Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Четы характера русского народа, обусловленные



 

    Особенностью исторического становления русского государства     Природой страны     Общинным землепользованием     Русским православием Многонацио нальным характером страны и освоением новых территорий
      Альтруизм  
      Благочестие  
      Великодушие  
Великодушие       Веротерпение
Верность        
  Воздержание     Воля
    Гуманность Гуманность  
      Державность Державность
Державность   Дисциплиниро- ванность    
Дисциплиниро- ванность        
      Добродушие  
        Доброжела тельность
      Дружелюбие  
      Духовность  
Жертвенность   Жертвенность Жалостливость Жизнестой кость
        Мастерство
Милостивость     Милосердие  
Миролюбие Миролюбие Миролюбие Миролюбие Миролюбие
Мужество        
Несгибаемость   Общительность Общительность  
        Открытость
Отвага     Открытость Пассионар ность
      Патриотизм  
      Простодушие  
Патриотизм        
Решительность Свободолюбие   Свободолюбие  
      Сердечность  
      Смелость  
    Соборность Соборность  
Смелость        
    Совестливость Совестливость Сплоченность (коллективизм)
    Сплоченность (Коллективизм)    
      Стремление к социальному равенству  
Стойкость   Стыдливость    
      Совестливость  
    Терпимость   Талантливость
    Трудолюбие    
    Умеренность   Трудолюбие
        Упорство
        Человеколюбие

 

Итак, мы рассмотрели процесс формирования характера русского человека, его обусловленность географическими и климатическими факторами, историческими особенностями становления русского государства, особенностями религии, общинным укладом жизни. Это именно характерные черты русского человека. В рамках этнических характеристик наблюдается большое индивидуальное многообразие, а в поведении отдельной личности – вместе со светлыми чертами и много темных. При глубоком психоаналитическом рассмотрении психики конкретного человека мы увидим борьбу страстей, добра и зла, сложный внутренний мир, который нельзя описать одним цветом. В художественном плане это «подполье» человеческого сознания с потрясающей силой описал Ф. М. Достоевский. Но раскрыть мир конкретного человека – это не значит дать характеристику народа. И тот же Достоевский протестовал против того, чтобы темные стороны человека, описываемые в его произведениях, принимались за характеристику русского народа. Достоевский старался на фоне борьбы добра и зла показать сущностные качества русского человека. К ним он прежде всего относил: сострадание, всепонимание, всеотклик, способность встать на точку зрения другого и пережить чужую беду как свою; доброту, тво­рящую мир; духовность, определенную православием, волю к жизни и свободе; соборность, стремление к единению с другими людьми на основе любви к другим; привязанность к родной земле, сочетаемую с стремлением к равноправию всех народов.

Закончить рассмотрение нравственно-духовных качеств русского народа мы хотим цитатой из уже неоднократно упоминавшейся нами работы К.Д. Кавелина (1818–1885), виднейшего представителя русской общественной мысли прошлого века: историка, философа, правоведа.

Национальность, народность в разные эпохи развития имеют у одного и того же народа разные значения. Сначала, когда народ пребывает в непосредственном, природном состоянии, народность в его глазах неразрывно связана с внешними формами его существования; иначе и быть

не может, ибо другого существования он не знает и представить себе не в силах. Для него перемена форм есть и утрата народности; он не узнает себя под другою внешностью. Иван Берсень говорил еще в XVI веке, что народу, у которого изменяются обычаи, недолго стоять, и, по понятиям тогдашней Руси, он был прав. Но когда народ начинает жить более духовною жизнию, и слово «народность» одухотворяется в его устах, он перестает разуметь под ним одни внешние формы, но выражает им особенность народной физиономии; это нечто неуловимое, непередаваемое, на что нельзя указать пальцем, чего нельзя ощупать руками, чисто духовное, чем один народ отличается от другого, несмотря на видимое сходство и безразличие. Словом, национальность становится выражением особенности нравственного, а не внешнего, физического существования народа. С большим сближением различных народов она более и более одухотворяется, отрешается от внешнего, случайного, в сущности, безразличного: исчезнуть она не может, пока не исчезнет сам народ»[108].

Вполне очевидно, что в национальных чертах характера проявляется архетип наций, которая глубинно детерминирует формирование характера конкретного человека (по Юнгу).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь