Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Политическое значение местничества.



Введение местничества привело к тому, что положение бояр стало зависеть от службы их предков. Другими словами, политическое значение фамилии не зависело от усмотрения царя, личных заслуг лица либо его удач. Если предки занимали определенную ступень, на ней же должны находиться и потомки. И менять этот порядок было не позволено. Повлиять на подобную иерархию не могла ни милость государева, ни личные таланты, ни заслуги перед государством. В службе не существовало соперничества, поскольку все предопределялось родословной. Место не нужно было заслуживать, завоевывать, оно доставалось по наследству. Служивый человек не занимался собственной карьерой, он мог только выискивать для себя более выгодное «место», судиться за него в спорных ситуациях. Весь род следил за ним. В случае служебного выигрыша все его родичи повышались. В то время как служебная «потерька» понижала всех представителей рода. Фамилия выступала как единое целое в служебных столкновениях. Ее интерес стоял превыше личных желаний и нравственных побуждений. Родовая знать устанавливала между своими представителями служебную солидарность, круговую поруку, взаимную ответственность. Существует пример, который объясняет важность местничества для бояр. В 1598 году состоялся поход. В нем князь Репин-Оболенский занимал место ниже князя Сицкого. Он должен был добиться для себя пересмотра, но не стал этого делать, поскольку дружил с Сицким. Фамилия Оболенских обиделась на своего родственника. Они обратились к царю. Государь разобрал дело и вынес решение, что князь Репин-Оболенский понизил только себя перед родом Сицких, то есть род Оболенских от этого не опустится ниже своего отечества. Получается, что местничество защищало фамилию не только от произвола со стороны правителя, но и от необдуманных решений отдельных лиц. Боярин мог лишиться имущества, быть изгнан, избит. Однако никто не мог заставить его занять «место» в управлении ниже своего отечества. Повлиять на распределение мест не мог даже государь. Примером этому служит случай с Волконским. Когда он пожелал стать выше боярина Головина, суд посадил его в тюрьму. Дума приняла сторону родовитого Головина. То есть царь может обогатить своего служивого человека, но не может сделать его родовитым. Это под силу только предкам.

 Недостатки местничества.

Для понимания, что такое местничество, следует больше узнать о недостатках этой системы. Исследователи выделяют два основных пункта. Во-первых, людей на государственную службу брали не по их качествам, а исключительно по происхождению. Никто не оценивал их служебную годность. Вместо послушных и способных людей на службу приходили породистые и часто бестолковые неслухи. Петр Великий считал эту систему вредительной. Во-вторых, институт местничества негативно влиял на взаимоотношения как между фамилиями, так и внутри их. Соперничество вызывало зависть и неприязнь. Боярство занималось мелочным сутяжничеством, вместо того чтобы думать про общественную выгоду. Местничество стало вредным не только для государства, но и для боярства.

 

Отмена местничества.

С середины 16-го века время от времени начали объявлять «безместие». Чаще всего это происходило в военное время, хотя встречалось и в мирное. Этапы отмены местничества: в 1555 году при дворе во время отдельных дворцовых церемоний; в 1598 году во время венчаний на царство, на свадьбах правителя; в 1606 на свадьбе Василия Шуйского сожгли разрядную роспись; вторая половина пятидесятых годов 16 века – упразднен институт наместников, введено воеводское управление в большей части городов; в 1621 году введено «безместие» в посольской службе; в 1649 году «безместие» введено в приказной службе. Во второй половине 17-го века государев двор уже не мог удовлетворять потребности державы в кадрах. Поэтому было принято решение об окончательном упразднении института местничества. В новоучрежденных службах вводилось «безместие». В 1680 году система навсегда была отменена в войсках. Через год появился указ, который полностью отменял местничество. В 1682 году это подтвердилось на решении Земского собора.

 

В заключение.

Местничество являлось ключевым элементом светской субкультуры Российского государства в 15-17-м вв. В этой системе вырабатывались нормы морали и этикета, а также историко-культурные генеалогические традиции. Молодых дворян воспитывали так, чтобы они умели защищать свой род от посягательств со стороны. Местничество сыграло важную роль в развитии дворянского самосознания.

 

 

 

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь