Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Психическая физиология йоги



 

В этой книге при описании каждой асаны или другой практики обязательно рекомендовался определенный объект для сосредоточения. Иногда это было дыхание, иногда какая-либо часть физического тела, но чаще всего это была одна из чакр. Эти психические центры не только являются прекрасным средством для развития концентрации, но и чрезвычайно важны сами по себе. Если мы хотим успокоить ум и получить оптимальную пользу (на физичес­ком уровне) от практик йоги, сосредоточение необходимо. В результате сосре­доточения ума на определенных частях тела или на дыхании воздействие, оказываемое практикой, значительно возрастает.

На физическом уровне чакры ассоциируются с основными нервными спле­тениями и эндокринными железами. Это главные реле и центры управления человеческого организма, оказывающие сильнейшее влияние на жизнедея­тельность организма. Многие асаны оказывают особенно сильное воздействие на одну или несколько таких желез и сплетений. Например, сарвангасана прек­расно массирует щитовидную железу (которая ассоциируется с вишуддха-чак-рой), вследствие чего ее функционирование значительно улучшается. Если же во время выполнения сарвангасаны сосредоточение направлено именно на эту область (вишуддха-чакра), то воздействие асаны будет еще сильнее.

У большинства людей эти психические центры находятся в «спящем» сос­тоянии и потому пассивны. Современная психология согласна с утверждением йоги относительно того, что человек обычно использует не более десяти про­центов потенциала своего мозга. Неиспользуемые способности никак не про­являют себя в сознательной деятельности человека. В нашем мозге имеются обширные неиспользуемые области, которые попросту спят. Кроме того, су­ществуют и почти бесконечные, неизвестные нам глубины внутри нашего подсознательного и бессознательного разума, о которых мы либо ничего не знаем, либо знаем очень мало.

При сосредоточении на чакрах во время выполнения асан или других прак­тик поток энергии начинает течь через чакры. Это помогает пробудить соот­ветствующие способности психического и ментального тел, позволяя инди­видууму воспринять более высокие уровни сознания, о существовании кото­рых он и не догадывался.

Существует семь основных чакр, расположенных в области позвоночного столба — от самой нижней точки (промежности) до макушки головы. Они взаимосвязаны и снабжаются энергией через сеть психических каналов, назы­ваемых нади, которые на материальном уровне соответствуют нервам. Симво­лически чакры изображаются в виде цветков лотоса, каждый из которых имеет определенные цвет и количество лепестков. Лепестки символизируют различ­ные проявления психической энергии в чакрах, а также психические каналы, входящие и выходящие из них. Каждая чакра является центром некоего эле­мента, имеющего свою форму, зародыш звука (биджа-мантру) и главенству­ющее божество с соответствующим носителем (вахана) и определенными свойствами. Ниже приводится более детальное описание каждой чакры.

 

 

Муладхара-чакра

 

Муладхара-чакра — самая нижняя из чакр. Она известна как корневой центр («мула» — корень; «адхара» — место). Имеются также другие центры, расположенные ниже муладхары. Они представляют более низкие, животные уровни сознания. Они активны у животных, но пассивны у человека.

Муладхара изображается в виде ярко-красного лотоса с четырьмя лепестка­ми. В центре лотоса находится желтый квадрат с биджа-мантрой ЛА. В центре квадрата — красный треугольник, вершина которого обращена книзу. Внутри треугольника находится сваямбху линга (фаллический символ) дымчатого цве­та, обвитый тремя с половиной витками золотой змеи. Треугольник размеща­ется на слоне с семью хоботами, что символизирует стабильность и прочность земли. Главенствующие божества: Брахма — создатель Вселенной и богиня Дакини — управляющая элементом кожи в теле.

Муладхару называют корневым центром, поскольку здесь находится источ­ник первичной энергии — кундалини-шакти. Кундалини представлена в виде свернувшейся змеи. Она является источником всех энергий человека: сексуаль­ной, эмоциональной, интеллектуальной, психической и духовной. Существует только одна энергия (шакти), но центр, через который она проявляется, при­дает ей разнообразные качества и свойства. Целью йоги является пробудить эту энергию посредством самоочищения и сосредоточения разума, поднять ее вверх к высшим чакрам и в конечном счете к сахасраре, где она как чистая энергия (шакти) объединится с чистым сознанием (шивой).

 

Свадхиштхана-чакра

 

Выше муладхары, непосредственно над половыми органами находится свад-хиштхана-чакра. Буквальное значение слова «свадхиштхана» — «чье-то жи­лище, обитель» («сея» — сам, «штхан» —место обитания). Эта чакра изобра­жается в виде малинового лотоса с шестью лепестками. В середине лотоса расположен белый полумесяц с биджа-мантрой ВАМ. Он покоится на кроко­диле, представляющем элемент воды. Главенствующие божества- Вишну – основатель и хранитель Вселенной и Ракини - управляющая элементом крови в теле.

 

На физическом уровне свадхиштхана ассоциируется в основном с органами выделения и размножения. Пробуждение этого центра может, таким образом исправить любые функциональные нарушения этих органов.

 

На более глубоком уровне свадхиштхана-чакра представляет собой место расположения подсознательного ума, коллективного сознания, место хране­ния всех самскар и наследственной памяти. Это центр самых простых и вместе с тем глубоко укоренившихся инстинктов. Очищая этот центр, человек тем самым возвышается над животным миром.

Для медитации на этом центре нужно вообразить себе большой, глубокий океан с бурными волнами под темным ночным небом. Приливы и отливы этого океана будут представлять приливы и отливы вашего собственного соз­нания.

 

Манипура-чакра

 

Слово «манипура» означает «город сокровищ» («мани» — «драгоценность, жемчужина»; «пура» — «город»). Эта чакра называется так потому, что она является «центром огня», фокальной точкой тепла, блестящей, подобно жем­чужине, и излучающей жизненную энергию. Манипура-чакра изображается в виде ярко-желтого цветка лотоса с десятью лепестками. Внутри лотоса распо­ложен красный треугольник с биджа-мантрой РАМ, размещающийся на баране — очень агрессивном животном, символе огня. Главенствующие божества: Рудра — разрушитель Вселенной и Лакини — управляющая элементом плоти.

Солнечное сплетение — это центр, связанный главным образом с процесса­ми пищеварения и усвоения пищи. Функции пищеварительных желез, таких, как поджелудочная, желчный пузырь и различные железы в желудке, — про­изводство ферментов, кислот и соков, необходимых для переваривания пищи и ее распределения по всему телу. Манипура-чакра — это центр, управляющий деятельностью этих желез. Надпочечники, расположенные чуть выше почек, являются физическим проявлением манипуры. В экстренных случаях они сек-ретируют адреналин, который, попадая в кровь, ускоряет все физиологические процессы: мозг работает эффективнее, возрастает сердцебиение, дыхание уча­щается и т. д. Тело готовится к более интенсивному режиму функционирова­ния; этот эффект называют «реакцией битвы». Лица, страдающие медлитель­ностью, сонливостью, депрессией или нарушениями системы пищеварения (диабет, несварение и т. п.), должны сосредоточиваться на манипуре и пытать­ся почувствовать тепло и энергию, исходящие из этой области.

В некоторых школах (дзэн-буддизм) манипура-чакра считается самым важ­ным центром и местом расположения кундалини. Это верно в том смысле, что кундалини, проходя через манипуру, трансформируется и в большей степени раскрывает свою истинную природу. Манипура-чакра—это центр жизненной энергии в психическом и физическом телах, где прана (жизненность, движу­щаяся вверх) и апана (жизненность, движущаяся вниз) встречаются, генерируя тепло, необходимое для поддержания жизни.

 

Анахата-чакра

 

«Анахата» в буквальном смысле слова означает «непораженный» («ян» — «не», «ахат» — «пораженный»). Все звуки в проявленной Вселенной возника­ют в результате столкновения объектов, создающих при этом вибрации или звуковые волны. Но звук, зарождающийся вне материального мира (изначаль­ный звук), является источником всякого звука вообще и именуется анахата-нада. Сердечный центр как раз и находится в том месте, где этот звук проявля­ется. Он воспринимается йогами как некая внутренняя, извечная вибрация — пульс Вселенной.

Анахата-чакра изображается в виде дымчато-голубого лотоса с двенад­цатью лепестками. В центре лотоса находится гексаграмма из двух переплетен­ных треугольников (как в иудейской звезде Давида) и биджа-мантра ЙАМ, расположенная на стремительной черной антилопе (символ воздуха).

Главенствующие божества анахата-чакры: Иша — Бог во всепроникающей форме и богиня Какини, управляющая элементом жира.

На физическом плане анахата ассоциируется с сердцем и легкими, а также с дыхательной системой и системой кровообращения. Страдающие такими заболеваниями, как анемия, гипертония, учащенное сердцебиение, туберкулез, астма и бронхит, должны практиковать сосредоточение на анахата-чакре, предпочтительно во время занятий асанами или другими пратиками йоги.

Практикующий может медитировать на анахата-чакре, представляя в об­ласти грудной клетки темную комнату или пещеру. Эта область называется «пространство сердца» (хридаякаша) и заполнена расширениями и сжатиями дыхания и ритмом сердцебиения. Практикующий может попытаться предста­вить маленькое пламя свечи, горящее ровно и не мигая, будто в безветренном пространстве. Это будет символизировать индивидуальную душу (дживат-ма) —дух пребывающий во всем живом, который не могут потревожить ветры мира.

 

Вишуддха-чакра

 

Вишуддха-чакра —это центр очищения («вишуддха» означает «очищать»). Она изображается в виде дымчато-фиолетового лотоса с 16 лепестками.

В центре лотоса — треугольник с вписанным в него голубым кругом, содер­жащим биджа-мантру ХАМ, изображенную на белом слоне, символизирую­щем эфир. Главенствующим божеством является Ардханаришвара — соеди­ненные в одно тело Шива и его супруга Парвати — наполовину женское, наполовину мужское. Богиней этой чакры является Сакини — управляющая костным элементом.

Вишуддха-чакра ассоциируется с голосовыми связками и областью горта­ни — щитовидной и паращитовидными железами. Функциональные наруше­ния органов этой области физического тела могут быть устранены глубокой концентрацией на этой чакре.

Этот горловой центр является местом нахождения божественного нектара амриты (мистический эликсир бессмертия). Этот нектар — сладковатые на вкус секреторные выделения железы, известной под именем лалана-чакры, расположенной у задней стенки гортани. При выполнении высших практик йоги (таких, как кхечари-мудра), адепты стимулируют лалана-чакру, и на сек-ретируемом ею нектаре могут некоторое время жить без пищи и воды. Многие йоги Индии хоронили себя заживо, демонстрируя тем самым мастерское вла­дение лалана-чакрой (в течение нескольких дней они существовали без воды, пищи и воздуха). Однако без руководства опытного инструктора практики' направленные на стимуляцию этой железы, выполнять не рекомендуется, пос­кольку это сопряжено с определенным риском (если подобные практики вы­полняются без соответствующей подготовки, то лалана-чакра выделяет ядови­тые секреции).

Можно медитировать на вишуддха-чакре, пытаясь почувствовать, как в нее падают холодные сладкие капли нектара, вызывая ощущение блаженного опьянения.

 

Аджня-чакра

 

Эта чакра известна как «третий глаз» — гъяна-чакшу (глаз мудрости), три-кути или тривени (место слияния трех рек), бхрумадхъя (центр между бровя­ми), гуру-чакра и глаз Шивы. Слово «аджня» означает «мудрость (господство, власть, контроль)».

Посредством этой чакры ученик в состоянии глубокой медитации получает указания и наставления своего гуру. Этот центр является местом, откуда исхо­дят приказы Божественного, Высшего Я.

Чакра изображается как бледно-серый или белый цветок лотоса с двумя лепестками. Они символизируют положительный и отрицательный потоки праны (жизненной энергии), которые сливаются в этом центре воедино. В центре лотоса находится биджа-мантра АУМ. Главенствующие божества адж-ня-чакры: Парашива — бесформенное сознание и богиня Хакини, управляю­щая элементом этой чакры — тонким умом (манасом).

Аджня-чакра — это хорошо известный центр, который используется для сосредоточения во многих системах медитации. Обычно для этой цели выби­рается точка между бровями, хотя действительное расположение аджни — область внутри головного мозга. На физическом уровне ей соответствует шиш­ковидная железа — крошечный, размером с горошину, орган внутри мозга, который у взрослых людей почти полностью атрофирован. На психическом уровне эта крошечная железа является мостом, соединяющим физическое, ментальное и психическое тела. В результате пробуждения аджня-чакры человек развивает экстрасенсорные способности, являющиеся скрытым потенци­алом каждой личности: ясновидение, яснослышание, телепатия и др. Энергия мысли тоже имеет форму, так как является материей, хотя и очень тонкой. Когда разум становится более чувствительным, он обретает способность посы­лать и получать энергию мысли через аджня-чакру. Она подобна психическим вратам, распахивающимся в более глубокие и высокие реальности восприятия. Кроме того, стимулируя аджня-чакру, человек может значительно улучшить свои сообразительность, память, силу воли и способность к сосредоточению.

 

Бинду-висарга

 

В затылочной части головы (где индуистские брамины отращивают пучок волос) расположена точка, называемая «бинду». Она является таинственным психическим центром, известным как сома-чакра и изображаемым в виде небольшого полумесяца в лунную ночь. Она связана с производством спермы у мужчин. Слово бинду значит «точка», «капля».

В древней науке крийя-йоги бинду является в высшей степени важным центром концентрации и используется дли восприятия психических звуков, проявляющихся в этой области.

 

Сахасрара

 

Сахасрара — не столько чакра, сколько сокровищница высшего сознания. Ее изображают в виде сверкающего цветка лотоса с тысячей лепестков, на которых двадцатикратно изображены все буквы санскритского алфавита вмес­те со всеми силами, ассоциирующимися с каждым звуком (их число равно пятидесяти). В центре лотоса находится сияющая шивалинга — символ чистого сознания. Именно в сахасраре происходит мистический союз Шивы и Шак-ти — слияние сознания и энергии (материи), индивидуальной души с Высшей Душой.

Согласно философии йоги и тантры, Вселенная проявляется в результате разделения этих двух сил, которые, в сущности, являются одним и тем же. Сознание является статической силой, а материя — динамической. Материя делится на три гуны, или свойства: тамас (инертность, летаргия), раджас (ак­тивность, энергия) и саттва (равновесие, спокойствие). Три гуны наполняют и пронизывают проявляющуюся Вселенную. Из них развиваются восемь эле­ментов природы. Проявление происходит в определенном порядке — от тон­кого к грубому, от эго, буддхи и т. д. до огня, воды и земли. Земля, таким образом, будучи самой грубой, проявляется последней. Когда все элементы — от самого низшего до самого высшего — оказываются проявленными, процесс творения завершается.

Отсюда мы видим, что пять нижних чакр соотносятся со все более тонкими элементами, вплоть до шестой — аджня-чакры, — тончайшей. Наивысший центр — сахасрара — вместилище чистого сознания и трансцендентности, Когда пробуждается кундалини, она поднимается вверх через чакры к сахасра­ре и вливается в источник, из которого пришла. Материя вливается в чистое сознание, в состояние опьяняющего блаженства; это и является целью йоги, достигнув которой йог приобретает высшие знания и уходит за пределы рож­дения и смерти.

 

Нади

 

Буквальное значение слова «нади» — «течение» или «поток». В древних писаниях указывается, что в теле человека имеется 72 000 нади. Йоги, развив­шие свое психическое зрение, видят их так же хорошо, как лучи света. Еще недавно слово «нади» интерпретировалось как нервы, но на самом деле это не нервы, поскольку нади состоят из астральной материи. Как и чакры, они расположены не в физическом теле, хотя нервы физического тела могут рас­сматриваться как их физическое проявление. Нади — это тонкие каналы, по которым движется жизненная энергия —прана. Из большого количества нади астрального тела четырнадцать являются наиболее важными, из них три — основными. Эти три — ида, питала и сушумна. Все нади зависят от сушумны, даже ида и пингала. Сушумна-нади проходит внутри позвоночного столба — от муладхара-чакры до аджня-чакры. Она имеет серебристый цвет.

Ида-нади выходит из муладхары с левой стороны, в виде извилистой линии проходит через каждую чакру и впадает в аджня-чакру с левой стороны. Ида-нади имеет голубой цвет.

Пингала-нади выходит из муладхары с правой стороны, тоже проходит через каждую чакру, но пересекает их в противоположном по сравнению с идой направлении и впадает в аджня-чакру с правой стороны. Пингала-нади имеет огненно-красный цвет.

Ида и пингала — это два противоположных потока жизненной силы, про­текающие внутри нас. Ида — негативна и носит также название «нади луны» (чандра). Пингала —позитивна и называется «нади солнца» (сурья). Они имеют следующие качества:

 

Качества Ида Пингала
Дыхание Левая ноздря Правая ноздря
Температура Холодная Горячая
Пол Женский Мужской
Качество Ментальность Физиология
Металл Серебро Золото
Цвет Голубой Красный
Энергия Негативная Позитивная
Нервы Парасимпатические Симпатические
Река Ямуна Ганг
Планета Луна Солнце


 

Эти силовые потоки в иде, пингале и сушумне действуют поочередно, и, наблюдая за процессом дыхания, можно определить, какой именно поток активен в данный момент. Если поток воздуха сильнее в правой ноздре, то преобладает пингала. Если потоки равны, значит, доминирует сушумна.

Если вы понаблюдаете за своим дыханием, то обнаружите, что поток воздуха в одной ноздре, как правило, сильнее, чем в другой. Когда он сильнее в правой ноздре, жизненная энергия более активна; это позволяет индивидууму выполнять физическую работу, переваривать пищу и т. д.; деятельность ума направлена вовне, тело производит больше тепла. Когда поток воздуха сильнее в левой ноздре, то доминирует ментальная энергия, ум приобретает интровертную направленность и легко включается в любую умственную работу. Во время сна в основном активна ида. Если же ночью доминирует пингала, то человек ощущает беспокойство, ему трудно уснуть. Если же ида активна во время приема пищи, то процесс пищеварения будет малоэффективным.

 

Все сферы нашей жизнедеятельности подвержены влиянию этих нади, ак­тивность которых колебательно изменяется с периодом приблизительно в один час. Можно, однако, изменить активность этих потоков с помощью силы воли и определенных техник йоги, таких, например, как пададирасана и пранаямы. Если, к примеру, необходимо выполнить какую-то работу, а вас клонит в сон, можно направить поток праны в пингала-нади и тем самым получить необходимую энергию.

Существует особая наука, именуемая свара-йогой, которая рассматривает изменение потоков праны в нади в мельчайших деталях.

Основной целью хатха-йоги также является установление равновесия меж­ду потоками праны в иде и пингале («ха» — солнце, «тха» — луна). Для достижения этого тело очищается с помощью шести методов, известных как шаткармы, Потоки праны в иде и пингале должны быть в полном равновесии, в этом случае человек не будет ориентирован ни слишком ментально, ни слишком физически. В течение суток поток воздуха должен преобладать 12 часов в левой ноздре и 12 часов в правой.

 

Когда эти две нади (ида и пингала) очищены и сбалансированы, а ум нахо­дится под контролем, энергия начинает течь в самую важную нади — сушумну Течение праны в сушумне является необходимым условием успешной меди­тации. Если прана течет в пингале, то ощущается беспокойство; если в иде, тс ум будет настроен на длительное размышление. Когда же энергия течет в сушумне — кундалини восходит сквозь чакры.

 

В физиологии человека ида и пингала соотносятся так же, как две половинь вегетативной нервной системы — симпатическая и парасимпатическая. Пин­гала соотносится с симпатической нервной системой и отвечает за стимуляции: и акселерацию процессов, связанных с окружающей средой, и за торможение работы органов, имеющих тенденцию использовать большие количества энергии для внутренних целей организма. Симпатические нервы ускоряюа работу сердца, расширяют кровеносные сосуды, учащают дыхание, повышают эффективность работы глаз, ушей и т. д.

 

Парасимпатические нервы функционально прямо противоположны сим­патическим, поскольку они уменьшают частоту биений сердца, сужают крове­носные сосуды и замедляют ритм дыхания, направляя течение энергии внутрь Поток праны в иде и пингале полностью произволен и не контролируется сознанием до тех пор, пока он не берется под контроль с помощью практик йоги.

 


Заключение

Описания, приведенные в тексте книги, соответствуют традиционным толкованиям йоги и опыту йогов наших дней. Мы надеемся, что эта инфор­мация окажется полезной для людей, стремящихся к духовной самореали­зации.

Первейшая необходимость кундалини-йоги - повышение чувствительнос­ти, так как в этом случае появляется возможность определить местонахожде­ние чакр и мысленно визуализировать их на психическом плане. Для этого необходима сосредоточенность разума. И если ученик развил свою способ­ность к концентрации на психических центрах, то он уже на пути духовного самораскрытия.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь