Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Господь же дал милость народу Своему в глазах Египтян; и они давали ему, и обобрал он Египтян». (Исх. 12:36, 37)



Только круглый идиот, или очень умный, но глубоко верующий человек, может в это поверить. Не обижайтесь, пожалуйста, я имею в виду не Вас, а Ваших соседей. Но и не следует считать древних египтян круглыми идиотами!

Кое-где в Библии действительно говорится о египетском рабстве. Но встречали ли Вы таких щедрых господ? Слышали ли вы, читали ли вы когда-нибудь о господах, которые добровольно, а не в результате Великой Октябрьской социалистической революции отдали своё золото рабам своим?

Нет, на самом деле, всё было совсем не так. Не имели оснований ни Господь, ни Моисей считать египтян глупцами. Иегова не учил Моисея грабить господ. Его наставления во время первой исторической встречи с будущим Путеводителем звучали иначе.

Пусть, сказал Он, «каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вырядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте вы Египтян». (Исх. 3: 22)

Слова «и оберёте вы египтян» явно не были сказаны Господом, но были приписаны позднее неким злоумышленником.

Еще раз внимательно вникните в смысл Божьего наставления: «пусть каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее! »

Не жили египтяне — хозяева в домах рабов — евреев! Не были египтяне соседями евреев! Израильтяне, согласно Библии, жили совершенно изолировано, на земле Гесем.

Так оно, скорее всего, и было в действительности. У этих двух народов были различные обычаи, устои, обряды, занятия. Пища иудеев была противна египтянам, и наоборот. Египтяне презирали скотоводов, а иудеи презирали землепашцев. Эти два народа не могли и не хотели быть соседями!

И не были. Десять казней Египетских не коснулись земли Гесем, где жили израильтяне!

Поэтому вовсе не египтян, а своих же соплеменников должны были обобрать исходящие израильтяне.

Это подтверждает Господь, вторично напутствуя Моисея: «внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых». (Исх. 11: 2)

Как ни крутите, Господа проповедники, но и Вы должны будете согласиться, — не были египтяне ближними для иудеев! Пострадали в этой истории вовсе не они.

Пострадали свои же братья-евреи.

«И разделит Господь между скотом Израильским и скотом Египетским, и из всего скота сынов Израилевых не умрёт ничего». (Исх. 9: 4)

«И множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое». (Исх. 12: 38)

Так откуда же взялось, скажите на милость, большое стадо у рабов?

Это были какие-то особые рабы, рабы-скотовладельцы.

Не только скотовладельцы. Но и рабы-рабовладельцы! Потому что, как мы вскоре убедимся, «множество разноплемённых людей» были, в основе своей, слугами и рабами израильтян. В пустыне Моисей разработал особые законы, регламентирующие их поведение и отношение к ним.

«И вышли сыны Израилевы вооружённые из земли Египетской». (Исх. 13: 18)

Вооруженные рабы? Это уже начинает напоминать восстание Спартака.

Нет, ничто не свидетельствует о том, что евреи находились в рабстве.

Но легко можно поверить в то, что в последние годы жилось им в Египте не сладко. Как же дошли они до жизни такой?

Вот как выглядит моя версия. Вероятнее всего, события развивались таким образом.

Вернёмся в первые годы после прихода семьи в Египет.

Под охранной рукой Иосифа племя израильтян жило счастливо и вольготно. И усиленно плодилось и размножалось. В основном, за счет родственных племен. Все стремились породниться с людьми, имеющими такого высокого покровителя. Многие переходили в их веру, так как считали, что евреям и Иосифу помогает могучий Единый Бог, который сильнее многочисленных и разобщенных богов Египтян.

Левий, жестокий и своенравный, был признанным лидером в семье Иакова. Его опасались, ему подчинялись остальные братья. И колено Левия, со временем, заняло лидирующее положение среди колен Израиля.

Это колено, подчиняясь воле Левия и трех его сыновей, не допускало в свою среду чужаков, противилось ассимиляции. Браки заключались только со своими. Например, Амрам, внук Левия, отец Моисея и Аарона, был женат на своей родной тетке. В результате колено левитов оказалось самым малочисленным, но зато самым сильным, спаянным, хорошо организованным. Левитов опасались, их силу уважали, их слушались остальные израильтяне.

Прошло несколько десятков лет. Умерли Иосиф и безымянный фараон, который «знал Иосифа».

Новый фараон, стремясь увековечить своё, неизвестное нам, имя, развернул грандиозное строительство городов и пирамид. Ему понадобились сотни тысяч рабочих.

Для израильтян настали худые времена. Их начали привлекать к тяжелым строительным работам. На свободолюбивое пастушеское племя надели ярмо невыносимого для них принудительного труда.

Вопреки утверждению Библии, это не было рабством. Евреев никто не продавал, не покупал, ими никто не владел. Мало того, у многих из них были свои рабы.

Справедливость требует признать, что и сами египтяне находились в угнетенном, полу рабском положении, погибали десятками тысяч на ударных стройках феодализма.

И всё же, евреям приходилось гораздо хуже. Как презренных инородцев и иноверцев их ставили на самые тяжелые участки. Их постоянно оскорбляли и унижали, увеличивали нормы выработки. Любой египтянин мог безнаказанно избить или даже убить еврея.

И потомки Иакова возроптали. Возникли и стали шириться мессианские настроения. С нетерпением ждали прихода Избавителя, который выведет народ из земли унижений и лишений в землю благоденствия. К Богу возносились вопли отчаяния: когда же, наконец, Он выполнит обещания, многократно даваемые Им Аврааму, Исааку, Иакову?

В это время колено Левия уже имело нового лидера, Моисея.

Человека образованного, получившего воспитание при дворе фараона, прирожденного вождя. Лидера, обладавшего сильной волей, гибким умом, не признающего преград при достижения своей цели, религиозного фанатика, авантюриста по натуре. Он лелеял честолюбивые планы: подчинить себе не только свой род, но и всё племя израильтян.

Испокон веков народы Востока употребляли различного рода наркотические вещества, вроде гашиша. Эти вещества были способны вызывать галлюцинации, волшебные видения.

Однажды Моисею привиделось, что из горящего куста к нему обратился древний еврейский Бог, и поручил ему взять на себя миссию освобождения евреев из-под гнёта. И Моисей горячо уверовал в свое высокое предназначение.

Но он не знал имени этого Бога.

«Являлся Я Аврааму, Исааку, Иакову с именем: «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им». (Исх. 3: 13; 6: 2)

Как же не открылся? Вот Его собственные слова, обращенные к Аврааму:

«И сказал ему: Я Господь, который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю и его владение». (Быт. 15: 7)

Если Авраам не знал имени Бога, то как же мог он называть место, где собирался принести в жертву Исаака: «Иегова-ире», что означает: «Господь усмотрит»? (Быт. 22: 14)

Знал это имя и Иелиезер, раб Аврама, который пошел выбирать жену Исааку. (Быт. 24: 27)

Знали Его не только они, но и Авимелех, царь герарский, который говорил Исааку: «Мы ясно увидели, что Господь с тобой». (Быт. 26: 28)

Значит, это имя знал и Исаак.

Бог назвал свое имя и Иакову: «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака». (Быт. 28: 13)

Почему же Бог лжёт Моисею, говоря, что не открылся праотцам народа?

Дело, по-моему, вот в чём. Действительно, во времена патриархов еврейский Бог назывался по-другому, у него было несколько имен: Владыка, Всемогущий. Он не назывался Иеговой, Господом.

Моисей знал из народных преданий, что у Авраама был какой-то бог, которому тот молился, и который его опекал. Но израильтяне, живя в Египте, потеряли связь с этим Богом, молились египетским богам, выполняли египетские обряды.

Моисей решил возродить Бога Авраама. Но кто поверит безымянному Богу? Как будут именовать Его люди в своих молитвах? И тогда будущий вождь сам изобрел это имя. Причем, долго не раздумывая, просто перевел на еврейский язык имя великого бога Ваала, которое тоже означало: «Господин, Господь». (Ос. 2: 16) И этого старо-нового Бога представил Моисей старшинам колен Израиля, когда начал внушать им свою идею Исхода. Он передал им слово в слово мнимое повеление Господа: «И так скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выеду вас из-под ига Египтян, и избавлю вас, и спасу мышцею простертою и судами великими. И приму вас к Себе в народ, и буду вам Богом, и вы узнаете, что я Господь, Бог ваш». (Исх. 6: 6-7)

Так произошло знакомство старейшин со своим новым Повелителем.

Моисей поставил своей основной задачей вырвать евреев из-под власти египетских богов, дать им Бога-Защитника, Бога-Избавителя, который поведет их в землю, где не будет угнетателей, где не будет иных господ, кроме Господа Бога, Всемогущего и Милостивого.

____________________

Так случилось, что в этот период Египет переживал целый ряд экологических катастроф, следующих одна за другой.

Сначала произошло невиданное по масштабам наводнение. Воды Нила залили всю страну. А когда они схлынули, на месте плодородных полей образовались огромные болота, полные жаб, змей и иной нечисти.

Последовала сильная засуха, налетели тучи саранчи, миллиарды мошек жалили людей и скот, перенося болезни. Чумной мор косил египтян, особенно, — маленьких детей.

Суеверные египтяне были уверены, что все эти несчастья, следующие беспрерывной чередой, насылает на них могучий Бог евреев, в ответ на их молитвы с просьбами покарать Египет.

Началась смута. Подданные стали требовать от фараона, чтобы он изгнал ненавистное племя. Фараон колебался, не желая терять сотни тысяч рабочих рук.

Моисей понял, что наступил благоприятный момент для осуществления его планов. Он решил стать во главе освободительного движения.

Для начала следовало убедить недоверчивых соплеменников, что именно его, Моисея, избрал Господь в качестве Мессии. Именно его поставил посредником между Собой и избранным народом. Именно ему назначил быть толкователем и исполнителем Божьих законов и наставлений.

В этом ему помогло то обстоятельство, что он долгое время жил в семье своего тестя, мудрого мадиамского жреца. У тестя Моисей научился искусству волхования, чревовещания, методам гипноза и внушения, двум десяткам «волшебных «трюков, способных произвести впечатление на толпу. Вроде превращения жезла в цветущую ветвь или в змею. Эти незамысловатые трюки сейчас доступны каждому начинающему иллюзионисту.

Следовало сплотить вокруг себя группу единомышленников, желательно, — из числа начальников колен и старейшин, уважаемых в обществе людей.

Не обладая достаточным красноречием, Моисей поручил эту задачу своему брату Аарону, посулив ему сан первосвященника.

Аарон, в отличие от Моисея, был человеком робким, слабовольным, но — хорошим пропагандистом и агитатором. Ему удалось зажечь идеей Исхода десятки горячих голов. Но всё же основным костяком возникшей партии были члены семейного клана левитов.

Третьей основной задачей Моисея было: сохранить заговор втайне от администрации фараона. Ведь в среде народа было немало соглядатаев и доносчиков, могущих расстроить задуманный побег. Поэтому следовало убедить основную массу народа, не посвященного в заговор, — именно самих евреев, а не фараона, как это утверждается в Библии, — в том, что речь идет вовсе не об Исходе из Египта. А о шестидневном походе в пустыню для проведения грандиозного молебна и приношения жертв Господу. Чтобы Он отвратил несчастья, которые стали постигать Египет в последнее время.

К идее такого похода-богослужения благожелательно отнеслись и власти. Чем черт не шутит, подумали они, может быть, Бог евреев и способен на благие дела.

Моисей понимал, что народ, введенный в заблуждение, двинется в путешествие налегке, с небольшим, недельным запасом пищи и воды.

Путь же от дельты Нила до Палестины такой массе народа можно было преодолеть не раньше, чем за три-четыре недели. Это было известно от купцов, привозящих товары.

Поэтому необходимо было, не вызывая подозрений, убедить богомольцев, чтобы они захватили с собой как можно больше золота, серебра, меди и иных драгоценностей. За эти ценности можно будет купить еду и воду у кочевых племен, обитающих в пустыне.

Но как же это сделать? И возникло мудрое решение: нужно убедить народ, что следует во время богослужения освятить золото и драгоценности, в результате чего они не только не убавятся, но еще более возрастут в цене.

Уговорить простых, доверчивых людей не составило особого труда. И немудрено. Ведь и в более поздние времена толпа так же легковерно шла на поводу у светских и духовных вождей-проходимцев. Вспомним хотя бы того же попа Гапона.

Не все израильтяне поверили сладким речам Аарона и сверкающим глазам Моисея. Не всех начальников и старейшин колен сумели они зажечь своей авантюрной идеей. Ведь и сами братья не знали, что ждет их народ впереди: смерть или еще более тяжелое угнетение. В шестой главе книги «Исход» в числе начальников народа указаны представители только трёх колен: Рувима, Симеона и Левия.

Было много тех, кто оказался слишком ленив или не приспособлен к многодневному переходу.

Было много нищих, не имеющих запасов пищи. Им и нечего было одеть.

Были калеки, больные, старики, грудные дети. Для них такая прогулка оказалась невозможной.

Было тогда и много израильтян, которые ассимилировались, молились египетским богам, разочаровавшись в Иегове.

Были и смешанные семьи, в которых жена или муж, выходцы из родственных или дружественных евреям племён, не соглашались идти для поклонения Иегове, дабы не прогневать своих богов. И супруги их также вынуждены были остаться дома.

Видите, как много доводов имеется для того, чтобы не поверить, что весь «народ избранный «в один день покинул Египет.

И, в то же время, все или почти все оставшиеся — добровольно! — отдавали свои ценности уходящим. Но не насовсем! А только для того, чтобы соседи освятили эти ценности при молебне, и вернули их владельцам уже освященными Богом Иеговой.

Сердобольные соседки отдавали уходящим детям праздничные нарядные одежды своих, остающихся детей. Никто из них и не подозревал, что уже никогда не увидит ни этих нарядов, ни своих драгоценностей, ни своих дорогих отходящих соседей.

В оправдание последним я еще раз должен напомнить, что они и сами об этом не догадывались. Не знали, в какую грандиозную авантюру затянули их вожаки-братья.

____________________

Исход действительно был авантюрой, это несомненно. Если бы Моисей полагался больше на себя, а не на Божье провидение, то он должен был провести предварительную подготовку такой широкомасштабной операции.

Следовало тщательно выверить маршрут, составив подробную карту с обозначением оазисов, колодцев и других пригодных мест для стоянок. Это было совсем несложно сделать, так как этим маршрутом двигались сотни торговых караванов. Купцам было хорошо известно, что их ждет на каждом километре. Необходимо было также выяснить настроения и численность кочевых племен, через пастбища которых лежал путь. Договориться с царьками и князьями городов и территорий, которые могли со своими вооруженными отрядами воспрепятствовать продвижению колонны. Пообещать им золото, рабов, военную помощь. Следовало, наконец, выслать лазутчиков задолго до начала Исхода, а не через два года после этого.

Но Моисей слепо верил в то, что Бог Сам выведет народ Свой в обещанную землю, устранит все препятствия на его пути, устрашит иные народы, усмирит диких зверей, даст народу пищу и воду.

Поэтому эта авантюра была обречена на провал, евреи — обречены на истребление.

Так оно и случилось. Не через три-четыре недели, а через несколько десятков лет только небольшая часть тех, кто вышел из Египта, сумели дойти до земли Обетованной. Которую еще лишь предстояло завоевать.

____________________

Итак, утром определенного дня израильтяне двинулись в путь, сопровождаемые насмешками, проклятиями и камнями египтян.

Они смогли взять с собой только само необходимое.

Утверждение, что они вышли со всем своим скотом, — явное преувеличение. Действительно, толпа гнала перед собой быков, коров, овец и коз, но это была только очень небольшая часть стада израильтян.

Ведь Моисей уверил власти, что животные нужны для принесения в жертву Богу.

Но никто из египтян не поверил бы, что для этого надо гнать всё стадо. Жертвы не должны были иметь ни единого пятнышка, ни единого изъяна, ни единого порока, а таких было очень мало. Животные с изъяном были видны невооруженным глазом, — кто бы позволил их вывести!

Сразу же, на второй или третий день, Моисей выяснил, что кратчайшим путем пройти не удастся. Там шла война между враждующими царьками. Вождь не очень-то надеялся на свое ополчение.

Оно, хотя и было вооружено, но еще ни разу не участвовало в сражении. Не было организовано, распределено по отрядам, не имело военачальников, не прошло военной подготовки.

Поэтому Моисей решил обогнуть район военных действий, проведя колонну направлением к югу, берегом Красного моря. Подойдя к самому морю, Моисей увидел, что сильный восточный ветер отогнал воду с узкого перешейка, соединяющего два противоположных берега. И, решив, что это — счастливое предзнаменование, провел народ через перешеек.

В это же время фараону донесли, что израильтяне нагло обманули его, и у них вовсе нет желания возвращаться под иго. Царь послал вслед беглецам отряд конницы и боевых колесниц.

«Господь привёл в замешательство стан Египтян». (Исх. 14: 24)

Нас тоже привёл в замешательство. Какой стан? Ведь египтяне мчались на всех парах. Они вовсе не располагались станом.

И на всём скаку конница влетела на обмелевший перешеек.

Израильтяне, увидев такую лавину, пришли в ужас. Но они находились под охранной рукой Господа.

«И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась на свое место; а Египтяне бежали навстречу воде. Так потопил Господь Египтян среди моря». (Исх. 14: 27)

Всё это было очень красиво и впечатляюще. Находясь под впечатлением, Моисей воспел гимн великому Иегове.

«Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостию, досточтим хвалами, творец чудес? » (Исх. 15: 11)

Что тут сказать? Если святость определяется количеством пролитой крови, то такого святого Бога ещё свет не видывал! На такие чудеса массового уничтожения ни один языческий Бог никогда не решился бы.

Потому что язычники тут же прокляли бы Его. У них, в отличие от нас, было из кого выбирать.

____________________

Теперь вернёмся к опрометчивому библейскому утверждению, что еврейский народ в один день вышел из Египта. Попробуем выяснить, не вводит ли нас Библия в заблуждение в очередной раз. В пустыню вышло около трех с половиной миллионов израильтян. На этом числе сходятся многие комментаторы и толкователи Библии.

Но такая масса народа не способна выйти в один день. Даже если бы Господь и египтяне сильно подталкивали евреев в спины.

Если напрячь фантазию и представить себе, что исходящие маршировали стройными ротами, по десять человек в шеренге, с промежутками между шеренгами в один метр, то расстояние от первой шеренги до последней должно было составлять триста пятьдесят тысяч метров, то есть, триста пятьдесят километров.

Но израильтяне не шли стройными рядами. Брела толпа. Плелись старики и дети. Проходили стада животных.

Такая колонна должна была растянуться на расстояние вдвое большее, — около семисот километров. Голова ее могла уже придти в землю Обетованную, а хвост — ещё некоторое время оставаться в египетском рабстве. Если Моисей решал раскинуть стан в каком либо месте, то пришлось бы ждать около месяца, пока сюда не подтянется весь народ. Исход с территории Египта должен был длиться не менее двух-трех недель.

Поэтому библейская легенда, повествующая о том, как фараон на третий день опомнился и кинулся вслед за израильтянами, еще более неправдоподобна, чем пресловутый банан, который вмещал в себя все представления о добре и зле.

Те же теологи, непременно, возразят: в Библии всё сильно преувеличено. Мы знаем, что семитские племена выходили из Египта в течение нескольких лет.

Знаете? Так почему же скрываете это от народа? Зачем морочите людям головы библейскими сказками? Почему выдаете их за святую правду?

Осмелится ли какой священник или проповедник произнести с кафедры такие слова: «евреи вышли из Египта в один день, но не берите это на легкую веру, — на самом деле, исход длился годами»?

Долго ли он устоит на кафедре, произнеся эти абсолютно правдивые фразы?

 

 

Глава шестая.

ВПЕРЁД, НАВСТРЕЧУ СМЕРТИ!

 

«Еще я видел под солнцем:

место суда, а там беззаконие;

место правды, а там

неправда».

(Ек. 3: 16)

 

Вот этапы пути израильтян так, как они указаны в книге «Исход».

 

 

В пятнадцатый день первого месяца года народ Израильский, в котором насчитывалось около шестисот тысяч взрослых мужчин, вышел из города Раамсеса.

За день дошли до Сокхофа. (12: 37) Потом двинулись дальше и дошли до Ефама, что в конце пустыни. (13: 20) К концу третьего дня добрались до Ваал-Цефона, к берегу залива Красного моря. (14: 2)

Ночью, спасаясь от конницы египтян, перешли обмелевший залив.

Потом вступили в пустыню Сур и шли по ней три дня. И не находили воды. Наконец, нашли воду. Но она оказалась горькой, то есть, соленой. Это место они назвали Меррой. Господь показал Моисею дерево, при помощи которого вождь сделал воду сладкой, то есть, пресной.

«Там Бог дал народу устав и закон, и там испытывал его». (15: 22‑ 25)

Никаких подробностей об этих постановлениях Библия не приводит.

Хотя из последующих слов Господа следует, что это и были те самые заповеди, и уставы, разъясняющие их. (15: 27) Но всё это чепуха, не верьте! Склеротический Моисей всё перепутал, забыл, когда Бог давал народу. Ведь всем известно, что и заповеди, и законы Он дал гораздо позже, на горе Синай.

К концу первого месяца пришли в Елим. И тут же стали роптать. Вечером налетели перепела, а утром возле стана выпала манна небесная.

В середине третьего месяца пришли в пустыню Синайскую, и расположились у Божьей горы Хорив, она же Синай. И только здесь Господь дал Моисею скрижали с текстом заповедей, научил уставам и законам, показал образец скинии, и объяснил, что надо сделать для устроения Дома Господу. (19: 1)

В общей сложности пробыл Моисей на горе девяносто дней, общаясь с Господом. Потом израильтяне приступили к строительству скинии, которую закончили в первый день первого месяца второго года. (40: 17)

Дальнейшие даты и этапы пути приведены в книге «Числа».

Ровно через месяц после освящения скинии, по указанию Господа, было исчислено ополчение. (1: 1-2) Но до этого евреи отпраздновали Пасху Господню. (9: 3)

От горы Синай отправились двадцатого числа, второго месяца, второго года и, через три дня пути, остановились в пустыне. (10: 11, 12; 33)

Стан был разбит в месте, которое впоследствии было названо Таверой.

Возник ропот против Господа. И Господь, естественно, начал истреблять народ. (11: 3)

После краткого перехода остановились в месте, названном Киббот-Гаттава. Прилетели перепела и принесли с собой моровую язву.

Через некоторое время взбунтовались старейшины во главе с Кореем.

И были отправлены в преисподнюю. Из искры возгорелось пламя. Но восстание было подавлено. Оставив в пустыне тысячи трупов, десятки тысяч умирающих, народ двинулся дальше и дошел до Асироффа (11: 5)

Здесь была наказана проказой Мариам за то, что упрекала Моисея.

После сего народ двинулся в путь, и остановился в пустыне Фаран. (13: 1) Отсюда Моисей выслал двенадцать соглядатаев, чтобы они осмотрели землю Ханаанскую. Посланные отсутствовали сорок дней.

Потом на них напали амаликяне и хананеи, которые жили на ближайшей горе. И гнали их до Хормы. (14: 45)

К концу второго года странствий израильтяне пришли к городу Кадесу, на краю пустыни Фаран. Там умерла Мариам. (20: 1) Моисей отправляет двенадцать соглядатаев в землю Обетованную.

Моисей добывает воду жезлом из скалы. Это место назвали Меривой.

Моисей отсылает послов к царю едомскому, с просьбой разрешить пройти через его территорию, но получает отказ. (20: 14-20) Потом был переход к горе Ор. На вершине горы умер Аарон. (20: 23-28)

Отсюда отправились к юго-востоку, чтобы обойти Едом. Опять возник ропот. Господь насылает на народ ядовитых змеев. (21: 6)

Потом следуют пункты: Овоф — Ийе — Аварим — Заред — берег реки Арнон — Колодец Беэр — Матанна — Нагалиил — Вамоф — Гай — Есевон (21: 26) — берег реки Иордан против Иерихона.

Четкая, ясная линия маршрута. Прямо таки, документальная точность дат, не вызывающая сомнений в достоверности описанных событий.

Но Библия, к нашему общему огорчению, и к радости отдельных противных индивидуумов, не ограничивается только этим описанием, но рассказывает о походе еще раз, еще раз и еще раз. Может быть, для того, чтобы убедить нас в том, что так оно и было. А может быть, для того, чтобы разубедить нас.

В результате, крепнет наша уверенность в том, что в Книге этой собраны различные легенды, в которых совершенно по-разному описаны одни и те же реальные и нереальные события. Что стоило упорядочить эти противоречивые свидетельства, привести их в соответствие, отобрать зерна истины и отсеять сор и плевелы? Ничего этого проделано не было.

Дееписатели понадеялись на то, что никто не будет в это вникать, и кое-что с кое-чем сопоставлять.

Тем хуже для них. Вот другая версия.

Рамсес — Сокхоф — Ефам — Ваал — Цефон — Мерра — Елим — Киброт — Гаттав — Асироф. Пока все идет, как по маслу. Всё соответствует. Но дальше начинается какая-то сумятица. От Асирофа до Кадеса названо двадцать пунктов, которые в первой версии не упоминаются. (13: 27) Если в первом варианте город Кадес находится в пустыне Фаран, то во втором — в пустыне Син. (21: 36) Но пустыню Син израильтяне пришли уже давно, сразу же после перехода Красного моря. Потом был однодневный переход до горы Ор. На горе этой умер Аарон. Все сходится, за исключением малости.

В Кадес, согласно первой версии, пришли к концу второго года по исходу из Египта. Согласно второй версии, Аарон взошел на гору Ор, чтобы закрыть глаза, «в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в пятый месяц, в первый день месяца». (31: 38)

От Кадеса до горы Ор — один день пути, менее двадцати километров. Это огромное расстояние евреи преодолевали тридцать восемь лет!

Мировой рекорд скорости!

Следующие триста, триста пятьдесят километров до Иордана они прошли за шесть месяцев. И многострадальный поход их закончился «сорокового года, одиннадцатого месяца, в первый день месяца». (Втор. 1: 3)

На участке от Кадеса до Иордана они, возможно, сильно петляли, потому что названы совсем иные пункты, чем в первой версии.

С третьей версией маршрута нас знакомит книга «Второзаконие».

Моисей в прощальном слове ещё раз напоминает народу основные этапы пути.

Но, позвольте, он всё так путает, что возникает сомнение в здравости его рассудка. Или, в лучшем случае, в правдивости первых двух версий.

Моисей утверждает, что Аарон умер не на горе Ор, а в каком-то Мозере. Не через сорок лет после первого исчисления, а до него. Поскольку левиты были отделены при исчислении. (Втор. 10: 6-8) Так неужели же Господь воскресил Аарона, чтобы дать ему возможность ещё некоторое время путешествовать по пустыне? Нет, этот факт в Библии не отмечен.

Названы новые пункты и «земля, где потоки вод». Ага, значит евреи, блуждая по пустыне, в то же время были на водах. Очень интересно!

М-да… Так на какой же версии остановимся? Должны же мы от чего отталкиваться.

Давайте оттолкнёмся от здравого смысла. И допустим, что первая версия наименее неправдоподобна из трёх ложных. Поскольку первые свои книги Моисей писал по горячим следам, будучи ещё относительно молодым.

Так какие же знаменательные события произошли за эти годы. Познакомлю Вас подробнее с некоторыми из них.

Через несколько дней после того, как евреи счастливо отделались от своих поработителей, Моисей решил, что настал подходящий момент, чтобы поведать народу о том, кто есть кто, и что есть что. То есть, поставить их перед фактом: обратной дороги нет, мосты сожжены, море в обратную сторону не раздвигается.

«Вечером узнаете, что Господь вывел вас из земли Египетской». (Исх. 16: 6)

Как мы и предполагали, израильтяне и не догадывались, что вышли из Египта раз и навсегда. Для них эта новость была неприятным сюрпризом. И вызвала панику, рыдания и причитания. Основная масса считала, что идёт на молебен, а не на массовое погребение.

Молебен всё-таки состоится, заверил Моисей. И тут же представил народу Бога Иегову, нового Господина, о котором до этого они имели весьма смутные представления.

Но Иегова не нуждался в представлениях. Он умел Себя подать, преподнести в лучшем виде, в подарочной упаковке. Пусть не в облеке, но в нарядном облаке, так как Господа нельзя лицезреть простому смертному. Под страхом смерти.

«И прошел Господь пред лицом его, и возгласил: Господь, Бог человеколюбивый и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный. Сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода». (Исх. 34: 6-7)

Милосердный, но наказывающий детей за вину отцов. Наказывающий и внуков, и правнуков.

Понимают ли рабы Божьи то, что читают в Библии? «Прощающий вину, но не оставляющий без наказания». Какие великолепные, прямо таки божественные глупости содержит эта книга? С таким же успехом можно сказать: слишком добрый, но очень злой; любящий, но ненавидящий; изменяющий, но сохраняющий верность; очень умный, но большой дурак; черный костюм, отливающий белизной; высокий карлик; непорочный грешник.

Будьте уверены, в Библии мы натолкнемся на множество подобных бессмыслиц. Вот еще один перл, подобного качества.

«И сказал Моисей народу: не бойтесь: Бог пришел, чтобы испытать вас, и чтобы страх Его был пред лицем вашим». (Исх. 20: 2)

«Не бойтесь, чтобы бояться» — говорит хитроумный Моисей. Бойтесь, чтобы сильнее любить. Надо же! Какой животворный источник глупости! Эта Библия может уморить и мёртвого.

«Видите ныне, что Я, Я — и нет Бога кроме меня. Я умерщвляю и оживляю. Я поражаю, и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей». (Втор. 32: 34)

Господь ни один труп не поставил на ноги, и не дал ему путёвку в жизнь. Слова: «Я оживляю» — пустое бахвальство. И заявление о том, что никто не избавит от руки, легко опровергаемо. Ничего не мог Он поделать со всеми израильскими и большинством иудейских царей, которые «делали неугодное». То есть, грубо говоря, плевали Ему в лицо.

В этом Вы ещё сможете убедиться. Так следует ли верить словам этого Бога?

Израильтяне тоже поначалу недоверчиво слушали такую беззастенчивую похвальбу. Моисей понял, что Господа надо не только преподнести, но и превознести. И посчитал своим долгом убедить их, что всё в порядке.

«Бог верен, и нет в нём неправды, Он праведен и истинный». (Втор. 32: 34)

____________________

«Когда пойдет пред тобою Ангел Мой, и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, Я истреблю их. Мало-помалу буду прогонять их от тебя, доколе ты не размножишься, и не возьмешь земли». (Исх. 23: 23, 30)

Господь поклялся истребить народы, и, в то же время, прогонять их мало-помалу. Из Библии не совсем понятно, как это должно было осуществляться технически. Поэтому можно предположить, что первым этапом было поголовное истребление, а вторым — изгнание трупов.

Причем, мало помалу, чтобы не сильно гремели костьми, и не нарушали сон избранного народа. Конечно, гораздо легче и проще было изгнать обреченные народы ещё тёплыми, в живом состоянии. Но вот чём загвоздка. Если бы они освободили Святую территорию, то у Господа уже не было бы оснований для того, чтобы их истреблять. Ведь в этом случае они уже не мешали бы израильтянам удобно располагаться.

Всё верно. Но как же быть с обещанием истребить? Как-то неудобно брать его обратно.

Ясно одно. Раз этих народов сейчас не существует, значит, Господь остался верен данной Им клятве. И заслуживает похвалы.

____________________

Великое милосердие проявил Господь к несчастным евреям, когда послал им манну небесную. В двух книгах Библии: «Исход» и «Числа» — подробно рассказывается об этой грандиозной жрачке. Причем, совершенно по-разному. Чему верить, — ведь одна версия совершенно противоречит другой? Мы знаем, конечно, что каждое слово Библии — истинно. Но, — извините за богохульство, — вкрадываются сомнения. Если правдивы обе версии, то какая версия более правдивей? Судите сами. Вот вам версия первая.

«И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне. И сказали им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом». (Исх. 16: 2-3)

Здесь называется точная дата возникновения недовольства и ропота: «в пятнадцатый день второго месяца по выходе их из земли Египетской», на пути из Египта к горе Синай.

Самый жестокий рабовладелец обязательно покормит своих рабов хотя бы раз в день. Неимоверно милосердный рабовладелец Иегова (все мы — рабы Божьи! ) более месяца совершенно не внимал страданиям избранного Им народа. Не внимали этим мучениям и великие пастыри-братья. Впрочем, вряд ли они голодали.

Спросим себя, а заодно и Господа: нужно ли было так долго издеваться над несчастными путниками? Нужно ли было вызывать в робком народе недовольство и возмущение, способные подорвать чувство великой любви к Хозяину? Нельзя ли было подкидывать провизию с первого дня пути?

Да, отвечу я, нужно было и нельзя было. Но было просто необходимо. Народ этот неблагодарен и «жестоковыен». Негодяев, видите ли, за шкирку оторвали от жирных котлов! Но способен ли кто у котлов молиться и заботиться о спасении души?! Вместо глубокой благодарности, эти погрязшие обжоры разевают рот и кричат: «Геволт, дайте хлеба! »

«Великолепно! — потирают руки вожди народа. — Наконец-то они возроптали! »

Но ведь ропот против Бога, — страшное преступление, за которое следует строго наказывать. Строгие наказания (чем чаще, тем лучше! ) принудят холопов к покорности. Наказывать следует именем Бога.

Которого, конечно же, следует любить. Ну и, конечно же, сильно бояться!

«И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ приходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день». (Исх. 16: 4)

 

 

По другой версии («Числа») всё происходило совершенно иначе, — в другое время, в другом месте, с другими обвиняемыми.

Народ, оказывается, возроптал не во второй месяц, а на второй год после Исхода. (Исх. 10: 11) И начали бунт вовсе не робкие евреи, а иноплеменники, также вышедшие, по глупости, из Египта. Язычники подстрекали народ Божий к недовольству и отступничеству.

«Пришельцы между ними стали обнаруживать прихоти; а с ними и сыны Израилевы сидели и плакали, и говорили: кто накормит нас мясом?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.109 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь