Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Шрила Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж. Примечание



11 августа 2000 г., Шри Шри Радха-Дамодара Мандир, Вриндаван, Индия.

 

Сегодня очень важный день для всех гоудия-вайшнавов. Сегодня мы отмечаем уход того, кто обрел высочайшую милость Господа Чайтаньи и кто знал Его желания, Его мано 'бхишта - Шри Рупы Госвами, который явился в этот мир лишь ради исполнения миссии Шри Чайтаньи Махапрабху.

Я хочу вспомнить один стих, написанный Кави Карнапуром. Однажды, когда Кави Карнапур был совсем маленьким и еще не говорил, он ухитрился схватить большой палец Махапрабху и стал сосать его. Мальш тут же явил восхитительные и прекрасные переживания. В нем пробудилась бхава, он стал серьезным и начал произносить шлоки. Поэтические строки, сходившие с его уст услаждали слух. Вот почему Кави Карнапур смог описать отношения Шрилы Рупы Госвами и Махапрабху.

прия-сварупе даита-сварупе
према-сварупе сахаджабхирупе
ниджанурупе прабхур эка-рупе
татана рупе сва-виласа рупе

Что означают слова прия-сварупе? Дорогой друг Махапрабху, его прия, это Шри Сварупа Дамодара или Лалита деви, а дорогой друг Сварупы Дамодары это Рупа Госвами. Поэтому Рупу Госвами называют ану-сварупа дамодара, тот, чей характер в точности как у Лалиты.

Прия-сварупа. Радха-Кришна это сварупа Махапрабху, Его облик и суть. В действительности Его сварупа это Кришна, и как Кришне, дороже всех Ему Рупа Манджари. Кто является прия-сварупой Кришны? Радхика. А дороже всех Радхике, Ее парама-прия, это Рупа Манджари. Поэтому во всех отношениях, и с точки зрения Кришны, и Радхи и любого во Врадже, Рупа Манджари является парама-прией.

Даита-сварупа. Она является в образе Шрилы Рупы Госвами, самого дорогого спутника Махапрабху, а Он это Кришна, принявший настроение Радхики. Даита Кришны это Радхика, а ее парама-прия, та, кто Ей дороже всех, это Рупа Манджари, которая знает Ее бхаву. Вот почему Рупа Госвами смог одарить мир Ее бхавой, за что Махапрабху дорожит им больше всех. Даита означает милый сердцу. Рупа Манджари милее всех Шримати Радхике.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати это Шри Варшабханави-даита, слуга той, кто дорог Шри Варшабханави, Шримати Радхике, то есть Шри Рупы Манджари. Мы поклоняемся Шриле Бхактисиддханте Сарасвати в таком настроении. Высшее совершенство жизни в обретении прибежища лотосных стоп Шри Рупы Манджари - мы не просим ни о чем другом.

прия-сварупе дайита-сварупе
према-сварупе сахаджабхирупе

Рупа Госвами это воплощение восторженной любви Махапрабху к Богу. Как Рупа Госвами дал эту любовь? Прежде всего, в Упадешамрите, он наставил живых существ в том, как освободится от анартх. Даже следуя одному наставлению человек может обрести прити. Вачо вегам манаса кродха вегам… атьяхара праясашча, утсаха и так далее. Он дал нам все, шаг за шагом. Он дал определение всем ступеням бхакти: шраддха, анартха-нивритти, ручи, бхава, према, снеха, мана, праная, рага, анурага, бхава, махабхава, мадана, модана и мохана. Он описал все.

“Шримад-бхагаватам” (1.3.28) описывает Кришну словами "эте чамшах калах пумсах кришнас ту бхагаван сваям", так же и Шрила Рупа Госвами описал бхакти:

аньябхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам

анукульена кришнану-шиланам бхактир-уттама

 (Бхакти-расамрита-синдху, 1.1.11)

Никто прежде не давал такого прекрасного и полного определения бхакти. “Шримад-бхагаватам” тоже дает определение бхакти, это стих сарп ранг парануракти… (ссылка), есть и другое определение — сарвопадхи винирмуктам… (Бх.-р.-с., 1.1.12). До появления определения “аньябхилашита шуньям” были известны только эти определения. Парануракти это хорошо, но если человек не следует предписаниям шастр и не свободен от анартх это не будет парануракти. Определение же Шрилы Рупы Госвами включает в себя все, начиная от аньябхилашита и заканчивая бхакти-уттама.

Что такое садхана? Садхана не означает бестолковое и бесцельное повторение харинамы, чтение книг или проведение арчаны. Садхана это практика, совершаемая с определенной целью. Цель это прити. Бхакти это нитья-сиддха-бхава. Если мы совершаем садхану ради пробуждения бхавы, занимая все наши чувства и следуя принципу аньябхилашита-шуньям, тогда это садхана-бхакти или нитья-сиддха-бхава. Нитья-сиддха-бхава это непрерывное взращивание уттама-бхакти. Садхана это практика, пробуждающая в нашем сердце бхаву, это повторение Святого с желанием обрести бхаву. Чтобы пробудить бхаву садхана должна быть аньябхилашита-шуньям гьяна кармади-анавритам, должна совершаться телом, в мыслях, словами и чувствами. Ушами мы слушаем, языком повторяем, а в уме медитируем — все это ради пробуждения бхавы. Мы должны идти по стопам нитья-сиддх.

Дав наставления в садхане Шрила Рупа Госвами перешел к бхаве. Чему он учил? Человек должен жить чувствами вечных спутников Кришны. Вместе с тем, бхава это не то, что совершается умом. Стадия умственной деятельности предшествует бхаве. Одно погружение ума в медитацию еще не является бхавой. На стадии бхавы ум следует атме, а она следует за вечными спутниками. Это спутники Махапрабху, такие как Рупа Госвами или, в кришна-лиле, Рупа Манджари, самая дорогая служанка Радхарани. Кто обретает шуддха-саттву Рупы Манджари? Это приходит к тем, в чьих сердцах пробудилась бхава. Бхава это шуддха-саттва, это не то, что происходит в уме. Это гораздо, гораздо выше. Течение бхавы несет на Голоку Вриндавану, к сердцу дорогой Рупы Манджари.

Таким образом, совершение бхаджана под опекой и защитой Рупы Манджари проявит в нашем сердце аньябхилашита шуньям Рупы Госвами, и по его милости Такой бхаджан приведет к следующему:

шуддха-саттва-вишешатма према сурьямшу-самьябхак

ручибхиш-читта-масринья - крид асау бхава учьяте

“Когда преданное служение (бхакти) утверждается на трансцендентном уровне чистой благости (шуддха-саттва-вишешатма), оно подобно лучу солнца любви к Кришне (према-сурьямшу). В это время преданное служение смягчает сердце различными влечениями (ручи) и такое бхакти называется бхава”. (Бхакти-расамрита-синдху 1.3.1)

Вслед за этим в сердце является према. Сначала в виде стхаи-бхавы, непрерывного ликования, а затем в форме вибхавы, анубхавы, санчари-бхавы и так далее. Соединяясь, они превращаются в расу. Об этом рассказал Рупа Госвами. О ком можно сказать, что у него есть према? Как-то раз один человек, рассказал, как получил даршан Радхарани и Кришны и Те благословили его. Можно было подумать, что он возвышенный преданный, но почему он не оставил тело или не потерял рассудка, с ним не случилось ничего подобного, а потому это не према. Когда к кому-то приходит према он становится без ума от Кришны.

На стадии бхавы почти нет анартх, даже те, что могут порой проявляться, не причиняют беспокойства. Но на стадии премы анартх нет. Когда бхава усиливается, она превращается в прему. На уровне премы в полной мере проявляются ашта-саттвика-бхава и сердце совершенно тает. Если у нас сейчас, на нашем уровне, порой текут слезы и нас охватывает ликование это абхас, тень или подобие. Это еще не чисто. Это временно, поскольку может быть поглощено анартхами.

На стадии бхавы есть мамата-рати, чувство обладания. Когда это чувство становится сильным и насыщенным, оно называется премой. В это время преданный думает: “Кришна мой, а я его”. Шрила Рупа Госвами подробно рассмотрел признаки разных стадий и затем объяснил их.

После премы он говорит о снехе, стадии на которой сердце всегда в расплавленном состоянии. После снехи идет праная и затем мана, хотя порой два этих потока сливаются. Затем Рупа Госвами описал восхитительные признаки раги и анураги, и высочайший уровень вишая и ашрая. Когда анурага достигает своего высшего предела она становится махабхавой. Затем следуют рудха, адирудха, модана, мадана и так далее. Рупа Госвами описал все это.

Никто до Чайтаньи Махапрабху не знал об этих стадиях. У людей было некоторое представление об этом, но никто по-настоящему не объяснял прему, мадана, модана и далее. Подлинное объяснение дал Рупе Госвами Шри Чайтанья Махапрабху и могущество Рупы Госвами было столь огромным, что его наставления повлияли не только на нашу сампрадаю, но и на другие тоже.

Все ачарьи нашей сампрадаи: Шрила Рагхунатха Даса Госвами, Шрила Джива Госвами, Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами и другие, следовали в своих произведениях Рупе Госвами. Рагхунатха Даса Госвами известен как величайший рупануга. Свое произведение “Вилапа-кусуманджали” он начинает с предложения пранам Шри Рупе Манджари:

твам рупа-манджари сакхи пратхита пуре `смин

пумсах парасья ваданам хи пашьясити

бимбадхаре кшата манагата-бхартрикая

ят те вьядхайи ким утач-чхука-пунгавена

Затем он предлагает множество пранам остальным. После того, как Шрила Джива Госвами изучил все писания Рупы Госвами, он написал “Гопала-чампу”, “Сат-сандарбхи” и комментарии на “Шримад-бхагаватам”, “Уджвала-ниламани” и “Бхакти-расамрита-синдху”. Шрила Нароттама дас Тхакур простым языком выразил в своей “Према-бхакти-чандрике” учение Рупы Госвами. А Шрилу Бхактивинода Тхакура мы знаем как рупануга-вараяте, величайшего среди последователей Рупы Госвами, его “Джаява-дхарма” строго следует учению Рупы Госвами.

Махапрабху встречался с Рупой Госвами в трех местах, сначала в Рамакели, затем в Праяге и, в итоге, в Пури. Когда Чайтанья Махапрабху увидел Рупу Госвами Он подумал: “Вот кто откроет миру мои сокровенные переживания”. Махапрабху попросил, чтобы все, Шри Нитьянанда Прабху, Шри Адвайта Ачарья, Шри Сварупа Дамодара и Шри Рамананда Рая благословили Рупу Госвами. Для чего? Чтобы благодаря их милости он мог дать все расы: шанта, дасью, сакхью, ватсалью и мадхурью. Самое лучшее, если кто-то приходит к нему за мадхурьей, но он так же может даровать и все другие расы. Таким образом, благодаря милости, Рупа Госвами подарил миру восхитительные книги, впервые рассказывающие о том, что пришел дать Махапрабху.

Сегодня день ухода Рупы Госвами. В этом месте он совершал свой бхаджан и здесь же находится его самадхи. Кто провел ему самадхи? Джива Госвами, Рагхунатха Даса Госвами, Рагхунатха Бхатта Госвами и все остальные Госвами. В действительности они не помещали его в самадхи, он сам вошел в самадхи (см.прим.). Здесь он совершал множество служения. Здесь написал “Бхакти-расамрита-синдху”, “Уджвала-ниламани”, “Видагдха-мадхаву”, “Лалита-мадхаву”, “Хамсадуту” и много других произведений. “Видагдха-мадхава” была завершена в Гокуле, примерно в то время, когда Чайтанья Махапрабху ушел на Гокулу Вриндавану. Через пять лет была завершена “Лалита-мадхава”. Каждая книга рождалась в его сердце и, в действительности, все они зарождались здесь. Сюда приходили Шри Санатана Госвами и все Госвами.

В начале “Брихад-бхагаватамриты” Санатана Госвами молит Рупу Госвами о милости. Он обращается с молитвой к Рупе Чайтаньи Махапрабху и к Рупе Шримати Радхики. Рупа Шримати Радхики это Рупа Манджари, она столь же прекрасна, как и ее свамини (госпожа). Только у Шримати Радхики, Вишакхи деви и Рупы Манджари один облик (рупа). Радхика и Вишакха родились в один день и их качества и характеры одинаковы. У Рупы Манджари облик тот же, поскольку она дороже всех Шримати Радхике. Поэтому и Санатана Госвами и другие обращаются к ней с мольбой: “О Рупа, одари нас своей милостью. Ты знаешь сердце Чайтаньи Махапрабху и Радха-Кришны”. Во многих местах своих произведений наши ачарьи возносили такие молитвы. Мы видим, что для Махапрабху нет никого дороже Шри Рупы.

Сегодня мы пришли в это место чтобы предложить пранамы его лотосным стопам и попросить его о милости. Божествам этого храма поклонялся Джива Госвами, здесь есть Гирираджа-шила Санатаны Госвами и небольшое Божество которому поклонялся Шрила Рупа Госвами. Это лучшее место во всем мире. Это самое могущественное место во всем Вриндаване. Хотя Вамшиват это лила-стхана Кришны, и мы можем попытаться попасть туда совершая садхану, без милости Рупы Госвами мы не способны на это. Поэтому мы должны предложить наши пранамы Рупе Госвами и затем идти на Вамшиват.

Гоура премананде!

Примечание:

Самадхи — в этом абзаце Шрила Гурудев использует три значения слова “самадхи”. Сначала он говорит о самадхи как о сооружении, самадхи-мандир, затем речь идет о церемонии самадхи, которую провели Госвами и потом говорится о состоянии самадхи, в которое вечно погружен Шрила Рупа Госвами.

 

У самадхи-мандира Шрилы Дживы Госвами

Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Госвами Махарадж
Вриндаван, храм Радха-Дамодары, 23 августа 1999 г.

 

Мы находимся перед бхаджан-кутиром Шрилы Кришнадаса Кавираджи и самадхи Шрилы Дживы Госвами. Здесь Джива Госвами совершал бхаджан и служил лотосным стопам своего Гурудева, Шрилы Рупы Госвами. Вам необычайно повезло посетить бхаджан-кутир и самадхи Шрилы Дживы Госвами. После ухода Рупы и Санатаны, Шрила Джива Госвами стал ачарьей Враджа-мандалы, Кшетра-мандалы и Гаура-мандалы. Вы знаете, как наши Госвами следовали учению гуру-варги? Они полностью посвятили себя миссии гуру. В наши дни все реже можно встретить таких последователей. Если хотите понять, как вручить себя гуру, – учитесь у Дживы Госвами.

Учитесь на примерах Шрилы Дживы Госвами, Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами и Шрилы Рагхунатхи даса Госвами. И тогда вы сможете осознать эти истины. Без твердой веры (ништхи) в гуру и вайшнавов, что с нами будет? Здесь, у стоп Кришнадаса Кавираджи Госвами и других ачарий, просите, чтобы они дали вам понимание, как служить гуру и вайшнавам. Что переживал Шрила Рагхунатха дас после ухода Рупы и Санатаны? Казалось, сама жизнь покинула его, он буквально высох в разлуке. А у нас нет даже веры в гуру и вайшнавов.

«Теперь, когда со мной нет моего гуру (Шри Рупы Госвами), мне кажется, что огромные поля Враджа пусты, холм Говардхана превратился в питона, а Радха-кунда напоминает разверзнутую пасть тигра. Почему же я все еще жив?»[1].

У самадхи Рупы Госвами

Сегодня день ухода Шрилы Рупы Госвами. Он – близкий спутник Шри Чайтаньи Махапрабху и сама жизнь Гаудия-сампрадаи. Шрила Рупа Госвами – позвоночник нашей сампрадаи. Знаете ли вы, что он осуществил сокровенное желание Шри Чайтаньи Махапрабху?

Стоит задуматься о сокровенном желании Махапрабху, и станет ясно, насколько оно поразительно. Чего хотел Махапрабху? Завершив свои земные игры и вернувшись на Голоку, Кришначандра думал: «Только посмотрите. Я – Бог Богов. Я изначальный Господь. Нет истины выше, чем Я. Во всем мироздании нет никого красивее, милостивее и сладостнее Меня. Но люди этого мира не имеют возможности увидеть Меня, и поэтому не знают покоя. А Мне нет покоя без Шримати Радхики. Ее образ ласкает Мой взор, а прикосновение радует сердце. Песнь Моей флейты чарует все живые существа, но стоит Мне услышать голос Шримати Радхики, как Я забываю о том, как играть на флейте. На самом деле, гопи – Мои према-гуру. Они Мне и друзья, и гуру, и ученики, и возлюбленные. При виде Радхики Я буквально с ума схожу, а коснувшись Ее – вновь возвращаюсь к жизни.

Но кое-что остается непонятным. У Радхики больше достоинств, чем у Меня, поэтому Она дарует Мне безграничное счастье. Однако восторг, который Она испытывает при виде Меня, значительно больше, чем доступный Мне. Это уму непостижимо. Во Мне есть что-то, очаровывающее всех гопи. Но Я не знаю, что это. Может, Моя флейта, а может – улыбка? Или это Моя сладость? Я не могу понять, что за качества во Мне так их привлекают? Никто не знает о Моей привлекательности лучше, чем Шримати Радхика. Только Радхика благодаря Своей любви может в полной мере познать Мою сладость.

Любовь Шримати Радхики ко Мне растет вплоть до махабхавы. Лишь Она переживает такое состояние, как мадана. Мне подобные чувства неведомы».

Кришна способен испытать адхирудха-бхаву и читра-джалпу, но он не знает ничего выше.

«Мне нужно прочувствовать настроение Радхи, – решил Кришна, – а иначе Я не смогу понять, какой восторг испытывает Она при виде Меня. Я знаю, какое счастье приносят Мне наши встречи, но что за счастье испытывает Она? Едва услышав песнь Моей флейты, Она словно сходит с ума от любви. Я тоже хочу испытать это. Поэтому Я должен прочувствовать Ее настроение».

«Чтобы постичь величие любви Шримати Радхарани (пранайа-махима), чтобы познать, какими прекрасными качествами в Нем наслаждается Она одна благодаря Своей любви (адбхута-мадхурима), а также чтобы изведать счастье, которое испытывает Она, вкушая сладость Его любви (саукхйам), – Господь проникся настроением Радхарани и явился в этот мир из лона Шримати Шачи-деви, как некогда месяц возник из глубин океана»[2].

Не найдя ответов на все эти вопросы, Кришна опечалился. Он понял, что Ему нужно принять Шримати Радхику в качестве гуру и полностью предаться Ей. Ему придется стать учеником даже Ее близких подруг, и только тогда Он сможет пережить чувства, которые Она испытывает. Поэтому Махапрабху пришел в этот мир и прежде всего принял Своим шикша-гуру Рамананду Рая (Вишакху). Лишь полностью предавшись Радхе, Он смог понять природу Ее любви. Затем Он уединился в Гамбхире, чтобы прочувстовать все эти настроения. Рупа Госвами не только понял сокровенное желание Махапрабху, но и объявил о нем всему миру. Как он это сделал? Он написал такие книги, как «Удджвала-ниламани», «Бхакти-расамрита-синдху» и др. Он дал определение понятиям бхакти, садхака, бхава, анурага, према, рагануга, бхава и махабхава. Также он объяснил, что такое садхана.

«Практика составляющих бхакти с помощью чувств и ума, преследующая целью достичь бхава-бхакти, называется садхана-бхакти. Бхава, вечно присущая дживе, проявляется в сердце, очищенном в процессе садханы. Это происходит по милости нитья-сиддха и маха-бхагавата гуру, способного передать шуддха-саттву в сердце достойного ученика»[3].

Нашу практику можно назвать садханой только в том случае, если она нацелена на бхаву. Сначала нужно понять, что такое бхава, и пожелать обрести ее. Бхава изначально заложена в нашем сердце, но нам нужно ее раскрыть. Если мы слушаем, памятуем и говорим о Кришне, желая достичь бхавы, то это называется садханой. Все мы пока очень далеки от подлинной садханы.

Если мы практикуем, не имея вкуса (ручи), то это вайдхи-бхакти. А если в сердце пробуждается жажда обрести любовь вечных спутников Кришны (рагатмика-бхаву), и мы совершаем бхаджан в этом настроении и под руководством гуру-варги, тогда это рагануга-бхакти.

Шри Рупа Госвами дает следующее определение бхавы:

«Бхава-бхакти 1) состоит исключительно из шуддха-саттвы; 2) подобна лучу солнца премы и 3) размягчает сердце, наполняя его различными трансцендентными вкусами»[4].

Какой прекрасный стих! До Рупы Госвами люди не знали ничего подобного. Об этом не было известно ни в одной сампрадае. Поэтому Рупа Госвами – гуру всех сампрадай. Что бы с нами было, если бы не пришел этот спутник Махапрабху, Шри Рупа Госвами?

«Если бы Рупа Госвами не пришел в этот мир в Кали-югу, кто бы открыл великую сокровищницу враджа-премы и дал доступ в нее всем желающим?»[5]

Шри Чайтанья Махапрабху и Шри Нитьянанда Прабху принесли в этот мир бесценное сокровище премы. Раньше никто не давал ничего подобного. Раньше сокровищница с любовью Радхи и Кришны была наглухо закрыта, так что пробраться внутрь не мог даже муравей. Но теперь она распахнута настежь, как вот эти двери (Шрила Гурудев указывает на раскрытые двери самадхи-мандира Шрилы Рупы Госвами). Рупа Госвами сломал замок, открыл сокровищницу с богатствами Махапрабху и раздал их всем. Это богатство получили все, кто пришел в эту сампрадаю, независимо от своего духовного уровня.

Как Рупа Госвами это сделал? По особой милости Шри Чайтаньи Махапрабху. Рупа Манджари превосходит даже Лалиту и Вишакху. Она особенно дорога Шримати Радхике. Без благословения Шри Рупы Манджари невозможно войти в мир бхаджана. Даже Лалита и Вишакха просят у нее позволения войти в кунджу: «Можно ли нам увидеть Божественную Чету?» Рупа Манджари может попросить их подождать.

В Праяге Махапрабху наделил Шрилу Рупу Госвами особой силой. Он Сам пролил на него милость, а также попросил остальных (Нитьянанду, Сварупу Дамодару и др.) благословить его. Если бы Рупа Госвами не появился, всего этого бы не произошло.

Почему мы сначала кланяемся его самадхи, а затем бхаджан-кутиру? Самадхи считается местом, где он достиг совершенства, потому что здесь Шрила Рупа Госвами поднялся на один уровень со Шримати Радхикой. Он обрел такой же образ, те же черты, то же сердце, те же качества. Смотрите, на стене самадхи написано:

прийа сваpупе дайита сварупа
према сварупе сахаджабхи рупе

Это строки поэта Кави Карнапура. Кто это? Будучи младенцем, он взял в рот большой палец стопы Махапрабху, и благодаря этому обрел божественную силу. И тогда он написал: прийа сваpупе дайита сварупа. Дайита сварупа означает, что Рупа Госвами полностью предался Махапрабху, а Тот принял его. Поэтому он очень дорог Чайтанье Махапрабху (дайита). Према сварупе. Он – олицетворение божественной любви. Если бы Рупа Госвами не пришел, кто бы стал посредником и дал миру эту любовь?

Сахаджабхи рупе означает, что он понял все настроения Махапрабху. Ниджану рупе указывает на его сходство с Махапрабху. У него такой же образ и качества, как у Махапрабху. И его любовь так же возвышенна, как любовь Махапрабху.

«Господь пожелал явиться в этом мире по двум причинам: вкусить нектар према-расы и научить обусловленные души чистому преданному служению, рага-бхакти. Поэтому Он известен как лучший среди знатоков расы и океан милости»[6].

Кришна очень милостив. Он – расика-шекхара. Он перенял настроение Шримати Радхики, в том числе и Ее милость. И что же Он сделал? Он стал проповедовать рагануга-бхакти. Даже Кришна этого не давал. Первым, кто посадил семя рагануга-бхакти, был Мадхавендра Пури. А затем, с помощью Рупы Госвами, оно проросло.

Вот почему Рупа Госвами так дорог Чайтанье Махапрабху. Постарайтесь вручить себя Шриле Рупе Госвами и размышляйте о его играх.

Здесь, на этом месте, сидел Рупа Госвами, а Джива Госвами его обмахивал. Однажды, когда Рупа Госвами, олицетворенное смирение, писал «Бхакти-расамриту-синдху», к ним пришел Валлабхачарья и предложил Рупе Госвами отредактировать его книгу. Этот пандит выбрал стих:

«Разве может в сердце садхаки пробудиться блаженство вишуддха-бхакти, пока там живут две ведьмы – жажда мирских удовольствий и стремление к освобождению?»[7]

В этом стихе говорится, что бхакти не придет в сердце, пока в нем есть желание к бхукти и мукти. [Посчитав, что в стихе допущена ошибка, Валлабхачарья высказал замечание по этому поводу]. Затем пандит пошел на Ямуну. Джива Госвами стал сопровождать его. По дороге обсуждая эту шлоку, он полностью опроверг Валлабхачарью. Пандит был впечатлен. Он вернулся к Рупе Госвами и спросил:

– Что это за мальчик?

– Это мой ученик, – ответил Рупа Госвами.

– Он гений! Теперь я понял, что твоя книга не нуждается в моей редактуре. Если этот шестнадцатилетний юноша так гениален, что же тогда говорить о тебе….

С этими словами он ушел.

Рупа Госвами сказал Дживе Госвами:

– Ты оскорбил нашего гостя. Тебе нельзя жить во Вриндаване. Немедленно уходи.

В разлуке Джива Госвами начал писать «Сандарбхи». Реакция Шрилы Рупы Госвами была правильной, но и в поступке Дживы Госвами не было ошибки. Если кто-то пытается спорить с нашим Гурудевом, нужно немедленно опровергнуть доводы этого человека. С другой стороны, Шрила Рупа Госвами – это Гуру, он с почтением относится даже к травинке. Поэтому он тоже прав, что отругал ученика.

Шрила Джива Госвами жил в крокодильей горе и плакал дни и ночи напролет: «О, Гурудев!» Он почти ничего не ел, лишь иногда пил немного пахты. У него буквально живот к спине прилип – так сильно он исхудал. К тому же, он заболел.

Однажды в эту деревню пришел Санатана Госвами. Местные жители считали юного Дживу великим святым и сказали Санатане Госвами: «У нас живет молодой Бабаджи, еще более отрешенный, чем ты». Шриле Санатане Госвами стало любопытно посмотреть на него. Увидев состояние Дживы Госвами, он не смог сдержать слез. Он перенес Дживу Госвами в свой бхаджан-кутир, а на следующий день пошел повидаться с Рупой Госвами.

У Рупы Госвами было большое собрание. Он рассказывал хари-катху о том, что нужно быть милостивым ко всем дживам и помогать всем развивать сознание Кришны. После лекции Шрила Санатана Госвами спросил:

– А сам ты следуешь этому наставлению?

Санатана Госвами был не только его старшим братом, но и гуру. Он рассказал Рупе Госвами о том, что случилось с Дживой Госвами. Рупа Госвами очень расстроился, и они немедленно пошли к Дживе Госвами. Увидев своего ученика, Рупа Госвами заплакал. Он взял его на колени, собственными руками омыл его тело и дал лекарство. Иначе Джива Госвами бы умер. Рупа Госвами ухаживал за Дживой Госвами до тех пор, пока тот ни поправился.

Есть ли в наши дни такие ученики и гуру? Ученики приходят, только чтобы поесть. А при первом же испытании они сбегают.

[Позже в этот же день]: Рупа Госвами – это Рупа Манджари. Он жил в Тера-кадамбе между Яватом и Нанда-гаоном. Это место полно очень глубоких настроений, поэтому Рупа Госвами решил поставить там хижину. «Чайтанья-чаритамрита» вкратце описывает его жизнь.

Один преданный пришел из Вриндавана в Пури, чтобы встретиться с Чайтаньей Махапрабху. Шри Чайтанья Махапрабху спросил, как совершают бхаджан Рупа и Санатана Госвами, и тот ответил:

– Как описать бхаджан Шрилы Рупы и Санатаны Госвами? Я могу лишь коснуться капли их славы. Оба брата носят только дор-каупины, и те изорваны. Из утвари у них есть только глиняный кувшин для питья. Едят они с ладони. Их единственная собственность – это кришна-према, которую ни один вор не может украсть. Иногда за день они съедают лишь одну лепешку без соли и воды, иногда - всего одну пригоршню прасада, а иногда и вовсе постятся. Иногда они спят по полчаса в сутки, а иногда вообще не спят. Они с почтением относятся ко всем живым существам: от самых высших до самых низших. Каждую ночь они спят под другим деревом, потому что под каждым из них Радха и Кришна совершали множество игр.

Однажды Санатана Госвами пришел к Рупе Госвами, и они стали увлеченно обсуждать игры Радхи и Кришны. Рупа Госвами подумал: «Я даже не пошел милостыню собирать, чем мне угостить брата?» Тут же появилась маленькая девочка с рисом и молоком. Она сказала:

– О Бабаджи, вот тебе рис и молоко, пожалуйста, приготовь кхир. Меня мама зовет, мне пора идти.

Вернувшись через некоторое время, девочка увидела, что братья так и не развели огонь. Поэтому она сама приготовила сладкий рис, попросила их быстро предложить его Господу и почтитьпрасад.

Шрила Рупа Госвами предложил сладкий рис Радхике, и когда Шрила Санатана Госвами попробовал его, им овладел восторг премы. Он понял, что кхир приготовила Сама Шримати Радхика. Он спросил у Рупы Госвами:

– Какие мысли сегодня посещали тебя?

– Я только подумал, что мне нечем тебя угостить, – ответил Рупа Госвами.

Шрила Санатана Госвами сказал ему:

– Не следовало тебе думать об этом. Шримати Радхика Сама пришла, чтобы исполнить твое желание. Мы должны служить Ей, а не наоборот.

……………………………….

Перевод с хинди на английский: Манджулати диди
Перевод на русский: Таруни даси
Над текстом работала: Джагад-мохини даси

 

[1] шунйайитам махагоштха
мгириндво аджгарайе тэ
вйагхра тундайа тэ кундам
дживату рахитасйа ме

(«Пратханашрая-чатурдашака», 11)

[2] шри-радхайах пранайа-махима кидришо ванайаива
свадйо йенадбхута-мадхурима кидришо ва мадийах
саукхйам часйа мад-анубхаватах кидришам вети лобхат
тад-бхавадхйах самаджани шачи-гарбха-синдхау хариндух
(Ч.-ч., Ади, 1.6)

[3] крити-садхйа бхавет садхйа-
бхава са садханабхидха
нитйа-сиддхасйа бхавасйа
пракатйаv хриди садхйата
(Б.-р.-с., 1.2.2)

[4] шуддха-саттва-вишешатма
према-сурйамшу-самйа-бхак
ручибхиш читта-масринйа-
крид асау бхава учйате
(Б.-р.-с., 1.3.1)

[5] йан кали рупа шарира на дхарата?
тан враджа-према-маханидхи-кутхарика,
кауна капата удгарата
(«Йан Кали-рупа-шарира на дхарата», Шри Мадхава дас)

[6] према-раса-нирйаса карите асвадана
рага-марга бхакти локе карите прачарана
расика-шекхара кришна парама-каруна
эи дуи хету хаите иччхнра удгама
(Ч.-ч., Ади, 4.15-16)

[7] бхукти-мукти-сприха йават
пишачи хриди вартате
тавад бхакти-сукхасйатра
катхам абхйудайо бхавет
(Б.-р.-с., 1.2.22)

…………………………………….

Источник: http://gurubhakti.ru/den-uxoda-shrily-rupy-gosvami

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-10; Просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь