Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прощение в художественной литературе ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
*** Учись прощать, молись за обижающих, Зло побеждается лучом добра, Иди без колебанья в стан прощающих, Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена, И сердце, словно чаша горьких слёз, И, кажется, что доброта вся выжжена, Ты вспомни, КАК ПРОЩАЛ ХРИСТОС.
Учись прощать, прощать не только словом, Но всей душой, Всей сущностью своей, Прощение рождается любовью В творении молитвенных ночей.
Учись прощать! В прощенье радость скрыта. Великодушье лечит, как бальзам. Кровь на кресте за всех пролита, Учись прощать, чтобы прощён был сам. (Б.Пастернак)
*** Все были за бойкот! Только одна Ленка не подняла руки. - А ты? – удивилась Железная кнопка. - А я – нет, - просто сказала Ленка и виновато, как прежде, улыбнулась. - Ты его простила? – спросил потрясённый Васильев. - Вот дурочка, - сказала Шмакова. – Он же тебя предал! Ленка стояла у доски, прижавшись стриженым затылком к её чёрной холодной поверхности. Ветер прошлого хлестал её по лицу: «Чу-че-ло-о-о, преда-тель!...Сжечь на костре-е-е! » - Но почему, ты против?! – Железной Кнопке хотелось понять, что мешало этой Бессольцевой объявить Димке бойкот. – Именно ты – против. Тебя никогда нельзя понять…Объясни! - Я была на костре, - ответила Ленка. – И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять…И никогда никого не буду травить. Хоть убейте! //Железников В. Чучело; Жизнь и приключения чудака.-М., 1996 – С. 178-179//
*** ПРОЩАЙТЕ ВСЕХ Гневаясь, не согрешайте: Солнце да не зайдёт Во гневе вашем. Еф.4, 26 Копить обиды, Превращать в каменья? Но голос мести никого не спас. Прощайте всех, Кто обижает вас, Чтоб заслужить Ответное прощенье
Горька и солона Страданий чаша, Но надобно испить И превозмочь. Пусть солнце Не зайдёт во гневе вашем, И вечной злобой Не придавит ночь. //Телегbyf В.Ф.Богородская травд. – Пермь, 2005 – с. 182-183.// ПРОЩЕНИЕ Важным элементом добродетели милосердия является требование ПРОЩЕНИЯ ОБИД. Этика любви повелевает прощать обиды, причём прощать следует как признающегося в своём погрешении и просящего о прощении (См.: Лк., 17: 4), так и всякого согрешающего против тебя (См.: Мф., 18: 21). Смысл милосердного прощения не просто в забвении причинённого зла. Ведь забыть можно в презрении, в полнейшем равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому. Милосердное прощение означает глвным образом ОТКАЗ ОТ МЩЕНИЯ и затем уже ПРИМИРЕНИЕ. В презрении я не считаю другого достойным своего внимания, в равнодушии я просто не замечаю другого. Прощение – это забвение обиды и согласие на мир. Иными словами, прощая, я ПРИЗНАЮ другого и в признании ПРИНИМАЮ его, располагаюсь к нему. В требовании прощения предполагается и другое: не бери на себя право судить других окончательно и навязывать им своё мнение. //Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – м., 2004 – с.// ***
АФОРИЗМЫ Ошибаться – человечно, прощать – божественно. А. Поп Мы все дурны, и потому все то, что мы обсуждаем в других, мы всегда найдем в себе. Давайте же прощать друг другу. Одно средство жить нам в мире – это взаимное прощение. «Круг чтения» Тот, кто отказывается простить другому, как бы разрушает мост, по которому сам должен будет пройти, ибо каждый человек нуждается в прощении. Э.Герберт Мщение поравняет тебя с обидчиком твоим, прощение же его поставит тебя много выше его. Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. А.Дюма-отец Много прощая, сильный становится ещё сильнее. Публилий Сир Только сильные умеют прощать. Э.Ожешко *** Прощение в художественной литературе
- О мать моя! Я отрёкся от тебя в дни моей гордыни. Не отринь же меня в час моего смирения! Я питал к тебе ненависть. Одари же меня любовью! Я отверг тебя. Прими же своё дитя… НО нищенка не ответила ему ни слова. И он простёр руки к прокажённому и припал к его стопам, говоря: - Трижды оказал я тебе милосердие. Умоли же мою мать ответить мне хоть единый раз. Но прокажённый хранил безмолвие. И снова зарыдал Мальчик – звезда и сказал: - О мать моя, эти страдания мне не по силам! Даруй мне своё прощение и позволь вернуться в наш лес. И нищенка положила руку на его голову и сказала: - Встань! И он встал с колен и посмотрел на них. И что же! Перед ним были Король и Королева. И Королева сказала ему: - Вот твой отец, которому ты помог в час нужды. А Король сказал: - Вот твоя мать, чьи ноги ты омыл своими слезами. И они пали в его объятия, и осыпали его поцелуями. //Уэйльд О. Мальчик – звезда. – М., 1972 – с.105//
*** Всё горе дня встаёт перед ним. Он весь проникается сознанием зла, нанесённому ему сестрой. Обидное чувство, что его никто не хочет выслушать, что к нему несправедливы, охватывает его. - Все только слушают Зину…Все целый день на меня напвдают, меня никто не-е любит и никто не хо-очет вы-ыслу-у… И тёма горько плачет, закрывая руками лицо. Долго плачет Тёма, но горечь уже вылита. Он передал матери всю повесть грустного дня, как она слагалась роковым образом. Его глаза распухли от слёз; он нервно вздрагивает и нет-нет всхлипывает тройным вздохом. Мать, сидя с ним на диване, ласково гладит его густые волосы и говорит ему: - Ну, будет, будет… мама не сердится больше…мама любит своего мальчика… мама знает, что он будет у неё хороший, любящий, когда поймёт только одну маленькую, очень простую вещь. И тёма может её уже понять. Ты видишь, сколько горя с тобой случилось, а как ты думаешь, отчего? А я тебе скажу: оттого, что ты ещё маленький трус… Тёма, ждавший всяких обвинений, не только не этого, страшно поражён и задет этим неожиданным выводом. - Да, трус! Ты весь день боялся правды. И из-за того, что ты её боялся, все беды твои и случились. Ты сломал цветок. Чего испугался? Пойти сказать правду сейчас же. Если б даже тебя и наказали, то ведь, как теперь сам видишь, тем, что не сказал правды, наказанья не избег. Тогда как, если бы ты правду сказал, тебя, может быть, и не наказали бы. Папа строгий, но папа сам может упасть, и всякий может. - Отчего ты не сказал? - Я боялся папы… - Сам же говоришь, что боялся, значит – трус. А трусить, бояться правды – стыдно. Бояться правды скверные, дурные люди, а хорошие люди правды не боятся и согласны не только чтобы их наказали за то, что они говорят правду, но рады и жизнь отдать за правду…Вот когда ты подрастёшь и узнаешь, как люди жили прежде, узнаешь, что нельзя было бы жить на земле без правды, когда ты не только перестанешь бояться правды, а полюбишь её так, что захочешь умереть за неё, тогда ты будешь храбрый, добрый, любящий мальчик. //Гарин – Михайловский Н.Г. Детство Тёмы - М., 2001.- с. 56-57. //
*** ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ «У одного человека было два сына. Младший сын попросил отца выделить причитающуюся ему часть имущества и ушёл из дома. Отправившись в дальние края, он жил там в праздности и быстро промотал все деньги. Да ещё наступил голод, и положение юноши стало совсем отчаянным… И он решил вернуться к отцу, повиниться перед ним. «Скажу отцу, - решил юноша, - что я недостоин больше называться его сыном, и наймусь к нему в работники». Юноша ещё был далеко от дома, когда отец узнал о его возвращении. Он побежал навстречу сыну, обнял и поцеловал его. Тогда сын сказал: «Отец, я очень виноват перед тобой и Богом и недостоин больше называться твоим сыном». Но отец приказал слугам принести для сына лучшую одежду и обувь, подарил ему дорогой перстень. После этого он распорядился зарезать телёнка и готовиться к большому пиру: «Будем радоваться и веселиться – нашёлся мой пропавший сын! » И начался весёлый пир. Старший сын был очень рассержен и не хотел идти в дом. И когда отец сам позвал его, старший сын сказал с горечью: «Я столько лет честно помогаю тебе и ни разу не ослушался – так ты даже козлёнка мне не дал, чтобы попировать с друзьями. Мой же брат, промотавший всё своё имущество, только успел вернуться – и ты в его честь заколол откормленного телёнка! » На это отец сказал ему: «Сын мой! Ты всегда рядом со мной, и всё, что у меня есть – это твоё. Брат же твой всё равно что умер и ожил снова – вот чему надо радоваться! » //Библия: Ветхий и Новый завет в пересказе для детей. – М., 1996 – с. 320-321//
Список литературы Всего: 20 названий [Афоризмы о прощении] //Грушко Е.Д. Энциклопедия русской мудрости. – М., 1999. – с 347. [Афоризмы о прощении] // Энциклопедия афоризмов. – М., 2001. – с. 451. [Афоризмы о прощении] // Энциклопедия мысли. – Харьков, 1995. – с. 358-359. [Афоризмы о прощении] // Энциклопедия мысли. – М., 1994. – с.369. Байер Б. Лебединое лето/пер.с англ. А.Дубининой. – М.: Центр «Нарния», 2007 – с.176: ил.-(Тропа пилигрима). Гарин – Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. – М.: Дет.лит., 2001 – с. 218: ил.-(школьная библиотека). Давыдычев Л.И. Мамино слово: рассказ //Давыдычев Л.И. Самое длинное мгновение – Пермь, 1988. – с.135-140. Давыдычев Л.И. Письмо маме: рассказ // Самое длинное мгновение. – Пермь, 1988. – с.140-142. [Дельфина исключена из балетной школы]//Жуайе О. Дневник Дельфины. – М., 2003. – 134-1354; 138-141. – (Маленькие женщины). «Жалеть! Зачем меня жалеть!..»//Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – Ленинград, 1975. – с.58-59. Лагерлеф С. Две дочери короля// Лагерлеф С. Роза Христа. – М., 1996.- с.90-94. Лагерлеф С. Покрывало св. Вероники// Лагерлеф С. Легенды о Христе. – М., 1991. – с.94-95. [Лена Бессольцева прощает обижавших её]// Железников В. Чучело; Жизнь и приключения чудака. – М., 1996. – с.178-179. Паттерсон К. Мост в Терабитию. – М., 2007.-с.102-103. Притча о блудном сыне Лк. 15: 11-32//Библия: Ветхий и Новый завет в пересказе для детей. – М., 1996 – с. 320-321. «Простить»//Даль В.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2002. с. 716. «Простить»// Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1986.- с.539. «Прощёное воскресенье»// Шипов Я.(священник) Православие: словарь школьника. М., 2004 – с. 229. СпирЭ.Дж.Медный лук/пер.с англ. О.Бухиной. – М.,: Центр «Нарния». 2007 – с. 320: ил. – (Тропа пилигрима). Радкевич В. Письмо матери//Радкевич В. Избранное. – Пермь, 1977, с. 174-175. Телегина В. «Прощайте всех…»//Телегина В. Богородская ирава. – Пермь, 2005. – с.183. Уайльд О. Мальчик-звезда. – М., 1972. – с.105.
[«Прощение» как категория этики] //Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 2004. – с. 370-376.
Составитель: Вед.библиограф Л.В.Мальцева, Пермская краевая детская библиотека им. Л. Кузьмина Приложение 8 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы