Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Житие и мучение Евстафия Плакиды



В дни правления римского императора Траяна живёт храбрый и добродетельный муж, стратилат Плакида. И он, и его жена — язычники, но творят добрые дела. Человеколюбец Бог хочет спасти Плакиду от тьмы идолопоклонства и, когда тот отправляется на охоту, устраивает так, что перед ним предстаёт олень, между рогами которого сияет святой крест. Олень же говорит, что под видом животного Плакида видит Иисуса Христа, который явился емувобразе оленя, дабы вызволить из сети дьявольских заблуждений. Плакида обретает веру в Господа Иисуса Христа и крестится вместе с женой и двумя сыновьями.

Плакида получает при крещении имя Евстафий, а его жена Татьяна нарекается Феопистией. На следующий день Плакида отправляется на то же место, где ему было видение, и Господь говорит ему, что теперь Плакиде надлежит быть готовым ко всяким бедам, ибо он, крестившись, отошёл от дьявола и тот станет преследовать его. Если Плакида, невзирая ни на что, сохранит веру и победит дьявола, то он примет венец победы.

В доме Евстафия начинается мор, но он понимает, что это — предсказанная Господом напасть, и смиряется. Вместе с женой и сыновьями Евстафий тайно покидает дом, бросает всё имущество, которое становится добычей воров, и отправляется в Египет. Они садятся на корабль и отплывают из своей страны, но владелец корабля требует с них плату, а поскольку у Евстафия нет денег, он забирает его жену. Евстафий вынужден смириться и вместе с сыновьями сходит на берег. Когда они переходят реку, лев хватает одного сына и убегает с ним, в то время как волк уносит другого мальчика Евстафий в отчаянии: он убеждён, что дети его погибли. Но жители ближнего селения спасают детей, которые нисколько не пострадали, берут их к себе и воспитывают как своих.

Продолжение после рекламы:

Евстафий горько стенает и взывает к Богу, говоря, что напасти его больше тех, что выпали на долю Иову, который терпел муки на своей земле и имел рядом друзей, его утешавших. Он же, Евстафий, один на чужбине, и нет ему утешения. Но он всё же находит в себе силы обратиться к Господу Иисусу Христу за помощью, чтобы Он укрепил дух его в несчастьях и не дал уклониться сердцу под бременем бед и напастей. Евстафий приходит в селение Вадисон и живёт там пятнадцать лет. Он зарабатывает на хлеб, выполняя подённую работу и сторожа посевы.

В это время иноплеменники воюют с Римом и завоёвывают много областей. Император озабочен этим и вспоминает храброго Плакиду, о котором давно нет никаких известий. Император готовится к войне и поручает двум воинам, которые служили под началом Плакиды, найти его. Те приходят в селение, где он живёт, и расспрашивают его о Плакиде. Но Евстафий скрывает от них, что это — он сам. Наконец воины узнают его по шраму на шее, и Евстафий признаётся им, что он — их прежний начальник. Воины вручают Евстафию послание императора, и он вместе с ними от правляется на родину. Евстафий рассказывает императору обо всём, что случилось с ним на чужбине. Тот просит Евстафия быть, как прежде, его стратилатом. Евстафий соглашается и принимает от него меч.

Евстафий повелевает собрать новобранцев для войны с варварами. Жители того селения, где воспитывались сыновья Плакиды, отдают их воинам, так как они — чужеземцы. Евстафий замечает рослых и красивых юношей, которые не знают о том, что они — братья, и назначает к себе на службу. Руководимый Божьей волей, Евстафий нападает на страну, где живёт его жена, которая благополучно избегнула посягательств владельца корабля и с тех самых пор стережёт сады тамошних жителей.

Случается так, что шатёр стратилата ставят рядом с хижиной, в которой живёт его жена. Услышав разговор двух юношей, которые вспоминают о своём раннем детстве, об отце с матерью и о том, как в чужой стране на них напали дикие звери, она понимает, что это — её сыновья. Те в свою очередь убеждаются, что они — родные братья. Она приходит к стратилату, рассказывает ему свою историю и замечает у него на шее шрам. Так она узнаёт, что перед ней — её муж. Она уверяет Евстафия, что по милосердию Божьему никто не коснулся её и она осталась неоскверненной. Тот счастлив тем, что обрёл любимую супругу, которую считал погибшей. Тогда жена пересказывает ему то, что слышала из разговора юношей в его шатре. Евстафий призывает их к себе и, услышав их рассказ, убеждается в том, что они — его дети.

После победы над варварами Евстафий устраивает великий праздник, прославляя Господа нашего Иисуса Христа. Но когда он с семьёй возвращается на родину, то узнаёт, что вместо умершего Траяна императором стал язычник Адриан. Когда Евстафий отказывается совершить жертвоприношения в языческом храме, Адриан лишает его всех почестей и повелевает отправить всю семью в цирк на съедение диким зверям. Но звери не трогают их. Адриан, видя это чудо, повелевает раскалить медного быка и бросить в его чрево Евстафия с семьёй. Но осуждённые на смерть молятся Господу, чтобы Он превратил ярость огня в холод и в нём сподобил их скончаться. Голос с неба даёт им согласие и говорит, что отныне Он дарует им венцы победные. Святые входят в огонь, а когда через три дня Адриан приказывает открыть медного быка, то все видят, что тела святых мучеников невредимы и светятся ярче снега.

Язычники, видящие это чудо, обретают веру в Иисуса Христа, а христиане выкрадывают тела мучеников, тайно хоронят их и строят на месте их захоронения храм, прославляя Господа нашего Иисуса Христа.

Житие Марии Египетской

Действие Жития происходит в VI в. и разворачивается в Египте, Иерусалиме, в монастыре на Иордане и заиорданской пустыне. Наиболее вероятный автор — иерусалимский патриарх Софроний.

Благонравный старец Зосима всю жизнь с младенчества (в начале Жития ему пятьдесят лет) подвизается в одном из палестинских монастырей и проходит все подвиги постничества. Зосима отличается пониманием Божественного Слова, и его основное занятие — это петь Богу и поучаться Его Слову.

Однажды Зосиму посещает искушение — ему кажется, что он всего достиг на своём поприще, он не нуждается более в наставлениях, да и кто бы мог его теперь чему-то научить? Мысли Зосимы прерываются появлением ангела, который предсказывает ему подвиг больший предыдущего, но пока ещё Зосиме не ведомый. Ангел повелевает старцу отправиться в дорогу, чтобы узнать, что существует множество путей к спасению.

Зосима приходит в монастырь на Иордане, как ему указывает ангел, и подчиняется распорядку новой для него обители. В Великий Пост все монахи монастыря, кроме двоих, остающихся присматривать за монастырской церковью, удаляются в пустыню, где каждый в одиночестве постится. Переходит Иордан и Зосима. Он направляется во «внутреннюю пустыню», надеясь увидеть там какого-нибудь подвизающегося постника.

Продолжение после рекламы:

Так и случается. Зосима видит нагого человека, который бежит от него. Зосима, «забыв старость», бросается за ним. Когда он наконец уговаривает человека остановиться, тот признаётся, что она женщина, и просит одежду. Имя женщины — Мария — Зосима узнаёт только после её смерти. Зосима отдаёт ей часть одежды и просит рассказать о себе, по отдельным её ответам понимая, что встретившаяся ему в пути — женщина необычная, гораздо ближе находящаяся к Богу, чем он, так как она имеет дар прозрения (Мария, ранее никогда не знавшая Зосиму, называет его по имени). Впрочем, у Зосимы находится повод усомниться: когда Мария молится, он видит, что подвижница стоит уже не на земле, а на воздухе. Тогда он решает, что перед ним привидение. Но Мария, угадав его мысли, разуверяет его.

Мария рассказывает свою историю: она родилась в Египте, а в двенадцать лет бежала в Александрию и предалась там блуду, причём не из-за денег, а подчиняясь желанию плоти. Однажды она увидела паломников, садящихся на корабль, чтобы отправиться в Иерусалим на праздник Воздвижения Св. Креста. Мария села вместе с паломниками на корабль, соблазнившись большим количеством мужчин и обещая заплатить за проезд своим телом.

В Иерусалиме, смешавшись с толпой паломников, она хотела войти вместе со всеми на праздник в храм, но неведомая сила всякий раз отталкивала её, стоило ей приблизиться ко входу. И тогда Мария поняла, что ей мешает; так перед ней впервые открылась дорога к спасению. Мария вознесла молитву к пресвятой Богородице и пообещала, что более не осквернит себя. После молитвы путь в храм открылся для неё.

Войдя внутрь, Мария увидела Крест, и тут она поняла самое главное — Бог готов принять любого, кто раскается. Мария услышала голос, который провозгласил ей: «Если перейдёшь Иордан, обретёшь покой». Она купила три хлеба на подаяние, помолилась в монастыре Иоанна Крестителя, что возле Иордана, причастилась, переехала на лодке Иордан, и вот уже сорок семь лет, как она в пустыне, где пищей ей служили три хлеба и пустынные травы.

Из сорока семи лет семнадцать Марию преследовали различные искушения, с которыми она самоотверженно боролась; холод, зной, плотские желания донимали её, но одним из сильнейших искушений были для неё мирские песни, которые она помнила и которые ей хотелось напевать.

К удивлению Зосимы, Мария часто цитирует Писание, хотя, по её признанию, она «книгам никогда не училась». «Я питаюсь и покрываюсь гласом Божиим», — говорит она.

Мария просит Зосиму прийти через год к Иордану, но не переходить его. Святая сама переходит Иордан по воде, как Христос; Зосима причащает её, и Мария велит ему через год опять прийти на то место, где он её встретил в первый раз.

Когда Зосима приходит туда через год, он видит, что святая скончалась, а в изголовье ее начертана на земле надпись, в которой Мария просит её похоронить по-христиански. Из этой надписи Зосима наконец и узнаёт имя той, которая так поразила его святостью своей жизни. Прочитав надпись и помня, что Мария не знала грамоты, Зосима понимает, что Божественное Слово само учит человека, живущего этим Словом. Неведомо откуда взявшийся лев помогает Зосиме вырыть могилу, а затем монах и зверь расходятся в разные стороны.

Девгениево деяние

Произведение, в основе которого лежит византийский богатырский эпос, начинается с рассказа о том, как аравийский царь Амир похищает себе в жёны прекрасную девицу царского рода из «Греческой земли». Её братья, узнав о похищении, бросаются в погоню за Амиром в Сарацинскую землю, намереваясь убить его. Когда же братья добираются до шатра Амира, он говорит им, что тело их сестры находится на горе, где зарублено множество женщин и прекрасных девиц, потому что она отказалась исполнить его волю. Однако Амир обманывает их, и тогда братьям приходится кинуть жребий — кому выходить с ним на поединок. Когда противники готовятся к бою, на стороне Амира царит тьма, а на стороне младшего из братьев, которому трижды выпадает жребий вести бой, — светло, будто от сиянья солнца.

И когда младший брат побеждает аравийского царя и приволакивает его за волосы к братьям, Амир молит о пощаде и обещает креститься ради любви к прекрасной девушке и стать им зятем. Он рассказывает, где искать пленницу, и, только убедившись, что Дмир обращался с ней почтительно и что он тотчас готов отречься от своей сарацинской (т. е. мусульманской) веры, братья сменяют гнев на милость.

Хитростью, не говоря о своих истинных намерениях, Амир собирает богатые дары и отправляется в «Греческую землю».

Продолжение после рекламы:

При большом скоплении народа, которое даже смущает Амира, его крестят в реке Евфрат, причём свершает обряд сам патриарх, а крёстным отцом ему становится царь того города.

Вскоре мать Амира узнаёт, что её сын отрёкся от веры из-за любви к девушке; она отдаёт приказ вернуть его из «Греческой земли» вместе с новой женой, но девице снится вещий сон, благодаря которому заговор разоблачается, а троих сарацин, приехавших за Амиром, также обращают в христианство и оставляют жить в «Греческой земле».

После этих событий у царя Амира и его жены рождается сын Девгений.

Уже в двенадцать лет Девгений Акрит (Акритами называли пограничников, охранявших рубежи Византии) играет мечом, в тринадцать — копьём, а в четырнадцать хочет одолеть всех зверей. При этом он благочестив и считает, что сила, удача и веселие его — от Бога («надеюсь я на Бога-творца, что будет мне охота не труд, а великая утеха»). Первые подвиги Девгения — на охоте: он легко побеждает разных зверей — так сдавливает локтями медведицу, что она издыхает, отрывает голову медведю, разрывает лося, рассекает льва и, в конце концов, отрубает три головы огромному змею. Из этого всего автор делает вывод: «...не простой это человек, а самим Богом создан».

Другая редакция «Девгениева деяния» повествует затем о победе Девгения над храбрым Филипапой и над девой Максимьяной, замыслившими взять его в плен, «как зайца в сети». Филипапа рассказывает Девгению о том, что на свете есть ещё человек сильнее Девгения — Стратиг, чья дочь, «преславная Стратиговна», превосходит всех красотой, а кроме того, имеет мужскую дерзость и храбрость. Мудрый Девгений узнаёт из некоей книги свою судьбу: если он женится на Максимьяне, то проживёт шестнадцать лет, а если на девице Стратиговне, то тридцать шесть лет. Поручив Филипапу и Максимьяну отцу и матери и благословившись у них, Девгений едет на «завоевание» невесты. Он прибывает на двор Стратига, которого в этот момент там нет, и начинает «осаду». Девгений наряжается в дорогие одежды, распевает песни, аккомпанируя себе на гуслях, и «во всём ему была Божья помощь».

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

Стратиговна с первого взгляда влюбляется в Девгения, который, не откладывая дела в долгий ящик, спрашивает Стратиговну, хочет она быть его женой или же полонянкой?

Представления о чести значат для Девгения очень много, поэтому он объясняет Стратиговне, что не хочет уподобляться вору и тайно уводить её — Стратиговна должна рассказать отцу, что её похитили.

Когда Стратиг возвращается, Девгений вновь приезжает в его двор, разбивает ворота и три часа ждёт Стратига, вызывая его с сыновьями, но Стратиг не верит, что кто-то может осмелиться так себя вести на его дворе. Девгению все-таки приходится похищать Стратиговну, и, посадив её на своего коня, с песнями и славя Бога, он выезжает со двора. Но погони нет, тогда Девгений опять возвращается к дому Стратига («Покрою я себя великим позором, если не будет за мной погони») и начинает там бесчинствовать. Наконец Стратиг понимает, что Девгений действительно нанёс бесчестие его дому, и начинает сзывать своих могучих сыновей и собирать воинов. Пока Стратиг занимается военными приготовлениями, Девгений спит, а Стратиговна стережёт его сон.

Наконец Стратиг собирает войско, и оно приближается к Девгению. Стратиговна будит его, и они договариваются, что Девгений не будет убивать своих будущих родственников. «Как сильный сокол» ударяет Девгений «в середину войска и, как хороший косец траву косит: раз проскакал — убил семь тысяч, назад возвратился — убил двадцать тысяч». Нагоняет он и Стратига, ударяет слегка его по шлему, и Стратиг молит о пощаде, говоря, что желает им со Стратиговной счастья. Девгений берёт их в плен, при этом сыновей Стратига он связывает, а самого Стратига не связывает.

Стратиг с сыновьями молят Девгения отпустить их на свободу, к их просьбам присоединяется и Стратиговна. Девгений соглашается, но сначала хочет поставить на них своё клеймо, однако Стратиговне удаётся отговорить его. В память о поражении Девгений берёт со Стратига и его сыновей бесценные золотые вещи — крест прадеда и пряжки с жемчугом и драгоценными камнями, а после приглашает на свадьбу. Договариваются они на том, что сначала три месяца свадьбу будут играть у Стратига, а потом три месяца у Девгения. Автор надолго останавливается на описании свадебных подарков, а после делает вывод, что Девгений — пример для всех христиан.

Другой подвиг Девгения Акрита — победа над царём Василием, который «сторожил < …> всю страну Каппадокийскую». Царь Василий, прослышав о храбрости Девгения, в ярости решает пленить его. Василий посылает Девгению лживую грамоту, где приглашает его к себе, чтобы подивиться на его удаль. Василий и Девгений обмениваются письмами и послами, при этом каппадокийский царь от льстивых слов всё больше переходит к угрозам, а Девгений, раскрывая его чёрные замыслы, призывает Василия прийти с малым войском к реке Евфрат. Через своего посла Девгений передаёт заносчивому владыке: «Скажи царю своему: если ты надеешься на свою силу, то я уповаю на Бога-создателя. И не может сравниться сила твоя с могуществом Божьим».

Читая слова Девгения и слушая посла, Василий все больше приходит в ярость, собирает войско и выступает навстречу Девгению, но, не видя его войска, начинает бояться: «Узнал что-то о нас Девгений и задумал, либо же сам хочет прийти с большим войском». Девгений один противостоит силам царя, и тот, послушавши бояр («Чего же стоит власть твоя, царь, если ты одного воина испугался, ведь не видно с ним войск»), решает сразиться с Девгением. Девгений побеждает войско противника, и царь с горсткой воинов обращается в бегство. Девгений нагоняет их, берёт в плен, а затем занимает город. Девгений царствует в городе Василия, а пленных отпускает согласно словам Писания: «Не может быть раб больше господина своего, а сын больше отца своего». Вскоре Девгений сажает на престол отца, говоря, что те двенадцать лет жизни, которые остались ему, он хочет прожить спокойно


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь