Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА II.Исследование Керченского музея древностей.



Цель – исследовать историю Керченского музея Древностей, который также именуется как историко-археологический музей. Само название свидетельствует о археологическом профиле учреждения. Проследить его становление, археологический аспект и узнать о деятелях учреждения, также о его творческом развитии.

  2.1.Начальный этап становления КМД.

В этом разделе повествуется о начале истории Керченского учреждения, которая берет свое начало, также как и Феодосийский, вначале девятнадцатого века. О предпосылках его создания и тернистой истории.
Обилие археологических находок в Керчи и ее округе поставило вопрос о создании местного музея. В 1822 году было издано распоряжение о «сохранении памятников древности в Крыму», которым на уход за древностями выделялись специальные средства [2, Государственный Архив Республики Крым. Фонд. 149. Таврическая губернская ученая архивная комиссия Опись. 1. Дело. 2. Лист. 45-47.]. Активную деятельность в деле сохранения местных древностей, в 20-е гг. XIX в. развернули Иван Александрович Стемпковский, (керчь-еникальский градоначальник (1828-1832 гг.) и первый исследователь керченских древностей Полю Дюбрюкс. Ему при поддержке губернских властей было разрешено заниматься археологическими исследованиями при условии регулярного сообщения о них Академии Наук [10. С. 14.].
Основой музейного собрания, изначально была личная коллекция Поля Дюбрюкса, которая была основана в 1810 году. 2(14)июня 1826 года музей Дюрбюкса открыт официально Иваном Павловичем Бларамбергом, который стал первым директором Керченского музея Древностей [27, С. 16]. Основным направлением, с момента его создания являлось изучение и сохранение античных памятников найденных на Керченском и Таманском полуостровах, то есть на территории Древнего Боспорского царства. Тем временем, проводились раскопки кургана Куль-Оба, который в последствии пополнил музей археологическими предметами. В книге Иосифа Беньяминовича Брашинского ярко описывается о находках [11. С. 44].

 «Безвестный чиновник девятого класса Дамиан Карейша, доставивший куль - обские находки, становится героем дня. Царь жалует ему бриллиантовый перстень «за участие в отыскании большей части тех вещей». О Дюбрюксе, истинном герое Куль - Обы, никто не вспоминает. Имя его ни разу не упоминается, ни в одном официальном документе. А ведь именно ему наука обязана наиболее подробным и достоверным описанием раскопок этого замечательного кургана, описанием погребального склепа и всего того, что в нем находилось. Лишь много лет спустя, когда Дюбрюкса, умершего в страшной нищете, давно не стало, о нем вспомнили, и имя его было справедливо восстановлено во главе списка исследователей Куль - Обы. Карейше Николай повелел вернуться в Керчь и продолжать там под руководством Стемпковского отыскивать «подобные куль-обским древности в гробницах», а на расходы ему было выдано две тысячи рублей. Начиналась новая глава русской археологии» [12. С. 15]. Вначале 1826 г. отставной поручик Тепляков нанял в г. Керчи дом для музея, официальное открытие которого и состоялось 2 (15) июня. Основу его составила коллекция Павла Дюбрюкса. "Древлехранилище" Дюбрюкса было устроено в его доме и представляло своеобразный склад камней, фрагментов архитектурных деталей. По сути, древлехранилище Поля Дюбрюкса и было первым музеем в Керчи, а сам он был первым директором. У частных лиц были собраны мраморные статуи, надгробия и другие камни с барельефами и надписями, большое количество амфор [19, С. 24].
Тогда же были раскопано 5 курганов у выезда из городских ворот о феодосийской дороге. Бедный характер исследованных первых могил с лихвой "окупили" золотые находки из усыпальницы пантикапейской семьи рубежа эр, сделанные в одном из курганов средней величины, расположенного слева от дороги, ведущей в Феодосию. По просьбе директора музея И. П. Бларамберга М. С. Воронцов просили керченского городского архитектора А. Дигби снять "планы и фасады" двух "подземельных сводов" в раскопанных курганах. К сожалению, эти рисунки не обнаружены. По результатам раскопок Бларамберг написал статью. Среди первых дарителей вещей жена генерал-майора: Насакина, керченский житель Триполитов и Дюбрюкс. В благодарственных письмах М. С. Воронцова выражается пожелание, чтобы прочие жители Керчи подражали Вам, стараясь о пользы и выгоде города, в котором вы живете. Всякий подобный поступок будет принят с признательностью и доведен до сведения высшего правительства.
В марте 1828 года Керчь-Еникальским градоначальником был назначен И. А. Стемпковский, который фактически возглавил всю археологическую деятельность в Керчи И. П. Бларамберг, постоянно проживающий в Одессе, лишь номинально оставался директором керченского музея должность исполнял Дюбрюкс, продолжавший в этот период раскопки уже с помощью И. А. Стемпковского. В 1829 году по его просьбе Дюбрюкс подарил всю свою коллекцию керченскому Музею Древностей [25, С. 17].
Открытие музея способствовало оживлению археологических исследований на Керченском полуострове и сбору древностей. Если до приезда в Керчь И. А. Стемпковского в музее хранилось лишь три надписи, то через четыре года, их было уже двенадцать, а коллекция монет состояла из 200 экземпляров. В нем хранится много золотых вещей, как-то браслеты, серьги, кольца... и прочее, обломки статуй, между коими особенно замечательно колоссальное туловище, как думают Эскулапа, найденное под башней генуэзской крепости, статуя Геркулеса превосходной работы, найденная среди рва крепости 1817 года. Так же замечательная статуя Кибелы в сидячем положении и бюст Юноны без головы, обе превосходной работы и в натуральный рост, множество обломков других статуй, много мраморных с рельефными изображениями фигур и других архитектурных украшений, и между прочим, 2/3 фронтона из голубоватого мрамора изрядной работы. Там же хранятся значительное количество колонн различной толщины, капители целые и в кусках, часть карнизов различной величины... Много надгробных камней с фигурами и надписями, два из них мраморные; драгоценнее всего это надписи памятников, воздвигнутых в царствование царей Боспора [7, С. 17].
Таким образом, можно представить картину тернистого пути становления музея. Он был открыт в 1826, но по праву считается одним из древнейших музеев Крыма. Ему созданию препятствовала городская власть, которая не хотела выделять средства для его создания. Особые усилия для его создания, предприниматель Поль Дебрюкс, француз, а неместный житель. В 1816 он начинал в Керчи официальные раскопки, и тогда была определенна первая коллекция музея древностей. Раскопки на Таманском и Керченском полуострове, а также раскопки кургана Куль-Оба, вынудили город выделить помещение спустя десять лет.
Гора Митридат (рис.2)
Этот раздел повествует о одном из переездов Керченского музейного собрания. Музею часто приходилось менять свое географическое положение, одной из ярких страниц было время его обустройства в здании греческого интерьера на возвышенности, − горе Митридат.
В свое время, здание находилось, на Митридате с 1861 по 1883 год занимала церковь Александра Невского. В 1877 году в стенах храма появились трещины, через время из-за аварийного состояния его закрывают. В начале XX века в здание вновь вернули музею. В 1926 году, в 100-летний юбилей Керченского Музея, там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная талантливым живописцем Дамианом Васильевичем Шибневым. В период установления Советской власти в Крыму художник принимал активное участие в формировании собрания произведений искусства в музее. В немалой степени благодаря его стараниям в 1922 году при археологическом музее впервые была создана картинная галерея. Правда, в основном, эти пополнения происходили за счет поступлений в ходе изъятия ценностей из частных владений.
  К сожалению, несмотря на все усилия Шибнева, художественный отдел музея не получил должного развития, а в 1925 году был и вовсе упразднен. По мнению новоиспеченных чиновников из КРЫМОХРИСа: «... художественные собрания, разбросанные по разным музеям Крыма, иногда по своему малому числу представляют слишком слабый интерес для обозрения и продуктивности в научном или художественном отношении…». Таким образом, керченское собрание художественных ценностей было бесцеремонно вывезено в неизвестном направлении и до сих пор его судьба неизвестна [20, С. 11].
Печальная участь постигла здание на горе Митридат. В 1959 году оно было снесено без всяких на то серьезных оснований. Руины музея украшали гору еще какое-то время. В 1960-е годы на его месте располагался ресторан «Митридат», но и его в свою очередь постигла участь превратиться в развалины [14, С. 17].Этот период в истории музея характеризуется как период бессистемных раскопок древних курганов с целью поиска золотых вещей.
По оценкам начала двадцатого века, вид был следующим: «Митридат усеян терракотовыми, чёрными, белыми тонкими черепками греческих керамических изделий. На вершине горы, часовня, памятник археологу И. А. Стемпковскому, пробита снарядом. На склоне, обращённом к морю, от созданного им храма-музея остались развалины. Остатки колонн, древних греческих ваз на уцелевшем каменном стилобате».
Этот раздел показал нам скоропостижную историю пребывания музейного собрания на возвышенности, одной из самых высоких точек окрестностей Керчи − горе Митридат. Здание, которое было выполнено по подобию храма Тезея, но годы Крымской войны разрушили музей.

2.2.Развитие Керченского музея древностей.
В разделе рассказывается история музея в дальнейшем, в череде войн, но прекращаемом росте, в таких сложных обстоятельствах. О развития музея, в последующее годы и его археологическом пополнении коллекции.
Период с 1891 по 1918 года был наиболее плодотворным в жизни музея. В это время директор К. Е. Думберг проводит систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В.В. Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, выпускает множество научных публикаций и организовывает экскурсионное обслуживание туристов [28, С. 65].
Первая Мировая и Гражданская войны прерывают научную деятельность музея. Тем не менее, жизнь его продолжается. Новый руководитель К.Э. Гриневич налаживает выпуск путеводителей, повествующих о памятниках в Керчи. Музей развивает культурно-просветительскую деятельность. С января по июнь 1920 года в его стенах открываются археологические курсы.
  В 1920 году Керченский историко - археологический музей отдают в подчинение Крымскому Отделу Народного Образования в лице Крымского Областного Комитета по делам музеев. Несмотря на неспокойное революционное время, музей значительно расширяет выставочные площади, его коллекции дополняют новые экспонаты [23, С. 32]. Городской Ревком предоставляет учреждению новое здание, особняк который располагался на улице Свердлова, ранее принадлежавший бывшему табачному фабриканту, греку по происхождению. Зимой 1919 года Петр Константинович Месаксуди ̶ сын промышленника, был назначен директором историко-археологического музея. Однако, весной этого же года вместе со своей коллекцией древностей он эмигрировал заграницу. После этого коллекции музея переезжают в освободившийся симпатичный особняк, возведенный в конце XIX века в стиле модерн и напоминающий формами средневековый английский замок.

 В 1926 году в честь столетия музея в Керчи была проведена первая конференция археологов СССР. Краеведение провозглашают доминирующим направлением работы музеев [18, С. 58]. Отныне внимание исследователей должно быть направлено не только на археологию, но и на историю и этнографию. Намечаются долговременные перспективы развития Керченского музея, однако их воплощение прерывает начало Великой Отечественной войны.
Музей древностей в Керчи ждет очередное испытание. В спешке эвакуируют архив и наиболее ценную часть библиотеки в Армавир. Однако все попытки спасти драгоценное имущество тщетны. Архивы погибают полностью, а ценные предметы перевозятся в Симферопольский музей, а затем в Германию. После войны лишь малая часть утраченного была возвращена. С 1944 года руководителям музея приходится начинать все с нуля [32, С. 3].
Постепенно приводятся в порядок археологические памятники, организовываются выставки, создается новая экспозиция, выпускается путеводитель по музею.
В 60-х года прошлого века расширяется профиль музея. Появляются советский и дореволюционный отделы, картинная галерея Н. Я. Бута «Герои Аджимушкая», филиал в Аджимушкайских каменоломнях. На городищах: Пантикапей, Нимфей, Илурат проводятся экскурсии. 3 марта 1987 года на базе музея был создан Керченский государственный историко-культурный заповедник. Благодаря благотворительной деятельности члена-корреспондента Российской Академии Наук В. Д. Письменного, здание музея реставрируют. В это время создаются экспозиции по истории античности и средневековья. Они пополняются за счет регулярных археологических исследований заповедника [4, С. 15].
Керченский музей древностей и ныне продолжает свою активную работу, и имеет свои определенные перспективы, наряду с другими музеями полуострова и России в целом. В настоящее время действуют экспозиции, которые можно наблюдать практически в центре города –
на улице Свердлова, под номером двадцать два.
Музей был открыт официально 2 (15) июня 1826 года. Он с первых своих дней имел светлое будущее, как одно из главных культурных мест города и Крыма. Часто проводившиеся конференции, которые проводятся и сейчас свидетельствуют о значимости музея.
Таким образом, Керченский музей древностей, занимает должное место в истории музеев. Целью данного изучения, и есть исследование истории Керченского музея древностей, необходимо проследить его  археологическую канву в аспекте крымского регионоведения и краеведческого музееведения. Основным приоритетом является изучение и фиксация документальных источников его творчестве, и его старателей.

 


      

ГЛАВА III.Одесское общество истории и древностей
Задача последней главы – проследить общую историю трех учреждений. Проследить какое отношение Одесское общество истории и древностей имеет к Феодосийскому учреждению, а также выяснить взаимосвязь с Керченским учреждением; приоритетом есть и цели общества касаемо нашего региона.
3.1.Связи с Крымским полуостровом.
В этом разделе указывается о переплетающихся историях Одесского общества и древностей, Феодосийского музея древностей и Керченского музея древностей. «Одесское общество истории и древностей» (в некоторых документах указывается «Одесское общество истории и археологии»), это научное общество, которое сыграло важную роль, в истории двух Крымских музеев. Оно сотрудничало как с Феодосийским, так и с Керченским учреждением.

О Одесском обществе истории и древностей и его целях.
Одесское общество истории и древностей имело цель, – всестороннее изучение истории Южной России (1839 - 1922) [3, Государственный Архив Республики Крым. Фонд. 27. Таврическое губернское правление Опись. 1. Дело. 1. Лист. 21-22.]. С первых дней своего существования Общество обращало свое внимание на Крымский полуостров. Имело цели:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь