Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Новизна данной программы:



- доступность теоретического и практического материала;

- небольшие материальные затраты;

- зримые результаты работ;

-использование игровых элементов, способствующих постоянной заинтересованности детей к процессу деятельности.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру и искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Настоящая программа призвана научить детей не только репродуктивным путём приобретать новые навыки в лепке, но и побудить интерес к творческой деятельности, который в дальнейшем поможет ребёнку перейти на новый уровень умственного развития и облегчит подготовку к школе.

Цель программы:

 Выявление и развитие творческих способностей на занятиях лепкой, для дальнейшей самореализации младших дошкольников.

Задачи программы

Образовательные:

- формировать знания, умения и навыки работы с глиной;

- научить применять способы  лепки из глины;

- знакомить с традициями народного искусства по лепке из глины;

- учить работать в группе и индивидуально;

-учить простейшим приёмам лепки, формировать умение составлять простые композиции. 

Развивающие:

- развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию;

- развивать творческие способности и задатки;

- развивать умение наблюдать, выделять главное;

- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать словарный запас;

Воспитательные:

-  воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;

- воспитывать самостоятельность;

- повышать коммуникативную культуру детей;

- учить работать в группе и индивидуально;

- воспитание у ребёнка уверенности в своих силах;

- воспитывать наблюдательность и усидчивость.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1.Материально – техническая база (глина, пластилин, краски, кисти, основной и вспомогательный инструмент).

2.Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, схемы, фотоматериалы, работы детей и педагога).

3.Методическое обеспечение (методическая и техническая литература, специальная литература по прикладному искусству)

4.Техника безопасности.

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

Рабочие материалы:

§ глина или пластилин восковой мягкий различных цветов;

§ пластиковые или деревянные дощечки;

§ стеки пластмассовые;

§ скалки;                                                                  

§ салфетки влажные;

§ фартуки;

§ краски (гуашь, акрил);

§ кисти;

§ палитры;

§ клей ПВА.

 

 

II. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

§ индивидуально-дифференцированный;

§ групповой;

§ практический;

§ наглядный.

 

Формы работы с детьми:

§ игра-конкурс;

§ разговор;

§ рассматривание готовых образцов;

§ лепка под руководством педагога;

§ самостоятельная деятельность.

 

Форма подведения итогов:

§ выставка детских работ;

§ фотоальбом детских поделок.

Занятия по лепке для детей 5-6 лет строятся по следующему примерному плану.

1. Создание интереса и эмоционального настроя (используются сюрпризные моменты, стихи, загадки, песни, потешки; знакомство с произведениями изобразительного искусства; напоминания об увиденном ранее; появление сказочного персонажа, нуждающегося в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2. Процесс выполнения работы начинается с анализа изображаемого предмета, советов воспитателя и предложений детей по созданию работы; в некоторых случаях используется показ приемов изображения. Далее дети приступают к созданию своих работ. Воспитатель может обратить их внимание на удачно начатую поделку; направить действия ребят, нуждающихся в поддержке и помощи. При доработке изделия дополнительными элементами следует обращать внимание детей на выразительные средства (правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

3. Рассматривание готовых работ (при этом педагогом дается только положительная оценка). Ребенок должен радоваться полученному результату, учиться оценивать свою поделку и работы других детей, подмечать новые и интересные решения, видеть сходство с натурой. На занятиях по лепке с детьми 5–6 лет используются следующие способы лепки.

1. Конструктивный способ лепка предмета из отдельных частей.

2. Пластический способ детали предмета вытягиваются из целого куска.

3. Комбинированный способ сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Рельефная лепка – объемное изображение, выступающее над плоскостью, образующей его фон.

5. Лепка из «жгута» – соединение глиняных валиков между собой по спирали.

6. Лепка из «пласта» – использование раскатанного пласта глины для дальнейшего моделирования изделия.

Перечислим приемы лепки, которые могут применять дети 5–6 лет:

• скатывание шариков (с использования этого приема начинается любая работа): кусок пластилина помещают между ладоней и совершают круговые движения ладонями;

• раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке;

• сплющивание или расплющивание между пальцами или ладонями шариков и столбиков;

• прищипывание или вытягивание: защипнуть пластилин между двух или трех пальцев и слегка потянуть;

• вытягивание отдельных частей из целого куска: большим и указательным пальцами постепенно нажимать на пластилин со всех сторон (можно раскатать столбик только с одной стороны и получить зауженную конусообразную форму);

• скручивание двух одинаковых столбиков в «косу» (для лепки деталей Дымковской игрушки).

• вдавливание большим пальцем углубления на поверхности формы;

• соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения;     

• приплющивание нижней часть формы, постучав ею о дощечку, чтобы сделать поделку устойчивой;

Первым этапом обучения лепке является видоизменение шара — расплющивание и сплющивание шара между ладонями для получения диска (лепешки, печенье, пряники и т. д.). Изображая эти предметы, дети могут самостоятельно украшать их, делая углубления с помощью приготовленных палочек-печаток или накладывая на поверхность различные мелкие формы из глины, из которых составляются узоры.

Когда дети усвоят изображение основных форм (шар, цилиндр), усвоят технику их создания, можно перейти к лепке более сложных предметов, состоящих из 2—3 одинаковых по форме, но разных по величине частей.

Это предметы, имеющие в основе шарообразные и цилиндрические формы (игрушки, изображающие животных: цыпленок, утенок, зайчик, мышка, птичка и т.д.; людей: кукла-неваляшка, снеговик и др. — или предметы: башенка, самолет, лесенка и др.). В лепке игрушек-животных дети учатся делить кусок глины на три неравные части (большая — для туловища, поменьше — для головы, совсем маленькая — для ушей, хвоста) и составлять предмет из отдельных частей (конструктивный характер лепки).

Например, дети лепят туловище животных из шаров разной величины, но при этом передают некоторые характерные особенности формы ушей, хвоста, клюва.

Новыми техническими приемами являются присоединение, прищипывание, оттягивание. Лепку птиц можно начинать с лепки цыпленка.
Например, педагог показывает детям игрушечного пластмассового цыпленка и говорит: «Какой красивый желтенький цыпленок! У него туловище как шар (обводит рукой форму) и головка тоже шарик (движение рукой), но поменьше, а клюв маленький и остренький. Вот мы сейчас и слепим цыпленка. Для этого нужно разделить ком глины на два куска, один должен быть больше, а другой меньше, вот так. (Показывает.) Возьму большой кусок глины и скатаю шар. (Делает и поясняет свои движения.) Ладонями нужно скатывать круглый, ровный, гладкий шарик. Вот какой красивый получился шар! А теперь нужно из маленького куска скатать шарик поменьше — это будет голова цыпленка. После этого маленький шарик положим на большой и немного прижмем его, только не сильно, чтобы не сломать шарики. Вот и получился цыпленок, осталось только прищипнуть клюв. Это делается так. (Показывает положение пальцев правой руки, указательного и большого,   прикладывает их к голове цыпленка и прищипывает глину.) Клюв у цыпленка маленький и острый». Точно так же лепится утенок, но клюв выполняется по-другому. Клюв у утенка широкий, поэтому используется не только прием прищипывания, но и оттягивание лучше тремя пальцами. При изображении зайца форма туловища и головы та же (шар), но при делении целого куска глины следует делить не на две, а на три части, так как уши зайца раскатываются из маленького куска глины, который потом делят пополам и присоединяют к головке.

Если лепят кошку, то глину делят на три части. Один кусок большой, а два других — поменьше, одинаковой величины для головы и хвоста. Уши кошки делают путем прищипывания. Хвост длинный, пушистый, поэтому должен быть толстым. Постепенно в процесс лепки включается работа пальцев.

Наряду с приемами прищипывания, оттягивания можно учить детей защипывать края формы или украшать форму с помощью защипывания, как например при лепке батона, пирожка.

Следующий этап связан с дальнейшим усложнением в технике лепки. Дети изображают предметы (башенка, погремушка, самолет и т. д.), состоящие из 3—4 частей, разных по величине и форме, учатся действовать и ладонями рук, и пальцами. При лепке башенки материал делят на четыре части, убывающие по величине. После этого дети последовательно скатывают три шарика, сплющивают их, накладывают друг на друга (большое колесико, поменьше и еще меньше), соединяют, а сверху делают наконечник (по желанию — скатывают шар или раскатывают цилиндр).
Погремушка составляется из 2—3 разных форм (шар, цилиндр, ручка).
Самолет можно сделать из 3—4 частей цилиндрической формы (скатывается длинный цилиндр, поперек него накладывается цилиндр поменьше — это крылья; с другого конца с помощью еще меньшего цилиндра делают хвостовые крылья).

Объяснение задания (оно не должно занимать более 3—4 минут) педагог проводит эмоционально, стараясь заинтересовать детей, иногда используя элементы игры, игровых действий. Появляются зайчик, мишка, кукла, снеговик и т. д. и просят помочь слепить морковку, собрать хоровод, угостить их вкусным печеньем, найти зайчат и т. д. Детей захватывает необычное появление персонажа, они радуются его действиям, тому, что к ним обращаются. У детей возникает желание помочь, и они принимаются энергично действовать.

Если педагог применяет игровой прием, то нельзя забывать о персонаже в ходе занятия. Кукла интересуется тем, как работают ребята, кто и как выполняет задание, одобряет их действия, кому-то помогает и т. д.
Игровой зачин используется не всегда, но эмоциональный настрой должен быть перед каждым занятием. Воспитатель может прочитать стихотворение, спеть песню, загадать загадку про тот предмет, который дети будут лепить.

Полезно обратиться к народным пословицам, поговоркам, образным выражениям.

Например: «Колобок, колобок, румяный бок», «Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко, любит морковку» (о зайце).

После такого объяснения педагог вместе с детьми рассматривает предмет, выделяет его форму, составные части, величину, предлагает взять в руки, обвести рукой его форму, при этом четко называет ее. Показ способа изображения - это наглядное объяснение, как последовательно лепить предмет, какими техническими приемами пользоваться, как располагать предмет в пространстве. Полный показ используется в тех случаях, когда дети овладевают новым способом изображения, новым техническим навыком, т. е. когда они лепят сложный предмет или когда вводится изображение новой формы.

Сигнал к окончанию работы (слова, которые произносит педагог) всегда звучит одинаково, но перед этим нужно предупредить детей о том, что занятие скоро кончается. Дети должны привыкнуть к этому сигналу и знать, что дальше работать уже нельзя. Этим они приучаются к совместному окончанию работы, к умению чувствовать время и укладываться в него.

Анализ результатов работы в этой группе проводится очень обще. Дети нуждаются в положительной оценке. Например, педагог говорит: «Молодцы! Все хорошо работали. Вот как много у нас получилось морковок! Всех игрушечных зайцев можно накормить! » — и показывает наиболее удачные работы. Прием «создания успеха» является эффективным средством воспитания. Ребенок должен осознать ценность результатов своей деятельности, и педагог помогает ему в этом.

К анализу выполненных работ следует привлекать и детей. Пусть это будет еще очень общее суждение: красиво — некрасиво, нравится — не нравится, но оно помогает детям осознавать свое отношение к работе, элементарно сравнивать, оценивать и понимать реалистичность и выразительность изображения. Отдельные занятия хорошо закончить песенкой, стихами, которые помогут углубить представление об изображаемом предмете.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь