Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Антифон 3, псалом 20, глас 8:
Стих 1: Господи, силою Твоею возвеселится царь. Тропарь, глас тойже: Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Другий лик, тойже стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Тропарь: Стих 2: Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Тропарь: Стих 3: Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Тропарь: Стихи 3 антифона возглашает один из певчих, а затем хор уже поет тропарь. На входе диакон, после «Премудрость прОсти» возглашает: « Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя ».. В этот раз вместо Трисвятого поется « Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся » - «поскольку во Христа крестились, во Христа облеклись» - песнопение из Таинства Крещения, связанное с тем, что в день этого праздника проходило массовое крещение оглашенных. Люди подчас годами обучались основам веры, посещая богослужения, прежде чем священник находил, что человек достоин войти в число верных Господних. Чтения литургии. Отрывок из Книги Деяний Апостольских: 1При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 9 Парфяне [452], и Мидяне [453], и Еламиты [454], и жители Месопотамии [455], Иудеи и Каппадокии [456], Понта [457] и Асии [458], 10Фригии [459] и Памфилии [460], Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее [461], и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты [462], 11критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 12И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 13А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. 14Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 15они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 16но это есть предреченное пророком Иоилем: 17И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 18И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 19И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 20Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 21И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 22Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 23Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 24но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 25Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 26Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 27ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 28Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 29Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 30Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 32Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 33Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 34Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 35доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 36Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. 37Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 38Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и полу́ чите дар Святаго Духа. 39Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 40И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 41Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 42И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. И собственно, описание самого события праздника. Его нет в Евангелии, но зато есть в этой книге, написанной апостолом и Евангелистом Лукой….. Что писать еще, когда все написано выше…? Из особенностей этого храма можно отметить то, что перед чтением Евангелия. Итак, Евангелие (от Иоанна): 1После сего Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его. 2Приближался праздник Иудейский - поставление кущей[463]. 3Тогда братья Его сказали Ему: выйди отсюда и пойди в Иудею, чтобы и ученики Твои видели дела, которые Ты делаешь. 4Ибо никто не делает чего-либо втайне, и ищет сам быть известным. Если Ты творишь такие дела, то яви Себя миру. 5Ибо и братья Его не веровали в Него. 6На это Иисус сказал им: Мое время еще не настало, а для вас всегда время. 7Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. 8Вы пойдите на праздник сей; а Я еще не пойду на сей праздник, потому что Мое время еще не исполнилось. 9Сие сказав им, остался в Галилее. 10Но когда пришли братья Его, тогда и Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно. 11Иудеи же искали Его на празднике и говорили: где Он? 12И много толков было о Нем в народе: одни говорили, что Он добр; а другие говорили: нет, но обольщает народ. 13Впрочем никто не говорил о Нем явно, боясь Иудеев. 14Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. 15И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? 16Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; 17кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. 18Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. 19Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? 20Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? 21Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. 22Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. 23Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, - на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? 24Не суди́ те по наружности, но суди́ те судом праведным. 25Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? 26Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? 27Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. 28Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. 29Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. 30И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его. 31Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил? 32Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей - схватить Его. 33Иисус же сказал им: еще недолго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня; 34будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти. 35При сем Иудеи говорили между собою: куда Он хочет идти, так что мы не найдем Его? Не хочет ли Он идти в Еллинское рассеяние и учить Еллинов? 36Что значат сии слова, которые Он сказал: будете искать Меня, и не найдете; и где буду Я, туда вы не можете прийти? 37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. 40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. 41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? 42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? 43 Итак произошла о Нем распря в народе. 44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук. 45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? 46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. 47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? 48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. 50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. 53И разошлись все по домам. Глава 8. 1Иисус же пошел на гору Елеонскую. 2А утром опять пришел в храм, и весь народ шел к Нему. Он сел и учил их. 3Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, 4сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; 5а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? 6Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. 7Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. 8И опять, наклонившись низко, писал на земле. 9Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. 10Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? 11Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. 12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. 13Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. 14Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. 15Вы су́ дите по плоти; Я не сужу никого. 16А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. 17А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно. 18Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. 19Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. 20Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его. Господь приходит в Иерусалим на праздник суккот – когда евреи, в воспоминание странствия своих предков в пустыне, уходят из домов и сооружают своеобразные шалаши или даже домики, в которых обитают в дни праздника. И вот, Господь приходит и учит, снова вызывая ярость иудеев, так как, по Его признанию, Он свидетельствует о том, что дела их злы, обличая их дела. При этом они настолько свыклись с грехом, что для них мучительна сама мысль об отказе от дел, к которым они привыкли. Потому они враждебно встречают проповедь Христа и поэтому Божественная Благодать, озаряющая умы и души многих, не проникает в них, по своему духовному состоянию бывшим ближе к бесам, нежели к Богу, даже если они и гордятся тем, что они потомки Авраама. Но здесь мы видим обетование о Духе, ввиду чего эти строки и помещены сюда…. Задостойник здесь пелся в несколько другой редакции, нежели в соборе (и чем даже написано в книгах). Здесь хор пел: « Величай, душе моя, от Отца сошедшаго Пресвятаго Духа ». После этого. как и положено, поется ирмос: « Радуйся, Царице, матеродевственная славо: всяка бо удобообращательная благоглаголивая уста витийствовати не могут, Тебе пети достойно: низумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим ». На литургии для этого храма было очень много причастников, так что причащали народ два священника достаточно длительное время. И вот, заканчивается литургия. Обычно исполняемый здесь в конце литургии, после «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века», 33 псалом был опущен. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы