Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЧТО УДИВИТЕЛЬНОГО В БЛАГОДАТИ?



Автор рецензии: Рон Флауэрс

 

По собственному признанию автора, это не богословский трактат на заданную тему, но книга, призванная представить благодать с ее бытийной, жизненной стороны. «Я пишу как паломник, — признается Янси, — облеченный единственным правом — жаждой благодати… Я хочу передать благодать, а не изъяснить ее суть» (с. 16). Следуя сказанному, автор как можно чаще ссылается на библейские тексты, посвященные благодати, и достоверно и ярко живописует эту обширную библейскую тему. Эта книга стала отражением вдумчивых исследований и писательского дарования этого популярного автора и редактора журнала «Христианство сегодня», — увлекательным переплетением библейских исследований, личных переживаний и размышлений о благодати, с многочисленными и весьма уместными цитатами из целой плеяды современных христианских авторов, а также христианских классиков двадцатого века. Замечательные мысли, принадлежащие перу Дитриха Бонхоффера (Цена ученичества, 1959), Серена Кьеркегора (Рассуждения о христианстве, 1847), Гельмута Тилике (Ожидающий Отец, 1959) и Поля Турнье (Вина и благодать, 1962), соседствуют здесь с высказываниями более близких нам по времени авторов, таких, как Роберт Фаррар Капон (Между полуднем и тремя, 1982), Генри Нувен (Возвращение блудного сына, 1994) и Льюис Смедес (Стыд и благодать, 1993). Сделанный Филипом Янси пересказ повести Исаака Динесена «Пир Бабетты» служит убедительным примером того, как умело он собирает зерна из благодатных колосьев, проросших в сердцах тех, кому удалось постичь благодать.

В том, что мир сей испытывает явный недостаток благодати, нет ничего удивительного, но снова и снова на протяжении всего повествования Янси подчеркивает, что благодати не хватает и в Церкви тоже. «К сожалению, для мира, отчаянно нуждающегося в благодати, Церковь порой предстает еще одной формой безблагодатности» (с. 30). Благодать — это лучший дар христианства этому миру, и все же в наше время голос благодати во многих церквах не слышен из-за ошибочной мысли, будто миссия Церкви состоит в том, чтобы отстаивать дух морального превосходства перед лицом разлагающегося секулярного общества. Враждебность, существующая между разными христианскими группами, и отсутствие единства среди последователей Христа еще больше выхолащивает весть Господа о благодати и лишает Церковь возможности распространять эту весть, которая отличает ее от всех прочих светских и религиозных сообществ.

Книга «Что удивительного в благодати? » шаг за шагом ведет читателя к принятию, не только умом, но и сердцем, этой стержневой истины христианства. Автор приводит слова Ричарда Нибура: «Великие христианские революции порождены не открытием чего-то, прежде неизвестного, а радикальным принятием того, что всегда имелось в наличии» (с. 13, 14). Эта книга, которую можно назвать справочником по практической теологии благодати, подводит нас прежде всего к тому, к чему должен подводить любой богословский труд — к более ясному восприятию Божьего характера. Открыть для себя благодать — значит открыть Бога, Который всегда рядом — «Того, Кто любит» (по выражению Карла Барта), Бога любви, милостивого и лично заинтересованного в каждом, ищущего каждого и радующегося о каждом человеке. Хотя Иисус никогда не высказывался о благодати и даже, по словам Янси, «никогда не произносил этого слова», она всегда была в центре Его служения. Он был олицетворением благодати, Он воплощал ее на деле и учил ей — представляя Бога в виде «домашней хозяйки, которая прыгает от радости, найдя потерянную монету» (с. 52), и как «отца — обиженного, исстрадавшегося, но по-прежнему ждущего, мечтающего обнять блудного сына, простить, начать все сначала и радостно воскликнуть: „Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся“» (с. 56).

Центральными, осевыми в этой книге можно считать главы «Истомившийся отец», «Алогичность благодати» и «Чудики — вон! », хотя, подобно вкусному напитку, эта книга хороша до последнего «глотка». В главе, названной «Алогичность благодати», Янси предлагает «определение благодати, отражающее наши отношения с Богом»: «Благодать подразумевает, что не в наших силах заставить Бога любить нас больше… А еще благодать означает, что не в наших силах заставить Бога любить нас меньше…» (с. 70). Он хочет помочь каждому читателю лично принять Божью благодать (христиане, некогда уже принявшие крещение, обретут обновленную радость в Иисусе), а затем показать, как она должна распространяться — подобно благоухающему аромату — на радость нашим ближним. Автор использует прием повторения — едва читатель начинает постигать глубокий смысл благодати, как Янси возвращается вспять, чтобы показать, как проявления безблагодатности в христианской жизни дома или в церкви подспудно и незаметно лишают нас радости и евангельской свободы. Он вторит призывам Духа позволить благодати просочиться в глубины наших сердец, чтобы мы, христиане, могли воистину стать солью и светом для мира с его огромными нравственными и социальными проблемами.

Кого-то особенно заинтересует глава под названием «Ловушка», где говорится о возможных злоупотреблениях благодатью. Янси справедливо основывается здесь на рассуждениях апостола Павла, записанных в Рим. 6—7, и в целом он достаточно умело раскрывает суть сказанного, хотя, как мне кажется, и упускает смысл Рим. 7: 1—6 (с. 188, 189). В этом отрывке Павел хочет сделать акцент, вопреки умозаключениям Янси, отнюдь не на подобии духовной жизни и брака (в котором любящие супруги не злоупотребляют взаимной любовью, но служат друг другу зеркальным отражением взаимной страсти, с помощью которого автор пытается проиллюстрировать, какое действие производит благодать в духовной жизни). Хотя брачная метафора («основная аналогия», которая, конечно, «не нова») здесь вполне уместна, Павел в Рим. 7: 1—6 все же ставит акцент прежде всего на освобождении жены от связывавших ее брачных законов после смерти мужа. Акцент здесь не на браке, а на том, что происходит после смерти. Благодать в Евангелии преизобилует потому, что имела место смерть. Христос умер, учит Павел, а вместе с Ним умер и наш прежний образ жизни. «Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» (Рим. 6: 11, 12). Благодать наполняет нас уверенностью благодаря нашей любви к Христовой жертве; благодать объемлет нас и движет нами, когда мы понимаем, что мы тоже умерли на кресте. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2 Кор. 5: 14). Смерть Христа полагает вечный конец смертельной хватке закона. Для адвентистов это основополагающее учение о благодати нередко заслоняется рассуждениями о необходимости вести нравственную жизнь по принципам, провозглашенным в законе. Однако Евангелие ясно учит нас, что наши размышления о нравственной и этической жизни должны быть в рамках парадигмы благодати, а не парадигмы закона. Эту дискуссию Янси подхватывает в главе «Уход от благодати», где показывает, как законничество — наши потуги придерживаться моральных принципов — продолжает исподволь проникать в жизнь тех, кто считает себя последователями Христа.

В среде, где царит «безблагодатность, усвоенная в семье и церкви», Янси решается сыграть свою тихую «мелодию благодати». «Я жажду, — пишет он, — чтобы церковь стала той плодородной почвой, где произрастает благодать» (с. 42). В его книге «Что удивительного в благодати? » звучит не просто мелодия, а целая симфония, пробуждающая в каждом верующем жажду глубокого познания этого удивительного Божьего свойства. Будь-то личные молитвенные бдения, занятия в группах по изучению Библии или подготовка к проповеди либо к семинару, если вам потребуется книга о благодати, возьмите эту, и вы не пожалеете. Где бы ни пришлось вам применять изложенные в ней библейские принципы, под водительством Духа Святого, она преобразит и облагородит безблагодатную, бесплодную почву вашей жизни.

 

Книжное обозрение — Возвращение блудного сына

Генри Дж. М. Нувен


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-07; Просмотров: 185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь