Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Системно-деятельностный и компетентностный подходы к реализации воспитательного компонента



Понятие системно-деятельностного подхода не новшество для отечественной системы образования. Оно было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Системный подход разрабатывался в исследованиях таких ученых как Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Концепция деятельностного подхода, который всегда был системным выдвигалась Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, А.Р. Элькониным, В.В. Давыдовым и другими исследователями. Системно-деятельностный подход является попыткой объединить эти два подхода.

Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

Переход от знаниевой к деятельностной парадигме в обучении нашел

свое выражение в стратегии разработки стандарта общего образования, рассматривающей образование как институт социализации, обеспечивающей вхождение подрастающего поколения в общество.

В этом заключается одна из отличительных особенностей новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Для учителей принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания. Система «учитель-ученик» достигает своих эффективных показателей только тогда, когда наступает согласованность действий, совпадение целенаправленных действий учителя и ученика, что обеспечивается системой стимулирования познавательной активности в проектной и исследовательской деятельности.

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, призван развить личность ребенка на основе универсальных учебных действий и предполагает:

1) воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности, отвечающих требованиям информационного  общества;

2) переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

3) ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

4) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

5) учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения с детьми;

6) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

7) разнообразие организационных форм, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов обучающихся.

Деятельностный подход к обучению предусматривает: наличие у детей

познавательного мотива и конкретной учебной цели; выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия; включение духовно-нравственного аспекта в содержание обучения в процессе решения значимых жизненных задач.

В рамках Стандарта важными целями образования должны стать:

- развитие у учащихся способности действовать и быть успешными;

формирование таких качеств, как профессиональный универсализм, способность менять сферы деятельности, способы деятельности на достаточно высоком уровне.

Востребованными становятся такие качества личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми.

Особенность компетентностного подхода в том, что он не отрицает значения знаний, а акцентирует внимание на способности использовать полученные знания, на развитии ключевых компетенций. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем. А.В. Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения [21].

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.

С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» (А.В. Хуторской).

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

А.В. Хуторским определен перечень ключевых образовательных компетенций на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С этой позиции к ключевым образовательным компетенциям относят:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать  решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального  самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Таким образом, в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества.

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.).

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Кроме того, на данные критерии следует ориентироваться при организации и проведении внеурочной деятельности (классных часов, кружков и др.) по духовно-нравственному воспитанию.

Таким образом, на первом месте стоит не накопление учащимися знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем, не только в индивидуальной, но и в совместной, коллективной деятельности.

Для включения ребенка в активную познавательную коллективную деятельность необходимо:

1) связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся;

2) планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов;

3) привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся;

4) оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Поэтому современное обучение должно быть развивающим.

Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.

Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.

Реализация деятельностного подхода в обучении опирается на следующие методы: проектный; ролевой - деловые игры; проблемный; исследовательский; метод решения практических задач; коллективной творческой деятельности; поисковый; дискуссионный; коммуникативный. Предпочтение, однако, отдается проектному методу как самому интегративному из всех названных (включает в себя всевозможные виды деятельности, назван самым развивающим и самым перспективным методом обучения).

Таким образом, в процессе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся системно-деятельностный и компетентностный подходы способствуют развитию личности, и формированию гражданской идентичности. В целом образовательный процесс должен быть организован так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание. С целью достижения планируемых результатов воспитания, в частности, духовно-нравственного развития, разработан ряд вспомогательных комплексов программ и документов задающих смысл и характер реализации воспитательного компонента. Рассмотрим «Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (далее Концепция ДНРВ), являющейся методологической основой реализации воспитательного компонента общего образования. Данная концепция дает направление педагогам-практикам в конструировании и организации воспитательного процесса в целом в современной школе.

Духовно-нравственное развитие и воспитание следует рассматривать как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ общего образования.

 «Духовно-нравственное развитие и воспитание» определяется следующим образом: «Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

· усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

· общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

· содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства».

Категория «духовность» в общественно-педагогическом дискурсе последних лет по большей части связывается с развитием ценностно-смысловой сферы личности. Говоря о духовно-нравственном измерении бытия человека, размышляют о единстве свободы и ответственности человеческой личности, о путях вхождения новых поколений в полноту культурного наследия поколений предшествующих. Акцентируется внимание на освоении человеческого способа бытия в культуре и истории, где человек являет себя как существо свободное, созидающее и ответственное за жизнь мира. Немалое внимание уделяется также религиозной перспективе бытия человека в мире, где человек осмысливает себя в иерархическом соподчинении и в предстоянии Высшему началу бытия.

Категория «духовно-нравственное развитие» определяет иерархическую структуру результатов образования. Образовательные программы, которые надлежит освоить обучающемуся, должны обеспечить, во-первых, духовно-нравственное развитие, во-вторых, воспитание, и в третьих – качество подготовки обучающихся.

Обращает на себя внимание разность двух категорий: духовно-нравственное развитие и воспитание. В тексте закона нет категории «духовно-нравственное воспитание», которая сегодня стала уже привычной. Духовно-нравственное воспитание – относительно новая категория в педагогике - постепенно завоевывала позиции в течение последних двух десятилетий. За последние 15-20 лет в исследованиях вводятся категории духовно-нравственного воспитания, духовного становления, воспитания духовности, нравственного поведения, нравственного развития.

«Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России» определяет:

üхарактер современного национального воспитательного идеала;

ü цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

ü систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

ü основные социально-педагогические условия и принципы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся.

Рассмотрим некоторые существенные характеристики по выделенным аспектам.

 «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России в сфере общего образования» – методологическая основа разработки программ воспитания и социализации в составе образовательных программ ОУ.

Однако ее концептуальный статус отличается от нормативного. Концепция является методологической основой разработки и реализации государственного образовательного стандарта общего образования.

В тексте «Примерной программы воспитания и социализации», составляющей один из документов ФГОС, данная Концепция определяется как основа проектирования этой программы. Концепция задает методологические подходы в разработке программы воспитания. Согласно новым ФГОС, в ряду «учебных программ и материалов к ним», составляющих в совокупности образовательную программу ОУ, появляется особый документ - программа воспитания. Это отдельная программа, отдельный документ в ряду других программ. Однако этот документ – особенный. От программ предметных учебных дисциплин его отличает следующая специфика: он описывает способ интеграции отдельных программ, определяющих набор осуществляемых ОУ деятельностей, в системное целое.

1. Категории «духовно-нравственное развитие» и «педагогическая ответственность».

В тезаурусе Концепции ДНРВ понятие духовно-нравственного развития определяется как «осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

ü Духовно-нравственное развитие – сфера персональной ответственности личности, автономная зона личного риска и личностных приобретений, суверенное пространство ответственного социального субъекта, область реализации нравственного принципа единства свободы и ответственности человека. Категория «формирования», примененная к процессу духовно-нравственного развития, будет отличаться от категории формирования способностей, принятой в деятельностном подходе.

В процессе формирования духовно-нравственной личности выделяют три группы педагогических проблем, которые требуют теоретической и методологической разработки в педагогической науке и практике:

1) проблема формирования современной русской идентичности;

2) проблема взаимодействия социальных субъектов воспитания;

3) проблема педагогического освоения проективности человеческого бытия, согласованного целеполагания личностного развития и развития страны.

В аспекте русской идентичности необходим творческий поиск моделей идентичности самобытной русской цивилизации. Ценностная структура этой идентичности задана в Преамбуле Российской Конституции. Недаром Преамбула приводится в Концепции полностью. Анализ Преамбулы позволяет условно выделить два компонента этой идентичности, тесно взаимосвязанных, но относительно самостоятельных и предполагающих специфические педагогические стратегии. Это компонент гражданской идентичности и аспект культурно-исторической идентичности. Права и свободы личности, демократическая основа государственности, суверенность государства, социальная ответственность, благосостояние страны, членство в мировом сообществе и тому подобные категории задают аспект гражданской идентичности. «Почитание памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость», «общность судьбы на родной земле», «ответственность за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями» - этот ряд понятий задает перспективу формирования культурно-исторической идентичности гражданина России. Эти компоненты подлежат педагогической интерпретации в конкретных моделях организации образовательной деятельности и описании ее  результатов.

2. Идейный уровень содержания образования и механизмы его интеграции раскрываются через категории «национальный воспитательный идеал», «базовые национальные ценности».

Концепция определяет национальный воспитательный идеал и подчеркивает его преемственность по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох, а также его адекватность внешним и внутренним вызовам современной России.

«Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

В Концепции указано, что содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Они определяются как базовые национальные ценности.

· патриотизм – любовь к России, к Донбассу, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

· социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

· традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

· природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов,

прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.

3. Новое видение места системы образования в пространстве культуры и истории задается в концепции общественного договора и раскрывается как логика освоения культурных традиций России через взаимодействие социальных субъектов воспитания.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция определяет ключевые культурные традиции России как источник нравственности и человечности. Она ориентирует педагогическое сообщество на педагогические стратегии формирования ценностно-смысловой сферы человека, которые соотносят становление мотивационных, когнитивных и эмоциональных структур личности с деятельностным освоением ключевых традиций культуры. Концепция последовательно развивает понимание традиций культуры, в том числе традиционных религий России, как специфического ресурса развития образования в содержательном и деятельностном ключе. Взаимодействие с социальными субъектами воспитания рассматривается как способ интеграции в едином воспитательном процессе семейных традиций, традиционных религий, локальных сообществ, профессиональных и корпоративных традиций.

Школа должна приобщить растущего человека к источникам нравственности и человечности. Эти источники – области общественных отношений, деятельности, сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, систему общественных отношений.

Носителями базовых национальных ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к освоению ключевых культурных традиций России, в том числе религиозных.

4. Система условий организации воспитательного процесса в явном виде сформулирована в тексте «Примерной программы воспитания и социализации» как требования к условиям воспитания и социализации.

Согласно Концепции при организации воспитывающего пространства необходимо устанавливать и поддерживать взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Обращение к нормативно-правовым документам в области образовательной политики дает возможность понять соотношение светского и религиозного образования в государственных образовательных учреждениях, определить возможности реализации тех или иных (образовательных) курсов, различных занятий вне рамок обязательных школьных дисциплин. При этом не следует смешивать религиозное и духовно-нравственное воспитание, однако надо иметь в виду общность ценностей, на которых они строятся. В этом смысле при отборе содержания духовно-нравственного воспитания нельзя обойти вниманием важные религиозные понятия, явления, имена, праздники. Тем более, что в настоящее время светское и религиозное образование уже не противопоставляется друг другу, светское образование утратило прежнее богоборческое направление. Термин «светский» интерпретируется как нецерковный, гражданский и не является синонимом слова «атеистический».

Модернизация и реформирование образования в современной школе направлены на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на традиционную духовную культуру. Без знания основ традиционной (православной) культуры адекватное освоение ценностей российской культуры, особенно в ее гуманитарном аспекте, невозможно, а приобщение к ним детей затруднено. Также знания из этой области являются важными для всех учащихся российской школы вне зависимости от их отношения к православной религии и церкви, мировоззренческого или конфессионального самоопределения для лучшего понимания культуры и истории страны. Одним из актуальных направлений деятельности общеобразовательного учреждения в условиях реализации Президентской инициативы «Наша новая школа» является формирование у обучающихся (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

В соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы Стандарта, организация целостного пространства духовно- нравственного развития обучающихся обеспечивается также разработкой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. При этом воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и т.д.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

Изучение в школьном курсе истории любого народа невозможно без изучения его религии и культуры. Религия и религиозная жизнь сопровождали человечество на протяжении всей истории. Они способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали. Это особенно характерно для этико-центричных культур, к которым, безусловно, относится и культура России.

Россия, ДНР – многонациональны. Здесь исторически сосуществует множество культур, каждая из которых имеет свою религиозную основу. Новое поколение россиян, не имея представления о религиях и их роли в российской истории и культуре, не сможет обустраивать свою страну на высоком духовно- нравственном уровне. Принятие христианства на Руси стало средством приобщения восточнославянских племен к мировой культуре. Национальная жизнь русского народа отразилась в православной религии, которая стала мощным средством воздействия на общество. Следовательно, знания о религиях необходимы как политикам, так и общественным деятелям, педагогам, работникам культуры, журналистам, социальным работникам, психологам, специалистам информационной сферы и каждому человеку- гражданину России

Таким образом, «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в сфере общего образования развивает перспективные подходы, позволяющие реализовать методологический потенциал, заключенный в определении образовательного результата как иерархической структуры «духовно-нравственное развитие - воспитание - качество подготовки». Она предоставляет реальные возможности для актуализации педагогического потенциала ключевых культурных традиций России и формирования интегрированного образовательного пространства на началах, конструктивного диалога носителей различных культурных перспектив, в том числе на основе религиозного мировоззрения, во взаимодействии и заинтересованном сотрудничестве. Реализация этих возможностей улучшит нравственное состояние общества, создаст основу динамичного развития страны на основе ценностных приоритетов духа и нравственности, традиционных для самобытного цивилизационного пути России, ДНР.


Содержательный модуль 2. Содержательные аспекты духовно-нравственного воспитания.

Духовные основы нравственного воспитания.

Содержание Концепции обращает внимание современных педагогов на актуальность возрождения традиционных национальных духовно-нравственных ценностей в воспитательном процессе образовательного учреждения. Это означает, что современным педагогам для компетентного подхода к решению заявленной проблемы следует привести в систему знания из области истории развития педагогической мысли России и вспомнить основные воспитательные идеи русских педагогов-классиков.

Общая методология исследования проблемы духовно-нравственного воспитания школьников базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из существенных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологии о целостности и иерархичности человеческой души, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, основанном на аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности и общества в целом.

Согласно исторической педагогике, наибольший вклад в развитии идей духовно-нравственного воспитания в России внесла вторая половина XIX века. Была сформулирована одна из основополагающих идей психологии и педагогики – антропологический подход к изучению целостного человека.

Педагогические идеи духовно-нравственного воспитания берут истоки в трудах отечественных ученых, представителей русской классической педагогики: Н.И. Новикова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, Н.И. Ильминского, И.А. Ильинского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева и других. В этот период получили распространение представления о воспитании как о «вопросе жизни», о «всестороннем изучении человека в целях воспитания», о «воспитании человека духовно- нравственного». Это свидетельствует о развитии проблемы духовно- нравственного воспитания в педагогике.

Слово «воспитание», «питание» в понимании педагогов-ученых представителей русской классической дореволюционной педагогики представляет собой «доброкачественную пищу» для души и тела, которая должна привести душевные силы человека в гармонию.

Духовность - это обращенность человека к высшим ценностям – к идеалу; сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

В современном поиске путей выхода из создавшего кризиса общественного сознания учеными-педагогами реализуются принципы гуманизации и гуманитаризации образования; активно внедряются понятия «духовность», «духовно-нравственное воспитание» в педагогической литературе в контексте нравственного воспитания, но при этом, к сожалению, часто имеет место неточность его понимания из-за поверхностных знаний теоретических основ традиционного воспитания.

Воспитание, согласно идеям традиционной русской педагогики строится на христианских нормах и ценностях.

Представим педагогическую взаимосвязь понятий «духовность» и

«нравственность» как важнейших характеристик личности.

«Духовность», «духовный» в толковом словаре В. Даля трактуется как «все относящееся к Богу, церкви, вере, также как все относимое к душе человека». «Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность» - пишет относительно природы человеческой души схиархимандрит Иоанн Маслов.

Нравственность - совокупность этических и духовных знаний и представлений, принципов и убеждений человека, лежащих в основе благородства и порядочности.

«Нравственность» (или мораль) – представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Она регулирует чувство, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. Нравственные законы регламентируют поведение человека только в рамках земной жизни, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет.

Нравственное совершенствование представляет собой результат целенаправленного стремления человека соответствовать нравственному идеалу.

В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность - ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности (рис. 1). То есть, когда говорим о формировании личности человека, имеем в виду процесс его духовно-нравственного развития и воспитания.

При этом следует отметить, что главное в человеке духовность. Духовность делает человека человеком. Она определяет нравственность как отдельного индивида, так и всего общества. От падения или возрастания духовности зависит уровень и глубина нравственности. Именно духовность доминирует в формировании человеческой  личности.

Духовно-нравственное воспитание должно быть целеустремленным, оно должно восстанавливать целостность человека, развивать все его стороны, чтобы он смог раскрыться во всей силе и полноте.

Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на его этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Антропологический подход, применяемый в русской классической

педагогике (основоположник К.Д. Ушинский), позволяет педагогам правильно понимать понятия «духовность» «нравственность», «духовно-нравственное воспитание». В основе данного подхода к проблеме воспитания лежит православное учение о трехсоставности (трихотомии) человека (дух, душа и тело); учение о его


иерархической организации и целостности. При этом основным признается учение о целостности устроения человека в единстве его духа, души и тела под главенством духовного начала. Из этого положения и вытекает единство духовного, психического, физического развития. Приоритет здесь следует отдавать развитию духовной сферы, т.к. посредством ее определяется сознательное отношение человека к себе, к людям и к миру.

Поэтому уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни человека.

Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела, по сути своей она мало отличается от животных (еда, сон и др.); инстинктивные стремления и физиологические потребности в основном ограничивают круг ее интересов.

Душевная жизнь более тонкого плана. Душа услаждается красотой природы, эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами, и т.д. Душа – это понятие, с помощью которого религиозная философия и догматическое богословие обозначают одну из частей человеческого состава, неким таинственным образом связанную с телом и духом. Святитель Феофан Затворник условно выделяет три части души (так называемые душевные силы):

«1. Мыслительная (воображение, память, образность, рассудочность. Эта часть души имеет положительные проявления в виде: знаний, сформированных мнений, предположений и, наконец, наук, являющихся венцом мыслительной деятельности рассудка. Отрицательные проявления: блуждание, рассеянность мыслей, празднословие и пустомыслие); 2. Желательная (ревность – жажда дела, потребность, желания, выбор и подбор средств. Все это обусловливает совершение какого-то дела. Положительные проявления: формирование навыков, правил жизни, нравов, характера, благоразумия. Отрицательные: непостоянство, беспорядочность, своенравие желаний, а за ним дел. Страсти);

3. Чувства (сердце) – воспринимает состояние не только души, но и тела, то есть всей совокупности телесно-душевной. Все человеческие восприятия, вся его жизнедеятельность оседает и ощущается в конечном итоге в сердце – духовном центре. Положительные проявления: духовное чувствование приятного, радостного, спокойного, чистого. Отрицательные проявления: скорбь, досада, страх, антипатия» [19]. На языке современной психологии эти три способности души соответственно выражаются через термины: ум, воля, чувство.

Духовная сфера : благоговение, жизнь в страхе Божием, совесть искание Бога.

Духовная жизнь человека есть основная, особая жизнь, но она не обособлена от жизни души и тела. Проводниками ее во вне являются психическая (душевная) и физическая (телесная) сферы. Искаженность человеческой жизни проявляется в том, что нарушение иерархичности строения человека, подчинение его духовного начала психофизической сфере затемняет в человеке образ Божий и не дает возможность явить его миру.

Также для полного осознания сущности православного антропологического подхода к духовно-нравственному воспитанию представляется важным раскрытие понятий «образ Божия» и «подобие Божия» в человеке, «первородный грех» и «цель духовно-нравственного воспитания» в контексте богословской и святоотеческой литературы. Согласно Священному Писанию человек является венцом и завершением всего земного творения. Святые отцы, учителя церкви, образ Божий в человеке усматривают в его невещественной бессмертной душе, в наличии в ней разума и свободной воли. Образ и подобие теснейшим образом связаны между собой. «Образ - в душе человеческой, подобие – в добродетелях» (игумен Филарет Данилевский) [13]. Образ Божий есть дар Божий каждому человеку, который выражается в способности быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах, а подобие – проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется. Образ Божий есть то, что человеку изначально дано, подобие есть некоторая заданность, задача, которую человек должен решать в течение всей жизни. Черты образа суть свойства природы, благодаря которым человек может совершенствоваться, уподобиться Богу, например, разумность, дар слова и тому подобное. Пользуясь соответствующим образом этими способностями, человек может достичь богоподобия, приобретая, например, благость и мудрость, которые уже являются чертами не образа, а подобия [13, с.106].

Целью духовно-нравственного воспитания является духовное обновление ребенка, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию ребенком духовно-нравственных ценностей. Здесь главной задачей для педагога является научить ребенка любить. Таким образом, духовно-нравственное воспитание есть процесс целенаправленно организованного как внешнего, так и внутреннего (эмоционального) воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира.

В этой связи задачами духовно-нравственного воспитания можно считать следующие: пробуждение потенциальных способностей, переживаний, чувств ребенка, таких как долг, совесть, свобода, ответственность, гражданственность, патриотизм, стыд, вера, надежда, любовь; формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие на уровне принятия решения и его осуществления; создание условий для складывания целостных гармоничных отношений ребенка с миром, с другими людьми, переживаемых как сострадание и сорадование и реализуемых в актах содействия, помощи, защиты; коррекция негативных проявлений и побочных наклонностей ребенка в соответствии с идеальной нормой, нравственным абсолютом, образом Божиим.

Современная постановка и решение проблемы дефицита образовательных моделей, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования в рамках государственной образовательной политики России, даст возможность приобщения подрастающего поколения к традиционным духовным основам Отечества.

Отечественные ученые-педагоги второй половины XIX века неразрывно связывали проблему духовно-нравственного воспитания с необходимостью всестороннего изучения человека. Оно было ориентировано на христианскую антропологию. Их труды были посвящены проблемам национальных приоритетов, патриотизма, служения христианскому идеалу духовно-нравственного совершенствования.

Воспитание ими определялось как основная и решающая педагогическая категория. Цели воспитания рассматривались в связи со смыслом человеческой жизни. По их мнению, воспитание должно было охватывать человека всесторонне и целостно (его душу, дух и тело). Сущность традиционной (по сути православной) педагогики – душеспасительное попечение,  приблизить(вплоть до богоединения) детей к Богу, посредством воцерковления, ибо, по словам святителя Феофана Затворника «с Господом тот, кто с Церковью». Согласно традиционной догматике назначение человека      не ограничивается одной земной жизнью, а простирается в вечность. Поэтому земная жизнь христианина по слову свт. Игнатия (Брянчанинова) должна быть школой приготовления к жизни вечной. О цели христианского воспитания кратко и ясно писал в XIX веке архиеп. Евсевий: «Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно между собою…» - в этом заключается двуединая цель православной педагогики.

Педагогами этой эпохи большое значение придавалось использованию учителем воспитательного потенциала учебных дисциплин на занятиях (они считали их средством воспитания). Особое внимание уделялось личностным и профессиональным качествам педагога (воспитателя) и т.д.

Опираясь на высказывания педагогов-классиков данной эпохи, отметим тезисно основные идеи духовно-нравственного воспитания.



О важности воспитания.

В своих трудах К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитание как основная педагогическая категория, которая подчиняет себе и обучение, не упраздняет ее специфики. «Часто наблюдаемый разрыв между воспитанием и обучением, вследствие которого последнее иногда заслоняет собой воспитательную работу и обособляясь от нее, нарушает целостность педагогического процесса, требует, чтобы принципы воспитания выдвигались на первый план» [23,  с.51].

Н.И. Новиков относительно важности воспитания утверждал, что «… процветание государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания» [10, с.111].

«Вопрос о воспитании - это вопрос живой, государственный, всенародный» (С.П. Шевырев) [10, с.149].

· О русском смысле слова «воспитание».

Слово «воспитание», «питание» в понимании дореволюционных педагогов представляют собой «доброкачественную пищу» для души и тела, которая должна привести душевные силы человека в  гармонию.

«Русское слово воспитание совершенно отвечает этому определению... Главная задача воспитания состоит не в том, чтобы предлагать питомцу надлежащую почву, пищу, свет и окружение, а в том, чтобы питать тело, душу и дух надлежащею пищею для раскрытия в них слитного человеческого и русского начала» - пишет С.П. Шевырев [10, с.148].

· О целостном развитии человека в процессе воспитания.

В воспитании главным считалось целостное развитие человека. В этом отношении русские педагоги высказывали одинаковые по смыслу идеи.

В первую очередь в основу целостного развития ребенка был положен

антропологический подход. К.Д. Ушинский впервые в мировой педагогической науке провозгласил принцип христианского антропологического подхода к воспитанию, основанного на познании внутреннего мира человека в целостности и неделимости его телесной и духовной природы. В этом отношении также он подчеркивает: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».

Н.И. Новиков, говоря о целостном воспитании человека, выдвигает идею приоритета «согласования трех главных частей воспитания: воспитания физического, касающееся одного тела; нравственного (имеющее предметом образование сердца, то есть образование и управление натурального чувствования и воли детей); разумного воспитания, занимающееся просвещением или образованием разума».

И.И. Давыдов утверждал, что необходимо согласовать воспитание с развитием душевных способностей чувства, ума и воли. «Воспитывайте чувство, ум и волю согласно с их развитием - вот простой закон, в котором заключаются все правила воспитания».

С.П. Шевырев предполагал, что «под именем воспитания должно разуметь, полное развитие всех телесных, душевных и духовных способностей человека, от Бога ему данных, развитие, согласное с высшим его назначением и примененное к народу и государству…». Он соглашался с мнением своих современников-педагогов «Все современные педагоги единогласно говорят, что воспитание должно обнимать человека всего, цельного, как он есть, и что высшая и последняя цель воспитания состоит в совокупном развитии личного его существа с общечеловеческим».

Н.И. Пирогов в главном смысле целостного воспитания подчеркивал идею «…необходимости подчинения материальной стороны жизни человека нравственной и духовной».

Вопрос относительно гармонизации душевных сил человека в воспитательном процессе В.Ф. Одоевский понимал так: «нравственная гармония есть естественное назначение человека».

· О высокой нравственности воспитателя.

В трудах русских педагогов - классиков особое место занимает вопрос о личности учителя (воспитателя), имеющего широкую возможность воздействовать на душу воспитанника.

«Главную задачу воспитания, - пишет К.Д. Ушинский, - составляет влияние нравственное». «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений» (К.Д. Ушинский). Принципиальное значение он придавал нравственной стороне личности педагога, по этому поводу он пишет:

«целью педагога является улучшение детской души, а отнюдь не научение ее».

«Каков учитель таковы и ученики», - утверждал С. Миропольский.

· О профессиональном призвании педагога.

Призвание педагога рассматривалось как духовный дар человека, его врожденное качество. Иметь призвание – значит быть призванным к определенному роду деятельности. Оно считалось необходимым условием для успешной организации и ведения учебно-воспитательного процесса учителем.

С.С. Куломзина считает, что «если общение с детьми, участие в их росте и развитии духовно обогащает вас, если вы чувствуете, что в этом общении сами растете, делаетесь все более самим собой, вы можете быть уверены, что у вас призвание педагога».

· О патриотизме учителя и незаменимости национальной системы воспитания.

О социальном, патриотическом долге И.А. Ильин пишет «русский учитель должен прежде всего продумать и прочувствовать до конца свою великую национальную задачу. Он не специалист по ликвидации безграмотности (не «спец» «ликбеза»), а воспитатель русских детей …».

Внедрение иностранных воспитательных методов в отечественную систему образования оценивалось с осторожностью.

Следует отметить, что в действительности как показывает анализ опыта отход от ценных идей, теории и практики отечественного традиционного воспитания не привел к успешному поиску лучших ценностных ориентаций в социальном и нравственном самоопределении воспитанников. Таким образом, анализ педагогических источников дореволюционной эпохи даст возможность педагогам иметь ясное представление о проблемах духовно-нравственного воспитания в современных условиях и поможет поиску путей их разрешения.

Любая деятельность становится продуктивной и развивающей, если она осуществляется продуманно, осмысленно, с предвидением конечного результата. Не является исключением и воспитание как деятельность педагога. Являясь основной категорией педагогической науки, «воспитание» как понятие трактуется по-разному. Но формирующемуся человеку нужна не только материальная, физическая пища, ему еще очень важна пища духовная. Человеческое дитя становится Человеком только благодаря воспитанию, которое и обогащает его духовно и нравственно.

И сегодня воспитание является одной из основных категорий педагогики, но при этом все-таки не имеет общепринятого определения. Воспитание как явление, определяющее развитие личности, можно рассматривать с различных точек зрения.

Воспитание — это целенаправленная профессиональная деятельность педагога, направленная на максимальное развитие личности ребенка через вхождение его в контекст современной культуры и становление его как активного строителя собственной жизни на основе определения мотивов и ценностей.

Воспитание — это целостный, сознательно организованный педагогический процесс формирования и образования личности в учебно-воспитательных учреждениях специально подготовленными специалистами.

Воспитание — это целенаправленная, управляемая и открытая система взаимодействия детей и взрослых, направленная на развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях.

Воспитание — процесс и результат целенаправленного влияния на

развитие личности, ее отношений, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе.

В зависимости от времени, уровня развития общества и его направленности (конкретно-исторических условий) менялось и понимание воспитания.

В течение многих веков воспитание на Руси подразумевало помощь человеку в овладении христианскими добродетелями сообразно его природе и назначению.

В XIX в. К. Д. Ушинский указывал на нравственные основы воспитания, определяя его как «духовное питание» воспитанника и восхождение на новый уровень отношений с миром и с самим собой. В советский период XX в. осуществлялось коммунистическое воспитание, целью которого провозглашалось всестороннее гармоничное развитие личности в процессе передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым, младшим поколениям через подготовку их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

В 90-е гг. XX в. воспитание рассматривалось как педагогическое управление процессом развития личности.

В современных условиях (начало XXI века) Педагогический энциклопедический словарь, например, предлагает следующее определение: воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется.

Мы видим, что подходы к определению понятия «воспитание» разнообразны и разноплановы. Воспитание может рассматриваться как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, система, воздействие, взаимодействие и т.д. Основой воспитания и сегодня являются общечеловеческие ценности, идеалы, законы нравственности. Оно целенаправленно и способствует приобретению человеком определенной системы знаний и взглядов, убеждений, умений и опыта.

Процесс воспитания в понимании традиционной русской классической педагогики направлен на создание условий формирования целостной личности и при этом, в первую очередь, он должен способствовать развитию духовной жизни в человеке: подготовить его к жизни земной и к жизни вечной; восстановить его естественное состояние. А согласно целям воспитания светской педагогики это подготовка астущего человека к жизни земной. Хорошо организованное воспитание должно подготовить человека к трем главным ролям в жизни — гражданина, работника, семьянина.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 3251; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.145 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь