Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Потребность общества в политике. Необходимость политики
В качестве своего фундаментального социального основания политика имеет объективную потребность общества в саморегуляции, в поддержании сплоченности и единства. Общество по своей структуре асимметрично. Существование различных классов и социальных групп (профессиональных, демографических, этнических и т.д.), имеющих несовпадающие, а то и прямо противоположные интересы, стремления, идеологии, с неизбежностью ведет к их столкновению и борьбе друг с другом. И для того, чтобы эта естественная во все времена и у всех народов борьба не приняла форму войны «всех против всех», требуется особая организация силы, которая взяла бы на себя функцию ее предотвращения и обеспечила бы необходимый минимум общественной урегулированности и порядка. Именно эту функцию самосохранения общества выполняет политика, и, прежде всего, в лице такого ее верховного субъекта, как государство. Неслучайно политику очень часто определяют как «искусство жить вместе, искусство единства во множестве». Роль политики в обществе: § выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов; § согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей; § выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности; § распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение; § создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества. На вертикальном срезе, как показано на схеме, субъектами политики (т.е. теми, кто «отправляет» политику и участвует в политико-властных отношениях) выступают: Поле политики «Поле политики», т.е. то пространство, на которое она распространяется, имеет два типа измерения: территориальное и функциональное. Первое очерчено границами страны, второе — сферой действия принимаемых политических решений. При этом в «поле политики» входят практически все области общественной жизнедеятельности: экономика, идеология, культура и т.д. Политика взаимодействует с ними по принципу обратной связи, т.е. исходит из взаимовлияния политики и общественной среды. Характер взаимоотношений политики и экономики напрямую зависит от типа государственного строя. Если в тоталитарных системах экономика выступает как концентрированное выражение политики, т.е. она управляема ею и всецело ей подчинена в ущерб экономической целесообразности, то в современных западных странах эти две «ипостаси» выступают как дополняющие и работающие друг на друга общественные системы. И проблема взаимодействия экономики и политики заключается не в выборе между двумя противоположностями: монополизмом (стихией) государства и монополизмом (стихией) рынка. Речь идет о поиске оптимальных моделей, нахождении разумных пропорций между тем и другим, т.е. между государственным регулированием и свободой частного предпринимательства, саморегуляцией рынка. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики, не более чем социальная утопия. «Деловая» функция политики по отношению к экономике — это не что иное, как производство и поддержание в обществе определенного минимума социальной стабильности и порядка, при которых только и возможна эффективная хозяйственная деятельность, в том числе и в форме частного предпринимательства. В условиях же хаоса и анархии такая деятельность, по общему правилу, невозможна. Хаос реформировать нельзя. Что же касается общесоциальной «деловой» функции экономики, в том числе и бизнеса, по отношению к обществу и государству, то она может быть выражена предельно лаконичной целевой установкой: «кормить и одевать народ». Но народ не в качестве «иждивенца» и объекта социальной благотворительности, а народ в роли совокупного наемного работника и активного субъекта хозяйственной деятельности, который одновременно аккумулирует в своем лице как основного производителя, так и потребителя материальных и нематериальных благ. Следует обратить особое внимание и на то, что политика неразрывно связана с идеологией и вне идеологии и без идеологии существовать не может. Идеология, как система ценностей данного общества, обладающих мобилизационным потенциалом, по отношению к политике выполняет двоякого рода функции: с одной стороны, функцию ориентации; с другой — функцию ее идеологической легитимации, т.е. оправдания действий. Первая функция особенно важна на крутых поворотах истории, при смене политического строя и коренной ломке традиционных структур и представлений. Вторая — в качестве средства легитимации государственно-властных решений, т.е. в качестве обоснования и оправдания тех из них, которые непопулярны в народе, носят, что называется, «шокотерапевтический» характер по принципу «иного просто не дано». По-особому складываются отношения между политикой и наукой. Политика в силу своей многоликости, субъективности, динамичности и других особенностей неравнозначна науке, т.е. она не сводится к точной реализации разработанных наукой решений, открытых ею законов. Наука не «правит» политикой, а выступает в роли ее беспристрастного, находящегося «по ту сторону добра и зла», советника. Касательно политики основная функция науки сугубо прагматическая — это, прежде всего, ее информационное обеспечение, проведение экспертизы, прогнозирование и моделирование ситуаций и пр. Серьезное изучение политики предполагает и выделение такого ключевого вопроса, как соотношение политики и морали. На уровне массовых представлений о политике самой распространенной точкой зрения на сей счет выступает утверждение об их несовместимости: там, где начинается политика, — кончается мораль. Если обратиться к истории и дням сегодняшним, то такая точка зрения имеет право на существование, но она, тем не менее, не может быть признана до конца правильной и научной. Никакой всеобщей заданности политики на аморальность не существует. Все зависит от характера того общественного устройства, в котором реализуется политика, а также от «чистоты рук» тех, кто стоит у ее руля. Там, где есть демократия, где любые действия в сфере политики подконтрольны ее механизмам, народу, там мораль и политика вполне уживаются друг с другом. Но совместимость морали и политики — не в строгом соблюдении политикой норм морали, а в разумном, нравственном сочетании добра и зла. Политика — это все же специфическая сфера вынужденных, порой даже очень «крутых» решений, когда императивы морали приходится согласовывать с рациональностью и целесообразностью действий, а собственные желания и пристрастия с диктатом обстоятельств. Политик действует нравственно тогда, когда добро от его поступков существенно превышает зло. Французский просветитель Вольтер в этой связи говорил: «Часто, чтобы сделать большое добро, приходится совершать небольшое зло».
Общество и государство
Понятие государства является одним из фундаментальных, т.е. базовых в правоведении. В настоящее время в мире существует около 200 различных государств, без которых немыслимо существование современного общества. Однако в науке общепризнанным является то, что государство как институт общества существовало не всегда. В истории человечества было время, когда государства не было. Поэтому понять, что такое государство и какова его роль в обществе, можно лишь разобравшись в том, когда и почему оно появилось и для чего, т.е. для осуществления какой деятельности. Следовательно, изучение основ государства и права надо начинать с выяснения причин и условий возникновения государства. Общество — это не просто совокупность людей, объединенных общими интересами, но также формы их совместной деятельности и разнообразные связи между людьми (общественные отношения), в которых есть определенная система. 1. Исторически первым было первобытное общество, называемое также родовым, — люди жили сообща, объединяясь в большие семьи (родовые общины и племена) по признаку кровного родства. Они добывали себе средства к существованию охотой, рыболовством, собирательством дикорастущих плодов и злаков, т.е. вели так называемое присваивающее хозяйство, потребляя произведенные природой продукты. Объединение было необходимо, так как в таких условиях человек не мог выжить в одиночку. В таком обществе все добываемое сообща находилось в общественной собственности, делилось между людьми поровну и потреблялось без остатка, поэтому не было условий для возникновения социального неравенства. Все были равны и свободны, существовало только естественное, половозрастное разделение труда: между мужчинами и женщинами, молодыми и стариками. При этом строе такого социального явления, как государство, не существовало, да и не могло существовать: не было необходимых условий. Однако любое общество нуждается в управлении, поэтому в первобытном обществе естественным образом складывается общественная власть, для того чтобы обеспечивать его жизнедеятельность, управлять поведением людей и поддерживать порядок. Любая власть — это реальная возможность подчинять своей воле поведение и деятельность людей. Власть в первобытном обществе — это еще не государственная власть. В то время отсутствовали специальные, выделенные из общества органы (такие, как правительство, полиция, суды, и т.п.), осуществляющие управление и принуждение. Это была общественная власть, так как она не была отделена от общества, сливалась с ним. Все наиболее важные вопросы (например, войны и мира) решались на общем собрании всех взрослых членов рода (племени). Оно же было и высшей судебной инстанцией. А для повседневного управления общее собрание избирало из числа наиболее уважаемых сородичей родовых старейшин, объединявшихся в совет старейшин для управления племенем как более крупным объединением нескольких родов. Для ведения войн с другими племенами избирались военные вожди, которыми могли стать наиболее храбрые и сильные воины. Все избранные представители общественной родовой власти не обладали особыми привилегиями и не имели в распоряжении специальных средств и органов принуждения. Их власть держалась лишь на их личном авторитете, поскольку соплеменники избирали наиболее мудрых, опытных, хорошо знающих родовые обычаи и запреты. И все добровольно подчинялись старейшинам и вождям, ибо только так общество могло сохранить себя в суровых условиях жестокой борьбы за свое существование. Первобытное общество не оставалось неизменным с течением времени. Происходящие в нем процессы постепенно привели к смене родовой организации государственной властью и возникновению государства. Существует множество теорий, по-разному объясняющих причины появления государства. Объясняется это тем, что создавались они в разные исторические эпохи, их авторы придерживались различных философских и идеологических взглядов. В каждой из теорий происхождения государства акцентируются те или иные исторические особенности развития общества, своеобразные условия, способствовавшие возникновению государства в разных регионах земного шара и у разных народов, но на этой основе делался вывод, что подобным образом государство возникало везде, т.е. им придавалось универсальное значение. Постепенно с усложнением социальной структуры общества происходит все большая потребность регулирования отношений, возникающих между людьми в процессе их жизнедеятельности, в связи с чем роль государства и его регуляторов все больше и больше возрастает. государство представляет собой особую организацию власти, которая управление обществом, обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов, однако в определенные периоды может преимущественно защищать интересы господствующих классов. Возникнув на последней ступени развития первобытного общества в результате изменений в его экономике и социальной структуре, государство не оставалось неизменным. Оно развивалось, приобретая в разные исторические эпохи новые черты. Поэтому можно выделить некоторые общие признаки, присущие всем государствам независимо от эпохи их существования. 1. Первый признак государства — наличие специальных государственных органов, которые во взаимосвязи и взаимодействии образуют государственный аппарат (правительство, полиция, суды и др.), осуществляющий управление обществом, а в необходимых случаях и государственное принуждение. 2. Второй признак — государственная власть распространяется на всех, кто находится на территории государства, под которой понимается пространство в пределах государственных границ. Государство объединяет людей, проживающих на его территории., И свои права и обязанности они осуществляют по месту своего жительства. 3. Третий признак — только государство может устанавливать правила поведения, обязательные для исполнения всеми, кто находится на его территории, т.е. создавать нормы права (юридические нормы), закрепленные в законах и других официальных актах государства. 4. Четвертый признак государства — только оно может взимать с населения налоги и другие обязательные сборы (например, таможенные пошлины), для того чтобы иметь средства на содержание госаппарата, а также содержание школ, больниц, строительство дорог и для других общественных нужд. 5. Пятый признак — государство обладает суверенитетом, что означает его независимость от других государств, а также от любых иных организаций внутри страны и возможность самостоятельно решать свои внутренние и внешние дела. Таким образом, можно дать следующее определение: государство — это особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом и регулирующая отношения и обществе с помощью общеобязательных правил поведения (норм права). Важнейшая роль, которую государство играет в обществе, т.е. его социальное назначение, заключается в том, что это единственная организация, призванная представлять общие интересы населения. Социальное назначение государства проявляется и конкретизируется в его функциях, под которыми принято понимать основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функционирование государства не стихийно, оно имеет целенаправленный характер. Осуществляя функции, государство реализует свою способность воздействовать на общественные отношения с целью решения различных задач, как сугубо классовых, так и общесоциальных.
Происхождение государства
Вопрос о происхождении государства и права в течение столетий занимал умы множества философов, историков и юристов. Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на данный вопрос. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Одной из древнейших является теологическая теория происхождения государства и права, объясняющая их возникновение божественной волей. Данная теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время теологическая теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле. Государственная власть, в соответствии с данной теорией, дана от Бога, но вместе с тем само государство зависит от Божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные объединения. Представителями этой теории были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама и современной католической церкви (Аврелий Августин — «Блаженный», Фома Аквинский, Маритен, Любефф, Кост-Флорэ и др.). Другой теорией, возникшей в древности, была патриархальная теория происхождения государства. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э.), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Филмер, Михайловский, современный этнограф Мердок и др.). Согласно патриархальной теории, государство произошло от семьи и является результатом ее разрастания. Аристотель считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, поскольку каждый человек—существо политическое. Вне государства невозможно его общение с себе подобными. Будучи существами коллективными, люди стремятся к взаимному общению, что приводит к образованию семей. Развитие этих семей в результате размножения и объединения приводит к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти и, по существу, отождествлял ее с патриархальной властью главы семьи. Ряд представителей патриархальной теории, в частности Филмер, доказывали, что абсолютная власть монарха есть продолжение власти отца в семье, носит «отеческий» характер. Вместе с тем сторонники патриархальной теории, пытаясь обосновать божественность монархической власти, не порывали с религией.
Основные положения патриархальной теории опровергаются современной наукой, которая установила, что нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытнообщинного строя. Известна также теория договорного происхождения государства. Ее представители — Гроций, Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо, Радищев. Данная теория была известна еще в глубокой древности. Она рассматривает государственную власть как результат объединения людей на основе взаимного добровольного соглашения (договора). Идеи договорной теории, несмотря на существенные различия во взглядах ее представителей, отличались общей прогрессивной направленностью. Все представители данной теории отвергали концепцию божественного происхождения государства и права, рассматривая их как продукт деятельности людей. Уже одно это наносило мощный удар по религиозному мировоззрению, служило развенчанием теологической теории, пытавшейся оправдать и сохранить феодальную монархию. Большинство идеологов XVII—XVIII вв., представлявших договорную теорию, исходили из того, что в результате договора об образовании государства люди передают государственной власти часть своих природных (естественных) прав. В силу этого обстоятельства государство взяло на себя обязанность охранять собственность и безопасность своих граждан. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины, что все люди созданы и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».
Теория договорного происхождения государства явилась мощным идейным оружием в борьбе с феодальными государственно-правовыми учреждениями. Тем не менее, она оказалась несостоятельной в научном отношении, ибо нет научных данных, подтверждающих реальность этой теории. К числу широко распространенных теорий происхождения государства и права относится также теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский и др.). Ее представители объясняют происхождение государства как результат завоевания одних племен другими, как следствие действия военно-политического фактора. Государство и право в соответствии с этой теорией явились той силой, которая была создана завоевателями в целях упрочения своего господства над побежденными. Оценивая эту теорию, следует иметь в виду следующие факты: процесс возникновения государства связан с такими условиями экономического развития общества, которые позволили бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л. И. Петражицкий, Фрезер, М. Коркунов, Фрейд и др. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики, к которым относятся, например, потребность подчиняться, склонность к подражанию. Кроме того, человек сознавал свою зависимость от элиты первобытнообщинного общества, справедливость определенных вариантов действия и отношений и пр. Разумеется, общественные закономерности реализуются через деятельность людей. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этой закономерности. Но они не являются основными, решающими факторами, поскольку сама человеческая психика формируется под влиянием определенных экономических, социальных и иных внешних условий, которые и должны учитываться в первую очередь. Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство и право существуют не извечно, что человечество прошло в своем развитии длительный путь до возникновения государства и права. Первобытное общество, в котором не было ни государства, ни права, прошло три стадии в своем развитии — дикость, варварство и цивилизация, различающиеся, главным образом, степенью развития производительных сил. По мере развития и совершенствования орудий труда, крупного общественного разделения труда (отделения земледелия от скотоводства, ремесла от земледелия, выделения торговли в самостоятельную сферу экономики) образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества. Благодаря этому, с одной стороны, возникает необходимость, а с другой стороны, — экономические предпосылки, возможность содержать специальные группы людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений частной собственности и интересов собственников. Таким образом, происходит постепенное превращение общественной власти, которой располагали вожди, старейшины, родоначальники в первобытнообщинном обществе, в публичную государственную власть. Если основным средством поддержания общественной власти в догосударственном обществе были общественное мнение и личный авторитет старейшин, вождей, то сущностью государственной власти становится принуждение. Коренным образом меняется положение человека в обществе. Если в первобытном обществе оно определялось принадлежностью отдельного лица к семье, роду или племени, то в государственном обществе статус человека определяется его имущественным положением и личной близостью к носителям государственной власти. Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы. Согласно этому подходу государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняется само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства. И первый, и второй подход к решению вопроса о происхождении государства правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут выступать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом. Параллельно с возникновением государства идет и процесс возникновения права. Право есть особая система норм, которая, как справедливо отмечает Ф. Энгельс, возникает на известной, весьма ранней ступени развития общества в силу потребности охватить общим правилом поведения повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства. Право возникает в силу тех же причин, которые вызывают и появление государства. Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности, организации деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ, а также в управлении обществом. Такая упорядоченность, подчиняющая всю массу единичных отношений людей общему порядку, достигается с помощью правил поведения, или социальных норм. В первобытном обществе эти нормы выражались в обычаях. Многие обычаи тесно переплетались с нормами первобытной нравственности (морали), религиозными верованиями, а часто и совпадали с ними. Обычаи— исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку, в результате многократного применения в течение длительного времени стали естественной жизненной потребностью людей. Обычаи были естественным порождением самого первобытного строя, результатом и необходимым условием его жизнедеятельности. Общество направляло поведение индивида так, чтобы оно соответствовало коллективным интересам. Этой цели и служили многочисленные обычаи. Социальные нормы первобытного общества, как и существовавшая там власть, были продуктом отношений, исключавших господство и порабощение. Обычаи выражали интересы всех членов рода и поэтому исполнялись добровольно. Никакого различия между правами и обязанностями не было: право воспринималось как обязанность, а обязанность — как право. И обязанностью и правом являлись, например, кровная месть или, что еще важнее, коллективный труд, охота и т. п. Строгое соблюдение обычаев было привычкой. Если же правила нарушались отдельными лицами, то принудительные меры исходили от всего рода в целом. Общественное разделение труда, появление частной собственности, социальное расслоение общества, необходимость совершенствования управления обществом в новых условиях постепенно приводят к тому, что первобытные обычаи в их прежнем виде становятся непригодными для регулирования общественных отношений. В новых исторических условиях — условиях имущественного неравенства, непримиримой классовой борьбы — понадобились нормы, которые бы выражали не общую волю, а волю только господствующей социальной группы (класса). Поначалу этот класс стремился приспособить обычаи прошлой эпохи к своим потребностям, в силу чего менялось содержание таких обычаев. Они превращались в юридические правила, перерастали в правовые нормы. Вместе с тем трансформированные обычаи еще длительное время сохраняли черты первобытной эпохи. Источником образования правовой системы были также акты государственных органов. Особенно активной была правотворческая деятельность судов, созданных уже на раннем этапе возникновения государства. Источниками правообразования явились многие судебные решения, которым придавалось значение общих правил. Однако по мере того, как крепли центральные органы государственной власти, именно их акты становились наиболее авторитетным источником права, главным средством его формирования. Создававшиеся государством законы были направлены на урегулирование отношений частной собственности и других общественных отношений, на обеспечение привилегированного положения рабовладельцев. Этому служили, например, такие известные памятники рабовладельческого права, как «Законы царя Хаммурапи», «Законы Ману» в Древней Индии, «Законы XII таблиц» в Древнем Риме, «Варварские правды» в Германии, «Салическая правда», «Русская правда», «Польская правда» и др. в славянских государствах. В них закреплялась частная собственность семьи, замена кровной мести выкупом (вира, вергельд). Более высокий выкуп назначался, например, за жизнь королевского дружинника, княжего мужа, богатого общинника. В отличие от обычаев первобытного общества, выражавших волю всего общества, право явилось возведенной в закон волей экономически господствующей социальной группы (класса), содержание которой определялось материальными условиями жизни этой социальной группы (класса). Таким образом, право возникло как качественно новая, неизвестная первобытному строю, система социальных норм, для проведения в жизнь которых государство использовало и использует всю силу государственного аппарата, различные меры государственного принуждения.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы