Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Легенды ведической культуры.



Азбука асан в картинках

 

 

В этом разделе мы расскажем о нескольких асанах, с кото- рыми связаны разные легенды и сказания ведической куль- туры. Асаны представлены для ознакомления! Следует осваи- вать их под руководством опытного преподавателя йоги.

 

Итак, начинаем…

 

 


 



Натараджасана

 

 

В переводе слово «Натараджасана» означает буквально «поза царя танцев» или «поза владыки танцев».

Натараджа одно из имён Шивы.

Бог Шива в своей ипостаси Натара`джа (санскр. ната — танец, драма; раджа — владыка, повелитель, царь) — один из самых ярких образов, связанных с Индией.

Его облик знаком очень многим — это танцующая фигурка с четырьмя руками. Шива изображён в изящной танцевальной позе, одна пара его рук сомкнута в абхая мудре (абхая— бес- страшие, мудра — знак, символ), вторая пара держит всеочи- щающий космический огонь (Агни)— символ трансформа- ции, и барабанчик (дамару)— символ всего творения и оли- цетворение самой жизни.

Существует сказание о том, что Шива — бог не только ми- стического покоя, смерти и разрушения, но также и бог танца. Известно, что бог создал свыше сотни танцев, как спокойно грациозных, так и устрашающе грозных.

Один из самых известных свирепых танцев — это «Тан- дава», космический танец разрушения, в котором Шива, разъ- ярившись на своего тестя Дакшу за убийство Сати, возлюб- ленной супруги Шивы, отбивает дикий ритм в окружении слуг, убивает Дакшу и угрожает существованию вселенной. Существует множество изображений Натараджа в скульпту- рах и статуэтках Южной Индии.


 

 


 



Хануманасана

 

 

Асана, названная в честь великого Ханумана.

Ханумáн (санскр. «имеющий (разбитую) челюсть») — сын бога ветра Ваю и апсары Пунджисталы. Один из главных ге- роев «Рамаяны», также друг Рамы и Ситы. Мать Ханумана, Анджана, находилась в то время под действием проклятия, обратившего её в ванару, и была женой Кешари, могуще- ственного воина из расы ванаров. Однажды, когда она гуляла в горах, её увидел пролетавший мимо бог ветра Ваю и был сра- жён её красотой. Ваю овладел Анджаной. Так на свет появился Хануман, и отсюда его первое имя — Марути (сын ветра).

Хануман унаследовал от своего отца божественные способ- ности к полёту, быстрому перемещению, а также невероятную силу. Вскоре после своего рождения он, увидев Солнце, решил что это фрукт и попытался его съесть. Это увидел Индра и мет- нул в Ханумана свою ваджру, сломав ему челюсть. Хануман без сознания упал на землю. Расстроенный Ваю взял сына и за такую несправедливость начал выкачивать весь воздух с Пла- неты. Вскоре всё живое в мире стало задыхаться, и Индра вме- сте с могущественными богами решили умиротворить Ваю, и Брахма исцелил Ханумана, дав защиту от любого вида ору- жия. После этого случая Хануман и обрёл своё имя.

Узнав, что бог солнца Сурья— известный учитель, Хану- ман увеличился в размерах, чтобы достичь небесного пути


 

 


Сурьи, и попросил того взять его в ученики. Сурья отказал, сказав, что должен освещать мир и не может покидать свою колесницу. Тогда Хануман ещё увеличился в размерах, по- ставил одну ногу на западную границу мира, а другую — на восточную, что позволило ему всё время быть рядом с колес- ницей, и ещё раз обратился к Сурье с просьбой об учениче- стве. Удивлённый бог солнца согласился и передал Хануману свои знания.

Хануман рос большим озорником и частенько подшучивал над отшельниками в горах, утаскивая у них вещи и предметы культа. Раздражённые мудрецы наложили на него проклятие: он забывал о своих сверхспособностях и вспоминал только тогда, когда это становилось необходимо и другие просили его о помощи. Также Хануман был способен понимать язык птиц, что впоследствии помогло ему освободить Раму и Лак- шмана из подземного мира и сразить Ахиравану.

Находясь в изгнании, Рама обратился к ванарам за помо- щью в поисках Ситы, похищенной повелителем ракшасов Раваной. Когда группа, отправленная на поиски, достигла южного океанского побережья, все ванары, увидев бескрай- ний океан, отказались идти дальше, сославшись на неуме- ние прыгать через воду. Ангада собрал ванаров вокруг себя и начал поиски того, кто одним махом перепрыгнет океан (100 йоджан). Выбор пал на Ханумана. Когда ванары начали восхвалять его силу и могущество, Хануман вспомнил о своих сверхспособностях.

Прибыв на Ланку (а сделал он это, преодолев океан в дви- жении, которое и получило название Хануманасана), Хану- ман превратился в маленькую обезьянку и ударом поверг злую ракшаси Ланкини, напавшую на него. И она вспомнила о том, что символом крушения Раваны станет обезьянка, повергшая стража ворот своим ударом. После встречи с Ситой Хануман решил наказать Равану за его проделки и за страдания Ситы. В ашоковом саду, куда Хануман пошёл полакомиться фруктами, на него напала армия Мегханадхи, по прозвищу Индраджит.


 

Сын Раваны собрался поймать Ханумана, метнув волшебное копьё — «Стрелу Брахмы» (Брахмастра). И хотя Брахма даро- вал Хануману неуязвимость от своих стрел, тот позволил себя пленить, чтобы встретиться лицом к лицу с Раваной, усмирить его гнев и узнать о силах, которыми он располагает.

В наказание Равана приказал поджечь Хануману хвост, об- мотав его тряпками и облив маслом для светильников. Когда палачи попытались обернуть хвост тряпками и поджечь, Ха- нуман начал его удлинять, приведя тем самым палачей в за- мешательство. Затем он всё-таки позволил им поджечь свой хвост и устроил большой пожар на острове, поджигая все дома, кроме того, где спал Кумбакарна (потому что жена Кум- бакарны взмолилась о пощаде), и жилища Вибхишаны (в знак почтения Вишну). Попрощавшись с Ситой, Хануман вер- нулся к Раме и сказал, что необходимо освободить Ситу в те- чение месяца.

На поле битвы Лакшман был ранен орудием Шакти, вы- пущенным Мегханадхи, но поднять его тело смог только Ха- нуман, который затем перенёс его в лагерь Рамы. Чтобы из- лечить Лакшмана, Джамбаван (предводитель воинства мед- ведей) посоветовал разыскать целителя Сушену с Ланки. Тот, в свою очередь, назвал гору, на которой росли лечебные травы, способные исцелить Лакшмана. Хануман нашёл горный холм Сандживи, но времени на разыскивание целебной травы не было, поэтому он оторвал от земли весь холм и на своей ла- дони перенёс его в лагерь ванаров.

Хануман участвует и в событиях «Махабхараты». Один из братьев пандавов, Бхима, пребывая в изгнании, встречает в лесу Ханумана и не может даже приподнять хвост, которым тот преградил ему дорогу. Хануман объявляет Бхиме, что он его брат (Бхима тоже сын Ваю), и возвещает ему учение о че- тырёх Югах и об обязанностях четырёх варн.


 





Арджунасана

 

 

Одно из названий этой асаны— Арджунасана. И получила она название в честь славного героя, стрелка из лука, участ- ника событий «Махабхараты» — Арджуны.

Áрджуна (санскр. «белый, светлый») — герой древневедиче- ского эпоса «Махабхарата». Третий из братьев Пандавов, сын царицы Кунти и Индры. Ученик наставника Дроны. Именно он во время сваямвары (т.е. свободный выбор жениха неве- стой) завоёвывает для себя и братьев жену, царевну Драу- пади, натянув богатырский лук. Арджуна также был женат на сестре Кришны Субхадре, которую похитил, вызвав рев- ность царицы Драупади. Проведя пять лет на небе Индры, Арджуна получает от своего небесного отца и с разрешения Шивы много видов божественного оружия, которое впо- следствии использует против Кауравов. Во время битвы на поле Куру возничим («сутой») Арджуны становится его друг, наставник и двоюродный брат Кришна. Именно Арджуне перед боем Кришна возвещает своё учение «Бхагавад-гиту». После победы Арджуна от имени своего старшего брата Юдхиштхиры совершает ашвамедху, то есть покоряет все окрестные земли, a также искупает грех убийства родичей в битве. После 36-летнего правления Пандавов в Хастина- пуре пятеро братьев с Драупади оставляют царство и отправ- ляются в паломничество. Вместе с братьями и женой пре- старелый Арджуна умирает во время последнего странствия

Пандавов в Гималаях.


 

 


27


 




Карнапидасана

 

Есть легенда, что название этой асаны связано с временами действий «Махабхараты», когда жил славный Карна.

Кáрна (санскр. «чуткий», буквально — «ушастый») — один из центральных героев эпоса Древней Индии «Махабхарата», сильнейший витязь сказания и воплощение доблести и чести. Карна имеет божественное происхождение, его родители— царевна Кунти и бог солнца Сурья. Некогда отшельник Дур- васа наградил Кунти за благонравие мантрой, с помощью которой она могла вызвать любого бога для приобретения потомства. До рождения Карны его небесный отец изрекает пророчество о том, что Карне суждено стать величайшим вои- ном. Карна появился на свет в результате девственного рожде- ния и стал подкидышем, так как был внебрачным ребёнком, и юная мать пустила младенца в корзине по реке.

Воспитанный в приёмной семье возницы Карна по неве- дению становится врагом своих братьев, принцев Пандавов (сыновей Кунти и царя Панду), и побратимом их главного противника, принца Дурьодханы, вместе с которым замыш- ляет козни против Пандавов. При рождении Карна получает от небесного отца золотой панцирь и серьги — залог неуязви- мости. В юности Карна проходит обучение воинскому искус- ству у наставника Пандавов и Кауравов Дроны, а затем у от- шельника Парашурамы. Парашурама предрёк Карне великую


 

 



славу, но проклял его за обман: чтобы выведать у гневливого аскета тайну владения небесным оружием, Карна выдал себя за вайшью. Карна всю жизнь страдает из-за низкого социаль- ного статуса: будучи подкидышем, он лишён обряда посвя- щения кшатрия. Происками Индры (небесного отца героя Арджуны — среднего из пятерых Пандавов и главного сопер- ника Карны) Карна лишается неуязвимости. Это происходит, когда коварный Индра в обличье брахмана просит у Карны в качестве дара его волшебные серьги и панцирь. Считая бес- честным отказать брахману в даре (хотя и зная, что под личи- ной брахмана скрывается Индра), Карна срезает приросшие к телу серьги и панцирь, а взамен получает от Индры магиче- ское копьё. Существует легенда, что именно в карнапидасану поместил Карна своё тело, чтобы остановить кровотечение из ран, когда срезал доспехи. В великой Битве на Курукшетре между благородными Пандавами и их антагонистами Кау- равами, возглавляемыми Дурьодханой, Карне предстоит сра- зиться на стороне Кауравов против своих братьев.

Перед битвой из-за ссоры с военачальником и дедом Кау-

равов Бхишмой Карна временно отказывается сражаться. Кришна в секретной беседе открывает Карне тайну его ро- ждения и предлагает царский трон в награду за переход на сторону братьев. Карна, в нарушение стандартного эпиче- ского сюжета воссоединения подкидыша с царской семьёй, отказывается, так как считает бесчестным предать побратима и бросить престарелых приёмных родителей. После Кришны с Карной встречается бросившая его в младенчестве мать, и по её просьбе Карна обещает пощадить в битве четверых Пан- давов, и только с Арджуной собирается сражаться насмерть. На десятый день сражения обидчик Карны Бхишма по- вержен, и Карна берётся за оружие. В решающем поединке между Арджуной и Карной все, включая верховного бога Брахму, ополчаются против Карны. Его возница, дядя Пан- давов, царь Шалья, деморализует Карну коварными речами. Несмотря на мощь Карны и его непревзойдённое искусство


 

во владении оружием, он обречён, так как Арджуну защи- щает сам Кришна (об этом Карну ещё до битвы предупредил Индра). Когда колесница Карны из-за проклятия брахмана вязнет в земле, и схватка по правилам должна быть приоста- новлена, Арджуна по настоянию своего возницы Кришны поспешно убивает Карну: Кришна считает, что в честном поединке Карна непобедим. Карну со всех сторон окружают подвох и предательство: даже клявшийся ему в вечной дружбе побратим Дурьодхана не собирается мстить за его гибель.

Только после гибели Карны Пандавы узнают, что он был их братом. Карна представляет необычный для эпоса образ трагического героя, который неукоснительно придерживался высоких этических норм и, как объясняет в XII книге «Маха- бхараты» божественный мудрец Нарада, на протяжении всей жизни становился жертвой предательств и унижений: Карна

«был проклят и предан множество раз».


 





Маричасана

 

По одной из распространённых версий, название этой асаны происходит от имени мудреца Маричи.

Риши Маричи (имя буквально означает— луч света) был одним из нескольких Праджапати (санскр.— владыка по- томства). Разные источники указывают от шести до девяти Праджапати. В Ведах Праджапати — это божество, связан- ное с зачатием и деторождением, породившее мир от своего семени. В гимне «Неизвестному богу» говорится, что Пра- джапати был рождён из золотого зародыша (Хираньягарбхи), стал «владыкой творения», поддержал землю и небо, укрепил солнце, измерил пространство, дал жизнь и силу, властвует над двуногими и четвероногими, его руки— стороны света. А в эпических сказаниях Пуранах фигура дробится, и одним из Праджапати становится риши Маричи. У него, конечно, есть свои индивидуальные черты, про него сложены истории, которые любят пересказывать с назидательными целями по- коления и поколения индуистов, но основная тема остаётся одна— невероятная плодовитость этого Риши, имевшего не- сколько жён и много-много детей.

Также известны и другие родственные связи Маричи. Этим

именем у индийцев называется звезда из созвездия Большой Медведицы. Вообще, Большая Медведица — это созвездие, где все звёзды символизируют разных риши.


 

 


 



Ардха Матсиендрасана

 

Асана получила название в честь мудреца Матсиендры.

Учитель Матсиендра считается одним из основателей хат- ха-йоги. Скручивания позвоночника, к которым относится, в частности, и Матсиендрасана, символизируют поворот пе- редней части тела, то есть сознательного, к задней части — к подсознательному. Они привносят свет в темноту и тем- ноту в свет.

Считается, что Матсиендра был реальным историческим лицом. Он родился в Бенгалии и был почитаем непальскими буддистами как инкарнация Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. Существует много версий истории превраще- ния Матсиендры в реализованного Мастера.

По одной из версий, младенец Матсиендра был выбро- шен в океан, потому что, согласно расположению планет, его рождение несло дурное предзнаменование. Проглоченный гигантской рыбой, он случайно подслушал учение Шивы о тайнах практики йоги, которое тот излагал своей супруге Парвати в потайной пещере на дне океана. Матсиендра был зачарован. Проведя 12 лет в рыбьем брюхе и изучая всё это время духовные практики йоги, он освободился, будучи уже просветлённым Мастером.


 

 


 



Аштавакрасана

 

Очень интересна легенда возникновения Аштавакрасаны. Эта асана посвящена мудрецу Аштавакре, духовному наставнику митхильского царя Джанаки, который был отцом Ситы. Рас- сказывают, что когда мудрец был ещё в материнском чреве, его отец Кагола сделал несколько ошибок, повторяя Веды (Свя- щенное писание). Услышав это, не рожденный ещё мудрец рассмеялся. Разгневанный отец проклял своего сына, повелев ему родиться Аштавакрой. И это сбылось. Он родился скру- ченным в восьми местах, почему и получил имя Аштавакра, т.е. «Восьмикратно искривлённый» (от слов «ашта» — восемь и «вакра» — кривой).

Отец мудреца был побеждён в философском диспуте учё- ным Ванди, подвизавшимся при дворе царя Митхилы. Муд- рец ещё в мальчишеском возрасте приобрёл огромные знания и отомстил за поражение отца, переспорив Ванди. Потом он стал духовным наставником царя Джанаки. Тогда отец благо- словил его, уродство исчезло, и он стал стройным.


 

 


 



Васиштхасана

 

Вас 'иштха (санскр.— самый богатый, великолепнейший) — в ведической и индийской мифологии один из семи Боже- ственных мудрецов, риши, духовный сын Брахмы, один из прародителей земных существ, муж Арундхати; владелец коров, исполняющих желания. Считается автором трактата, посвящённого ведической астрологии, «Васиштха-самхита». Выступает одним из главных героев «Йога-Васиштхи».

Васиштха считается автором нескольких гимнов «Ригведы». Он также был семейным наставником правителей Солнечной династии. Описывается, что он всегда строго исполнял свой долг и следовал обрядам, предписанным священными писа- ниями. Васиштха был гуру Рамы (седьмой аватары Вишну). Он обучил молодого Раму праведному образу жизни и верно- сти долгу. Путь Васиштхи как одного из саптариши — это путь любви и бхакти, который он считал совершенством жизни.

Васиштха жил семейной жизнью, преподавал медицину сиддхов и раскрывал тайны мантр для исцеления. Одной из таких мантр, записанных Васиштхой, стала Гаятри-мантра — одна из самых сильных ведических мантр, ведущая к очище- нию ума и тела.


 

 


 



Вишвамитрасана

 

Вишвам 'итра — ведический мудрец, один из семи великих риши. Ему приписывается авторство б'ольшей части третьей мандалы «Ригведы», включая Гаятри-мантру.

Вишвамитра (в переводе с санскрита «всеобщий друг») был рождён кшатрием и особо не задумывался о духовном совершенствовании, пока не повстречал риши Васиштху. Ва- сиштха обладал коровой Нандини, способной выполнять все желания; стоило ей сказать: «Сделай то-то и то-то», — как она тут же исполняла всё сказанное. Она также могла даровать разные травы, которые растут в деревне и в лесу, и, конечно же, молоко, причём шести разных вкусов.

Как и большинство ведических кшатриев, Вишвамитра об- ладал могучей волей. Сначала он попытался увести Нандини силой, но безуспешно. В ходе борьбы оба мудреца продемон- стрировали все свои достоинства. Васиштха проявил терпи- мость и совершенное самообладание. И даже когда воины Вишвамитры убили сто его сыновей, он сохранил спокой- ствие и удержался от мести за убийство.

Во время сражения царь Вишвамитра неожиданно понял, что хочет обладать не просто коровой изобилия — ему нужно обрести просветление. И он сделал всё для того, чтобы стать брамином. В итоге, когда Вишвамитра изменил себя и стал праведником, даже Васиштха пришёл воздать ему должное.


 

 


 



Вирабхадрасана

 

Название «Вирабхадрасана» происходит от санскритских слов

«вира» — герой, «бхадра» — благой, прекрасный, и «асана» — положение, поза, позиция, т.е. поза благого героя. Вира- бхадра — это ипостась Бога Шивы в яростном аспекте; оли- цетворение воинской ярости. Появление Вирабхадры связано с широко распространённым мифом о жертвоприношении Дакши (тестя Шивы), самосожжением Сати (первой жены Шивы) и последующим разрушением жертвоприношения Шивой. Есть несколько версий этого сюжета согласно текстам пуран и Махабахараты, но все они сводятся к одной линии.

Тесть Шивы являлся олицетворением старого порядка и закона — делай, что предписано, терпи, и будь что будет. И потому не любил он своего зятя Шиву, который являлся олицетворением порядка нового— справедливости и пони- мания. Дисциплина йога, покровителем которой является Шива, это дисциплина внутренняя, которая в отличие от дис- циплины внешней, религиозной и догматичной, основана на чувствовании и понимании — что, как, почему и зачем в этом мире. Разный образ жизни приводил, мягко говоря, к недо- пониманию между ними. Тесть отзывался о зяте нелицепри- ятно, Шива со свойственной ему вайрагьей воспринимал это по-йогически ровно, а верная Сати разрывалась между долгом жены и дочери. Однажды она не стерпела очередных


 

 


нападок отца на мужа и того факта, что её супруг не был при- глашён на общее собрание богов на ягье (ритуале— огнен- ном жертвоприношении), осуществляемой её отцом. Вспы- лив, она поступила в духе «так не доставайся же ты никому» и бросилась в жертвенный огонь. Погружённый в медитацию Шива прозревал всё в сотворённом мире и узнал об этом. Горе и ярость одновременно возникли в его душе, которая требо- вала правильного действия и справедливости. Воплощением этой справедливой ярости и яростной справедливости стал тысячерукий Вирабхадра, в образе которого Шива и отпра- вился к месту злосчастного жертвоприношения. Явившись на место, он разметал жертвенный огонь, выбросил жертвен- ную антилопу, оторвал и выкинул голову Дакши, побил и об- ратил в бегство других богов и героев. Шива, тоскуя о Сати, удалился к себе на гору Кайлаш и предался медитации. Сати переродилась вновь как Ума Парвати и вновь завоевала его сердце. Будучи возрождённым к жизни, Дакша предавался ас- кезе, взывал к Шиве о прощении, обретал новое понимание порядка и справедливости.


 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь