Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ



ВВЕДЕНИЕ

Женщины никогда, ни в одной стране, не оставались безразличными и пассивными зрительницами во время переворотов и глубоких государственных потрясений, решавших судьбы стран и народов, в особенности в периоды борьбы за установление социального порядка, гарантирующего большую справедливость и свободу. Они составляли весомую часть человеческого общества и не могли остаться нечувствительными и беспристрастными зрительницами глубоких и продолжительных событий, вследствие которых жизнь их могла ухудшиться или улучшиться, так же, как и жизнь мужчин. Женщины эпохи Великой французской революции были вынуждены вмешиваться в общий ход революционных событий и способствовать своим энергичным содействием общему делу свободы и возрождения. Каждая отдельная личность в это неспокойное время играла особую роль.

 В связи с этим деятельностьНа мой взгляд, участие женщин в Великой французской революции, их деятельность в революционную эпоху заслуживают подробного изучения.

Также По моему мнению, представляется, что  данная тема, бесспорно, я представляется актуальной в связи со своей сравнительно малой изученностью. Вопросы об участии французских женщин в революционных, антиреволюционных, контрреволюционных движениях очень дискуссионные, однако в большинстве имеющихся научных работ наибольшее внимание уделяется отдельным эпизодам биографий женщин, конкретным событиям этого периода без четкой систематизации, комплексного подхода, причинно-следственных связей.

Проблемам роли женщин в период Великой французской революции посвящены различные статьи и монографии («Женское движение в годы Французской революции» ( 1921)[1] Е. Н Щепкиной, в которой исследовательница рассматривает деятельность и выступления женщин в годы французской революции, развитие феминистических идей; работа «Коллективное участие женщин в Великой французской революции»(2003)[2] А. Лассера, в которой автор старается передать в фактической точности составленный им обзор участия женщин в великой французской революции).

При рассмотрении историографии по данной теме я бы хотела выделить двух основных писателей-исследователей: Г. И. Серебрякова и Эмма Адлер.

«Женщины эпохи Французской революции»[3], книга Галины Серебряковой, выпущенная в 1958 году, представляет собой своего рода сборник биографий реальных исторических лиц в реальной исторической среде, показываемых через призму художественного изображения. Женщины, о которых рассказывает Серебрякова в своей книге, рассматриваются с разных сторон, но в связи с некоторой ограниченностью достоверных материалов, образам не хватает более точного исторического анализа. Однако портреты героинь привлекают внимание читателей своей живостью и органичностью.

Иностранная писательница Эмма Адлер свою работу «Знаменитые женщины Великой французской революции»[4] посвятила памяти женщин эпохи ВФР, которые проявили себя героинями, труды которых не должны быть забыты. Книга основана на биографиях женщин, описание жизни которых плотно вплетено в канву революции.

Главной Ццелью данной работы является рассмотрение развития и освобождения женского самосознания, принятия слабым полом своей новой роли в обществе, постепенного «робкого» выхода женщин на политическую арену во времена Великой французской революции.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- рассмотреть развитие женского движения во Франции во второй половине восемнадцатого века, его конкретных представительниц, увидеть, как женщины уже перед революцией становились сравнительно более свободными членами общества.

- исследовать деятельность некоторых представительниц радикального революционного крыла, проанализировать ее мотивы и результаты их революционной деятельности.

-изучить некоторые особенности мышления и способов деятельностинатуры женщин, являвшихся соратницами видных деятель революции, их влияние и долю участия в событиях 1789-1794 гг.

-выделобсудить наиболесамые яркие женские образы великой французской революции и проанализировать их отражение в литературе и, живописи.

Разработка данной темы обеспечивается анализом доступных материалов источников. Среди них Декларация прав женщины и гражданки[5] Олимпии де Гуж, первый, по сути феминистический, манифест, монументальное произведение А. Ламартина «История жирондистов»[6], написанное в 1848 году на основании редких документов, к которым Ламартин имел доступ, а также его бесед с людьми — участниками и свидетелями тех событий.

 

 

ТЕРУАНЬ ДЕ МЕРИКУР

Начавшаяся революция выдвигала на первый план особый тип женщин: решительных, смелых, амбициозных. Такой была Теруань де Мерикур, несправедливо оклеветанная и непонятая «амазонка французской революции».

Родилась Анна-Жозефа Тервань 13 августа 1762 года в Маркуре, провинции Люксембурга, в честь которой и получила свое знаменитое имя. Детство у нее было печальным: девочка росла без матери на попечении тетки, обращавшейся с ней и ее братьями довольно жестоко. Жизнь с отцом, разорившимся фермером, была немногим лучше, из-за сварливой мачехи дети покинули родительский дом. Проживая в Париже и Лондоне, работая певицей, Теруань проводила время за чтением газет, политическое содержание которых было мало доступно для ее понимания. Однако по своей природе она любила свободу и постепенно втягивалась в революционную деятельность.

В 1789 году в Париже неустойчивый, бунтующий характер Теруань впитывает и воплощает в себе порывы масс и их протест. Она идет вместе с «людьми улицы», распевает революционные гимны, проклинает аристократов, поклоняется Мирабо и Лафайету, постепенно становясь организатором-вождем женщин.[26]

Об осаде Бастилии она сама рассказывала следующее: «Я находилась в Пале-Рояле, когда пришло известие о взятии Бастилии. Когда прибыл в Париж король, я пошла ему навстречу в одной шеренге с солдатами…Ежеминутно я видела пушки, мешки с мукой, французских гвардейцев, освобожденных из тюрьмы народом. Сильное впечатление на меня произвело зрелище всеобщего радостного настроения…В этот момент всеобщее движение смешивало богатых и бедных…Чувствуя этот великий подъем духа, нельзя было равнодушно смотреть на подобное зрелище.»[27]

Теруань де Мерикур играла невыясненную роль при взятии Версаля, за время событий 5 и 6 октября. Одни источники указывают на то, что она «верхом на лошади, с пистолетом в руках, в мужском костюме», предводительствуя толпой голодных женщин, двигалась к Версалю.[28] Другие утверждают, что ее по ошибке примешивают к этой процедуре во дворце, между тем как она не была ни подстрекательницей, ни руководительницей парижанок, отправившихся в старинную королевскую резиденцию в поисках за королем.[29] Однако ее популярность в массах была велика, что вызывало ненависть в среде роялистов.

Позже она организовала в Сент-Антуанском предместье клуб, где женщины собирались три раза в неделю, читали газеты и книги, обсуждали новости, учились отстаивать свои интересы. Она подняла женщин на революционную борьбу и сформировала «батальон амазонок».

Газеты уличали ее в разврате, приписывая множество любовников, товарищи по убеждениям высмеивали ее. В 1790 году Теруань, вынужденная скрываться от монархистов, уезжает в родную деревню Маркур. В 1791 году ее арестовали по обвинению в покушении на жизнь Марии-Антуанетты. Через год, вернувшись в Париж, она уже не встретила прежнего внимания к своей личности, ей отказали в принятии в полноправные члены якобинского клуба. Однако в момент народных восстаний вырастают и значение, и роль женщин. 10 августа 1792 года Теруань была в числе тех, кто двинулся в Тюильри, принимала непосредственное участие в расправе с Сюло, молодым роялистским писателем, который некогда осыпал ее насмешками в прессе. В сентябре она примкнула к жирондистам, становясь «проповедницей мира и согласия»[30].

15 мая 1793 года Теруань подверглась жестокой и постыдной пытке со стороны якобински настроенных женщин, считавших ее последовательницей Бриссо. Они избивали ее хлыстом, раздев догола, и только вмешательство мужчин спасло жизнь Теруань де Мерикур. Грубое нападение, оскорбление ее достоинства расшатало нервы революционерки, помутило ее рассудок, подорвало здоровье. Она опустилась, сошла с революционной сцены и кончила сумасшествием.[31] Ей удалось избежать эшафота, но ее наказание было более ужасным, чем смерть. Когда вся Франция праздновала свободу, «амазонка революции», всеми забытая и презираемая, вела борьбу со своими демонами в психиатрической лечебнице, где находилась до самой смерти в 1817 году.

 

 

                                                                                    

 

 

ШАРЛОТТА КОРДЕ

Из всех образов, явившихся на мрачном фоне французской революции, ни один не блеснул столь ярко и не исчез так внезапно, как образ Шарлотты Корде, правнучки великого французского трагика Пьера Корнеля. знаменитой убийцы Жана Поля Марата.

 Мари-Анна-Шарлотта Корде родилась в семье безземельного, но родовитого нормандского дворянина д'Армона, неисправимого мечтателя. Мать девочка потеряла еще ребенком. С тринадцати лет Шарлотта оказалась в женском монастыре в Кане. Её настоящими друзьями были книги. Она читала Рейналя, Руссо, Плутарха. «Снедаемая потребностью любить, она тем не менее буквально разрывала в клочья свое сердце, чтобы уничтожить узы, которые могли бы связать ее. Страсть, которую она питала бы к одному человеку, Шарлотта перенесла на отечество.»[32]

Казнь Людовика XVI потрясла Корде, она видела гибель Франции, видела жертвы и виновником бесчинств считала Марата. Говорили, что Марат уже составил списки лиц, предназначенных к преследованию, которые должны были пасть жертвой его злобы и жажды мщения.[33] Имея решительный, экзальтированный характер, Шарлотта твердо решила избавить родину от «кровавого террора» Марата, тем самым принести в жертву этой идеи свою жизнь. «1 июля 1793 года она прибыла в Париж. В это время Марат в своей газете «Ami du peuple» заявил, что для упрочения республики ему необходимо еще 200 тысяч голов французских граждан. В пылком сердце Шарлотты была решена судьба изверга.»[34] После полного игнорирования Маратом ее писем, Корде решилась на убийство революционера. Она хотела придать убийству вид торжественного заклания, которое повергло бы в ужас души подражателей тирана. 13 июля 1793 Шарлотта заявилась к нему домой. «Марат сидел в ванной, покрытый простыней, положив перед собой доску, на которой писал»[35]. Она сказала, что пришла сообщить ему известия из Нормандии и открыть имена бежавших в Кан депутатов. После угрозы Марата всех их отправить на гильотину Шарлотта выхватила спрятанный на груди кинжал и со сверхъестественной силой погрузила его по самую рукоятку в грудь Марата. Бежать она даже не пыталась. Позже Корде говорила, что «убила одного человека для спасения ста тысяч других».[36]

Суд приговорил Шарлотту Корде к смертной казни. 17 июля 1793 года женщину вывели на эшафот в алом платье-одежде, в которой было принято казнить отцеубийц, ее ни на минуту не покидало «геройское спокойствие». После казни палач поднял отрубленную голову и на глазах у толпы нанес ей пощечину. Одобрительный гул и ропот возмущения прокатились над площадью.

Мнения о Шарлотте Корде весьма неоднозначны: от легко внушаемой фанатички до героини, избавившей свою родину от тирана.[37] Её поступок можно действительно считать актом безрассудства, но она оказалась одной из тех, кто не побоялся противостоять жестокому деспотизму власти. Однако смерть тирана еще не означает конца тирании. Убийство Марата вызвало взрыв негодования и возмущения среди народа и вылилось в прославление Марата посредством работы эшафота. Но несмотря на мрачную иллюзию Корде, «взгляды потомства со странной симпатией обратились к этой красивой молодой девушке с душой римлянки.»[38]

 

                                                         

 

ЛЮСИЛЬ ДЕМУЛЕН

Любовь, воспетая Руссо в «Юлии, или Новой Элоизе», стала образцом для мужчин и женщин нового поколения в период Великой Французской революции. Самоотверженность и бесконечная верность женщин своим избранникам в противовес изощренной распущенности аристократии были своего рода «модой» времен республики. Было немало женщин, пожертвовавших личными желаниями ради блага семей и страны, среди них особое место занимает Люсиль Дюплесси, жена французского революционера Камилла Демулена, одинаково горячо любившая мужа и революцию и последовавшая за ними обоими на эшафот.

Люсиль была дочерью высокопоставленного чиновника министерства финансов. В течение многих лет она была постоянной посетительницей Люксембургского сада, расположенного недалеко от дома отца. Воспитанная, приветливая, юная девушка привлекала внимание многих прогуливающихся молодых людей. «Она была самой обыкновенной девицей, склонной к сентиментальности, выросшей в условиях довольства, роскоши и безделья.»[39] Проводя много времени с матерью, молодящейся красавицей, склонной к любовным увлечениям, Люсиль рано потеряла интерес к легкому флирту и несерьезным романтическим приключениям. Она мечтала о большой, чистой, всепоглощающей любви к одному единственному человеку.

У нее было много поклонников, но свое сердце она отдала невзрачному, бедному студенту- Камиллу Демулену. Еще подростком она встречала его в Люксембургском саду, он обращал на себя внимание своим странным поведением, неуклюжестью, стеснительностью, неопрятным внешним видом. Люсиль жалела молодого человека, ей нравилась его вдохновенная речь, и даже заикание Камилла ничуть не смущало девушку. Демулен учился с Робеспьером в коллегии Людовика Великого в Париже, в двадцать пять лет он уже был адвокатом и с трудом зарабатывал себе на жизнь.[40] После взятия Бастилии он и вовсе отошел от дел и всецело отдался политической борьбе и делам революции. Разница в социальном положении долгое время являлась серьезным препятствием для свадьбы Люсили и Камилла. Демулен, безумно влюбленный в девушку, восемь раз безуспешно просил благословения у её отца, и лишь 11 декабря 1790 года получил согласие на брак. 29 декабря 1790 года состоялось венчание влюбленных в церкви святого Сульпиция. С этого дня Люсиль «…становится неутомимой спутницей мужа, вникающей во все его дела, одинаково увлекающейся штопкой его чулок и перепиской его статей, которые волнуют ее своей страстностью.»[41] Она любила по-женски, безгранично, принимала все недостатки супруга, разделяла его взгляды.

Молодые люди были по-настоящему счастливы, однако Камилла, преображенного радостями семейной жизни, все чаще стали обвинять в том, что он «расслабился», забыл об идеалах революции. В июле 1792 года Люсиль родила Демулену сына, которого счастливые родители поспешили назвать Орасом (что соответствует греческому Гораций), и Камилл утратил еще какую-то часть своей кровожадности.[42] Много времени чета проводила в имении Дюплесси, принимала гостей. Люсиль могла часами сидеть рядом с мужем, пока он писал свои памфлеты и статьи для газеты, мечтала о счастливом совместном будущем, однако «…эта молодая, веселая, наивная женщина не понимала важного значения обстоятельств того времени, которое она переживала. В те дни всякие идиллии скоро были нарушены громом пушек.»[43]

События 10 августа 1792 года, когда парижский люд штурмовал Тюильри, заставили Люсиль «очнуться от романтической горячки» и понять, какую опасный путь избрал ее муж. Демулен становится секретарем при министре юстиции Дантоне, облеченный государственными полномочиями, он начал воспринимать простых французов как опасных смутьянов и объявил себя защитником порядка. «Ему не нравилась диктатура Комитета общественного спасения, несмотря на недавнее пристрастие к порядку, эстетическое чувство Камилла было оскорблено видом отрубленных голов, валявшихся в лужах крови на площади Революции».[44] С 1793 года наблюдался заметный конфликт между Камиллом и Робеспьером. Люсиль, зная об упреках и обвинениях против супруга, которые выдвигают демократические мелкие буржуа, руководимые Робеспьером, ясно представляла себе надвигающуюся опасность. В ночь с 30 на 31 марта 1794 года Камилла арестовали. Люсиль не могла найти себе места от горя, это стало для нее страшным ударом. Демулен писал ей в разлуке поэтические, душераздирающие письма, полные признаний в любви: «Мои скованные руки обнимают тебя, мои глаза, вдали от тебя, устремляют на тебя свой меркнущий взгляд! »[45] Девушка читала эти строки и обливалась слезами, потом металась по городу, часами стояла в Люксембургском саду, напротив тюрьмы, где находился Камилл, угрожала правительству, писала письмо Робеспьеру, стремилась всеми силами привлечь внимание и добиться справедливости. Накануне казни дантонистов ее видели перешептывающейся со сторожем Люксембургской тюрьмы, поговаривали, что она пытается организовать мятеж, вступив в соглашение с генералом Диллоном. Эти обвинения стали основанием для привлечения Люсили к следствию.

5 апреля 1794 года Камилл был гильотинирован, он умер с её именем на губах. Люсиль Демулен стойко приняла это известие и хладнокровно ждала своего смертного приговора. 13 апреля, Люсиль, облачившись в белое нарядное одеяние, спокойно, гордо взошла на ступени эшафота, будто готовясь к долгожданной встрече с любимым. «Супруга, умирающая ради своего мужа! Люсиль была жертвой высокой любви и благороднейшего, святого увлечения.»[46] Ей было всего 24 года…

 

                                          

СИМОНА ЭВРАР

Считается, что во время революции все мысли ее участников подчинены исключительно борьбе за социальную справедливость, однако любовь в жизни великих революционеров занимала особенное место. У многих кровожадных, коварных диктаторов были семьи, любимые жены, верные спутницы жизни. Симона Эврар вошла в историю как подруга Марата, много лет редактировавшая и издававшая вместе с ним газету.

Судьба свела Симону, двадцатипятилетнюю дочь корабельного плотника, с Маратом в декабре 1790 года, когда он, преследуемый полицией Лафайета, искал убежища. Она влюбилась в него заочно, читая его кровавые манифесты, которые ей приносил родственник- типографский рабочий. Обычно женщин отпугивала на редкость неприятная внешность Марата: человек лет сорока с жабьим лицом, желтыми запавшими глазами, приплюснутым носом и жестоким ртом.[47] Позже он и вовсе страдал экземой, которая не только заставляла его раздирать ногтями язвы, но и издавала непереносимое зловоние. Но Симона влюбилась в него и за те несколько недель, которые неистовый обличитель «старого режима» провёл у неё в квартире на улице Сен-Оноре, стала его возлюбленной, сотрудницей, соратницей. «В 1790 году она отдала Марату свое небольшое состояние на издание газеты «Друг народа». Твердая якобинка, Симона старалась дать возможность Марату вести агитацию с помощью газеты, все время стремясь быть в курсе всех дел и интересов мужа. Она была одновременно выпускающим, корректором, издателем газеты Марата.»[48] Она окружила его поистине всеобъемлющей заботой, ухаживала за своим кумиром, убирала, готовила, стирала, делала всё для его комфорта. Но союз их был свободным, Симона не требовала официального закрепления отношений, и многие попросту унижали и осуждали «любовницу» Марата.

«Это уютное существование пророка в домашних туфлях безумно нравилось Марату. Однажды мартовским днем перед открытым окном, пишет Верньо, он взял свою любовницу за руку и «поклялся жениться на ней в храме природы».»[49] Но государство не признавало, поэтому до самой смерти революционера Эврар называла себя его сестрой. Несколько раз Марату казалось, что его убежище раскрыто, и он вынужден был искать пристанища в другом месте, но потом снова возвращался к Симоне, которая была предана ему как собака. В 1793 году он был уже мучительно, неизлечимо болен, не выходил из дома. Кожная болезнь прогрессировала, часами он сидел в ванной, чтобы облегчить страдания, там же Марат принимал посетителей и писал последние обличительные статьи. Все это время Симона была рядом, готовила лекарства. В ее квартире он и умер – 13 июля 1793 года его прямо в ванной заколола кинжалом 25-летняя красавица Шарлотта Корде.[50] На суде ее появление было встречено всеобщим сочувствием. «Высокое мужество, искренность и простота Симоны, её беспредельное горе еще более подчеркивало ничтожество женщины, убийцы Марата.»[51]

Любовь и верность памяти Марата и его идеям Симона Эврар пронесла через всю жизнь, занималась изданием сочинений «друга народа», которое было запрещено в годы термидорианского конвента. В марте 1795 года Симона была обвинена в пособничестве «террористической деятельности» Марата, её арестовали вместе с Альбертиной Марат и несколько месяцев продержали в тюрьме. В декабре 1800 года их обеих вновь заключили под стражу и допрашивали в связи с делом о покушении на Бонапарта и только после этого оставили в покое. Симона дожила до 50 лет и скончалась после трагического падения с лестницы в 1824 году, пережив Марата почти на тридцать лет. «Симона была прекрасным человеком, и благодаря ей личная жизнь Марата сложилась как нельзя лучше: более верного друга и помощника не мог бы пожелать ни один из якобинских вождей.»[52]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политизация француженок началась за несколько десятилетий до революции 1789 года. Женщины из дворянства и средних слоев приняли участие в кружках чтения, политических салонах и даже в масонских ложах. Получение избирательских прав не был главным вопросом для многих женщин. Но, были такие, которые выступали за полное политическое равноправие для женщин. Актриса Олимпия де Гуж написала в 1791 году «Декларацию прав женщины и гражданки», повлиявшую на самосознание женщин последующих поколений.

Массовое участие женщин в революциях и контрреволюциях в новейшей истории началось с французской революцией. Бросается в глаза массовое женское участие в революционных движений. Якобинцы и главные политические клубы не приняли женщин в членство, но они имели право обычно посещать собрания клубов. Женские кружки составляли петиции на старинный лад и направляли их к Национальному Собранию. В этих обществах женщины подняли первое знамя борьбы за всеобщее избирательное право и затем за установление республики. Постепенно появляются лидеры, предводительницы среди женщин, такие, как Клер Лакомб, организовавшая в 1793 году «Общество революционных республиканок». Женщины наравне с мужчинами принимают участие в революционных действиях, во взятии Бастилии, участвуют в походе на Версаль. В народных ассоциациях, которые представляли собою прочные точки опоры для революции, женщины и мужчины действовали сообща, а женщины защищали не менее горячо интересы народа, пропагандировали демократические принципы, обличали врагов свободы, присоединялись к манифестациям и всякой деятельности, благоприятной новому режиму.

Женщины были не только безучастными зрительницами, или ярыми воительницами, некоторые из них являлись усердными помощницами мужчине, подвергаясь тем же опасностям, разделяя те же радости. (Люсиль Демулен, Симона Эврар) Конечно, отечество и свобода не могли бы быть спасены только ими, но они оказывали драгоценную помощь, и их вмешательство зачастую было полезно.

Столь яркие и противоречивые образы женщин времен ВФР- лиц эпохи, народных героинь, ярых революционерок, жен и верных соратниц вождей, видных лидеров Первой республики нашли отражение в искусстве.

В том числе и благодаря женщинам Париж стал не только королевской резиденцией и местом собрания народных представителей, он стал столицей революции.

 

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. https: //lady.tsn.ua/zvezdy/sobytiya/lyubov-i-revolyuciya-348243.html

2. Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. Перевод К.К Богдзевича. 1907.-М., товарищество типографии А.И. Мамонтова. 303 С.

3. Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. 1997.—М., « Прогресс». 832 С.

4. Богат Е. …Что движет солнце и светила. Любовь в письмах выдающихся людей. 1986.-К., Веселка. 255 С.

5. Брайсон В. Политическая теория феминизма. Пер. с англ. О. Липовской и Т. Липовской. 2001.- М., «Идея-пресс». 304 С.

6. Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». 1993.-М., «Кронн-Пресс». 204 С.

7. Ламартин А. История жирондистов., т.2. Перевод Н. С. Кутейникова. 2013.-М., Захаров. 116 С.

8. Лассер А. Коллективное участие женщин в Великой Французской революции. Перевод с французского Эльт. 1907.-СПб., типография И.Г.Брауде и К0, Морская, 19. 280 С.

9. Первушина Е. Мифы и правда о женщинах. 2012.-СПб., " БХВ-Петербург". 416 С.

10. Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. 1958.- М., государственное издательство художественной литературы. 160 С.

11. Соломатина О. Женщины-легенды. Сильный слабый пол. 2012.-М., «Эксмо». 272 С.

12. Фомин А., Миленький В. 50 знаменитых убийств. 2005.-Харьков., «Фолиант». 511 С.

13. Харитонова О. «Первая волна» феминизма. Литературное приложение № 29 к журналу «Остров», 2011.

14. Щепкина Е.Н. Женское движение в годы Французской революции. 1921. СПб., Первая государственная типография, Гатчинская, 26. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //istmat.info/node/37746. - Дата доступа: 15.05.2018.


[1] Щепкина Е.Н., Женское движение в годы Французской революции. Спб., 1921.

[2] Лассер А., Коллективное участие женщин в Великой французской революции. Спб., 2003.

[3] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. М., 1958.

[4] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. Перевод К.К Богдзевича., М., 1907.

[5] Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина иЛучинина и В. Успенская.

[6] Ламартин А. История жирондистов., т.2. Перевод Н. С. Кутейникова (1872)

[7] Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. С. 23.

[8] Брайсон В. Политическая теория феминизма. Введение. С. 27.

[9] Бовуар С. де. Второй пол. С.142.

[10] Харитонова О. Первая волна феминизма. С.7.

[11] Ламартин А. де. История жирондистов. Том II.

[12] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 258.

[13] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 60.

[14] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 60.

[15] Ламартин А. де. История жирондистов. Том II. С. 220.

[16] Первушина Е. Мифы и правда о женщинах. С. 123.

[17] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 244

[18] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 234.

[19] Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина и В. Успенская.

[20] Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина и В. Успенская.

[21] Гуж О. де. Декларация прав женщины и гражданки. Перевод: Е. Лучинина и В. Успенская.

[22] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 245.

[23] Первушина Е. Мифы и правда о женщинах. С. 127.

[24] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 250.

[25] Соломатина О. Женщины-легенды. Сильный слабый пол. С. 28.

[26] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С.17.

[27] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 40-41.

[28] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 18.

[29] Лассер А. Коллективное участие женщин в Великой Французской революции.

[30] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 23.

[31] Лассер А. Коллективное участие женщин в Великой Французской революции.

[32] Ламартин А. де. История жирондистов. Том II.

[33] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 55.

[34] Нива: иллюстрированный журнал литературы и современной жизни. С. 557.

[35] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 60.

[36] Ламартин А. де. История жирондистов. Том II.

[37] Фомин А., Миленький В. 50 знаменитых убийств. С. 116.

[38] Лассер А. Коллективное участие женщин в Великой Французской революции.

[39] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 103.

[40] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 200.

[41] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 107.

[42] Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». С. 133.

[43] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 206.

[44] Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». С. 134.

[45] Богат Е. …Что движет солнце и светила. Любовь в письмах выдающихся людей. С. 53.

[46] Адлер Э. Знаменитые женщины французской революции. С. 227.

[47] Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». С. 43.

[48] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 27.

[49] Бретон Ги. Когда любовь была «санкюлотом». С. 44.

[50] https: //lady.tsn.ua/zvezdy/sobytiya/lyubov-i-revolyuciya-348243.html

[51] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 38.

[52] Серебрякова Г.И. Женщины эпохи французской революции. С. 27.

[53] http: //www.iarex.ru/articles/54082.html


ВВЕДЕНИЕ

Женщины никогда, ни в одной стране, не оставались безразличными и пассивными зрительницами во время переворотов и глубоких государственных потрясений, решавших судьбы стран и народов, в особенности в периоды борьбы за установление социального порядка, гарантирующего большую справедливость и свободу. Они составляли весомую часть человеческого общества и не могли остаться нечувствительными и беспристрастными зрительницами глубоких и продолжительных событий, вследствие которых жизнь их могла ухудшиться или улучшиться, так же, как и жизнь мужчин. Женщины эпохи Великой французской революции были вынуждены вмешиваться в общий ход революционных событий и способствовать своим энергичным содействием общему делу свободы и возрождения. Каждая отдельная личность в это неспокойное время играла особую роль.

 В связи с этим деятельностьНа мой взгляд, участие женщин в Великой французской революции, их деятельность в революционную эпоху заслуживают подробного изучения.

Также По моему мнению, представляется, что  данная тема, бесспорно, я представляется актуальной в связи со своей сравнительно малой изученностью. Вопросы об участии французских женщин в революционных, антиреволюционных, контрреволюционных движениях очень дискуссионные, однако в большинстве имеющихся научных работ наибольшее внимание уделяется отдельным эпизодам биографий женщин, конкретным событиям этого периода без четкой систематизации, комплексного подхода, причинно-следственных связей.

Проблемам роли женщин в период Великой французской революции посвящены различные статьи и монографии («Женское движение в годы Французской революции» ( 1921)[1] Е. Н Щепкиной, в которой исследовательница рассматривает деятельность и выступления женщин в годы французской революции, развитие феминистических идей; работа «Коллективное участие женщин в Великой французской революции»(2003)[2] А. Лассера, в которой автор старается передать в фактической точности составленный им обзор участия женщин в великой французской революции).

При рассмотрении историографии по данной теме я бы хотела выделить двух основных писателей-исследователей: Г. И. Серебрякова и Эмма Адлер.

«Женщины эпохи Французской революции»[3], книга Галины Серебряковой, выпущенная в 1958 году, представляет собой своего рода сборник биографий реальных исторических лиц в реальной исторической среде, показываемых через призму художественного изображения. Женщины, о которых рассказывает Серебрякова в своей книге, рассматриваются с разных сторон, но в связи с некоторой ограниченностью достоверных материалов, образам не хватает более точного исторического анализа. Однако портреты героинь привлекают внимание читателей своей живостью и органичностью.

Иностранная писательница Эмма Адлер свою работу «Знаменитые женщины Великой французской революции»[4] посвятила памяти женщин эпохи ВФР, которые проявили себя героинями, труды которых не должны быть забыты. Книга основана на биографиях женщин, описание жизни которых плотно вплетено в канву революции.

Главной Ццелью данной работы является рассмотрение развития и освобождения женского самосознания, принятия слабым полом своей новой роли в обществе, постепенного «робкого» выхода женщин на политическую арену во времена Великой французской революции.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд конкретных задач:

- рассмотреть развитие женского движения во Франции во второй половине восемнадцатого века, его конкретных представительниц, увидеть, как женщины уже перед революцией становились сравнительно более свободными членами общества.

- исследовать деятельность некоторых представительниц радикального революционного крыла, проанализировать ее мотивы и результаты их революционной деятельности.

-изучить некоторые особенности мышления и способов деятельностинатуры женщин, являвшихся соратницами видных деятель революции, их влияние и долю участия в событиях 1789-1794 гг.

-выделобсудить наиболесамые яркие женские образы великой французской революции и проанализировать их отражение в литературе и, живописи.

Разработка данной темы обеспечивается анализом доступных материалов источников. Среди них Декларация прав женщины и гражданки[5] Олимпии де Гуж, первый, по сути феминистический, манифест, монументальное произведение А. Ламартина «История жирондистов»[6], написанное в 1848 году на основании редких документов, к которым Ламартин имел доступ, а также его бесед с людьми — участниками и свидетелями тех событий.

 

 

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЖЕНСКОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРЕМЕНА ВЕЛИКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь