасть в Диснейленд. Я полагал, что моим детям никогда не надоест сопровождать туда гостей, но однажды, где-то после восьмого посещения, сынишки, переводя умоляющий взгляд с меня на жену, вопросили: «А можно мы на этот раз не поедем? » Действительно, иногда даже лакомство приедается!

 

В Диснейленде, в конце Мейн Стрит, находится красивый замок, окруженный широченным рвом, в котором плавают грациозные лебеди. В любой телепередаче о Диснейленде этот замок обязательно демонстрируют крупным планом. Внутри замка имеется лестница, ведущая наверх. Вдоль лестницы тянется диорама со сценами из знаменитых сказок, которые я тоже иногда читал своим детям перед сном. Однажды во время посещения этого замка нас заинтересовала диорама сказки «Спящая красавица», где героиня ждет прибытия прекрасного принца. Поднимаясь по лестнице, я останавливался, чтобы прочитать текст под каждым окном диорамы. Так, поднявшись навер лестницы, мы добрались до последней надписи. Опережая меня, наш младший сын подбежал к последнему окну диорамы и громко спросил: «Ну, папа, угадаешь, что тут написано? » Я ответил: «И они жили счастливо до конца своих дней! » «Не угадал, не угадал! — обрадовался сын. — Они поженились! »

Мой сын, сам того не подозревая, сказал чистую правду. Далеко не все, кто женится, создают семью, живут счастливо до конца своих дней.

 

Как сделать брак счастливым

Браки могут быть замечательными, но они же могут превратить жизнь в каторгу. Сегодня пишут много о том, как брак может поломать жизнь, а также привести к другим неприятностям. Хотя институт брака все еще довольно популярен — согласно статистике 80 % населения вступают в брак в какой-то период своей жизни, — сегодня все чаще возникает вопрос о том, как сохранить брак, как сделать его счастливым и эффективным.

Недавно ко мне за консультацией обратилась супружеская пара и пожаловалась: «У нас не получается общение друг с другом». «Вот как, — сказал я и добавил. — Вы хотите сказать, что не можете разговаривать друг с другом? » «Мы заметили, — продолжали они, — что всякий разговор между нами заканчивается спором, и тогда мы решили, что, воизбежание ссор, нам лучше вообще не разговаривать друг с другом».

Другая пара рассказала мне, что большую часть своего времени они спорят и ссорятся между собой. Каждым своим словом они норовят уязвить и обидеть партнера. Спор у них превратился в своего рода искусство, в результате чего их брак превратился в настоящую каторгу. Во время разговора женщина призналась: «Только не подумайте, что я не люблю его. Отнюдь! Просто он мне не нравится, и я не желаю жить с ним под одной крышей! »

Еще одна пара переживала настоящую семейную драму. У мужа обнаружили неизлечимую болезнь, и жена решила, что это обстоятельство, вместе с воспитанием троих маленьких детей, будет сверх ее сил. Было ясно, что брак в опасности, и они нуждаются в помощи. Когда я спросил женщину, каковы ее претензии к их отношениям, она ответила: «Я бы хотела, чтобы он взял на себя больше обязанностей. Я понимаю, что болезнь свалилась на него тяжелым грузом, но ведь он всю жизнь думал только о своей работе, и никогда не думал семье. Мне уже надоело тащить на себе все: детей и наши отношения. Я больше не могу».

Очень часто супружеские пары бьются над решением вопроса, как и почему в их отношениях все идет не так, как надо. Несмотря на желание иметь прекрасные и полноценные отношения, им часто приходится довольствоваться одними страданиями, вызванными взаимными размолвками и отсутствием взаимопонимания. Многим так и не удается выработать нормальные семейные отношения, и, увидев, что так дальше жить невыносимо, они разводятся.

Интересно отметить, что люди на Западе все чаще начинают оспаривать ту легкость, с какой супружеские пары идут на развод, стоит лишь их отношениям немного испортиться. Многие указывают на несостоятельность нашей культуры, потакающей разводам, и на необходимость выступить на защиту самого института брака. В США возникло «Движение в поддержку брака», ставящее своей целью возвращение и усиление тех ценностей, без которых невозможно построить здоровые отношения между супругами. В Великобритании предпринимаются попытки принять закон в поддержку института брака и семейных ценностей. Австралия тоже прилагает усилия к переориентировке общества на семейные ценности и берет курс на сильную семейную политику как метод укрепления института брака и семьи в современном обществе.

Как адвентисты, мы очень правильно делаем, когда проявляем озабоченность упадком семейных отношений и тем давлением, которое испытывает на себе институт брака. Мы тоже пытаемся понять, как и почему негативные тенденции зашли так далеко. Мы бьемся над решением вопроса, как сделать, чтобы брак снова заработал.

 

Божьи намерения относительно брака

Слово Божье ясно говорит о Божьих намерениях относительно брака и семьи. Апостол Павел призывает всех нас: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно» (Евр. 13: 4). («Чествуйте брак и храните в священной неприкосновенности интимную близость между мужем и женой» — Евр. 13: 4 др. пер.). Здесь Павел возводит брак между мужем и женой на пьедестал, призывая оказывать браку должное внимание. Брак — это нечто, достойное всяческого возвеличивания, особого отношения и уважения; нечто, требующее охраны и защиты как особый дар, полученный нами от Бога.

Прочитав Быт. 2: 18—24, убеждаешься, что у Бога с самого начала был особый замысел относительно брака среди людей. Из этих стихов видно, что брак — это отношения, основанные на глубоком взаимопонимании. Бог создал Еву «соответствующей помощницей» (ср. Быт. 2: 18), предназначенной быть идеальной парой для Адама. В свою очередь Адам должен был стать идеальной парой для Евы, а вместе они составляли союз, основанный на взаимной любви и равенстве.

 

Движущая сила первозданного брака

Этот первый семейный союз, который должен был стать образцом для всех будущих браков, основывался на трех принципах:

1. Во-первых, взаимное желание и влечение друг к другу. Между этими двумя личностями существовала самая пылкая чувственная связь. Настолько сильная, что они должны были оставить отца и мать, чтобы стать друг для друга самыми близкими людьми.

2. Во-вторых, их союз должен был стать заветом верности, в котором они обменивались обещаниями делить между собой радость и вместе нести бремя обязанностей. Они были по-настоящему преданны друг другу и верны в выполнении своих обязательств.

3. В-третьих, их союз подразумевал, что они станут одной плотью. Это «единоплотие» указывало на желанную для обоих интимную близость, а также на единство духа, которое возникает в результате подлинного союза двух личностей, сроднившихся душами.

 

Первозданный брак основывался на тесной физической, эмоциональной и духовной связи. Для него были характерны отношения, когда каждый любит и высоко ценит другого; отношения, которые строились на вдохновении свыше и поддерживались благостью и милостью Божьей. Это был брачный союз, основанный на чувстве подлинной близости и общих эмоциональных и духовных ценностях. Это был союз, который способствовал развитию лучших черт их личности и подчеркивал ценность и значимость каждого из партнеров.

Созданные по образу Божьему, они были лишены чувства превосходства или неполноценности. Они были послушны друг другу. Оба были в равной мере наделены способностью подбадривать и хвалить друг друга, что укрепляло и поддерживало их отношения, помогало им достичь вершин дружбы и духовного родства. Это было то самое единение равноправных партнеров, которое по замыслу Божьему должно стать сердцем и душой всякого брачного союза между мужчиной и женщиной.

 

Внезапно утраченная близость

Но вот, в результате эгоистичного потакания собственным прихотям и желания познать то, что выходит за рамки дозволенного, гармония, красота и радость счастливых отношений была внезапно разрушена. Согласие, царившее в отношениях, очарование любви, счастье совместной жизни — все внезапно рухнуло. Интересно поразмышлять над тем, как такие незначительные, на первый взгляд, действия могут приводить к таким серьезным последствиям.

Я хотел бы пригласить вас вместе поразмышлять о том, что потеряли Адам и Ева, лишившись Едемского сада. И как вследствие этой утраты из их отношений исчезли гармония и дружеское общение? Поддавшись обману эгоистичного желания, они утратили свою невинность, чувство собственного достоинства и чувство меры. За этой утратой последовало чувство вины и стыда за то, что они содеяли. Затем они ощутили, что становятся чужими друг другу, и поняли, что обречены на одиночество. Что может быть трагичнее! Ведь они были созданы друг для друга, чтобы никогда не знать этого состояния!

В тот момент, когда их руки потянулись к запретному плоду, они утратили чувство своей собственной ценности и значимости. Вкусив плод, они утратили способность к полноценному общению друг с другом. Между ними произошел разрыв, и им пришлось бежать, скрываясь друг от друга, потому что они были уже не в силах сносить былую близость. От мира и согласия, еще недавно царившего между ними, не осталось и следа. Исчезло желание сотрудничать друг с другом. Теперь, когда они оказались разобщенными, его место немедленно заняли зависть, подозрительность и неуверенность друг в друге. Несомненно, они утратили тонкое чувство равновесия и гармонию, которые существовали между ними как мужем и женой, как мужчиной и женщиной. То чувство взаимной доброжелательности, которое было присуще им прежде, превратилось теперь в источник соперничества и зависти. Желание к взаимным уступкам испарилось, и их отношения оказались лишенными былого очарования и притягательности.

Адам и Ева утратили также чувственное влечение друг к другу. Ощущение своей ущербности привело и к неприятию партнера. Это сразу же сказалось на сексуальном влечении и сексуальной активности. Былое чувство близости уступило чувству страха и стыда, гнева и вины, а также неутолимого желания господствовать над другим. Это не замедлило сказаться на их сексуальной активности, уменьшив желание половой близости и частоту сексуальных контактов. Эта утрата желания и правильных пропорций отрицательно сказалась на их жизни, устранив мотивацию к взаимной радости от интимной близости, убив сексуальную гармонию и чувство удовлетворения. Вместо былой радости, их сексуальные отношения стали доставлять одни лишь страдания и разочарования.

 

Стремление к господству

В 3-й главе Книги Бытие нашему взору предстает контрастная картина. В результате грехопадения в супружеских отношениях Адама и Евы происходит резкая перемена. В Быт. 3: 15, 16 Бог показывает Свое благоволение и дает обетование примирения в будущем. Однако нельзя не заметить откровенную вражду, которая начинает проявляться в отношениях этой некогда райской пары. Возникает дух противоречия; они стремятся к господству друг над другом, и между ними разворачивается борьба за власть. В 16-м и 17-м стихах сказано: «…умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою». Здесь Писание подчеркивает, что влечение Евы к мужу проявлялось (как следует из древнееврейского текста) в «неумеренном желании владеть им для удовлетворения своих потребностей». В свою очередь Адам стремился господствовать над Евой: принуждать, заставлять работать, причинять оскорбления (прямо или косвенно), — и все это для того, чтобы компенсировать собственную несостоятельность и ублажить свои прихоти.

Последовавшие за этим дисгармония, разобщенность и неравенство лишают супружеские отношения присущей им радости и окрыленности. В 3-й главе Книги Бытие мы видим, как мужчина и женщина, одолеваемые эгоцентричными желаниями, ведут борьбу за влияние и господство над другим. Их взаимные придирки и оправдания, уличения и обвинения сводятся к попыткам взять верх над другим с помощью манипуляций, давления и требования подчиниться. Они пытаются добиться своего, лишая друг друга любви и ставя условия для возобновления близости. Теперь любовь нужно заработать. Теперь озабоченные тем, как бы заставить друг друга подчиниться своим правилам и требованиям, они, сами того не ведая, калечат друг друга. Развивается тенденция к своего рода законничеству, и они начинают требовать друг от друга неукоснительного выполнения своих обязанностей. Супружеские отношения начинают напоминать игру или танец. То, что раньше называлось танцем близости, превратилось в танец ради близости — несчастное и жалкое подобие того, что по замыслу Божьему должно было приносить лишь радость и восторг.

Сплошь и рядом мы начинаем приписывать партнеру то, что нам непонятно или не нравится в самих себе, и обвинять его в наших недостатках, бросая привычное: «Это твоя вина». Мы склонны отягощать партнера своими инфантильными желаниями и ощущением своей ущербности, тайно надеясь, что он спасет нас от собственной болезненной раздвоенности. Но так как партнер не в силах справиться с нашей ущербностью и не согласен мириться с нашим самолюбованием или другими присущими нам недостаткам, наши супружеские отношения неизбежно попадают в водоворот борьбы за влияние и господство, становятся жертвой всевозможных манипуляций.

Если окинуть одним взглядом всю историю человечества, лишний раз убеждаешься в том, что она представляет собой трагедию борьбы за власть. Со временем начинаешь понимать, как наши мелочные, эгоистичные, лишенные милости, щедрости и доверия, жесткие, бессердечные поступки, а также расчет на то, что удастся перехитрить партнера, привели наши супружеские отношения в столь жалкое состояние. Одновременно становится понятным, почему нам так трудно поддерживать чувства уважения и доверия в интимных отношениях.

 

Новая парадигма

В Новом Завете Иисус Христос, а также апостолы Петр и Павел предлагают нам испробовать новую парадигму успешных взаимоотношений в семье. Эта парадигма указывает также новый путь обретения счастья в браке. Она основывается не на противостоянии и борьбе, а на принципиально новых отношениях «учитель-ученик», что открывает дверь в совершенно новую жизнь «по благодати Божьей». Вы убедитесь, что единственный способ избавиться от трагедий в личной жизни, единственный способ разом покончить с нашими конфликтами и враждой — это жить под покровом Божьей благодати, которая является движущей и направляющей силой нашего христианского ученичества. Когда мы напитаемся Божьей милостью и благодатью, почувствуем реальность Его ободрения и поддержки, тогда мы увидим, что наша жизнь обновляется, а наши отношения и поступки изменяются, наполняясь милосердием, уважением, прощением и красотой.

В Мф. 19: 11, 12 Иисус говорит, что зрелость или полнота брака требует особого подхода и милости. Только в том случае, если нас вдохновляет и побуждает к действию Божья любовь, у нас появляется незнакомое прежде желание примириться друг с другом, исчезает боль прежних обид, и мы готовы налаживать и поддерживать полноценные отношения в браке.

Апостол Павел говорит, что Бог желает видеть нас сотканными в узор любви (см. Кол. 2: 2). «Итак, избранные Богом для новой жизни в любви, облекитесь в одежды, которые Бог приготовил для вас: сострадание, доброту, скромность, кротость, дисциплинированность. Будьте сдержанны, довольствуйтесь малым, прощайте обиды. Прощайте полностью и не медля, как и Учитель простил вас. И сколько бы на вас не было одежд, облекитесь еще и в любовь. Это самая главная ваша одежда в любое время. Никогда не снимайте ее. Пусть мир Божий объединяет вас друг с другом, чтобы вы всегда шли в ногу» (Кол. 3: 12—15, др. пер.).

Апостол Петр также дает прекрасный совет, который разъясняет смысл новой парадигмы благодатной жизни. «Будьте хорошими мужьями для своих жен. Воздавайте им должное, находите в них радость. Будучи женщинами, они лишены некоторых преимуществ, доступных вам. Однако в новой жизни по благодати Божьей вы равны. Поэтому относитесь к вашим женам как к равным, чтобы ваши молитвы не возвращались на землю без ответа» (1 Петр. 3: 7, др. пер; курсив наш. — К. и Р. Ф.). Здесь Петр хочет сказать, что в абсолютно новой парадигме жизни по благодати мы являемся сонаследниками благодатного дара жизни. В новой жизни по благодати Божьей мы равноправны. Мужья должны всячески чествовать своих жен и находить в них радость; относиться к ним как к равным, чтобы получать ответ на свои молитвы. Несомненно, благодать полностью меняет жизнь христианина в браке.

Поразительно, что эти слова сказал апостол Петр, человек крутого нрава, напористый, волевой лидер, который одним своим присутствием оказывал неотразимое влияние на окружающих. Именно он отсек ухо рабу первосвященника, именно он был готов со всей решимостью и бесстрашием сражаться до конца. Слово «милостивый» меньше всего подходит для характеристики Петра тех дней. Однако 22-я глава Евангелия от Луки излагает молитву Христа об обращении Петра и о том, чтобы он преодолел последствия своего открытого отречения от Учителя. Позже, в Ин. 21, мы читаем, как Петр милостью Божьей возвратился к служению Иисусу Христу после Его распятия. В Деян. 1—12 мы видим Петра как бесстрашного руководителя, чьи чудеса исцеления, пылкие проповеди и горячие молитвы животворно влияли на молодую христианскую Церковь и распространение христианской веры среди евреев.

Петр оказывал огромное влияние на раннюю христианскую Церковь. Из его посланий видно, каким чутким, терпеливым и заботливым стал теперь этот апостол. Преображенный милостью Божьей, он свидетельствовал о Божьей благодати везде, где только появлялся. Затаив дыхание, мы читаем в Гал. 2 о том, как Павел открыто обличает Петра перед церковью в Антиохии, чем, несомненно, ставит его в неловкое положение. Самое удивительное, однако, то, что Петр благосклонно принимает обличение Павла. Он отказывается защищать свою позицию или выдвигать контраргументы.

Став самой значительной личностью в христианской Церкви, апостол Петр одновременно превратился в мужа, во всем уповающего на Божью благодать. Он не вступал в споры по любому поводу, но старался наводить мосты; был был чутким, заботливым пастырем. В своем исследовании «Единство и разнообразие в Новом Завете: исследование особенностей раннего христианства» Дж. Д. Данн. «Единство и разнообразие в Новом Завете» отмечает, что именно Петр стал осью единства для всей Церкви. «Фактически Петр сыграл роль моста… и сделал больше, чем кто-либо другой, для того чтобы свести к общему знаменателю все разнообразие христианской Церкви в первом столетии» (с. 385). Вот какую перемену произвела Божья благодать в жизни этого величайшего руководителя Церкви, сделав из него кроткого и великодушного мужа. Такая перемена возможна лишь при условии, что мы с благодарностью примем благодать, которую Бог дает нам.

Новая жизнь по Божьей благодати

Давайте снова обратим внимание на то, как Петр изображает парадигму новой жизни. В 1 Петр. 3: 7 (др. пер.) он говорит: «В новой жизни по благодати Божьей вы равны», (являетесь сонаследниками благодати Божьей). Муж и жена имеют равное право на получение благословений, предназначенных Богом для тех, кто живет в браке. В первых главах 1 Петр. апостол раскрывает механизм действия парадигмы новой жизни. В первой главе он говорит, что благодать возрождает нас к совершенно новой жизни и дает ей смысл (см. ст. 3). «Как послушные дети, живите сообразно Божьему образу жизни, жизни деятельной и исполненной святости… Ваша жизнь — это поприще, которое нужно пройти, все время памятуя о Боге… Любите друг друга так, как будто от этого зависит ваша жизнь» (ст. 14, 15, 17, 22; др. пер.).

Петр побуждает нас испить до дна от незамутненной благости Божьей и возрастать до полной зрелости. Он говорит о том, как Божья благодать может повлиять на все аспекты наших отношений. Затем, в третьей главе, он переходит непосредственно к разговору о браке и указывает, что муж и жена являются сонаследниками новой жизни по Божьей благодати. Они, будучи равны, могут наслаждаться новыми отношениями, подобными тем, которые существовали между супругами в первые дни после Творения. Петр говорит о том, что только благодаря Божьей благодати супружеская пара способна к переменам, необходимым для принятия духа взаимной любви и уступчивости; и только укрепленные Божьей благодатью они могут противостоять духу господства и вражды.

Для Бога благодать не имеет ничего общего с тем, чтобы заставить человека заслужить любовь своими силами или подчиняться определенным правилам. Благодать подразумевает восстановление дружеского общения между мужем и женой и готовность идти на взаимные уступки, а также равноправные отношения между супругами. Все это поможет им вновь обрести чувство собственного достоинства и уважения. Вот почему Петр говорит: «Будьте хорошими мужьями для своих жен. Воздавайте им должное, находите в них радость. Будучи женщинами, они лишены некоторых преимуществ, доступных вам. Однако в новой жизни по Божьей благодати вы равны. Поэтому относитесь к вашим женам, как к равным, чтобы ваши молитвы не возвращались на землю без ответа» (1 Петр. 3: 7; др. пер.). «Будьте хорошими женами своим мужьям, отзывчивыми к их нуждам… Стремитесь к внутренней красоте, которая проявляется в нежности и доброте, столь угодных Богу» (1 Петр. 3: 1, 4, др. пер.). Можно вывести закономерность: стоит супругам начать принимать друг друга такими, как они есть, как тут же начинает проявляться действие Божьей благодати. Демонстрируя готовность к пониманию и уступкам, оказывая уважение друг другу, супруги тем самым проявляют Христову любовь и Его сострадание к людям.

 

Движимые благодатью

Читая первые главы Первого послания апостола Петра получаешь представление о том, как следует поступать человеку, движимому благодатью Божьей. Начинаешь видеть, что способно помочь каждому человеку, каждой супружеской паре жить активной, полноценной и праведной жизнью. Вот примерный перечень того, что апостол Петр предлагает делать.

Избавьтесь от всякой злобы, лицемерия, зависти и злословия (см. 1 Петр. 2: 1).

Не ублажайте телесные похоти за счет своей души (см. 1 Петр. 2: 11).

Проявляйте ко всем уважительное отношение (см. 1 Петр. 2: 17).

Не стремитесь к господству, помыкая другими; будьте тактичны, подавайте пример подчиненным (см. 1 Петр. 5: 3).

Скромно довольствуйтесь своим положением; избегайте заносчивости (см. 1 Петр. 5: 6).

Не теряйте самообладания и бдительности (см. 1 Петр. 5: 8).

Проявляйте твердость в вере (см. 1 Петр. 5: 9).

 

Размышляя о воздействии Божьей благодати на верующего, Петр затрагивает также отношения в браке. Обращаясь к женам, Петр говорит: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, будьте верны и заботливы, невозмутимы и непугливы, любвеобильны». А вот что он говорит, обращаясь к мужьям: «Оказывайте честь вашим женам, любите их, окружайте их заботой, прощайте их слабости и будьте к ним справедливы».

Затем в 1 Петр. 3: 8, 9 апостол дает замечательное обобщение того, какой должна быть новая жизнь по Божьей благодати: «…ищите согласия, будьте скромны, сострадательны и милосердны, любите друг друга, будьте благословением для окружающих…» (др. пер.). На мой взгляд, эти шесть пунктов являются для христианина планом жизни по благодати.

Искать согласия, избегать резких суждений — означает милостиво уступать и проявлять мягкость.

Быть скромным — проявлять смирение и умеренность.

Быть сострадательным — проявлять благосклонное сочувствие и понимание.

Быть милосердным — проявлять благодать врачевания словом.

Любить друг друга — значит ощущать благодать неразрывной связи с другим.

Быть благословением и творить добро — приносить людям радость и ощущение праздника жизни.

 

Божий призыв к супружеским парам

Что за чудный призыв ко всем супружеским парам: относиться к своему браку со всей серьезностью, не жалеть на него ни времени, ни сил, постоянно освежать свои чувства друг к другу, и не забывать, что муж и жена несут полную ответственность за сохранение своих отношений! Божья благодать способна придать новый импульс брачному союзу и оживить взаимоотношения супругов. Если они будут поддерживать друг друга и помогать, проявлять безусловную любовь и принимать друг друга такими, как они есть, если их общение будет носить честный и откровенный характер, если они будут взаимно признавать и понимать чувства друг друга и отвечать за сохранение своих отношений, тогда они милостью Божьей смогут построить здоровые, полноценные и долговечные супружеские отношения.

 

Обретение благодати в семье

Мэри Вонг

 

Тема

Брачный союз Осии и Гомерь, а также испытания, выпавшие на семью блудного сына по его вине, являются для современных семей важным уроком Божьей благодати в действии.

 

Тексты для исследования

Книга Пророка Осии.

 

Вступление

 

Этот молодой человек был подающий надежды пророк в Израиле. К тому же он имел полное право никогда не жениться. Но однажды было слово от Господа, повелевающее ему жениться. Мы можем вполне обоснованно предположить, что если уж Бог повелел Осии жениться, то у Него на примете наверняка была и самая лучшая невеста. Но оказалось все наоборот. Бог направляет его к аморальной женщине с дурной репутацией. «Жена блудница», — так характеризует ее Библия. Тем не менее, выполняя повеление Бога, пророк на ней женится.

Это повлекло за собой множество проблем. Жена продолжала встречаться с другими мужчинами. Она родила троих детей, двое из которых, как склонен был думать молодой муж, были не от него. В конце концов жена сбежала из дома, оставив на него троих детей. Невзирая на обиды и боль, муж принялся искать ее, и не оставлял поиски, пока, наконец, не нашел ее, совершенно опустившуюся, на невольничьем рынке. Он выкупил ее, спасая от ужасной судьбы рабыни, и привел назад к себе домой. И вот в порыве великодушия, порожденного чувством глубокой любви, они вместе переживают процесс прощения и возобновления брачных обязательств. «…много дней оставайся у меня; — говорит ей муж, — не блуди и не будь с другим; так же и я буду для тебя» (Ос. 3: 3).

 

Благодать, действующая в браке: Осия и Гомерь (Ос. 3: 1—5)

Кто-то озаглавил историю Осии и его блудливой жены Гомерь «Муки верности в любви». Некоторым людям этот эпизод из Ветхого Завета напоминает сказку, неправдоподобный случай из жизни человека, посвятившего себя Богу и служению Ему. Однако то, что произошло с Осией, является правдой. Этой невыдуманной трагедией семейной жизни Бог продемонстрировал, как, невзирая на всю неверность израильского народа, Он не переставал изливать Свою ничем не обусловленную любовь на Свой народ. История Осии и Гомерь, вместе с печалью, мучениями и страданиями, столь частыми в трудных браках, одновременно демонстрирует действие всепобеждающей благодати.

В современном мире происходит огромное количество разводов по самым различным причинам, многие из которых кажутся совершенно несерьезными по сравнению со случаем Осии и Гомерь. Признавая, что мир, в котором мы сегодня живем, далек от совершенства, и брак — это совокупность отношений между двумя людьми, которые также далеки от совершенства, что могут предпринять те, кто уже вступил в брак, для того чтобы наладить прочные и долговременные отношения со своим супругом (супругой)? Чем мы можем помочь другим супружеским парам, переживающим кризис в своих отношениях? Анализ отношений Осии и Гомерь позволяет увидеть действие той благодати, отражение которой Бог желает видеть в наших супружеских отношениях.

 

Благодать помогает принять тот факт, что супруг (супруга) далеко не совершенны и имеют свои слабости и даже серьезные недостатки.

Благодать подчеркивает огромное влияние самоотверженной любви одного из партнеров на продолжительность брака.

Благодать предполагает положительное, жизнеутверждающее восприятие брачного партнера, основывающееся на его сильных, а не слабых сторонах.

Благодать располагает супругов к прощению и исправлению ошибок, а также призывает к переменам в характере и возрастанию, с тем чтобы можно было избегать влияния ошибок прошлого на семейные отношения сегодня.

 

Благодать в воспитании детей

История блудного сына записана в Лк. 15: 11—32. В Библии не упоминается имя этого человека, поэтому разрешите мне называть его, например, Бендораном. Итак, Бендоран был во всех отношениях преуспевающим человеком. Во-первых, он был богатым собственником. А во-вторых, он был хорошим семьянином и отцом двух сыновей. Для еврейской семьи этот факт имел особенное значение и рассматривался как благословение, гарантировавшее продолжение рода, а также возможность передать по наследству накопленное состояние.

 Нет никакого сомнения в том, что Бендоран, как и любой отец на его месте, души не чаял в своих двух сыновьях. Однако, когда они подросли, он стал замечать разительный контраст между ними. В то время, как старший сын рос замечательно послушным мальчиком, младший часто проявлял непокорность. Однажды, когда сыновья стали уже совсем взрослыми, младший поверг своего отца в смятение, потребовав выделить ему причитающуюся часть наследства. (Следует заметить, что отец вовсе не собирался умирать! )

Думаю, что редко какой отец останется невозмутимым, услышав такое дерзкое, наглое требование. Похоже, сын никак не мог дождаться смерти отца, чтобы скорее получить наследство! Однако в данном случае не говорится о том, что отец разгневался. Наоборот, он отдал сыну его часть наследства, и с разбитым сердцем смотрел, как тот, спрятав деньги, отправился в дальнюю страну, казалось, навсегда.

По всей видимости, Бендоран не получал никаких известий от своего сына, но, несмотря на печаль и горечь утраты, он все еще надеялся, что однажды его сын вернется домой. Поэтому возвращение блудного сына не застало отца врасплох. Возможно, он, как обычно, сидел у окна, с надеждой всматриваясь вдаль. Представьте, как радостно забилось его сердце, когда вдруг на горизонте показалась фигура, в которой угадывалось что-то знакомое. Несмотря на то, что человек приближался к дому робкой неуверенной походкой, был заросший и одет в лохмотья, Бендоран сразу же признал в нем своего давно ушедшего сына. Опережая его, отец поспешил за ворота и первым радостно обнял его, не дожидаясь, пока тот объяснится или извинится за свой безрассудный поступок. Затем Бендоран-младший был восстановлен в своем статусе сына, свидетельством чему стала новая одежда и перстень. Кроме того, отец устроил шумный пир в честь возвращения своего младшего сына.

Рассказанная история никого не может оставить равнодушным. Однако у вдумчивого читателя она вызывает ряд серьезных вопросов. Во-первых, почему отец отдал сыну наследство, которое, в итоге, довело его до такого бедственного состояния? Он должен был подумать о хорошо известных ему слабостях сына, прежде чем давать ему такие деньги. Разве не следовало отцу, пользуясь родительской властью, напомнить сыну, что о наследстве говорить еще рано, и заставить его выполнять свой сыновний долг, а не оставлять его один на один со всеми соблазнами этого мира? И потом, почему отец не наказал сына должным образом, когда тот, совершенно разорившись, вернулся домой? Почему после всего случившегося отец не низвел сына до положения слуги в доме или раба? Чем можно оправдать празднование, которым сопровождалось возвращение его непутевого сына?

Мы не найдем ответа на все эти противоречивые вопросы, пока не рассмотрим их в свете Божьей благодати. Именно роль благодати в отношении к нам нашего Небесного Отца хотел продемонстрировать Иисус Христос. Таким образом, он надеялся, что мы будем следовать этому примеру, воплощая его в нашей семейной жизни, в отношениях со своими детьми.

Какие элементы благодати, касающиеся отношений «родители-дети», можно обнаружить в истории блудного сына?

Благодать признает за людьми свободу выбора. Отец дал сыну причитающуюся тому часть наследства, хотя и знал, что тот может промотать ее, ведя беспутную жизнь.

 

В толковом словаре среди прочих определений слова «родитель» встречаются слова «опекун» и «защитник». Некоторые исполненные благих намерений родители считают, что опекать или защищать своих детей от мира и его влияния означает контролировать каждый шаг своего отпрыска. Такие методы очень напоминают армейскую муштру и воспитывают марионеток. Для этого типа воспитания характерен строгий надзор за каждым шагом ребенка и принятие за него всех решений. Такой подход к воспитанию лишает ребенка ценного опыта самостоятельного принятия решений и оставляет детей безоружными перед соблазнами взрослого мира, в котором им предстоит жить.

В своей книге «Разумная любовь в семейном воспитании, или как научить детей быть ответственными» Фостер Клайн и Джим Фэй отмечают:

«Бог наделил человека — венец творения — значительной свободой действий, включая возможность вредить себе и другим. Неудача и успех — это две стороны одной медали. Если бы в Едемском саду не было дерева, к которому нельзя было прикасаться, человечество не получило бы возможности совершить правильный или неправильный выбор. Когда Адам и Ева сделали неправильный выбор, Бог допустил, чтобы они понесли ответственность за последствия своего выбора. Хотя Бог и не одобрял их непослушания, Он настолько их возлюбил, что позволил им сделать свой выбор и жить, отвечая за его последствия» (с. 26).

 

Такое семейное воспитание предоставляет детям свободу делать пробы и ошибки для приобретения жизненного опыта, даже если приходится идти на риск. Этот подход напоминает Божий, когда Он, предоставив человеку свободу, позволил ему сделать собственный выбор. Даже несмотря на то, что это открыло путь греху и повлекло за собой тяжелые последствия, христиане видят в Божьих действиях подлинное проявление Его мудрости и любви к человеку. Точно так же родителям, которые желают, чтобы их дети выросли людьми, умеющими принимать ответственные решения, нужно предоставлять им возможность совершать самостоятельные поступки, которые помогут в приобретении личного жизненного опыта, включая ответственность за принятие как правильных, так и неправильных решений. Эти самостоятельные шаги помогут детям подготовиться к встрече с настоящими серьезными проблемами взрослой жизни, а также научат их выживать в нашем мире, изобилующем проблемными ситуациями, которые требуют принятия самостоятельных решений.

 

Благодать и последствия. Маргарет была девушкой, склонной к опасному лихачеству за рулем. Поэтому, когда она поступила в университет, родители, несмотря на все ее просьбы, отказались предоставить ей машину. Они также запретили ей брать для вождения чей-либо автомобиль. Однако однажды она не устояла перед соблазном и попросила подружку сесть за руль ее автомобиля, что привело к печальным последствиям. Обгоняя на большой скорости другой автомобиль, она выехала на полосу встречного движения и чуть не столкнулась с грузовиком. Чтобы избежать аварии, ей пришлось резко свернуть с дороги, но тут она увидела, что машина сейчас свалится в реку, которая протекала вдоль дороги. В отчаянии, она воззвала к Богу… Машина угодила не в реку, а в дерево и повисла на краю обрыва. Узнав о случившемся, родители девушки не стали кричать на нее и распекать за то, что она ослушалась их запрета. Наоборот, они старались морально поддержать ее и утешить. Тем не менее ей пришлось полностью возместить ущерб за разбитый автомобиль. На это ушли все деньги, которые девушка заработала на летних каникулах. Зато она получила незабываемый жизненный опыт, и сегодня, благодаря полученному уроку, она водит машину очень осторожно.

А теперь давайте снова поразмышляем над притчей Христа. Как вы думаете, насколько велика вероятность того, что сын мог бы снова повторить свои ошибки после столь милостивого отношения к нему отца?

 

Милость долготерпелива. Отец не махнул рукой на блудного сына, хотя и не получал от него известий, и не имел представления, где тот находится. Как мы узнали об этом? Ну, во-первых, возвращение сына не застало отца врасплох. С большой долей вероятности можно предположить, что он ежедневно сидел у окна, ожидая возвращения своего сына. Мы не знаем, сколько времени длилось это ожидание, но догадываемся, что довольно долго. Слава Богу, отец все-таки дождался сына!

 

Материнская любовь. Одна медсестра вспоминает, как однажды врач, отозвав ее в сторону, сообщил, что только что поступившая больная (уже довольно пожилая женщина) в очень тяжелом состоянии и он не надеется, что она доживет до завтрашнего дня. Медсестра проявила максимум внимания к умирающей женщине и сумела завоевать ее доверие.

Подозвав медсестру к себе, женщина сказала с печалью в голосе: «Я ехала сюда из Калифорнии на машине совершенно одна, останавливаясь в каждом мало-мальски значительном городе между Сан-Франсиско и Бостоном. Во всех городах я заезжала в два места: полицейский участок и клинику. Дело в том, что мой сын ушел из дома, и я не имею представления, где он сейчас. Я должна его обязательно найти…»

В глазах матери блеснул луч надежды, когда она добавила: «Я верю, что настанет день, и он приедет в эту клинику. Когда это случится, передайте ему, пожалуйста, что его два самых близких друга никогда не теряли надежды встретиться с ним снова».

Склонившись над умирающей матерью, медсестра произнесла шепотом: «Что мне сказать, если сын спросит, как зовут этих друзей? »

Глаза женщины наполнились слезами, и она ответила дрожащими губами: «Передайте ему, что этими друзьями были его мать и Бог». После этих слов ее глаза закрылись навсегда...

В Иер. 31: 3 Бог, обращаясь к Израилю, говорит: «…любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение». Точно таким же образом и мы, родители, никогда не перестаем любить своих детей, плохих или хороших. Мы будем любить их «любовью вечною». Это означает, что мы всегда будем рядом со своими детьми, когда они идут правильным путем, и особенно когда они собьются с пути. Один отец часто говорил своей дочери: «Никогда не забывай, что я всегда готов прийти тебе на помощь, где бы ты ни была, и что бы с тобой ни случилось. Помни: я всегда буду находиться на расстоянии телефонного звонка от тебя». После этого разговора он заметил, что дочь всегда звонила ему, когда болела, или когда у нее были проблемы с учебой, или когда случалось что-то серьезное. Она не забыла их разговора, и, таким образом, отец всегда знал о ее трудностях и мог вовремя прийти на помощь.

Милость не злопамятна. Не было бы ничего удивительного, если бы отец, увидев вернувшегося блудного сына, пошел на поводу у своей человеческой природы и накинулся на него: «Ты что здесь забыл, бездельник? Посмотри, на кого ты теперь стал похож! Исчезни, пока кто-то из моих друзей или слуг не увидел тебя! » Для некоторых отцов такая реакция была бы вполне естественной. Но на самом деле так не произошло. Невзирая на все страдания, причиненные сыном, отец встретил его с распростертыми объятиями и восстановил во всех прежних правах, дав ему новую одежду и перстень — символ отцовского признания сына.

 

Как отрадно знать, что, благодаря Иисусу Христу, Бог не ведет счет нашим промахам! Что бы мы ни сделали, Он всегда готов выслушать нас, стоит лишь обратиться к Нему с покаянием. Точно таким же образом милость в отношениях родителей и детей означает, что мы не станем вести счет ошибкам и промахам наших детей, какими бы серьезными они ни оказались, или какую бы боль они нам ни причинили. Нам оказана высокая честь проявлять к детям те же милость и прощение, которые Бог проявил к нам. Когда мы прощаем своих детей, то милость, которую мы проявляем к ним, помогает справиться с причиненной нам болью.

 

Пример прощения. Трогательная история «Не повтори эту ошибку», написанная Сью Кидд, является прекрасной иллюстрацией того, как родители могут прощать даже без просьбы о прощении.

В тот холодный январский вечер в клинике было непривычно тихо. Медсестра, только что заступившая на дежурство, зашла в палату, где лежал мистер Вильямс. Несколько часов назад он перенес сердечный приступ, но сейчас его состояние стабилизировалось. Он лежал в белоснежных накрахмаленных простынях, и, услышав шаги, открыл глаза. «Сестра, — обратился он к ней, и на его глазах вдруг выступили слезы, — не могли бы вы позвонить моей дочери? Скажите ей, что я перенес инфаркт. Легкий. Видите ли, я живу один, и она — единственный родной мне человек».

«Хорошо, я сейчас позвоню», — заверила его медсестра. Но перед тем, как она вышла звонить, мистер Вильямс попросил карандаш и лист бумаги.

Медсестра позвонила, как и обещала. «Джени, это Сью Кидд, дежурная медсестра из клиники. Я звоню по поводу вашего отца. Сегодня его поместили в клинику с легким инфарктом и…»

Медсестра не ожидала такой реакции. «Только не это! » — закричала дочь. «Он ведь не умрет? Спасите его! » — умоляла она. «Я не видела его уже почти год. Мы поссорились из-за моего парня в день моего рождения, когда мне исполнился двадцать один год (возраст совершеннолетия в США). Я ушла из дома и… и так до сих пор не вернулась. Все эти месяцы я сильно переживала, потому что не попросила у него прощения. Ведь последнее, что я сказала ему перед своим уходом было: “Я тебя ненавижу! ”»

Дочь примчалась в клинику, вбежала в палату к отцу, но было слишком поздно: он умер. Убитая горем, она призналась: «Неправда, что я ненавидела его. Я его любила». Но отец так и не услышал этого признания. Когда Джени все еще рыдала над его бездыханным телом, медсестра заметила желтый лист бумаги. На нем было что-то написано. Она взяла лист и прочитала: «Дорогая доченька. Я простил тебя и молюсь о том, чтобы ты тоже простила меня. Я знаю, что ты любишь меня. Я тоже люблю тебя. Целую, твой папа». (См. С. Кидд. «Не повтори эту ошибку»).

 

Милость высвечивает в человеке положительное. Отец блудного сына видел положительное, а не отрицательное в возвращении и покаянии своего сына. Отвечая на гневные упреки старшего сына, отец говорит: «Станем есть и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся! » Вместо того чтобы сосредоточивать все внимание на ошибках и промахах, любящий отец благосклонно отнесся к покаянию сына и принял его таким, каким он был.

 

Мы проявляем милость в наших отношениях с детьми, когда признаем и одобряем их положительные действия, их стремление к добру. Когда они совершают отрицательные поступки, мы принимаем детей такими, как они есть. Этим мы демонстрируем свою безусловную любовь и помогаем им обрести уверенность в себе.

 

Милость радуется раскаянию и приветствует восстановление семейных связей. В притче отец устроил пир, чтобы отпраздновать возвращение сына и выразить свою радость. Нам тоже нужно с такой же радостью отмечать каждый праведный шаг своих детей и делать все, чтобы они видели нашу радость и одобрение.

 

Заключение

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что значит быть милостивым.

Воспринимать наших брачных партнеров такими, какие они есть: с недостатками и всем прочим.

Взаимно прощать друг друга, даже если супруг (супруга) допустили серьезную ошибку.

Делать акцент на сильных и положительных сторонах партнера, а не на слабостях и недостатках.

Поддерживать друг друга в любых жизненных ситуациях.

 

Что значит быть милостивым к детям.

Позволять детям принимать самостоятельные решения и учить их брать на себя ответственность за свой выбор, давая им возможность прочувствовать на себе последствия своего выбора.

Никогда не отчаиваться и не терять надежду, даже если ребенок пошел по неверному пути.

Всегда быть готовым помочь ему в случае необходимости.

Не вести счет прежним ошибкам, но стараться прощать детям их промахи, даже если они не просят прощения.

Акцентировать внимание на сильных сторонах ребенка и проявлять сочувствие к его слабостям.

Благосклонно и с уважением относиться к усилиям ребенка исправиться в лучшую сторону; всячески поощрять эти усилия.

 

Оказывая милость нашим супругам и детям, подобно тому, как и наш Небесный Отец всегда милует нас, мы можем быть уверены в том, что семейные связи между мужем и женой, а также между родителями и детьми станут от этого только крепче. Да благословит нас Бог на проявление милости в наших семьях!

Нестареющие ответы на старые вопросы

 

Карен и Рон Флауэрз

 

Тема

Характер наших межличностных отношений отражает характер наших отношений с Богом.

 

 

Тексты для исследования

1 Ин. 4: 7—11.

 

Вступление

Однажды равви спросил своих учеников: «Как точно определить начало рассвета — тот промежуток времени, когда заканчивается ночь и начинается день? »

Один из учеников неуверенно ответил: «Может, это время, когда уже можно отличить на расстоянии собаку от овцы? »

«Нет», — ответил равви.

«Может, это время, когда начинаешь видеть разницу между смоквой и виноградной лозой? » — спросил другой.

«Нет», — снова ответил равви.

«Тогда дай нам правильный ответ», — попросили ученики.

И мудрец сказал: «Рассвет — это когда уже достаточно светло, чтобы различать лица своих братьев и сестер. А до того времени еще длится ночь».

До тех пор, пока мы не начнем рассматривать самих себя как часть одной семьи, среди нас будет царить тьма. Утренняя заря взойдет, знаменуя собой начало нового дня, лишь тогда, когда мы будем видеть в лицах окружающих нас людей своих братьев и сестер.

 

Вертикальные и горизонтальные отношения

Господь знал, что наши отношения строятся в двух направлениях: с Богом и с людьми. Другими словами, по вертикали и по горизонтали. Более того, Он привнес духовность в наши межличностные отношения. И поднял моральную планку этих отношений до уровня наших отношений с Богом.

В Мф. 22: 37—40 Иисус обобщает Закон в двух заповедях: «Возлюби Господа Бога твоего…» и «Возлюби ближнего твоего…». Подобно двум сторонам одной медали, любовь к Богу и любовь к окружающим людям неразрывно связаны. Христианство одновременно строится на этих двух отношениях. Когда одно выпячивается в ущерб другому, тогда происходит искажение истинной религии.

 

Чрезмерное выпячивание вертикали

Если я в своей жизни буду делать чрезмерный упор на моих «вертикальных» взаимоотношениях с Богом, не позволяя своей вере проникать в окружающий мир через взаимоотношения с другими людьми, тогда моя религия будет однобокой, и будет носить мистический отпечаток. В продолжении всей истории такой подход приводил лишь к образованию так называемых «духовных центров», в которых «религия» напрасно тщилась постигать более глубокую духовность в изоляции от окружающего мира.

Примером тому может служить монастырь Ла Верна в Италии. Там до сих пор монахи дают обет отшельничества и избегают контактов с людьми надеясь прийти к состоянию абсолютной святости. Таким образом, они пытаются достичь высокого уровня одухотворенности и от Бога получить стигматы Христовы на своем теле (следы ран на руках, ногах и в боку), подобные тем, которые, согласно церковной традиции, получил их возлюбленный святой покровитель Франциск Ассизский. Они верят, что для достижения такой святости, они должны полностью отделиться от окружающего мира. Говорят, что некоторые из них проводили в такой изоляции более семи лет, выходя из своих келий всего два раза в день: один раз — для общей молитвы, а второй — чтобы поесть. Причем даже тогда они не произносили ни слова.

Нельзя не восхищаться твердостью и решимостью этих людей, их исключительной, непоколебимой целеустремленностью. Но если мы вспомним, что говорит Христос, то поневоле возникает вопрос: не упустили ли они в своем великом желании угодить Богу нечто не менее важное, а именно, ответственность за духовное состояние своих современников?

 

Чрезмерное выпячивание горизонтали

С другой стороны, если я буду жить только настоящим, и посвящу свою жизнь исключительно людям и добрым делам на благо людей, то я легко могу впасть в соблазн «труда для Господа», и полюбить труд больше, чем Господа, подвигнувшего меня на этот труд. Если я буду уделять недостаточно внимания углублению своих личных отношений с Господом, я рискую скатиться в так называемую «религиозность на потребу общества». Такая религия оперирует пустыми банальностями, и легко увлекается волнами популярных течений. Однако в ней отсутствует глубина понимания и живые опыты с Богом, а только это одно способствует установлению тесных отношений нелицемерной любви и сострадательного заботливого служения в течение длительного времени. Такой подход тоже односторонен.

 

Как избежать крайностей

Несомненно, каждый из вышеобозначенных подходов представляет собой одну из крайностей. В Новом Завете апостолы Петр и Павел призывают язычников оставить свою чрезмерную озабоченность настоящим, человеческой стороной формулы жизни, и заняться установлением отношений с Богом, которые, в свою очередь, наполнят жизнь и человеческие отношения новым смыслом. В Послании к Римлянам, например, 11 глав посвящены подробному изложению Благой вести. И лишь после этого (не раньше), начиная с 12-й главы, апостол приступает к описанию тех преобразований, которые происходят в человеке, уверовавшем во Христа и принявшем решение жить по принципам Его Царства. В то же время Матфей проливает свет на служение Христа поколению, чье увлечение вертикалью привело к законническому лицемерию среди людей. Слова и дела Христа в Евангелии от Матфея убеждают этих людей в важности человеческой стороны в формуле спасения (см. Мф. 5: 23, 24; 25: 35—45). Похоже, что взгляды иудейского общества, для которого писал Матфей, вполне напоминают взгляды многих верующих наших дней.

Здесь на память приходит история Фрэнка (имя изменено). Это был худощавый мужчина невысокого роста, который всегда носил в карманах сушеную морскую капусту вместо сладостей. У него была репутация очень благочестивого и самоотверженного верующего. Когда община решила переоборудовать подвальное помещение под церковью, он пожертвовал большую сумму денег и совершено безвозмездно трудился с утра до вечера по воскресеньям, чтобы скорее закончить ремонт. Он оплатил расходы по открытию переносной библиотеки в городской прачечной, и сам там работал. Он распространил самое большое количество приглашений на встречи с приехавшим евангелистом. Фрэнк не пропустил ни одного молитвенного собрания и всегда очень истово молился. Он всегда наизуть выучивал памятные стихи. Несомненно, Фрэнк мог быть олицетворением любви человека к Богу.

Однако кое-что вызывало удивление. Не наблюдалось, чтобы у Фрэнка были теплые отношения с женой и детьми. Его редко видели на людях вместе с семьей. Жена все время хлопотала по дому и занималась детьми, а дом требовал капитального ремонта. Никто из членов церкви не мог припомнить, когда жена Фрэнка надевала в последний раз новое платье. Однажды весной, в праздник, кто-то подарил ей корзинку с анютиными глазками, так она даже расплакалась.

Возлюбленные, нам не обойтись без вертикальных отношенй, но нам также нужны горизонтальные. Души изголодались без тепла и ласки. Часто именно те, кто больше всех изголодался, находится к нам ближе, чем к другим. Они погибают от голода в то время, как мы заняты своими личными отношениями с Богом. Поэтому в Новом Завете так подробно говорится о том, как облечь истинную религиозность в человеческие одежды.

 

Новый Завет о значении межличностных взаимоотношений

Христос. Иисус не раз, в общем и конкретно, выражал Свою волю относительно человеческих взаимоотношений согласно принципам Божьего Царства. Вы только вдумайтесь в эти возвышенные принципы!

Ин. 13: 34: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».

Ин. 15: 12: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас».

 

Апостолы. Подобно Христу, апостолы признавали огромное значение человеческих взаимоотношений.

1 Ин. 4: 21: «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».

Гал. 5: 14 (самый поразительный стих): «Ибо весь закон в одном слове заключается: “люби ближнего твоего, как самого себя”».

Здесь кроется нечто очень важное: Богу далеко не безразлично, как мы относимся друг к другу.

 

Почему людям так важно любить других людей

Для того чтобы постигнуть Божью любовь, человеку нужно познать земную (см. 1 Ин. 4: 11, 12). Любовь агапэ — это наш главный свидетель (см. Ин. 13: 35).

 

Однажды Дэн (настоящее имя изменено) рассказал пастору следующую историю. Но для начала вам следует знать, что Дэн был старшим пресвитером в своей общине. Одновременно он был казначеем, а также руководил группой личного служения, был учителем субботней школы и отвечал за сохранность церковного имущества… Когда в общину направили пастора, жена Дэна уведомила жену нового пастора, что будет, конечно, неплохо, если они немного здесь послужат, но на самом деле настоящим пастырем этой общины останется ее муж, у которого даже было особое изречение на этот счет: «Пасторы приходят и уходят, а я остаюсь вечно! »

Вскоре после того, как новый пастор приступил к исполнению своих обязанностей, к нему начали поступать жалобы на жесткость проповедей и наставлений старшего пресвитера. «Создается впечатление, что он держит всю церковь у себя в кулаке и выдавливает из нее все жизненные соки, — призналась одна женщина. — Он обвиняет нас в том, что мы не верны в десятинах и пожертвованиях, недостаточно изучаем Библию, не то едим, не ту одежду носим, — словом, у нас все не так! »

В конце концов, пастор решил серьезно поговорить с братом. Волнуясь, молодой пастор назначил встречу с теперь уже пожилым человеком. Он предполагал, что тот будет опровергать все обвинения, но каково же было его удивление, когда этот пожилой брат начал громко всхлипывать и сокрушенно вздыхать, когда узнал, что его служение вызвало такую обеспокоенность пастора и недовольство членов церкви.

Затем он сконфуженно смахнул с лица слезу и начал рассказывать историю об одном маленьком мальчике, — мальчике, который изо всех сил хотел угодить своему отцу, да так и не смог этого добиться. Сначала пастор не мог взять в толк, к чему весь этот рассказ, но вдруг его осенило: пожилой человек и тот маленький мальчик — это одно лицо! И вот теперь отношения этого пожилого человека с отцом в детстве нашли свое логическое завершение в его отношениях с церковью. Только на этот раз он был отцом, которому невозможно угодить, а вся община была его бесталантным ребенком. «Я знаю, что Бог — это любящий отец, — закончил он, — я проповедую об этом, но, увы, я никак не могу понять, что это на самом деле значит! »

То, что мы знаем о земной любви из собственного опыта, или помогает нам понять и ответить взаимностью на библейский образ Бога, как любящего отца и жениха, или делает практически невозможным (если только не произойдет чудо обретения благодати свыше) восприятие Бога, Который есть Любовь.

Христианская любовь к людям. Любовь родителей-христиан к детям. Любовь супругов-христиан друг к другу. Любовь христиан, не ведающая границ в этом бедствующем мире. Именно такая любовь-агапэ и является нашей наиболее эффективной проповедью и лушим евангельским свидетельством. Перед нами открываются бесценные возможности, когда мы вступаем во взаимоотношения с другими людьми. Вслушайтесь в призыв апостола Павла к радикальному преобразованию нашей жизни силой Евангелия, что позволит донести наше благовествование до этого мира:

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения. Итак, мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5: 17—20).

 

Своей любовью друг к другу мы свидетельствуем о своей любви к Богу (см. Мф. 25: 40). Это еще одна причина, почему Бог возвышает человеческие отношения до духовного уровня. Наша любовь к ближнему — это видимое проявление нашей веры. Любовь к ближнему не приводит к спасению, поскольку это спасение было уготовано нам еще задолго до того, как мы научились делать добро. Но она является подтверждением того, что мы действительно приобщились к спасению, которое Бог совершил для нас и за нас в жизни и смерти Иисуса Христа.

В 1 Ин. 3: 14 говорится об этом же: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев…» Наша любовь к людям — это сильнейшее подтверждение того, что мы правильно поняли Евангелие. Качество наших человеческих взаимоотношений является безошибочным показателем качества наших взаимоотношений с Богом.

Рассказывают об одном молодом богослове, который стремился повысить свой духовный уровень при помощи молитвенного общения и исследования Библии со своими коллегами-богословами. Дни напролет он учился и подрабатывал, а по вечерам молился и занимался изучением Библии вместе с другими студентами. Однажды когда он вернулся домой к ужину, его маленький сын стал упрашивать папу побыть с ним этот вечер. Видя, как муж отодвинул сынишку, жена попыталась вмешаться. «Он же просто хочет, чтобы ты побыл с ним вечером, — сказала она. — Ведь он так любит тебя! » Реплика жены встретила гневный отпор, который прекрасно иллюстрирует, как нередко искажено наше представление о существующей взаимозависимости между отношениями с Богом и отношениями в семье. «Вот в том-то и вся беда, женщина, — сказал с укором молодой богослов, — что ты не понимаешь того, что Божье! »

Эту любовь к ближнему, о которой так много говорится в Библии, нельзя выработать в себе собственными силами. В 1 Ин. 4: 12 сказано: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».

Предлагаем вашему вниманию статью Генри Нувэна «Предвечный мир Адама», которая была опубликована в майском номере журнала «Знамения времени» за 1989 год.

«Я живу в доме вместе с шестью инвалидами и четырьмя помощниками. Мы живем как одна семья. Вместе едим, играем в игры, молимся и ходим на прогулки. У всех нас свои вкусы и привычки, что неизбежно приводит к конфликтам во взаимоотношениях, независимо от того инвалид ты или нет. Мы часто смеемся, но так же часто и плачем. Иногда и то, и другое бывает одновременно.

Самым слабым в нашей семье считается Адам. Это двадцатипятилетний мужчина, который не умеет говорить, одеваться и раздеваться, самостоятельно ходить, и даже есть. Он единственный из нас, кто не умеет ни плакать, ни смеяться. Лишь изредка он пытается общаться с помощью глаз. У него травма позвоночника, которая не позволяет ему нормально двигать руками и ногами. К тому же он страдает от эпилепсии, и, несмотря на прием сильных препаратов, редкий день проходит у него без тяжелых припадков, во время которых он то и дело надрывно стонет, напрягаясь всем телом. В такие моменты я несколько раз видела, как по его щеке скатывается большая одинокая слеза.

Каждое утро у меня уходит полтора часа на то, чтобы поднять Адама с постели, дать ему лекарство, затем отнести в ванну, умыть, побрить, почистить ему зубы, одеть, помочь добраться до кухни, покормить завтраком, усадить в кресло-коляску и отвезти туда, где он проводит большую часть дня, принимая лечебные процедуры.

После месяца такого режима работы я вдруг почувствовала, что между мной и Адамом что-то произошло. Этот страшно искалеченный молодой человек, на которого все, кто впервые встречал его, смотрели как на растение, или уродливый нарост на теле человека, считали бесполезным существом, больше напоминающим животное, чем человека, и удивлялись, как такое существо могло вообще появиться на свет, — это самое создание вдруг стало для меня самым близким на земле человеком.

 

Страхи и опасения, которые одолевали меня до этого, постепенно уступили место любви, такой глубокой и всеохватывающей, что все остальное стало казаться мне скучным и не стоящим внимания, по сравнению с часами, проведенными с моим Адамом. За этим изуродованным телом и ущербным сознанием я вдруг рассмотрела прекраснейшую человеческую личность, которая предложила мне больший дар, чем я когда-либо могла предложить ему. Каким-то непостижимым образом Адаму удалось открыть, кем он является для меня, показать мне мое истинное «я», и пробудить в нас любовь друг к другу.

Этот совершенно беспомощный Адам объединяет нас всех в одну семью, семью Адама. Самые слабые и надломленные среди нас одновременно являются для нас самым сильным соединительным звеном. Благодаря Адаму нас всегда кто-то ждет. Адам вносит особенный умиротворяющий ритм в жизнь нашего дома. Благодаря Адаму в доме звучат нежные, ласкающие слух слова любви и признательности. Благодаря Адаму всегда находится место для взаимного прощения и духовного исцеления. Адам, будучи самым слабым среди нас, одновременно является тем, благодаря кому в наши души вселяется самый прочный мир. Воистину пути Господни неисповедимы! »

 

Заключение

Остается только догадываться, читал ли когда-либо равви, который спрашивал у учеников о разнице между темнотой и рассветом, Новый Завет. Возможно, читал. В Первом послании Иоанна мы читаем такие слова: «…новую заповедь пишу вам… Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает во свете…» (1 Ин. 2: 8—10).

 

 

Жив сын твой!

Карен Флауэрз

 


Все герои этого рассказа, включая мать и ее сына, о которых пойдет речь, переживали очень тяжелое время. Дело в том, что там, где они жили, за три последних года не выпало ни капли дождя. Трава пожелтела. Деревья сбрасывали листья. Животные погибали без воды. Посевы не давали урожая. На рынке тоже нельзя было купить пищу. Мать, как, впрочем, и все остальные родители вокруг, была озабочена тем, как найти пропитание для себя и своего маленького сына еще хотя бы на один день. Любую семью с такими заботами трудно назвать счастливой.

И вот с ними происходит невероятный случай. К ним в дом приходит Божий пророк Илия и просит поесть! Перед матерью встал очень трудный выбор. В доме оставалось еды всего на один раз для нее с сыном, но она видела, что пророк тоже очень нуждается в пище, поэтому решила поделиться последним. Таким образом, на столе появляется тарелка для Илии. И тут Бог совершил чудо, которое позволило ее небольшой семье, а также Илии пережить голодное время! Каждый день Бог давал этой семье достаточное количество муки и масла на один день. А на следующий день это чудо повторялось. И так изо дня в день. Мать была безмерно счатлива и не переставала благодарить Бога за то, что Он послал Илию, и теперь в ее семье каждый день была пища. Но больше всего она радовалась тому, что узнала о любви и заботе, которую проявляет к Своим детям Небесный Отец.

Затем случилось несчастье, о котором даже страшно подумать. Ее мальчик внезапно заболел и умер, что тут же вызвало немало колких замечаний со стороны соседей: «Вот видишь, не такой уж замечательный твой Бог! Ты говоришь, Он каждый день давал тебе муку и масло. Но что в этом проку, если твой сын, в конце концов, умирает? Это не Тот Бог, Который любит людей и печется о благополучии семей. Если бы это не было правдой, твой сын был бы жив! »

Печаль матери была неописуемой, и она не знала, что делать. Она обратилась с упреком к Илии: «Не говорил ли ты, что Бог любит нас? Но как Он может любить нас и допустить, чтобы мой сын умер? Теперь у меня нет семьи».

Илия не знал, что ответить женщине. Но он верил, что Бог любит эту мать и ее сына. Единственное, что ему оставалось, — это обратиться в молитве к Богу. «Я знаю, Боже, ты любишь эту семью, которая была настолько добра ко мне, что дала мне пищу и кров во время голода, — начал свою молитву Илия. — Я также знаю, что ты не хотел смерти этого мальчика. Прояви Свою милость и верни ему жизнь, чтобы все семьи вокруг познали, что Ты любишь их и печешься о них». И, верите, мальчик вдруг начал дышать! Он открыл глаза! Лихорадка прошла! Это привело Илию в такой восторг, что он подхватил мальчика на руки и, радостно улыбаясь, высоко поднял его. Затем он сбежал по ступенькам вниз и, обращаясь к матери, объявил во всеуслышание: «Смотри, жив сын твой! »

Легко представить, как мать и сын обнялись, плача и смеясь от счастья. «Он жив! Он жив! Воистину, Бог любит и печется о Своих детях! » Бог Небесный действительно любит и соединяет семьи, несмотря на все бедствия, какие могут их постигнуть. Он явил нам Свою любовь, послав Иисуса, чтобы спасти нас от всего недоброго, что принесли в этот мир дьявол и грех. Скоро настанет день, когда Иисус сотворит новый мир, где семьи соединятся с Ним, чтобы никогда больше не разлучаться. Он Сам обещал это, и он сдержит Свое обещание.


 

 

Конец большой вражды

 

Карен Флауэрз

 


(Играть роли, а также обеспечивать эту историю звуковыми эффектами могут как дети, так и взрослые. Перед тем как начать рассказ, потренируйтесь в создании следующих звуковых эффектов, которые ассоциируются с ключевыми словами. Рассказывая историю, делайте паузу после каждого ключевого слова, чтобы дать возможность детям отреагировать соответствующим звуковым эффектом и жестом. Возможно, вам понадобится взрослый ведущий, который будет помогать детям правильно реагировать.)

 

Ключевые слова с жестами и звуковыми эффектами:

Иаков. Поглаживайте руку и приговаривайте: «Гладкая-гладкая! »

Исав. Почесывайте грудь и приговаривайте: «Волосатая-мохнатая! »

Первородный. Поднимите указательный палец и скажите: «Родился первым! »

Деньги. Сложив пальцы в щепоть, произнесите: «Деньги-деньги! »

Коровы. Сожмите руки в кулак, как для дойки, и мычите: «Му-у! Му-у! »

Лошади. Ударяйте себя ладонями по бедрам, создавая звук галопа и приговаривайте: «Та-та-там! Та-та-там! »

Овцы. Сожмите нос пальцами и скажите «Бе-е-е! Бе-е-е! »

Охота, преследование. Делайте жесты, напоминающие стрельбу из лука и имитируйте свист стрел.

Приготовление пищи. Помешивайте пищу в воображаемом котле и приговаривайте: «М-м-м! Вкусно! »

 

(Ключевые слова подчеркнуты в тексте. Как только дети услышат ключевое слово, они тут же реагируют соответствующими жестами и звукоподражаниями.)

 


Это рассказ о двух братьях. У одного из них кожа была гладенькая, как резиновый мяч. Его звали Иаков. Другой, наоборот, был весь покрыт волосами: голова, руки, ноги, грудь. Его звали Исав. Иаков и Исав были не просто братьями. Они были близнецами. Но Исав был первородным, а в те времена быть самым старшим сыном в семье очень много значило! Кто из вас, ребята, самый старший в семье? Хорошо ли быть самым старшим? Обычно самому старшему предоставляется право быть во всем первым. Ему разрешают ложиться позже других детей. Ему разрешается делать то, чего нельзя младшим братьям и сестрам. Но еще в те библейские времена, когда первородный сын вырастал и заводил собственную семью, он получал в наследство в два раза больше коров, в два раза больше лошадей, в два раза больше овец, и в два раза больше денег!

Исав был очень рад, что он первородный сын. Он любил охотиться и часто приносил дичь, из которой отцу готовили его любимое кушанье. И он стал любимым сыном своего отца. Иаков же, который каждый день помогал матери готовить пищу, все больше сожалел, что он не первородный сын. Мать Иакова тоже хотела, чтобы он был первородным. И они придумали план.

Однажды Исав сказал: «Пойду-ка я на охоту. Вернусь не раньше вечера». «Гм-м-м», — Иаков многозначительно посмотрел на свою мать, и они решили, что пришло время осуществить свой план. Когда Исав возвратится домой, он будет голоден, как волк. А Иаков как раз приготовит ароматную чечевичную похлебку, и когда Исав попросит есть, Иаков предложит сделку: отдать ему право первородства в обмен на чечевичную похлебку. И тогда Иаков сможет получить в два раза больше коров, лошадей, овец и денег!

Итак, Иаков приготовил горшок очень вкусной чечевичной похлебки и стал дожидаться возвращения брата. Как только Исав вошел, он тут же обонял аппетитный запах похлебки, а поскольку был очень голоден, то готов был отдать все, лишь бы отведать немного вкусной пищи. Так что когда Иаков предложил: «Поешь моей похлебки, но прежде пообещай, что отдашь мне право первородства, чтобы я получил в два раза больше коров, лошадей, овец и денег», Исав тут же согласился: «Как скажешь. Только дай мне этой ароматной похлебки, которую ты приготовил, и забирай право первородства, а вместе с ним в два раза больше коров, лошадей, овец и денег».

Однако позже… Исав рассвирепел, когда понял, что Иаков его обманул, воспользовавшись тем, он был голоден. Он, конечно же, и не думал менять в два раза больше коров, лошадей, овец и денег всего лишь за миску чечевичной похлебки! Исав настолько рассвирепел, что решил расправиться со своим братом Иаковом. Поэтому Иакову пришлось спасаться от Исава бегством, чтобы тот его не нашел.

Вам когда-либо приходилось драться со своим братом или сестрой? Вражда между Исавом и Иаковом переросла в долгосрочную войну, которая длилась, пока оба брата-близнеца не стали зрелыми мужами. Но у этой истории счастливый конец. Иакову, в конце концов, надоело прятаться от своего брата, и он пожалел о том, что когда-то обманом выменял у Исава его право первородства за чечевичную похлебку. Иакову очень захотелось вернуться в родительский дом и увидеться со своими родными. Он не знал, как воспримет его появление Исав, но на свой страх и риск отправил ему письмо, в котором писал, что сожалеет о происшедшем между ними и сообщал, что желает вернуться домой. А тем временем, Исав все эти годы тоже думал о том, что напрасно преследовал родного брата. Он тоже сожалел о том, что все эти годы Иаков, опасаясь его мести, не мог увидеться со своими родителями. Исав хотел, чтобы они с братом снова стали друзьями.

И знаете, что произошло? Когда Исав узнал, что его брат Иаков вместе со всей своей семьей направляется к родительскому дому, он вскочил на коня и поскакал ему навстречу. Увидев друг друга, они спешились, побежали навстречу друг другу и обнялись. И на этом закончилась великая вражда, которая разделяла их столько лет. Она закончилась потому, что Исав и Иаков проявили готовность сказать друг другу «прости» за все те обиды, которые они причинили в прошлом. Великая вражда закончилась, потому что Исав и Иаков проявили готовность покончить со злом и решили любить друг друга, а также поделиться поровну всеми коровами, и лошадьми, и овцами, и деньгами. С великой враждой было покончено, потому что Бог помог им простить друг друга и начать все сначала… Бог желает помочь нам покончить с враждой в наших семьях, Он желает, чтобы мы были добры, любили друг друга и охотно делились друг с другом всем, как и Он делится с нами, если только мы готовы принять Его дар.


 

Семейные узы

Карен Флауэрз

 


Для этого урока вам понадобится:

Клубок пряжи или ниток;

Ножницы;

Картинка с изображением Иисуса;

Помощь кого-нибудь из взрослых.

 

Задайте детям вопрос: «Из кого состоит ваша семья? »

 

(Расширяйте их ответы своими комментариями, например: «Значит, твоя семья состоит из… мамы… сестры… и братика». Постарайтесь так сформулировать свои комментарии, чтобы не возникало стереотипного представления, что все семьи одинаковы, т. е. непременно должны состоять из папы, мамы и детей. Наоборот, было бы неплохо в ходе урока ненавязчиво заметить, что семьи бывают самые разные. Очень важно, чтобы ваши комментарии несли в себе положительный заряд, например: «Вас двое в семье: ты и бабушка», и т. п. Избегайте акцентировать внимание на том, что у кого-то из детей нет папы, мамы… Будет полезным помочь ребенку расширить его понятие семьи, включив в него тех родственников, которые живут отдельно от ребенка, например: бабушки, дедушки, тети, дяди, двоюродные братья и сестры и т. д.)

(В ходе выслушивания ответов вам потребуется помощь одного взрослого, который будет обеспечивать урок наглядностью. Потребуется создать паутину из ниток, связывающих вас с каждым ребенком, что будет символизировать семейные узы. По окончании плетения этой паутины в вашей руке должны оказаться концы всех ниток, ведущих к каждому ребенку. По мере того, как дети называют членов своих семей, ваш ассистент-взрослый отрезает нитку соответствующей длины, которая будет соединять вас с ребенком. Вам необходимо удерживать все концы ниток в одной руке, прикрывая их картинкой, повернутой лицевой стороной к вам, чтобы дети не видели, кто на ней изображен, а ассистент будет давать другой конец нитки ребенку. Попросите детей, чтобы они называли самых разных членов своих семей: сестер, братьев, тетей, дядей, двоюродных родственников и т. д. Проследите за тем, чтобы в конце этого этапа каждый ребенок держал в руке нитку.)

 

Дети, посмотрите! Теперь все мы соединены друг с другом! Мы составляем единое целое, независимо от возраста, цвета кожи, роста, финансового положения наших семей, или любых других различий. Библия учит, что все мы — часть единой семьи. Бог дал нам семьи, чтобы в них мы научились любить и заботиться друг о друге. Бог создал наши семьи, чтобы нам было весело вместе, и чтобы научить нас относиться друг к другу с уважением и проявлять доброту. Он знал, что мы очень нуждаемся в том, чтобы рядом находился близкий человек, всегда готовый прийти нам на помощь. Он знал, что семья — самое лучшее место для познания Бога. И Он желает, чтобы наши семьи были очагами Его любви в этом мире. Вот почему Он сделал вас членами своих семей и членами Его большой семьи здесь, в церкви.

 

А знаете ли вы, как зовут Того, Кто соединяет нас всех? Библия говорит, что Его имя — Иисус Христос, и именно Он объединяет нас в семьи. (В этом месте поверните картинку с изображением Христа к детям, продолжая держать руку с нитками за ней.) Иисус Христос соединяет нас также в одну Божью семью.

 

Я лично счастлива, что являюсь членом своей семьи. И я очень счастлива, что мы все — члены большой Божьей семьи, соединенные любовью Христа. А вы?


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.358 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь