Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ БИБЛИИ И ФОРМИРОВАНИЕ КАНОНА



Книги Священного Писания писались сорока двумя различными авторами, руководимыми Духом Святым, в различное время в продолжение более двенадцати столетий. Книги Ветхого Завета были написаны в период с 15 по 4 века до Рождества Христова, а книги Нового Завета написаны Апостолами и их учениками в первом веке от Рождества Христова.

Неизвестно точно, кто собрал воедино те книги Ветхого Завета, которые мы теперь имеем в Библии, но по еврейской традиции считается, что это сделал Ездра со своими помощниками.

Согласно историческим сведениям, около 270 года до Рождества Христова по распоряжению просвещенного египетского царя Птоломея Филадельфа (285-247 г.г. до РХ) в Александрию были приглашены 70 ученых евреев из Иерусалима, которые сделали первый перевод всех книг Ветхого Завета с древнееврейского на греческий. Эти переведенные на греческий Священные Писания (хой библой) стали называться "Септуагинта" (в переводе на русский "перевод семидесяти", по числу переводчиков), а позже - Библией.

Все книги Нового Завета были написаны по-гречески (за исключением, возможно, первого Евангелия от Матфея, которое, как полагают некоторые ученые, было вначале написано на арамейском (еврейском), а затем переписано по-гречески).

Формирование канона Нового Завета шло медленно и в основном завершилось к 175 году, но официально, после множества проверок на подлинность, он был утвержден Церковью только к четвертому веку от Рождества Христова.

Церкви было необходимо составить список подлинных (канонических) книг Нового Завета, так как во время гонений периода 100 - 315 годов, люди не хотели рисковать жизнью ради книги, если не были уверены, что она священна. Еретики же, например Маркион, пытались создать свой собственный канон Писания и ввести людей в заблуждение. Поэтому назрела необходимость определить книги, которые можно было бы считать достоверными и использовать в поклонении Богу.

       Главным признаком каноничности книги стало ее апостольство, то есть, была ли она написана Апостолами или человеком, который был с ними в тесных отношениях (как в случае Евангелия от Марка, написанного с помощью Апостола Петра). Учитывалась также способность книги наставлять при публичном чтении и ее соответствие Апостольскому символу веры. При заключительном рассмотрении учитывалась также историческая достоверность апостольства или апостольского влияния и общепризнанность книги в Церкви, руководимой Духом Святым, что и решало вопрос, может ли книга входить в канонический текст, известный нам сейчас, как Новый Завет.

Одним из наибольших, достижений IV-V вв. явилось завершение процесса канонизации Священного Писания Нового Завета. Некоторые полагают, что канон был выработан на церковных соборах, однако это совершенно не соответствует истине. Ни один из Вселенских Соборов не рассматривал вопроса канонизации Новозаветных книг. На них шла отработка и закрепления веры церковной иерархии иногда довольно далеко ушедшей от Истины. Но параллельно с этим шел процесс закрепления истинной системы критериев, эталонов на которые должна ориентироваться Церковь Христова.

В видимой части исторического процесса скрещивались шпаги взаимных обид, подозрений, обвинений – происходила церковно-политическая борьба. Например: со II Вселенского Собора уходит оскорбленный Григорий Богослов, III Вселенский Собор низложил даже не выслушав патриарха константинопольского Нестория, а второефесский собор вошел в историю с названием “разбойничий”. В этой борьбе обрабатывалось Священное Предание – т. е. вероучение исторических церквей. Но это внешние одежды Церкви, а при этом негласно, под контролем Главы Церкви – Христа и Духа Святого заканчивалось формирование Канона.

Как известно канон начал формироваться очень рано, в начале II столетия и состоял из книг, которые почитались в поместных церквах как богодухновенные наряду с книгами Ветхого Завета. Первоначально это были послания Павла и Евангелия. При этом в разных церквах количество и состав почитаемых книг был различен. Но в борьбе с ересью (Маркион и др.) а также ввиду гонений, во время которых чиновники требовали выдачи Священных книг вопрос богодухновенности каждой книги становился все более острым. Люди не намерены были отдавать свою жизнь за книги, в надежности которых они не были уверены.

История не оставила ни одного описания того как собирался канон, однако по косвенным указаниям и намекам (напр. “Фрагмент Муратори”) видно, что это был долгий и естественный процесс. Более 20 книг канона никогда не вызывали сомнения у церквей. Дольше других шло принятие в канон соборных посланий Петра, Иакова, некоторых посланий Иоанна, послания к Евреям, Откровение. В то же время некоторые церкви довольно долгое время принимали как богодухновенные такие книги как “Пастырь” Ерма, “Евангелие к Евреям” и др. Признание богодухновенности и каноничности большей части книг Нового Завета можно найти уже у ранних отцов церкви (Иустин-философ, Климент Римский, Ириней Лионский и др.), но особенно важный вклад в формирование канона внесли Евсевий Кесарийский и Афанасий Великий.

Евсевий разделил христианскую литературу на три категории. Первая – “принято по согласию всех” т. е. бесспорные. В эту группу книг входили: Евангелия, Деяния, послания Ап. Павла (включая Послания к Евреям) 1-е Петра, 1-е Иоанна, Откровение Иоанна. Вторая категория включила в себя книги, которые, хотя и являлись спорными, однако были известны всем и приняты большинством (посл. Иакова, Иуды, 2-ое Петра, 2-ое и 3-е Иоанна) Последнюю категорию Евсевий назвал: поддельные или подложные. Это: “Деяния” Петра, “Пастырь” Ерма, “Откровение Петра”, “Дидахе” и др. Была еще одна группа книг, которые Евсевий называл “злыми” и “неблагочестивыми” – это евангелие от Фомы, Деяния Андрея и пр. Они считались выдумками еретиков.

Афанасий Александрийский рассылая письма церквам по случаю празднования Пасхи, в одном из них (39-е письмо, 367 г.) приводит перечень Новозаветных книг в точности повторяющий современный. При этом он отделяет канонические книги от неканонических и от еретических. Однако никогда ни отдельные люди, ни императоры, ни Соборы не управляли процессом канонизации.

Некоторые поместные соборы выразили то что уже было выработано в Церкви под действием Духа Святого. Напр. Лаодикийский Собор 363 г. привел список канонических книг (60-ый канон), Гиппонский Собор 393 г., и Карфагенский Собор 397 г. также подтвердили канон.

Церковь формировала канон главным образом на основе трех критериев:

-апостольское авторство (или авторство близкого сотрудника апостола)

-единодушное принятие всеми поместными церквами

-ортодоксальность, духовная чистота текста

Ясно, что в соответствии с этими критериями некоторые книги прошли более долгий путь прежде чем попали в канон чем другие книги, но как бы суммируя этот процесс “Винценский канон” (V в.) говорит, что канонические книги отражают “то, во что верили везде, все. ”

Может показаться удивительным, что Церковь пришла к единому заключению о каноне, хотя на это понадобилось около пяти столетий и еще более удивительно, что несмотря на постоянные догматические споры все ветви христианства, как бы они не назывались до сего дня признают канонические книги бесспорным авторитетом во всех вопросах веры и жизни. Все это можно объяснить только тем, что составлением канона руководил не человек, а Тот, Кто знает абсолютную Истину и есть сама Истина.

Таким образом, в эпоху богословских споров, но независимо от них Господь, как всегда тихо и незаметно, вручил людям Свое письменное Слово Божье.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь