Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ



ПРОФИЛАКТИКА

ЭКСТРЕМИЗМА В СФЕРЕ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Методические рекомендации для специалистов администрации города Нижневартовска, учреждений культуры, спорта разработаны ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»  в рамках реализации муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2012 - 2014 годы», утвержденной постановлением администрации города от 21.04.2011 № 403 (с изменениями). Авторы-составители:

Кандидат философских наук, доцент Е.В. Гутов

Кандидат философских наук, доцент А.А. Лицук, 2013.

ВВЕДЕНИЕ

Становление современного Российского государства было сопряжено с большим количеством проблем, в том числе, с тенденцией этнотерриториального обособления, ростом несбалансированного регионального развития, межрегиональной дифференциации, влияющей на состояние межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, росту ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе, русского населения. Произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и экстремизм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества.

Сегодня на развитие межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений влияют следующие негативные факторы:

- размывание традиционных нравственных ценностей народов России;

- правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

- попытки политизации этнического и религиозного факторов, в том числе, в период избирательных кампаний;

- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

- высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации, распространенность негативных стереотипов в отношении других народов;

- недостаточность мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

- недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

- влияние таких факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются:

- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

- сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;

- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;

- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

- недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;

- сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;

- усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.

На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации. Крайне важно отметить, что эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия в Российской Федерации. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия, необходимым элементом ее международного имиджа, так как Российская Федерация несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, противодействия экстремизму и терроризму. Эти обязательства зафиксированы в документах Организации Объединенных Наций, Совета Европы и иных международных организаций, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств).

Достижение указанной цели возможно лишь при применении целенаправленных системных государственных мер, предусматривающих правовое, финансово-экономическое и организационное обеспечение. Основными стратегическими актами здесь являются «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 и др.

В нашем округе, который является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации (на территории Югры проживают представители более 124 национальностей, в городе Нижневартовске - 111) подобным стратегическим документом является государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 N 429-п (вступает в силу с 01 января 2014 года). В городе Нижневартовске реализуется муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации города от 21.04.2011 №403.

Наш округ сталкивается с рядом серьезных проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. Ежегодно в Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организаций (13 – в городе Нижневартовске), из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви (3 в городе Нижневартовске), 27 мусульманских организаций (2 в городе Нижневартовске) и 52 религиозных объединения различных направлений протестантизма (7 в городе Нижневартовске). Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России. Кроме того, в нашем в округе осуществляют деятельность 74 общественные организации по национальному признаку (31 в городе Нижневартовске), из них к основным относятся татарские и русские – по 9, азербайджанские – 8, чеченские – 6, украинские – 4, армянские и узбекские – по 3, киргизские – 2, кумыкская, осетинская, езидская – по 1, дагестанские – 6, в состав которых входят ногайская и таджикская.

Низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре религиозных организациях и группах, может привести к активизации религиозного фундаментализма. В округе зафиксированы случаи распространения радикального течения ислама «ваххабизм».

В условиях увеличения потока в округ мигрантов статистика Управления внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре фиксирует рост числа преступлений, наблюдается рост эпизодов с экстремистской окраской, увеличение числа людей, склонных к экстремистской деятельности. Особую тревогу вызывает проявление в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.

Сегодня в округе проводится большая работа по созданию системы формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанной на принципах уважения прав и свобод человека. Она направлена на формирования у жителей Югры понимания и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны, что каждый этнос уникален и неповторим, что только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Субъектами этой системы являются государственные и общественные структуры, учреждения образования, культуры, спорта, СМИ и др. Предлагаемые методические материалы и рекомендации адресуются им.

 

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Груз наследия исторического прошлого, стереотипы застарелых комплексов и «исторических обид» в национальном самосознании и недостаточные информационно-пропагандистские усилия государства, структур гражданского общества по их преодолению. Низкая эффективность государственной национальной политики: недостаточная роль федерального центра в решении этноконфессиональных проблем регионов; клановый принцип формирования региональной власти в национальных республиках. Негативные процессы и явления в социально-экономической и этноконфессиональной сфере ряда национальных регионов:

- сохраняющийся и даже укрепившийся в последние годы общинный (фактически дофеодальный в своей основе) характер устройства различных сфер общественной жизни;

- сформировавшиеся еще в советский период на уровне общественного мнения иждивенческие настроения, комплекс национальной исключительности и превосходства, националистические амбиции и стремление к «историческому реваншу»;

- сохраняющаяся бедность и депрессивность большинства национальных регионов Юга России, на фоне продолжающегося в них демографического взрыва и преимущественно сельскохозяйственной направленности хозяйственного уклада жизни;

- традиционно высокий уровень коррумпированности чиновничества, сотрудников органов внутренних дел, низкая правовая культура и высокая степень криминализации населения;

 - ослабление у части населения (особенно у молодежи) навыков и мотивов систематического интенсивного производительного труда, тенденция к возрождению в новом качестве так называемой «набеговой системы» похищения и добывания необходимых ресурсов в соседних регионах;

 - усиление миграционных потоков из стран ближнего и дальнего зарубежья, транзитная миграция (на пути следования в страны Евросоюза и Северной Америки);

- сосредоточение в различных регионах страны больших групп представителей значительно отличающейся этнокультурной, в том числе языковой и хозяйственно-бытовой среды, являющихся одновременно и социально уязвимыми в качестве объекта потенциальных криминальных устремлений, и социально опасными в силу отсутствия определенного легального источника доходов и средств к существованию;

- внутренняя трудовая миграция как следствие неравномерности экономического развития и демографических процессов в российских регионах;

 - миграция как следствие различных этнополитических конфликтов и «этнических» чисток (прежде всего на юге России, в сопредельном зарубежье);

- «этнизация» криминала – в настоящее время, в значительной части регионов России ведущее место в криминальной организации преступности занимают этнические преступные сообщества.

 

ОТНОШЕНИЙ

 

Органы власти и правопорядка должны реализовывать следующие направления профилактики и противодействия экстремистским проявлениям:

- постоянный мониторинг негативных явлений в различных сферах общественной жизни с целью их детального анализа, своевременной диагностики и профилактики причин наиболее острых и конфликтогенных противоречий;

- оказание эффективного воздействия на противоборствующие стороны, направленного на осознание ими возможных негативных последствий противостояния и отказ от насильственных, экстремистских и террористических методов;

- нейтрализация и пресечение возможных деструктивных действий конфликтующих сторон и минимизация негативных последствий конфликта;

- повышение эффективности взаимодействия субъектов противодействия экстремизму на региональном уровне, прежде всего в рамках деятельности антиэкстрмистских комиссий и оперативных штабов, активизация их участия в разрешении этнических и конфессиональных конфликтов с целью исключения возможных экстремистских и террористических проявлений.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

 

Задачами органов образования по формированию толерантности и профилактике экстремизма и ксенофобии являются:

- формирование национально-этнической толерантности;

- гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений;

- создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа;

- формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей;

- создание условий для межнационального общения в образовательном учреждении, содействие укреплению межнациональных культурных связей.

Реализуя данные направления, органы и учреждения образования должны:

- совершенствовать межведомственное взаимодействие по профилактике экстремизма и ксенофобии и организовывать обмен опытом;

- постоянно взаимодействовать с органами государственной власти, особенно в части методической и правовой поддержки;

- своевременно выявлять детей и подростков, склонных к прогулам и безнадзорных;

- активизировать взаимодействие с национально-культурными общественными объединениями и другими институтами гражданского общества.

Основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы:

- на оптимизацию социальной среды, создание в ней пространства для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;

- на создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом;

- на разработку системы коррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Для оптимизации деятельности по профилактике экстремизма в молодежной среде, можно разделить зоны ответственности между различными уровнями власти. На основе взаимодействия объекта и предмета профилактики могут быть сформулированы цели и задачи этой деятельности:

- создание условий для снижения агрессии, напряженности, экстремистской активности в среде молодежи;

- создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;

- создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодежи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;

- развитие конструктивной социальной активности подростков и молодежи;

- развитие позитивных молодежных субкультур, общественных объединений, движений, групп;

- создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи.

Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы – они». Также его психика неустойчива, легко подвергается внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально- экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем, участие в акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск своего места в жизни, попытка закрепиться ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая или религиозная радикальная организация.

Необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

Деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям можно отнести:

- выходцев из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющих склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);

- «золотую молодежь», привыкшую к безнаказанности и вседозволенности, имеющую склонность к экстремальным формам досуга;

- несовершеннолетних, склонных к агрессии, с неразвитыми навыками саморефлексии и саморегуляции;

- склонных к девиациям носителей молодежных субкультур, участников неформальных объединений и уличных компаний;

- членов экстремистских, политических, религиозных организаций, движений, сект.

Основными содержательными направлениями при организации деятельности учреждений культуры, спорта, образования по формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма являются:

- правовое просвещение молодежи;

- пропаганда историко-культурного наследия народов, организация межнационального культурного общения, межконфессионального диалога;

- формирование самоидентификации детей и молодежи в качестве россиянина – наследника, носителя и продолжателя традиций многонациональной культуры народов России.

Основными формами работы по реализации данных направлений для учреждений культуры, спорта, образования являются:

- познавательно-игровые программы, кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению;

- организация работы клубных объединений гражданско-патриотической направленности;

- поддержка деятельности социально-ориентированных клубных объединений;

- фестивали, слеты, смотры клубов гражданско-патриотической направленности;

- праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России;

- фестивали и праздники национальных культур, объединяющие представителей различных народов, проживающих в районе;

- дни национальных культур.

Для реализации библиотечных программ можно использовать различные формы работы: литературные беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, интеллектуальные игры, игры-путешествия, книжные выставки, праздники, фестивали, театрализованные представления, дни национальной литературы (книги).

При воспитании толерантности нужно учитывать, что путь к ней лежит через понимание многообразия мира людей и культур. Деятельность школьных музеев по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма и толерантности, как правило, осуществляется в двух основных направлениях:

Экспозиционная работа: создание тематических выставок по этнографии местных народов, истории различных конфессий, национально-культурных обществ и автономий; организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, отражающих культуру разных национальностей; организация передвижных тематических выставок в учебных заведениях района; создание отдельных тематических комплексов или разделов в стационарных экспозициях; организация совместных выставок с национальными обществами и национально-культурными автономиями;

Культурно-образовательная деятельность: разработка и проведение тематических экскурсий, музейных занятий и программ по патриотическому воспитанию, в духе принципов толерантности, ориентированных на школьников; организация и проведение на базе музеев круглых столов, семинаров и мероприятий совместно с представителями образовательных учреждений, национальных обществ, молодежных организаций; выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников, с опорой на имеющиеся в музее материалы и предметы; новая форма сотрудничества с образовательными учреждениями - школьный урок в музее – позволяет использовать образовательный потенциал музея гораздо полнее и эффективнее.

Большим позитивным потенциалом в деятельности образовательных учреждений обладают традиционные и академические виды искусств, фольклор, декоративно-прикладные виды искусств. Они предоставляют огромные возможности в воспитании качеств патриотизма и толерантности подрастающего поколения, уважения к языку, культуре, искусству народов России и мира, к личности человека вне зависимости от его вероисповедания, расы, национальности.

Важным направлением в организации работы по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма должно стать укрепление взаимодействия с учреждениями различных ведомств, общественными организациями, национально-культурными автономиями. Механизмами данного взаимодействия могут служить межведомственные планы, комплексные целевые программы, совместные проекты, договоры о сотрудничестве.

Для выработки единых подходов и координации совместных действий всех заинтересованных структур целесообразно регулярно проводить информационно-методические мероприятия - круглые столы, семинары, конференции, совещания.

Актуальной целевой группой в работе по профилактике экстремизма должны стать мигранты, которые приезжают со своими ценностными установками и определенной культурой. Важно помочь им адаптироваться в определенных социально-культурных условиях и сформировать у молодежи толерантное отношение к этим людям. Это направление может быть связано с информационной и культурной адаптацией детей и подростков других национальностей, созданием программ межкультурного общения.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА

 

Региональная ассоциация русской культуры «Славяне Сибири»(ХМАО, г. Нижневартовск).
Нижневартовское городское отделение общественной организации «Спасение Югры» Ханты-Мансийского автономного округа.
Нижневартовская городская общественная организация «Центр коренных народов Севера «ТОР –НАЙ (Огница)».
Некоммерческая семейная (родовая) Община коренных малочисленных народов ханты «Хунзи».
Общественная организация Татарская национально-культурная автономия г. Нижневартовска «Мирас».
Нижневартовская городская татарская общественная организация «Ватан (Отечество)».
Нижневартовская городская башкирская общественная организация «Культурно-просветительское общество «Дуслык».
Национально-культурная автономия представителей народов Дагестана им. Расула Гамзатова.
Общественная организация «Чувашская национально-культурная автономия города Нижневартовска «ИЛЕМ» («Красота»).
Нижневартовская городская общественная организация Чечено-Ингушский культурный центр «Вайнах».
Региональная национально-культурная автономия Чечено-Ингушского народа.
Казачье общество станица «Нижневартовская».
Некоммерческая организация Обь-Иртышское отдельское казачье общество Сибирского войскового казачьего общества.
Нижневартовское городское казачье общество.
Нижневартовское городское казачье общество «Атаманская сотня».
Нижневартовская городская общественная организация «Казачья община».
Фонд «Еврейский культурный общинно-благотворительный центр «Хесед-масорет Исраэль».
Западно-Сибирский региональный калмыцкий фонд «Исход и возрождение».
Общественная организация Удмуртская местная национально-культурная автономия г. Нижневартовска.
Нижневартовская городская общественная организация «Марий Ушем».
Нижневартовская общественная организация «Культурно-просветительское общество «Украина».
Нижневартовская общественная организация армянской культуры «Арарат».
Общественная организация общества Молдавской культуры «Кодры».
Нижневартовская городская общественная организация «Культурно-просветительское общество белорусов «Белая Русь».
Нижневартовская городская общественная организация Таджикский Национальный Культурный Центр «СОГДИАНА».
Нижневартовская городская общественная организация Культурно-просветительское общество болгар «Балканы».
Узбекская местная национально-культурная автономия г. Нижневартовска «Мир Вашему дому».
Нижневартовская городская общественная организация "Центр Народов Казахстана "Казахская диаспора "ДОСТАР (друзья)».
Региональная общественная организация Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Азербайджанцы».
Общественная организация национально-культурный центр "Кыргызстан-Югра" в г. Нижневартовске и Нижневартовском районе.
Нижневартовское отделение иностранной организации «Совет Аксакалов Азербайджана».

 

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ПРОФИЛАКТИКА

ЭКСТРЕМИЗМА В СФЕРЕ

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И

МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Методические рекомендации для специалистов администрации города Нижневартовска, учреждений культуры, спорта разработаны ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет»  в рамках реализации муниципальной программы «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2012 - 2014 годы», утвержденной постановлением администрации города от 21.04.2011 № 403 (с изменениями). Авторы-составители:

Кандидат философских наук, доцент Е.В. Гутов

Кандидат философских наук, доцент А.А. Лицук, 2013.

ВВЕДЕНИЕ

Становление современного Российского государства было сопряжено с большим количеством проблем, в том числе, с тенденцией этнотерриториального обособления, ростом несбалансированного регионального развития, межрегиональной дифференциации, влияющей на состояние межнациональных отношений в субъектах Российской Федерации, росту ксенофобии, этнической и религиозной нетерпимости, ограничению в некоторых субъектах Российской Федерации прав нетитульного, в том числе, русского населения. Произошла замена единой советской идентичности различными, часто конкурирующими формами региональной, этнической и религиозной идентичности. На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и экстремизм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества.

Сегодня на развитие межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных отношений влияют следующие негативные факторы:

- размывание традиционных нравственных ценностей народов России;

- правовой нигилизм и высокий уровень преступности, коррумпированность отдельных представителей власти;

- попытки политизации этнического и религиозного факторов, в том числе, в период избирательных кампаний;

- недостаточность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;

- высокий уровень социального и имущественного неравенства, региональной экономической дифференциации, распространенность негативных стереотипов в отношении других народов;

- недостаточность мер по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;

- недостаточный уровень межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации государственной национальной политики, включая профилактику экстремизма и предупреждение межнациональных конфликтов в субъектах Российской Федерации;

- влияние таких факторов, имеющих глобальный или трансграничный характер, как унифицирующее влияние глобализации на локальные культуры, столкновение в светском обществе религиозной и секулярной парадигм, нерешенность проблем беженцев и вынужденных переселенцев, незаконная миграция, экспансия международного терроризма и религиозного экстремизма, международная организованная преступность.

Ключевыми проблемами в сфере состояния межэтнических отношений в современной России являются:

- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;

- сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;

- этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;

- рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

- рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

- недостаточная координация как на федеральном, так и на региональном уровне использования ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

- сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;

- сохранение сложной этнополитической и религиозно-политической ситуации на Северном Кавказе;

- усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации.

На фоне современных вызовов и угроз, имеющих как внешнее, так и внутрироссийское измерение, актуальной становится цель укрепления гражданского и духовного единства российской нации. Крайне важно отметить, что эта цель не направлена на нивелирование этнокультурного многообразия в Российской Федерации. Напротив, этнокультурное многообразие России является ее конкурентным преимуществом, неотъемлемой частью мирового духовного наследия, необходимым элементом ее международного имиджа, так как Российская Федерация несет ряд международных обязательств в отношении соблюдения прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, противодействия экстремизму и терроризму. Эти обязательства зафиксированы в документах Организации Объединенных Наций, Совета Европы и иных международных организаций, ратифицированных Российской Федерацией (в частности, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Рамочной конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств).

Достижение указанной цели возможно лишь при применении целенаправленных системных государственных мер, предусматривающих правовое, финансово-экономическое и организационное обеспечение. Основными стратегическими актами здесь являются «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 – 2020 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 и др.

В нашем округе, который является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации (на территории Югры проживают представители более 124 национальностей, в городе Нижневартовске - 111) подобным стратегическим документом является государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014 – 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 9 октября 2013 N 429-п (вступает в силу с 01 января 2014 года). В городе Нижневартовске реализуется муниципальная программа «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением администрации города от 21.04.2011 №403.

Наш округ сталкивается с рядом серьезных проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. Ежегодно в Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организаций (13 – в городе Нижневартовске), из них 46 религиозных организаций Русской православной Церкви (3 в городе Нижневартовске), 27 мусульманских организаций (2 в городе Нижневартовске) и 52 религиозных объединения различных направлений протестантизма (7 в городе Нижневартовске). Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 12 место по доле мусульманского населения в России. Кроме того, в нашем в округе осуществляют деятельность 74 общественные организации по национальному признаку (31 в городе Нижневартовске), из них к основным относятся татарские и русские – по 9, азербайджанские – 8, чеченские – 6, украинские – 4, армянские и узбекские – по 3, киргизские – 2, кумыкская, осетинская, езидская – по 1, дагестанские – 6, в состав которых входят ногайская и таджикская.

Низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре религиозных организациях и группах, может привести к активизации религиозного фундаментализма. В округе зафиксированы случаи распространения радикального течения ислама «ваххабизм».

В условиях увеличения потока в округ мигрантов статистика Управления внутренних дел по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре фиксирует рост числа преступлений, наблюдается рост эпизодов с экстремистской окраской, увеличение числа людей, склонных к экстремистской деятельности. Особую тревогу вызывает проявление в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков.

Сегодня в округе проводится большая работа по созданию системы формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанной на принципах уважения прав и свобод человека. Она направлена на формирования у жителей Югры понимания и принятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны, что каждый этнос уникален и неповторим, что только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Субъектами этой системы являются государственные и общественные структуры, учреждения образования, культуры, спорта, СМИ и др. Предлагаемые методические материалы и рекомендации адресуются им.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь