Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире



ПЕРЕЙТИ К ФАЙЛУ
«Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире»
Процессы национальной консолидации и национального разделения всегда сопровождали и сопровождают развитие государств и наций. Как свидетельствует мировая практика, большинство обществ характеризуется многочисленными противоречиями, которые проявляются в его разделениях на разные группы. Причины разделений могут быть самые разнообразные: экономические, религиозные, языковые, этнические, социальные, идеологические, культурные и др. Каждое государство пытается построить свою модель национального единства и национальной консолидации.
Консолидация является одним из важных признаков зрелого государства и формой существования современных наций, весомым фактором укрепления государственного суверенитета на пути к построению политической нации. Национальная консолидация в широком значении определяет качество государственности и конкурентоспособность нации и потому остается важным и актуальным для большинства современных государств. В системе внутринациональных процессов ключевое значение имеет все, что связано с национальным единством и особенностями ее развития, ее политическим и этнонациональным содержанием. Национальное единство – это фактор, который постоянно действует и представляет основу национальной жизнедеятельности.
Как научный феномен консолидация в переводе из латинской (consolido) „consolidation” – объединение, сплочение, укрепление. Стоит заметить, что практически отсутствуют исследования, которые бы комплексно рассматривали теоретические основы национальной консолидации.
В современном мире, когда процесс глобализации, т.е. исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы, и человечество превращается в единую политическую систему, многие государства, нации стараются всеми силами сохранить свою национальную исключительность. Культура, традиции, обычаи – все это постепенно уходит в прошлое, уступая место современным межнациональным отношениям, всеобщему подражанию одинаковым кумирам.
Конечно, нации, народы имеют право создавать свои собственные организации, отдаленные, обособленные от окружающего мира.
В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (в обоих пактах — статья 1) закреплено: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право».
В этой же Декларации указывается, что способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса».
С одной стороны, национальная консолидация и обособление в современном мире имеет свои плюсы. Стремление к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, расцвету национальной культуры, к раскрытию творческих сил, к национальному самосознанию положительно влияют на развитие общества. Формирование национального самосознания, т.е. осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, как члена этой общности, позволяет человеку чувствовать поддержку и защиту окружающих людей. Он понимает, что в случае необходимости за него вступятся его соотечественники, поддержат его.
Во – вторых, консолидация и обособление позволяют сохранить свои особенности, культурные ценности. Порой отдельные государства, желающие защитить и дифференцировать свою культуру от окружающего мира и от воздействия со стороны других стран, закрывают возможные каналы проникновения зарубежной информации. В 20 веке в СССР были запрещены браки с иностранцами. Так, в 2012 году в Китае были закрыты некоторые иностранные телеканалы, транслирующие информацию о событиях в Европе и т.п. Таким образом власти Китая хотели защитить свою нацию, сберечь ее национальные особенности, ее культуру.
С другой стороны, такая позиция отдельных наций отрицательно влияет на всю обстановку в мире.
Во – первых, обособление отдельных этносов делает невозможным нормальное функционирование международных организаций, таких как, например:
- Экономические и политические союзы (например, Европейский союз (ЕС))
- Транснациональные корпорации (ТНК)
Они не могут взаимодействовать с обособленными нациями, т.к. последние не хотят сотрудничать, не хотят принимать чужие идеи, предложения. Если бы народы просто не взаимодействовали с окружающим миром, то это могло быть просто их собственное решение, но очень часто непонимая между различными национальными общностями приводят к межнациональным конфликтам. Межнациональный конфликт — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. К причинам конфликтов можно отнести спорные территории, произвольное изменение границ, притеснение этнического меньшинства, насильственное включение территории народа в другое государство и т.д. Анализируются социально-структурные изменения контактирующих этнических групп, проблемы их неравенства в статусе, престиже, вознаграждении.
В ситуациях напряженности создаются представления о чертах народов, препятствующих общению, — «мессианстве» русских, «наследуемой воинственности» чеченцев, а также иерархии народов, с которыми можно или нельзя «иметь дело». Большим влиянием на Западе пользуется концепция «столкновения цивилизаций» американского исследователя С. Хантингтона. Она объясняет современные конфликты, в частности недавние акты международного терроризма, конфессиональными различиями. В исламской, конфуцианской, буддийской и православной культурах будто бы не находят отклика идеи западной цивилизации — либерализм, равенство, законность, права человека, рынок, демократия, отделение церкви от государства.
Ко всему прочему, зачастую такие вроде бы обособленные нации не принимают чужие идеи, но хотят, чтобы другие принимали их. Порой очень жесткими, незаконными, негуманными методами люди стараются пропагандировать свои идеи, убеждения, верования. Отсюда вытекают и международные, межнациональные конфликты, приводящие к трагедиям.
Я хочу сказать, что не обязательно объединяться, интегрировать различные национальности. Распространено мнение, что создание огромных многонациональных «империй» рано или поздно приводило к их распаду — в связи с этим, можно говорить о распаде Вавилоно-персидской империи, Римской империи, Священной Римской империи, Золотой орды, Османской империи, Австро-Венгрии, Британской империи, Югославии, СССР и т. д. Распад империй обычно сопровождается образованием на их месте ряда национальных государств. Контрпримером к такой гипотезе является Китай — национальное государство ханьцев, присоединившее к себе почти всё «наследие» маньчжурской империи Цин. Также отмечается, что прекращали своё существование и многочисленные «неимперские» государства. Достаточно просто быть терпимым к другим, понимать их право на существование, самоопределение.
В заключение я хотела бы сказать, что обособление и консолидация национальных обществ действительно иногда является проблемой. Необходимо налаживать международные, межконфессиональные связи, особенно в век информационных технологий, когда развивается наука и техника, когда осваиваются новые земли. Такая деятельность требует защиты и поддержки всего мира. Мы должны быть уверены, что, где бы не находились, всегда можем рассчитывать на помощь и поддержку.
«Проблема национальной консолидации и национального обособления в современном мире»
План
Консолидация как один из важных признаков зрелого государства и формой существования современных наций.
Национальное единство как фактор, который постоянно действует и представляет основу национальной жизнедеятельности
Глобализация, т.е. исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы
Право народов на самоопределение
Плюсы национальной консолидации и обособления:
- Стремление к саморазвитию
- Политическая и экономическая самостоятельность
- Расцвет национальной культуры,
- Раскрытие творческих сил,

 

Современные глобальные проблемы человечества

На рубеже тысячелетий, человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Сам термин «глобальный» ведет свое происхождение от латинского слова «глобус», то есть Земля, земной шар, и с конца 60-х годов XX столетия он получил широкое распространение для обозначения наиболее важных и настоятельных общепланетарных проблем современной эпохи, затрагивающих человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу [1].

Для объединения различных подходов к глобальным проблемам, для осмысления полученных результатов, возникла необходимость в новой науке. Постепенно сформировалась особая область знания — теория глобальных проблем, или глобалистика. Она призвана выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем. Эффективные рекомендации должны учитывать множество социальных, экономических и политических факторов. Особое значение для глобалистики имеют науки, связанные с изучением жизни (живых существ), а также земной поверхности: комплекс биологических дисциплин, геология, геохимия, геофизика, почвоведение и др. Не случайно, именно эти науки впервые обратили внимание на многие факты отрицательных изменений, вызванных деятельностью человека.

В 70-х годах XX века сложилось достаточно влиятельное направление общественной мысли, которое можно назвать философией глобальных проблем. Это философское направление, несмотря на предельно широкое рассмотрение мировых проблем, в центр внимания все же ставит человека, его настоящее и будущее.

Глобальные, или всемирные (общечеловеческие) проблемы, являясь результатом противоречий общественного развития не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, как, например, проблемы войны и мира, здоровья, существовали и прежде, были актуальны во все времена. Другие глобальные проблемы, например, экологические, появляются позже в связи с интенсивным воздействием общества на природную среду Первоначально эти проблемы могли быть только частными (единичными), вопросами для какой-то отдельной страны, народа, (затем они становились региональными и глобальными, т. е. проблемами, имеющими жизненно важное значение для всего человечества.)

Разумеется, не всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного развития могла стать глобальной.

Глобальные проблемы современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают, как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединённых усилий всего человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни людей и касаются всех стран мира [2].

Все существует в некотором количестве и, следовательно, может быть измерено. Данное обстоятельство необходимо, прежде всего учитывать в вычленении глобальных проблем. Одним из важнейших критериев определения глобальных проблем является количественный — геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее региона в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств [3].

Глобальные проблемы — это проблемы, затрагивающие проблемы всего человечества, влияющие на ход развития экономики и социальной сферы, экологию, политическую стабильность. Эти проблемы требуют международного сотрудничества, так как ни одно, даже самое высокоразвитое государство, не может решить их самостоятельно.

А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, нет и не может существовать экологической независимости. Как бы та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, какие бы изощренные мероприятия в этом отношении она не проводила, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. Чернобыльская авария — убедительное доказательство этому [4].

К важнейшим глобальным проблемам человечества относят:

1. Проблема предотвращения новой мировой войны, которая может привести к уничтожению человечества. Для решения этой проблемы необходимо:

- полное уничтожение ядерного, химического, биологического и других видов оружия; прекращение их испытаний;

- прекращение военных противостояний в различных регионах мира, решение всех споров мирным путем.

- сокращение вооруженных сил, уменьшение численности армии.

2. Экологическая проблема — сохранение устойчивости между обществом и природой. Сегодня масштабы антропогенных нагрузок на биосферу планеты четко проявляются в количественных и качественных показателях, затронувших 5 блоков вопросов.

Во-первых, сокращаются плодородные земли в результате роста городов, промышленных и транспортных объектов.

Во-вторых, 40 % влажных тропических лесов уничтожено, а ведь это своеобразные легкие земли. Процесс вырубки лесов идет с невероятной прогрессией — более 40 га в минуту!

В-третьих, обостряется проблема с пресной водой. С каждым годом нарастает «водный голод». В то же время не сокращается выброс нечистот в пресноводные бассейны.

В-четвертых, в больших масштабах идет выброс токсичных отходов производства и быта в виде твердых, жидких и газообразных продуктов. [5].

И, наконец, в-пятых, разрушается озоновый слой. Источники загрязнения разные, — как естественные (вулканизм, пожары лесов), так и антропогенные.

В связи с этим мир должен перейти на новую модель развития, устойчивое развитие основывается на таких принципах:

- каждый человек имеет право на проживание в благоприятной для него окружающей среде;

- социально-экономическое развитие должно быть направлено на укрепление здоровья людей, повышение продолжительности жизни, получение необходимого образования, гарантия прав и свобод;

- развитие должно проходить так, чтобы удовлетворение жизненных потребностей человека шло при сохранении окружающей природной среды;

- уменьшение и устранение опасных в экологическом плане производств;

- переход на уменьшение невозобновляемых полезных ресурсов и введение в использование вторичных ресурсов, утилизация, обезвреживание отходов, разработка для этих целей необходимых высших технологий;

- усиление взаимосвязи экономики и экологии;

- развитие международного сотрудничества в целях сохранения, защиты целостности экосистемы земли.

3. Продовольственная проблема. Сложность заключается в том, что численность населения растет быстрее, чем продовольственные ресурсы. По данным ООН, только треть населения обеспечена питанием; 50 % населения Африки находится на пороге голода, от недоедания здесь умирает несколько миллионов человек. Решить эту проблему можно путем увеличения урожайности, продуктивности животноводства; совершенствования структуры отраслей земледелия; перераспределения продовольственных ресурсов между странами; более рационального использования сельскохозяйственных угодий.

4. Демографическая проблема связана как с естественным движением населения, так и с миграцией. Речь идет о регулировании численности населения, миграционных процессов. Важно добиться снижения детской смертности, повышения продолжительности жизни, снижение неграмотности.

5. Энергетическая и сырьевая проблема связана с неравномерностью распределения минеральных ресурсов по территории земного шара. Большая часть минерального сырья располагается в развивающихся странах, а главные потребители — развитые государства.

6. Проблема использования Мирового океана. Важно сохранение природного потенциала Мирового океана путем рационального использования, борьбы с загрязнением морской среды, запрещение испытаний различного оружия в океанах и морях.

Глобальным угрозам человечество должно противостоять единым фронтом, координируя свои усилия. Но это не означает, что сотрутся различия между странами и народами, между классами и социальными группами, нивелируются интересы наций и национальных экономик. Современный мир немыслим без различия интересов — индивидов, отдельных групп, государств и т. д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление уничтожить различие интересов приводит только к тотальной несвободе.

Развитие цивилизации поставило различные части человечества в зависимость друг от друга. Эта зависимость есть императив отношений современного общества — как на межгосударственном, межгрупповом, так и межиндивидуальном уровнях. Однако отдельное государство не должно даже в свете всеобщей взаимозависимости отрекаться от своих национальных интересов. Ему предлагается только научиться считаться с интересами других государств [6]

Глобальное сознание в одном из своих главных аспектов есть сознание заботы о собственной стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран, характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах [7].

В настоящее время позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному, так же как и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 594; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь